Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.

Поиск

Объект исследования – фрагмент действительности, на который направленото научное исследование.

Предмет исследования – черты, свойства, связи объекта, исследование которых является целью данного исследования.

Цель исследования – “приращение научного знания”, то есть получение новых знаний о предмете исследования. Цель исследования определяется пролблемой, которую предполагается решить.

Проблема – вопрос или комплекс вопросов, требующих своего разредшения. Вопрос – фиксация неполноты знания и установка на получение недостающих знаний о предмете исследования.

Задача – проблема, метод решения которой известен.

Метод – способ решения познавательной проблема (система операций, процедур, определяющих последовательность и содержание познавательных действий).

Средства познания – предмет, опосредующий взаимодействие субъекта с исследуемым объектом.

Структура научного исследования может быть представлена прежде всего следующими уровнями:эмпирический и теоритический. Каждый из уровней отличается спецификой используемых им методов и соответствующей целостной методологией. Отличие эмпирического уровня научного познания от теоритического представлены в таблице ниж

Критерии разграничения Эмпирический уровень (эмпирио-опыт) Теоретический уровень
Предмет исследования Реальные явления и предметы, внешние свойства и связи объектов. Сущность предметов и законы, которым они подчиняются, общие характеристики объектов.
Цель исследования Установление и описание объектов Интерпретация объектов
Методы исследования Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. (смотри вопрос 45) Идеализация, формализация, восхождение от абстрактного к конкретному и др. (смотри вопрос 45)
Средства исследования Приборы и другие средства наблюдения, т.е практические операции с объектом с помощью методов наблюдения, эксперимента, наблюдения, измерения, сравнения. Мысленный эксперимент – в специальных средствах не нуждается
Результаты исследования (их форма) Эмпирический факт, эмпирическая зависимость, эмпирические понятия. Проблема, гипотеза, теория, идеальные объекты.

 

Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза.

Научное исследование всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. Проблема- это вопрос, ответ на который не содержится в актуальном знании. Следует помнить, что Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое.

Начиная исследование человек выдвигает предположение о его результатах, т е видит желаемый результат в начале исследования. Предположения, позволяющие разработать план исследования, называются гипотезами. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Гипотеза выступает также формой перехода от фактов к законам.

Теория-это достоверное знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области. Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы. Т - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Построение теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализаций и принципов.

Факт - особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. На основе фактов стоятся законы и теории.

 

Научные революции.

В развитии науки выделяют этапы эволюционного развития и революция. Научная революция – это процесс коренных изменений в определенной области знания или отдельной дисциплине (замены одной научной картины мира другой или замена одной научной парадигмы другой).

Первая научная революция 18-19 вв.:

Это была революция метода познания и обхождения с полученным знанием, и она была тесно связана с духом просвещения. Новой была форма, как делали открытия: личным опытом и наблюдением. Сегодня это называется «эмпирический метод». Для нас сейчас он естественен, но в 17-ом веке он был только признан, а распространился в 18-ом.

Учёба в университетах того времени была строго иерархично организована. Они состояли из четырёх факультетов (как и сейчас): три высших (теология, юриспруденция и медицина) и четвёртый – философский, который включал в себя 7 предметов. Это было связано с тем, что знание, полученное опытом, низко ценилось. Человеческие органы чувств считались плохим прибором для его получения – уж очень они обманчивы. Истинным и имеющим всеобщую силу считалось знание, полученное чистой логикой. Знание же, идущее из наблюдения, считалось частичным, не имеющим всеобщей действительности. Индуктивный метод – заключение об общем по частным наблюдениям – приживался лишь очень постепенно.

Большинство учёных того времени – они называли себя «философами».

Открытия:

Как уже говорилось, большие открытия случились ещё до первой научной революции. Они связаны среди прочего с именами: Коперника, Галилея, Кеплера, Ньютона.

Коперник (1473—1543): наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.

Галилей (1564—1642): изучал проблему движения, открыл принцип инерции, закон свободного падения тел; сделал ряд астрономических открытий с помощью телескопа.

Кеплер (1571—1630): установил три закона движения планет вокруг Солнца, создал первую механистическую теорию движения планет, внес существенный вклад в развитие геометрической оптики.

Ньютон (1643—1727): сформулировал понятия и законы классической механики, математически сформулировал закон всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера о движении планет вокруг Солнца, создал небесную механику (Закон всемирного тяготения был незыблем до конца 19 в.), создал дифференциальное и интегральное исчисление как язык математического описания физической реальности, автор многих новых физических представлений (о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света и т. д.), разработал новую парадигму исследования природы (метод принципов)— мысль и опыт, теория и эксперимент развиваются в единстве, разработал классическую механику как систему знаний о механическом движении тел, механика стала эталоном научной теории, сформулировал основные идеи, понятия, принципы механической картины мира.

Вторая научная революция конца 18 века-1ая половина 19 века:

· Переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке

· Появление дисциплинарных наук и их специфических объектов

· Механистическая картина мира перестает быть общемировоззренческой

· Возникает идея развития (биология, геология)

· Постепенный отказ эксплицировать любые научные теории в механистических терминах

· Начало возникновения парадигмы неклассической науки

· Максвелл и Больцман признавали принципиальную допустимость множества теоретических интерпретаций в физике, выражали сомнение в незыблемости законов мышления, их историчности

· Больцман: «как избежать того, чтобы образ теории не казался собственно бытием?»

Третья научна революция конца 19 века- середина 20 века:

· Фарадей — понятия электромагнитного поля

· Максвелл — электродинамика, статистическая физика

· Материя — и как вещество и как электромагнитное поле

· Электромагнитная картина мира, законы мироздания — законы электродинамики

· Лайель — о медленном непрерывном изменении земной поверхности

· Ламарк — целостная концепция эволюции живой природы

· Шлейден, Шванн — теория клетки — о единстве происхождения и развития всего живого

· Майер, Джоуль, Ленц — закон сохранения и превращения энергии — теплота, свет, электричество, магнетизм и т. д. переходят одна в другую и являются формами одного явления, эта энергия не возникает из ничего и не исчезает.

· Дарвин — материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость

· Беккерель — радиоактивность

· Рентген — Лучи

· Томсон — элементарная частица электрон

· Резерфорд — планетарная модель атома

· Планк — квант действия и закон излучения

· Бор — квантовая модель атома Резерфорда-Бора

· Эйнштейн — общая теория относительности — связь между пространством и временем

· Бройль — все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами (квантовая механика)

· Зависимость знания от применяемых исследователем методов

· Расширение идеи единства природы — попытка построить единую теорию всех взаимодействий

· Принцип дополнительности — необходимость применять взаимоисключающие наборы классических понятий (например, частиц и волн), только совокупность взаимоисключающих понятий дает исчерпывающую информацию о явлениях. Это совершенно новый метод мышления, диктующий необходимость освобождения от традиционных методологических ограничений

· Появление неклассического естествознания и соответствующего типа рациональности

· Мышление изучает не объект, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором

· Научное знание характеризует не действительность как она есть, а сконструированную чувствами и рассудком исследователя реальность

· Тезис о непрозрачности бытия, блокирующий возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием.

· Допущение истинности нескольких отличных друг от друга теорий одного и того же объекта

· Относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.

Четвёртая научная революция конец 20 века:

· Постнеклассическая наука — термин ввёл В. С. Степин в своей книге «Теоретическое знание»

· Объекты её изучения: исторически развивающиеся системы (Земля, Вселенная и т. д.)

· Синергетика, базирующаяся на представлении, что исторически развивающиеся системы совершают переход от одного относительно устойчивого состояния к другому, и при этом появляется новая уровневая организация элементов системы и их саморегуляция.

· Воздействие субъекта познания на такого рода системы может стать тем "небольшим случайным воздействием", которое обусловит необратимый (и нежелательный для исследователя) переход системы с одного уровня организации на другой.

· Историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрономии и физике.

· Субъект познания не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.

· Наука впервые обращается к изучению исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек: биосфера (глобальная экология), медикобиологические и биотехнологические (генная инжерения) объекты и т.д.

· При изучении такого рода сложных систем идеал ценностно-нейтрального исследования неприемлем.

· Рациональное познание утрачивает приоритет перед дорациональными и внерациональными познавательными формами.

· Космология как научная дисциплина.

· Теория эволюции Вселенной способствует появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.173 (0.011 с.)