Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научные революции и смены типов рациональности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Представители: Т. Кун, придумал термин «научная революция» Научные революции - это коренные изменения в научных знаниях, радикально меняющие прежнее видение мира. Есть 2 разновидности научной революции: 1. идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается; 2. одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания. Т. Кун (1922-1996) научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция — это смена научным сообществом объясняющих парадигм. Ход научной революции по Куну: 1. нормальная наука — каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории; 2. экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий — необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ; 3. научная революция — формирование новой парадигмы.
Перестройка оснований науки, приводит к смене типов научной рациональности. Рациональность предполагала способность человека самостоятельно мыслить и принимать решения. Есть следующие типы рациональности: 1. Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Начинается с Реформации – Лютер, Кальвин. 2.Неклассический тип. Он учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. 3. Постнеклассический тип. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте с особенностью средств, операций деятельности, и с ценностно-целевыми структурами. Появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач. В истории науки выделяют 3 глобальные научные революции: ПЕРВУЮ рациональную революцию в культуре связывают с зарождением науки в недрах античной культуры (Аристотель). ВТОРАЯ рациональная революция знаменует Новое время - наука отстаивает свое право на самостоятельное существование в борьбе с религией и превращается в ведущий способ познания и преобразования мира (Коперник). ТРЕТЬЮ рациональную революцию (конец 19 – нач. 20 в.) связывают с промышленно-технологической революцией (Мендель, Эйнштейн).
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. В классической гносеологии знанием является информация, обладающая следующими критериями: 1) истинность; 2) убежденность в истинности (уверенность в его правильности); 3) обоснованность знания (ссылки на то, как ты его получил). Виды вненаучного знания: 1) паранауки (с греч. пара — около) — телекинез, уфология, ясновидение, телепатия, гипноз и т.д. 2) протонаучное знание — это начальные этапы развития науки, не вышедшей на парадигмальный уровень (физика до Ньютона, химия — до Менделеева, биология — до Дарвина). 3) девиантные науки (девиация — лат. — отклонение) — они возникают на основе традиционной парадигмы, но затем превращаются в альтернативу, признанную классическими парадигмальными теориями и академическое сообщество признает их несоответствующими критериям современной рациональности (пример, геометрия Лобачевского была девиантной до его смерти, гелеобиологизм Чижевского — существуют циклы солнечной активности, увязывал революции и катаклизмы с пиками солнечной активности; теория пассионарности Гумилева). 4) вульгаризованная наука (псевдонаука) — здесь «вульгаризованная» используется в смысле упрощенная. 5) лженаука — обозначает парадоксальные и экстравагантные теории, в основе которых лежит сознательная подтасовка фактов, и целью которых является сокрушение доминирующей парадигмы (новая хронология Фоменко и Носовского — вся хронология неправильная, используют спектральный и приборный анализ, говорят, что до 18 века вся хронология абс. не верна). 6) религиозное знание: а) важнейший источник знаний — откровение (информация, полученная сверхъестественным образом — от ангелов и т.д.); б) методом познания часто выступает медитация (пример, даосизм — познать Дао можно только в процессе медитации); 7) эзотерическое знание — это тайное знание, которое передается от учителя некоторым посвященным ученикам; 8) художественное знание. В отличие от науки, оно не понятийное, а образное, символическое (смыслы неисчерпаемы), интуитивное и личностное. 9) мифологическое; 10) философское. Критерии и нормы Научности . Поппер – разработчик концепции критического рационализма. Известен концепцией трех миров: 1) мир предметов, 2) мир сознания (субъективной реальности), 3) мир объективных мыслительных форм – мир знаков, символов, которые существуют объективно в виде законов, теорий (не следует говорить, что он нематериален). 1. Принцип Верификации - Принцип употребляется в логике и методологии науки для установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Различают: Непосредственную верификацию – как прямую проверку утверждений, формулирующих данные наблюдения и эксперимента; Косвенную верификацию – как установление логических отношений между косвенно верифицируемыми утверждениями. Принцип верификации позволяет в первом приближении отграничить научное знание от явно ненаучного. 2. Принцип фальсификации (К. Поппер) употребляется в методологии науки. Его суть: критерием научного статуса является ее фальсифицируемость или опровержимость, т.е. только то знание может претендовать на знание <<научного>>, которое в принципе опровержимо. Принцип фальсификации делает знание относительным, т.е. лишает его абсолютности, неизменности, законченности. 3. Рациональный принцип является основным средством обоснованности знания. Отсюда он выступает в качестве ориентира на определенные нормы, идеалы научности, эталоны научных знаний.
Человек и природа. Начиная с античности. Природа, связывают с древнегреч. термином фюсис, органическое произрастание; рост и выросшее в процессе этого роста. Анализ Аристотелем исходного понятия фюсис привел его к набору определений природы – от понимания ее как возникновения того, что растет до всякой сущности вообще, включая и сущность (усия) искусственных вещей. В результате природа понимается как внутренне присущий вещам принцип (архэ), придавший им определенность. В Новое время природа (с лат. natura(натура)), используется и в таких смыслах, как мир, миропорядок, Вселенная По Аристотелю, природа есть известное начало и причина движения и покоя, для того, чему она присуща первично, по себе, а не по совпадению («Физика») Хайдеггер - природу надо понимать как нечто «сотворенное». «Fusis» не противооставляется ни «богу», ни «человеку», ни «культуре», ни «истории», ни «разуму». природа это бытие, приводящие сущее к существованию, распространяясь во вне и «собирая» смысл развертываемого. Основные понятия: природа, «вторая природа», натурфилософия, ноосфера, географическая среда, социальная экология, экологический императив, коэволюция. Принципы философского рассмотрения природы 1. Единство человека и природы (исторические формы отношения человека к природе: Античная философия космоцентрична, космос понимается как неразделенность природы и человека; Средневековая христианская философия понимает природу как последнее звено лестницы, которая ведет вниз, от Бога к человеку и от человека к природе; В Новое время природа понимается как объект приложения сил человека в соответствии с данными естественных наук, физики, химии, биологии; В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера - это область господства разума). 2. Взаимодействие общества и природы (ноосфера – сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития) 3. Идея биосферы и ноосферы (Вернадский, воздействии высшей формы движения материи на низшие, о подчинении низших форм более развитым) «Вторая природа» - искусственный мир, созданный руками человека. Античное " технэ " - это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками. Натурфилософия - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Географическая среда - природные условия существования и развития человеческого общества. социальная экология — наука об интересах социальных групп в сфере природопользования. Экологический императив - требования к соблюдению условий, нарушение которых будет иметь для человечества катастрофические последствия. Коэволюция – процесс совместного развития биосферы и человеческого общества.
Общество и его структура. Прежде всего, в учении об обществе Платон и Аристотель выделяют вопросы возникновения общества из потребностей совместного общежития, разделения труда, рабства, сословий, вопросы воспитания людей, размышления об основах экономики и обмена и закономерностей их развития и т.д. Такое рассмотрение общества сквозь призму государственно-политических институтов оставалось вплоть до ХVI-ХVII вв., когда фактически была сделана первая попытка своеобразного “расчленения” общества и политических структур на основе причинно-следственных связей между ними, связей целого и части. В этом отношении наиболее показательна концепция английского мыслителя ХVII в. Т. Гоббса, в которой проявилось изменение подхода к пониманию возникновения и функционирования государства. Начав с констатации “естественного состояния” общества – "войны всех против всех”, вытекающего из абсолютной свободы каждого индивида, Гоббс именно отсюда выводил необходимость государства. Оно выступает в роли “Левиафана” – земного бога людей. Принципиальная новизна позиции Гоббса состояла в том, что он показал: не в самом государстве как таковом, а в других областях общественной жизни коренятся истоки государства. Тем самым он поколебал политико-центристскую концепцию общества, подготовил почву для становления более объективного системного, целостного видения общества. Жан-Жак Руссо, отталкиваясь от идей “естественного состояния”, сделал акцент на выяснении происхождения, сущности, путях преодоления социального неравенства в обществе, вскрыл противоречия частной собственности и эксплуатации человека человеком. В этом направлении шел и К. Сен-Симон, автор концепции “социальной физиологии”. Он считал, что расцвет общества может быть определен прежде всего развитием общественного производства, исключением паразитизма отдельных групп людей, справедливым распределением “по способностям”. Важнейшей ступенью в понимании общества, его сути и истории сыграли взгляды религиозных философов средневековой эпохи Августина Блаженного и Ф. Аквинского. Главной движущей силой истории общества они считали божественное провидение, а весь исторический путь человечества и общества понимали как путь Бога и к Богу. Но принципиальная новизна их подхода заключалась в том, что христианская концепция, будучи обращена к истории общества, придавала истории человечества, обществу временное измерение. Существенно изменили представления об обществе четыре великих философа ХIХ в: Г. Гегель, К. Маркс, О. Конт, Г. Спенсер. Гегель был первым, кто предложил многоплановый анализ общества, общественного бытия. При всем признании роли политических институтов в жизни общества, он отрывается от политико-центризма и разрабатывает объективную теорию общества, бытия человека в нем, доведя концепцию человека до концепции свободы человека и путей ее реализации. Принципиально другой подход к анализу общества осуществлен в марксистской концепции. Материалистическая по своей сути, она окончательно порывает с политико-центристскими тенденциями. Общество в ней представляется как специфическое сложное образование, основу которого составляет общественное производство. Законы общества определены как объективные, а само развитие общества – как естественноисторический процесс. Социальная философия Маркса имеет ряд особенностей, наиболее концентрированно представленных в “Предисловии к “Критике политической экономии”. О. Конт. Он понимал общество как сложный целостный организм, со своей качественной определенностью, но принципиально отличающийся от составляющих его индивидов. При анализе общества Конт ввел разделение на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика имеет дело с устойчивыми (“естественными”) условиями существования, функционирования общества и характеризует как бы воспроизводство общества в определенном качественном состоянии. Социальная динамика рассматривает общество со стороны движения, эволюции. Г. Спенсер проводит аналогию общества с биологическим организмом. В ХХ в. взгляды на общество развиваются, с одной стороны, в русле идей исторического материализма, с другой – в таких идеях, которые явно выходят за рамки чисто социально-философского анализа. Они представлены мыслителями такого ранга как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Парсонс, О. Шпенглер, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, Н. Бердяев, З. Фрейд и др. В этих концепциях основные проблемы общества явно смещены с объективных факторов и движущих сил его развития на субъект общественного развития, на человека и его субъективное бытие. В социологии существует большое общество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Главный классобразующий признак - это различное отношение к собственности на средства производства, вытекающее из места классов в исторически определенной системе производства. В конце XIX - начале XX в. возникают концепции социальной стратификации общества (М. Вебер, Т. Парсонс, П. Сорокин и др.), суть которых сводится к тому, что деление общества на элементы, типы их взаимосвязи и т.п. определяется не одним главным признаком, а многими критериями (доход, образование, занятость, район проживания и др.). Следующим важным элементом социальной структуры общества является нация. Большой вклад в теорию нации внесла марксистская концепция. Согласно ей, нация - это сложный социальный организм, представляющий собой единство объективных и субъективных факторов, социально-экономических и этнических (связанных с влиянием географической среды, единством происхождения, совместного длительного существования) черт. Основное, главное в нации - социальное, а этническое - подчиненный момент. С точки зрения наработанных в философии и науке подходов общество можно охарактеризовать как сложноорганизованную саморазвивающуюся, открытую систему, включающую в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенных оперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
55.Гражданское общество и государство. 1.Теории происхождения государства а) естественно-правовая (Руссо) б) органическая (Аристотель, Спенсер) Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции. в) психологическая (Петражицкий) Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям г) теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский) Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс. · Понятие государства Госуда́рство — политико-территориальная организация суверенной власти в обществе, обладающая особым аппаратом принуждения и правом издавать властные предписания, обязательные для всех лиц, проживающих на данной территории. · Типы государств (критерии деления) а) Тип общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс, Ленин) б) Тип Цивилизации (Еллинек, Кельген, Коркунов, Крюгер, Гэлбрейт, Тойнби) · Социальное назначение (роль) государства а) утверждение нравственности (Платон, Аристотель, Гегель) б) достижение социального блага (Гроций) в) достижение общей безопасности (Гоббс) г) утверждение общей свободы (Руссо, Лассаль) д) орудие классового господства (Маркс, Энгельс, Ленин) е) создание в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого (Ростоу, Хекшнер, Бернс)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.101.51 (0.01 с.) |