ТОП 10:

Понятие и признаки правоохранительной деятельности.



Понятие и признаки правоохранительной деятельности.

ПО-это гос.и негос. органы,специально созданные д/охраны права,укрепления законности и правопорядка,защиты прав и свобод граждан.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Основные направления ПО: 1) К контроль 2)правосудие 3) организационное обеспечение деятельности судов 4) прокурорский надзор 5)выявление и расследование преступлений 6)оказание юр. помощи.

 

Задачи и система правоохранительных органов.

Нужно сказать, что правоохранительные органы – это государственные и негосударственные организации, специально созданные для охраны права, укрепления законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан.

Следует отметить, что к государственным правоохранительным органам относятся:

- судебные органы.

- органы юстиции

- прокуратура

- следственный аппарат

- нотариат и др.

К негосударственным правоохранительным органам относятся:

- адвокатура

- нотариат

- частное детективное предприятие.

Вопрос о задачах в целом в законодательном порядке четко не решен.. но это не значит,

что у них нет задач. Они есть и о них можно судить по ряду нормативных актов. Проанализировав нормативные акты можно сделать вывод, что задачи можно подразделить на две группы: задачи общие, свойственные всем правоохранительным органам, а также задачи конкретные, присущие отдельным, конкретным направлениям.

Сейчас вопрос о круге правоохранительных органов решается по-разному: одни относят к ним больше, другие меньшее количество. Это объясняется тем, что в законодательном порядке однозначно не урегулирован данный вопрос и не определено понятие правоохранительной деятельности. Все же однозначно можно сказать, что к правоохранительным органам относятся:

- суды (конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов РФ)

- учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ)

- прокуратура

Перечисленные органы наделяются соответствующими полномочиями государством, содержатся за счет государственного бюджета, выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом.

 

Судебная власть и её роль в обществе.

Судебная власть – возможность и способность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и соц. процессы.

Из определения следует, что данной ветви власти присущи два компонента: во-первых, данная власть может реализовываться только специально создаваемым государственным учреждением – судом; во-вторых, у этого органа должны быть свои присущие только ему возможность и способность воздействия. Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы.

Нельзя сводить функции судебной власти только к правосудию. Правосудие – это важное проявление судебной власти, но не единственное. Судебная власть может выражаться во многом. Возможности и способности судебной власти это понятия обобщенные, охватывающие многогранные полномочия, которыми наделяются суды. Именно их реализация в целом и сеть реализация судебной власти.

Среди полномочий судебной власти доминирующую роль играет правосудие. Его может осуществлять только суд, и никакой другой орган. Это специфическое судебное полномочие. Однако судебная власть включает ряд других полномочий, которые как и правосудие имеют большое социальное значение. К следовало отнести следующее:

- конституционный контроль

- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений

- дача разъяснений по вопросам судебной практики

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

Приведению в жизнь каждого из перечисленных полномочий, образующих судебную власть, призвано способствовать наделению органов, на которые возложено осуществление данной власти, средствами принуждения к исполнению принимаемых ими решений.

Реальность судебных велений подкрепляется внушительными средствами воздействия, мер юридического воздействия.

Обобщенное знание полномочий судов дает понять их роль и место в системе учреждений, реализующих в целом государственную власть и судебную власть в частности.

Круг судебных полномочий говорит о том, что данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти. А это позволяет сделать вывод также о равнозначности, равноправности и паритетности всех ветвей власти.

Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в восстановлении конституционного контроля как одного из ее основных полномочий. Следующим шагом стало предоставление всем судам возможности проверять законность решений местных представительных и всех исполнительных органов.

 

Сущность и значение принципов правосудия. Их классификация.

Принцип правосудия – основные положения, регламентированные в законе, которые определяют сущность организации деятельности суда.

Признаки принципов правосудия:

- основные положения

- регламентированные законом

- определяют сущность организации деятельности суда

Принципы правосудия регламентируются в международных правовых актах, в Конституции РФ, в законе «О судебной системе РФ», в процессуальных кодексах.

Значение принципов правосудия состоит в том, что их четкое исполнение выступает в качестве гарантии в установлении истинности по делу, все принципы правосудия находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, нарушение одного принципа влечет за собой нарушение остальных. Можно провести классификацию принципов правосудия по содержанию:

1)Судоустройственные принципы правосудия – в содержании этих принципов преобладает вопрос об организации деятельности суда, а не процедуры рассмотрения дела в зале заседания (право на судебную защиту)

2)Судопроизводственные принципы правосудия – содержание это вопрос процедуры рассмотрения дела в судебном заседании.

 

Право на судебную защиту.

В соответствии со ст 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав. В соответствии со ст 10 этой декларации каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленных ему уголовных обвинений имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливым независимым и беспристрастным судом. В соответствии со ст 6 конвенции « о защите прав человека и его основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских делах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок, независимым и беспристрастным судом, созданным на основе закона. В соответствии со ст 46 конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. В соответствии со ст 46 конституции РФ решения и действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. В случае споров между гражданами они также вправе обратиться в суд. В соответствии со ст 47 конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступлении имеет право на рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях предусмотренных ФЗ. В соответствии со ст 46 конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты.

Язык судопроизв-ва

В соотв.со ст.26 Конст.РФ каждый имеет право на пользование родным языком и свободный выбор языка общения.

В соотв.со ст.10 закона о судеб сис-ме РФ, судопроизв-во и делопроизв-во в Конст.суде РФ,Верхов.суде РФ,Высш.арбтрж.судеРФ,др.арбтрж.судах,воен.судах ведутся на русск языке-гос.языке РФ.

Судопроизв-во и делопроизв-во в др.федер.судах общ.юрисдикции (район/гор/суд,верх.суд р-ки) могут вестись также на гос.языке р-ка,не трр.кот.нах-ся суд.

Судопроизв-во и делопроизв-во у мировых cудей и в др.судах субъектов РФ (Конст.суд р-ки) ведутся на русс.языке,либо на гос.языке р-ка,на терр.кот нах-ся суд.

Участвующим в деле лицам,не владеющим языком судопроизв-ва обеспечив-ся право вступать и давать объяснения на родном языке//на любом свободноизбранном языке общения,а также пользоваться услугами переводчика.

Если законом пердусмотрено обязательное вручение док-та по делу участвующему в деле лицу,не владеющим языком судопроизв-ва, то этот док-т переводится на его родной язык (напр:обвинит.заключение,приговор)

 

Конституционный Суд РФ.

Организация и основы деятельности КСРФ закреплены в конституции РФ. ФКЗ «О КСРФ», ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О статусе судей».

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Состав, порядок образования и срок полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Организационные формы конституционного судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", также без проведения слушаний.

Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Аппарат Конституционного Суда Российской Федерации, состоящий из Секретариата, Управления государственной службы и кадров и Управления финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения.

Структура

Главой Конституционного суда является Председатель. В соответствии со статьей 23 ФКЗ от 3 ноября 2010 года № 7 — ФКЗ:

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

2. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

3. Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

25)???????

 

 

26) Верховный суд РФ + Высший арбитражный суд.

Верховный суд РФ – является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Организацию и основы деятельности закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе в РФ», ФКЗ «О судах общей юрисдикции», процессуальные кодексы (УПК, ГПК, КоАП), Законом «О статусе судей», Законом «О судоустройстве».
Социальные функции Верховного суда РФ:
1. Выполнение задач, которые возложены на него как высшего судебного органа по уголовным. Гражданским, административным делам и иным задачам, подсудным судам общей юрисдикции.
2. Осуществление судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции.
3. Дача разъяснений по вопросам судебной практики.
4. Законодательная инициатива.
В настоящее время рассматривает дела в качестве суда I, II и надзорной инстанций
Рассматривает гражданские дела в качестве I инстанции:
1. Об оспаривании ненормативных правых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания РФ.
2. Об оспаривании нормативно-правовых актов президента РФ, правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти.
3. Об оспаривании постановлений о приостановлении и прекращении полномочий судей их отставки.
И др.
Основные подразделения суда:
- пленум
- президиум
- апелляционная коллегия
- кассационная коллегия
- судебная коллегия по гражданским делам
- судебная коллегия по уголовным делам
- судебная коллегия по административным делам
- военная коллегия.
Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Президиум Верховного суда РФ состоит из 13 судей в том числе Председателя суда, его заместителей и опытных членов суда. Заседания президиума Верховного суда РФ производится не реже одного раза в месяц.
Пленум Верховного суда РФ действует в составе председателя Верховного суда РФ, заместителей председателя и всех членов верховного суда РФ. В заседаниях участвуют Генеральный прокурор РФ, председатель Высшего арбитражного суда РФ, Министр юстиции РФ.
Полномочия:
1. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, и дает разъяснения по вопросам применения законодательства РФ.
2. Утверждает составы судебных коллегий и секретаря.
3. Утверждает научно-консультативный совет при Верховном суде РФ.
4. Рассматривает и решает вопросы о вынесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, толкования законов.
5. Заслушивает сообщения о работе президиума и отчеты судебных коллегий.
6. Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Секретарь плену Верховного суда РФ осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протоколов.
Полномочия председателя Верховного Суда РФ:
1. Организует работу по изучению и обобщению судебной практики.
2. Созывает Пленум Верховного Суда РФ.
3. Созывает президиум Верховного Суда РФ.
4. Распределяет обязанности между своими заместителями.
5. Ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан.
6. Осуществляет другие полномочия.
Статус судьи Верховного Суда РФ:
1. Гражданин РФ
2. Высшее юридическое образование
3. Возраст не моложе 35 лет
4. Стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет
5. Медицинское освидетельствование
6. Сдача квалификационного экзамена
7. Рекомендация квалификационной коллегии судей.
8. Отсутствие поступков умаляющих авторитет судебной власти
9. Не имевший и не имеющий судимости.
Высший арбитражный суд РФ в соответствии со ст 127 конституции РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами, осуществляет надзор за их деятельностью.
В состав Высшего Арбитражного Суда РФ входят Председатель, заместители Председателя, председатели коллегий и судьи – члены Высшего Арбитражного Суда.
Высшей арбитражный суд РФ действует в составе:
- пленума
- президиум
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных полномочий
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия суда:
1. Рассмотрение дел первой инстанции
2. Рассмотрение в порядке надзора вступивших в законную силу судебных актов всех арбитражных судов.
3. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых Высшим арбитражным Судом РФ и вступивших в законную силу судебных актов.
4. Обращение в КСРФ с запросом о проверке конституционности законов.

Районный (городской) суд

Основное звено судов общей юрисдикции это районный (городской) и ему = суд.

Организация и основы деятельности районного (городского) суда закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», 1996, ФКЗ «О судах общей юрисдикции», 2011, процессуальных кодексах (КоАП, УПК, ГПК).

Районный (городской) суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района или города в соответствии с законом субъекта федерации «Об административно-территориальном устройстве субъекта». Законодательно предусматривается создание межрайонных судов.

Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы, рассматривающий дела в качестве суда I инстанции и апелляционной инстанции для МС. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и дела, возникшие из административных правонарушений. Компетенция районного суда определяется по остаточному принципу: все, что не подсудно МС, Областному суду, Верховному суду и военным судам – рассматривается районными судами.

Районный суд по уголовным делам рассматривает преступления небольшой тяжести. По гражданским делам – споры. Возникающие из имущественных, трудовых, семейных, жилищных, земельных правоотношений, если для этого не предусмотрен иной порядок рассмотрения дела. Рассматривает дела особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина безвестно отсутствующим, дела о признании гражданина умершим).

Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, которые КоАП отнесены к его подсудности.

Подсудность (родовая) – отнесение определенного круга дел к компетенции определенного звена в системе судов.

Подсудность (территориальная) – отнесение конкретного дела к ведению конкретного суда в зависимости от места рассмотрения спора.

Принципы распределения обязанностей (дел) между судьями:

1. Предметный (функциональный). Предусматривает, что различные судьи специализируются на рассмотрении различной категории дел.

2. Территориальный. Каждый судья рассматривает все категории дел на закрепленной за ним территории.

3. Предметно-территориальный. Каждый судья рассматривает только дела определенной категории на закрепленной за ним территории.

4. Беззональный. Каждый судья рассматривает все гражданские дела, которые поступают в день приема им населения, а также уголовные дела, которые ему распределены председателем суда.

Состав районного суда:

- председатель

- его заместители

- судьи

- аппарат суда

Председатель районного суда назначается на должность президентом РФ по предложению квалификационной коллегии судей субъекта на 6 лет. Одно и тоже лицо может быть назначено неоднократно председателем одного и того же суда, но не более двух раз подряд.

Полномочия:

1. Организует работу суда

2. Устанавливает правила внутреннего трудового распорядка.

3. Распределение обязанностей между заместителями и судьями.

4. Осуществляет работу по повышению квалификации судей.

5. Информирует судей о своей деятельности.

6. Руководит деятельностью аппарата суда.

Аппарат суда состоит из администрации суда. Консультантов суда, заведующим канцелярии, секретарей суда – ведущих делопроизводство, обеспечивающих хранение вещдоков, занимающихся архивным делом.

Статус судьи районного суда:

1. Гражданин РФ

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 25 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Судья районного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей. Впервые назначается на должность сроком на 3 года, по истечению трехлетнего срока судья может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до 70 лет.

 

Военные суды.

Регламентирована деятельность военных судов в конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ».

В соответствии со ст 1 Закона о безопасности «военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Эта идея положена в основу Закона о военных судах. В соответствии со ст 4 «основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

- нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, объединений.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ.

Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества.

Военные суды как и иные суды должны неуклонно следовать конституции РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются всеми принципами правосудия, равными для для всех судов общей юрисдикции процессуальным правилам (ГПК, УПК, КоАП).

Важно подчеркнуть, что по закону военные суды самостоятельны и никому не подотчетны. В соответствии с ч 2 – 4 ст 5 Закона о военных судах «судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны; всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия не допустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом; гарантии независимости судей, установленные конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, не могут быть отменены или снижены в отношении военных судов».

Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется только на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа), а равно и дела о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Специфичность этих условий проявляется, прежде всего, в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности РФ, необходимой боеспособности и др. С учетом этих обстоятельств и строится система военных судов. Это определяет особенности организации и основ деятельности военных судов.

В соответствии со ст 126 конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Верховный суд РФ, который также надзирает за деятельностью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное и справедливое применение закона, как к обычным гражданам, так и к тем, кто несет военную службу.

Круг дел отнесенных к ведению военных судов предопределяется преимущественно персональными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности по приговорам этих судов. Свойствами такого рода является принадлежность лица:

- к военнослужащим

- к тем, кто приравнен к ним

- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами.

Подобно системе федеральных гражданских судов общей юрисдикции она, тоже строится из трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных дел, подведомственных военным судам.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) суды. Рассматривают дела по I инстанции, апелляционной и кассационной инстанциями.

Высшей военной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Военная коллегия. Эта судебная коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом «О статусе судей». Но есть и некоторые особенности, обусловленные спецификой этих судов.

 

30) Федеральные арбитражные суды

. Система и полномочия действующих арбитражных судов РФ.

Арбитражные суды образуют самостоятельную подсистему судов, включающую Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды арбитражных округов и арбитражные суды действующие в пределах территорий субъектов. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ».

Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" 1995г.

Первым (основным) звеном системы арбитражных судов РФ являются арбитражные суды субъектов РФ, они:

- по первой инстанции рассматривают подведомственные арбитражным судам экономические споры, кроме тех, что рассматривает по первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ;

- по первой инстанции рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- по первой инстанции рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий и граждан;

- по апелляционной инстанции рассматривают жалобы на свои решения по первой инстанции;

- пересмотр своих решений, вступивших в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Средним звеном системы арбитражных судов РФ являются федеральные окружные арбитражные суда, они:

- рассматривают кассационные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ округа в первой инстанции и в апелляции;

- пересматривают свои решения, вступившие в законную силу, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Высшим звеном системы арбитражных судов РФ является Высший Арбитражный Суд РФ, который:

- рассмотрение по первой инстанции экономических споров между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

- рассмотрение по первой инстанции жалоб на ненормативные акты высших органов государственной власти и управления в области предпринимательской и иной экономической деятельности.

- рассмотрение в надзорной инстанции надзорных протестов на все решения нижестоящих арбитражных судов, вступившие в законную силу (президиум суда).

- имеет право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению (пленум суда).

- имеет право пересмотра собственного решения, вступившего в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

- имеет право запроса в Конституционный Суд РФ.

- утверждает и изменяет Регламент деятельности арбитражных судов РФ.

- имеет право официальной публикации своих решений (в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

- принимает и публикует руководящие разъяснения по вопросам арбитражной практики (пленум суда).

- имеет право совместных постановлений вместе с Верховным Судом РФ (пленум суда).

- рассматривает вопросы, связанные с международным арбитражным сотрудничеством.

- изучает и анализирует судебную практику и судебную статистику.

 

31)?????????

 

Мировые судьи.

Организация Мировой юстиции (Мировых судей) регламентирована ФЗ «О МС в РФ»,1998, принят закон Воронежской области «О МС воронежской области», 2000г.

Назначение инстанции МС:

1. Следовало изъять расследование спорных дел из ведомства административных органов и передать их рассмотрение в суды.

2. Необходимо было упростить порядок рассмотрения дела в суде, сделать обращение в суд простым и доступным.

3. Следовало разгрузить суды общей юрисдикции для того, чтобы последние сосредоточились на рассмотрении более сложных дел.

Компетенция МС:

- дела о преступлениях, где срок лишения свободы не превышает 3 лет.

- дела о выдаче судебного приказа.

Судебный приказ – постановление МС о взыскании денежных средств или движимого имущества должника в случаях, указанных в законодательстве, когда отсутствует спор о праве.

- дела о расторжении брака между супругами, когда отсутствует спор о детях.

- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, при цене иска, не превышающего 50.000 руб.

- дела об административных правонарушениях, отнесенных МС в соответствии с КоАП.

Мировые судьи действуют в пределах судебного участка. Судебные участки создаются из расчета численности населения от 15.000 до 23.000. мировой судья рассматривает дела единолично в качестве I инстанции.

Статус МС:

1. Гражданин РФ

2. Высшее юридическое образование

3. Возраст не моложе 25 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Наличие рекомендаций квалификационной коллегии судей

8. Отсутствие поступков порочащих его.

МС назначается на должность представительным органом власти субъекта РФ (либо избирается населением) в первый раз сроком, установленным законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет(3).

 

Требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи, порядок наделения их полномочиями.

В соответствии со ст 4 Закона «О статусе судей» требования предъявляемые к кандидатам на должность судьи:

1. Отсутствии поступков порочащих честь и достоинство личности

2. Судьей может быть гражданин РФ:

1. Имеющий высшее юридическое образование

2. Не имеющий или не имевший судимости либо уголовного преследования в отношении которого прекращено по реабилитирующим обстоятельствам

3. Не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства

4. Не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным

5. Не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройствах

6. Не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

3. При соответствии требования, предусмотренных п 2 данной ст:

1. Судьей КСРФ может быть гражданин , достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет.

2. Судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.

3. Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальность не менее 7 лет.

4. Судьей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.

4. Федеральным конституционным законом и федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов РФ.

5. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

6. В стаж работы по юридической специальности необходимый для назначение на должность судьи, включается время работы:

1. На требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы.

2. В качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования, в качестве адвоката, нотариуса.

7. Медицинское освидетельствование кандидата на должность судьи.

Согласно ст 128 конституции РФ наделение кандидатов полномочиями судей должно производится с соблюдением двух основных процедур: одна из них установлена для судей высших судов (Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), а другая – для судей других федеральных судов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.036 с.)