ТОП 10:

Ской Федерации, ее структура



3.3.1 Общее понятие судебной системы

Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы

федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной

власти, порядка их организации и деятельности отнесено к ведению

Российской Федерации.

Под системой федеральных органов законодательной, испол-

нительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвя-

занных федеральных органов различных ветвей государственной

власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осущест-

влении законодательных, исполнительных и судебных функций,

обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и про-

тивовесов41. Важным элементом в этой системе выступает система

федеральных органов судебной власти. Вместе с судами субъектов

Российской Федерации она составляет – судебную систему.

Эффективная судебная система усиливает другие ветви власти,

способствует гражданскому миру и общественному согласию, дела-

41 См.: По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Консти-

туции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г.

№ 2-П// СЗ РФ.- 1999. № 6. Ст. 866.

ет организованной и сильной экономику, не говоря уже о коренном

перевороте в правовом сознании людей42.

Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и ст. ст. 2 и 4 Федераль-

ного конституционного закона «О судебной системе Российской

Федерации» судебная система Российской Федерации устанавлива-

ется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом

«О судебной системе Российской Федерации». Создание в Россий-

ской Федерации чрезвычайных судов не допускается.

Судебная система Российской Федерации это взаимосвязанная

и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех судов

государства, связанных между собой установленными законом

взаимоотношениями. В Российской Федерации действуют две груп-

пы судов:

— федеральные суды,

— суды субъектов Российской Федерации.

Это не простая совокупность судов, а их взаимосвязанная и

взаимообусловленная, единая система. Единство судебной системы

Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации

Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О су-

дебной системе Российской Федерации»;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми

судьями установленных федеральными законами правил судопроиз-

водства;

— применения всеми судами Конституции РФ, федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных

принципов и норм международного права и международных догово-

ров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других

законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории

Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в за-

конную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из

федерального бюджета.

42 См.: Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных на-

правлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собра-

нию от 6 марта 1997 г.// Рос. газета.- 1997. № 47.

3.3.2 Система федеральных судов: Конституционный Суд РФ,

Верховный Суд РФ и возглавляемые им суды общей юрисдикции, Выс-

ший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды

Федеральных судов три вида:

1. Конституционный Суд РФ.

2. Федеральные суды общей юрисдикции.

3. Арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в Российской Федерации единст-

венный судебный орган конституционного контроля. Федеральных

судов общей юрисдикции и арбитражных судов — большее количе-

ство. Конституционный Суд РФ наделен следующими полномочия-

ми. Он:

а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федераль-

ных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,

Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик,

уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Рос-

сийской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению

органов государственной власти Российской Федерации и совмест-

ному ведению органов государственной власти Российской Федера-

ции и органов государственной власти субъектов Российской Феде-

рации; договоров между органами государственной власти Россий-

ской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос-

сийской Федерации, договоров между органами государственной

власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу ме-

ждународных договоров Российской Федерации;

б) разрешает споры о компетенции между федеральными ор-

ганами государственной власти; между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти

субъектов Российской Федерации; между высшими государствен-

ными органами субъектов Российской Федерации;

в) дает толкование Конституции РФ;

г) дает заключение о соблюдении установленного порядка вы-

движения обвинения Президента РФ в государственной измене или

совершении иного тяжкого преступления;

д) осуществляет некоторые иные полномочия.

В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Вер-

ховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные

суды, суды городов федерального значения, суды автономной облас-

ти и автономных округов, районные суды, военные (ч. 1 ст. 1 Феде-

рального конституционного закона «О военных судах Российской

Федерации») и специализированные суды.

Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуще-

ствлять правосудие по уголовным дел. Помимо того они уполномо-

чены на правосудие по подсудным им гражданским делам. Суды

общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполне-

нием приговора; вопросы о применении к лицу принудительных мер

медицинского характера, а также осуществляют иные виды деятель-

ности.

Перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и за-

дачи.

Непосредственные цели:

а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут

справедливому наказанию;

б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной

ответственности и осужден; а также

в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и ох-

раняемых законом интересов физических и юридических лиц, Рос-

сийской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти,

органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся

субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых

или иных правоотношений.

Совпадающие с целью всего государства и общества, то есть

цели более высокого уровня:

а) укрепление законности и правопорядка,

б) предупреждение преступлений и правонарушений,

в) правовое и нравственное воспитание граждан,

г) формирование уважительного отношения к праву и суду.

Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, граждан-

ском и административном процессах являются:

а) правильное применение закона43;

б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение

гражданских, уголовных и административных дел.

Высшим судебным органом общей юрисдикции по граждан-

ским, уголовным и административным делам, является Верховный

Суд РФ. Основной его функцией признается судебный надзор за

деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, включая во-

енные и специализированные федеральные суды. Им даются разъяс-

нения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по пер-

вой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, в порядке

43 При формулировании целей и задач судов общей юрисдикции использована работа

А.М. Ларина. См.: Ларин А.М. Эффективность применения уголовно-процессуального закона//

Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности.- М., 1979. С.223.

надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и

вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно

вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным су-

дам республик, краевым (областным) судам, судам городов феде-

рального значения, судам автономной области и автономных окру-

гов, окружным (флотским) военным судам.

У верховного суда республики, краевого (областного) суда,

суда города федерального значения, суда автономной области, суда

автономного округа тоже есть право в пределах своей компетенции

рассматривать дела в качестве суда первой и кассационной инстан-

ции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам

(ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Эти суды в свою очередь признаются непосредственно выше-

стоящими судебными инстанциями по отношению к районным су-

дам, действующим на территории соответствующего субъекта Рос-

сийской Федерации.

Районный же суд в пределах своей компетенции рассматрива-

ет уголовные дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции

и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь от-

крывшихся обстоятельств). При этом он является непосредственно

вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судь-

ям, действующим на территории соответствующего судебного рай-

она. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, а в уголов-

ном процессе и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств

проверять законность и обоснованность решений (приговоров, по-

становлений) мировых судей.

Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел район-

ным судом рассматриваются:

— дела об административных правонарушениях;

— вопросы, связанные с исполнением приговора;

— вопросы о применении к лицу принудительных мер меди-

цинского характера.

И это не полный перечень закрепленных в законе полномочий

районного суда.

По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды.

Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формиро-

ваниях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в

качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора

и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь от-

крывшихся обстоятельств).

Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитраж-

ного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов (арбитраж-

ных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов и ар-

битражных судов субъектов Российской Федерации.

Высшим _______судебным органом по разрешению экономических

споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами призна-

ется Высший Арбитражный Суд РФ. Его основная задача -— судеб-

ный надзор за деятельностью арбитражных судов. В связи с чем он

наделен полномочиями:

— рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, в

порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

— давать разъяснения по вопросам судебной практики;

— осуществлять иные виды деятельности.

Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судеб-

ной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам

округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам

субъектов Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд округа создан для того, чтобы

в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда

кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоя-

тельствам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к

действующим на территории соответствующего судебного округа

арбитражным апелляционным судам, которые в пределах своей ком-

петенции соответственно рассматривают дела в апелляционной ин-

станции и по вновь открывшимся обстоятельствам, и арбитражным

судам субъектов Российской Федерации, рассматривающим дела в

качестве суда первой инстанции, и также по вновь открывшимся об-

стоятельствам.

3.3.3 Суды субъектов Российской Федерации, их соотношение с

федеральными судами

К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти-

туционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и яв-

ляющиеся судами общей юрисдикции мировые судьи (ч. ч. 2-4 ст. 4

Федерального конституционного закона «О судебной системе Рос-

сийской Федерации»).

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Феде-

рации создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Кон-

ституционного Суда РФ, но на уровне не Российской Федерации, а

всего лишь субъекта Российской Федерации. И соответственно он

рассматривает вопросы соответствия законов субъекта Российской

Федерации, нормативных правовых актов органов государственной

власти субъекта Российской Федерации, органов местного само-

управления субъекта Российской Федерации не Конституции РФ, а

конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Кроме того,

он правомочен производить толкование самой конституции (устава)

субъекта Российской Федерации.

Каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно

разрабатывается и устанавливается законом субъекта Российской

Федерации порядок осуществляемого конституционным (уставным)

судом данного субъекта Российской Федерации судопроизводства.

Между тем одно из положений, составляющих данный порядок за-

креплено в ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона «О

судебной системе Российской Федерации». Оно заключается в том,

что решение конституционного (уставного) суда субъекта Россий-

ской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может

быть пересмотрено иным судом.

Так как это не федеральный орган, а суд субъекта Российской

Федерации, то и его финансирование производится за счет средств

бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а не за

счет федерального бюджета.

Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера-

ции являются мировые судьи. Компетенция, порядок деятельности

мировых судей и порядок создания должностей мировых судей ус-

танавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным

законом «О судебной системе Российской Федерации», иными фе-

деральными конституционными законами, Федеральным законом «О

мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения

(избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также за-

конами субъектов Российской Федерации.

В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта

Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого

мировыми судьями по уголовным и гражданским делам устанавли-

вается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосу-

дия по делам об административных правонарушениях, может уста-

навливаться также законами субъектов Российской Федерации. Не-

смотря на то, что мировые судьи признаются судами субъекта Рос-

сийской Федерации, правосудие они должны осуществлять именем

Российской Федерации.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.108.191 (0.018 с.)