ТОП 10:

Философская система Аристотеля.



1. Аристотель(384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф классического периода, ученик Платона, воспитатель Алек­сандра Македонского.

В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:

• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);

• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;

• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ли­кей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти. К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся:

"Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "Ис­тория животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".

2. Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различ­ных явлений (получила название "первичная философия");

практическую - о деятельности человека, устройстве госу­дарства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

3. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с кри­тикой философии Платона,согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых (бестелесных) идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей "чистой идеи".

Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собст­венные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:

не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;

• существуют только единичные и конкретно определенные веши;

• данные веши называются индивидуумы (в переводе - "неде­лимые"), то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением кото­рой данная лошадь является, конкретный стул, находящийся в конкретном месте и имеющий свои признаки, а не "идея стула", конкретный дом, имеющий точно определенные па­раметры, а не "идея дома", и т. д.;

• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.

4. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их матери­альное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое бытие?

Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пы­тается через высказывания о бытие,то есть через категории(в переводе с древнегреческого — высказывания).

Аристотель выделяет 10 категорий,которые отвечают на по­ставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий гово­рит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характери­стики. Данными категориями являются:

• сущность (субстанция);

• количество;

• качество;

• отношение;

• место;

• время;

• положение;

• состояние;

• действие;

• страдание.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытиеэто сущность (суб­станция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойст­ва бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю кате­гории — это высшее отражение и обобщение окружающей дей­ствительности, без которых немыслимо само бытие.

5. Важное место в философии Аристотеля занимают проблемы материи.

Что есть материя?

По Аристотелю, материяэто потенция, ограниченная фор­мой (например, медный шар — это медь, ограниченная шарооб­разностью, и т. д.).

Касаясь данной проблемы, философ также приходит к выво­дам о том, что:

• все сущее на Земле обладает потенцией (собственно матери­ей) и формой;

• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;

• реальность — это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи;

• потенция (материал) есть пассивное начало, форма — активное;

• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие

вне мира.

6. Носителем сознания, поАристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм допол­няется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функ­ции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Имен­но это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме челове­ка. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высо­коорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобны­ми (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество - потребность жить в коллекти­ве — приводит к возникновению общества — большого коллек­тива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объ­единенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, под­держание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

7. Аристотель выделяет шесть типов государства:

• монархия;

• тирания;

• аристократия;

• крайняя олигархия;

• охлократия (власть толпы, крайняя демократия);

• полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).

Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы го­сударства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хоро­шие" (монархия, аристократия и полития).

Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).

8. Историческое значение философии Аристотеляв том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• выделил 10 философских категорий;

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок за­ключения).

Учение Аристотеля о причинах, о материи и форме.

Аристотель (384-322 до Р.Х.) родился во Фракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии. После смерти Платона проживал в Атарнее (островЛесбос) а затем при дворе македонского царя Филиппа в качестве воспитателя его сына - Александра.

Основатель собственно научной философии. В его учении отдельные наукиполучили освещение с точки зрения философии.

В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей. До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеляего сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о бытии, космологии,физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он

обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев,ранних материалистов.

Эти критические введения представляют базовую ценность. Критика Платоновской теории «идей».

Учение Аристотеля - объективный идеализм. Оно сложилось в результате критики учения Платона об идеях. Эта теория (об идеях) несостоятельна по ряду причин:

1. Идеи Платона суть простые копии, или двойники, чувственных вещей и не отличаются от них по своему содержанию.

2. Так как Платон отделил мир идей от мира вещей, то идеи ничего не могут дать существованию вещей. И хотя Платон утверждает, будто вещи причастны к идеям, эта их причастность просто метафора. Учение Платона не может объяснить отношение идей к вещам еще и потому, что он отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей.

3. Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общее к частному Платон впадает в противоречие. При таком понимании каждая идея есть одновременно и сущность, так как будучи общей, она присутствует в менее общей, и несущность, так как сама она в свою очередь причастна к стоящей над нею более общей идее, которая и будет ее сущностью.

4. Платоновское учение о сущности идей, независимых по отношению к вещам чувств мира, приводит к нелепому выводу: так как между идеями и вещами есть сходство и так как по Платону, для всего сходного должна существовать идея, то кроме идеи, например человека и кроме соответствующей ей вещей, должна существовать идея того сходного, что существует между ними. Далее для этой новой идеи человека и для находящееся под нею первой идеи и ее вещей должна

существовать еще одна - третья - идея.

5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный от изменчивого чувственного мира, Платона лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и движения. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существует или сама вещь остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеи вещи от самой вещи.

Идея вещи находится внутри самой вещи. Идея вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некой общностью. Общность вещи обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является

целостностью вещи. Целостность вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и вся вещь, есть организм вещи в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями. Организм есть такая целостность вещи, когда имеется одна или несколько таких частей, в которых целостность присутствует

субстанционально.

В философии различал: теоретическую часть - учение о бытие, его частях, причинах и началах; практическую - о человеческой деятельности; поэтическую - о творчестве. Предмет науки - общее, но оно существует в единичном и познается через него, то есть условие познания - индуктивное обобщение и чувственное восприятие.

Признавал 4 причины: материя, или пассивная возможность становления; форма - сущность бытия, действительность того, что материи дано как возможность; начало движения; цель.

Четырехпринципная структура всякой вещи, как организма:

1. Эйдос (идея) вещи является такой ее сущностью, которая находится в ней самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

2. Материя вещи есть только ещесамая возможность ее оформления и возможность эта - бесконечно разнообразная.Эйдос вещи не есть ее материя, а материя вещи не есть ее эйдос. Материя есть

только возможность осуществления эйдоса.

3. Если вещи движутся, а длядвижения должна существовать какая-нибудь определенная причина движения, то это значит, что необходимо признать некое самодвижение, некую причину,

которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так, или иначе, отражается и в реальной

зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

4. Нельзя мыслить движение в абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает.

Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи,которая не есть ни ее форма, ни ее материя, ни ее причина.

Общая формулировка четырехпринципной структуры - вещь есть материя, форма, действующая причина и определенная целесообразность, то есть каждая вещь есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.

Художественно-творческий первопринцип:

1. Художественная роль материи - материя не просто отсутствие всяких форм, но и бесконечная творческая возможность. Материя проявляет себя в виде тех или иных пространственных и временных форм.

2. Природа как произведение искусства - природные вещи и вся природа, взятая в целом,является той или иной смысловой картиной.

3. Душа есть не что иное, как принцип живого тела. Душа - субстанция в качестве эйдоса физического тела, в потенции обладающего жизнью.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна,

но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство

вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в

реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к

шару, но она же и форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А.

является медь. Медь лишена форму т.к. еще не явл. шаром и в то же время она

есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего

явл. материя. Согласно . в пределах мира чувств. вещей возможен последов.

переход от материи к соотносительной ей форме и наоборо. Категориии эти т.о.

становятся текучими.

каждая форма может рассм. и как материя для кот. должна сущ соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

 

По Аристотелю каждая единичная вещь есть единство материи и формы. В пределах мира чувственных вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти таким ооразом становятся текучими.

Материя - пассивность, вся активность принадлежит форме, к которой сводил начало движения и цель. Источник движения - бог, неподвижный перводвигатель.

Все живое обл. душой, 3 вида души:

1) растительная - растения. Способна к размножению и осуществлению обмена веществ

2) чувствительная – живая обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения

3) разумная – присуща человеку, познает и думает.

Теория познания.

Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

 

Ощущения человека являются отражениями, копиями предметов

внешнего мира. Источником познания является чувственный опыт, а ощущения

предполагает независимый от сознания предмет восприятия. Есть знание

достоверное и вероятное, относящееся к области мнения. Они связаны. Опыт не

есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки

усматриваются непосредственно не опытом, а умом. Они не даны уму от рождения,

а предполагают деятельность - собирание фактов, направленность мысли.

Логика (аналитика) по Аристотелю - наука о доказательстве, а также о формах

мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Аристотель главное

значение придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности

и возможности. На первый план выдвигает движение мысли от общего к частному

(дедукция), а на индукцию обращает мало внимания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений, вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план ыдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания.

 

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник

движения - бог (перводвигатель). Физика. Одним из важнейших принципов

является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на

все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть,

наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя

самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной

свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий., однако

они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно

вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточные классы общесва.

А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он

считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования

власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия

и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и

демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя

демократия.

Государственный деятель не может ждать, пока наступят идеальные политические

условия, а должен управлять людьми такими, какие они есть. Заботиться о

физическом и моральном воспитании молодежи.

Аристотель(384-322)- это мыслитель, который исследовал существеннейшие формы диалектического мышления. В первые годы своей жизни Аристотель учился в

Академии Платона(20 лет). Позже Аристотеля пригласили воспитывать Александра Македонского. 335г. Арстотель создает свою школу. В 335 году возвратился в Афины, где основал школу - Ликей.

До нас дошли не все тексты Аристотеля. Очень важны для понимания Аристотеля

его сочинения: «О душе», «Физика», «Категории». Физика Аристотеля охватывает вопросы логики, психологии теории познания. Учения о бытии, космологии,

физики, зоологии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения Платона, атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

Эти критические введения представляют базовую ценность. Критика Платоновской теории «идей».

Школа Аристотеля была соединена с храмом Аполлону. Начиная с 2 периода жизни Аристотель создает свою философию. По содержанию трактаты Ар-ля можно разделить на 7 групп:

1)Физические трактаты («Физика»)

2) биологические трактаты («О душе»)

3)Сочинения о «первой философии»(Метафизика)

4) Этические сочинения («Эвдемова этика»)

5) Социально-политические, историчесике сочинения («Политика»)

6)Сочинения о обществе, поэзии («Поэтика»)

7) Логические трактаты(«Категории»).

Аристотелю принадлежит заслуга разграничения наук, и для

каждой из наук определена область исследования.

Теоретические науки:

1)Метафизика - изучает первопричины всех вещей, первоначало всего сущего

2)Физика - изучает состояние тел и определенные материи

3) Математика - изучаетабстрактные свойства реальных вещей.

Практические науки:

1) Этика

2)Экономика

3) Политика.

Науки об обществе:

1) Поэтика

2) Риторика – теория ораторского искусства

3) ремесленное искусство.

Аристотель явл. родоначальником вышеперечисленных наук, но некоторые науки претерпели изменение, а некоторые остались (логика).

Аристотель сформулировал три закона логики:

1) Закон тождества- каждая мысль должна быть тождествена самой себе.

Это означает, что нельзя произвольно подменять содержание тех понятий,

которые мы употребляли в рассуждении т.е. понятие должно иметь один смысл. На

протяжении всего рассуждения нельзя произвольно менять предмет нашей мысли.

(главной лог ошибкой явл подмена понятия). Лог ошибка, допущенная специально

- софизм, а если случайно - паралогизм. Напр: *Все законы публикуются в спец

кодексах. Всемирное тяготение - закон. Вывод: Всемирное тяготение публикуется

в спец кодексах.(ложь).

2) Закон противоречия - две противоречивые мысли не

могут быть вместе истинными. (а не есть а(с чертой)) одна из них будет ложной

или ложными будут обе. Из этого закона Аристотель вывел: В одно и то же

время, об одном и то же предмете, в одном и том же отношении, нельзя

высказать 2 противоположных суждения.

3) Закон исключенного третего - из двух

суждений из которых одно утверждаетчто либо о предмете, а другое это самое

отрицает, одно будет обязательно истинным, а не третье. Напр: Менделеев

открыл закон. Менделеев не открывал закона. **Формы мышления** Аристотель

разарботал 3-и формы мышления. Логика Аристотеля изучает структуру мышлениячеловека.

Формы мышления представляют собой способы отражения мысли(понятие,

суждение, умозаключение).

1) Понятие - форма мысли, которая отражает предмет

в его общих и существенных свойствах. Понятие выражается словами и

словосочитаниями. Оно имеет объем и содержание. Объем - это все предметы, на

которые понятие распространяется. Содержание - это существенные свойтства

предметов одного класса. Объем и содержание находятся в обратно-

пропорциональной зависимости. С увелечением объема уменьшается содержание.

Определение - это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.

Деление понятия - этот лог операция, раскрывающая одно понятие. Аристотель

рассмотрел те способы, благодаря которым содержание(мысль) приобретает форму.

Философские понятие - это наиболее общие понятия, имеющие наибольший объем.

Чтобы раскрыть содержание надо дать определение. Определение через ближайший

род и видовое отличие: в каждом определении есть определяемое и определяющее

понятие. Чтобы определить понятие нужно найти к определяемому понятию

ближайшее родовое понятие (большее по объему) Аристотель вывел ряд правил по

определению понятия: Определение должно быть соразмерным (совпадение по

объему определяющего и определяемого) и т.д. Деление - лог операция,

раскрывающая объем понятия.

Аристотель вывел 2 вида деления:

1) Дихотомия - деление на 2 класса (противоположных), Напр студентов можно разделить на студентов РФФ и студентов не РФФ.

2) Многотомия - многочленное деление, содержит несколько классов. *

Суждение - это мысль в которой что либоутверждается или отрецается Формула суждения: [S есть P] где S- субъект нашей мысли, P - предикат - то, что говорится о предмете мысли. «есть»- связка(может не быть). Напр: Кто автор романа Война и Мир? - (Л.Толстой)[P] (автор романа Война и Мир)[S]. Какой роман написал Л.Толстой (наоборот). В суждении, в отличии от понятия может говориться о любом св-ве предмета (существенном или несущественном). Суждение может быть истинным или ложным(в отличии от

понятия). Понятие более учстойчивее во времени, чем суждение. Понятие

отражает процесс познания сущности предмета, оно как бы отражает урвень

нашего знания о предмете. К понятию мы приходим через суждение. Умозаключение

- это форма мышления в которой на основании имеющихся знаний(суждений) мы

получем в виде вывода новое знание. Те суждения, которые нам даны называются

посылками. Сложность умозаключения заключается в умении правильно сделать

вывод.

Аристотель писал о 2 видах умозаключения: индукция и дедукция. В

работе «Аналитика» Ар исследовал дедуктивное умозаключение. Ар считал, что

главным в его логике явл теория дедукции.

Дедукция - это умозаключение,

которое происходит от общих суждений к частным единичным выводам. Из

дедуктивных умозаключений Ар главное внимание уделил простому категорическому

силлогизму (это заключение в котором посылки и выводы явл простыми

категорическими суждениями).

Ар вывел условия, при которых вывод в любом умозакл будет истинным. Таких требований два:

1) Посылки должны быть истинными суждениями

2) В умозакл связь между посылками должна осуществляться

с соблюдением всех правил логики. Напр: Все гражд РФ имеют право на

труд. N - гражд РФ N имеет право на труд.

Кроме 2 основных требований

Ар построил 7 дополнительных правил:

1) В простом категорическом силлогизмесуществ 3 термина: субъект, предикат и средний термин (медиус). В первой посылке находится предикат, во второй - субъект.

2) Средний термин должен быть распределен (взят в полном объеме) хотябы в одной из посылок. Напр: Все гражд РФ имеют право на труд. N имеет право на труд. Вывод: N – гражд РФ делать нельзя.

3) Если термин не распределен в посылке то и в выводеон должен быть не распределен (термин - это субъект или предикат) Напр: Наука- форма обществ сознания. Наука - культурное явление. Наука - средний термин.

Вывод: некоторые культурные явления являются формами общественного сознания.

4) Если одна из посылок отрицательна, то и вывод получается всегда

отрицательным.

5) из двух отрицательных посылок никакого вывода не следует.

6) Если анализ посылок частное суждение то и вывод будет частным. Напр: Все

металлы электропроводны. Некоторые металлы имеют выс. Темп плавления. Вывод:

некоторые элементы имеющие высокую температуру плавл электропроводны.

7) Если посылки явл частными суждениями, вывод делать нельзя. Всё учение Ар о

силлогизмах получило название силлогистика. Создание теории доказательства

это также заслуга Ар.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.184.124 (0.122 с.)