ТОП 10:

Основные подходы к проблеме познания.



В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм; агностицизм. Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики(часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума); сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений – «вещей в себе».

В отличие от агностиков сторонникискептицизма(от греч. skeptitos — рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности его познания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как «паралич истины»). Как школа появился в Древней Греции. Пиррон - основатель.

 

Причины агностицизма:

I. Несовершенство человеческих возможностей.

II. Признание относительности знаний в связи изменчивости знаний.

III. Сам мир не познаваем. Человек может познать внешнюю сущность.

 

Принципы познания.

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма– рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики – признавать главным способом познания практику – деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

познаваемости – быть убежденным в самой возможности познания;

объективности– признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

конкретности истины – искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, являетсяоценкой.

I. Структура познания

1. Познающий субъект

2. Объект познания

3. Истина

4. Заблуждение

5. Оценка

6. Практика

7. Формы познания (чувственное, рациональное, интуитивное)

 

Основной формой познания и критерием истины при познания является практика.

Практика – конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

Главные виды практики:

материальное производство;

управленческая деятельность;

научный эксперимент.

Функции практики – то, что она является:

критерием истины;

основой познания;

целью познания;

результатом познания.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Структура познания.

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Так же входят и средства. И результат. Результатом являются новые знания.

Формы познания:

Чувственное познание - основано на чувственном ощущении.

Чувственное познание включает в себя:

Ощущение отражение в сознании свойств и предметов воздействующих на чувство.

Восприятие. Результатом восприятия является синтез ощущений и формирование образа.

Представление - хранятся в памяти.

Рациональное познание - абстрактное мышление.

Формы:

Понятие - это любое слово использованное в речи.

Суждение - это отдельное предложение. Предложение имеющие смысл.

Умозаключение - это форма состоящая из предложений.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

 

Структура, методы и формы научного познания.

Научное познание:

Предполагает познаваемость мира;

Предполагается причинность и закономерность явлений и процессов природы;

Объективность и достоверность познания;

Высшим авторитетом считается только объективная истина;

Применяются специальные средства познания (приборы, аппараты, инструменты и т.д.);

Применяются теоретические и экспериментальные методы познания;

Применяются математические методы описания.

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Центральным звеном научного знания является теория.

Методы научного познания:

1) Общие, касаются любого предмета, любой науки;

2) Особенные, касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. Также относят наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент.

3) Частные методы это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли.

Форма научного познания - способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Для эмпирического исследования такой формой является факт, а для теоретического – гипотеза и теория.

Научный факт – это результат наблюдений и экспериментов, который устанавливает количественные и качественные характеристики объектов.

Гипотеза – предположение.

Теория (рассмотрение, исследование) – учение, система идей или принципов.

 

 

Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Рационализм(от лат. rationalis – разумный) - ступень познания, связана со способностью обобщения и формулирования понятий. То есть понятия являются начальной формой абстрактно-логического или рационального познания так же, как ощущения выступают начальной формой чувственно-образного отражения действительности.

Все понятия, которыми пользуется человек, можно подразделить на:

Бытовые. К бытовым понятиям относятся, например, мебель, одежда, чашка, ложка.

Научные. К научным – масса, электрон, энергия, молекула.

 

Любое понятие представляет собой абстракцию, поэтому для того, чтобы их использовать, необходимо обладать способностями абстрагирования и обобщения. В понятии происходит абстрагирование от конкретных свойств конкретных предметов и процессов и обобщение тех качеств и свойств, которые делают эти предметы похожими.

Используя понятия, человек формулирует суждения, умозаключения, делает выводы, строит гипотезы и теории, которые являются более сложными формами рационального познания мира.

Суждение – это такая форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается. В суждении, как правило, два или несколько понятий связаны единым смыслом.

Умозаключение представляет собой определённое рассуждение, в ходе которого на основании одного или нескольких суждений формируется новое суждение, логически вытекающее из предыдущих.

Гипотезы и теории выступают важнейшими элементами научного познания мира. В них отражается тот уровень рационального проникновения в сущность изучаемого объекта, который характерен для определённого этапа исторического развития общества.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.006 с.)