Проблема биосоциальной природы человека в современной философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема биосоциальной природы человека в современной философии.



Важное значение для понимания сущности человека имеет вопрос о его происхождении. В современном естествознании чаще всего он решается на основе эволюционной теории Чарльза Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции лежит естественный отбор. Главную причину изменения биологических видов Дарвин видел в изменении условий окружающей среды. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые наиболее приспособлены к изменяющимся условиям окружающей среды. Следовательно, человек – это особый биологический вид, который имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. По Дарвину, мышление человека, способность к труду – это многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Таким образом, теория Дарвина в определенном смысле «растворяет» человека в животном мире. Дополнить теорию Дарвина попытался Энгельс, который выделил труд как главную причину превращения обезьяны в человека. Развитие науки в XX в. подтвердило ряд положений теорий Дарвина и Энгельса. Однако вопрос о происхождении человека по-прежнему остается открытым. По оценкам ученых, человекообразные обезьяны (гоминиды) появились около 3,5 млн. лет назад. Процесс их превращения в людей (антропогенез) продолжался длительное время и был тесно связан с процессом формирования человеческого общества (социогенез). Человек – это результат антропосоциогенеза. Человек современного вида Homo sapiens выделился около 50 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира объясняется комплексом природных и социальных факторов. С наступлением похолодания и сокращением площади тропических лесов часть обезьян была вынуждена приспосабливаться к жизни в саванне. Это привело к высвобождению рук и усвоению прямохождения. Свободные руки стали органом для производства и использования орудий труда. Совершенствуя орудия труда, человек совершенствовался сам. Развивался мозг, гортань, органы чувств, изменялась форма черепа. Трудовая деятельность стимулировала общение, что предопределило появление речи. Новые орудия труда позволили перейти от растительной диеты к смешанной, а потребление мяса дало мозгу необходимые вещества для быстрого развития. Использование огня для термической обработки пищи стало важным фактором перестройки человеческого организма. Запрет инцеста стал первым ограничением, которое имело социально-нравственный характер. Затем последовали запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни родича, независимо от его физического состояния. Человек – существо биосоциальное: он является частью природы и неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное составляют единство, и только в таком единстве существует человек. Как биологическое существо, он представляет особый биологический вид и принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Уступая животным в развитии отдельных органов, человек превосходит их интеллектуально. Человека отличает от животных ряд принципиальных особенностей: 1) способность к изготовлению орудий труда и использованию их как средств производства; 2) сознательная, целенаправленная, творческая деятельность; 3) способность к осмысленному образованию сообществ; 4) организующее насилие по отношению к себе и формирование жизни посредством образов; 5) наличие высокоорганизованного мозга, мышления, членораздельной речи.

 

Индивид. Индивид-ть. Личность. Проблема смысла жизни

Понятие «индивид» применяется только по отношению к человеку. По отношению к животным используют понятие «особь», а к неодушевленным предметам – «вещь» или «экземпляр».

Индивид – это отдельный единичный человек. В дословном переводе individuum означает «неделимый». Поэтому индивид – это еще и целостность, которая не может быть разделена на более мелкие части.

Индивидуальность – это совокупность свойств индивида, которые отличают его от других людей. Различия между людьми – важный фактор общественного прогресса, поскольку борьба и столкновение интересов разных людей и социальных групп являются движущей силой развития общества.

Понятие «личность» всегда относится к отдельному человеку, но никогда к группе людей. Личность – это человек как носитель свойств, воспитанных в нем обществом.

Следует различать сущностные силы человека и личностнообразующие свойства. Первые присущи всем людям, а ко вторым относятся лишь такие, которые значительно различаются у разных людей и могут иметь разную направленность. Например, разум – сущностная сила человека, но степень разумности – личностнообразующее свойство. Понятие личности имеет аксиологический (ценностный) аспект. Оно отражает лучшее в человеке, выступая его эталоном. В каждую историческую эпоху на первый план выдвигались те или иные признаки личности. Их называют доминантами. В античном мире идеалом считался могучий герой, доблестный воин. В средние века – рыцарь, преданный сеньору, родовой чести. В Новое время – предприниматель, стремящийся к индивидуальному успеху и личной свободе.

Таким образом, исторический тип личности порождается историческими условиями и выражает потребности общественного развития. Выдающиеся исторические деятели появляются только тогда, когда ход исторического развития вызывает такую необходимость.

Человека отличает от животных осознание конечности своего бытия. Неизбежность смерти порождает внутреннюю напряженность, которая приводит человека к вопросу о смысле жизни. Смысл жизни – интеграционное понятие, объединяющее в своем содержании ряд других, выражающих многозначность человеческого бытия.

Традиционные религии утверждают, что источник подлинного смысла жизни находится за пределами повседневности. Атеисты настаивают на том, что повседневность – единственная реальность, смысл жизни надо искать в ней. В истории философии предпринимались попытки сблизить эти крайние позиции. Если смысл жизни понимать как конечный результат, то им окажется смерть. Если связывать понятия смысла жизни с конкретными жизненными ситуациями, в которых поведение человека так или иначе ориентировано на высшие нравственные ценности, то возникает возможность диалектического сочетания относительного и абсолютного аспектов бытия человека, то есть смысл жизни проявляется в поведении человека в конкретных жизненных ситуациях. Смысл жизни строго индивидуален, поскольку, во-первых, он относится к жизни уникального индивида. Во-вторых, он относится к уникальной жизненной ситуации этого индивидуума. В-третьих, человек обретает его каждый раз только ему свойственным путем. Смысл жизни не существует в сознании в готовом виде. Это продукт внутренней активности человека, в результате которого он определяет мотивы своих действий. Смыслу жизни нельзя научить, его нельзя навязать человеку, он может быть найден только самостоятельно. Из этого следует, что задача различных мировоззренческих систем (религия, философия, наука) состоит в том, чтобы воспитать человека в духе поиска смысла жизни и сформировать уверенность в его существовании.

 

 

Проблема генезиса сознания

Попытки объяснить феномен сознания предпринимались в глубокой древности. Древние люди связывали сознание не с деятельностью тела, а существованием души, то есть бестелесного начала, которое способно на время или навсегда покидать тело человека.

Основатель идеализма Платон утверждал, что душа бессмертна, а смертное тело является ее рабом. Вне тела душа находится в небесном мире идей.

В средние века на первый план выдвигалась идея мирового духовного начала, а человеческий разум рассматривался как искра божественного разума. Философы-материалисты рассматривали сознание как функцию человеческого тела. В своих крайних проявлениях метафизический материализм утверждал, что мозг вырабатывает мысли подобно тому, как печень вырабатывает желчь.

Таким образом, идеалисты утверждали абсолютную независимость мышления человеческого тела, а материалисты – полную зависимость духовного от телесного.

Материалистическая диалектика, решая вопрос о происхождении сознания, опирается на теорию отражения.

Отражение – это свойство материальных систем в процессе их взаимодействия воспроизводить особенности друг друга. В неживой природе существует пассивное отражение, которое проявляется в форме механических и физико-химических изменений. С возникновением жизни и появлением простейших организмов и растений возникает раздражимость – способность живого избирательно реагировать на воздействия внешней среды.

У животных, благодаря наличию психики и нервной системы, существуют более сложные формы отражения, связанные с деятельностью органов чувств.

1) Ощущение - способность отражать отдельные свойства предметов (цвет, форма, запах и т.д.), в результате их воздействия на органы чувств.

2) Восприятие - способность к целостному охвату объекта во всей его полноте.

3) Представление - способность к воспроизведению объекта, который непосредственно не воздействует на органы чувств.

Как показали исследования физиологов, в основе психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга, то есть реакции на внешние воздействия, первые из которых передаются по наследству, а вторые формируются в процессе жизни.

Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования инстинктов, то есть поведенческих реакций. Наличие у животных ощущений, восприятий и представлений является основой возникновения человеческого сознания. Эта основа имеет биологический, природный характер. В то же время, формирование сознания не возможно без участия социальных факторов. Эти факторы выделил Энгельс в своей статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Решающим социальным фактором возникновения сознания он назвал труд. Труд начинается с использования предметов природы в качестве орудий деятельности. Следующий этап – создание орудий труда из природных форм. Простейшие трудовые навыки способствуют расширению кругозора и совершенствованию мозга. Потребность передачи опыта стала предпосылкой видоизменения гортани и формирования членораздельной речи. Язык стал важнейшим фактором познания мира, средством передачи и хранения информации, основой существования абстрактного мышления.

Биологической предпосылкой сознания человека является его головной мозг. Он представляет собой сложную физиологическую систему, которая функционирует в другой целостной системе – человеческом организме. Между физиологическими и психологическими процессами, происходящими в мозгу человека, существует принципиальная разница. Физиологические процессы – материальны, психические – идеальны. Сознание не сводится ни к отражаемому миру, ни к физиологическим процессам головного мозга.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.009 с.)