![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демократические основы (принципы) правосудияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
4.2.1 Понятие принципов правосудия Термин «принцип» означает обобщенное выражение какого- либо явления. Понятие «принцип» можно определять через слова «основное начало», «требование», «обязанность», «идея» и т. п. По латыни принцип — это первоначало, основа. Принципы правосудия — это основные правовые положения, выражающие природу и сущность организации и деятельности су- дов по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, а также дел подсудных Конституционному Суду РФ, конституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации. Деятельность по рассмотрению и разрешению уголовных и гражданских дел существенно отличается от одноименной деятель- ности, по делам об административных правонарушениях, а также судопроизводства, осуществляемого Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъекта Российской Феде- рации. Поэтому здесь, характеризуя систему принципов правосудия, основной акцент будет сделан на принципы правосудия, осуществ- ляемого в обычных формах. Принципы правосудия объективно существуют и соответст- вуют определенным признакам (критериям). 4.2.2 Критерии принципов правосудия Критерии принципов правосудия следующие. 1. Положение, составляющее принцип всегда закреплено в за- коне, то есть является правовым. 2. Принцип — это не любое, а основное, иначе говоря, отра- жающее сущность правосудия правило. Не будет уголовно- процессуальной, гражданской процессуальной или арбитражной процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом (судьей), когда последним нарушаются принципы правосудия. 3. Несоблюдение требований одного принципа правосудия неминуемо приводит к попранию какого-либо другого принципа той же отрасли права. 4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм. 4.2.3 Законность Законность — это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности при осуществлении правосудия — это требо- вание от судов осуществления своих функций и реализации полно- мочий на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК, ГПК, АПК и иных законов, регулирующих уголовно-процессуальную, гражданскую процессуальную и арбитражную процессуальную дея-
тельность. Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно тол- ковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может быть признано оправ- дывающим нарушения законности при отправлении правосудия48. Только урегулированная законом деятельность может быть ча- стью уголовного, гражданского либо арбитражного процесса, по- этому нарушение нормы права может вывести действие за пределы уголовного, гражданского или арбитражного судопроизводства, а значит и за пределы правосудия. Полученное, к примеру, с наруше- нием закона доказательство признается недопустимым и не может быть положено в основу обвинения. Подобного рода правил в уголовном, а тем более в граждан- ском и арбитражном процессах множество. 4.2.4 Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осу- ществлении правосудия Исходя из содержания ст. 18 Конституции РФ изложенные в главе 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина яв- ляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Наличие в конституции данной нормы права позволяет уче- ным обосновывать наличие такого принципа правосудия как обеспе- чение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении пра- восудия. Между тем следует помнить, что «обеспечивать правосуди- ем» и «обеспечивать при осуществлении правосудия» – это не одно и то же. Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Но правосудием обеспечиваются и интересы общества, законность и правопорядок, процесс предупреждения преступлений (ст. 2 УПК), права, свободы и охраняемые законом интересы юриди- ческих лиц, а также права и охраняемых законом интересы Россий- 48 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.-
1997. С.282. ской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти Рос- сийской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправле- ния, прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц, яв- ляющихся субъектами гражданских, трудовых, административно- правовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК) и др. Статья 18 Конституции РФ характеризует не только правосудие, но и сами права и свободы человека и гражданина, их статус и место в право- вой системе нашего государства. Между тем сами права и свободы человека и гражданина реа- лизуются при осуществлении правосудия. В уголовном, граждан- ском и арбитражном процессах применяются правила статей 19-21, 23, 26, 29, 32, 45-55, 60, 62 Конституции РФ. Исходя из положений ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, где отмечено, что каждому гарантирует- ся судебная защита его прав и свобод, физические и юридические лица вправе обжаловать в суд любое нарушающее их права или за- конные интересы действие или решение государственного органа (должностного лица). При получении показаний во время судебного разбирательства допрашиваемому разъясняется предусмотренное ч. 1 ст_______. 51 Консти- туции РФ его право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Более того, ряд вышеперечисленных статей Конституции РФ сами являются правовой основой отдельных принципов правосудия. 4.2.5 Осуществление правосудия только судом Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Кон- ституции РФ), возлагает на суд всю полноту ответственности за пра- вильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи воз- можно лишь при условии понимания судьями личной ответственно- сти за законность и обоснованность принимаемых решений49. Правовая основа данного принципа содержится не только в ст. 118 Конституции РФ, но и в ст. 49 Конституции РФ, где говорится, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается не- виновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотрен- ном федеральным законом порядке и установлена вступившим в за- конную силу приговором суда. Из названного положения вновь сле- дует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так 49 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- 1997. С.282. как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст. 49 Консти- туции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: «Каждый об- виняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда». Осуществление правосудия только судом — это принцип, по- ложение отражающие сущность и демократизм правосудия Россий- ской Федерации. Правосудие в Российской Федерации осуществля- ется только судами, учрежденными _______в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе
Российской Федерации». Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных Федеральным конституционным законом «О су- дебной системе Российской Федерации», не допускается (ст. 4 Феде- рального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»). Правосудие в уголовно, гражданском и арбитражном процес- сах — это деятельность суда по рассмотрению уголовных и граж- данских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств), направленная на ус- тановление виновности подсудимых, применение к ним мер наказа- ния либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешения дела по существу. Существуют и иные — особые формы правосудия. Во- первых, это деятельность суда по рассмотрению дел об админист- ративных правонарушениях, направленная на установление винов- ности лица в совершении правонарушения, наложение администра- тивного взыскания либо на прекращение дела производством. Во- вторых, — осуществляемая в пределах предоставленных полномо- чий, деятельность Конституционного Суда РФ (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации), заключающаяся в рассмотрении и разрешении по существу подсудных ему дел. Высший орган правосудия нашего государства требует по ка- ждому факту вынесения неправосудного приговора тщательно вы- яснять причины допущенной судебной ошибки и принимать меры к привлечению виновных судей к установленной ответственности, вплоть до постановки вопроса о прекращении их полномочий50. 50 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений Правосудие по уголовным делам осуществляется только суда- ми общей юрисдикции, а по гражданским делам и делам об админи- стративных правонарушениях — судами общей юрисдикции и ар- битражными судами. Деятельность арбитражных судов урегулиро- вана АПК и КоАП, а деятельность судов общей юрисдикции – УПК, ГПК и КоАП. К федеральным судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов РФ (республик, вхо- дящих в состав Российской Федерации, краев, областей, города Мо- сквы и С.- Петербурга, автономной области и автономных округов), районные суды, а также военные и специализированные суды (ст. 1 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»). Правосудие осуществ-
ляется не только федеральными судами. Согласно ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» правосудие осуществляется также судами общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — ми- ровыми судьями. Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитраж- ного Суда РФ; федеральных арбитражных судов округов; арбитраж- ных апелляционных судов, арбитражных судов первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, авто- номной области, автономных округах (ст. 3 Федерального конститу- ционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации). Приведенный перечень судов общей юрисдикции и арбитраж- ных судов исчерпывающий. Он расширительному толкованию не подлежит. Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско- правовых споров, правосудия не осуществляют. 4.2.6 Самостоятельность судов, независимость судей, присяжных и арбитражных заседателей, подчинение их только закону Согласно требованиям ст. 120 Конституции РФ судьи незави- симы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному зако- ну. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта госу- дарственного или иного органа закону, принимает решение в соот- ветствии с законом. Суды осуществляют судебную власть самостоя- тельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону (п. 1 ст. 5 Федерального конституционно- го закона “О судебной системе Российской Федерации”). Необходи- мо строго соблюдать требования установленного Конституцией и законами РФ демократического принципа правосудия — самостоя- Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.— 1997. С.283. тельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседателей) и подчинения их только закону. Несоблюдение этого принципа является существенным нарушением процессуального за- кона, влекущим отмену судебного решения51. Установленный Конституцией РФ принцип самостоятельности судов, независимости судей (присяжных и арбитражных заседате- лей) и подчинение их только закону обязывает суды пресекать лю- бые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел. Судам надлежит ставить перед соответствующими органами вопрос о при- влечении к ответственности таких должностных лиц52. Несмотря на то, что присяжные и арбитражные заседатели разрешают дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них, в целях формирования у арбитражных заседателей юридиче- ского правосознания, повышения их активности в рассмотрении су- дебных дел и ответственности за выполнение своего гражданского долга перед первым вступление в процесс присяжным и арбитраж- ным заседателям необходимо разъяснить цели и задачи правосудия, его демократические принципы, специфику исполнения заседателя- ми своих обязанностей, требования, предъявляемых к судьям. Иначе
затруднительно обеспечить разрешение дела на основе закона. Независимость судей и подчинение их только закону — это не лозунг, это положение, обеспеченное существованием определен- ных, закрепленных в ст. ст. 9-16 Закона РФ «О статусе судей в Рос- сийской Федерации» гарантий того, что этот процессуальный прин- цип возможно реализовать. Таковыми являются следующие: — требования к судье, кандидату в судьи и порядок его назна- чения; — присяга судей; — предусмотренная законом процедура осуществления право- судия; — запрет, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; — установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи; — право судьи на отставку; — неприкосновенность судьи; 51 См.: О соблюдении законодательства, регламентирующего участие арбитражных за- седателей в осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. № 1// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос- сийской Федерации) по уголовным делам. - 1997. С. 293. 52 См.: О дальнейшем укреплении законности при осуществлении правосудия: Поста- новление Пленума Верховного Суда СССР от 5 декабря 1986 г. № 15// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- 1997. С.282. — система органов судейского сообщества; — предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения53, соответствующего его высокому стату- су. — Обязанность органов внутренних дел принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохран- ности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соот- ветствующее заявление. — Право судьи на хранение и ношение служебного огне- стрельного оружия. Одной из основных гарантий обеспечения независимости су- дей при осуществлении правосудия является закрепленный Консти- туцией РФ принцип разделения властей, в соответствии с которым судебная власть самостоятельна и действует независимо от законо- дательной и исполнительной властей54. Требования к судье, кандидату в судьи и порядок назначения кандидата на должность судьи следующие. Согласно ст. ст. 4 и 5 За- кона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть: а) гражданин РФ; б) достигший предусмотренного законом возраста; в) имеющий высшее юридическое образование; г) имеющий необходимый стаж работы по юридической про- фессии_______; д) не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; е) сдавший квалификационный экзамен и ж) получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. Так, судьей Конституционного Суда РФ может быть гражда- нин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юриди- ческой профессии не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достиг- ший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической про- фессии не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, крае- вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав- 53 См. об этом подробнее раздел «12.4 Материальное и социальное обеспечение судей» настоящей работы. 54 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го- сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. № ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.- 1998. № 1. тономной области, суда автономного округа, окружного (флотско- го) военного суда, федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж рабо- ты по юридической профессии не менее семи лет; судьей арбит- ражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. По общему правилу полномочия судьи в РФ не ограничены определенным сроком. Исключение из этого правила лишь мировые судьи и впервые назначенные судьи судов первого звена судебной системы. Мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо избираются на долж- ность населением соответствующего судебного участка сроком не более чем на пять лет. Судьи федеральных судов, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ впервые назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого они могут быть назначены без ограничения срока их полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Председатели судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях установления фактов нарушения принципа независимости и неприкосновенности судей, угроз физического воздействия на них и членов их семей, посягательства на их имущество должны принять меры, предусмотренные Федеральным законом «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контроли- рующих органов», незамедлительно информировать соответствую- щие органы, а также Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ об этих обстоятельствах. Никто не вправе вмешиваться в деятельность суда по осущест- влению правосудия. Однако это правило не распространяется на случаи осуществления некоторыми государственными органами проверок тех видов осуществляемых судом видов деятельности, ко- торые не затрагивают существа принимаемых арбитражными суда- ми решений. К примеру, государственные налоговые инспекции мо- гут проверять правильность исчисления судами размера государст- венной пошлины и полноты поступления ее в бюджет в целях пре- дупреждения ошибок по указанным вопросам55. 55 См.: О некоторых вопросах организации налоговыми органами проверок уплаты го- сударственной пошлины в арбитражных судах: Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 Законом строго определен перечень оснований приостановле- ния и прекращения полномочий судьи. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалифи- кационной коллегии судей при наличии одного из следующих осно- ваний: 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве канди- дата в состав органа законодательной (представительной) власти РФ или органа законодательной (представительной) власти субъекта РФ; 4) избрание судьи в состав органа законодательной (предста- вительной) власти РФ или органа законодательной (представитель- ной) власти субъекта РФ. Полномочия судьи прекращаются по следующим основани- ям: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважи- тельным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномо- чий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограни- чены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по дос- тижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства РФ; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью су- дьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора су- да в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; 10) смерть судьи или вступление в законную силу решения су- да об объявлении его умершим; ноября 1997 г. № С5-7/ОУ- 805, Государственной налоговой службы РФ от 1 декабря 1997 г. № ВК-6-08/835// Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету.- 1998. № 1. 11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднени- ем или реорганизацией суда; 12) достижение предельного возраста пребывания в должно- сти судьи. Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включа- ет в себя неприкосновенность личности, неприкосновенность зани- маемых им жилых и служебных помещений, используемых им лич- ных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему доку- ментов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной коррес- понденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, дру- гих электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей со- общений). Неприкосновенность судьи гарантируется следующими право- выми положениями. 1. Судья, в том числе по истечении срока его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выражен- ное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором су- да не будет установлена виновность судьи в преступном злоупот- реблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, ре- шения или иного судебного акта. 2. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в от- ношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается: — в отношении судьи Конституционного Суда РФ — Гене- ральным прокурором РФ на основании заключения судебной кол- легии в составе трех судей Верховного Суда РФ о наличии в дейст- виях судьи признаков преступления и с согласия Конституционного Суда РФ; — в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбит- ражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или обла- стного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда — Генеральным проку- рором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ; — в отношении иных судей — Генеральным прокурором РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей вер- ховного суда республики, краевого или областного суда, суда горо- да федерального значения, суда автономной области и суда авто- номного округа, военного суда соответствующего уровня, о нали- чии в действиях судьи признаков преступления и с согласия соот- ветствующей квалификационной коллегии судей. 3. Решение по вопросу о привлечении судьи к администра- тивной ответственности принимается: — в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов- ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок- ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ; — в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, су- да автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ. 4. Судья, задержанный по подозрению в совершении престу- пления или по иному основанию либо принудительно доставлен- ный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением слу- чаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. 5. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается: — в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верхов- ного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, ок- ружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Генерального прокурора РФ; — в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в со- ставе трех судей соответственно верховного суда республики, крае- вого, областного суда, суда города федерального значения, суда ав- тономной _______области, суда автономного округа по ходатайству Гене- рального прокурора РФ. Судебное решение об избрании в отношении судьи Консти- туционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия соответственно Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии су- дей. 6. Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, за- явленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. Существуют и иные гарантии независимости (неприкосновен- ности) судей и подчинения их только закону. Правила, касающиеся неприкосновенности судьи, в полной мере касаются и присяжных (арбитражных) заседателей, исполняющих обязанности в суде. 4.2.7 Осуществление правосудия на началах равенства всех пе- ред законом и судом В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким- либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по призна- кам их государственной, социальной, половой, расовой, националь- ной, языковой или политической принадлежности либо в зависимо- сти от их происхождения, имущественного и должностного положе- ния, места жительства, места рождения, образования, рода и харак- тера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмот- ренным законом основаниям (ст. 7 Федерального конституционного закона РФ «О судебной системе Российской Федерации»). Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного разбирательства при осуществлении ими пра- ва представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу доказательств. Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуще- ствления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников процесса56. Возникает вопрос, в чем именно заключается равенство перед судом, а в чем — перед законом? Равенство граждан перед судом за- ключается в том, что независимо, какой суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривает первый раз дело, он всегда пользу- ется одним и тем же, предусмотренным ГПК, УПК или АПК поряд- ком судебного разбирательства. Одинаков порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел и в случае осуществления производст- ва в апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, и при во- 56 См.: Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их про- ведения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 7 февраля 1967 г. № 35// Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уго- ловным делам.- 1997. С.355. зобновлении дел по вновь открывшимся (ввиду новых) обстоятель- ствам. Из этого принципа правосудия вытекает также то, что надле- жащим судом для рассмотрения дела признается суд, созданный и действующий на основании закона (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Данное обстоятельство подразумевает закрепление в Конституции РФ и принятом в соот- ветствии с нею законе правомочий различных судов. Данный прин- цип находит свое выражение в статьях 47, 118, 120 и 128 Конститу- ции РФ и лежит в основе определения предметной, территориальной и инстанционной подсудности дел, а также разграничения видов су- дебной юрисдикции57. Равенство граждан перед законом гарантируется, прежде все- го, наличием в нашем государстве одного УК, ГК, Семейного кодек- са РФ, Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РСФСР, Трудо- вого кодекса РФ и т. д. Если каким то образом были нарушены нор- мы соответствующих законов, то независимо от происхождения, со- циального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства как правонарушителя, так и пострадавшего и других обстоятельств, нарушенные права и законные интересы лиц судом будут восстановлены. Равенство граждан перед законом, между тем, не может быть ограничено лишь равенством перед УК, ГК, Семейного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и т. д. Граждане равны и перед всеми иными законами. К числу таковых относятся и нормативно-правовые акты, содержащие нормы как материального, так и процессуального права. 4.2.8 Состязательность и равноправие сторон В силу конституционного положения об осуществлении судо- производства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ) суд по каждому делу обязан обеспечить равенство прав участников судебного разбирательства по представ- лению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств58. Ос- новное содержание принципа состязательности и равноправия сто- 57 См.: По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19- П// СЗ РФ.- 1998. № 25. Ст. 3004. 58 См.: О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8// Сборник Постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- М.: Издательство «Спарк», 1997. С. 532. рон в гражданском, уголовном и арбитражном процессах составляют следующие правила. — Сторонами осуществляется исследование доказательств. — Стороны равны в правах. — Суд руководит процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения про- цессуальных действий и в случаях, предусмотренных ГПК, УПК и АПК, оказывает им содействие в осуществлении их прав. — Разрешает дело суд. Реализация данного принципа в уголовном, гражданском и арбитражном процессах несколько отличается друг от друга. Так, по действующему УПК: 1. Собирать письменные документы и предметы для приоб- щения их к уголовному делу в качестве доказательств вправе не только сторона обвинения, но и подозреваемый, обвиняемый, а также гражданский ответчик и их представители. Защитник, кроме того, уполномочен на получение предметов, документов и иных сведений; опрос лиц с их согласия; и истребование справок, харак- теристик, иных документов. 2. По окончании ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное за- седание для допроса и подтверждения позиции стороны защиты. 3. В описательной части обвинительного заключения следо- ватель отражает перечень доказательств, не только подтверждаю- щих обвинение, но и тех, на которые ссылается сторона защиты. 4. К обвинительному заключению прилагается список подле- жащих вызову в судебное заседание лиц со стороны и обвинения, и защиты. 5. Очередность исследования доказательств на судебном следствии определяется не судом, а стороной, представляющей до- казательства суду. 6. При согласии подсудимого дать показания (при допросе свидетеля) первыми его допрашивают стороны и только после это- го вопросы может задавать суд. 7. Подсудимым и потерпевшим предоставлено право с разре- шения председательствующего давать показания в любой момент судебного следствия и др. В гражданском процессе анализируемый принцип правосудия приводит к тому, что: — суд или судья оставляет заявление без рассмотрения если стороны, не просившие о разбирательстве дела в их отсутствие, не явились по вторичному вызову, или же когда истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторично- му вызову, а ответчик не требует рассмотрения дела по существу (ст. 222 ГПК); — каждая сторона должна доказ
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.253 (0.021 с.) |