Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Источники и движущие силы социальных изменений. Понятие социального детерминизма.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 27 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Соц изменения обычно делят на: 1) эволюц. Эволюция – а) сумма колич изм-й, которые подготавливают изменения кач; б) синоним понятия «развитие», в кот включ-т как колич, так и кач, т.е. скачкообразные изменения. Может проходит путем реформ (это такая разновидность эволюц измен-й, которые посягают на смену соц строя, его корреные основы. Даже самые радик, решит реформы эту основу модифицируют, но не ломают. 2) революц измен-я. Соц революция – это скачок или серия скачков, которые в итоге приводят к замене старого общ строя новым, кот проходит в относ-но мирных или насил формах. Призанки рев-и: переход госуд власти от одного класса к другому, коренные преобразования в эконом строе, в сфере собст-ти, в области идеологии и соц психологии. Фактор общ развития – устойчивый тип соц деят-ти к-л рода, движущую силу некоего процесса. Понятие фактор увязывают с понятием «детерминант» (опред-ль). Детерминант – это то, что вызывает прич-след связь каких-то явлений. Детерминизм – учение о прич-след связях. Ему противостоит индетерминизм – взгляд, допускающий наличие беспричинной случайной и абс-но свободной воли. Факторы можно делить на: 1) объективные – те движ силы,кот непосред-но связаны с материальными отнош-ями и ест условиями жизни общ-ва (экономика, наука и технология, географ среда и прир бонатства, народонасел-е). все эти факторы можно считать детерминантами и говорить об эконом, научно-технологич, географич, демографич детерминизмах. 2) субъективный фактор охватывает активн, целенаправл-ю деят-ть, кот непосред-но осмысливается, осознается чел-ком. Деят-ть субъективн фактора без наличия хотя бы мин объективн факторов невозможна, а объект от субъект – это нереализ возм-ть. Классиф-я видов соц детерминизма: 1) географич (географич полож-е и прир условия пресд собой опред роль в развитии общ-ва), 2) демографич (демография, сост из рождаемости, смертности и миграции населения), 3) соц-эконом (Маркс: способ произв-ва матер благ определяет все остальные процессы жизни общ-ва – соц, полит, дух. Случайность есть форма проявления необходимости и беспричинных явлений в мире нет), 4) технологич (реш фактором, главной движ силой соц развития явл наука и техника, научно-технич прогресс. Прогресс рассм как позит сила и негативная. Технологич детерминизм быв: а) оптимистич (наука и техника разрешат все противоречия и трудности, приведет чел-во в эру изобилия и соц гармонии), б) пессимистич (негативная оценка научно-технич прогресса, это гл причина всех трудностей, с которыми чел-во сталкивается). Ростоу: 5 стадийэконом роста: - трад об-во (аграрное общ-во с примитивным уровнем развития хоз-ва), - перходное общ-во (создание условий для сдвига в сторону индустриализации), - стадия сдвига (промышл революция, знаменуется повышением доли накопления капитала и быстрым развитием ведущих отраслей пром-ти), - стадия зрелости (решается вопрос о создании тяжелой пром-ти) - эра высокого массового потребления (возникает общ-во всеобщего былагоденствия). В зап соц фил-и 3 стадии: традиц, индустриальное, постиндустр.
Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. 1) биологизаторский подход - абсол-ся естеств сво-ва чел-ка. Теория расизма – природа чел-ка явл сугубо бологич. Речь идет о первонач прир неравестве. Соц дарвинизм (послед-ли Дарвина): переносят законы природы на общ-во: законы биологич развития опред-ют развитие общ-ва. Спенсер рассм общ-во по аналогии с сист-ами и подсист-ами организма. Этот подход искл к-л существ изменения в общ-ве. Никакие идеи не могут не могут изм-ть темпы развития общ-ва без изм-я биологич начал. Социобиология – соц повед-е обусл сугубо биологич факторами. Сознат жизнь подчинена реал-и врожд инстинктов: выживание, голод, размож-е. Все опред-ют гены чел-ка. Морфологич признаки не имеют знач-я для биологич развития. 2) социологизаторский: абсол-ся соц-ое в чел-ке. Платон: чел-к в полной мере подчин интересам целого (госуд-ва), инд-ть раствор в этом целом. Томас Мор: чел-к превращ в абстактную социологич схему. Структурализм (нов течение): структуры все опред-ют в чел-ке, в общ-ве, игнорир элементы свободы чел-ка. Маркс же подчерк соц сущность чел-ка, но не игнорир природу чел-ка. Деят-ть рассм как способ сущ-ния и развития общ-ва. 3) чел-к – соотнош-е прир и соц. Ущербность любой из граней одинак губительны для чел-ка. Симонов выд потр-ти. Ключ к построению междисциплин конструкции – потребности. Виды потреб-тей: * витальные/ биолог потр-ти – в пище… * социальн – принадл к опред группе, пользоваться вним-ем, привяз-тью, уважением. Дел: потр-ти «для себя» = право и «длядругих» =обяз-ти. 3) идеал – позн-е мира, позн-е своего места в жизни, смусл и назнач-е в мире. Сущ закон восхящего развития потр-тей, т.е. они пост растут, нельзя устан к-л огранич-й. На чел-ка возлаг тем самым больш отв-ть контроля. Т.о., чел-к – это био-психо-соц сущ-во: уникальное, открытое миру, но не заверш, универсальн (способн к люб виду деят-ти), целостное.
Личность как объект общественной жизни. Историческая необходимость и свобода выбора. Личность в др Риме – ритуальная маска. В общей психологии – ядро, интегрирующ начало, связ-ее воедино разл псих процессы инд-да и сообщающее его повед-ю устойч-ть и послед-ть. В совр фил-и понятие инд-д рассм в системе общ отнош-й. В шир см чел-к есть личн-ть, т.к. он сущ-во общ-ое. Стружнем личн-ти явл поступки, а в общ-ве общ произ-во явл основой развития. Структура личности чел-ка: способ-ти (в опред степени зав от генетич фактов); хар-р (форм в процессе социализ-и, поощр); самосозн-н (это резул-т развития созн-я чел-ка, чел-к рассм себя в кач объекта, дает себе оценку, анализирует себя); мировоззрение (система обобщенных представлений, предполаг-ет хорош ориентацию чел-ка в культуре, тесно связ с самосозн-ем. Миров-е имеет место, когда есть убеждение, а не просто сов-ть знаний); потр-ти, интересы, мотивы, цен ориентации. Сознательность – высш ур-нь регуляции деят-ти на осн принятых чел-ком цен-ти нрав норм. Став убеждением, они реал-ся с ясным пониманием смысла конечн целей и послед-й действий. Выраж в возм-ти анализ-ть чел-ком мотивы своего повед-я, выбир-ть наиб приемлемый способ достиж-я целей. Поступки форм-ют личность. Гете: «Познать себя можно не путем созерцания, а путем деят-ти. Попробуй исполнить свой долг и ты узнаешь, что в тебе есть». Но есть и позиция, что на практике формир не сама личность, а повед-ая структура, это действие без понимания того, что ты делаешь и для чего. Образ-е личности предст собой не только позит качество, но присх выделение индивида из коллектива. Иногда даже противопост-е себя. Важно осознать свое единство с коллективом. Достоинство личности опред-ся тем, что чел взял под свою отв-ть, что он сам себе вменяет. Отв-ным м.б. только свободн чел-к. Личностное бытие тесно связано с историч. История персоналистична, имеет чел лик. Для кажд конкр чел-ка всеобщая история явл одноврем-но личной историей. Анонимность подовляющего больш-ва историч процесса не сним личностный хар-р истории. Много зав от ситуации в самом общ-ве. Личн, псих сво-ва выходят на первый план в той мере, в какой стабилизируется общесоц ситуация, а наоборот. Но даже в усл-ях стабиз-ции м. возникнуть противоречия, отчуждение. Маркс: общ борьба зав от степени эксплуатации чел-ка чел-ком. Сво-во отчужденного чел-ка: - чувство бессилия, ощущение, что судьба вышла из-под контроля - бессмыслен-е сущ-ние, невозм-ть осущ-ть ожидаемый рез-т - восприятие окруж дейст-ти как мира, в кот утрач взаим-ная обяз-ть людей по соблюдению предписаний - не признания системы госп цен-тей - ощущение одиночества - утрата инд-ного «я» = самоотчуждение. Именно многомерность личности признается ее сущ-тью. Чел-к выступает как: 1) - участник истор-эволюц процессов - носитель соц ролей и программ соц повед-я - субъект выбора инд-ого жизн пути, в ходе кот им осущ-ется преобраз-е природы, общ-ва и самого себя 2) как идеологич и деят-ное сущ-во, сущность кот порождается, преобраз и отстаив в совм сущ-нии с др людьми 3) как субъект св, отв, целенапр повед-я. Сам чел-к выступ в кач цен-ти, он обладает относит автономн, устойч системой качеств.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.131.115 (0.012 с.) |