Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и явление, их взаимосвязь. Познание как движение к постижению сущности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «явление»» неоднозначно: употр для обозн-я объекта в его целостности, в единстве всех его сторон (явления природы), а также употр в отнош-и сущности для обозн-я внешней, скрытой от непосред восприятия. В начале познания эти два значения по существу совпадают. В процессе познания различие между двумя пониманиями явления становится более отчетливо, а после того, как сущность выявлена, оно становится очевидным. Познание движется от явления к сущности. Задача субъекта познания – пробиться через явление к сущности. Проникая в сущность, мышление выделяет противоположные стороны объекта, фиксируя их в парных категориях: количество-качество, единичное -общее, часть – целое, форма – содержание и т.д. Результатом движения познания от явления к сущности является синтез категорий, выражающих определенные стороны сущности и явления: сущность – это синтез категорий общее, содержание, причина, необходимость, закон. Явление – синтез категорий единичное, форма, следствие, случайность, закономер-ть. Т.о. сущность и явление – сложные категории, синтезирующие ряд других категорий, включая их в снятом виде в свое содержание. Сущность вещи выступает как внутр природа, а явление предст собой результат взаимод вещи с др вещами. Сущность – единство внутр необх сторон в объекте. Явление – внешн проявл сущности, то, каким образом происх взаимод данного объекта с др объектами. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможностей в действительность. Настоящее и будущее существование объекта выражается в категориях дейст-ти и возм-ти. Возм-ть – то, что совместимо с объективными законами и при опред условиях может осущ-ся, стать дейст-тью. Отрицанием возм-ти явл невозможность, т.е. то, что не совм с объективными законами и не может осущ-ться ни при каких условиях (воз-мо, из желубя вырастит дуб, но не сосна). Дейст-ть – это то, что есть, реализ возм-ть. Категория возм-ти и дейст-ти выражают этапы, моменты процесса изменения и развития. Этот процесс развертывается от возм-ти к дейст-ти и от нее к новой возм-ти. Сущ-ют разл виды возм-тей: А ) реал (обусл необ-тью) и формальная возможность (случ-тью) – при благи=оприятных условиях желудь прорастет и станет дубом, но в силу случ обст-в может погибнуть); Б) абстрактная (возм-ть, для реализ-и кот еще не созрели условия) и конкретная (возм-ть, для превращ-я кот в дейст-ть условия уже есть – освоение чел-ком космоса при Циалковском было абстрактн возм-тью, но позднее – конкр; В) обратимая (возм-ть, с осущ-ем кот возник возм-ть превращ-я ее в первонач дейст-ть – круговорот воды) и необратимая (возможности возврата нет); Г) Исключит возм-ти (при реализ-и одной из них стан невозм-ным реал-я другой или неск возм-тей) – суд выносит или обвин, или оправд приговор. Противоречивость как всеобщее свойство бытия. Единство и борьба противоположностей. Гегель первым обосновал закон единства и борьбы противоположностей. Он обращал внимание, что противополож-ти часто сходятся. (Высшее право – высшее бесправие, т.е. абстрактн пр, доведенное до крайности, превращ в несправедлив и т.д.) Противоречие – взаимод противоп. Противоположности – это такие стороны и тенденции целого, кот одновременно предполаг и исключ друг друга. Противоречие – это взаимод противополжн, взаимоисключ предмет и тенденции, предмет и явления, кот нах-ся во внутрен единстве и взаимопроникновении, кот выступает источником движения и саморазвития. Противоречие м.б. только при наличии противопол. Сами противополож-ти нах-ся во взаимодействии. Существует мнодество противоречий: 1) по хар-ру возникновения: а) необходимые – те, кот вытекают из сущности системы (между трудом и капит); б) случайные – возник в силу приходящих причин, случ связей. 2) по месту в системе: а) внутренние – взаимод противопол-тей внутри системы; б) внешние – противопол, отнесен к разным системам. Прежде всего важны внутренние противоречия, неразрешение их не может позволить разрешить и внешние. 3) по роли развития: а) осн – хар-ют саму природу тех или иных образований, опред развитие системы; б) неосн – могут влиять на развитие системы, обуславливая взаимод различн сторон. 4) по содержанию и хар-ру разрешения: а) антогонистические – те, с разрешением которых система гибнет; б) не антогон – способствуют ее совершенств-я Категория отрицания в диалектике и метафизике. Понятие отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания. - Первое отрицание – подтверждает исчезновение сущ-ия целого. - Второе – когда осущ синтез, снятия, через кот-й происх возвращение к уже пройденному. Это возвращение к «якобы старому» (не к исходной точке), моменты пройденного воспр в нов условиях и связях на нов этаже развития. Проявляется поступательный хар-р развития, восходящий и вместе с тем по кругу – спирале. Законы не проявл автоматически, реализуются только через деятельность людей. Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы диалектики. Всеобщие методы познания: метафизика и диалектика. Метафизика – мир нах-ся в статике, а не в динамике, иногда вообще отриц развитие. Хаар-но односторон-ть, абсолютиз-я отдельных объектов. Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противопол-тей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксир-ет подвижность, текучесть жизн процессов. Пик развития диалектики – Гегеля. Осн принципы деалектич метода: - объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности. - принцип всесторонности выраж всеобщ связь всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осуществление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон - принцип системности - принцип историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является - принцип противоречия: выделяя противополож-е стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития.
Сознание и бессознательное. Сознание в философии вычтупает в форме объект процесса, в кач общего условия и компонента произ-ва и воспроиз-ва людьми общ-х обстоятельств и средств своей жизнедеятельности. Сознание (Спиркин) – это высшая, свойственная только людям и связан с речью функция мозга, заключ-ееся в обобщенном и целонаправленном отражении действительности, в предварит мысленных построениях действительности, в предвид-и их результатов, в разумном регулировании и самоконтролем поведения человека. Сознание-состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание – то, что появляется в самой природе, в результате ее развития. Одно из общих сво-в материи – отражение. Уровни материи: - механо-физико-химическое (простое взаимод), - уровень живого – появляется раздражимость (способность отвечать на возд внейшней среды), - многоклет структура (появл чувствительность, ощущения – субъективная область объективн мения, измен поведенческая деятльность – необх полного приспособления к среде, что происх в результате психич приспособления) Сознание – высшая форма отражения. Отражение в этом случае сопровожд пониманием того, что происходит с субъектом в окруж его действительности. Труд, членораздельная речь, общение – соц факторы форм-я чел-а. 1)Труд – целенаправлен деят-ть на изменение окруж средств. Соотн деят-ти и сознания: роль труда в возникн созн-я вообще и каждого конкр чел-а; сама деят-ть предполаг сознание, предполаг некий контроль над ней. 2) В процессе совм деят-ть появл членоразд речь, язык. Язык – знаковая инф система, выполн функции формир, хранения и передачи инф-ив процессе познания действит-ти и общении между людьми. 3) Речевое общение влияет на мозг чел-а. Свобода труда, работы, сознания без мозга нет, а мозг без сознания может. Сознание - состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Существует 3 сферы познания: 1) познавательная сфера. Основой является мышление – процесс отражения действит-ти, в ходе кот чел-к, формируя образы и оперируя ими, выдвигает цели, разрабатывает планы и в конечном счете решает те или иные задачи. Человек способен отражать общие, существенные связи самой действит-ти. Эта способность связана с деят-тью чел-а. 2) Эмоциональная сфера. Гегель: «Без человеческих эмоций не м.б. сознания чел-а». Эмоции - псих переживания, душевные волнения, переживание жизн смысла, обусловленного отношением их объективн сво-в к потребностям субъекта. Гегель: жизнь и чувства – форма непосред-ти, в кот не сущ-ет различия между субъектом и объектом. 3) Мотивационно-волевая сфера. Мотивации – потребности субъекта в единстве со спос-тью достижения цели. Воля – решимость совершить те или иные действия. Важным элементом явл самосознание – осознание своего тела, сути своего «я», своих цен-тей, представлений. Особенность сознания – единство всех компонентов внутр и внешн опыта. Созанание чел-ка рассм в контексте всей психики, в кот помимо сознания и ее структуры входит подсознание, бессознательное. Бессознательное – сов-ть тел и перцептивных ощущений и комплекс инстинктивно-аффективных переживаний и воспоминаний, кот нах вне поля сознания и контроля своего я. Сущ различные типы бессозн-ого, кот по-разному соотносится с сознанием: а) есть бессозн псих явления – предсознательное, более низкий уровень псих регуляции поведения, чем сознание; б) другие бессоз явления – раньше осознавались, а потом ушли в бессознательное (двигательные умения); в) желания, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры- это мотивационные процессы, сталкивание с моралью.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.01 с.) |