Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Связь философии с мифологией и религиейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением. Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека. Структура мифа: – познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.; – предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы; – практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п. В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов: – как возник мир; – как он развивается; – что такое жизнь; – что такое смерть и др. Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное. Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое ми-родействие и миропонимание. По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога. Вера дается Богом человеку: – через воспитание в условиях религиозной семьи; – обучение в школе; – опыт жизни; – силу разума, постигающего Бога через проявление его творений. Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК Язык – это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа. Язык – символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка – это слова и предложения, а также составленные из них тексты. В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции: – первая – философия имени (вещь – сущность (идея) – имя (слово), слово именует вещь и сущность); – вторая – философия предиката (предикат – языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката – это философия высказываний, обладающих функцией истинности); – третья – философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности). Язык обладает: – обозначающей функцией – слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет; – коммуникативной функцией – предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию; – общественной природой – это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык – это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме – индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом. Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод – это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера. Язык философии – это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди. Философия языка – исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры. Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка. Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями: – возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка; – стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции: – служить средством общения; – служить орудием мышления. Логику языка образует его грамматика, смысл языка – его семантика, а практическое значение языка – прагматика. В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира. Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто. В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки. Формализованные языки – это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: – является ли философия наукой; – взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; – соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций. Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует: – на первоначальные позиции ученого; – его отношение к миру и познанию; – на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.). Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить: – на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.; – отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. В науке различают: – эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения; – теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез. Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки. Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов. По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы: – нравы и обычаи; – язык и письменность; – характер одежды, поселений, работы; – постановка воспитания; – экономика; – военное дело; – политическое и государственное устройство; – наука; – техника; – искусство; – религия; – все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.). В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон: – как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества; – как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация – это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны. Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности. В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык. Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий). Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности: – духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии); – социальной культуры (нравственной, правовой, политической); – технологической культуры (технической, научной, инженерной). Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии – общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ Философия – одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века. Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем – ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия. С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия. В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например: – конечен или бесконечен мир; – существует ли абсолютное, окончательное знание; – в чем человеческое счастье; – какова природа зла. К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные: – какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации; – как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля; – как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы; – как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества; С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией. Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер. Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения: – для лучшей ориентации в своей специальности; – для понимания жизни во всей ее полноте и сложности. Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей. Предметом философских размышлений всегда были: – природный и общественный мир; – человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом. Своеобразие философии сказалось в характере мышления – философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей. Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии: – обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний; – открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия; – прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.146 (0.013 с.) |