Раздел 1 Наука как социальный институт. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 Наука как социальный институт.



1.1. Исторические причины возникновения и становления науки как социального института

1.2. Наука как вид деятельности. Этапы ее становления и развития.

1.3. Формирование отраслей научного знания, их специфика.

 

Раздел 2. Научно - методологическая функция философии.

2.1.Функции научного познания

2.2.Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их методы и формы.

2.3Модели развития научного знания.

 

Раздел 3. Философский анализ естественных и социально-гуманитарных наук.

3.1.Философия естествознания в контексте исторических форм рациональности.

3. 2. Исторические научные картины мира

3.3.Философские проблемы социальных и гуманитарных наук.

3.4.Специфика методов социально-гуманитарного познания.

 

Раздел 4. Научно-технический прогресс и его роль в развитии общества

4.1. Географический и социальный детерминизм в развитии технологий.

4.2. Научно-технический прогресс и его интерпретации в контексте философии.

 

Лекции

  Номер раздела дисциплины Объем, часов Тема лекции
  1 -2   Наука как социальный институт. Научно-методологическая функция философии.
Итого:    

Практические работы

№ п/п Номер раздела дисциплины Объём часов Тема практического занятия
1.     Наука как социальный институт. Дискуссии и доклады по выбору
      Научно - методологическая функция философии. Дискуссии и доклады по выбору.
      Философский анализ естественных и социально-гуманитарных наук. Дискуссии и доклады по выбору.
      Научно-технический прогресс и его роль в развитии общества. Дискуссии и доклады по выбору.
  Итого:    

 

Лабораторные работы

Не предусмотрены.

3.5. Самостоятельная работа студента

Раздел дисциплины № п/п Вид СРС Трудоемкость, часов
Раздел 1   Работа с основной и дополнительной литературой.  
Раздел 2   Работа с основной и дополнительной литературой.  
Раздел 3   Работа с основной и дополнительной литературой.  
Раздел 4   Работа с основной и дополнительной литературой.  
  Подготовка реферата  
Итого:  

3.6. Домашние задания - реферат

 

Рефераты

1. Возникновение науки и основные стадии ее исторической эволюции.

2. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей.

3. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

5. Исторические формы научной картины мира.

6. Понятие научного сообщества и его видов в концепции Т.Куна

8. Классификация законов по типу связей.

9. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.

10.Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

11. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

12. Проблема «двух культур» и ее актуальность для современного этапа развития научного знания.

13. Антикваризм и презентизм как две методологические установки в анализе научного знания.

14. Теория самоорганизации (синергетика): характеристика систем, отвечающих принципу самоорганизации.

15. Историческое развитие способов трансляции научных знаний

16. Функции научного знания, их специфика в области естественных и гуманитарных дисциплин.

17. Структура научного познания. Общая характеристика.

18. Структура объяснения и предсказания К.Поппера - К. Гемпеля.

19. Сравнительный анализ принципов верификации и фальсификации в философии науки.

20. Закономерности формирования фундаментального теоретического знания. Гипотеза и теория.

21. Проблема истины в науке и философии, ее связь с многообразием когнитивных практик.

22. Философские концепции науки Т.Куна и И. Лакатоса.

23. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

24. Эпистемологические концепции С. Тулмина и М. Полани.

25. Философия математики, ее возникновение и этапы эволюции.

26. Основные направления современной математики, их характеристика.

27. Анализ субстанциальной и реляционной концепции пространства и времени в контексте философского и научного знания.

28. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва».

29. Принцип дополнительности Н. Бора и квантово-волновой дуализм М. Планка в свете современных представлений о природе объектов микромира.

30. А. Эйнштейн и В. Гейзенберг, их дискурс о вероятностных законах в физике микромира.

31. Роль математики в развитии физики и других отраслей естествознания.

32. Философско-мировоззренческие основы научного познания. Наука и философия.

33. Эмпирический уровень научного познания и его методы. Специфика научного факта.

34. Теоретический уровень научного познания и его методы

35. Общенаучные методы познания.

36. Специфика социально-гуманитарного познания и его методов.

37. Сравнительный анализ концепций языка науки в логическом позитивизме и в контексте аналитической философии.

38. Принцип детерминизма, его разновидности.

39. Индетерминизм и телеология как антитезы детерминизма.

40. Понятие техники. Специфика философского осмысления техники и технических наук.

41. Роль техники в развитии естествознания: от классического и неклассического к пост -неклассическому его варианту.

42. Понятия географического и социального детерминизма как доминант в развитии технологий и технологических структур.

43. Информатика как область научного знания и алгоритм формирования новых коммуникативных практик в пространстве Интернета.

44. Историческая обусловленность возникновения социальной экологии.

45. Критический анализ основных сценариев экологического развития человечества

46. Учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского и его роль в формировании современного экологического императива.

47. Роль философии и науки в организации оптимальных вариантов диалога Человека и Природы.

48. Становление представлений о системном характере объекта геологии.

49. Роль информационных технологий в становлении и развитии информационного общества.

50. Мир как осмысленный текст в контексте научного знания.

51. Проблема обоснования научного знания в позитивизме О Конта и в эмпириокртицизме Э.Маха.

52. Соотношение формальных и содержательных компонентов в языке науки. Критика концепции «идеального» научного языка.

53. Социально-гуманитарное знание и его специфика.

54. Проблема истины в контексте социально-гуманитарного знания.

55. Виртуальный мир как сфера бытия современного человека.

56. Интерпретация установки об антропоморфном принципе в организации Вселенной с позиций синергетики.

57 Классическая и неклассическая парадигма идеалов научности.

58. Понятие «эпистемы» в философской концепции М. Фуко. Виды эпистем.

59. Интернализм и экстернализм о взаимоотношении науки и общества.

60. Социальная ответственность субъекта научной деятельности.

 

3.8. Курсовые работы по дисциплине -не предусмотрены.

 

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.012 с.)