Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия позитивизма Огюста КонтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903). 2. По мнению Конта, философский спор между материализмом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что: • философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным; • для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук; • основной путь для получения научного знания в философии — эмпирическое наблюдение; • философия должна исследовать лишь факты, а не их причины, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие далекие от науки проблемы; • философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании; • философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением — она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и занять свое место среди других наук. 3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции — интеллектуальной и технической. Вэтой связи философом были выделены: • три стадии интеллектуального развития; • три стадии технического развития. К стадии интеллектуального развития относятся: • теологическая (мировоззрение основано на религии); • метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании); • позитивная (основана на науке). К стадии технического развития относятся: • традиционное общество; • доиндустриальное общество; • индустриальное общество. Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу: • теологическая — традиционному обществу; • метафизическая - доиндустриальному обществу; • позитивная (научная) — индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В дальнейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская философия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов. Философия XX в. -- это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии. Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени: все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии; беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров; глобальные проблемы человечества; анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации; углубление формалистических исканий; вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы. Классическая западноевропейская философия, внесшая огромный вклад в становление и развитие техногенной цивилизации, со второй половины XIX в. начинает утрачивать свои позиции. На смену безраздельно господствовавшему долгое время философскому рационализму стало приходить иррациональное восприятие действительности. В результате к концу XX столетия рационалистический подход к миру был значительно потеснен многообразными направлениями иррационализма и интуитивизма.
Радикальные изменения в западной философии, позволившие для ее обозначения ввести термин «неклассическая философия», вызваны не только внутренними потребностями развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Прежде всего следует отметить, что несокрушимой вере мыслителей в силу человеческого разума был нанесен первый удар французской революцией 1789 г. Общество, которое считалось основанным на «принципах разума», официально положившее учение «гениев человечества» в основу своей политики, на поверку оказалось неразумным и нечеловечным. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов задуматься над действительными возможностями разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души европейского человека. Было показано, что попытка создать всеобщее мировоззрение на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия и его атомизации нереальны. С одной стороны, происходила «невилировка», усреднение человека, а с другой - одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.
XX век принес человечеству не только огромные успехи в науке и технологиях, но и целую вереницу революций, две мировые войны, крушение колониальной системы, формирование социалистической системы и ее распад, возникновение глобальных проблем, ставящих под вопрос бытие всего человечества.
Первая и вторая мировая война показали, что наука может быть использована для массового уничтожения людей и их культуры. Социально-экономические потрясения буржуазного общества в XX в.; появление массового общества, революция в естествознании, развитие средств массовой информации, мощное развитие науки и техники, компьютеризация общества - все это нашло отражение в философии, способствовало изменению мировоззрения.
Эти процессы вызвали отход от классического видения мироздания, пересмотр проблемы смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения. Положение в философии начало радикально изменяться, происходил пересмотр целей и задач философствования, на передний план выдвинулись новые проблемы и способы их решения. Возрос интерес к тем сторонам жизни и деятельности человека, общества и бытия в целом, которые либо не выражались традиционными философскими течениями, либо присутствовали в них в качестве переферийных и не заслуживающих внимания. Так, например, стали обращать больше внимания на существование человека, на его свободу в качестве первичных реальностей.
Произошла также локализация отдельных проблем, при решении которых сформировались самостоятельные направления. Cначала это происходило либо в виде своеобразного дополнения классических философских систем (неогегельянство, неокантианство) и даже обновления философии Фомы Аквинского (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отбрасывания классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм, философия жизни).
Внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX-XX вв. происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура как бы «раскалывается» на тех, кто выступает за научно-технический процесс и на тех, кто против него. Формируются две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему осмысливает абсолютизированный образ науки - сциентизм и антисциентизм.
Если представители сциентизма рассматривали научное знание в качестве наивысшей ценности, то антисциентисты осуществляют широкую критику науки как формы постижения мира и социального института, рассматривая науку в качестве демона, угрожающего существованию человеческой цивилизации. Сегодня в философии происходит осознание того, что наука является весьма важным, но не единственным путем познания мира, обеспечивающим человечеству не только знание, но и социальный комфорт и личную безопасность. Поэтому философы стремятся заново осмыслить мистические и эзотерические учения Востока, найти смысл в примитивных религиях и магии, в социальных утопиях различных времен и народов. В то же время происходит ослабление установки только на науку, осуществляется поиск нового типа рациональности, синтез научного и ценностного подходов.
Философские системы, вдохновленные идеологией преобразования, покорения подвели человечество к осознанию бесперспективности такого развития цивилизации. В наше время эта идеология становится опасной и требуется найти от нее противоядие. Формируется философия ненасилия, философия сотрудничества, экофилософия и другие направления философской мысли.
Толерантное отношение к различным формам осмысления мира, принцип дополнительности философских направлений ведут к новым формам интеграции всего философского знания.
Современная мировая философская мысль занята поиском оснований человеческого и природного бытия, что осуществляется в двух взаимосвязанных направлениях. Для первого направления характерно осознание всеобщих предельных оснований, универсальных для всей культуры и природы. Особенностью второго направления является выработка новых областей философствования, таких как философия культуры, философия техники, философия хозяйства, философия права и др. Эти новые области философствования занимают все больше места в системе философского знания и играют все возрастающую роль в развитии самой философии на различных ее иерархических уровнях.
Видение мироздания и мышление, присущее новейшему времени, в значительной мере отличаются от новоевропейского. Из отличительных черт наиболее важными являются следующие: Ø падение авторитета разума, прежде всего научного; Ø постепенная утрата веры в прогресс; Ø начало пересмотра механистической картины мира; Ø чрезмерное внимание к телесности бытия, в частности, человеческого бытия. Идеальный мир, создаваемый новейшей философией, является результатом деятельности различных народов, принадлежащих к разным культурам. Это придает ему разнохарактерность, многосторонность. Таким образом духовная культура и философия XX в. характеризуется мозаичностью, наличием самых различных философских течений и школ. Проблема нерационального и иррационального в философии XXв. Для понимания сути европейского иррационализма XIX в надо выяснить, что представлял собой европейский рационализм XVI-XIX вв., бывший его противоположностью.
Система европейского рационализма складывалась в процессе изучения мышления и вычленения его законов. Уже Бэкон, затем Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза и другие мыслители ищут законы «чистого разума», т е разума, очищенного от заблуждений, разума всесильного, безграничного и могущего изменить жизнь людей сообразно своим законам. Считалось, что «чистый разум» может дать метод, приемлемый для всех наук. Принципы разума могут лечь в основу морали, политики, свободы и т п, и на этих же принципах следует строить совершенное государство Историю также следует понимать с точки зрения разумности, рациональности «Все действительное - разумно, все разумное - действительно», - говорил Гегель.
Если разум имеет законы, которые познает философия и которые доступны познанию человека, то разумом можно управлять на основе знания его же законов. Иначе говоря, возможен прогресс в обществе на основе применения законов разума, на основе просвещения людей, а также возможно управление природой и безграничное развитие духовных и физических способностей и сил человека
Однако этой безграничной вере ученых и философов в силу человеческого разума и неизбежность общественного прогресса был нанесен тяжелый удар Французской революцией 1789 г. Общество, провозгласившее разум божеством и официально положившее учение гениев в основу политики, на поверку оказалось неразумным и бесчеловечным. Террор и невиданные ранее зверства правительства, основанного «на принципах разума», заставил задуматься над действительными возможностями науки и разума. Оказалось, что наука и просвещение не всегда смягчают нравы и устанавливают общую гармонию Оказалось, что процесс добывания истины тоже доступен не всем и каждому, что знание «аристократично» Оказалось, что история в большей степени наполнена мифами и стереотипами, чем разумом И главное - люди не столько нуждаются в научной истине, сколько в устраивающих их жизненных мифах, «внутри» которых легче жить. Развитие науки и техники может не только облегчить жизнь общества, но при известных условиях способно вообще уничтожить самую жизнь. Классическая философия XVII-XIX вв. твердо верила в силу и целесообразность разума, в мощь индивидуального сознания. Прогресс, совершенствование разума, его очищение должны осуществляться через науку, научное познание, просвещение масс, демократию. Такова триада. Для выполнения этой задачи знание должно быть отчетливым, ясным, доказательным, приведенным к понятийно-логической структуре. Философы периода классики верили в возможность рационального познания общечеловеческих гуманистических идеалов, идеала свободы, принципа достоинства человеческой личности. Вопросы о личной свободе, правах, страданиях тоже разрабатывались, но в русле всеобщего. Как и во все времена, имели место идеи и школы мистического, агностического и скептического направления Рационализм господствовал до середины XIX в, а все остальные течения - это ответвления от великого русла реки Знания Воля вместо разума. Бессознательное - элемент психики человека, в ней наличествуют иррациональные, бессознательные процессы, инстинкты, волевые акты. Это все формы иррационального. Они тесно связаны с рациональным, с логическими структурами мозга, сознания Бессознательное - тот колодец, откуда черпаются бочки здравого смысла и ведра логически обоснованных гипотез и теорий. Иррационализм - философское течение, представители которого в центре своего внимания ставят необычные духовно-психические явления и способности, а также такие крайние состояния, как экстаз, одержимость и т.п. Среди наиболее распространенных направлений иррационализма выделяют: 1. Теорию психотрансмутации Г.И.Гюрджиева (или Порджиева). Разработал: 1) систему физических и психологических упражнений; 2) построил сложную и запутанную картину мира, в центре которой поместил материальное и, в то же время, мистифицированное "вибрирующее" Абсолютное, от которого исходит "луч творения". Он с трудом пробивается в наш мир, где чрезвычайно велика "плотность материи", что затрудняет эволюцию человека. Это обрекает человека, по мнению Гюрджиева, стать своего рода машиной, "спящим автоматом". Рационализму не по силам пробудить его. Только мистический опыт "психотрансмутации" позволит решить эту проблему. 2. Учение Р. Штейнера Критиковал официальную медицину, противоречия цивилизации. Выдвинул идею нетрадиционных методов лечения болезней, возделывания почв, ориентирующихся на лунные фазы и исключающих злоупотребление химией. Свою науку он назвал антропософией. Ее целью он определил не объективное знание, а некую "сверхчувственную истину", владеть которой могут лишь люди, наделенные даром "духовного восприятия", которые являются потомками выходцев из Атлантиды, Лямурии, а также жрецов.
Задачей исследователей, особенно из числа интеллигенции, он считал духовное возрождение отечества. 3. Мистика, оккультизм, экзотические религии - нашли широкое распространение в 60-е годы. Отчасти стали элементами молодежной контркультуры. Очень часто представляют собой европизированные и американизированные варианты восточных учений. Фрейдизм и неофрейдизм как философско-антропологическое учение XX столетия 4. Психоанализ. З.Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, врач-психиатр, не был философом, но его творчество и результаты научных исканий оказали огромное воздействие на интеллектуалов XX в К этому направлению принадлежат К. Г. Юнг (1875-1961), А.Адлер (1870-1937), неофрейдисты В. Райх (1897-1957), Г Маркузе (1898-1979), Э. Фромм (1900- 1980) и др.
Психоанализ открыл бессознательное, специально его изучал и широко толковал философски. С помощью сознания человек формирует свое собственное «Я» (эго) Фрейд выделяет в человеческой психике еще две структуры: «Оно» - темное инстинктивное начало, воздействующее на «Я»; «Сверх-Я» - третья структура - воздействует на человеческое «Я» со стороны социальных, этических установок Исследуя психические отклонения, гипнотические состояния, сон, сновидения, Фрейд пришел к выводу о доминирующей роли бессознательного в мотивации человеческого поведения, которое направляется подавляемыми влечениями, в первую очередь - сексуальными («либидо»). С помощью метода «свободных ассоциаций», позволяющего обнаружить неосознаваемые средства психологической защиты («вытеснения», «сублимации»), сделал ряд попыток структурно представить психику человека (первая и вторая топики) В итоге человек предстал как биосоциальное существо, личность которого состоит из 3 структур. Фрейд, перенося принципы действия психических механизмов на общество в целом, дал своеобразную трактовку генезиса и сущности основных явлений культуры - искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. Во всем этом, по Фрейду, определяющая роль принадлежит исходным «комплексам» - «комплексу Эдипа» - неосознанной ревности ребенка к родителю противоположного пола, а также «комплексу вины». Материализм и атеизм учения 3. Фрейда оказал воздействие на ряд современных течений философии Важнейшие труды 3. Фрейда- «Толкование сновидений» (1900); «Тотем и табу» (1912); «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917); «Я и Оно» (1923); «Будущее одной иллюзии» (1927) и др. В нашей стране до 1929 г. работал специальный Институт психоанализа, имелась своя школа психоаналитиков, труды 3. Фрейда широко печатались. Представляет собой одно из направлений иррационализма. Уделяет внимание бессознательным процессам в человеческой психике. З.Фрейд не отрицал важной роли сознания в человеческой жизни, с помощью которого индивиды ориентируются в окружающем мире. Но кроме него существуют еще и 1. "Сверх -Я", которое представляет собой некоторую совокупность перенесенных "вовнутрь" психики индивида социально значимых, безличных идеальных принципов, регуляторов. 2. "Оно", которому и соответствует невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного. Идеи фрейдизма опираются на известное явление: многие функции нашего тела, которые обязательно связаны с деятельностью мозга, осуществляются бессознательно. Бессознательны, по Фрейду, и некоторые наши желания, и побуждения. Уровни бессознательного он делит на: - "низшие" - они "прорываются" в снах, гипнотических состояниях, а также в тех случаях, когда мы делаем описки, оговорки, бессознательно прячем, убираем предметы; - "высшее" бессознательное - оно связано с процессами творчества, в которых спонтанность интуиции, воображения, скрытое от сознания вызревание замысла, идеи, образа играют большую роль. По убеждению З.Фрейда, бессознательные процессы в человеческой психике поддаются исследованию и воздействию. Представители фрейдизма важное место в психоанализе отводили некоторым стимулам, влияющим на жизнь человека и его психику (например, сексуальные инстинкты и опыт). 3. Фрейд, преувеличивая их роль в жизни человека, свел к чисто бессознательным, непреодолимым побуждениям. Идеи Фрейда получили достаточно широкое распространение не только в философии, но и в психологии, медицине. К.Г. Юнг, изучая бессознательное, обнаружил сходство между типическими его образованиями (архетипы) и похожими образами, структурами (герои мифов разных народов, эпосы, сказки и героические образы сновидений, других бессознательных процессов). Работал над проблемой «коллективного бессознательного».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.013 с.) |