Связь философии с мифологией и религией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь философии с мифологией и религией



Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой.

Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантасти-ческому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

– как возник мир;

– как он развивается;

– что такое жизнь;

– что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал.

Мифология – начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое мировоззрение – система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия – мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности – мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия – это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом человеку:

– через воспитание в условиях религиозной семьи;

– обучение в школе;

– опыт жизни;

– силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений – одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога – это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия – сознание массовое, а философия – сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия – всегда работа мысли.

ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

Язык – это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

Язык – символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка – это слова и предложения, а также составленные из них тексты.

В историческом развитии философии языка достаточно четко просматриваются три концепции:

– первая – философия имени (вещь – сущность (идея) – имя (слово), слово именует вещь и сущность);

– вторая – философия предиката (предикат – языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката – это философия высказываний, обладающих функцией истинности);

– третья – философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности).

Язык обладает:

обозначающей функцией – слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;

коммуникативной функцией – предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;

общественной природой – это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык – это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме – индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.

Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод – это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Язык философии – это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.

Философия языка – исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в области философии языка характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:

– возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

– стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

– служить средством общения;

– служить орудием мышления.

Логику языка образует его грамматика, смысл языка – его семантика, а практическое значение языка – прагматика.

В языковой системе философии большую роль играют: абстрактные понятия как признак рационального отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные языки.

Формализованные языки – это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

– является ли философия наукой;

– взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие философии и частных (конкретных) наук – конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного – выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук, а не только испытывает влияние с их стороны. Это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

– на первоначальные позиции ученого;

– его отношение к миру и познанию;

– на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

– на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

эмпирический уровень исследования – направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

теоретический уровень исследования – сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы науки – это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Культура – совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые разные области и сферы:

– нравы и обычаи;

– язык и письменность;

– характер одежды, поселений, работы;

– постановка воспитания;

– экономика;

– военное дело;

– политическое и государственное устройство;

– наука;

– техника;

– искусство;

– религия;

– все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).

В эпоху Просвещения термин «культура» трактовался с двух сторон:

– как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

– как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура – это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой – триумф человеческого. С точки зрения философии культура – это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация – это степень развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от животного, но при этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура в этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком для преобразования окружающего мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных людьми знаковых средств. Важнейшим из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

социальной культуры (нравственной, правовой, политической);

технологической культуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии – общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.

ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия – одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.

Призванием философов стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые относились к мировоззрению. Понимание таких вопросов жизненно важно для людей. Это особенно чувствуется в эпохи революций и перемен с их сложным сплетением проблем – ведь именно тогда активно проверяется делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила так остро задач философского осмысления всего происходящего, как в нынешний период истории, в самом начале III тысячелетия.

С самого начала изучения философии студенты уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, объяснить в некотором смысле, что такое философия.

В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:

– конечен или бесконечен мир;

– существует ли абсолютное, окончательное знание;

– в чем человеческое счастье;

– какова природа зла.

К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные и напряженные:

– какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;

– как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;

– как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;

– как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;

С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская мысль стремится разобраться в тех вопросах миропонимания, что волнуют людей и вне занятий философией.

Изучение философии помогает понять и осознать стихийно сложившиеся взгляды, придать им более зрелый характер.

Обычных людей философия может интересовать как минимум с двух точек зрения:

– для лучшей ориентации в своей специальности;

– для понимания жизни во всей ее полноте и сложности.

Важное значение для философии имеют человеческие проблемы. Самое большое внимание человеческим проблемам уделяется в периоды больших исторических трансформаций общества, когда происходит глубинная переоценка ценностей.

Предметом философских размышлений всегда были:

– природный и общественный мир;

– человек в его сложном взаимодействии с природой и обществом.

Своеобразие философии сказалось в характере мышления – философы создавали главным образом трактаты, которые имели обращения к знаниям, разуму людей.

Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки. Важнейшие функции философии:

– обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний;

– открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия;

– прогноз, формирование гипотез об общих принципах, тенденциях развития конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.179.138 (0.056 с.)