Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Няющих правоохранительные функции

Поиск

Признаки правоохранительного органа:

1) правовая регламентация его статуса и деятельности;

2) стоящие перед ним задачи — защита (охрана, обеспечение)

прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц,

государства в целом, субъектов Российской Федерации, муници-

пальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или)

правопорядка, борьба с преступностью;

3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных за-

коном полномочий), позволяющих решать указанные задачи22.

Таким образом, правоохранительным органом является учре-

ждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к при-

меру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гра-

жданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права,

свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъ-

ектов Российской Федерации, муниципальных образований, госу-

дарства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

К числу правоохранительных органов принято относить:

1) Конституционный Суд РФ;

2) Конституционные, Уставные суды субъектов Российской

Федерации);

3) суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные

суды республик, окружные, областные, городские (в городах Моск-

ва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной

области, районные и городские суды, мировые судьи);

22 Здесь речь идет о понятиеобразующих признаках – характеристиках отличающих

правоохранительный орган от смежных органов, не являющихся правоохранительными. Неко-

торые же ученые характеризуют основные черты правоохранительного органа, которые также

присущи большинству правоохранительных органов (См.:: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоох-

ранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев

Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные

органы Российской Федерации. Под общей редакцией Ю.Ф.Кваши. Часть первая: Учебное по-

собие.- М.: ЧеРо-Контур, 2000. С. 13-14.). Однако эти же основные черты («определенная орга-

низационная форма», «конституционно-правовой статус в виде специфической компетенции»,

«системное построение с учетом федеративного устройства РФ», «структурное построение с

учетом особенностей сферы деятельности», «подконтрольность определенным органам госу-

дарственной власти») могут быть присущи и органам, не являющимся правоохранительными.

4) арбитражные суды (Высший арбитражный Суд РФ, феде-

ральные арбитражные суды округов, (арбитражные кассационные

суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъ-

ектов Российской Федерации);

5) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, проку-

ратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские про-

куратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном,

водном и воздушном транспорте, иные специализированные проку-

ратуры);

6) Международный коммерческий арбитражный суд;

7) Морскую арбитражную комиссию при Торгово-

промышленной палате Российской Федерации;

8) Третейские суды для разрешения экономических споров;

9) Министерство юстиции РФ;

10) Судебный департамент при Верховном суде РФ;

11) органы предварительного следствия (следователей органов

внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и

федеральных органов налоговой полиции);

12) начальников следственных отделов (органов внутренних

дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и органов по

контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве-

ществ);

13) органы дознания (органы внутренних дел, органы феде-

ральной службы безопасности, пограничные органы федеральной

службы безопасности, федеральные органы государственной охра-

ны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и пси-

хотропных веществ, таможенных органы РФ, органы Службы

внешней разведки РФ, органы Министерства юстиции РФ, органы

Государственной противопожарной службы, Главный судебный

пристав РФ; главный военный судебный пристав; главные судеб-

ные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители;

старшие судебные приставы; старшие военные судебные приставы;

старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верхов-

ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры во-

инских частей, соединений; начальники военных учреждений или

гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразве-

дочных партий и зимовок; главы дипломатических представи-

тельств и консульских учреждений Российской Федерации);

14) нотариат;

15) адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокат-

ские палаты, адвокатские образования первого звена);

16) некоторые иные правоохранительные органы23.

1.3 Предмет дисциплины «Правоохранительные органы»,

его соотношение с другими юридическими дисциплинами

Предмет курса — это те положения (правовые институты), ко-

торые изучаются данной дисциплиной. Исходя из содержания реко-

мендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ

Программе дисциплины «Правоохранительные органы», составными

частями, предмета дисциплины «Правоохранительные органы» яв-

ляются:

1) понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной дея-

тельности;

2) функции (направления) правоохранительной деятельности;

3) понятие, признаки и виды правоохранительных органов;

законодательные и иные правовые акты о правоохранительных

органах;

4) понятие и основные признаки судебной власти;

5) общая характеристика суда как органа судебной власти;

понятие и структура судебной системы Российской Федера-

ции;

6) понятие и общая характеристика звеньев судебной системы

и судебных инстанций;

7) понятие, признаки и принципы правосудия;

8) понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные за-

дачи и полномочия;

9) порядок формирования, состав, структура и компетенция:

— Верховного Суда РФ,

— Верховных судов республик, краевых, областных, город-

ских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной

области и автономных округов,

— районных судов,

— военных судов,

— мировых судей;

10) правовой статус суда;

11) система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов;

12) полномочия и порядок образования:

— Высшего Арбитражного Суда РФ,

23 В литературе приводятся и иные классификации правоохранительных органов (См., к

примеру: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и

классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак

Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общей редакцией

Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие.- М.: ЧеРо-Контур, 2000. С. 14-16; и другие рабо-

ты).

— федеральных арбитражных судов округов (арбитражных

кассационных судов),

— арбитражных апелляционных судов,

— арбитражных судов субъектов Российской Федерации;

13) иные арбитражные органы (Международный коммерче-

ский арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торго-

во-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды

для разрешения экономических споров);

14) понятие, структура, полномочия и принципы деятельности

Конституционного суда РФ;

15) численный состав Конституционного суда РФ, требования,

предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного

суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостанов-

ления полномочий судьи Конституционного суда РФ;

16) компетенция судебных составов Конституционного суда

РФ, осуществляющих правосудие;

17) Председатель Конституционного суда РФ, заместитель

Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Консти-

туционного Суда РФ;

18) решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок

принятия и юридическое значение;

19) понятие, состав, порядок образования, полномочия Кон-

ституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;

20) статус судей;

21) требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;

22) порядок образования и полномочия органов судейского

сообщества;

23) квалификационная аттестация судей и присвоение класс-

ных чинов;

24) статус присяжных и арбитражных заседателей, права и

обязанности, порядок наделения их полномочиями;

25) государственная защита судей, присяжных и арбитражных

заседателей;

26) организационное обеспечение деятельности судов;

27) Судебный департамент при Верховном суде РФ, система

его органов и учреждений, организация и полномочия;

28) администраторы судов, их функции;

29) задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;

30) территориальные органы юстиции;

31) нотариат;

32) органы прокуратуры Российской Федерации и прокурор-

ский надзор;

33) акты реагирования прокурора на нарушения закона;

34) система органов прокуратуры и их организация;

35) Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;

36) прокуратуры субъектов Российской Федерации и прирав-

ненные к ним военные и специализированные прокуратуры;

37) полномочия, порядок назначения на должность прокуро-

ров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним проку-

роров;

38) организация работы прокуратуры района (города);

39) порядок назначения на должность и полномочия прокуро-

ра района (города);

40) прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном

транспорте;

41) функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;

42) требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на

должность прокуроров и следователей;

43) общая характеристика деятельности по выявлению и рас-

следованию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совер-

шении:

— оперативно-розыскной,

— дознания,

— предварительного следствия;

44) круг органов, уполномоченных осуществлять оперативно-

розыскную деятельность; пределы их полномочий;

45) взаимодействие органов предварительного расследования

по раскрытию и расследованию преступлений;

46) понятие и виды органов дознания;

47) понятие и виды органов предварительного следствия;

48) правовое положение и процессуальная самостоятельность

следователя;

49) система следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокура-

туры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и

психотропных веществ;

50) начальник следственного отдела;

51) юридическая помощь и защита по уголовным делам в Рос-

сийской федерации;

52) понятие и направления деятельности адвокатуры;

53) адвокатская палата: порядок образования, органы само-

управления адвокатской палатой, их компетенция;

54) президент адвокатской палаты, порядок избрания, полно-

мочия;

55) адвокатские образования первого звена;

56) права и обязанности адвоката, порядок и условия присвое-

ния статуса адвоката;

57) Федеральная палата адвокатов РФ;

58) оказание юридических услуг организациями и лицами, не

входящими в состав адвокатуры и др.

Без знаний об указанных правовых институтах трудно усвоить

материал, касающийся деятельности правоохранительных органов, а

значит изучить такие дисциплины как уголовный, гражданский, ар-

битражный процесс. Курс «Правоохранительные органы» как бы

подготавливает студентов усвоению соответствующего материала.

Как и у любой другой правовой дисциплины учения, состав-

ляющие содержание дисциплины «Правоохранительные органы»,

базируются на положениях конституционного права. Именно в

Конституции РФ закреплены основополагающие правила организа-

ции и функционирования органов судебной власти, а также прокура-

туры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса «Право-

охранительные органы» принципы правосудия, такие как осуществ-

ление правосудия только судом, независимость судей и подчинение

их только закону, открытое разбирательство дел во всех судах

(принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык

судопроизводства, осуществление правосудия на началах равенства

всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые дру-

гие, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы кон-

ституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120-122, 128 Конституции

РФ).

Конституцией РФ закреплено верховенство Конституции РФ и

федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч.

2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохра-

нительных органов России организована так, чтобы деятельность та-

ковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права

и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32,

45-48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

Дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с

такими дисциплинами как гражданское процессуальное, уголов-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.007 с.)