Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема единства мира, ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм. Идеалистический и материалистический монизм.

Поиск

можно ли утверждать, что существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм, а категорией, выражающей ее сущность, является субстанция (-то, что лежит в основе и что все определяет).

Плюрализм отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Эмпедокл: все многообразие сводится к 4 корням – земля, воздух, вода, огонь. Лейбниц: все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад.

Дуализм исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Декарт: две субстанции: мыслящий, но не протяженный дух, и протяженная, но не мыслящая материя, объединенных бесконечной субстанцией – Бога. Дуализм лежит в основе психофизиологического параллелизма – учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и не сводимы друг к другу.

Монизм признает основой мира одну субстанцию: духовная (идеалистический) или материальная субстанция (материалистический монизм).

а) Идеалистический монизм духовной субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, т.к. является результатом этой активности (Сократ, Платон – мир идей, Гегель, Шеллинг – абсолютная идея).

б) Материалистический монизм: материя – основа всего сущего. Гераклит; Кузанский, Бруно; Спиноза – природа причина самой себя…

Атрибут – я разумею, что ум представляет субстанции как составляющие его сущности. Модус – то, что существует в другом и представляется через это другое.

1)Мир един в своей материальности (духовности). Почему един, т.к. он субстанционален, т.е. все, что существует, есть субстанция или ее свойства. И дух-ть – важное сво-во субстанции.

2)Мир един по своей физической структуре (наука устанавливает, что на Солнце те же элементы, что и на Земле. Макромир и микромир взаимно проникают.

3)Мир един по внутреннему отношению между явлениями (в основе всех связей существует причинность – каждое явление имеет свои причины)

4)Мир един по своим законам

5)Мир един по своему происхождению.

 

 

Понятие материи в философии и науке.

Этапы осмысления:

1)Наивный стихийный материализм

2)Атомическое понимание (свойство сводилось к атому, у Демокрита атомы соединяются)

3)Кризис физики (к.19-н.20вв).

Ближе всего к научно-философскому пониманию приблизились Бруно: материя - мир в целом, она тождественна природе,. Потом Гольдбах: вселенная – движущаяся материя, движение – перемещение, материя – то, что воздействует на наши чувства. Энгельс, Феербах.

Кризис физики был подготовлен этими предпосылками. Долго считалось, что атом неделим, а физики говорили, что материя исчезает и сводилась к известны свойствам. Эту ситуацию прояснил Спиноза. Были вскрыты причины такого понимания, и появилось определение материи (Ленин) – «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которые копируются, фотографируются нашими ощущениями, существующие независимо от них». Материя определяется через свою противоположность. Не может быть без философских обоснований.

Трактовка материи как субстанции у Спинозы: природа – материя. Природа познает себя через мышление.

Современное представление о материи: в основе материальных систем лежат свойства материи: вещество (из частиц, которые имеют массу покоя и материальных системы состоят из частиц) и поле (материальное отображение, которое связывает тела между собой и передает их (действия) от тела к телу).

Движение – способ сущ-ия материи. Демокрит считал, что движение – важное свойство атомов. Атомы могут двигаться только в пустоте. Здесь присутствует противоречие.

Декарт: движение определяет структурность бытия и оно создает границы тел, оно структурирует мир, делает объектом отчетливого восприятия и становится критерием бытия.

Они считали, что мир подобен. Задача науки – изучить мир. Картина изменяется в 19 веке, когда набирает силу диалектика. На основании изучения ситуации Энгельс дает классификацию материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, высшая социальная форма - движение материи.

Низшие формы входят в состав высших. Высшая не значит простая сумма низших, а новое качество и образуется одна форма. Каждый предыдущая форма влияет на следующую.

В противовес складывается метафизический подход: где не учитывается взаимосвязь между формами, речь идет о том, что существуют такие внешние силы, которые формируют формы.

В диалектическом подходе: движение в той или иной форме имеет место при наличии опред матер объектов (нет живых существ – нет биологического движения).

Сущ специфические законы движения. Также существуют разные типы движения материи:

- движение при сохранении устойчивости предмета, качества (в опред кач происходит изменения, поэтому движение – изменение вообще)

- движение, когда существует переход от одного кач к другому и происх качественное изменение предмета

Развитие – это высший тип движения.

Развитие – это высший тип движения. Развитие – направл, закономерн, необратим, качественное изменение системы. Развитие – это внутр, структурн и функц изменения в системе. Развитие имеет свои разновидности:

- процессы качественных превращений, не выходящие за ссотв рамки материи (ее уровня организации) Напр, эволюция звезд

- процессы перехода от одного уровня организации материи к др. Напр, переход от неорга к орган природе.

Существую ветви материи:

- прогресс характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее соверш к более соверш

- регресс – «обратное движение» - тип измений, для кот хра-н переход от высшего к низшему (деградация)

Самоорганизация – это процесс, в ходе которого создается, воспроизв или совершенств организация сложной диномич системы. Связи между Эл-тами системы имеют вероятностный, а не сложный, жесткий хар-р. Для этого процесса хар-но: ест, спонтанный и одновременно целевой направл хар-р. Необ учитывать взаимодействие данной сист с окружающей средой, а также относит незаверш системы от всего окружающего. Речь идет о перестойке сущ-их и образ нов связей межу элементами системы. 3 типа самоорганизации:

- самозарождение самоорганизации со своими специфическими законами

- поддержание опред уровня организации при изменен внешенго и внутреннего условий и функционирования

- развитие систем, которые способны накапливать и использовать прощлый опыт.

Синергентика (Хаген, Моисеев) изучает закономерности системы самоорган жив и нежив прир. Она рассм открытые системы. Причиной, источником самоорган-и сложных систем явл согласован, кооператив взаимодействие их элементов и подсистем. Постепенно из хаоса образ порядок. Искус порядок недолговечен. В сложной, не упоряд среде могут приспособ только гибкие системы, обладающие определ неупоряд-ю, хаотич-ю своей структуры.

Диалектика – учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Пик развития диалектики - Гегеля, он разраб осн законы: едиство и борьба противоположностей, переход колич в кач явления, отрицание отрицания.

 

Категории, принципы и законы диалектики.

Диалектика

1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

• отрицания отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­рона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­мощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­ствуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок".

Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

• резко, одномоментно;

• незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при форма­ционном подходе к историческому процессу);

• "эстафета поколений";

• смена вкусов в культуре, музыке;

• эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени);

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие — только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­вития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

6. Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

• принцип системности;

• принцип причинности;

• принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как

биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.3.204 (0.01 с.)