Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Няющих правоохранительные функции↑ Стр 1 из 107Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Признаки правоохранительного органа: 1) правовая регламентация его статуса и деятельности; 2) стоящие перед ним задачи — защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов Российской Федерации, муници- пальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью; 3) наличие в его распоряжении средств (предусмотренных за- коном полномочий), позволяющих решать указанные задачи22. Таким образом, правоохранительным органом является учре- ждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к при- меру, судья, следователь, оказывающий юридическую помощь гра- жданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъ- ектов Российской Федерации, муниципальных образований, госу- дарства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок. К числу правоохранительных органов принято относить: 1) Конституционный Суд РФ; 2) Конституционные, Уставные суды субъектов Российской Федерации); 3) суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Моск- ва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные и городские суды, мировые судьи); 22 Здесь речь идет о понятиеобразующих признаках – характеристиках отличающих правоохранительный орган от смежных органов, не являющихся правоохранительными. Неко- торые же ученые характеризуют основные черты правоохранительного органа, которые также присущи большинству правоохранительных органов (См.:: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоох- ранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общей редакцией Ю.Ф.Кваши. Часть первая: Учебное по- собие.- М.: ЧеРо-Контур, 2000. С. 13-14.). Однако эти же основные черты («определенная орга- низационная форма», «конституционно-правовой статус в виде специфической компетенции», «системное построение с учетом федеративного устройства РФ», «структурное построение с учетом особенностей сферы деятельности», «подконтрольность определенным органам госу- дарственной власти») могут быть присущи и органам, не являющимся правоохранительными. 4) арбитражные суды (Высший арбитражный Суд РФ, феде- ральные арбитражные суды округов, (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъ- ектов Российской Федерации); 5) органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, проку- ратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские про- куратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные проку- ратуры); 6) Международный коммерческий арбитражный суд; 7) Морскую арбитражную комиссию при Торгово- промышленной палате Российской Федерации; 8) Третейские суды для разрешения экономических споров; 9) Министерство юстиции РФ; 10) Судебный департамент при Верховном суде РФ; 11) органы предварительного следствия (следователей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции); 12) начальников следственных отделов (органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве- ществ); 13) органы дознания (органы внутренних дел, органы феде- ральной службы безопасности, пограничные органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охра- ны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и пси- хотропных веществ, таможенных органы РФ, органы Службы внешней разведки РФ, органы Министерства юстиции РФ, органы Государственной противопожарной службы, Главный судебный пристав РФ; главный военный судебный пристав; главные судеб- ные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители; старшие судебные приставы; старшие военные судебные приставы; старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верхов- ного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры во- инских частей, соединений; начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразве- дочных партий и зимовок; главы дипломатических представи- тельств и консульских учреждений Российской Федерации); 14) нотариат; 15) адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокат- ские палаты, адвокатские образования первого звена); 16) некоторые иные правоохранительные органы23. 1.3 Предмет дисциплины «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами Предмет курса — это те положения (правовые институты), ко- торые изучаются данной дисциплиной. Исходя из содержания реко- мендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины «Правоохранительные органы», составными частями, предмета дисциплины «Правоохранительные органы» яв- ляются: 1) понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной дея- тельности; 2) функции (направления) правоохранительной деятельности; 3) понятие, признаки и виды правоохранительных органов; законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах; 4) понятие и основные признаки судебной власти; 5) общая характеристика суда как органа судебной власти; понятие и структура судебной системы Российской Федера- ции; 6) понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций; 7) понятие, признаки и принципы правосудия; 8) понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные за- дачи и полномочия; 9) порядок формирования, состав, структура и компетенция: — Верховного Суда РФ, — Верховных судов республик, краевых, областных, город- ских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов, — районных судов, — военных судов, — мировых судей; 10) правовой статус суда; 11) система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов; 12) полномочия и порядок образования: — Высшего Арбитражного Суда РФ, 23 В литературе приводятся и иные классификации правоохранительных органов (См., к примеру: Рыжак Н.И., Кваша Ю.Ф. Правоохранительные органы: понятие, основные черты и классификация // Васильев В.П., Васильев Н.Н., Кваша Ю.Ф., Кваша Л.Ф., Козлов В.А., Рыжак Н.И., Сурков К.В. Правоохранительные органы Российской Федерации. Под общей редакцией Ю.Ф. Кваши. Часть первая: Учебное пособие.- М.: ЧеРо-Контур, 2000. С. 14-16; и другие рабо- ты). — федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов), — арбитражных апелляционных судов, — арбитражных судов субъектов Российской Федерации; 13) иные арбитражные органы (Международный коммерче- ский арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торго- во-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров); 14) понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного суда РФ; 15) численный состав Конституционного суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостанов- ления полномочий судьи Конституционного суда РФ; 16) компетенция судебных составов Конституционного суда РФ, осуществляющих правосудие; 17) Председатель Конституционного суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Консти- туционного Суда РФ; 18) решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение; 19) понятие, состав, порядок образования, полномочия Кон- ституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации; 20) статус судей; 21) требования, предъявляемые к кандидатам в судьи; 22) порядок образования и полномочия органов судейского сообщества; 23) квалификационная аттестация судей и присвоение класс- ных чинов; 24) статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями; 25) государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей; 26) организационное обеспечение деятельности судов; 27) Судебный департамент при Верховном суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия; 28) администраторы судов, их функции; 29) задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ; 30) территориальные органы юстиции; 31) нотариат; 32) органы прокуратуры Российской Федерации и прокурор- ский надзор; 33) акты реагирования прокурора на нарушения закона; 34) система органов прокуратуры и их организация; 35) Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия; 36) прокуратуры субъектов Российской Федерации и прирав- ненные к ним военные и специализированные прокуратуры; 37) полномочия, порядок назначения на должность прокуро- ров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним проку- роров; 38) организация работы прокуратуры района (города); 39) порядок назначения на должность и полномочия прокуро- ра района (города); 40) прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; 41) функции, задачи и компетенция военной прокуратуры; 42) требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров и следователей; 43) общая характеристика деятельности по выявлению и рас- следованию преступлений, изобличению лиц, виновных в их совер- шении: — оперативно-розыскной, — дознания, — предварительного следствия; 44) круг органов, уполномоченных осуществлять оперативно- розыскную деятельность; пределы их полномочий; 45) взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений; 46) понятие и виды органов дознания; 47) понятие и виды органов предварительного следствия; 48) правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя; 49) система следственных подразделений ОВД, ФСБ, прокура- туры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; 50) начальник следственного отдела; 51) юридическая помощь и защита по уголовным делам в Рос- сийской федерации; 52) понятие и направления деятельности адвокатуры; 53) адвокатская палата: порядок образования, органы само- управления адвокатской палатой, их компетенция; 54) президент адвокатской палаты, порядок избрания, полно- мочия; 55) адвокатские образования первого звена; 56) права и обязанности адвоката, порядок и условия присвое- ния статуса адвоката; 57) Федеральная палата адвокатов РФ; 58) оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др. Без знаний об указанных правовых институтах трудно усвоить материал, касающийся деятельности правоохранительных органов, а значит изучить такие дисциплины как уголовный, гражданский, ар- битражный процесс. Курс «Правоохранительные органы» как бы подготавливает студентов усвоению соответствующего материала. Как и у любой другой правовой дисциплины учения, состав- ляющие содержание дисциплины «Правоохранительные органы», базируются на положениях конституционного права. Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организа- ции и функционирования органов судебной власти, а также прокура- туры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса «Право- охранительные органы» принципы правосудия, такие как осуществ- ление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону, открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства, осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые дру- гие, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы кон- ституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120-122, 128 Конституции РФ). Конституцией РФ закреплено верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохра- нительных органов России организована так, чтобы деятельность та- ковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45-48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ). Дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана с такими дисциплинами как гражданское процессуальное, уголов-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.150 (0.007 с.) |