Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Участие граждан в отправлении правосудияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ч. 5 ст. 32 Конституции РФ устанавливает что граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Это положение конкретизируется в процессуальном законодательстве. Этот принцип заключается в привлечении граждан к разрешению уголовных и арбитражных дел и является одним из проявлений демократии, так как обеспечивает участие представителей народа в осуществлении судебной власти. В настоящее время согласно процессуальному закону участие граждан в осуществлении правосудия возможно только в двух формах: в качестве присяжных и арбитражных заседателей. В новом УПК РФ и ГПК РФ институт народных заседателей, получивший развитие в нашем государстве с приходом советской власти, уже не предусмотрен. Несмотря на то, что данный шаг законодателя существенно сужает действие рассматриваемого принципа, отказ от института народных заседателей представляется оправданным, ибо такая форма участия представителей народа в отправлении правосудия на практике показала свою неэффективность – не случайно народных заседателей в народе называли «кивалами», что было вызвано их пассивностью при рассмотрении дел. Проблема, конечно, заключалась не в личных качествах граждан, выполнявших обязанности народных заседателей, а в самой форме их участия в отправлении правосудия. Ее главный недостаток заключается в отсутствии фактической независимости заседателей от судьи- профессионала при вынесении решения, что существенно осложняет формирование самостоятельного внутреннего убеждения у заседателей под влиянием авторитетного мнения председательствующего. Еще в Концепции судебной реформы в РСФСР было предложено заменить институт народных заседателей на другую форму участия граждан в отправлении правосудия – институт присяжных заседателей, характерный для современных западных государств. Принципиальным отличием и преимуществом института присяжных заседателей является их независимость от судьи-профессионала при вынесении решения. Это обеспечивается, во-первых, отдельным от председательствующего судьи расположением коллегии присяжных, и, во- вторых, разделением между присяжными и судьей-профессионалом полномочий – если присяжные решают вопросы факта (доказано ли, что деяние имело место; доказано ли, что это деяние совершил подсудимый; виновен ли подсудимый в совершении этого деяния, и, если виновен, заслуживает ли он снисхождения) то судья-профессионал – вопросы права (определение меры наказания в случае вынесения присяжными обвинительного вердикта и др.). Причем присяжные могут признать лицо невиновным в совершении преступления даже в случае положительного ответа на два первых вопроса. В настоящее время суд присяжных действует во всех субъектах РФ (кроме Чеченской республики, где его введение предусмотрено с 1 января 2007 г. согласно ст. 8 Федерального закона «О введении в действие УПК РФ»). С участием присяжных рассматриваются уголовные дела о преступлениях, подсудных судам областного звена, при условии заявления обвиняемым ходатайства об этом. Порядок привлечения граждан для участия в уголовном судопроизводстве в качестве присяжных заседателей регулируется Федеральным законом «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» от 20 августа 2004 г. Сравнительно новым для отечественного судопроизводства является институт арбитражных заседателей. Он был введен Положением об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей, утвержденным постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 сентября 1996 г. № 10. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению в первой инстанции дел, относящихся к подсудности арбитражных судов субъектов РФ. В настоящее время порядок привлечения граждан к участию в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей регулируется Федеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» от 30 мая 2001 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 июля 2002 г. и Федеральным законом от 30 июня 2003 г.). Сама модель данного института довольно схожа с институтом народных заседателей. Арбитражные заседатели также участвуют в рассмотрении дела и вынесении решения наравне с председательствующим судьей-профессионалом и при осуществлении правосудия пользуются правами и несут обязанности судьи. Тем не менее, особенностью данного института является то, что к арбитражным заседателям предъявляются существенно более жесткие требования, чем это было установлено в отношении народных заседателей. Согласно ст. 2 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ», арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Данное положение обуславливает значение участия арбитражных заседателей в судопроизводстве – как было указано в Положении об эксперименте по рассмотрению дел с привлечением арбитражных заседателей от 5 сентября 1966 г., данный институт призван обеспечить привлечение к осуществлению правосудия в арбитражных судах лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Специфика дел, рассматриваемых арбитражными судами, состоит в том, что они носят экономический характер, т.е. вытекают из правоотношений с участием субъектов предпринимательской деятельности. При осуществлении правосудия арбитражными судами используются не только нормы действующего законодательства, но и обычаи делового оборота. Все это предопределяет необходимость использования при разрешении арбитражных дел не только юридических познаний, но и профессионального опыта в экономической сфере. В этой связи, как показала практика, участие арбитражных заседателей способствует справедливому и компетентному разрешению споров, рассматриваемых арбитражными судами.
Самостоятельность судов и независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей. Независимость судебной власти от других ветвей государственной власти вытекает из установленного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей и закреплена в ч. 2. ст. 1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» следующим образом: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей». Суд, как уже отмечалось, в условиях действия принципа разделения властей выступает наиболее важным звеном в системе сдержек и противовесов. Он может не применить (а в ряде случаев признать недействующим) нормативный или ненормативный акт, противоречащий закону, или даже закон, противоречащий Конституции, блокировать их действие. Суд должен выносить не только законные, но и справедливые решения, поэтому зачастую ему приходится отклоняться от буквы закона и руководствоваться его «духом», общеправовыми принципами. Поэтому суд, применяя абстрактное правовое предписание к конкретной жизненной ситуации, к определенным лицам, становится инструментом «обратной связи» между обществом и законодателем. Возможность обжалования действий и решений любого государственного органа и должностного лица в суд является наиболее существенной гарантией против произвола государства, нарушения его органами и должностными лицами прав и свобод человека. Самостоятельность судов гарантируется их финансированием исключительно из федерального бюджета, осуществлением организационного и материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции Судебным департаментом при Верховном Суде РФ и его органами в субъектах РФ. Суды осуществляют правосудие самостоятельно не только по отношению к другим органам государственной власти, но и по отношению к вышестоящим судам. Процессуальное законодательство запрещает вышестоящим инстанциям при возвращении дел на новое рассмотрение в нижестоящую инстанцию предре- шать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, о преимуществе одних доказательств перед другими, о том, какое решение должно быть вынесено при новом рассмотрении дела. Согласно ч.1 ст. 120 Конституции РФ и ч. 2 ст. 5 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» судьи, присяжные и арбитражные заседатели независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Они осуществляют судебную власть независимо от чьей бы то ни было воли. Значение данного принципа состоит в создании для судей и заседателей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним решения на основании своего внутреннего убеждения, руководствуясь только своей совестью и нормами закона. Необходимость данного принципа вызвана тем, что вероятность незаконного воздействия на судей с целью повлиять на принимаемое ими решение всегда была и остается довольно высокой. Заинтересованные лица для этого идут порой на любые способы – от подкупа судей до расправы с ними или членами их семей. В этой связи государство должно реально обеспечивать высокие гарантии для обеспечения беспристрастность и независимость судей. Эти гарантии закреплены, прежде всего, в Законе РФ «О статусе судей в РФ», Федеральном законе «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». К организационным гарантиям можно отнести несменяемость, неприкосновенность судей, особый порядок приостановления и прекращения их полномочий, деятельность органов судейского сообщества, установление особой защиты судей и членов их семей со стороны государства. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» детально регламентирует конкретные меры защиты, подлежащие применению, условия и порядок их реализации. Перечень таких мер включает, в частности, обеспечение личной охраны, охраны имущества и жилища, выдачу оружия, специальных средств индивидуальной защиты, переселение на другое место жительства, замену документов и даже изменение внешности. К материальным гарантиям независимости судей относится предоставление судьям за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего их высокому статусу. К процессуальным гарантиям относится, в частности, правило о вынесении решения в совещательной комнате, где могут находиться лишь судьи, с тем, чтобы исключить возможность незаконного воздействия на позицию судей по делу со стороны иных лиц. Нарушение тайны совещания судей является безусловным основанием к отмене решения вышестоящей судебной инстанцией. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей несут уголовную ответственность. Так, в соответствии со ст. 294 УК вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет, а если оно совершается с использованием лицом своего должностного положения, - штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Согласно ст. 17.3 КоАП РФ неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 785; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.175 (0.008 с.) |