Сущность и явление, их взаимосвязь. Познание как движение к постижению сущности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и явление, их взаимосвязь. Познание как движение к постижению сущности.



Понятие «явление»» неоднозначно: употр для обозн-я объекта в его целостности, в единстве всех его сторон (явления природы), а также употр в отнош-и сущности для обозн-я внешней, скрытой от непосред восприятия.

В начале познания эти два значения по существу совпадают. В процессе познания различие между двумя пониманиями явления становится более отчетливо, а после того, как сущность выявлена, оно становится очевидным.

Познание движется от явления к сущности. Задача субъекта познания – пробиться через явление к сущности. Проникая в сущность, мышление выделяет противоположные стороны объекта, фиксируя их в парных категориях: количество-качество, единичное -общее, часть – целое, форма – содержание и т.д. Результатом движения познания от явления к сущности является синтез категорий, выражающих определенные стороны сущности и явления: сущность – это синтез категорий общее, содержание, причина, необходимость, закон. Явление – синтез категорий единичное, форма, следствие, случайность, закономер-ть.

Т.о. сущность и явление – сложные категории, синтезирующие ряд других категорий, включая их в снятом виде в свое содержание. Сущность вещи выступает как внутр природа, а явление предст собой результат взаимод вещи с др вещами.

Сущность – единство внутр необх сторон в объекте. Явление – внешн проявл сущности, то, каким образом происх взаимод данного объекта с др объектами.

Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможностей в действительность.

Настоящее и будущее существование объекта выражается в категориях дейст-ти и возм-ти. Возм-ть – то, что совместимо с объективными законами и при опред условиях может осущ-ся, стать дейст-тью. Отрицанием возм-ти явл невозможность, т.е. то, что не совм с объективными законами и не может осущ-ться ни при каких условиях (воз-мо, из желубя вырастит дуб, но не сосна).

Дейст-ть – это то, что есть, реализ возм-ть. Категория возм-ти и дейст-ти выражают этапы, моменты процесса изменения и развития. Этот процесс развертывается от возм-ти к дейст-ти и от нее к новой возм-ти.

Сущ-ют разл виды возм-тей: А ) реал (обусл необ-тью) и формальная возможность (случ-тью) – при благи=оприятных условиях желудь прорастет и станет дубом, но в силу случ обст-в может погибнуть); Б) абстрактная (возм-ть, для реализ-и кот еще не созрели условия) и конкретная (возм-ть, для превращ-я кот в дейст-ть условия уже есть – освоение чел-ком космоса при Циалковском было абстрактн возм-тью, но позднее – конкр; В) обратимая (возм-ть, с осущ-ем кот возник возм-ть превращ-я ее в первонач дейст-ть – круговорот воды) и необратимая (возможности возврата нет); Г) Исключит возм-ти (при реализ-и одной из них стан невозм-ным реал-я другой или неск возм-тей) – суд выносит или обвин, или оправд приговор.

Противоречивость как всеобщее свойство бытия. Единство и борьба противоположностей.

Гегель первым обосновал закон единства и борьбы противоположностей. Он обращал внимание, что противополож-ти часто сходятся. (Высшее право – высшее бесправие, т.е. абстрактн пр, доведенное до крайности, превращ в несправедлив и т.д.) Противоречие – взаимод противоп.

Противоположности – это такие стороны и тенденции целого, кот одновременно предполаг и исключ друг друга. Противоречие – это взаимод противополжн, взаимоисключ предмет и тенденции, предмет и явления, кот нах-ся во внутрен единстве и взаимопроникновении, кот выступает источником движения и саморазвития. Противоречие м.б. только при наличии противопол. Сами противополож-ти нах-ся во взаимодействии. Существует мнодество противоречий:

1) по хар-ру возникновения:

а) необходимые – те, кот вытекают из сущности системы (между трудом и капит);

б) случайные – возник в силу приходящих причин, случ связей.

2) по месту в системе:

а) внутренние – взаимод противопол-тей внутри системы;

б) внешние – противопол, отнесен к разным системам. Прежде всего важны внутренние противоречия, неразрешение их не может позволить разрешить и внешние.

3) по роли развития:

а) осн – хар-ют саму природу тех или иных образований, опред развитие системы;

б) неосн – могут влиять на развитие системы, обуславливая взаимод различн сторон.

4) по содержанию и хар-ру разрешения:

а) антогонистические – те, с разрешением которых система гибнет;

б) не антогон – способствуют ее совершенств-я

Категория отрицания в диалектике и метафизике. Понятие отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания.

- Первое отрицание – подтверждает исчезновение сущ-ия целого.

- Второе – когда осущ синтез, снятия, через кот-й происх возвращение к уже пройденному.

Это возвращение к «якобы старому» (не к исходной точке), моменты пройденного воспр в нов условиях и связях на нов этаже развития. Проявляется поступательный хар-р развития, восходящий и вместе с тем по кругу – спирале.

Законы не проявл автоматически, реализуются только через деятельность людей.

Метафизика и диалектика как всеобщие методы познания. Основные принципы диалектики.

Всеобщие методы познания: метафизика и диалектика.

Метафизика – мир нах-ся в статике, а не в динамике, иногда вообще отриц развитие. Хаар-но односторон-ть, абсолютиз-я отдельных объектов.

Диалектика – все движется, все течет, все развивается в процессе войны и борьбы противопол-тей. Диалектика - учение о связи и развитии, о противоречиях и единстве противоположностей. Диалектика фиксир-ет подвижность, текучесть жизн процессов. Пик развития диалектики – Гегеля.

Осн принципы деалектич метода:

- объективность предполагает ряд треб-й: пр отражение, взаимосв сознания и практики, единство абс-ти и относит-ти в истинности.

- принцип всесторонности выраж всеобщ связь всех явлений действительности: вычленен предметн исслед, проведение его границ; его целостн многоаспектное рассмотрение; изучение кажд из сторон предмета; осуществление познават процесса как разверт вглубь и вширь, в единстве интенсивной и экстенсивной его сторон

- принцип системности

- принцип историзма рассм явл, когда возникло, какие этапы прошло и чем является

- принцип противоречия: выделяя противополож-е стороны объекта и исследуя их, мышление воспроизводит объект в его противоречивом единстве, т.е. двигаясь от явления к сущности, оно раскрывает противоречия в самой сущности, являющиеся источником его самодвижения и саморазвития.

 

Сознание и бессознательное.

Сознание в философии вычтупает в форме объект процесса, в кач общего условия и компонента произ-ва и воспроиз-ва людьми общ-х обстоятельств и средств своей жизнедеятельности. Сознание (Спиркин) – это высшая, свойственная только людям и связан с речью функция мозга, заключ-ееся в обобщенном и целонаправленном отражении действительности, в предварит мысленных построениях действительности, в предвид-и их результатов, в разумном регулировании и самоконтролем поведения человека.

Сознание-состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Сознание – то, что появляется в самой природе, в результате ее развития.

Одно из общих сво-в материи – отражение. Уровни материи:

- механо-физико-химическое (простое взаимод),

- уровень живого – появляется раздражимость (способность отвечать на возд внейшней среды),

- многоклет структура (появл чувствительность, ощущения – субъективная область объективн мения, измен поведенческая деятльность – необх полного приспособления к среде, что происх в результате психич приспособления)

Сознание – высшая форма отражения. Отражение в этом случае сопровожд пониманием того, что происходит с субъектом в окруж его действительности.

Труд, членораздельная речь, общение – соц факторы форм-я чел-а.

1)Труд – целенаправлен деят-ть на изменение окруж средств. Соотн деят-ти и сознания: роль труда в возникн созн-я вообще и каждого конкр чел-а; сама деят-ть предполаг сознание, предполаг некий контроль над ней.

2) В процессе совм деят-ть появл членоразд речь, язык. Язык – знаковая инф система, выполн функции формир, хранения и передачи инф-ив процессе познания действит-ти и общении между людьми.

3) Речевое общение влияет на мозг чел-а. Свобода труда, работы, сознания без мозга нет, а мозг без сознания может.

Сознание - состояние псих жизни индивида, выраж в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, в отчете об этих событиях. Существует 3 сферы познания: 1) познавательная сфера. Основой является мышление – процесс отражения действит-ти, в ходе кот чел-к, формируя образы и оперируя ими, выдвигает цели, разрабатывает планы и в конечном счете решает те или иные задачи. Человек способен отражать общие, существенные связи самой действит-ти. Эта способность связана с деят-тью чел-а.

2) Эмоциональная сфера. Гегель: «Без человеческих эмоций не м.б. сознания чел-а». Эмоции - псих переживания, душевные волнения, переживание жизн смысла, обусловленного отношением их объективн сво-в к потребностям субъекта. Гегель: жизнь и чувства – форма непосред-ти, в кот не сущ-ет различия между субъектом и объектом.

3) Мотивационно-волевая сфера. Мотивации – потребности субъекта в единстве со спос-тью достижения цели. Воля – решимость совершить те или иные действия. Важным элементом явл самосознание – осознание своего тела, сути своего «я», своих цен-тей, представлений.

Особенность сознания – единство всех компонентов внутр и внешн опыта. Созанание чел-ка рассм в контексте всей психики, в кот помимо сознания и ее структуры входит подсознание, бессознательное. Бессознательное – сов-ть тел и перцептивных ощущений и комплекс инстинктивно-аффективных переживаний и воспоминаний, кот нах вне поля сознания и контроля своего я. Сущ различные типы бессозн-ого, кот по-разному соотносится с сознанием: а) есть бессозн псих явления – предсознательное, более низкий уровень псих регуляции поведения, чем сознание; б) другие бессоз явления – раньше осознавались, а потом ушли в бессознательное (двигательные умения); в) желания, потребности, вытесненные из сознания под влиянием цензуры- это мотивационные процессы, сталкивание с моралью.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 821; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.01 с.)