Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.1.1.1 Философия и методология научного познания

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УД

 

Михайлов Н.В. «»

 

___________2016

 

 

м.п.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

М.1.1.1 Философия и методология научного познания

(указывается шифр и наименование дисциплины по учебному плану)

Направление подготовки 15.04.02 Технологические машины и оборудование  
   
Квалификация (степень) выпускника Магистр
 
Магистерская программа Технологические машины и оборудование
   
Форма обучения заочная
 
 
Кафедра-разработчик рабочей программы Кафедра социальных и гуманитарных наук
(название)
 
Семестр Трудоем-кость час. Лек-ций, час. Практич. занятий, час. Лаборат. работ, час. СРС, час. Форма промежуточного контроля (экз./зачет)
            Экзамен
             
Итого           Экзамен
                       

Санкт-Петербург


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

Разделы рабочей программы

1. Цели освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

3. Структура и содержание дисциплины

4. Формы контроля освоения дисциплины

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины

 

Приложения к рабочей программе дисциплины

Приложение 1. Аннотация рабочей программы

Приложение 2. Технологии и формы преподавания

Приложение 3. Технологии и формы обучения

Приложение 4. Оценочные средства и методики их применения

Приложение 5. Таблица планирования результатов обучения

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ОС Университета ИТМО по направлению подготовки

16.04.03 Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения

 

 

Программу составили:

Новолодская Т.А. – доцент кафедры социальных и гуманитарных наук;

Тимофеев А.И. –профессор кафедры социальных и гуманитарных наук;

Бусов С.В. – доцент кафедры социальных и гуманитарных наук;

Третьякова И.А. – доцент кафедры социальных и гуманитарных наук;

 

 

Зав. кафедрой социальных и гуманитарных наук – Толстикова И.В.

 

Эксперты:

 

Эксперты:

Верболоз Е.И. – зав. кафедрой технологических машин и оборудования, профессор.

 

Программа одобрена на заседании УМК факультета технологического менеджмента и инноваций

 

Председатель УМК факультета ТМИ Мальчукова А.Л., к.п.н.


ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения данного модуля обучающийся должен

знать: формы и методы научного познания; основные нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина; роль и значение технического и социального прогресса; существующие подходы к формированию организационной и управленческой структуры предприятия, принципы принятия управленческих решений;

уметь: определять предмет и объект научного исследования; формулировать цели и задачи научного исследования; применять методы научного познания в решении исследовательских задач; иметь навыки логически правильного построения системы аргументов в устной и письменной речи; практической работы с различными научными информационными источниками; устойчивыми навыками проведения эксперимента с учетом выбора оптимальных методик и оборудования для исследований;

владеть навыками: логически правильного построения системы аргументов в устной и письменной речи; практической работы с различными научными информационными источниками; общения в научной, профессиональной и социальной среде; основами методологии научного познания при изучении системы профессиональной деятельности;

профессиональные компетенции:

ПК-2 - способность к работе в многонациональных коллективах, в том числе при работе над междисциплинарными и инновационными проектами, создавать в коллективах отношений делового сотрудничества;

ПК-17- способность и готовность использовать современные психолого-педагогические теории и методы в профессиональной деятельности.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВО

Дисциплина «Философия и методология научного познания» относится к мировоззренческому модулю дисциплин.

Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются: знание структуры философского знания, структуры научного знания, понимание роли и значения теоретических и прикладных наук, умение ориентироваться в современном научном информационном пространстве, организовывать самостоятельную работу, работать с научной литературой, владеть информационными технологиями и современными средствами телекоммуникации.

Содержание дисциплины дает возможность для эффективного освоения других дисциплин общенаучного цикла, для проведения научно-исследовательской работы, прохождения практики и подготовки магистерской диссертации.

В таблице приведены предшествующие и последующие дисциплины, направленные на формирование компетенций, заявленных в разделе «Цели освоения дисциплины»:

 

№ п/п Наименование компетенции Предшествующие дисциплины Последующие дисциплины (группы дисциплин)
  ОК-1; ОК-3 Предыдущий уровень образования. Основы аудита.
  ПК-2 Предыдущий уровень образования. Системный подход к исследованиям процессов в пищевой промышленности.
  ПК-17 Предыдущий уровень образования. нет.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

 

№ раздела Наименование раздела дисциплины Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС Всего часов
  .Наука как социальный институт. Научно- методологическая функция философии..     -    
  Наука как социальный институт.          
  Научно - методологическая функция философии          
  Философский анализ естественных и социально-гуманитарных наук.          
  Научно-технический прогресс и его роль в развитии общества.          
    Работа над рефератом              
  Итого          

3.1. Содержание (дидактика) дисциплины

Лекции

  Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
  1 -2   Наука как социальный институт. Научно-методологическая функция философии.
Итого:    

Практические работы

№ п/п Номер раздела дисциплины Объём часов Тема практического занятия
1.     Наука как социальный институт. Дискуссии и доклады по выбору
      Научно - методологическая функция философии. Дискуссии и доклады по выбору.
      Философский анализ естественных и социально-гуманитарных наук. Дискуссии и доклады по выбору.
      Научно-технический прогресс и его роль в развитии общества. Дискуссии и доклады по выбору.
  Итого:    

 

Лабораторные работы

Не предусмотрены.

3.5. Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины № п/п Вид СРС Трудоемкость, часов
Раздел 1   Работа с основной и дополнительной литературой.  
Раздел 2   Работа с основной и дополнительной литературой.  
Раздел 3   Работа с основной и дополнительной литературой.  
Раздел 4   Работа с основной и дополнительной литературой.  
  Подготовка реферата  
Итого:  

3.6. Домашние задания - реферат

 

Рефераты

1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

2. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

3. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

5. Исторические формы научной картины мира.

6. Понятие научного сообщества и его видов в концепции Т.Куна

8. Классификация законов по типу связей.

9. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.

10.Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

11. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

12. Проблема «двух культур» и ее актуальность для современного этапа развития научного знания.

13. Антикваризм и презентизм как две методологические установки в анализе научного знания.

14. Теория самоорганизации (синергетика): характеристика систем, отвечающих принципу самоорганизации.

15. Историческое развитие способов трансляции научных знаний

16. Функции научного знания, их специфика в области естественных и гуманитарных дисциплин.

17. Структура научного познания. Общая характеристика.

18. Структура объяснения и предсказания К.Поппера - К. Гемпеля.

19. Сравнительный анализ принципов верификации и фальсификации в философии науки.

20. Закономерности формирования фундаментального теоретического знания. Гипотеза и теория.

21. Проблема истины в науке и философии, ее связь с многообразием когнитивных практик.

22. Философские концепции науки Т.Куна и И. Лакатоса.

23. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

24. Эпистемологические концепции С. Тулмина и М. Полани.

25. Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции.

26. Основные направления современной математики, их характеристика.

27. Анализ субстанциальной и реляционной концепции пространства и времени в контексте философского и научного знания.

28. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва».

29. Принцип дополнительности Н. Бора и квантово-волновой дуализм М. Планка в свете современных представлений о природе объектов микромира.

30. А. Эйнштейн и В. Гейзенберг, их дискурс о вероятностных законах в физике микромира.

31. Роль математики в развитии физики и других отраслей естествознания.

32. Философско-мировоззренческие основы научного познания. Наука и философия.

33. Эмпирический уровень научного познания и его методы. Специфика научного факта.

34. Теоретический уровень научного познания и его методы

35. Общенаучные методы познания.

36. Специфика социально-гуманитарного познания и его методов.

37. Сравнительный анализ концепций языка науки в логическом позитивизме и в контексте аналитической философии.

38. Принцип детерминизма, его разновидности.

39. Индетерминизм и телеология как антитезы детерминизма.

40. Понятие техники. Специфика философского осмысления техники и технических наук.

41. Роль техники в развитии естествознания: от классического и неклассического к пост -неклассическому его варианту.

42. Понятия географического и социального детерминизма как доминант в развитии технологий и технологических структур.

43. Информатика как область научного знания и алгоритм формирования новых коммуникативных практик в пространстве Интернета.

44. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии.

45. Критический анализ основных сценариев экологического развития человечества

46. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского и его роль в формировании современного экологического императива.

47. Роль философии и науки в организации оптимальных вариантов диалога Человека и Природы.

48. Становление представлений о системном характере объекта геологии.

49. Роль информационных технологий в становлении и развитии информационного общества.

50. Мир как осмысленный текст в контексте научного знания.

51. Проблема обоснования научного знания в позитивизме О Конта и в эмпириокртицизме Э.Маха.

52. Соотношение формальных и содержательных компонентов в языке науки. Критика концепции «идеального» научного языка.

53. Социально-гуманитарное знание и его специфика.

54. Проблема истины в контексте социально-гуманитарного знания.

55. Виртуальный мир как сфера бытия современного человека.

56. Интерпретация установки об антропоморфном принципе в организации Вселенной с позиций синергетики.

57 Классическая и неклассическая парадигма идеалов научности.

58. Понятие «эпистемы» в философской концепции М. Фуко. Виды эпистем.

59. Интернализм и экстернализм о взаимоотношении науки и общества.

60. Социальная ответственность субъекта научной деятельности.

 

3.8. Курсовые работы по дисциплине -не предусмотрены.

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Проведение консультаций.

 

*;

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Аль-Ани Н. М.Методология и философия науки. СПбНИУ ИТМО.

151 с

2. Аль-Ани Н. М. Философия техники. СПб., 2004.

3. Баранец Н. Г. Философия науки: Учебник для аспирантов / Н. Г. Баранец. – Ульяновск: Издатель А. В. Качалин, 2013. 318с.

4. Огурцов, А. П. Философия науки. Двадцатый век: концепции и проблемы: В 3 частях / А. П. Огурцов. – СПб.: Изд. дом "Миръ", 2011. – I ч. 502 с.; II ч. 494 с.; III ч. 335 с.

5. Стёпин В. С. История и философия науки. – М.: Академический проект, 2011. – 269 с.

6. Стёпин В. С. Научное познание в социальном контексте. Избранные труды. – Минск: Изд. БГУ, 2012. – 416 с.

 

б) дополнительная литература:

 

1. Башляр Г. Новый рационализм. М.: Прогресс, 1987.

2. Бернал Дж. Наука и общество. М.: Изд. иност. лит-ры, 1962.

3. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М.: Иностранная.

литература, 1962.

4. Борн М. Моя жизнь и взгляды. М.: Прогресс, 1973.

5. Бройль Л. Д. Тропами науки. М.: Изд-во иност. лит-ры., 1962.

6. Вебер М. Избранные произведения. М. 1990.

7. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988.

8. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд. иност. лит-ры, 1958.

9. Вригт Г.Х. Логико-философские исследования. М.: Прогресс, 1986.

10. Гадамер Х. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики.

М.: Прогресс, 1988.

11. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи с

наукой / П. П. Гайденко. – М.: Унив. кн.: Per Se, 2000. – 455 с.

12.Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.):

формирование науч. программ нового времени / П. П. Гайденко; отв.

ред. И. Д. Рожанский; АН СССР, Ин-т истории естествознания и

техники. – М.: Наука, 1987. – 447 с.

13. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1989.

14. Гемпель К. Г. Логика объяснения. М.: Дом интеллектуальной книги,

Русское феноменологическое общество, 1998.

15. Индуктивная логика и формирование научного знания. М.: Наука, 1987. 16. Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема.

Новосибирск: Наука, 1986.

17. История информатики и философия информационной реальности:

[учебное пособие для вузов] / под ред. Р. М. Юсупова, В. П. Котенко. М.:

Академический Проект, 2007.

18. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

19. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию

науки. Изд. 2-е, испр. М.: Едиториал УРСС, 2003.

20. Карнап, Р., Ган, Г., Нейрат, О. Научное миропонимание — Венский

кружок. М.: Логос, 2005.

21. Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских

концепций на развитие научных теорий. М.: Прогресс, 1985.

22. Котенко В. П. История и философия классической науки М.: Ака-

демический Проект, 2005.

23. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

24. Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.: Наука, 1984.

25. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских

программ. М.: Медиум, 1995.

26. Лебедев С. А. Философия науки. Словарь основных терминов. М.:

Академический Проект, 2004.

27. Логика и методология научного поиска. Обзор американской литературы.

М.: ИНИОН, 1986.

29. Лэйси Хью. Свободна ли наука от ценностей? М.: Логос, 2001.

30. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983.

31. Мах Э. Познание и заблуждение: очерки по психологии исследова-ния. М.

БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

32. Моисеев Н. Н. Современный рационализм. М.: МГВП КОКС, 1995.

33. Научная картина мира: логико-гносеологический аспект. Киев:

Наукадумка, 1983.

34. Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

35. Ойзерман Г. И. Эмпирическое и теоретическое: различие, противо-

положность, единство. // Вопросы философии, 1985, № 12.; 1986, №1.

36. Печчеи А. Человеческое качество. М.: Прогресс, 1985.

37. Планк М. Позитивизм и реальный внешний мир. // Вопросы философии,

1998, №3.

38. Планк М. Религия и естествознание. // Философские науки, 1990, № 5.

39. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической филосо-фии. М.: Прогресс, 1985.

40. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983.

41. Поппер, К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М.:

АСТ, 2004.

42. Пригожин И. Конец неопределенности. Время, хаос и новые законы

природы. Ижевск, 1999.

43. Принципы историографии естествознания. ХХ век. Отв. ред. И. С. Тимофеев. М., 2001.

44. Пуанкаре А. Математика и логика. Изд. 2-е. М.: URSS: [Издательство ЛКИ], 2007.

45. Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1983.

46. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

47. Рьюз М. Наука и религия: по-прежнему война? // Вопросы философии,

1991, № 2.

48. Сноу Ч. Две культуры. М.: Мир, 1973.

49. Современная философия науки: знание, рациональность, ценность в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: Логос, 1996.

50. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы М.: Гардарики, 2006.

51. Традиции и революции в развитии науки. М., 1991.

52. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. Изд. 2-е.

М.: URSS: [Издательство ЛКИ], 2007.

53. Фейнберг Е. Л. Эволюция методологии в XX веке. // Вопросы философии,

1995, №7.

54. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Прогресс,

1986.

55. Философия и естествознание. Журнал «Erkenntnis» («Познание»).

Избранное. М.: Идея-Пресс, «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010.

56. Философия и методология науки. Под ред. В. И. Купцова. М.: Аспект

Пресс, 1996.

57. Философия современного естествознания: учебное пособие для вузов. Под

ред. С. А. Лебедева. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

58. Фролов И. Т. Этика науки. Проблемы и дискуссии. // И. Т. Фролов, Б. Г.

Юдин; РАН, Ин-т философии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Книжный дом

«ЛИБРОКОМ», 2009.

59. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс,

1977.

60. Фуко М. Жизнь: опыт и наука. // Вопросы философии, 1993, № 5.

61. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981.

62. Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996.

63. Хюбнер К. Критика научного разума. М.: ИФРАН, 1994.

64. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.

65. Эйнштейн А. Интервью корреспонденту газеты «Нью-Иорк Таймс»

от 3 апреля 1921 г. // «Звезда», 1956, № 1.

66. Эйнштейн А. Физика и реальность. М.: Наука, 1965.

 

 

в) Интернет-ресурсы, электронные библиотечные системы:

Институт философии Российской академии наук - http://iph.ras.ru/

В мире науки - http://www.sciam.ru/

Наука и жизнь - http://www.nkj.ru/

Наука и технологии РФ - http://www.strf.ru/

Популярная механика - http://www.popmech.ru/

ПостНаука - http://postnauka.ru/

Публичные лекции "ПОЛИТ.РУ" - http://polit.ru/lectures/publ_lect/

Скепсис - http://scepsis.net/

Троицкий вариант - http://trv-science.ru/

Философский портал - http://philosophy.ru/

Элементы - http://elementy.ru/

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекционные занятия:

а. комплект электронных презентаций/слайдов,

аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран,

компьютер/ноутбук),

 

. Прочее

a. рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером с доступом в Интернет,

b. рабочие места студентов, оснащенные компьютерами с доступом в Интернет, предназначенные для работы в электронной образовательной среде.


Приложение 1
к рабочей программе дисциплины

«Философия и методология научного познания»

Аннотация рабочей программы

 

Дисциплина «Философия и методология научного познания» относится к мировоззренческому модулю дисциплин подготовки магистров по направлению

15.04.02 Технологические машины и оборудование.

Дисциплина реализуется кафедрой социальных и гуманитарных наук факультета технологического менеджмента и инноваций.

Дисциплина нацелена на формирование: общекультурных компетенций: ОК-1, ОК-3; профессиональных компетенций: ПК-2; ПК-17.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с развитием науки, технического мышления и творчества, их влиянием на современное общество.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, консультации, самостоятельная работа студента.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: оценивание рефератов по заданной теме и аттестация в форме устного экзамена.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Программой дисциплины предусмотрены лекционные - 2 часа, практические занятия - 8 часов и самостоятельной работы студента- 98 часов.


 

Приложение 2
к рабочей программе дисциплины
«Философия и методология научного познания»

Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя

I. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины ведется с применением следующих видов образовательных технологий:

Информационные технологии: -использование электронных образовательных ресурсов при подготовке к лекциям.

Самостоятельная работа: – изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, оформление конспектов лекций, подготовка (написание) (рефератов), работа в электронной образовательной среде и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, теоретических и практических умений. (Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.)

 

II. Виды и содержание учебных занятий

 

 

Ч.

Роль техники в развитии естествознания: от классического и неклассического к постнеклассическому его варианту. Географический и социальный детерминизм в развитии технологий. Научно-технический прогресс и его интерпретации в контексте философии.

Заслушивание докладов студентов. Отрабатываемые вопросы: Эволюционные идеи в различных науках, их материализация в технике и технологии. Кибернетика и информация: становление информационного общества. Интернет как инструмент новых социальных технологий.

Интерактивная форма: представление материала и задач перед аудиторией, показательная дискуссия (образец, пример или демонстрация). Могут быть составлены группы (команды) поддержки той или иной позиции в рамках дискуссионной тематики; после дискуссии проведен анализ представленных аргументов.

Управление самостоятельной работой студента: консультации по подготовке к практическим занятиям и выборе тем дискссии. Тематика к дискуссиям и докладам: Человек в системе Природы или как научиться «почтению к бытию». Техногенная цивилизация и её альтернативы. Генная инженерия и биоэтика.


 

Приложение 3
к рабочей программе дисциплины
«Философия и методология научного познания»

ТЕХНОЛОГИИ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендации по освоению дисциплины для студента

 

Трудоемкость освоения дисциплины составляет 108 часов, из них 10 час аудиторных занятий, 98 часов на самостоятельную работу.

Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины приведены в таблице.

Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложениях 4 и 5 к Рабочей программе.

 

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость, час. Рекомендации
Разделы №1 - 2 «Наука как социальный институт. Научно-методологическая функция философии»
Подготовка №1 к лекции Наука как социальный институт. Научно-методологическая функция философии   См. соотв. главы уч. пособий в осн. лит., и дополнительной.
Подготовка к п рактическим занятиям Работа с рекомендуемой по теме литературой. Конспектирование источников   См. соотв. главы уч. пособий в осн. лит., дополнительной и конспект лекции.
Итого по разделу N1   18  

 

Раздел №3 «Философский анализ естественных и социально-гуманитарных наук»
Подготовка к практическим занятиям № 3   Работа с рекомендуемой литературой- Конспектирование источников     Методы и функции     3.2. Философские и методологические проблемы естествознания. Научные программы современного естествознания. Космология и онтология. Биологическая эволюция. Философские и методологические проблемы социально-гуманитарных наук. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках. Человек как предмет социально-гуманитарных наук. Структура человеческого сознания.     18 См. соотв. главы уч. пособий в осн. лит., по теме И дополнительные источники
Итого по разделу N3      

 

Раздел №4 «Научно-технический прогресс и его роль в развитии общества»
Подготовка к практическому занятию № 4 Работа с рекомендуемой литературой. Конспектирование источников Антропогенез и техника. Биологическая этика, биофилософия и биополитика. Техника и субъективность. 18 См. соотв. главы уч. пособий в осн. лит., к теме и дополнительные источники
Итого по разделу N4   18  
Подготовка реферата Работа с основной и дополнительной научной литературой 26 См. соотв. главы уч. пособий в осн. лит., к теме и дополнительные источники.
Всего    

Приложение 4
к рабочей программе дисциплины
«Философия и методология научного познания»

Фонды оценочных средств

Фонды оценочных средств, позволяющие оценить РО по данной дисциплине, включают в себя:

§ комплект экзаменационных билетов.

Обобщенный порядок отчетности студентов по дисциплине:

1) на экзамене - собеседование вокруг тематики письменного сообщения (реферата) и ответы на экзаменационные билеты (по два вопроса в билете).

 

Письменное оформление реферата

Оценивание реферата проводится по следующим критериям: корректное представление выбранной темы; самостоятельная постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей; владение материалом, обоснованные ответы на вопросы фактическая (эмпирическая) обоснованность и последовательность раскрытия темы, доказательность выводов; оформление (соответствие стандартам, правильные цитаты и ссылки). Главное условие для принятия реферата: выполнение обязательных требований к построению и оформлению согласно указаниям в данной рабочей программе дисциплины.

 

Рекомендации по выполнению реферата

Название работы следует обязательно согласовать с преподавателем. Интерес и цель (задачи) работы вы излагаете во Введении.

В соответствии с задачами работы вы подбираете литературу, которая вам потребуется и строите план из 2-3-4... пунктов. В каждом из 2-3-4... разделов работы вы пересказываете или цитируете подходящий источник, приближающий вас к цели (к ответу на поставленный в начале главный вопрос). Каждый раз вы даете ссылку на страницы источника. В Списке литературы вы аккуратно приводите выходные данные источников.

Затем вы опираетесь на приведенный вами ход рассуждений и делаете выводы (приводите собственное решение проблемы, даете свои ответы на поставленные в начале вопросы). Выводы вы приводите в Заключении доклада (реферата).

Не нужно много страниц и источников. Главное - логичность (четкая структура, последовательное рассуждение, проработка формы изложения). Нужно, чтобы была видна проделанная именно вами работа: что вам интересно, что вы понимаете, а что считаете проблемным для себя, что говорят авторитетные источники, как вы их понимаете, как рассуждаете и какой делаете вывод.

 

Требования к оформлению доклада (реферата)

Как правило, выбирается кегль 12 или 14 с одинарным или полуторным интервалом. Обычный размер реферата - от 15 до 20 машинописных страниц (можно меньше 10 страниц).

В составе текста должны быть следующие части: титульная страница (1 с.),

«Оглавление» (1 с.),

«Введение» (1 с.),

основная часть (несколько страниц),

«Заключение» (1 с.) и

«Список литературы» (1 с.).

В Оглавлении (Содержании) указываются: Введение, названия каждого из 2-3-4... разделов работы, Заключение, Список литературы.

Во Введении формулируются интерес (актуальность рассматриваемой темы, обоснование вашего интереса к теме) и задачи (цели, вопросы, проблемы).

План (порядок рассмотрения темы) в основных разделах реферата должен отражать задачи.

В Заключении формулируются собственные выводы из рассмотренного материала (ответы, решение вопросов).

В Списке литературы должны быть правильно и подробно оформлены выходные данные текстов, использованных при подготовке реферата. Следует использовать достаточное количество подходящей литературы по выбранной теме (от 3 до 7 источников, каждый из которых цитируется).

Описания текстов приводятся в алфавитном порядке (можно без нумерации).

В описании каждого текста указываются: автор, название, место издания, издательство, год издания; для периодических изданий и серий приводятся их номера; если текст составляет часть издания, то указываются соответствующие страницы.

Цитаты в тексте (а также любые материалы, которые буквально пересказаны) приводятся обязательно с точной ссылкой на источник из списка литературы; цитируемые слова выделяются кавычками (или другим явным выделением).

Ссылка с указанием источника делается в виде постраничных сносок (внизу страницы), либо в квадратных скобках (в основном тексте).

 

Вопросы к экзамену

 

1. Исторические и социальные условия возникновение науки. Стратегии порождения

научных знаний.

2. Философия и наука, их взаимодействие в формировании стиля мышления и типа

рациональности.

3. Античная философия и ее влияние на становление и характер европейской науки (Пифагор, Платон, Аристотель).

4. Методологические парадигмы философии Нового времени и их установки на поиски достоверных оснований научного знания.

5. Формирование классической науки (Коперник, Галилей, Кеплер, Ньютон).

6. Исторические причины возникновения и становления науки как социального института.

7. Понятие «научное сообщество» и его типы.

8. Эмпирический уровень научного познания и его методы.

9. Структура научной теории, её основные элементы.

10. Методы теоретического познания.

11. Функции научного познания. Структура объяснения и предсказания в концепции К.Поппера – К.Гемпеля.

12. Модели развития научного знания в философских исследованиях Т.Куна и И. Лакатоса.

13. Эволюционная эпистемология С.Тулмина и методологический анархизм П. Фейерабенда.

14. Методы верификации и фальсификации как способы проверки истинности научного знания.

15. Понятие истины в науке и философии. Концепции истинного знания.

16. Типы рациональности как отражение развития новоевропейской науки.

17. Научное и ненаучное знание: проблема демаркации

18. Нормы научной деятельности. Идеалы научности. Этос научного сообщества (Р. Мертон).

19. Исторические научные картины мира, их связь с развитием естественных наук и философии

20. Антикваризм и презентизм как два методологических подхода к анализу научного знания.

21. Теория самоорганизации (синергетика): характеристика систем, отвечающих принципу самоорганизации.

22. Понятие техники. Специфика философского осмысления техники и технических наук.

23. Понятия географического и социального детерминизма как доминант в развитии технологий и технологических структур.

24.Социально- гуманитарное знание, его специфика.

25. Проблема символа и языка в гуманитарном познании.

26. Понятие экзистенциальной истины в философии и гуманитарном знании.

27. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского и его роль в формировании экологического императива.

28. Антропный принцип в современной космологии, его слабый и сильный варианты.

29. Детерминизм и его виды.

30. Классификация законов науки. Динамические и статистические законы.

 

Приложение 5
к рабочей программе дисциплины «Философия и методология научного познания»

Таблица планирования результатов обучения студентов 1 курса по дисциплине "Философия и методология научного познания" во 2 семестре

 

  Недели семестра Промежу- точная аттестация
  1-2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18
Доклады рефераты                    
Экзамен                   +

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УД

 

Михайлов Н.В. «»

 

___________2016

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.190 (0.013 с.)