Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные концепции истины, понятие объективной, абсолютной и относительной истины

Поиск

Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению.

Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный «эйдос истины»), а также вневременное свойство остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.

В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Р.Декартом).

Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

В классическом смысле истина — это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности.

Одним из важных итогов философских исследований выступает различие между абсолютной и относительной истиной.

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе.

Относительная истина — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о том же самом объекте.

Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме). Признания объективности истины и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической философии.

 

Мышление и язык.

Мышление и язык – два неразрывно связанных вида общественной деятельности, отличающихся по своей сущности и специфическим признакам.

Мышление – это активный процесс целенаправленного, абстрагирующего и обобщающего отражения свойств вещей и явлений, осуществляемый в понятиях, теориях.

Существует 3 вида мышления:

практически-действенное,

наглядно-образное,

словесно-логическое.

Язык же определяется как знаковая деятельность, обеспечивающая материальное оформление мыслей. Мышление идеально, а язык материален.

Некоторые философы склоняются к тому, что мышление и язык возникли одновременно. Нет языка без мышления и, наоборот, мысли без языка.

В. Гумбольдт отождествлял язык со всем духовным миром человека и рассматривал язык и мышление в качестве одного и того же явления. Деятельность мышления и языка представляет неразрывное единство. Вместе с тем это единство не лишено противоречивости, поскольку при обозначении понятия звуком соединяются две вещи, которые никогда не могут перейти одна в другую. Понятие не может отрешиться от слова.

Такая же точка зрения была и у

Ф. де Соссюра, только он уже дифференцировал язык и мышление. Он сравнивал язык с листом бумаги, где «мысль его лицевая сторона, а звук – оборотная».

Сторонники психологического направления пытались решить вопрос о связи языка и мышления в иерархической плоскости. А. Потебня считал, что область языка далеко не совпадает с областью мысли, так как в истории человечества мышление не всегда связано с языком. Язык участвует не только в формировании народного мировосприятия, но и в самом развертывании мысли. Потебня считает, что «язык есть необходимое условие мысли отдельного человека».

Представители структурализма считают, что структура языка определяет структуру мышления и способ познания внешнего мира. Убеждение в том, что люди видят мир по-разному – сквозь призму своего родного языка, лежит в основе теории «лингвистической относительности» Э. Сепира и Б. Уорфа. Каждый язык сделан по особой модели, поэтому по-своему членит действительность и навязывает этот способ говорящим на нем людям. Люди, говорящие на разных языках видят мир по-разному, восприятие мира бессознательно строится на языковых категориях. Сепир и Уорф стремились доказать, что различия между западной культурой и иными культурами мира обусловлены различиями в языках.

Идеалисты утверждают, что процесс мышления может происходить и без помощи языка, когда человек думает про себя. Шопенгауэр писал, что мысли умирают в ту минуту, когда они воплощаются в слова. Бергсон считал, что слова мешают схватыванию истинного смысла понятия.

Согласно концепции Л. Выготского, мышление и речь тесно связаны в детстве, но мышление взрослого человека освобождается от языка. Есть некое элементарное невербальное мышление (прагматическое мышление при решении практических задач) и элементы неинтеллектуальной речи (крики). Другими словами, есть ряд мыслительных процессов, которые можно считать доязыковыми, или неязыковыми.

Очевидно, что нельзя отождествлять мышление ни с речью, ни с языком, но они настолько взаимообусловлены друг другом, что формула «как нет языка без мышления, так не бывает мышления без языка» кажется бесспорной.

Человек как целостная система.

Человек – сложная целостная система, которая является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру.

Человек становится человеком в результате трудовой деятельности.

Экзистенциализм (существование) — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности неподвластного разуму бытия человека. Идея преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большой акцент на глубине эмоциональной природы.

Философская Антропология - разработка философских проблем человека, раздел философии, в к-ром человек выступает в качестве специального предмета познания. Философско-антропологические изыскания, охватывающие отношение человека к миру, его “действования” в нем, духовный опыт личности, задачи ее духовного самоусовершенствования, тесно увязывались с размышлениями о смысле и конце истории.

Взаимосвязь философии и человека, как и социально-философская проблема в целом, исторически изменялась и развивалась. При этом в истории философии можно выделить два параметра эволюции философии:

1) Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек - центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.

2) Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, насколько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

Таким образом, проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Составляющие сущности человека (духовное, телесное, социальное, биологическое)

Способы достижения общей духовно-телесной целостности

I. Восполнение телесной половинчатости через соединение с существом противоположного пола в любви, браке, семье (В.С. Соловьев, И.Кант, Л.Фейербах)

II. Обретение чувства нравственного единения между мною и другим, между Я и Ты(М. Бубер, Л. Фейербах)

III. растворение телесной раздвоенности в полноте духовной жизни через преображение, сублимацию телесного влечения к воссоединению

 

 

Наука и техника.

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании.

Представители: Р. Декарт М. Хайдеггер, К. Ясперс, О. Шпенглер

Метафизические корни и основания науки: наука пытается приструнить природу, изучает, чтобы управлять ей.

Общие закономерности развития науки:

1) преемственность в развитии науки, т.е. связь традиций и новаций

2) единство качественных и количественных изменений науки, т.е. революционных и эволюционных изменений.

3) интеграция (наука как единое целое — физика — раздел философии) и дифференциация (с 16 в. целостного взгляда на мир не существует) научного знания. Эти процессы идут параллельно в каждую эпоху развития науки - меняется только крен в ту или иную сторону; то одни превалируют, то другие. (Дифференциация — разбиение науки по дисциплинам. Интеграция — все сводится в целое. Было время, когда была 1 наука — философия, а все остальные науки были частью ф-фии).

4) математизация и компьютеризация науки.

5) теоретизация и диалектизация науки.

Теоретизация - это уход от наглядных моделей (теория относительности Эйнштейна, квантовая механика). Наглядных образов уже не существует (микромир и макромир качественно различны).

Диалектизация науки — внедрение в корпус научного знания принципа развития «глобальный эволюционизм», универсальная история и принцип всеобщей взаимосвязи.

Всякая наука содержит 3 уровня единства фактов и теорий:

событийный,

психологический,

лингвистический.

Наука не признает доктринерства, ее идеалом яв-ся непрекращающийся рост научного знания.

Техника (встречается у Платона, Аристотеля) - совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей.

Этапы развития техники:

1.На этапе ручного труда, техника имела в основном инструментальное значение; технические инструменты продолжали, расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь.

2.На этапе машинизации техника становится самостоятельной силой, труд механизируется. Техника отделяется от человека, а человек вынужден находиться рядом с техникой. Человек становится придатком машины, он дополняет ее возможности.

3.В результате комплексного развития автоматизации и превращения техники в технологию, человек выступает ее (технологии) организатором, творцом, контролером.

Взаимодействие человека и техники:

Взаимодействие между человеком и машиной - это взаимодействие между думающим, чувствующим, наделенным волей и сознанием существом и неодушевленным, небиологическим по своей природе устройством. Человек руководствуется мотивом, осмысливает предмет своей деятельности, реализует цель, вырабатывает средства ее достижения и на их основе может достигнуть нужный результат. У машины нет мотивации к решению задачи, у нее нет личного отношения к человеку и нет потребности строить такие отношения для достижения цели. Сама цель задается машине извне - тем, кем она управляема.

Каждая наука и научная дисциплина включает в себя 4 необходимых компонента в их единстве:

А) субъект науки – ученый – выступает как главный элемент. Им может быть и отдельный исследователь, и научное сообщество, и научный коллектив и в конечном итоге общество в целом;

Б) объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина;

В) система методов и приемов, характерных для той или иной науки или научной дисциплины и обусловленных их предметом;

Г) свой своеобразный язык – естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.) Специальный язык науки является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и их передачи от поколения к поколению.

Философия науки – это область философии, изучающая науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Сам термин «Философия науки» получил распространение лишь в 20 в., первоначально – в работах представителей логического позитивизма, которые ограничивали философское исследование науки анализом ее языка средствами формальной (математической) логики, стремясь свести научные теоретические понятия и высказывания к эмпирическим, допускающим проверку путем наблюдения или эксперимента.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.011 с.)