Наиболее яркие представители неотомизма: Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), и др. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Наиболее яркие представители неотомизма: Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), и др.



Психоанализ

Психоанализ - философское направление, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

Ключевое понятие психоанализа: бессознательное - особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует сознание. Особая форма жизни бессознательного - сновидения. По Фрейду, сновидения - это реализация скрытых стремлений человека, того, что было не реализовано в реальной действительности.

Едва возникнув, это направление коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с жизнью бессознательного начала в человеке: темы сексуальности, темы снов и грез, темы жажды агрессии. Родившись в начале XX в. в исследованиях З. Фрейда как психотерапевтическое направление, психоанализ вскоре соединил в себе психологические и собственно философские аспекты, став поистине синтетической дисциплиной по изучению человека.

а). Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) - австрийский врач, невропатолог, психиатр, психолог.

Он начал свою исследовательскую и творческую деятельность как невропатолог. Его интересовали случаи истерического паралича, заикания, фобии и других сбоев в организме и поведении, которые невозможно было объяснить чисто физиологическими причинами. Наблюдая за больными, анализируя поведение людей после гипноза, Фрейд пришел к выводу, что в основе истерии и других психогенных заболеваний лежат психические заболевания, не доходящие до сознания больного, - страхи, обиды, потрясения, которые как бы намеренно забыты человеком, потому что сознание их стыдится или боится. Они не могут быть им отреагированы и вызывают болезненные симптомы. Обнаружив это, Фрейд вместе с другим врачом - Й. Брейером в 1890 - 1897 гг. создает катартический метод лечения истерии. Катарсис - это очищение, разрядка, обновление внутреннего мира. Согласно этому методу, врач должен снять амнезию, вернуть больному память о забытом травматическом событии, и само освобождение от страшного и постыдного, давившего изнутри, принесет излечение. Вмешательство врача прерывает «бегство в болезнь», позволяет человеку осознать то, от чего он в ужасе отворачивался. Болезненные симптомы (параличи, заикания) снимаются, и человек выздоравливает, но ценой этого оказывается осознание: встреча лицом к лицу с собственным несовершенством, страхом или проблемой.

В 1897 - 1920 гг. Фрейд создает оригинальное учение о роли бессознательного в жизни людей. Бессознательное образуется с младенчества путем вытеснения из ясных пластов психики тех комплексов переживаний, которые неприемлемы для человека. По Фрейду, это, прежде всего, переживания сексуального характера. То, что соответствует реальности и требованиям сознания, принимается, а то, что не соответствует, вытесняется в систему бессознательного. Вытесненные страхи и запретные желания никогда не умирают и не теряют силы.

Поскольку запретные желания и страхи вытеснены в бессознательное, но обладают огромной энергией, они все время стремятся выбраться «наружу», проникнуть в сознание и ищут для этого окольные пути. Отдушиной для вытесненных влечений оказываются невротические симптомы; символы разного рода, являющиеся человеку по преимуществу во снах и грезах; в состоянии бодрствования «случайные», спонтанные действия, описки и оговорки, «странности».

Метод психоанализа предполагает скрупулезный и внимательный анализ снов, описок и оговорок. Он пользуется также методикой «свободных ассоциаций». Психотерапевт ведет с пациентом беседу таким образом, чтобы тот проговаривал все, что ему приходит в голову. Из этого «всего» и вылавливаются замаскированные случайностью и незначительностью символы бессознательного, которые затем должны быть истолкованы психоаналитиком.

В 1920 - 1939 гг. Фрейд создает новое представление о соотношении фундаментальных влечений человека. Он предлагает следующую модель психической структуры личности:

Высшая инстанция в структуре душевной жизни - «Сверх-Я» (супер-Эго) - давящая и влияющая на личность внешняя реальность: законы, запреты, мораль, культурные традиции. Это источник моральных принципов человека, которые проявляются в сознании. «Сверх-Я» - это внутренний цензор, совесть.

Сфера сознания - «Я» (Эго), которая может контролировать «Оно», это посредник между «Сверх-Я» и «Оно», между влечением и удовольствием. «Я» руководствуется требованиями реальностями.

Сфера бессознательного - «Оно» (Ид) - неосознаваемые влечения и инстинкты. Инстинкт жизни (Эрос) - стремление к самосохранению и продолжению рода, что проявляется в сексуальном влечении (либидо). Инстинкт смерти (Танатос) - агрессивная сила, которая подталкивает человека к разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным.

Важнейшую роль в формировании психики человека и происхождения неврозов Фрейд отводит сексуальному влечению (либидо). Либидо - основа бессознательного, большинство психических действий человека обусловлены либидо. Либидо ищет свое выражение:

> в сексуальных действиях;

> в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуальной энергии в несексуальную. Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сублимация - преобразование вытесненного полового влечения в духовную деятельность, большей частью в сферы религии и искусства. Творчество необходимо для самовыражения, для выхода наружу скрытых, подсознательных переживаний. В процессе творения эти переживания оформляются в виде конкретных образов, и наступает своего рода примирение с ними. Кроме того, у человека повышается самооценка, он находит свое место в мире, из которого, как ему казалось, его насильно вышвырнули.

В 1900 г. появляется работа «Толкование сновидений», в которой Фрейд расставляет первые вехи психоаналитической теории. В 1905 г. в работе «Три эссе по вопросам сексуальности» он уточняет мысль, являющуюся определяющей для понимания неврозов, о «детской сексуальности». Кроме того, предпринимает более широкое толкование различных видов деятельности человека. Рассматривая психоанализ как возможный способ приблизиться к культурным явлениям, он исследует искусство, религию: «Будущее одной иллюзии» (1927), право и процессы становления человеческих цивилизаций: «Тотем и табу» (1912), «Неудовлетворенность в культуре» (1930).

б). Карл Густав Юнг (1875 - 1961) - швейцарский психолог и психиатр, вторая после Фрейда фигура психоаналитического направления.

Став основателем аналитической психологии, он развил собственное представление о бессознательном, не совпадающее с идеями Фрейда. Его дружба с Фрейдом началась в 1907 г., когда взгляды Юнга, практикующего психиатра, уже сложились, а в 1913 г. последовал разрыв между этими крупными психоаналитиками из-за серьезных теоретических расхождений.

Собственно ссора между Фрейдом и Юнгом произошла именно на почве толкования сновидений. Они пытались язык сновидений переводить на язык привычной нам повседневной реальности. Фрейд задавал вопрос: почему снится сон, Юнг - зачем снится сон. Юнг считал, что сновидение есть не что иное, как послание человеку из коллективного бессознательного, поэтому сновидения надо не только запоминать и анализировать, но к ним необходимо прислушиваться, тогда они смогут вести человека по его жизненному пути.

По Юнгу, под индивидуальным бессознательным существует другой тайный пласт, выводящий нас за пределы индивида - коллективное бессознательное. Это бессознательное уже нельзя было понимать как чисто природную силу как у Фрейда. Коллективное бессознательное имеет не природный, а культурный характер и родилось на заре человеческой истории, в период первобытности.

Бессознательное не только говорит нам о прошлом, оно способно повествовать и о будущем. Так, самого Юнга в 1912 г. посещали страшные образы надвигающейся катастрофы, ужасного побоища, он видел горы, залитые кровью. Вскоре разразилась Первая мировая война. Целый ряд подобных фактов позволил Юнгу сделать вывод о предсказательной силе бессознательного.

Коллективное бессознательное не имеет границ и присуще всем людям. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы находятся вне пространства и времени, принадлежат к некоей иной реальности, в некотором смысле это идеи, универсальные образы, закодированные в структуре головного мозга. Это «зашифрованная» история человечества, или иными словами, генетическая память человечества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.008 с.)