Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ключевые слова: научное наблюдение, измерение, эксперимент, научный факт, эмпирическая зависимость.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Наблюдение — это преднамеренное, направленное восприятие, имеющее целью выявление существующих свойств и отношений объекта познания. Оно может быть непосредственным и опосредованным приборами. Наблюдение приобретает научное значение, когда оно в соответствии с исследовательской программой позволяет отобразить объекты с наибольшей точностью и может быть многократно повторено при варьировании условий. Наблюдения можно выделить на случайные и систематические. Научные наблюдения всегда систематические. В систематических наблюдениях обязательно конструируется исследуемая ситуация. Случайные наблюдения – это наблюдения в условиях когда изучаемый в опыте объект не выявлен. Регистрируется только эффект – конечный результат взаимодействия. Неизвестно какие объекты участвуют, и что вызывает явление. Случайное наблюдение может стать причиной исследования, но оно должно стать систематическим в последствии. Эксперимент – это метод, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в исследовательский процесс. Эксперимент – высшая форма эмпирического исследования. Он нередко позволяет изучать сущностные характеристики явления. Важнейшие требование к эксперименту – чистота его проведения, для достижения которой исследуемый объект должен быть максимально изолирован от внешних влияний. Затем на него воздействуют контролируемыми факторами. Число таких факторов конечно, и поэтому в границах эксперимента перед исследователем открывается возможность описания любого состояния объекта в прошлом и будущем. Эксперимент, как правило, не проводится без наблюдений и измерений, поэтому он должен отвечать их методическим требованиям. Научный эксперимент имеет классификацию: – реальный (работает с реальными объектами) – мысленный (формализованный, идеализированный) – компьютерный Измерение – метод, с помощью которого получают количественную информацию об объектах в соответствии с эталонными мерами. Простое наблюдение дает информацию о качественных особенностях объекта, а измерение характеризует его количественную сторону. Его погрешность связана с приборами. Постулат о неизбежности погрешностей лежит в основе метрологии – науки об измерении. В соответствии с этим постулатом любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешности результатов. Наиболее широкое применение измерение находит в технических науках, но с 20 – 30 г. 20 века входит в употребление в социальных исследованиях. Описание. В ходе наблюдений и экспериментов осуществляется описание, протоколирование. Основное научное требование к описанию — его достоверность, точность воспроизведения данных наблюдений и экспериментов. С помощью описания чувственная информация переводится на язык понятий, знаков, схем, рисунков, графиков и цифр, принимая тем самым форму, удобную для систематизации, классификации и обобщения.
Вопрос 6. Наука в системе инновационной деятельности. Ключевые слова: наука, инновационная деятельность, НИОКР, научные разработки, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал. В ХХ веке в силу вступили факторы интенсивного экономического развития человечества. В целях рационализации научно-технических исследований, придания им целевого характера и сформирована система инновационной деятельности, включающая: стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическую составляющую (технопарки); инновационное производство, переходящее в непрерывно модернизирующую инфраструктуру и коммуникации. Стратегический маркетинг заключается в изучении динамики рынка в области потребностей, роста цен, в том числе на энергоносители, экологических требований, требований безопасности. Основными задачами НИОКР являются: новые знания и новые области их применения; теоретическая и экспериментальная проверка возможности материализации знаний в сфере производства; практическая реализация новшеств. НИОКР предполагает: фундаментальные исследования (теоретические и поисковые); прикладные исследования; опытно-конструкторские работы; опытные и экспериментальные работы. Задачей поисковых исследований является открытие новых принципов создания изделий и технологий; неизвестных ранее свойств материалов и соединений. ОКР – завершающая стадия НИОКР, связанная с переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Под разработками понимаются систематические работы, которые основаны на существующих знаниях, полученных в результате НИР. Разработки переводятся в форму инновационных проектов. Инновационный проект – это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, который проходит соответствующую экспертизу. Само по себе инновационные проекты могут быть не востребованы. Необходимы инновационные структуры. Они оформились в виде технопарков, бизнес-инкубаторов, технополисов, центров высоких технологий. Основными задачами этих структур являются: формирование условий, благоприятных для развития инновационной деятельности; создание и развитие малых инновационных и венчурных фирм; селекция и поддержка перспективных научных проектов; успешная коммерциализация результатов научных исследований и научно-технических разработок; сервисное обслуживание; качественно новые подходы к организации труда ученых университетов и молодых исследований; обучение студентов; решение региональных проблем, связанных с переориентацией в экономике материало- и энергоемких отраслей на наукоемкие отрасли; создание предпосылок для эффективного обмена наукоемкой продукцией на мировом рынке. Технопарки решают важнейшие проблемы регионального развития – дают новые рабочие места, способствуют структурной перестройке и переходу традиционных производств на новые технологии. Исследовательские парки занимаются обеспечением создания условий для эффективного проведения научных разработок. Технологические парки способствуют организации малых наукоемких производств, ориентированных на трансфер технологий, коммерциализацию результатов научно-технических разработок. Промышленные парки обеспечивают размещение малых наукоемких производств на определенной замкнутой территории, создание производственных помещений и рабочих мест. Грюндерские парки, являясь разновидностью промышленных, поддерживают создание новых малых фирм в обрабатывающей промышленности. Инкубаторы малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторы могут находиться в составе технопарков или быть самостоятельными организациями. Технопарки имеют такие крупные звенья, как: коммерческий центр, включающий консалтинговые, инжиниринговые и аудиторские фирмы; венчурный фонд; инкубатор малых фирм; бизнес-центр. Основные функции инновационных структур связаны с бизнес-планированием; маркетингом; аудитом, налоговым консультированием; оказанием кредитных услуг; консультаций по внешнеэкономической деятельности; помощи в получении правительственных заказов; поиске инвесторов; помощи в организации производства; решении технических вопросов; освоении технологий; лизинге высокотехнологичного оборудования; страховании имущества, инвестировании, перестраховании; ведении информационных баз данных; подготовке кадров; издательской деятельности; организации выставок; оказании хозяйственно-бытовых услуг. Методология инновационной деятельности решает задачи реконструкции механизмов развития и функционирования инновационной экономики, характеризующейся, во-первых, высокими удельными затратами при сокращении времени инновационного цикла (интенсивный вариант); во-вторых, малыми удельными затратами ресурсов при условии доступа к высоким технологиям, освоенным в определенных кластерных зонах. Республика Беларусь, располагающая значительным промышленным потенциалом относится к типу модернизирующихся экономик инновационного типа. Это значит, что конкурентоспособность, рентабельность, эффективность ее производства связаны с механизмом функционирования инновационного цикла, в рамках которого важную роль играет научная, производственная, эксплуатационная фазы, а также зона перехода в очередной инновационный цикл. С точки зрения системотехнического подхода речь идет о деятельности ученых, инженеров, проектировщиков, менеджеров, экономистов, специалистов в области маркетинга и логистики. Инновационная деятельность характеризуется определенной стадийностью, в рамках которой сформировалась методологическая специализация, отражающая анализ ключевых этапов инновационного цикла. Парадоксальность отечественной методологии науки заключается в том, что за редким исключением [1] узкоспециализированные методологические наработки не воспринимались как единая программа деятельности. Они практически оформились как самостоятельные сферы рефлексии. Речь идет о методологии научных исследований, общей методологии науки, логике научных исследований, философии науки, методологии научно-технических дисциплин, методологии инженерного творчества и методологии решения инженерных задач, методологии инженерной деятельности, философии техники, методологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности, методологии проектирования, методологии инновационного менеджмента. Проблема заключается в том, что методологическая культура, имеющая такой значительный потенциал наработок, не имела мировоззренческой ориентации на конкретный тип социальной программы. Ситуация изменилась в 2007 году, когда была сформулирована стратегия перехода белорусской экономики в русло инновационного развития. Эта стратегия в настоящее время обеспечена соответствующей нормативной базой и инфраструктурой. Мировоззренческая идея позволяет по новому видеть существующий методологический арсенал и соответствующим образом оценивать его возможности и слабые места. Фактически речь идет о том, что трансформация инновационной культуры происходит не только на уровне субъектов непосредственной реализации научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой деятельности, но и на уровне методологов, предметом изучения которых является инновационная деятельность. Анализ основных стадий инновационного цикла показывает, что в Беларуси имеется достаточно развитая инфраструктура сектора научно-исследовательской деятельности. Эта инфраструктура была сформирована в 60-70 годах ХХ века в виде научных школ, связанных с актуальными направлениями развития математики, физики, химии, биологии, географии, геологии. На их богатом материале сформировалась методологическая рефлексия минской школы, в рамках которой был актуализирован специальный понятийный аппарат (идеалы и нормы научной деятельности, научная картина мира, философские принципы, эмпирический и теоретический уровни научных исследований, научная теория, научный факт, методы научных исследований), позволивший осуществить реконструкцию исследовательского процесса и привлечь внимание физиков, химиков, математиков к обсуждению ключевых аспектов содержания и качества их деятельности.
ТЕМА 11. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. (Материалы к лекции и семинарским занятиям подготовлены А.И.Лойко - вопрос 3, Н,Н.Жоголь - вопросы 1 и 2, Л.Р.Сарахатуновым - вопрос 2).
Вопрос 1. Общество как область изучения социальной философии.
Ключевые слова Общество, личность, структура общества, диалектика, синергетика, общество как самоорганизующееся система, общество неопределенности и рисков, однолинейность, поливариантность, хаос, порядок, методология социального познания, натуралистический и культурцентристский подходы, системный подход, структурно-функциональный анализ.
Каждый человек оригинален, неповторим. Рядом с ним живут такие же отдельные люди, претендующие быть субъектами, носителями свободного, творческого отношения к миру. А где же общество? И что это такое? На эти вопросы в первом приближении к своему предмету должна ответить социальная философия. Неслучайно, например, на 38-м конгрессе МИС (Международного института социологии) пристальное внимание было обращено на биологические коллективности общественных насекомых (пчел, муравьев, ос), прозвучала даже идея о преимуществе этих сообществ над человеческим обществом. Один из докладчиков Р.Гадаккар так и озаглавил свой доклад: «Чему мы можем научиться у общественных насекомых?», где отмечено, что жизнь этих сообществ характеризуется такими свойствами как наличие символического языка, кооперации, интеграции, альтруизма, самопожертвования. Даже на таком примере мы можем убедиться, что не удастся свести сообщество к механической сумме составляющих его индивидов. Поэтому одна из задач, состоящих перед социальной философией, состоит в том, чтобы выяснить, что означает общественность человеческой жизни, каковы ее основания, как она возможна. Например, известный французский философ XX века А. Бергсон (1859-1941) считал, что авторитет целого проявляет себя через моральную обязанность, которая, придавая единство различным социальным требованиям, имеет природное основание, наподобие инстинкта в муравейнике. Это некая «форма», «фундаментальная структура» отношений в обществе, когда индивидуальное и социальное не разграничиваются, а их позиции изогнуты в направлении друг к другу. Глубинные слои социальной жизни, считал он, сливаются с природным началом. «Имеется естественное человеческой общество, смутно предвосхищенное в нас», которое, по его мнению, представляет схему для реализации полной свободы интеллекта и воли. Моральная обязанность – это «необходимость целого, понятая через случайность частей», подобно силе тяготения в теле она есть сила постоянного направления в душе, с помощью которой воля каждого индивида склоняется в русло связи в группе. Несомненно, общество – это системное образование, выделившееся из природы. Значимости природного начала в социальности философы уделяли большое внимание. Сравнивали общество с организмом, не считая, однако, их тождественными, многие мыслители (Платон, Гоббс, Спенсер). Была и крайняя точка зрения в этом отношении, которой придерживалась органическая школа в социологии, имевшая место в конце XIX- начале XX века (А. Шеффле, Р.Бормс и др.). Ее представители пытались объяснить общество как организм биологическими закономерностями: роль кровообращения выполняет торговля, функции головного мозга – правительство и т.п. Некоторые придерживались антропологического принципа, рассматривая человека и общество как часть природы (Спиноза, Дидро, Гольбах). Оправдан такой вариант социальности, считали они, который соответствует подлинной, высокой, неизменной природе человека. Другие рассматривали общество как результат соглашения индивидов (теория общественного договора – Ж.-Ж. Руссо и др.). Согласно теории социального действия (М. Вебер, Ф.В. Знанецкий и др.) отношения между людьми в обществе складываются на основе понимания действий друг друга, смысла их намерений и целей. Структурно-функциональный анализ (Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, П.Сорокин, Т.Парсонс, Р. Мертон) сосредоточил свое внимание на изучении отношений между классом структур и классом функций, необходимых для стабильного существования общества как системы. А постмодернизм (Р.Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез и др.), настаивая на радикальной плюральности человеческой жизни, вообще исключает из поля своего пристального внимания понятие общества. Благодаря К. Марксу в XX веке широкое распространение получил деятельностный подход в объяснении социальности, согласно которому в первую очередь трудовая деятельность по производству материальных благ создает каркас общества. Сегодня акценты смещаются на жизнетворчество, где, в отличие от Маркса, на первом плане не большие социальные группы, а индивид как субъект социальных связей. С этих позиций «новая общественность» понимается как результат коммуникации свободных и равных индивидов по установлению норм, правил своего существования. Возникновение общности между индивидами предполагает наличие сходства между ними, открытости, естественности, совместимости, взаимодействия их жизнедеятельности. Задача, стоящая пред общественностью, состоит в том, чтобы создавать постоянно устойчивые многообразные связи, автономные объединения, способные действовать организованно, сплоченно, осознанно. Таким образом, важнейшая проблема социальной философии – выяснить условия единства, целостности общества, его смысла. Такая постановка задачи в корне отличает социальную философию от других социальных наук, которых в современных условиях великое множество: социология, политология, демография, социальная статистика, социальная психология, различные экономические, юридические дисциплины, теория социального управления и т.д. Социальная философия призвана также выяснить, при каких условиях возможен наиболее плодотворный вариант взаимодействия личности и общества. Острота этой проблемы в современных условиях не вызывает сомнений. Появился новый термин «индивидуализированное общество», который означает, что оно состоит из индивидов, сформированных обществом в упрощенных формах. Они не дотягивают до личности, лишены чувства ответственности и солидарности. Эгоист, негативный индивид, неукорененный в социальную ткань, ощущает социальную реальность как неподвластную себе. Это индивидуализированное общество складывается в первую очередь под влиянием глобализации капитала, которая подминает под себя самобытность и на уровне отдельного человека, и наций, государств, культур. Потребительство расщепляет социальные связи, приводит в прогрессирующей аномии (распаду норм), главным итогом этих процессов является одиночество. Планирование временности человеческих отношений приводит в конечном итоге к отсутствию стратегических целей на уровне общества. Буржуазность не удерживает общество на уровне целостности. Массовая культура воплощает собой реальный механизм изменений в системе ценностей, результатом чего выступает либертаризм как требование неограниченной свободы, которое разрушает общественную солидарность. В процессе движения к постиндустриальному обществу нужда в нормах ослабевает в связи с тем, что они уже не так важны для коллективного выживания, как это было раньше – в доиндустриальном и индустриальном обществе. Человек чувствует себя не способным контролировать социальные процессы, планировать и достигать долговременных целей, он живет в ситуации неопределенности, в обществе рисков. Отсюда не только одиночество людей, но и апатия масс. Массовая культура, являясь важнейшим фактором формирования информационного индустриального капитализма, продуцирует примитивные культурные формы. При отсутствии конкуренции с историческими самобытными культурами в условиях глобализации зависимость западного общества от приоритета материальных ценностей усугубляется, получается замкнутый круг. Причем, практика показывает, что сходные явления переживают и постсоциалистические страны. Поддаваясь «мягкой мощи» (soft power) массовой культуры, переняв внешне западный образ жизни, они не освоили внутренне достижений западной культуры. В результате получили экономического человека, который хочет «все и сразу», рыночная ориентация преобладает для него над всеми другими, все вещи он уподобляет товару. Любая деятельность превращается в бизнес, успех соизмеряется деньгами. Такое состояние в системе ценностей общества получило название неолиберализм. Либертаризм (неограниченная свобода) вместе с неолиберализмом подтачивают нормативно-ценностное единство общества, что чревато опасностью даже для богатых стран. Советский Союз обладал определенным преимуществом в плане ценностного единства общества, он был соперником США по «мягкой мощи» (выиграл войну с фашизмом, имел высокие достижения в области спорта, искусства, освоения космоса и пр.), но проиграл борьбу за массовую культуру. В современных условиях есть примеры, когда массовая культура была удачно спроецирована на национальную трудовую этику, например, в Юго-восточной Азии, в частности, в Южной Корее. Это говорит в пользу того, что возможно движение к некоему общественному идеалу, который бы соответствовал природе человека и общества. Описать такой идеал и наметить пути его освоения призвана социальная философия. Кроме этих двух важнейших проблем (целостность социальной жизни, взаимодействия личного и социального) социальная философия препарирует общество и в других срезах. Очень важной является проблема закономерностей функционирования и развития общества. Собственно говоря, решая эту задачу, социальная философия заявляет о себе как о научной области знания. Чтобы это стало возможным, в свое время, начиная с XVIII в., потребовался подлинный переворот в научном мышлении, который завершился в XX веке. Значимый вклад в этот процесс внесли идеи Маркса, согласно которым в обществе имеют место законы-тенденции, формирующиеся на основе материальной стороны жизни общества, а именно способа производства материальных благ. Тем самым марксизм заявил о том, что наука об обществе возможна наподобие наук о природе, хотя общество и обладает определенной спецификой: здесь интересы прокладывают себе дорогу через интересы, сознание, деятельность отдельных людей. Общественное бытие определяет общественное сознание – известный тезис Маркса, который вызвал не только одобрение многочисленных последователей, но и обвинения в экономическом детерминизме, недооценке духовной жизни общества. Время господства марксизма ушло в прошлое, но проблема осталась - существуют ли законы общественного развития, и если да, то какова их специфика - для социальной философии этот вопрос до конца еще не решен. Многие связывают надежды на прояснение ситуации с помощью синергетики как теории развития самоорганизующихся систем, которая, в отличие от диалектики, может дать свежий взгляд на социальную действительность, отведя более узкое место прежним методологическим позициям. Как говорит В.Г.Федотова, в классовом обществе бытие определяет сознание, а в «обществе риска» сознание определяет бытие, «в ситуации риска нет ничего само собой разумеющегося». Не менее важной является проблема движущих сил исторического развития, соотношение эволюции и революции. Сегодня по сравнению с марксизмом имеет место своеобразная реабилитация духовной стороны жизни общества. Уже не классы выступают в качестве главных акторов, а религиозные образования (традиционные и новые), транснациональные движения и корпорации, а также протестные движения, связанные с экологией, антиглобализмом. Экономика уже не является полновластной хозяйкой, имеет место повышенный интерес к субъективности, в том числе нерациональной и иррациональной, растет уважение к разнообразию людей, возрастает роль неправительственных, добровольных организаций. Привлекательной является идея социогеографического пространства, главными акторами которого рассматриваются нации-государства, бизнес-корпорации, религии. Имеют место футурологические прогнозы о власти информационных сетей – нетократии. Нетократы эффективно пользуются «мягкой мощью», создают привлекательные для людей новые образцы поведения, объединяя их по интересам, а не вокруг традиционных прав и обязанностей. Социальная философия призвана осмыслить наиболее эффективное соотношение устойчивости и изменчивости в историческом развитии. По сравнению с марксизмом значимым фактором динамики общества усматривается не революция, а постоянная готовность к эволюционным изменениям. Можно обозначить целый блок проблем, связанных с философией истории: это не только указанные нами проблемы закономерного развития, движущих сил, но и такие как проблема целостности истории (цикличность, линейность, неопределенность движения), куда идет история, смысл истории, проблема соотношения объективного и субъективного, свободы и необходимости, и, наконец, познаваема ли история. Говоря о соотношении объективного и субъективного, необходимо отметить коренное отличие в решении этой проблемы классической и неклассической философии. Первая ставила задачу открыть объективные, не зависящие от сознания процессы; вторая вводит понятие интерсубъективности, чтобы понять специфику социального. Их можно соотнести как тезис и антитезис, что подводит современную социальную философию к поиску третьей позиции на уровне синтеза. Это позволит социальной философии выяснить, не только как общество влияет на индивида, но и как индивид может влиять на общество. Трудно не согласиться с известным высказыванием Маркса, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Сегодня мы понимаем важность и второй части этого взаимодействия: личность является важнейшим источником динамизма, она может и должна стать субъектом свободного, творческого отношения к социальному и природному миру. Марксизм в свое время тесно увязывал вопрос о революционном изменении общества с его социальной структурой, где задавали тон отношения классов-антагонистов. Вопрос о социальной структуре вписывается в связку философских категорий общественное-групповое-личное в виде ее среднего звена. Групповое в лице семьи, классов, прослоек, различных добровольных объединений, сетевых сообществ, таких социальных общностей как род, племя, народность, нация, гражданское общество, человечество в целом, - все это представляет собой еще один срез предмета социальной философии. Современный технологический переворот, связанный с информацией, создает принципиально новые предпосылки для формирования общепланетарного единства человечества, новой суперсистемы, объединяющей все человечество общими социально-культурными, экономическими, политическими и иными связями. Для характеристики этих процессов употребляют такие понятия как интернационализация, универсализация, глобализация. Данные процессы предъявляют новые требования и к человечеству, и к отдельной личности. Для последней особенно значимыми становятся наряду с высочайшей профессиональной компетентностью чувство ответственности и приверженности общечеловеческим нравственным ценностям. В современных условиях подчеркивается важность гражданского общества – такого социального объединения, которое ставит своей задачей гарантию прав и свобод личности на основе равенства всех перед законом (идея правового государства). Проблема социального неравенства очень остро ставилась марксизмом, сегодня мы извлекаем уроки воплощения в жизнь его рецептов. Насильственная перекройка канвы отношений социальных групп воспринимается в настоящее время как далеко не самый эффективный путь. Призвание социальной философии – найти золотую середину между свободой личности и равенством, справедливостью в обществе. Информационное общество может значительно изменить социальную структуру, востребовав лишь самых квалифицированных специалистов, которые составят лишь около 20% от общего количества трудоспособного населения. В то же время возрастает потребность в работниках низкой квалификации для заводов и строек. Таким тенденциям формирующегося рынка труда не соответствуют устремления преобладающего большинства выпускников школ и их родителей, ориентированных на получение высшего образования. Появился даже такой термин как «интеллектуальный пролетарий», обозначающий людей, имеющих высшее образование, но не востребованным по своей специальности. Социальная философия призвана спрогнозировать возможные позитивные и негативные последствия примечательного явления современности – ускоренное формирование мирового информационного пространства, которое характеризуется процессом детерриторизации (стирания географических, национально-культурных и других границ в рамках информационных коммуникаций). В этих условиях актуализируется такая социальная проблема как укрепление жизнеустойчивости человечества за счет неисчерпаемого многообразия на национальном, региональном, личностном уровнях. Унификация, проистекающая из массовой культуры, представляет в этом плане определенную опасность. Традиционные колебания в истории человечества между антропоцентризмом и социоцентризмом современная философия призвана вписать в трилемму, где в роли фактора, снимающего эту дилемму выступит антропокосмизм. Предметом пристального внимания выступают коэволюционные процессы, которые предполагают сопряженность развития общества, личности и природы. Выделяя в составе общества такие структуры как экономическая, политическая, социальная, духовная, социальная философия должна проанализировать специфику их влияния на общество, отношения между ними, какая из них играет определяющую роль в тот или иной период. Например, Маркс подчеркивал решающую роль в индустриальном обществе экономической структуры. Стремление воплотить эти идеи в практике социализма продемонстрировало первенство политической структуры. Сегодня фиксируют выдвижение на первый план духовной структуры. Социальная философия не только выявляет и объясняет специфические срезы своего предмета, но и занимается поиском наиболее эффективных методов познания. Общепринятым сегодня считается мнение, что однозначной, «образцовой» методологической картины, как это было в недалеком прошлом, быть не может. В марксизме эту роль играла диалектика как учение о всеобщей связи, целостности, системности мира и его развитии. Диалектика исходила из объект-субъектной парадигмы, мир описывался с позиций линейности, однонаправленности. Отсюда вытекали установки на полный контроль над миром как объектом, монологизм, праксеологический активизм. В настоящий момент говорится о необходимости диахронного развития научного знания, к одним и тем же социальным объектам могут применяться и натуралистические (нацеленные на поиск объективного знания), и культурцентристские (направленные на расширение диалога с тем, кого мы познаем, здесь знание субъектно) подходы. Анализ общества с позиций жестких детерминистских моделей уже невозможен. Высказывается даже предположение, что наступил век методологического плюрализма. Социальная философия повернулась лицом к многообразию различных проявлений социальной жизни. В противовес детерминистскому взгляду возникло понятие «общество неопределенности и рисков», а контекстуальность, многовариантность, мультикультурализм претендуют на статус ведущих методологических понятий. Значит ли это, что приемы, наработанные философией в русле диалектики, должны быть целиком отброшены? Например, сегодня говорят о таких методологических принципах как сочетание противоположностей, антитетичность, которые перекликаются с законами диалектики. Антитетичность состоит в необходимости организовать диалог между тезисом и антитезисом. Если формулируется некоторая сильная идея, то всегда обнаруживается ей противоположная, не менее сильная. В их диалоге и осуществляется философия. Антитетичность на уровне метода может предстать как соотношение естественнонаучного и гуманитарного подходов, рационального и эмоционального понимания. Исходя из этого подхода можно выделить три основные предметные позиции, которыми пронизаны все социальные науки: индивид-общество, действие-структура, микроанализ-макроанализ. А тенденции к универсальности в науке и коммуникативный поворот расцениваются как тезис и антитезис, что тоже соотносимо с диалектическими идеями. По мнению известного специалиста в области синергетики Чернавского Д.С., диалектика Гегеля права, говоря, что количество переходит в качество, но когда оно возникает, почему и каким образом, знает синергетика. К синергетике мы обратимся чуть позже, теперь же отметим следующее. В философии наработано многовековая традиция диалектически смотреть на вещи, которая плодотворно может работать при анализе социума. Диалектический взгляд на общество может помочь избежать серьезных потерь при переходе от одного состояния в развитии общества к другому. Умение сохранить все жизнеспособное является гарантом для успешного дальнейшего развития. Философский взгляд на вещи с позиций диалектики предполагает умение видеть их во взаимосвязи устойчивости и изменчивости. Это означает, что человек и общество должны быть готовы к постоянным эволюционным изменениям, если они хотят избежать катаклизмов революционного характера. Необходимо помнить, что любое желаемое социальное качество требует времени для своего вызревания, целенаправленных, сознательных, творческих усилий. Попытка гнать лошадку-историю усиленными темпами чревата опасными последствиями: культурный слой, как и гумус в природе, растет очень медленными темпами, в авральном режиме социальные проблемы не решаются. Солидную эвристическую нагрузку несет в себе видение общества через призму диалектических понятий: часть и целое; единичное, особенное и общее; содержание и форма; сущность и явление; возможность и действительность; необходимость и случайность; структура и элемент; единое и многое и др. Философский взгляд на мир предполагает умение видеть его системную организацию. Системный подход в анализе общества дополняется структурным и функциональным. Каждый из элементов системы выполняет специфические функции, гармоничное соотношение которых порождает ее целостность. Причем, если ранее основой целостности общества считалось материальное производство, сегодня склонны на первый план выдвигать духовные ценности, например, для гражданского общества системосозидающими являются права и обязанности личности. Человек может выступать частью различных проявлений целого: семья, социальная группа, нация, государство. Важность национальной самоидентификации, в частности, может быть проанализирована с помощью понятий единичное, особенное, общее. Нация может быть рассмотрена как такая органичная социальная общность, которая, являясь «домом» для взращивания личностного начала в человеке, выстраивает мостик для его связи с человечеством в целом. Если же мы посмотрим на это с позиции взаимосвязи содержания и формы, то можем сказать, что лишь неформальная, а содержательная, внутренняя связь с великими произведениями национальной культуры будет основанием для личностного роста. Взгляд на эту проблему через призму взаимосвязи единого и многого позволяет сделать вывод, что чем разнообразнее национальные культуры, тем успешнее достигается единение народов. Единое теряет от однообразия как наций, так и личностей. Действительность всегда чревата различными возможностями развития – известна идея в диалектике, которая, однако, осталась на периферии ее поля зрения в отличие от синергетики как теории развития самоорганизующихся систем. Если говорить о взаимосвязи необходимости и случайности, то общество в этом плане является очень сложным объектом научного исследования. Выявление необходимости предполагает фиксацию закономерного, устойчивого, повторяющегося в поведении огромных масс людей, каждый из которых действует неповторимо, целенаправленно, сознательно. Если в недавнем прошлом в поисках закономерностей общество рассматривали подобно процессам и явлениям природного мира, то сегодня о закономерностях общественной жизни философия говорит в более мягких тонах. Опираясь на методы социальной статистики, можно выявлять определенные тенденции жизни социума. Преодолевая с помощью синергетики однолинейный стиль мышления классической философии, современные мыслители более высоко оценивают роль случайности в обществе как самоорганизующейся системе. Синергети<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.20.52 (0.015 с.) |