Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познание как философская проблемаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др. Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Теория познания – специальное исследование познания, которое делится: – на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию; – на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания: – природа познания; – возможности и границы познания; – отношение знания и реальности; – соотношение субъекта и объекта познания; – предпосылки познавательного процесса; – условия достоверности знания; – критерии истинности знания; – формы и уровни познания и др. Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой: – одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; – одни находят знания, а другие – знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка: – gnosis – познавание, узнавание (познание, знание); – episteme – знание, умение, наука. В русском языке термин «познание» имеет два основных значения: – знание как данность, добытый факт; – процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения. Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания. Теория познания должна: – обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское; – объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: – исследует природу человеческого познания; – исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); – рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; – исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ ПОЗНАНИЯ Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Виды познания: Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой. Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается: – в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; – в достоверном обобщении фактов; – в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы: – ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения); – восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений); – представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания: – понятие; – суждение; – умозаключение. Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Суждение – мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение – это связь понятий. Умозаключение – это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей. Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением. Интуитивное познание. Интуитивное познание – это неосознанно полученное непосредственное знание. Интуитивное познание делится: – на чувствительное (интуиция – мгновенное чувство); – рациональное (интеллектуальная интуиция); – эйдетическое (зрительная интуиция). СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Познание – это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Познание делит мир на две части: – на объект (в переводе с латинского – противопоставлять себе); – на субъект (в переводе с латинского – лежащий в основе). Субъект познания – глубоко понятый осмысленный познавательно-преобразовательный активизм и соответствующие его наклонности. Субъект является сложной иерархией, фундамент для которой – все социальное целое. Настоящий субъект познания никогда не бывает только гносеологическим, потому что это живая личность с ее интересами, страстями, чертами характера, темперамента, ума или глупости, таланта или бездарности, сильной воли или безволия. Когда субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т. п. Но чаще всего под субъектом познания понимают некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание исследует не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности. Объект познания – это любая существующая независимо от сознания данность, на которую нацелена познавательно-преобразовательная деятельность субъекта. Фрагмент бытия, который оказался в фокусе ищущей мысли, составляет объект познания, становится в определенном смысле «собственностью» субъекта, вступив с ним в субъектно-объектное отношение. Объект в его отношении к субъекту – это в какой-то мере познанная реальность, ставшая фактом сознания, в своих познавательных устремлениях социально детерминированного, и в этом смысле объект познания становится уже фактом социума. Со стороны познавательной деятельности субъект не существует без объекта, а объект – без субъекта. В современной гносеологии различается объект и предмет познания: – объект познания – это реальные фрагменты бытия, которые подвергаются исследованию; – предмет познания – это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли. Человек – это субъект истории, он сам создает необходимые условия и предпосылки своего исторического существования. Объект социально-исторического познания создается, а не только познается людьми: прежде чем стать объектом, он должен быть ими предварительно создан, сформирован. В социальном познании человек имеет дело, таким образом, с результатами собственной деятельности, а значит, и с самим собой как практически действующим существом. Будучи субъектом познания, он оказывается вместе с тем и его объектом. В этом смысле социальное познание есть общественное самосознание человека, в ходе которого он открывает для себя и исследует свою собственную исторически создаваемую общественную сущность. Объективизм – направление в гносеологии, которое приписывает познанию постижение реальных предметов и объективных идей. Субъективизм – учение об исключительной субъективности интеллектуальной истины, а также эстетических и моральных ценностей, отрицание их абсолютной значимости. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИКИ Наука логики – диалектика. Диалектика – это искусство вести беседу, умение правильно аргументировать свои мысли. Идея логики раскрывает свое содержание в системе законов и категорий диалектики. В диалектической философии нет абсолютно ничего раз и навсегда установленного, безусловного, святого. Диалектика на всем и во всем видит печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Объективной диалектикой называется диалектика природы и материальных общественных отношений. Субъективной диалектикой называется диалектика процесса познания и мышления людей. Но субъективна она только по форме. Система диалектической философии: Главные законы диалектики: – закон перехода количества в качество и обратно; – закон взаимного проникновения противоположностей; – закон отрицания отрицания. Принципы диалектики: – принцип развития через противоречия; – принцип всеобщей взаимной связи. Категории (неосновные законы) диалектики: – сущность и явление; – единичное, особенное, всеобщее; – форма и содержание; – причина и следствие; – необходимость и случайность; – возможность и действительность. Конечно, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Главные законы диалектики, с одной стороны, характеризуют процесс развития, в процессе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития. Таким образом, противоречия, которые формируются в системе, выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса. Диалектика включает в себя и преодолевает два типа представлений о процессе развития: – первое представляет развитие в виде стрелы и утверждает, что в процессе развития всегда появляется что-то совершенно новое и нет никакого повторения старого; – второе представляет развитие в форме кругового движения и утверждает, что в процессе развития есть лишь повторение того, что уже было когда-то. Логикой называют способность правильно (логически) мыслить. Различают: – прикладную логику – охватывает в традиционной логике учения о методе, определении и доказательстве; – чистую логику – охватывает в традиционной логике учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении. Современная логика распадается на множество направлений: – метафизическая логика (гегельянство); – психологическая логика (Т. Липпс, В. Вундт); – теоретико-познавательная (трансцендентальная) логика (неокантианство); – семантическая логика (Аристотель, Кюльпе, современный номинализм); – предметная логика (Ремке, Мейнонг, Дриш); – неосхоластическая логика; – феноменологическая логика; – логика как методология и логистика, находящаяся в центре споров о логике. Логика является общим учением об историческом развитии, самодвижении предмета познания и его отражении в мышлении, в движении понятий. Даже если человек глубоко, тонко и гибко мыслит, он это делает по законам логики при условии верного хода мысли, не нарушая ни одного ее принципа. ПОЗНАНИЕ, ПРАКТИКА, ОПЫТ Человек постигает тайны природы для удовлетворения своих материальных, а затем и духовных потребностей – это исторический смысл возникновения познания и наук. По мере своего развития общество расширяло свои потребности, находя новые средства и пути познания. Знание – объективная реальность в сознании человека, который в своей деятельности идеально воспроизводит и отражает закономерные объективные связи реального мира. Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Познание бывает: – чувственное (выступает в форме образов, которые возникают в сознании человека в результате деятельности центральной нервной системы и органов чувств); – логическое (выступает в форме логического отражения, т. е. суждения и умозаключения). Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей. Практика – это основа развития и формирования познания на всех его ступенях, источник знания, критерий истинности результатов процесса познания. Важнейшие формы практики: – материальное производство (преобразование природы, естественного бытия людей); – социальное действие (преобразование общественного бытия); – научный эксперимент (активная деятельность, в процессе которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объективного мира). Основные функции практики в процессе познания: – практика – основа познания, его движущая сила; – практика – источник познания, так как все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями; – практика – цель познания, так как осуществляется, чтобы направить и регулировать деятельность людей; – практика – критерий истины, т. е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений. Практику в своей основе имеют не только науки о природе и технике, но и науки об обществе, так как она: – указывает и выделяет явления, изучение которых необходимо для человечества; – изменяет окружающие вещи; – выявляет такие стороны окружающих вещей, которые до этого не были известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Благодаря практике было установлено, что нельзя рассматривать познание как что-то готовое, неизменное, застывшее. В ходе практики происходит движение, восхождение от неточного знания к более совершенному, точному. Понятие опыта имеет разное значение: опыт (эмпирия) противополагается умозрению и в этом смысле есть понятие родовое, подчиняющее себе наблюдение и эксперимент; опыт – мера навыков и умений – в смысле жизненного опыта, опыта работы на компьютере, приготовления обеда и т. п. Познание истины основано на опыте, не только опыте одного человека, а наследственной информации целого человечества. Вся история научного познания говорит о том, что вслед за применением на практике какого-либо открытия начинается бурное развитие соответствующей области научного познания: развитие техники революционизирует науку.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.233.15 (0.014 с.) |