![]() ТОП 10:
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема единства мира, ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм. Идеалистический и материалистический монизм.
можно ли утверждать, что существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм, а категорией, выражающей ее сущность, является субстанция (-то, что лежит в основе и что все определяет). Плюрализм отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Эмпедокл: все многообразие сводится к 4 корням – земля, воздух, вода, огонь. Лейбниц: все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад. Дуализм исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Декарт: две субстанции: мыслящий, но не протяженный дух, и протяженная, но не мыслящая материя, объединенных бесконечной субстанцией – Бога. Дуализм лежит в основе психофизиологического параллелизма – учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и не сводимы друг к другу. Монизм признает основой мира одну субстанцию: духовная (идеалистический) или материальная субстанция (материалистический монизм). а) Идеалистический монизм духовной субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, т.к. является результатом этой активности (Сократ, Платон – мир идей, Гегель, Шеллинг – абсолютная идея). б) Материалистический монизм: материя – основа всего сущего. Гераклит; Кузанский, Бруно; Спиноза – природа причина самой себя… Атрибут – я разумею, что ум представляет субстанции как составляющие его сущности. Модус – то, что существует в другом и представляется через это другое. 1)Мир един в своей материальности (духовности). Почему един, т.к. он субстанционален, т.е. все, что существует, есть субстанция или ее свойства. И дух-ть – важное сво-во субстанции. 2)Мир един по своей физической структуре (наука устанавливает, что на Солнце те же элементы, что и на Земле. Макромир и микромир взаимно проникают. 3)Мир един по внутреннему отношению между явлениями (в основе всех связей существует причинность – каждое явление имеет свои причины) 4)Мир един по своим законам 5)Мир един по своему происхождению.
Понятие материи в философии и науке. Этапы осмысления: 1)Наивный стихийный материализм 2)Атомическое понимание (свойство сводилось к атому, у Демокрита атомы соединяются) 3)Кризис физики (к.19-н.20вв). Ближе всего к научно-философскому пониманию приблизились Бруно: материя - мир в целом, она тождественна природе,. Потом Гольдбах: вселенная – движущаяся материя, движение – перемещение, материя – то, что воздействует на наши чувства. Энгельс, Феербах. Кризис физики был подготовлен этими предпосылками. Долго считалось, что атом неделим, а физики говорили, что материя исчезает и сводилась к известны свойствам. Эту ситуацию прояснил Спиноза. Были вскрыты причины такого понимания, и появилось определение материи (Ленин) – «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которые копируются, фотографируются нашими ощущениями, существующие независимо от них». Материя определяется через свою противоположность. Не может быть без философских обоснований. Трактовка материи как субстанции у Спинозы: природа – материя. Природа познает себя через мышление. Современное представление о материи: в основе материальных систем лежат свойства материи: вещество (из частиц, которые имеют массу покоя и материальных системы состоят из частиц) и поле (материальное отображение, которое связывает тела между собой и передает их (действия) от тела к телу). Движение – способ сущ-ия материи. Демокрит считал, что движение – важное свойство атомов. Атомы могут двигаться только в пустоте. Здесь присутствует противоречие. Декарт: движение определяет структурность бытия и оно создает границы тел, оно структурирует мир, делает объектом отчетливого восприятия и становится критерием бытия. Они считали, что мир подобен. Задача науки – изучить мир. Картина изменяется в 19 веке, когда набирает силу диалектика. На основании изучения ситуации Энгельс дает классификацию материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, высшая социальная форма - движение материи. Низшие формы входят в состав высших. Высшая не значит простая сумма низших, а новое качество и образуется одна форма. Каждый предыдущая форма влияет на следующую. В противовес складывается метафизический подход: где не учитывается взаимосвязь между формами, речь идет о том, что существуют такие внешние силы, которые формируют формы. В диалектическом подходе: движение в той или иной форме имеет место при наличии опред матер объектов (нет живых существ – нет биологического движения). Сущ специфические законы движения. Также существуют разные типы движения материи: - движение при сохранении устойчивости предмета, качества (в опред кач происходит изменения, поэтому движение – изменение вообще) - движение, когда существует переход от одного кач к другому и происх качественное изменение предмета Развитие – это высший тип движения. Развитие – это высший тип движения. Развитие – направл, закономерн, необратим, качественное изменение системы. Развитие – это внутр, структурн и функц изменения в системе. Развитие имеет свои разновидности: - процессы качественных превращений, не выходящие за ссотв рамки материи (ее уровня организации) Напр, эволюция звезд - процессы перехода от одного уровня организации материи к др. Напр, переход от неорга к орган природе. Существую ветви материи: - прогресс характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее соверш к более соверш - регресс – «обратное движение» - тип измений, для кот хра-н переход от высшего к низшему (деградация) Самоорганизация – это процесс, в ходе которого создается, воспроизв или совершенств организация сложной диномич системы. Связи между Эл-тами системы имеют вероятностный, а не сложный, жесткий хар-р. Для этого процесса хар-но: ест, спонтанный и одновременно целевой направл хар-р. Необ учитывать взаимодействие данной сист с окружающей средой, а также относит незаверш системы от всего окружающего. Речь идет о перестойке сущ-их и образ нов связей межу элементами системы. 3 типа самоорганизации: - самозарождение самоорганизации со своими специфическими законами - поддержание опред уровня организации при изменен внешенго и внутреннего условий и функционирования - развитие систем, которые способны накапливать и использовать прощлый опыт. Синергентика (Хаген, Моисеев) изучает закономерности системы самоорган жив и нежив прир. Она рассм открытые системы. Причиной, источником самоорган-и сложных систем явл согласован, кооператив взаимодействие их элементов и подсистем. Постепенно из хаоса образ порядок. Искус порядок недолговечен. В сложной, не упоряд среде могут приспособ только гибкие системы, обладающие определ неупоряд-ю, хаотич-ю своей структуры. Диалектика – учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Пик развития диалектики - Гегеля, он разраб осн законы: едиство и борьба противоположностей, переход колич в кач явления, отрицание отрицания.
Категории, принципы и законы диалектики. Диалектика 1. Диалектика— признанная в современной философии теория развития всего сущегои основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие— общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов,причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Движениетакже является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью,поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: •единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания отрицания. 3. Закон единстваи борьбы противоположностейзаключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество"и "различие"и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы: • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении); • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). 4.Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество— тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество— исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера— единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок). В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: • резко, одномоментно; • незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой. 5. Закон отрицания отрицаниязаключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: • смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); • "эстафета поколений"; • смена вкусов в культуре, музыке; • эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени); • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: • организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); • исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.). Таким образом, развитиескорее идетне линейным образом (по прямой), а по спирали,причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектикиявляются: • принцип всеобщей связи; • принцип системности; • принцип причинности; • принцип историзма. Всеобщая связьозначает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: • внешние и внутренние; • непосредственные и опосредованные; • генетические и функциональные; • пространственные и временные; • случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешниеи внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы. Системностьозначает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность— наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзмподразумевает два аспекта окружающего мира: • вечность, неуничтожимость истории, мира; • его существование и развитие во времени, которое длится всегда. 7. Категория диалектики- наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: • сущность и явление; • форма и содержание; • причина и следствие; • единичное, особенное, всеобщее; • возможность и действительность; • необходимость и случайность. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.017 с.) |