Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблематика сознания у А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, К. Маркса, А. Бергсона, У. ДжеймсаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Артур Шопенгауэр (1788–1860). Артур Шопенгауэр был не согласен с понятием разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Основной факт сознания Шопенгауэр видел в представлении. Интуиция – это первый и самый важный вид знания. Весь мир рефлексии строится на интуиции. Согласно Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от любого отношения к практике и к интересам воли. Научное мышление всегда сознательно, потому что отдает себе отчет в своих принципах и действиях, а деятельность художника, напротив, бессознательна, иррациональна: она не способна уяснить себе собственную сущность. Фридрих Ницше (1844–1900). Форма изложения философских идей у Фридриха Ницше – это афоризмы, мифы, проповеди, полемика, декларации. По мнению Ницше, в сознании соединяются: – античная установка на ценность предметного мира, направленность внимания на него; – личностный навык работы сознания с самим собой. Ницше стремился создать основы новой морали «сверхчеловека» взамен христианской, найти новый путь религиозного сознания. Мир, по мнению Ницше: – это жизнь, которая не тождественна органическим процессам: ее признак – становление; – это воля к власти. Карл Маркс (1818–1883). Карл Маркс был родоначальником идеи вторичности сознания, его обусловленности, детерминированности внешними для него факторами и прежде всего – экономическими. По мнению Маркса, не сознание определяет бытие и мир явлений, а наоборот: бытие определяет сознание, сознание – это осознанное бытие. Карл Маркс утверждал, что человек, его сознание и вся его духовная жизнь определяются безблагодатными общественно-экономическими отношениями. Маркс предложил анализировать сознание и его содержание через изучение предметно-практических форм человеческой деятельности, т. е. анализировать сознание, вплетенное в бытие людей. Анри Бергсон (1859–1941). Анри Бергсон – один из ярчайших представителей философии жизни. Важнейшим философским произведением Бергсона является «Опыт о непосредственных данных сознания», в котором он вводит понятие «чистой длительности» – сути сознания и бытия. Бергсон в своей философии обращался к жизни нашего сознания: ведь она дана нам непосредственно в нашем самосознании, которое показывает, что тончайшая ткань психической жизни есть длительность, т. е. непрерывная изменчивость состояний. Учение Бергсона о природе сознания и условиях возможности открытого общества в свое время было охарактеризовано как революция в философии. Уильям Джеймс (1842–1910). Уильям Джеймс – североамериканский философ, по его мнению, сознание расчленено и имеет целесообразную структуру. Одна из наиболее известных работ Джеймса – «Существует ли сознание», в ней философ отрицает существование сознания как особой сущности, относящейся к чему-либо. По его мнению, личность (некий волевой центр), а не сознание, относится к потоку ощущений и переживаний, являющихся нам последней реальностью, данной нам в опыте. ПСИХОАНАЛИЗ З. ФРЕЙДА И НЕОФРЕЙДИЗМ, СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Зигмунд Фрейд – австрийский психолог, невропатолог, психиатр, он исследовал явления бессознательного, их природу, формы и способы проявления. Основные работы Фрейда, которые содержат философские идеи и концепции: «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»; «По ту сторону принципа удовольствия»; «"Я" и „Оно“»; «Психология бессознательного»; «Неудовлетворенность в культуре»; «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др. Фрейд выдвинул гипотезу о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений. Фрейд предполагал, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности. Главной в философии Зигмунда Фрейда была идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – это аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Важнейшим, по мнению Фрейда, двигателем психической жизни человека является «либидо» (половое влечение), которое определяет противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. В своем психоанализе Фрейд рассмотрел: – формирование религиозных культов и обрядов; – появление искусства и общественных институтов; – возникновение науки; – саморазвитие человечества. Фрейд утверждал, что основная часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, которое стремится ограничить или полностью лишить человека удовлетворения его страстей. По мнению Фрейда, личность разделена на Оно; Я (Эго); Сверх-Я (Супер-эго). Оно – это сфера бессознательного, подчиненная лишь принципу наслаждения, она не имеет сомнений, противоречий и отрицаний. Любые инстинкты и связанные с ними влечения Фрейд разделяет на две противоположные группы: – влечения Эго (инстинкты смерти, агрессии, разрушения); – половые инстинкты (инстинкты жизни). Фрейд предлагает рассматривать сознание личности как систему внешних запретов и правил (Супер-эго), а истинное содержание индивидуального (Эго) как нечто «надсознательное» (Оно), которое содержит импульсивные влечения и страсти. Согласно философии Фрейда, сознание создает различного рода нормы, законы, заповеди, правила, подавляющие подсознательную сферу, являясь для нее цензурой духа. Подсознательная сфера проявляет себя в областях: – анормальных (сновидения, случайные оговорки, описки, забывания и др.); – ненормальных (неврозы, психозы и др.). Неофрейдизм – направление в современной философии и психологии, соединившее психоанализ Зигмунда Фрейда с американскими социологическими теориями. Основные представители неофрейдизма: – Карен Хорни; – Гарри Салливен; – Эрих Фром и др. Основной идеей неофрейдистов стали межличностные отношения. Их главным вопросом был вопрос о том, как человеку жить и что делать. Общество признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. ЕВРОПЕЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ COGITO Истина в традиции сogito выступает как свойство знания, предстает в парадигме субъект-объектных реляций. Уточнение истины в традиции сogito осуществляется соответствием: слова субъекта должны соответствовать его суждению; суждения субъекта должны соответствовать действительности. Параметры истины Объективность. Объективная истина – это независимое от общества в целом и человека в частности познавательное содержание. Истина – свойство человеческого знания, поэтому она по своей форме субъективна. Истина не зависит от произвола сознания, определена отображающимся в нем материальным мире, поэтому по содержанию она объективна. Абсолютность. Абсолютность истины – это ее полнота, безусловность, присущность ей независимого от субъекта познавательного содержания, сохраняющегося и воспроизводящегося в ходе прогресса знания. От абсолютной истины следует отличать вечную истину, которая обозначает неизменность истины, ее справедливость для всех времен и условий. Преувеличивая элемент абсолютного в истине, теистические и догматические системы философии, разворачивающие учение о вечной истине, игнорируют такие параметры истины, как: относительность; конкретность; процессуальность; историчность. Относительность. Относительность истины – это ее неполнота, условность, незавершенность, приблизительность, вхождение в нее лишь субъективно значимых компонентов, устраняющихся из знания перманентно как не совместимые с природой вещи. Процессуальность. Истина является динамическим качеством познания, которое возникает как суверенный итог отдельных несуверенных познавательных актов, предпринимаемых человечеством в заданных условиях. Конкретность. Конкретность истины является синтетическим, интегральным параметром, он вытекает из абсолютности, относительности, процессуальности истины. Истина всегда конкретна, потому что получена субъектом в некоторой наличной обстановке, которая характеризуется единством места, времени, действия. Конкретность истины является ее определенностью – независимо от степени строгости и точности истина имеет предел положительной применимости, где понятие последнего задается областью фактической выполнимости теории. Основные пункты конкретности истины: – истина исторична – реализуется в некоторой ситуации, характеризуемой единством места, времени, действия; – истина динамична – абсолютное дано относительно и через относительное, оно имеет свои границы и исключения; – истина качественна – есть интервал выполнимости, за пределы которого экстраполяция истины недопустима. Хотя базой для науки является истина, наука содержит массу неистинного: – теории, содержащие противоречия; – недоказанные теоремы; – неразрешенные проблемы; – гипотетические объекты с неясным познавательным статусом; – парадоксы; – противоречивые объекты; – неразрешимые положения; – необоснованные предположения; – порождающие антиномии представления и рассуждения и др. Наука не может пропускать гипотетические, маловероятные знания вследствие того, что: полностью не доказана его противоречивость; имеются надежды на его скорое обоснование; критическое испытание гипотетического знания провоцирует производство нового знания и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.203 (0.008 с.) |