Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ской Федерации, ее структураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
3.3.1 Общее понятие судебной системы Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности отнесено к ведению Российской Федерации. Под системой федеральных органов законодательной, испол- нительной и судебной власти следует понимать единство взаимосвя- занных федеральных органов различных ветвей государственной власти, которое, исходя из разграничения полномочий при осущест- влении законодательных, исполнительных и судебных функций, обеспечивает баланс этих властей, систему взаимных сдержек и про- тивовесов41. Важным элементом в этой системе выступает система федеральных органов судебной власти. Вместе с судами субъектов Российской Федерации она составляет – судебную систему. Эффективная судебная система усиливает другие ветви власти, способствует гражданскому миру и общественному согласию, дела- 41 См.: По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Консти- туции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. № 2-П// СЗ РФ.- 1999. № 6. Ст. 866. ет организованной и сильной экономику, не говоря уже о коренном перевороте в правовом сознании людей42. Согласно ч. 3 ст. 118 Конституции РФ и ст. ст. 2 и 4 Федераль- ного конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судебная система Российской Федерации устанавлива- ется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Создание в Россий- ской Федерации чрезвычайных судов не допускается. Судебная система Российской Федерации это взаимосвязанная и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех судов государства, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями. В Российской Федерации действуют две груп- пы судов: — федеральные суды, — суды субъектов Российской Федерации. Это не простая совокупность судов, а их взаимосвязанная и взаимообусловленная, единая система. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: — установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О су- дебной системе Российской Федерации»; — соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроиз- водства; — применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных догово- ров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; — признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в за- конную силу; — законодательного закрепления единства статуса судей; — финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета. 42 См.: Порядок во власти - порядок в стране (О положении в стране и основных на- правлениях политики Российской Федерации): Послание Президента РФ Федеральному Собра- нию от 6 марта 1997 г.// Рос. газета.- 1997. № 47. 3.3.2 Система федеральных судов: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и возглавляемые им суды общей юрисдикции, Выс- ший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды Федеральных судов три вида: 1. Конституционный Суд РФ. 2. Федеральные суды общей юрисдикции. 3. Арбитражные суды. Конституционный Суд РФ в Российской Федерации единст- венный судебный орган конституционного контроля. Федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов — большее количе- ство. Конституционный Суд РФ наделен следующими полномочия- ми. Он: а) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федераль- ных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Рос- сийской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совмест- ному ведению органов государственной власти Российской Федера- ции и органов государственной власти субъектов Российской Феде- рации; договоров между органами государственной власти Россий- ской Федерации и органами государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу ме- ждународных договоров Российской Федерации; б) разрешает споры о компетенции между федеральными ор- ганами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государствен- ными органами субъектов Российской Федерации; в) дает толкование Конституции РФ; г) дает заключение о соблюдении установленного порядка вы- движения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; д) осуществляет некоторые иные полномочия. В систему федеральных судов общей юрисдикции входят Вер- ховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной облас- ти и автономных округов, районные суды, военные (ч. 1 ст. 1 Феде- рального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации») и специализированные суды. Только судам общей юрисдикции предоставлено право осуще- ствлять правосудие по уголовным дел. Помимо того они уполномо- чены на правосудие по подсудным им гражданским делам. Суды общей юрисдикции рассматривают вопросы, связанные с исполне- нием приговора; вопросы о применении к лицу принудительных мер медицинского характера, а также осуществляют иные виды деятель- ности. Перед судами общей юрисдикции стоят следующие цели и за- дачи. Непосредственные цели: а) чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию; б) чтобы ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; а также в) защита нарушенных или оспариваемых прав (свобод) и ох- раняемых законом интересов физических и юридических лиц, Рос- сийской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых, административно-правовых или иных правоотношений. Совпадающие с целью всего государства и общества, то есть цели более высокого уровня: а) укрепление законности и правопорядка, б) предупреждение преступлений и правонарушений, в) правовое и нравственное воспитание граждан, г) формирование уважительного отношения к праву и суду. Задачами судов общей юрисдикции в уголовном, граждан- ском и административном процессах являются: а) правильное применение закона43; б) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских, уголовных и административных дел. Высшим судебным органом общей юрисдикции по граждан- ским, уголовным и административным делам, является Верховный Суд РФ. Основной его функцией признается судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов общей юрисдикции, включая во- енные и специализированные федеральные суды. Им даются разъяс- нения по вопросам судебной практики. Верховный Суд РФ уполномочен на рассмотрение дел по пер- вой инстанции, в качестве суда кассационной инстанции, в порядке 43 При формулировании целей и задач судов общей юрисдикции использована работа А.М. Ларина. См.: Ларин А.М. Эффективность применения уголовно-процессуального закона// Советский уголовно-процессуальный закон и проблемы его эффективности.- М., 1979. С.223. надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным су- дам республик, краевым (областным) судам, судам городов феде- рального значения, судам автономной области и автономных окру- гов, окружным (флотским) военным судам. У верховного суда республики, краевого (областного) суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа тоже есть право в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда первой и кассационной инстан- ции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств). Эти суды в свою очередь признаются непосредственно выше- стоящими судебными инстанциями по отношению к районным су- дам, действующим на территории соответствующего субъекта Рос- сийской Федерации. Районный же суд в пределах своей компетенции рассматрива- ет уголовные дела в качестве суда первой, апелляционной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь от- крывшихся обстоятельств). При этом он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судь- ям, действующим на территории соответствующего судебного рай- она. Именно он и правомочен в апелляционном порядке, а в уголов- ном процессе и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств проверять законность и обоснованность решений (приговоров, по- становлений) мировых судей. Помимо рассмотрения уголовных и гражданских дел район- ным судом рассматриваются: — дела об административных правонарушениях; — вопросы, связанные с исполнением приговора; — вопросы о применении к лицу принудительных мер меди- цинского характера. И это не полный перечень закрепленных в законе полномочий районного суда. По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формиро- ваниях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь от- крывшихся обстоятельств). Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитраж- ного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов (арбитраж- ных кассационных судов), арбитражных апелляционных судов и ар- битражных судов субъектов Российской Федерации. Высшим _______судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами призна- ется Высший Арбитражный Суд РФ. Его основная задача -— судеб- ный надзор за деятельностью арбитражных судов. В связи с чем он наделен полномочиями: — рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; — давать разъяснения по вопросам судебной практики; — осуществлять иные виды деятельности. Высший Арбитражный Суд РФ является вышестоящей судеб- ной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Федеральный арбитражный суд округа создан для того, чтобы в пределах своей компетенции рассматривать дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоя- тельствам. Это вышестоящая судебная инстанция по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам, которые в пределах своей ком- петенции соответственно рассматривают дела в апелляционной ин- станции и по вновь открывшимся обстоятельствам, и арбитражным судам субъектов Российской Федерации, рассматривающим дела в качестве суда первой инстанции, и также по вновь открывшимся об- стоятельствам. 3.3.3 Суды субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти- туционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и яв- ляющиеся судами общей юрисдикции мировые судьи (ч. ч. 2-4 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Рос- сийской Федерации»). Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Феде- рации создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Кон- ституционного Суда РФ, но на уровне не Российской Федерации, а всего лишь субъекта Российской Федерации. И соответственно он рассматривает вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного само- управления субъекта Российской Федерации не Конституции РФ, а конституции (уставу) субъекта Российской Федерации. Кроме того, он правомочен производить толкование самой конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно разрабатывается и устанавливается законом субъекта Российской Федерации порядок осуществляемого конституционным (уставным) судом данного субъекта Российской Федерации судопроизводства. Между тем одно из положений, составляющих данный порядок за- креплено в ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Оно заключается в том, что решение конституционного (уставного) суда субъекта Россий- ской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Так как это не федеральный орган, а суд субъекта Российской Федерации, то и его финансирование производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, а не за счет федерального бюджета. Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федера- ции являются мировые судьи. Компетенция, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей ус- танавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными фе- деральными конституционными законами, Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации», а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также за- конами субъектов Российской Федерации. В отличие от конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства, осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам устанавли- вается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосу- дия по делам об административных правонарушениях, может уста- навливаться также законами субъектов Российской Федерации. Не- смотря на то, что мировые судьи признаются судами субъекта Рос- сийской Федерации, правосудие они должны осуществлять именем Российской Федерации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.237.5 (0.014 с.) |