Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды мировоззрения (индивидуальное (личное) и общественное)

Поиск

индивидуальное и общественное, которое находит преломление в формах общественного сознания, идеологии, в общественном идеале, общественной позиции.

Типы мировоззрения (обыденное, научное, сциентистское и антисциентистское)

Обыденное - представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, не системно и неоднородно.

Особенности: ориентированность на ту сферу и те ценности, которые обусловлены обществом, в котором индивидуум проживает.

Научное мировоззрение -представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования. Соотношение понимания и объяснения, важных нам исследуемых наукой предметов или явлений - есть проблема философской науки.

Особенности: соответствие наших представлений реально существующим фактам действительности.

Сциентистское мировоззрение в своей наиболее завершенной форме характеризуется как убеждение в

том, что научное знание является единственно достоверным, что научный подход должен проникнуть во все области человеческой жизни и организовывать всю жизнь общества.

Антисциентистское мировоззрение

 

Исторические формы (мифология, религия, философия)

1) Мифология - фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности

2) Религия - форма сознания, основан. на вере в сверхестественные силы, кот. влияют на судьбу человека и окружающий мир. Особенностью мифологии и религии является то, что они имеют духовно-практический характер и тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего мира и зависимостью его от природы и быта.

3) Философия - является структурой мировоззрения, теоретическим основанием. Относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, выделяют одну из существенных особенностей: мировоззр-е в философии выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер, опирается на четкие понятия и категории. Именно философия, в отличие от частнонаучного знания, рассматривает мир как целостность, его универсальные законы и принципы единства, связи и развития, место и роль человека в системе мира. К особенностям философского знания можно отнести сложную структуру, теоретический, во многом субъективный характер. Это совокупность объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени.

Она подвержена влиянию эпохи, влиянию прежних философских школ, динамична и неисчерпаема по своей сути, изучает как сам предмет познания, так и механизм познания, занимается извечными проблемами: бытие, материя, движение и др.

 

ВОПРОС 2: ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ И ЕЁ ФУНКЦИИ.

Основные понятия:

Аксиологический (от греч. axia — ценность и logos — слово, понятие, учение) — имеющий отношение к ценности или к теории ценностей.

Философия (греч. phileo — люблю и sofia — мудрость; буквально — любовь к мудрости) — форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих (Мировоззрение) вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

Эпистемология (от греч. episteme – знание) – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания к реальности, вопросы обоснования и достоверности знания, условия его истинности, возможность и границы познания тех или иных областей сущего.

Онтология (греч. – сущее, учение) – учение о бытии, о принципах его строения, законах и формах.

Антропология (от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение) – наука о происхождении и эволюции человека.

Этика (греч. ethika, от ethos — привычка, нрав) — философская наука, объектом изучения к-рой является мораль.

Эстетика - наука о канонах красоты и гармонии в искусстве и быту, о приобщении к миру, исполненному красоты и гармонии и зиждущемуся на этих канонах.

Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

Этика (от греч. ethos – нрав, обычай) – философская дисциплина, объектом изучения которой является мораль

Эстетика (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном

Герменевтика (от греч. hermeneia – разъяснять) – совокупность общих принципов, относящихся к искусству интерпретации текстов

Логика (греч. logos – слово, рассуждение, понятие, разум) – наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.

I Предмет философии (разнообразие подходов)

I. Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), человек, общество. Предмет философии – это учение о связи человека с миром или месте человека в мире. Не человек и не мир, взятые сами по себе, не выступают предметом философии. Предметное поле философии – это проблема связи человека с миром.

II. Типы философии

по месту возникновения: различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую и другие философские системы (знания),

по авторам (философии Пифагора, Конфуция, Сократа, Платона, Маркса, Канта, Шопенгауэра, Ницше, Соловьева, Бердяева, Бахтина),

в зависимости от исторического времени (философию эпохи рабовладения (до V в.), Средневековья (V-XV вв.), Возрождения (XV-XVI вв.), Нового времени (XVII-XVIII вв.), эпохи капитализма (XIX в.), современной эпохи (XX-XXI вв.) и т.д.),

по широте распространения и доступности (доступную всем, предназначенную для широких слоев, и доступную лишь «избранным», «посвященным»),

по тематике ( (весьма условно) на классическую (основания ее содержания заложены в античности, включают проблемы первоосновы мира, его познаваемости, изменчивости, роли разума в освоении мира человеком, смысл жизни человека, его ценности и т.д. и неклассическую рассматривающую другие, очень важные, но рядоположенные с классическими вопросы — роль подсознательного в жизни человека, степень научности философии и др.)

по исходным установкам (монистическую философию, утверждающую, что первоосновой мира выступает какое-либо единое начало (monos — один) — материя, Бог, дух, идея, Логос; дуалистическую, которая в основу мирового устройства кладет два (dualis — двойственный) начала, как правило, природу и Бога, материальное и духовное; и плюралистическую (pluralis — множественный), которая рассматривает мир как образование, в основе которого лежит множество факторов)

по подходу к первоосновам мира (т.е. выяснению того, что является первичным, философия делится на материалистическую и идеалистическую.)

по способу познания (диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, развитии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою; метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга и абсолютизирует их; феноменологическую философию, претендующую на универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при помощи непосредственного восприятия идеальных достоверных сущностей (феноменов); герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений при помощи «предмнения», «предпонимания».)

III Основные функции философии:

1. Мировоззренческая (способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром);

2. Методологическая (заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности);

3. Гносеологическая (одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания));

4. Аксиологическая (заключается в выдвижении новых ценностей и идеалов);

5. Интегрирующая (заключается в интеграции представлений, верований, убеждений личности, а также путей и средств достижения выбранных жизненных целей).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.224 (0.006 с.)