Тема 1. Организованная преступность как вид социальной системы «преступность» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Организованная преступность как вид социальной системы «преступность»



Кафедра права и экономики

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

по специальности

030900.65 – Юриспруденция

 

 

Казань 2010


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский юридический институт

Министерства внутренних дел Российской Федерации»

Юридический платный факультет

Кафедра права и экономики

  УТВЕРЖДАЮ Начальник КЮИ МВД России генерал-майор милиции Ф.К. Зиннуров «___» ________________ 2010г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ

по специальности

030900.65 – Юриспруденция

 

 

Казань 2010


Организованная преступность: Рабочая учебная программа дисциплины «Организованная преступность» по специальности 030900.65 – Юриспруденция / сост. Е.П. Шляхтин. – Казань: КЮИ МВД России, 2010. - _42_с.

 

 

Рабочая учебная программа подготовлена начальником кафедры оперативно-розыскной деятельности Казанского юридического института МВД России полковником милиции Е.П. Шляхтиным, кандидатом юридических наук, доцентом С.А. Балеевым.

Рецензенты:

Серов П.Ю. – начальник оперативно-розыскной части №6 (по линии УР) по борьбе с организованной преступностью Службы криминальной милиции МВД по Республике Татарстан, полковник милиции;

Макаров А.С. - старший преподаватель кафедры ОРД Казанского юридического института МВД России, полковник милиции.

 

Настоящая рабочая учебная программа обсуждена и одобрена:

 

на заседании кафедры и экономики ЮПФ КЮИ МВД России

 

«14» июня 2010 г., протокол № 11

на заседании методического совета института «15» июля 2010г.,

 

протокол № 11

 

на заседании Ученого совета института «27» августа 2010 г.,

 

протокол № 12

 

 

Рабочая учебная программа дисциплины «Организованная преступность» подготовлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» - 030900.65.

 

©Казанский юридический институт МВД России, 2010


СОДЕРЖАНИЕ

I. Организационно-методический раздел. 5

1.1. Пояснительная записка. 5

1.2. Рекомендации по видам занятий. 7

1.3. Список принятых сокращений. 9

II. Основной раздел. 11

2.1. Общий перечень тем учебной дисциплины.. 11

2.2. Содержание учебной дисциплины.. 11

2.3. Контрольные вопросы для подготовки к зачету. 18

2.4. Практические задания, рекомендуемые для рассмотрения на семинарских занятиях и во время самостоятельной подготовки студентов. 20

2.5. Планы семинарских занятий. 27

Тема №1. Организованная преступность как вид социальной системы «преступность». 27

Тема №2. Криминологическая характеристика организованной преступности. 28

Тема №3. Возникновение и развитие организованной преступности в России и за рубежом.. 29

Тема №4. Правовые, социально-экономические, организационные, криминологические, оперативно – розыскные и уголовно - процессуальные меры предупреждения организованной преступности. 30

Тема №5. Общая уголовно-правовая характеристика организованной преступности. 30

Тема №7. Ответственность и наказание за организованные формы преступной деятельности по законодательству и в судебной практике. 32

2.6. Примерный тематический план для 5 курса очной формы обучения. 34

2.7. Примерный тематический план для студентов 6 курса и 3 курса (в/о), обучающихся по заочной форме. 35

III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.. 36

3.1. Рекомендуемая литература. 36

3.1.1. Нормативные правовые акты.. 36

3.1.2. Учебная литература, статьи, научные издания. 38

3.3. Материально-техническое и информационно-аналитическое обеспечение дисциплины.. 42


I. Организационно-методический раздел

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа[1] определяет содержание и структуру учебной дисциплины «Организованная преступность», подготовлена в соответствии с методическими рекомендациями МВД России (№1/2248 от 30.03.2006 г.), с примерной программой для образовательных учреждений России, разработанной ЦОКР при ДКО МВД Российской Федерации, и предназначена для студентов 3-5 курсов юридического платного факультета Казанского юридического института МВД России, обучающихся по очной, заочной и заочной сокращенной формам на кафедре права и экономики по специальности 030900.65 – Юриспруденция (специализация – уголовно-правовая).

Программа подготовлена в соответствии с Конституцией Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и другими нормативными правовыми актами РФ, а также получившие признание в установленном порядке международными правовыми актами, регламентирующими вопросы борьбы с проявлениями организованной преступной деятельности. Содержание программы отражает современные достижения теории и практики деятельности государственных и правоохранительных органов России.

Данная программа для подготовки специалистов по борьбе с отдельными видами организованной преступности включает в себя основной учебный материал, традиционно относящийся к дисциплинам «Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел» и «Особенности борьбы с отдельными видами организованной преступности».

При подготовке вышеуказанной программы использован опыт преподавания дисциплины в образовательных учреждениях системы МВД России, а также практической деятельности на различных оперативных и руководящих должностях, как в территориальных органах внутренних дел, так и в аппарате Службы криминальной милиции МВД по Республике Татарстан. Содержание программы учитывает последние изменения в федеральном законодательстве и в структуре Министерства внутренних дел России и отражает современные достижения теории и практики деятельности российских государственных и правоохранительных органов. В ней предполагается комплексно рассмотреть следующие вопросы: - понятия организованной преступности и организованной преступной деятельности; особенности борьбы с отдельными видами организованной преступности; уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, криминологические, криминалистические и иные характеристики организованной преступности.

Задачи дисциплины - сформировать у студентов комплекс теоретических знаний, практических умений и навыков в сфере организации противодействия как организованной преступной деятельности, в целом, так и отдельным её проявлениям, необходимых им в будущем для выполнения на высоком профессиональном уровне своих служебных обязанностей. Занимая особое место среди общепрофессиональных и специализированных дисциплин, данный учебный курс должен сформировать основу профессиональной подготовки выпускника высшего учебного заведения системы МВД России.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление:

- об основах уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности по борьбе с организованной преступностью, особенностях ее осуществления российскими и международными государственными, правоохранительными и иными органами;

- об основных направлениях российской государственной политики в сфере противодействия организованной преступности;

- об основных направлениях реформирования правоохранительной деятельности в области борьбы с организованной преступностью;

знать:

- содержание, формы и основные методы уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и иной деятельности правоохранительных органов;

- организационное построение и полномочия правоохранительных органов, отвечающих за борьбу с организованной преступностью;

- формы взаимодействия государственных, правоохранительных и иных органов при осуществлении ими деятельности по борьбе с организованной преступностью,

- формы и методы деятельности правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию отдельных видов противоправных деяний организованной преступности;

владеть навыками:

- правильного толкования и применения правовых норм в практической деятельности правоохранительных органов в сфере борьбы с организованной преступной деятельностью;

- взаимодействия со следственными, оперативными и иными подразделениями правоохранительных органов в целях решения задач борьбы с организованной преступностью.

Материал данной учебной дисциплины предполагается изучать на лекциях и семинарах, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Наряду с другими активными методами обучения студентов планируется использовать ситуативный метод, содержательная часть которого включает в себя отработку алгоритма действий в конкретной ситуации, возникающей при борьбе с отдельными видами организованной преступности.

Учебная дисциплина «Организованная преступность» состоит из двух частей: общей и особенной. Общая часть включает шесть разделов, включающих в себя пятнадцать тем, раскрывающих концептуальные вопросы деятельности государственных, правоохранительных и иных органов как особого вида правоохранительной деятельности государства. В Особенной части имеется один раздел, состоящий из девяти тем, в которых рассматривается преимущественно прикладной аспект деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью.

На изучение дисциплины отводится:

· На очной форме 5 курса обучения 84 часа, из них на аудиторные занятия – 36 часов, в том числе: лекции – 24 и семинары – 12 часов. Согласно расписанию, для самостоятельной подготовки студентов отводится 44 часа. По завершении курса учебной дисциплины обучающиеся сдают зачет (4 часа).

· На заочной форме 6 курса обучения и на заочной форме 3 курса (в/о) обучения 84 часа, из них на аудиторные занятия – 8 часов лекций. Согласно расписанию, для самостоятельной подготовки студентов отводится 72 часа. По завершении курса дисциплины студенты сдают зачет (4 часа).

Рекомендации по видам занятий

Лекция является одним из важнейших видов учебных занятий и составляет основу теоретической подготовки обучающихся. Она призвана помогать студентам в комплексном усвоении знаний по изучаемому курсу. В ней освещаются узловые вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого, лекция выступает методической основой самостоятельной работы обучающихся, что обязывает их подробно и тщательно конспектировать основное содержание излагаемого учебно-методического и проблемного научного материала. Лекции читаются по всем темам, указанным в тематическом плане учебной дисциплины, с выделением приоритетных направлений, необходимых для более полного усвоения студентами предложенной им темы. Они должны стимулировать активную познавательную деятельность обучающихся, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекции читаются руководством института, начальником и профессорско-преподавательским составом кафедры ОРД КЮИ МВД России. К чтению отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые, профессора, доценты из других высших учебных заведений, а также специалисты из органов внутренних дел, научных учреждений и организаций системы МВД РФ.

Данная программа имеет методическое обеспечение фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным курсам по учебной дисциплине «Особенности борьбы с отдельными видами организованной преступности».

По подготовке к семинарским занятиям. Семинарские занятия проводятся с целью углубления, закрепления и проверки теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной подготовки обучающихся с учебной и научной литературой. Кроме того, на семинарских занятиях у обучающихся развиваются навыки творческого осмысления материала, его устного изложения, преломления теоретических знаний в практическую деятельность, профессионально-значимые навыки и умения.

Семинарские занятия могут проводиться в форме заслушивания ответов студентов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, а также проведения дискуссий по определенным вопросам и наиболее сложным проблемам. Эффективность данного вида занятий зависит от хорошо организованной самостоятельной подготовки обучающихся.

Методика проведения с студентами семинарских занятий по данной дисциплине предусматривает следующие формы:

· обсуждение вопросов (дискуссии), содержащихся в программе учебного раздела, и обмена мнениями по ним;

· обсуждение докладов (рефератов), подготовленных по учебным темам;

· элементов практического занятия, например, решение задач.

Подготовка обучающихся к семинарам включает: прослушивание лекций, ознакомление с планом семинара, подбор литературы, изучение конспекта лекций и рекомендованных нормативных правовых актов и дополнительной учебно-методической литературы, конспектирование наиболее важных положений, использование имеющихся дидактических материалов.

Консультация (текущая, предзачетные) является одной из форм руководства учебной работой обучающихся и оказания им помощи в самостоятельном изучении материала учебной дисциплины, в ликвидации имеющихся пробелов в знаниях, задолженностей по текущим занятиям (неудовлетворительные оценки, пропуски занятий), в написании письменных работ, предусмотренных рабочим учебным планом (конкурсные работы, рефераты и т.п.), и в подготовке к зачету.

Предзачетные консультации проводятся экзаменатором в соответствии с расписанием экзаменационной сессии.

По самостоятельной подготовке. Самостоятельная работа обучающихся преследует цель углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, выработку навыков самостоятельного активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовку к предстоящим учебным занятиям, написанию конкурсной работы и экзамену. Непременными условиями успешного усвоения учебного материала является глубокая проработка обучающимися слушателями рекомендованных к изучению нормативных правовых актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателями кафедры права и экономики юридического платного факультета института для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для консультаций.

Самостоятельная работа обучающихся проводится в часы самостоятельной подготовки, установленные распорядком дня.

Методическое руководство самостоятельной работы обучающихся осуществляется кафедрой права и экономики юридического платного факультета института, которая разрабатывает задания и методические рекомендации по их выполнению в соответствии с бюджетом времени, предусмотренным для данной дисциплины учебным планом, организует работу учебно-методического кабинета и библиотеки.

В процессе самостоятельной работы обучающихся, они в отведенные часы изучают предложенные преподавателем законодательные и ведомственные нормативные акты, специальную и проблемную научную литературу.

Основными видами письменных работ, выполняемых обучающимися, являются контрольная работа (домашняя или аудиторная) и реферат. Порядок и организация их написания определяется методическими рекомендациями института.

Список принятых сокращений

АБД – автоматизированный банк данных
АИПС - автоматизированная информационно-поисковая система.
АМС - автоматизированная система
АТЦ - Антитеррористический центр государств – участников СНГ
БКБОП - Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ
ВВЗ - «вор в законе»
ГИАЦ - Главный информационно-аналитический центр МВД России
Госнаркоконтроль - Государственный комитет российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ
ГРУ ГШ ВС - Главное разведывательное управление (орган военной разведки) Генерального штаба Вооруженных сил
ГТК - Государственный таможенный комитет РФ
ГУВД Главное управление внутренних дел субъекта МВД РФ
ГУВДТ Главное управление внутренних дел на транспорте МВД РФ
ГУФСИН Главное управление Федеральной Службы исполнения наказания Минюста Российской Федерации
ДепУР - Департамент уголовного розыска МВД России
ДОУ - дело оперативного учета
ДЭП - Департамент по борьбе с экономическими преступлениями МВД России
ДПЭ - Департамент по противодействию экстремизму МВД РФ.
ИВС - изолятор временного содержания
Интерпол - Международная организация уголовной полиции (МОУП) – Интерпол
ИПС - информационно-поисковая система
ИУ - исправительное учреждение
КЮИ - Казанский юридический институт МВД России
МВД - Министерство внутренних дел России по субъекту РФ
МЛС - места лишения свободы
МОБ - милиция общественной безопасности
НОО - незаконный оборот оружия и боеприпасов к нему
НОН - незаконный оборот наркотиков
НЦБ - Национальное центральное бюро Интерпола в России
ОБЭП - отдел (отделение) по борьбе с экономическими преступлениями
ОВД - орган внутренних дел
ОГ - организованная группа
ОПГ - организованная преступная группа
оперативник - оперативный сотрудник (оперативный уполномоченный, сотрудник оперативного подразделения)
ОПС - организованное преступное сообщество
ОПФ - организованное преступное формирование
ОРД - оперативно-розыскная деятельность
ОРМ - оперативно-розыскное мероприятие
ОРО - оперативно-розыскной орган (оперативное подразделение, оперативный аппарат)
ОРЧ - оперативно-розыскная часть.
ПС - преступное сообщество
СИЗО - следственный изолятор
СК - Следственный комитет при МВД России
СКМ - Служба криминальной милиции МВД России
СМИ - средства массовой информации
СНГ - Содружество Независимых Государств
ТК - Таможенный кодекс Российской Федерации
ТрК - Трудовой кодекс Российской Федерации
УБЭП - Управление по раскрытию экономических преступлений при субъекте Российской Федерации
УВД - Управление внутренних дел по субъекту Российской Федерации (по городу, округу, району)
УК - Уголовный кодекс Российской Федерации
УР - уголовный розыск (оперативное подразделение в виде управления, отдела, отделения или группы при ОВД)
УНП - Управление по раскрытию налоговых преступлений при субъекте Российской Федерации
УПК - Уголовно-процессуальный кодекс РФ
ФЗ - Федеральный закон
ФСБ - Федеральная служба безопасности
ФСИН - Федеральная службы исполнения наказаний
ФСО - Федеральная служба охраны Российской Федерации
ЦБ - Центральный банк России
ЭКЦ - Экспертно-криминалистический центр при МВД России
ЮПФ - юридический платный факультет КЮИ МВД России

 


II. Основной раздел

2.1. Общий перечень тем учебной дисциплины

Тема №1. Организованная преступность как вид социальной системы «преступность».

Тема №2. Криминологическая характеристика организованной преступности.

Тема №3. Возникновение и развитие профессиональной и организованной преступности в России и за рубежом.

Тема №4. Правовые, социально-экономические, организационные, криминологические, оперативно-розыскные и уголовно-процессуальные меры предупреждения организованной преступности.

Тема №5. Общая уголовно-правовая характеристика организованной преступности.

Тема №6. Понятие организованной преступной деятельности и её уголовно-правовые признаки.

Тема №7. Ответственность и наказание за организованные формы преступной деятельности по законодательству и в судебной практике.

Тема №8. Законодательное обеспечение противодействия организованной преступности в отдельных зарубежных странах.

Тема №9. Организация деятельности правоохранительных органов по привлечению членов ОГ и ПС к уголовной ответственности по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации)».

Тема №10. Специфика и характерные особенности раскрытия и расследования фактов бандитизма по статье 209 УК РФ.

Тема №11. Деятельность государственных и правоохранительных органов по противодействию преступлениям террористического характера и экстремистской направленности, совершаемых участниками ОГ и ПС.

Тема №12. Деятельность государственных и правоохранительных органов по подрыву финансовых основ существования ОГ и ПС.

2.2. Содержание учебной дисциплины

Тема №9. Организация деятельности правоохранительных органов по привлечению членов ОГ и ПС к уголовной ответственности по статье 210 УК РФ «Организация преступного сообщества (преступной организации)».

Уголовно-правовая, криминологическая и иная характеристика создания организованной преступной организации и участия в нем.

Основные элементы характеристики ОГ и ПС (структурно-функциональные признаки; личностные характеристики участников и лидеров ОПФ; характер и способы противоправной деятельности; объекты и типичные следы преступных посягательств).

Проблемы выявления, документирования и расследования фактов организации и деятельности организованных преступных сообществ.

Противодействие уголовному преследованию со стороны организованных преступных сообществ и возможности его нейтрализации.

Нейтрализация государственными и правоохранительными органами возможного противодействия уголовному преследованию со стороны членов ОГ и ПС.

ЗАДАЧА №1

Иванов и Фокин, удалявшие строительный мусор с верхнего этажа строящегося дома, вдвоем сбросили вниз тяжелую балку, не убедившись в безопасности операции. Балка упала на проходившего внизу рабочего, причинив ему смерть.

Можно ли вести речь о соучастии Иванова и Фокина в содеянном?

ЗАДАЧА №2

Храпов и Дымов после совместного распития спиртных напитков в квартире Сайкина в ходе возникшей ссоры стали избивать его, вдвоем нанося удары руками в различные части тела. Сайкин в это время кричал, что просто так этого не оставит и сообщит о случившемся в милицию. Храпов схватил лежащий на столе нож и несколько раз ударил им в область живота и шеи Сайкина, которого в это время руками удерживал Дымов. От полученных ранений Сайкин скончался в результате причиненных повреждений.

Являются ли действия Храпова и Дымова соучастием? Какова его форма и роли виновных?

ЗАДАЧА №3

Пруткова, являясь сожительницей предпринимателя Кротова, подвергалась шантажу и вымогательству со стороны Шайдуллина, с которым проживала ранее. Шайдуллин обещал сообщить об их предыдущей связи Кротову, не знавшему об этом. Устав от поборов и опасаясь, что Кротов ее оставит, а потому ее благополучная и обеспеченная жизнь закончится, Пруткова уговорила своего сына, имеющего врожденные психические отклонения, убить Шайдуллина, полагая, что сын уголовной ответственности подлежать не будет. Сын, приехав на квартиру Шайдуллина по указанному матерью адресу, нанес несколько ударов по голове монтировкой открывшему ему дверь хозяину, от чего тот скончался.

Оцените ситуацию. Квалифицируйте содеянное.

ЗАДАЧА №4

Пашин предложил Ашнину и Серову ограбить квартиру знакомого ему К., в которой, как он знал должно находиться много ценных вещей, и уверил их, что К. труслив и никакого сопротивления не окажет. Согласно договоренности Пашин заранее пришел к К., а когда Ашнин и Серов позвонили в дверь, открыл ее, а сам ушел на кухню. Ашнин, зайдя в квартиру, достал из кармана заточку и, угрожая убийством К., связал его. После этого Ашнин и Серов собрали все ценное имущество, для исключения подозрений связали также и Пашина, после чего с похищенным (на сумму около 140 тыс. рублей) скрылись.

Как следует оценить действия участников данного преступления?

ЗАДАЧА №5

Лунин, являясь предпринимателем, не желая возвращать долги своему компаньону С., с целью его убийства обратился к свои давним знакомым Лузгину и Попову, ранее судимому за причинение тяжкого вреда здоровью. Лунин предложил им проследить маршруты движения С., график работы, время, когда тот остается один, его связи, выяснить есть ли у того охрана.

Не работающие Лузгин и Попов в течение месяца выслеживали жертву, выяснив все детали. Лунин для совершения преступления приобрел пистолет, который на очередной встрече передал Попову. Он же передал ему мобильный телефон и пейджер.

В ходе этой встречи, расспросив Лузгина и Попова о результатах выслеживания, Лунин предложил им совершить убийство С. вечером этого же дня в подъезде дома, где тот проживал. За «работу» Лунин обещал заплатить и в качестве аванса передал Попову две тысячи долларов. Вечером Попов, вооруженный пистолетом, вошел в подъезд дома, где проживал С. Лузгин остался на улице наблюдать за припаркованными у дома автомобилями. Увидев приехавшего С., Лузгин по мобильному телефону сообщил об этом Попову. После того, как С. вошел в подъезд и начал подниматься по лестнице в квартиру, спускавшийся ему навстречу Попов произвел два выстрела в живот и голову С., от чего наступила смерть потерпевшего.

Преступники с места происшествия скрылись.

Проанализируйте ситуацию. Квалифицируйте содеянное.

ЗАДАЧА №6

В сентябре 1999 года нигде не работающий Царегородцев приступил к созданию группы для совершения систематических краж нефтепродуктов из нефтепродуктопровода с целью последующей перепродажи топлива и личного обогащения. Понимая, что для совершения бесперебойных и систематических краж топлива необходимы как транспортные средства для перевозки топлива, так и место его сбыта - автозаправка, Царегородцев привлек в группу водителей бензовозов Щербакова и Савина, а также свою знакомую Лунееву, работавшую оператором на автозаправочной станции. В течение года указанными лицами было совершено 12 краж дизельного топлива на общую сумму 835 тысяч рублей.

Оцените ситуацию. Какова форма соучастия в приведенной задаче? Квалифицируйте действия виновных.

ЗАДАЧА №7

В августе 1998 года Хаматов приобрел два пистолета у Беликова за 2200 долларов. Вооружившись, он предложил Гильманову, Сафину и Каримуллину, которых знал с детства, совершать разбойные нападения и кражи с целью незаконного обогащения. Один из пистолетов он передал Гильманову, сказав, что тот возместит стоимость оружия из полученной в будущем добычи. С ноября 1998 по март 1999 года этой группой было совершено два покушения на убийство, четыре кражи, в двух из которых Хаматов принимал непосредственное участие.

Квалифицируйте действия участников группы.

ЗАДАЧА №8

К началу 80-х годов на территории одного из районов Казани образовалось и существовало объединение подростков по территориальному признаку для совершения хулиганских и иных противоправных действий в отношении других подобных группировок. Инициаторами организации и первыми руководителями группировки были Ш. и Х. В 1992 году внутри этой группировки образовались две «бригады», возглавляемые указанными лицам. Конфликтная ситуация между ними привела к «войне между бригадами», в ходе которой в конце 1992 года в офисе созданной им фирмы был убит Х, а в начале 1993 года в Москве был застрелен Ш. В 1994 году единоличным лидером и руководителем группировки становится Г. В декабре 1997 года из мест лишения свободы освободился Ф., который был включен в группировку. По указанию Г. им была создана вооруженная группа из числа членов группировки, которая в течение нескольких лет совершала заказные убийства конкурентов и неугодных членов группировки. Инициатором убийств являлся сам Г., который принял непосредственное участие лишь в одном из них. Руководителем и организатором этой вооруженной группы являлся Ф., его указания, также как и распоряжения Г. выполнялись участниками беспрекословно. Группировка осуществляла сбыт наркотических средств, а для этого по указанию Г. привлекались несовершеннолетние; контролировала проституцию. Одним из «традиционных» видов преступного промысла оставалось рэкетирование предпринимателей. Вся выручка от преступной деятельности поступала Г., который часть ее вкладывал в коммерческую деятельность ряда созданных фирм и предприятий, распределял между членами группировки, а также использовал на «грев» находящихся в местах лишения свободы участников группировки.

Признаки каких преступлений содержатся в действиях Г. и Ф?

ЗАДАЧА №9

Каргин, Лаптев и Никитин признаны судом виновными в преступлениях, предусмотренных ч. 3 ст. 126 и ч. 1 ст. 210 УК РФ(Каргин) и ч. 2 ст. 210 УК РФ (Лаптев и Никитин).

Фактические обстоятельства дела заключались в следующем: Каргин создал и руководил преступным сообществом, созданном в целях похищения людей с целью их выкупа. При совершении третьего похищения при получении денег от родственников похищенного все трое были задержаны работниками МВД.

Суд назначил окончательную меру наказания Каргину- 25 лет лишения свободы, а Лаптеву и Никитину – это же наказание сроком по 20 лет каждому. В кассационной жалобе осужденные просили смягчить назначенное наказание, считая его чрезмерно суровым.

Правомерно ли решение суда? Каким должно быть определение кассационной инстанции?

ЗАДАЧА №10

Несовершеннолетний Храмов, 15 лет, в составе банды из четырех лиц, участвовал в трех разбойных нападениях на квартиры граждан.

Квалифицируйте действия виновных и назначьте наказание Храмову и остальным взрослым участникам банды.

ЗАДАЧА №11

Самохвалов создал преступную группировку в составе семи человек для скупки и перепродажи наркотических веществ. В течение года группа реализовала 25 килограммов гашиша и 1 килограмм героина. Кроме того, члены преступного объединения Чурилов и Климов дважды приобретали, а затем продавали огнестрельное оружие, а Куликов участвовал вместе с другими не установленными лицами в убийстве работника таможни. Судом установлено, сто самохвалов осуществлял лишь общее руководство преступным объединением, непосредственного участия в руководстве и совершении конкретных преступлений он не принимал.

Квалифицируйте действия этих лиц и назначьте им наказание.

ЗАДАЧА №12

Бобков вместе с другими участниками банды по ч. 2 ст. 205 и ч. ч. 1 и 2 ст. 209 УК РФ к 15 годам лишения свободы каждый. Суд назначил им отбывание первых 6-ти лет наказания в тюрьме, с отбыванием оставшегося срока в ИК особого режима. По распоряжению начальника тюрьмы все осужденные были размещены в одной камере.

Дайте юридическую оценку приговора суда и распоряжения начальника тюрьмы.

ЗАДАЧА №13

Бывалов, отбывающий наказание в ИК строгого режима сроком 15 лет за создание и руководство преступным сообществом. По истечении половины срока лишения свободы он обратился к администрации ИК с просьбой о его условно-досрочном освобождении. Однако администрация поставила вопрос о переводе Бывалова в колонию - поселение как положительно зарекомендовавшего себя осужденного.

Оцените правомерность принятия такого решения.

ЗАДАЧА №14

Выберите наиболее подходящие определение организованной преступности:

· исторически преходящее, изменчивое социальное и уголовно правовое явление классового общества, представляющее собой целостную совокупность (систему) всех организованных преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени;

· целостное социально- правовое массовидное явление, основу которого составляет совокупность деяний, содержащих признаки организованных преступлений, а также лиц, совершивших такие деяния, на определенной территории за определенный период времени;

· основанная на разделении труда, умышленная, осознанная, продолжающаяся длительный срок совместная деятельность, направленная на совершение организованных преступлений;

· противоправная деятельность высокоорганизованной дисциплинированной ассоциации, поставляющей незаконные товары и оказывающей незаконные услуги;

· уголовные виды деятельности, осуществляемые в широких масштабах организациями и другими группами в целях получения финансовой прибыли;

· совокупность преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами;

· явление, выражающееся в существовании преступного сообщества и осуществлении им преступной деятельности;

· особая система альтернативных социальных отношений и антисоциальных связей организованных в преступные объединения лиц, представляющая собой качественно новую форму преступности, которая, используя как преступные, так и легальные методы, пытается извлечь максимальную прибыль и оказывать влияние на существующие социальные отношения с целью максимальной эффективности и минимального риска своей деятельности;

· антисоциальное явление, на качественно новой основе объединяющее обще уголовную и корыстную преступность.

ЗАДАЧА №15

Выберите наиболее подходящие определение элементов структуры организованной преступности, ими являются:

· организованные преступные объединения;

· виды организованных преступлений;

· формы организованной преступности;

· уровни организованной преступности;

· территории, на которые распространяют свое криминальное влияние организованные преступники;

· сферы экономики и ее объекты, подконтрольные организованным преступным объединениям;

· субъекты организованной преступности, преступное сознание, преступные нормы и преступные отношения.

ЗАДАЧА №16

Выберите наиболее подходящие определение форм организованной преступности, ими являются:

· общеуголовные и экономические преступления;

· преступный и легальный бизнес;

· виды незаконных сделок по предоставлению нелегальных товаров и незаконных услуг;

· групповая и профессиональная преступность;

· преступные группировки;

· присущие организованным преступникам средства, приемы и методы деятельности;

· преступные объединения различной степени организованности, распространяющие свое криминальное влияние на различном региональном уровне.

ЗАДАЧА №17

Выберите наиболее подходящие определение признаков организованной преступности, ими являются:

· направленность противоправной деятельности на получение максимально высокой прибыли;

· совершение как общеуголовных, так и экономических преступлений;

· сочетание преступных и легальных средств;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.105 с.)