Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истиныСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению. Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления. В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной. Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе. Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.
Мышление и язык. Мышление и язык – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся по своей сущности и специфическим признакам. Мышление – это активный процесс целенаправленного, абстрагирующего и обобщающего отражения свойств вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, теориях. Существует 3 вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Язык же определяется как знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей. Мышление идеально, а язык материален. Некоторые философы склоняются к тому, что мышление и язык возникли одновременно. Нет языка без мышления и, наоборот, мысли без языка. В. Гумбольдт отождествлял язык со всем духовным миром человека и рассматривал язык и мышление в качестве одного и того же явления. Деятельность мышления и языка представляет неразрывное единство. Вместе с тем это единство не лишено противоречивости, поскольку при обозначении понятия звуком соединяются две вещи, которые никогда не могут перейти одна в другую. Понятие не может отрешиться от слова. Такая же точка зрения была и у Ф. де Соссюра, только он уже дифференцировал язык и мышление. Он сравнивал язык с листом бумаги, где «мысль его лицевая сторона, а звук – оборотная». Сторонники психологического направления пытались решить вопрос о связи языка и мышления в иерархической плоскости. А. Потебня считал, что область языка далеко не совпадает с областью мысли, так как в истории человечества мышление не всегда связано с языком. Язык участвует не только в формировании народного мировосприятия, но и в самом развертывании мысли. Потебня считает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного человека». Представители структурализма считают, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Убеждение в том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка, лежит в основе теории «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Уорфа. Каждый язык сделан по особой модели, поэтому по-своему членит действительность и навязывает этот способ говорящим на нем людям. Люди, говорящие на разных языках видят мир по-разному, восприятие мира бессознательно строится на языковых категориях. Сепир и Уорф стремились доказать, что различия между западной культурой и иными культурами мира обусловлены различиями в языках. Идеалисты утверждают, что процесс мышления может происходить и без помощи языка, когда человек думает про себя. Шопенгауэр писал, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова. Бергсон считал, что слова мешают схватыванию истинного смысла понятия. Согласно концепции Л. Выготского, мышление и речь тесно связаны в детстве, но мышление взрослого человека освобождается от языка. Есть некое элементарное невербальное мышление (прагматическое мышление при решении практических задач) и элементы неинтеллектуальной речи (крики). Другими словами, есть ряд мыслительных процессов, которые можно считать доязыковыми, или неязыковыми. Очевидно, что нельзя отождествлять мышление ни с речью, ни с языком, но они настолько взаимообусловлены друг другом, что формула «как нет языка без мышления, так не бывает мышления без языка» кажется бесспорной. Человек как целостная система. Человек – сложная целостная система, которая является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. Человек становится человеком в результате трудовой деятельности. Экзистенциализм (существование) — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности неподвластного разуму бытия человека. Идея преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большой акцент на глубине эмоциональной природы. Философская Антропология - разработка философских проблем человека, раздел философии, в к-ром человек выступает в качестве специального предмета познания. Философско-антропологические изыскания, охватывающие отношение человека к миру, его “действования” в нем, духовный опыт личности, задачи ее духовного самоусовершенствования, тесно увязывались с размышлениями о смысле и конце истории. Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии: 1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен. 2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается. Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Составляющие сущности человека (духовное, телесное, социальное, биологическое) Способы достижения общей духовно-телесной целостности I. Восполнение телесной половинчатости через соединение с существом противоположного пола в любви, браке, семье (В.С. Соловьев, И.Кант, Л.Фейербах) II. Обретение чувства нравственного единения между мною и другим, между Я и Ты(М. Бубер, Л. Фейербах) III. растворение телесной раздвоенности в полноте духовной жизни через преображение, сублимацию телесного влечения к воссоединению
Наука и техника. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании. Представители: Р. Декарт М. Хайдеггер, К. Ясперс, О. Шпенглер Метафизические корни и основания науки: наука пытается приструнить природу, изучает, чтобы управлять ей. Общие закономерности развития науки: 1) преемственность в развитии науки, т.е. связь традиций и новаций 2) единство качественных и количественных изменений науки, т.е. революционных и эволюционных изменений. 3) интеграция (наука как единое целое — физика — раздел философии) и дифференциация (с 16 в. целостного взгляда на мир не существует) научного знания. Эти процессы идут параллельно в каждую эпоху развития науки - меняется только крен в ту или иную сторону; то одни превалируют, то другие. (Дифференциация — разбиение науки по дисциплинам. Интеграция — все сводится в целое. Было время, когда была 1 наука — философия, а все остальные науки были частью ф-фии). 4) математизация и компьютеризация науки. 5) теоретизация и диалектизация науки. Теоретизация - это уход от наглядных моделей (теория относительности Эйнштейна, квантовая механика). Наглядных образов уже не существует (микромир и макромир качественно различны). Диалектизация науки — внедрение в корпус научного знания принципа развития «глобальный эволюционизм», универсальная история и принцип всеобщей взаимосвязи. Всякая наука содержит 3 уровня единства фактов и теорий: событийный, психологический, лингвистический. Наука не признает доктринерства, ее идеалом яв-ся непрекращающийся рост научного знания. Техника (встречается у Платона, Аристотеля) - совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей. Этапы развития техники: 1.На этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. 2.На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника отделяется от человека, а человек вынужден находиться рядом с техникой. Человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности. 3.В результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом, контролером. Взаимодействие человека и техники: Взаимодействие между человеком и машиной - это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным, небиологическим по своей природе устройством. Человек руководствуется мотивом, осмысливает предмет своей деятельности, реализует цель, вырабатывает средства ее достижения и на их основе может достигнуть нужный результат. У машины нет мотивации к решению задачи, у нее нет личного отношения к человеку и нет потребности строить такие отношения для достижения цели. Сама цель задается машине извне - тем, кем она управляема. Каждая наука и научная дисциплина включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве: А) субъект науки – ученый – выступает как главный элемент. Им может быть и отдельный исследователь, и научное сообщество, и научный коллектив и в конечном итоге общество в целом; Б) объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина; В) система методов и приемов, характерных для той или иной науки или научной дисциплины и обусловленных их предметом; Г) свой своеобразный язык – естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.) Специальный язык науки является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и их передачи от поколения к поколению. Философия науки – это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Сам термин «Философия науки» получил распространение лишь в 20 в., первоначально – в работах представителей логического позитивизма, которые ограничивали философское исследование науки анализом ее языка средствами формальной (математической) логики, стремясь свести научные теоретические понятия и высказывания к эмпирическим, допускающим проверку путем наблюдения или эксперимента.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.011 с.) |