Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема единства мира, ее решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм. Идеалистический и материалистический монизм.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
можно ли утверждать, что существует какое-то единство, некая основа, объединяющая все виды бытия, и если существует, что она из себя представляет. Решение этой проблемы породило философские учения: плюрализм, дуализм, монизм, а категорией, выражающей ее сущность, является субстанция (-то, что лежит в основе и что все определяет). Плюрализм отрицает единство, признает существование нескольких или множества независимых и несводимых друг к другу видов бытия. Эмпедокл: все многообразие сводится к 4 корням – земля, воздух, вода, огонь. Лейбниц: все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций – монад. Дуализм исходит из признания двух равноправных и несводимых друг к другу начал: духовного и материального. Декарт: две субстанции: мыслящий, но не протяженный дух, и протяженная, но не мыслящая материя, объединенных бесконечной субстанцией – Бога. Дуализм лежит в основе психофизиологического параллелизма – учения, согласно которому психические и физиологические процессы независимы и не сводимы друг к другу. Монизм признает основой мира одну субстанцию: духовная (идеалистический) или материальная субстанция (материалистический монизм). а) Идеалистический монизм духовной субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, т.к. является результатом этой активности (Сократ, Платон – мир идей, Гегель, Шеллинг – абсолютная идея). б) Материалистический монизм: материя – основа всего сущего. Гераклит; Кузанский, Бруно; Спиноза – природа причина самой себя… Атрибут – я разумею, что ум представляет субстанции как составляющие его сущности. Модус – то, что существует в другом и представляется через это другое. 1)Мир един в своей материальности (духовности). Почему един, т.к. он субстанционален, т.е. все, что существует, есть субстанция или ее свойства. И дух-ть – важное сво-во субстанции. 2)Мир един по своей физической структуре (наука устанавливает, что на Солнце те же элементы, что и на Земле. Макромир и микромир взаимно проникают. 3)Мир един по внутреннему отношению между явлениями (в основе всех связей существует причинность – каждое явление имеет свои причины) 4)Мир един по своим законам 5)Мир един по своему происхождению.
Понятие материи в философии и науке. Этапы осмысления: 1)Наивный стихийный материализм 2)Атомическое понимание (свойство сводилось к атому, у Демокрита атомы соединяются) 3)Кризис физики (к.19-н.20вв). Ближе всего к научно-философскому пониманию приблизились Бруно: материя - мир в целом, она тождественна природе,. Потом Гольдбах: вселенная – движущаяся материя, движение – перемещение, материя – то, что воздействует на наши чувства. Энгельс, Феербах. Кризис физики был подготовлен этими предпосылками. Долго считалось, что атом неделим, а физики говорили, что материя исчезает и сводилась к известны свойствам. Эту ситуацию прояснил Спиноза. Были вскрыты причины такого понимания, и появилось определение материи (Ленин) – «есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которые копируются, фотографируются нашими ощущениями, существующие независимо от них». Материя определяется через свою противоположность. Не может быть без философских обоснований. Трактовка материи как субстанции у Спинозы: природа – материя. Природа познает себя через мышление. Современное представление о материи: в основе материальных систем лежат свойства материи: вещество (из частиц, которые имеют массу покоя и материальных системы состоят из частиц) и поле (материальное отображение, которое связывает тела между собой и передает их (действия) от тела к телу). Движение – способ сущ-ия материи. Демокрит считал, что движение – важное свойство атомов. Атомы могут двигаться только в пустоте. Здесь присутствует противоречие. Декарт: движение определяет структурность бытия и оно создает границы тел, оно структурирует мир, делает объектом отчетливого восприятия и становится критерием бытия. Они считали, что мир подобен. Задача науки – изучить мир. Картина изменяется в 19 веке, когда набирает силу диалектика. На основании изучения ситуации Энгельс дает классификацию материи: механическое, физическое, химическое, биологическое, высшая социальная форма - движение материи. Низшие формы входят в состав высших. Высшая не значит простая сумма низших, а новое качество и образуется одна форма. Каждый предыдущая форма влияет на следующую. В противовес складывается метафизический подход: где не учитывается взаимосвязь между формами, речь идет о том, что существуют такие внешние силы, которые формируют формы. В диалектическом подходе: движение в той или иной форме имеет место при наличии опред матер объектов (нет живых существ – нет биологического движения). Сущ специфические законы движения. Также существуют разные типы движения материи: - движение при сохранении устойчивости предмета, качества (в опред кач происходит изменения, поэтому движение – изменение вообще) - движение, когда существует переход от одного кач к другому и происх качественное изменение предмета Развитие – это высший тип движения. Развитие – это высший тип движения. Развитие – направл, закономерн, необратим, качественное изменение системы. Развитие – это внутр, структурн и функц изменения в системе. Развитие имеет свои разновидности: - процессы качественных превращений, не выходящие за ссотв рамки материи (ее уровня организации) Напр, эволюция звезд - процессы перехода от одного уровня организации материи к др. Напр, переход от неорга к орган природе. Существую ветви материи: - прогресс характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее соверш к более соверш - регресс – «обратное движение» - тип измений, для кот хра-н переход от высшего к низшему (деградация) Самоорганизация – это процесс, в ходе которого создается, воспроизв или совершенств организация сложной диномич системы. Связи между Эл-тами системы имеют вероятностный, а не сложный, жесткий хар-р. Для этого процесса хар-но: ест, спонтанный и одновременно целевой направл хар-р. Необ учитывать взаимодействие данной сист с окружающей средой, а также относит незаверш системы от всего окружающего. Речь идет о перестойке сущ-их и образ нов связей межу элементами системы. 3 типа самоорганизации: - самозарождение самоорганизации со своими специфическими законами - поддержание опред уровня организации при изменен внешенго и внутреннего условий и функционирования - развитие систем, которые способны накапливать и использовать прощлый опыт. Синергентика (Хаген, Моисеев) изучает закономерности системы самоорган жив и нежив прир. Она рассм открытые системы. Причиной, источником самоорган-и сложных систем явл согласован, кооператив взаимодействие их элементов и подсистем. Постепенно из хаоса образ порядок. Искус порядок недолговечен. В сложной, не упоряд среде могут приспособ только гибкие системы, обладающие определ неупоряд-ю, хаотич-ю своей структуры. Диалектика – учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Пик развития диалектики - Гегеля, он разраб осн законы: едиство и борьба противоположностей, переход колич в кач явления, отрицание отрицания.
Категории, принципы и законы диалектики. Диалектика 1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. 2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: • охватывают все сферы окружающей действительности; • раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового. Выделяются три базовых закона диалектики: • единства и борьбы противоположностей; • переход количества в качество; • отрицания отрицания. 3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тождество" и "различие" и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность. Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета — движению. Примеры: существует идея, тождественная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие - то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению. Можно также выделить различные виды борьбы: • борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и переходит на более высокую качественную ступень развития); • борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является "раздражителями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития; • антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: • содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы); • солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении); • нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой); • мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга). 4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные. Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета. Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Мера — единство количества и качества. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные. Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед. Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду, - оно будет ускорять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок). В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти: • резко, одномоментно; • незаметно, эволюционно. Примеры первого случая были рассмотрены выше. Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лысый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?". То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой. 5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Примеры: • смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу); • "эстафета поколений"; • смена вкусов в культуре, музыке; • эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой ступени); • ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых. Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения: • развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие; • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим; • развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. Примеры: • организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие); • исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются: • принцип всеобщей связи; • принцип системности; • принцип причинности; • принцип историзма. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: • внешние и внутренние; • непосредственные и опосредованные; • генетические и функциональные; • пространственные и временные; • случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность. Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира: • вечность, неуничтожимость истории, мира; • его существование и развитие во времени, которое длится всегда. 7. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: • сущность и явление; • форма и содержание; • причина и следствие; • единичное, особенное, всеобщее; • возможность и действительность; • необходимость и случайность.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.31.64 (0.016 с.) |