ТОП 10:

Вовые акты о правоохранительных органах и их деятельности



Правоохранительные органы и учреждения в своей деятельно-

сти руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституци-

онными законами, федеральными законами, законами РФ, РСФСР и

действующими законами СССР, нормативными актами Президента

РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

постановлениями (определениями) Конституционного Суда РФ, по-

становлениями Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ

(СССР), Высшего Арбитражного Суда РФ, распоряжениями Предсе-

дателя Верховного Суда РФ, Приказами Министра юстиции РФ,

приказами, указаниями, распоряжениями Генерального прокурора

РФ иными ведомственными нормативными актами, конституциями

республик, уставов, а также законами и иными нормативными акта-

ми субъектов Российской Федерации, решениями органов судейско-

го сообщества, принятыми в пределах их полномочий и другими

нормативными актами.

Однако основными источникамикурса «Правоохранительные

органы» являются законы. По своему содержанию их можно разде-

лить на несколько групп:

1. Общего характера:

— Конституция РФ;

— УПК;

— ГПК РФ;

— АПК РФ;

— Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об _______об-

щих принципах организации законодательных (представительных) и

исполнительных органов государственной власти субъектов Россий-

ской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г.

№ 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской

Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г.

№ 2-ФКЗ «О правительстве Российской Федерации»;

— некоторые иные законы.

2. О судебной власти, правосудии и судах:

— Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;

— Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. № 976 «О судоустройстве

РСФСР»;

— Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в

Российской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 №

1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. №

1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 03 декабря 1994 года № 55-ФЗ «О

некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и

органов военной юстиции»;

— Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г.

№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О ми-

ровых судьях в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О тре-

тейских судах в Российской Федерации»;

— Закон РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-1 «О международном

коммерческом арбитраже»;

— Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об ор-

ганах судейского сообщества в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О госу-

дарственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и

контролирующих органов»;

— Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 6-ФЗ «О допол-

нительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппа-

ратов судов Российской Федерации»;

— Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 “О государственной

тайне”;

— некоторые иные законы.

3. Об организационном обеспечении деятельности судов и ор-

ганах его осуществляющих:

— Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № 30-ФЗ «О фи-

нансировании судов Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судеб-

ном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О Су-

дебных приставах»;

— Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и

органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свобо-

ды»;

— некоторые иные законы.

4. О прокурорском надзоре и органах прокуратуры:

— Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О про-

куратуре Российской Федерации»;

5. Об организации выявления и расследования преступлений:

— Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об

оперативно-розыскной деятельности»;

— Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О

Федеральной службе безопасности»;

— Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государ-

ственной охране»;

— Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О

пожарной безопасности»;

— некоторые иные законы.

6. Об организации юридической помощи:

— Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адво-

катской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

— Основы законодательства Российской Федерации о нота-

риате: Утверждены Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. №

4462-1;

— Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 128-ФЗ «О

лицензировании отдельных видов деятельности»;

— Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной де-

тективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;

— некоторые иные законы.

Аналогичным образом классифицированными могут быть и

другие нормативно-правовые акты о правоохранительных органах.

По своему же содержанию и юридическому значению (силе)

правовые акты, регулирующие организацию и компетенцию право-

охранительных органов подразделяются на:

— Конституцию РФ,

— федеральные конституционные законы,

— федеральные законы,

— действующие законы РФ (РСФСР),

— действующие законы СССР,

— конституции республик и уставы иных субъектов Россий-

ской Федерации,

— указы Президента РФ,

— постановления Правительства РФ,

— нормативные акты министерств и ведомств,

— иные нормативные акты.

Среди всех законов высшую юридическую силу на территории

Российской Федерации имеет Конституция РФ (ч. 1 ст. 15 Конститу-

ции РФ). Конституция РФ во всех необходимых случаях применяет-

ся в качестве акта прямого действия. Так, к примеру, суд, принимая

решения по делу, применяет непосредственно Конституцию РФ, в

частности:

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения,

исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и

не содержат указания на возможность ее применения при условии

принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обя-

занности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что нормативный акт, действо-

вавший на территории Российской Федерации до вступления в силу

Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон,

принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в

противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, приня-

тый субъектом Российской Федерации по предметам совместного

ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который дол-

жен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсут-

ствует.

Когда статья Конституции РФ является отсылочной, правоох-

ранительные органы должны применять закон, регулирующий воз-

никшие правоотношения. Наличие решения Конституционного Суда

РФ о признании неконституционной той или иной нормы закона не

препятствует применению закона в остальной его части.

Нормативные указы Президента РФ как главы государства

подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и

федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции РФ)24. Иногда вопро-

сы, правового статуса, организационной структуры и компетенции

правоохранительного органа, могут быть урегулированы Постанов-

лением Государственной Думы. Между тем, если положения закона

24 Такой вывод можно сделать из анализа Постановления Пленума Верховного Суда РФ

от 31 октября 1995 г. № 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской

Федерации при осуществлении правосудия” (См.: Сборника постановлений Пленумов Верхов-

ных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.- М.: Издательство

“Спарк”, 1997. С.529-530).

отличаются от требований, изложенных в Постановлении Государ-

ственной Думы, действует статья закона. Постановление Государст-

венной Думы не является законом и, следовательно, оно не может

иметь перед законом преимущественного значения25.

Правоохранительным органам надлежит исходить из того, что

общепризнанные принципы и нормы международного права, закре-

пленные в международных пактах, конвенциях и иных документах

(в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международ-

ном пакте о гражданских и политических правах, Международном

пакте об экономических, социальных и культурных правах), и меж-

дународные договоры Российской Федерации являются в соответст-

вии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой сис-

темы. Этой же конституционной нормой определено, что если меж-

дународным договором Российской Федерации установлены иные

правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила

международного договора26.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.167.194 (0.008 с.)