Суды общей юрисдикции среднего звена (областные, городские) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Суды общей юрисдикции среднего звена (областные, городские)



Среднее звено федеральных судов общей юрисдикции это областной и ему = суды.Организация и основы деятельности областного и ему = суда закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе РФ», 1996, ФКЗ «О судах общей юрисдикции», 2011, процессуальных кодексах (КоАП, ГПК, УПК).

Областной суд является федеральным судом общей юрисдикции, действующим в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящая инстанция по отношению к районным судам и МС.

Областной суд рассматривает дела в качестве суда I инстанции, апелляционной и кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляет иные полномочия в соответствии федеральными законами и конституцией РФ. В соответствии с ч 4 ст 125 конституции РФ областной суд РФ может обращаться в КСРФ с запросами о конституционности закона, подлежащего к применению в конкретном деле.

В качестве суда I инстанции рассматривает уголовные дела: о преступлениях против государства, против мира и безопасности человека, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах. Гражданские дела: связанные с государственной тайной, об оспаривание нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии и др.

В апелляционном порядке: осуществляет проверку законности и обоснованности вынесенных судебных решений и приговоров.

В качестве кассационной инстанции уполномочен проверять законность и обоснованность приговоров и других судебных решений.

Состав областного суда6

1. Президиум суда

2. Судебная коллегия по гражданским делам

3. Судебная коллегия по уголовным делам

4. Судебный аппарат

5. Судебная коллегия

Президиум суда состоит из:

1. Председателя суда

2. Его заместителей

3. Членов суда

Персональный состав президиума утверждается президентом РФ по представлению Председателя Верховного суда РФ при положительном заключении квалификационной коллегии судей области.

Судебная коллегия возглавляется ее председателем, который является заместителем председателя суда.

Полномочия председателя суда:

1. Отвечает за организацию работы суда

2. Созывает заседание президиума

3. Председательствует в судебном заседании

4. Распределяет обязанности между своими заместителями

5. Организует работу по обобщению судебной практики.

Аппарат суда включает председателя суда, его заместителей, судей, администратора суда, консультантов, заведующего секретариатом, руководителей вспомогательных подразделений, секретарей суда и так далее.

Статус судьи областного суда:

1. Гражданин РФ

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 30 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей.

Районный (городской) суд

Основное звено судов общей юрисдикции это районный (городской) и ему = суд.

Организация и основы деятельности районного (городского) суда закреплены в конституции РФ, ФКЗ «О судебной системе», 1996, ФКЗ «О судах общей юрисдикции», 2011, процессуальных кодексах (КоАП, УПК, ГПК).

Районный (городской) суд создается в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района или города в соответствии с законом субъекта федерации «Об административно-территориальном устройстве субъекта». Законодательно предусматривается создание межрайонных судов.

Районный (городской) суд является основным звеном судебной системы, рассматривающий дела в качестве суда I инстанции и апелляционной инстанции для МС. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и дела, возникшие из административных правонарушений. Компетенция районного суда определяется по остаточному принципу: все, что не подсудно МС, Областному суду, Верховному суду и военным судам – рассматривается районными судами.

Районный суд по уголовным делам рассматривает преступления небольшой тяжести. По гражданским делам – споры. Возникающие из имущественных, трудовых, семейных, жилищных, земельных правоотношений, если для этого не предусмотрен иной порядок рассмотрения дела. Рассматривает дела особого производства (дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании гражданина безвестно отсутствующим, дела о признании гражданина умершим).

Районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях, которые КоАП отнесены к его подсудности.

Подсудность (родовая) – отнесение определенного круга дел к компетенции определенного звена в системе судов.

Подсудность (территориальная) – отнесение конкретного дела к ведению конкретного суда в зависимости от места рассмотрения спора.

Принципы распределения обязанностей (дел) между судьями:

1. Предметный (функциональный). Предусматривает, что различные судьи специализируются на рассмотрении различной категории дел.

2. Территориальный. Каждый судья рассматривает все категории дел на закрепленной за ним территории.

3. Предметно-территориальный. Каждый судья рассматривает только дела определенной категории на закрепленной за ним территории.

4. Беззональный. Каждый судья рассматривает все гражданские дела, которые поступают в день приема им населения, а также уголовные дела, которые ему распределены председателем суда.

Состав районного суда:

- председатель

- его заместители

- судьи

- аппарат суда

Председатель районного суда назначается на должность президентом РФ по предложению квалификационной коллегии судей субъекта на 6 лет. Одно и тоже лицо может быть назначено неоднократно председателем одного и того же суда, но не более двух раз подряд.

Полномочия:

1. Организует работу суда

2. Устанавливает правила внутреннего трудового распорядка.

3. Распределение обязанностей между заместителями и судьями.

4. Осуществляет работу по повышению квалификации судей.

5. Информирует судей о своей деятельности.

6. Руководит деятельностью аппарата суда.

Аппарат суда состоит из администрации суда. Консультантов суда, заведующим канцелярии, секретарей суда – ведущих делопроизводство, обеспечивающих хранение вещдоков, занимающихся архивным делом.

Статус судьи районного суда:

1. Гражданин РФ

2. Высшее юридическое образование

3. возраст не моложе 25 лет

4. Стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет

5. Медицинское освидетельствование

6. Сдача квалификационного экзамена

7. Рекомендация квалификационной коллегии судей для назначения на должность

8. Отсутствие поступков, умаляющих авторитет судебной власти.

9. Не имевший и не имеющий судимости.

Судья районного суда назначается на должность Президентом РФ по представлению квалификационной коллегии судей. Впервые назначается на должность сроком на 3 года, по истечению трехлетнего срока судья может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до 70 лет.

 

Военные суды.

Регламентирована деятельность военных судов в конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ».

В соответствии со ст 1 Закона о безопасности «военные суды призваны участвовать в охране личности – ее прав и свобод, общества – его материальных и духовных ценностей, а также государства – его конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.

Эта идея положена в основу Закона о военных судах. В соответствии со ст 4 «основными задачами военных судов при рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

- нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц, объединений.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления.

- нарушение или оспаривание прав и охраняемых законом интересов РФ, субъектов РФ.

Как и иные органы судебной власти, военные суды наделяются основными полномочиями, свойственными данной ветви государственной власти. На них возложены отправление правосудия, проверка правомерности решений и действий должностных лиц, затрагивающих права и свободы военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним, обеспечение исполнения приговоров и других судебных решений, участие в формировании судейского корпуса (военных судей) и содействие органам судейского сообщества.

Военные суды как и иные суды должны неуклонно следовать конституции РФ. При разбирательстве конкретных гражданских и уголовных дел они руководствуются всеми принципами правосудия, равными для для всех судов общей юрисдикции процессуальным правилам (ГПК, УПК, КоАП).

Важно подчеркнуть, что по закону военные суды самостоятельны и никому не подотчетны. В соответствии с ч 2 – 4 ст 5 Закона о военных судах «судьи военных судов независимы и в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны; всякое вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия не допустимо и влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом; гарантии независимости судей, установленные конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ, не могут быть отменены или снижены в отношении военных судов».

Во-первых, полномочия судебной власти, которыми наделены военные суды, реализуются не всегда в том объеме, в каком это делают гражданские суды. Например, военные суды осуществляют правосудие в отношении далеко не всех граждан. Во-вторых, их деятельность по проверке правомерности действий и решений государственных органов и должностных лиц ограничена сравнительно узкими рамками – она распространяется только на органы военного управления и соответствующих должностных лиц. В-третьих, особенностью полномочий военных судов является то, что только они могут рассматривать и разрешать уголовные дела о преступлениях против военной службы (неисполнение приказа), а равно и дела о грубых дисциплинарных проступках, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Существенным фактором, влияющим на положение военных судов в российской судебной системе, является то, что они образуются и функционируют в специфических условиях войск, органов и формирований, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Специфичность этих условий проявляется, прежде всего, в том, что в организации и функционировании военных структур на первом плане находится обеспечение безопасности РФ, необходимой боеспособности и др. С учетом этих обстоятельств и строится система военных судов. Это определяет особенности организации и основ деятельности военных судов.

В соответствии со ст 126 конституции РФ судебный надзор за деятельностью военных судов осуществляет Верховный суд РФ, который также надзирает за деятельностью гражданских судов. Это позволяет обеспечивать единообразное и справедливое применение закона, как к обычным гражданам, так и к тем, кто несет военную службу.

Круг дел отнесенных к ведению военных судов предопределяется преимущественно персональными свойствами лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности по приговорам этих судов. Свойствами такого рода является принадлежность лица:

- к военнослужащим

- к тем, кто приравнен к ним

- либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами.

Подобно системе федеральных гражданских судов общей юрисдикции она, тоже строится из трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суды. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских, административных и дисциплинарных дел, подведомственных военным судам.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) суды. Рассматривают дела по I инстанции, апелляционной и кассационной инстанциями.

Высшей военной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Военная коллегия. Эта судебная коллегия уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом «О статусе судей». Но есть и некоторые особенности, обусловленные спецификой этих судов.

 

30) Федеральные арбитражные суды

. Система и полномочия действующих арбитражных судов РФ.

Арбитражные суды образуют самостоятельную подсистему судов, включающую Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды арбитражных округов и арбитражные суды действующие в пределах территорий субъектов. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах РФ».

Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судьи неприкосновенны. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности.

ФКЗ "Об арбитражных судах в РФ" 1995г.

Первым (основным) звеном системы арбитражных судов РФ являются арбитражные суды субъектов РФ, они:

- по первой инстанции рассматривают подведомственные арбитражным судам экономические споры, кроме тех, что рассматривает по первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ;

- по первой инстанции рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;

- по первой инстанции рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий и граждан;

- по апелляционной инстанции рассматривают жалобы на свои решения по первой инстанции;

- пересмотр своих решений, вступивших в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Средним звеном системы арбитражных судов РФ являются федеральные окружные арбитражные суда, они:

- рассматривают кассационные жалобы на решения арбитражных судов субъектов РФ округа в первой инстанции и в апелляции;

- пересматривают свои решения, вступившие в законную силу, в связи с вновь открывшимися обстоятельствами;

- имеют право запроса в Конституционный Суд РФ;

- изучают и анализируют судебную статистику;

- готовят предложения по совершенствованию арбитражного законодательства;

- имеют право официальной публикации своих решений.

Высшим звеном системы арбитражных судов РФ является Высший Арбитражный Суд РФ, который:

- рассмотрение по первой инстанции экономических споров между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

- рассмотрение по первой инстанции жалоб на ненормативные акты высших органов государственной власти и управления в области предпринимательской и иной экономической деятельности.

- рассмотрение в надзорной инстанции надзорных протестов на все решения нижестоящих арбитражных судов, вступившие в законную силу (президиум суда).

- имеет право законодательной инициативы по вопросам, относящимся к его ведению (пленум суда).

- имеет право пересмотра собственного решения, вступившего в законную силу, в связи со вновь открывшимися обстоятельствами.

- имеет право запроса в Конституционный Суд РФ.

- утверждает и изменяет Регламент деятельности арбитражных судов РФ.

- имеет право официальной публикации своих решений (в журнале "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

- принимает и публикует руководящие разъяснения по вопросам арбитражной практики (пленум суда).

- имеет право совместных постановлений вместе с Верховным Судом РФ (пленум суда).

- рассматривает вопросы, связанные с международным арбитражным сотрудничеством.

- изучает и анализирует судебную практику и судебную статистику.

 

31)?????????

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 856; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.041 с.)