ТОП 10:

Конституционное судопроизводство



Данный порядок судопроизводства – инстанция своими ос-

новными чертами схож с первой инстанцией. Здесь также судом не-

посредственно исследуются доказательства. Отличия между этими

инстанциями, как минимум, заключаются в субъекте, осуществляю-

щем судопроизводство – это Конституционный Суд РФ, поводах и

основаниях начала судопроизводства, а также полномочиях назван-

ной инстанции и последствиях принятого ею решения.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ

является обращение в Конституционный Суд РФ в форме запроса,

ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям ст. ст. 37-39 Фе-

дерального конституционного закона «О Конституционном Суде

Российской Федерации».

Основанием к рассмотрению дела в Конституционном Суде

РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, со-

ответствует ли Конституции РФ закон, иной нормативный акт, дого-

вор между органами государственной власти, не вступивший в силу

международный договор, или обнаружившееся противоречие в по-

зициях сторон о принадлежности полномочия в спорах о компетен-

ции, или обнаружившаяся неопределенность в понимании положе-

ний Конституции РФ, или выдвижение Государственной Думой об-

винения Президента РФ в государственной измене или совершении

иного тяжкого преступления.

Рассматривая дело Конституционный Суд РФ вправе при на-

личии указанных в законе оснований принять решение (заключение)

о признании закона, нормативного акта или договора, не вступивше-

го в силу международного договора Российской Федерации либо от-

дельных их положений не соответствующими Конституции РФ; от-

рицающее полномочие соответствующего органа государственной

власти издать акт или совершить действие правового характера, по-

служившие причиной спора о компетенции; о соблюдении или несо-

блюдении установленного порядка выдвижения обвинения Прези-

дента РФ и др.

Решения Конституционного Суда РФ окончательны, не под-

лежат обжалованию и вступают в силу немедленно после их провоз-

глашения. Они действуют непосредственно и не требуют подтвер-

ждения другими органами и должностными лицами. Акты или их

отдельные положения, признанные неконституционными, утрачи-

вают силу; признанные несоответствующими Конституции РФ не

вступившие в силу международные договоры Российской Федера-

ции не подлежат введению в действие и применению. Не подлежат

исполнению также решения любого органа, основанные на актах,

признанных неконституционными.

Глава 4. Правосудие и его демократические основы

(принципы)

Правосудие

4.1.1 Понятие правосудия

Согласно ст. 4 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР»

правосудие осуществляется путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях граж-

данских дел, связанных с защитой прав и законных интересов граж-

дан, предприятий, учреждений, организаций;

— рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, реше-

ние вопросов о виновности подсудимых, применения установленных

законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступле-

ния, либо оправдания невиновных.

Содержание данной статьи позволяло некоторым авторам не

включать в перечень осуществляемых в Российской Федерации

форм правосудия разрешение судом дел об административных пра-

вонарушениях и конституционное судопроизводство. Между тем та-

кая позиция не соответствует части 2 ст. 1 Федерального закона «О

мировых судьях в Российской Федерации»45, в которой говорится об

осуществлении правосудия по делам об административных правона-

рушениях, и части 4 пункта 3 постановления Конституционного Су-

да РФ от 16 июня 1998 г., где конституционное судопроизводство

именуется особой формой правосудия46.

Мы не можем игнорировать положения федерального закона и

мнение одного из высших органов судебной власти Российской Фе-

дерации. Поэтому определять содержание и объем судебной дея-

тельности, именуемой правосудием, показывать соотношение право-

судия со смежными понятиями (деятельностью суда, не разрешив-

шего дело по существу; с деятельностью следователя, прекращаю-

щего дело по не реабилитирующим основаниям) считаем необходи-

мым, исходя не только из содержания ст. 4 Закона РСФСР «О судо-

устройстве РСФСР», но и с учетом ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О

мировых судьях в Российской Федерации», а также ч. 4 п. 3 поста-

новления Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П

«По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127

Конституции Российской Федерации».

45 См.: СЗ РФ.-1998. № 51. Ст. 6270.

46 См.: По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции

Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-

П// СЗ РФ.- 1998. № 25. Ст. 3004.

Поэтому предлагается различать правосудие в обычных и осо-

бых формах.

Правосудие, осуществляемое в обычных формах — это дея-

тельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмот-

рению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кас-

сационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь от-

крывшимся обстоятельствам (ввиду новых или вновь открывшихся

обстоятельств), направленная на установление виновности подсу-

димых, применение к ним мер наказания либо на оправдание неви-

новных, а по гражданским делам на разрешения дела по существу.

Особых форм правосудиядве. Во-первых, это деятельность

суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях,

направленная на установление виновности лица в совершении пра-

вонарушения, наложение административного взыскания либо на

прекращение дела производством. Во-вторых, — осуществляемая в

пределах предоставленных полномочий деятельность Конституци-

онного Суда РФ, конституционный (уставных) судов субъектов

Российской Федерации, заключающаяся в разрешении по существу

подсудных им дел.

Особыми данные формы правосудия именуются не только

потому, что одну из них так назвал Конституционный Суд РФ.

Особыми они являются прежде всего потому, что рассматриваемые

в юридической литературе признаки и принципы правосудия в

большей степени касаются обычны форм осуществления правосу-

дия.

4.1.2 Признаки правосудия

Признаки правосудия содержатся в самом определении этого

явления.

1. Правосудие — это урегулированная законом (уголовно-

процессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным

процессуальным, административным или Федеральным конститу-

ционным законом «О Конституционном Суде Российской Федера-

ции») деятельность.

2. Правосудие осуществляется лишь по гражданским, уголов-

ным делам, делам об административных правонарушениях, а также

по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, конституцион-

ным (уставным) судам субъектов Российской Федерации.

3. Рассмотрение уголовных дел отнесено к компетенции су-

дов общей юрисдикции. Гражданские дела и дела об администра-

тивных правонарушениях могут быть разрешены как судами общей

юрисдикции, так и арбитражными судами. Поэтому правосудие —

это деятельность суда общей юрисдикции, арбитражного суда,

Конституционного Суда РФ или конституционного (уставного) су-

да субъектов Российской Федерации.

4. Правосудие может осуществляться только в рамках одного

из предусмотренных законом порядка (инстанции):

— рассмотрение дела по первой инстанции;

— рассмотрение дел в апелляционной инстанции;

— рассмотрение дела кассационной инстанцией;

— рассмотрение дела надзорной инстанцией;

— рассмотрение дел по вновь открывшимся обстоятельствам

(ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств);

— рассмотрение дел об административных правонарушениях;

— рассмотрение с последующим разрешением дела, подсуд-

ного Конституционному Суду РФ;

— рассмотрение с последующим разрешением дела, подсуд-

ного конституционному (уставному) суду субъекта Российской Фе-

дерации.

5. Правосудие по уголовным делам завершается разрешением

вопросов о виновности подсудимых, применения установленных

законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступ-

ления, либо оправдания невиновных. По делам об административ-

ных правонарушениях — наложением административного взыска-

ния либо прекращением дела производством. По гражданскому де-

лу, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, кон-

ституционному (уставному) суду субъекта Российской Федерации

правосудие имеет место только в связи с разрешением дела по су-

ществу.

Конституционным Судом РФ вычленяются, кроме того, че-

тыре специфических признака особой формы правосудия — кон-

ституционного судопроизводства, а именно:

— круг предметов проверки,

— перечень инициаторов рассмотрения дел,

— виды процедур конституционного судопроизводства,

— юридические последствия принимаемых решений47.

4.1.3 Отличие правосудия от других форм государственной дея-

тельности

Правосудие осуществляется лишь судами общей юрисдикции,

арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституци-

47 См.: По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции

Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-

П// СЗ РФ.- 1998. № 25. Ст. 3004. Характеристику данных признаков см. в главе «Конституци-

онный суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов федерации».

онными (уставными) судами субъектов Российской Федерации. Ни-

какие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществ-

ление правосудия.

Правосудие по своему содержанию близко к содержанию та-

ких понятий как уголовный процесс, гражданский процесс и арбит-

ражный процесс. Однако, правосудие шире уголовного процесса на

величину правосудия по гражданским делам. Уголовный процесс

шире правосудия на величину досудебного производства и не яв-

ляющейся правосудием определенной части судебного уголовно-

процессуального производства.

В свою очередь правосудие шире гражданского процесса на

величину правосудия по уголовным и арбитражным делам. Граж-

данский процесс шире правосудия на величину не являющейся пра-

восудием определенной части гражданского судебного производства

(к примеру, оставление заявления без рассмотрения). Аналогично

тому, как правосудие соотносится с гражданским процессом, оно

сопоставимо и с арбитражным процессом.

Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно-

процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, рас-

сматривают дела об административных правонарушениях. Районные

суды, к примеру, разрешают вопросы, связанные с исполнением

приговора. При этом они освобождают условно-досрочно от наказа-

ния, заменяют не отбытую часть наказания более мягким, направля-

ют осужденного из специального воспитательного учреждения в

места лишения свободы. Так как согласно закону правосудие по уго-

ловным делам должно быть направлено на разрешение вопроса о

виновности подсудимого, применение установленных законом мер

наказания к лицу, виновному в совершении преступления, либо на

оправдание невиновного, а при рассмотрении вопросов, связанных с

исполнением приговора, этого не происходит, названный вид уго-

ловно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.

Согласно требованиям уголовно-процессуального закона пре-

кратить уголовное дело по не реабилитирующим основаниям может

следователь, прокурор, а по подследственным ему преступлениям и

орган дознания. Они в ходе проведенного до этого предварительного

расследования признают лицо виновным в совершении преступле-

ния. Между тем только исходящее от суда признание и провозгла-

шение от имени государства гражданина виновным в совершении

преступления (назначение ему наказания) признается правосудием.

Какую бы деятельность следователь, прокурор или орган дознания

не осуществляли, правосудием она признана быть не может.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.45.196 (0.014 с.)