Социалистическая альтернатива развития Чили -правительство народного единства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социалистическая альтернатива развития Чили -правительство народного единства



(1970-1973)

На президентских выборах 1970 г. чилийский политический спектр снова был представлен традиционными "тремя третями". Радикализация правых вкупе со сдвигом влево большинства христианских демократов вместе с полевением об­щества сделали невозможным новый избирательный альянс правых с ХДП Вместе с тем, несмотря на близость программ христианской демократии и На­родного единства, их союз также оказался невозможен. Умеренные лидеры ХДП Э. Фрей, П. Эйлвин и А. Сальдивар были не готовы поддержать левую ко­алицию, а сами левые, имевшие большой опыт и традиции соглашений с цент­ристскими политическими силами, увидели реальную возможность победить на этот раз без союза с центристами и выдвинули собственного кандидата в прези­денты.

Для этого были основания, ибо в 1970 г. левым силам Чили удалось объеди­нить вокруг себя самую широкую за всю историю коалицию, включавшую шесть политических партий и организаций - Народное единство. Его ядром бы­ли Социалистическая и Коммунистическая партии, значительно расширившие свой электорат за 60-е годы: СПЧ - с 10,6% голосов на парламентских выборах в 1965 г. до 12,8% в 1969 г. и КПЧ - с 12,7% голосов до 16,6% за тот же период36. Больший рост влияния КПЧ за эти годы по сравнению с социалистами являлся показателем того, что относительно умеренная позиция коммунистов находила больший отклик среди сторонников левых партий, чем ультралевые, прокубин-ские настроения социалистов.

В Народное единство вошла также обновленная Радикальная партия, чье влияние в чилийском обществе постепенно уменьшалось37 особенно после рас­кола РП в 1969 г., когда вскоре после выборов ее покинула правая фракция, со­здав Радикально-демократическую партию. Движение Единого народного дей­ствия (МАПУ), созданное в 1969 г. после выхода из ХДП ее небольшой левой фракции, также стало членом коалиции. Кроме того, в нее вошли две неболь­шие левые группировки - Независимое народное действие (АПИ), объединяв­шее бывших сторонников К. Ибаньеса, и Социал-демократическая партия, ос­колок бывшей Демократической партии Чили, участвовавшей в Народном фронте 30-40-х годов. Народное единство провозгласило своим лозунгом по­строение "социализма по-чилийски" - мирным путем, после победы на выборах. Кандидатом коалиции после долгих внутренних дискуссий стал социалист Саль­вадор Альенде, участвовавший в президентских выборах уже четвертый раз на­чиная с 1952 г.

Христианская демократия выдвинула кандидатом лидера своего левоцент­ристского крыла Радомиро Томича, бывшего посла в США. Предвыборная про­грамма Томича имела много общих пунктов с программой Народного единства, что давало ему надежду на поддержку левых партий. За несколько месяцев до президентских выборов Томич совершил поездку в СССР, где вел негласные пе­реговоры о возможности поддержки своей кандидатуры чилийскими коммуни­стами38, а лидеры ХДП зондировали этот вопрос с советскими дипломатами в

Ч Principios. 1969. N 129. P. 4.

37 РПЧ получила 12,2% голосов на парламентских выборах 1969 г. 196 38 ГАРФ. Ф. 9576р. Оп. 10. Док. 135.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

Сантьяго. Это вызвало крайнюю обеспокоенность ЦРУ, ибо успех переговоров мог бы привести к созданию в Чили правительства большинства во главе с де-мохристианином и при поддержке левых. Однако левые не пошли на этот союз, представ революционной альтернативой реформизму ХДП.

Среди чилийских правых также шел процесс реорганизации и обновления. После неудачи на парламентских выборах 1964 г., где правые получили лишь 12,5% голосов, Либеральная и Консервативная партии были распущены. Вместе с националистическими силами либералы и консерваторы Чили создали в 1966 г. Национальную партию, быстро набиравшую силу и динамизм. Вместе с неболь­шой Радикально-демократической партией она выдвинула на президентских вы­борах 1970 г. своим кандидатом 74-летнего бывшего президента Хорхе Алессан-дри, в основном повторявшего лозунги своей прошлой избирательной кампании о сокращении роли государства в экономике, сдерживании коммунизма и т.п.

Предвыборная кампания началась задолго до дня голосования, полемика кан­дидатов проходила в накаленной атмосфере, что вело к дальнейшей поляризации чилийского общества. Итоги выборов были объявлены 4 сентября 1970 г.: за С. Альенде проголосовали 36,3% избирателей, за Алессандри - 34,9% и за Р. То­мима - 27,8%39. Таким образом, Альенде получил лишь относительное большин­ство, причем меньшее, чем на выборах 1964 г. (38,9%). По действовавшей консти­туции Чили в этом случае президента должен был избрать конгресс, проголосо­вав за одного из двух кандидатов, набравших наибольшее число голосов. В про­шлом в подобных ситуациях голосование в конгрессе было чисто формальным утверждением кандидата, занявшего первое место, но сейчас речь шла о возмож­ности слома всей политической и экономической модели развития страны, поэто­му парламентское голосование стало важнейшим политическим сражением.

Христианская демократия, от которой в первую очередь зависело голосова­ние в Национальном конгрессе, переживала острые внутренние разногласия. Молодежь и левое крыло ХДП праздновали победу Народного единства, в то же время представитель правого крыла партии А. Сальдивар заявил, что приход левых в президентский дворец Ла Монеда грозит Чили экономическим хао­сом40. Во избежание внутреннего раскола христианские демократы согласились поддержать в конгрессе избрание Альенде, взамен потребовав от него подпи­сать так называемый Статут о конституционных гарантиях. Это документ не­сколько ограничивал власть будущего правительства, но соответствовал кон­ституции и открывал возможности сотрудничества левых с умеренными поли­тическими силами.

США не остались безучастными к происходящему, открыто вмешавшись в чилийские события, чтобы воспрепятствовать приходу к власти президента-со­циалиста. ЦРУ срочно разработало и начало реализовывать особые планы дей­ствий в Чили, куда входили различные варианты вмешательства. Первый план, известный под названием "Траектория-1", ограничивался политическими, эко­номическими и пропагандистскими действиями типа помощи правой прессе и подкупа парламентариев для голосования против Альенде. "Траектория-2", одобренный президентом Никсоном 15 сентября 1970 г., дал ЦРУ санкции на прямые действия в целях подготовки в Чили государственного переворота, при­чем оба плана продолжали осуществляться параллельно41.

» Correa S.y о. Op.cit. P. 263.

40 Gonzalez Pino M., Fontaine Talavera A. Los mil dнas de Allende. Vol.1. Santiago, 1998. P. 202.

41 Archivos secretes. Documentos desclasificados de la CIA. Santiago, 1999. P. 185. 197


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории


За 2 дня до голосования в парла­менте группа крайне правых заговор­щиков во главе с генералом Р. Вио за­планировала похищение главнокоман­дующего чилийской армии Рене Шнейдера, известного как сторонник невмешательства военных в политику и уважения конституции. Генерал Шнейдер оказал сопротивление заго­ворщикам и был убит. Похищение, за­планированное с целью спровоциро­вать переворот, привело к обратному результату. Это преступление вызва­ло глубокое возмущение во всех слоях чилийского общества и окончательно склонило симпатии членов Нацио­нального конгресса в пользу С. Альен­де: за него проголосовали более 3Д парламентариев.

24 октября 1970 г. Сальвадор Аль­
са льва ПОР альннггр енде был провозглашен президентом
и генерал ПИНОЧЕТ (слева) Чили- Это событие привлекло боль-

----------------------------------------------- шое международное внимание, ибо в

условиях противоборства двух блоков на мировой арене создавало серьезный прецедент прихода социализма к власти мирным путем. Чилийский опыт дал новые аргументы латиноамериканским сторонникам московской линии и "мирного пути" революции в их идеологиче­ских дискуссиях с прокубински настроенными проводниками стратегии созда­ния "партизанского очага". Попытка Чили начать революционные преобразо­вания в рамках существующей законности нашла особый отклик в Италии и Франции, где компартии проводили политику союзов с центристскими силами. Таким образом, речь шла не только о судьбе латиноамериканской революции, но и о стратегии "мирной революции" в Западной Европе.

Победа С. Альенде означала первую в мировой истории попытку осуществ­ления социалистических преобразований мирным путем, и программа Народно­го единства предполагала постепенность этого процесса42. Его правительство начало свою деятельность в обстановке нарастающего кризиса, вызванного экономическим саботажем иностранного и местного капитала, и растущей поляризации чилийского общества. Осуществлению глубоких реформ мешало отсутствие у левых парламентского большинства, что вынуждало Народное единство действовать с осторожностью, но эта медлительность сталкивалась с разбуженными народными ожиданиями и вызывала острые дискуссии внутри партий, входящих в коалицию.

Переход собственности в руки государства должен был осуществляться пу­тем выкупа акций частных предприятий, а также на основе закона, принятого в 1932 г. во время существования эфемерной социалистической республики, но никогда ранее не применявшегося. Скупка государством акций частных пред­приятий вызвала ожесточенные дебаты в чилийском обществе. Правые настаи-

198 42 Programa bбsico del gobiemo de la Unidad Popular. Santiago, 1969. P. 12.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

вали на незаконности этих действий, в то время как адвокаты правительства вы­двигали противоположные аргументы43.

Через год после прихода к власти левого блока в госсектор уже входили 80% банков, большая часть предприятий обрабатывающей промышленности и 30% сельскохозяйственных. Правительство Народного единства стимулировало спрос, за первый год зарплата выросла на 35% в госсекторе и на 50% в частном секторе экономики. ВВП Чили вырос на 8,6%, а инфляция снизилась с 34,9% в 1970 г. до 22,1% в 1971 г.44 Таким образом, несмотря на кампанию запугивания и террора, развязанную чилийскими правыми при помощи США, за первый год пребывания у власти правительства Народного единства в Чили были достигнуты хорошие экономические результаты, события развивались по восходящей линии. 15 июля 1971 г. чилийский конгресс единогласно одобрил законопроект о национализации меди, этот день в Чили был провозглашен Днем национального достоинства.

Муниципальные выборы в апреле 1971 г. показали значительное увеличе­ние поддержки Народного единства, за которое проголосовали около 51 % чи­лийцев45. Расширение социальной базы коалиции открывало возможность про­ведения референдума в целях изменения конституции, что позволило бы про­двигаться вперед в осуществлении реформ более быстрыми темпами, оставаясь при этом в рамках законности. Но партии Народного единства и сам президент Альенде не решились на проведение плебисцита в этот момент, так как электо­ральный перевес был минимальным, а по их оценкам, поддержка правительст­ва должна была и далее расти. Однако в дальнейшем стало ясно, что левыми был упущен наиболее благоприятный для изменения конституции момент. В по­следующие месяцы ухудшение экономического положения в стране привело к ослаблению народной поддержки левой коалиции, оппозиция воспользовалась этим для мобилизации своих сил, что оставило Народному единству весьма уз­кое пространство для маневра.

Уже в начале 1972 г. проявились негативные тенденции в развитии эконо­мики страны, вызванные как внешними, так и внутренними факторами. Поло­жение в Чили ухудшилось из-за экономического и торгового бойкота США, совпавшего с резким снижением мировых цен на медь, а надежды Альенде на то, что СССР окажет помощь Чилийской революции, как ранее Кубинской, не сбылись. Вместе с тем давление снизу привело к тому, что в руки государства быстро перешло большое число предприятий и оно оказалось неспособным к эффективному управлению ими. Сказалась нехватка опыта у новых директоров и завышенные требования рабочих, что привело к забастовкам в госсекторе и падению производства. Особенно критическим было положение в национализи­рованной медной промышленности46. Быстрый рост покупательной способно­сти малоимущих слоев населения вызвал нехватку товаров первой необходимо­сти, что вынудило правительство тратить последние валютные резервы на закупку продовольствия. Перераспределение доходов в масштабах страны уве­личило расходы государства, внешние кредиты были заморожены. В Чили на­чался резкий рост инфляции - 28% в первой половине 1972 г., 100% - во второй половине 1972 г. и 353% - в первой половине 1973 г.47

43 Отражение этих дебатов в чилийской прессе см.: Gonzalez Pino М., Fontaine Talavera A. Los mil
dias de Allende. Santiago, 1998. Vol. 1.

44 Correa S. у о. Op. cit. P. 268.

45 Ercilla, N 1864. Santiago, 1971. P. 24.

46 См.: Zapata E. Los mineros de Chuquicamata:... о proletarios. Mexico, 1979. P. 82.

47 Correa S. у о. Op. cit. P. 268. 199


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

Правительство попыталось ввести централизованное снабжение продо­вольствием, но это не решило проблемы нехватки продуктов, очередей, черно­го рынка, что привело к росту недовольства населения. Теперь оно охватило не только верхушку общества и средние слои, но и часть народных масс, только на­чавших ощущать улучшение своего положения. Образ правительства Народно­го единства, создавшего экономический хаос и ведшего страну к краху, впослед­ствии активно насаждался пропагандой военного режима, и эта идея до сих пор господствует среди значительной части чилийского населения.

Серьезной политической проблемой для Народного единства стали разно­гласия внутри коалиции, где сложились две непримиримые группировки. С одной стороны, коммунисты, радикалы и рабоче-крестьянское МАПУ, отколовшееся от МАПУ в 1972 г.48, говорили о необходимости постепенного осуществления социально-экономических реформ при укреплении их народной поддержки. Эти партии выступали за переговоры с христианской демократией и не исключали возможности потери власти на следующих выборах. Даже накануне военного переворота они пытались найти взаимопонимание с ХДП во избежание крово­пролития49. С другой стороны, социалисты, МАПУ, Левые христиане (ИС)50, а также МИР, не входящий в коалицию, стали "революционным полюсом" Народного единства. Они критиковали "реформизм" коммунистов, считая неиз­бежным переход к насильственным революционным действиям, поэтому пыта­лись форсировать преобразования, создавали военизированные формирования своих партий, надеясь на раскол в армии и поддержку ею революции, и ни при каких условиях не были готовы отказаться от уже завоеванной власти. Прези­дент С. Альенде был вынужден постоянно искать компромисс между двумя эти­ми полюсами, и если политический опыт приближал его к более умеренной по­зиции коммунистов, то партийное членство накладывало на него обязанности по отношению к социалистам51.

ХДП также переживала сложный период, усилилась ее внутренняя радика­лизация. После выхода из партии левых фракций, образовавших МАПУ в 1969 г. и ИС в 1971 г., в христианской демократии произошел сдвиг вправо, на­рушивший ее внутреннее равновесие. В то же время деятельность Народного единства (экспроприация малых предприятий, растущий дефицит продуктов) шла вразрез с интересами среднего класса, бывшего основной опорой христиан­ской демократии. Оппозиция ХДП правительству резко усилилась после убий­ства в июне 1971 г. Э. Переса Суховича, бывшего министра внутренних дел в правительстве Фрея членами небольшой ультралевой группировки ВОП (Орга­низованный авангард народа). Это покушение привело к провалу переговоров, которые велись между правительством Народного единства и христианской де­мократией, подтолкнув ХДП к сближению с Национальной партией.

48 Небольшие по численности, но состоявшие в большинстве своем из молодежи элитарных семей
обе МАПУ перестали существовать в конце 70-х годов. Большинство их членов вошло в СПЧ,
некоторые ушли к коммунистам. В 90-е годы в качестве представителей СПЧ бывшие члены
МАПУ занимали ключевые посты в правительствах Согласия политических партий за демокра­
тию.

49 О позиции компартии Чили в эти годы и ее разногласиях с "революционным полюсом" см.:
Millas О. Memorias. 1957-1991. Una digresiуn. Santiago, 1996.

50 Группировка, отколовшаяся от ХДП в августе 1971 г. и примкнувшая к Народному единству.

51 О близости позиций Альенде и КПЧ см. мемуары О. Мильяса. Об отношениях президента с ра­
дикально настроенными элементами его собственной партии, к которым принадлежала и наибо­
лее близкая ему дочь Беатрис, см.: Регег С. Salvador Allende: apuntes sobre su dispositivo de seguri-

200 dad: el grupo de amigos personales (GAP). Estudios Pъblicos, Santiago, N 79, 2000.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

Помимо христианской демократии и правых партий, вставших в конгрессе в жесткую оппозицию к правительству Альенде, большую роль в его свержении сыграли предпринимательские организации Чили. В основном им направлялась американская финансовая помощь, их действия, в особенности забастовка хозя­ев-водителей грузовиков в октябре 1972 г., парализовавшая страну, стали мощ­ным ударом по Народному единству. К этой забастовке вскоре присоединились хозяева-водители автобусов, мелкие торговцы и профессиональные коллегии, чьи интересы оказались затронуты проводимыми в Чили реформами52. Общая сумма, потраченная США на подрывную деятельность в Чили и помощь оппо­зиции Альенде в 1970-1973 гг., составила 7 млн долл.53

Народное единство пыталось разрешить возникшие проблемы парализации транспорта и торговли двумя путями: призывами к народной мобилизации (что вело к радикализации процесса реформ), одновременно прибегнув к помощи во­енных в организации снабжения населения основными продуктами и услугами. В ноябре 1972 г. Альенде включил трех генералов в состав своего кабинета. Главнокомандующий армии К. Пратс занял важнейший пост министра внутрен­них дел, контр-адмирал И. Уэрта стал министром общественных работ, генерал К. Сепульведа - министром горнодобывающей промышленности. В Министер­стве экономике был создан Национальный секретариат по распределению и коммерциализации, который возглавил генерал ВВС А. Бачелет54. Таким путем левая коалиция пыталась восполнить недостаток поддержки на уровне полити­ческих партий и общественных организаций, обеспечить функционирование го­сударственных институтов и снабжения населения, а заодно заручиться под­держкой военных или хотя бы их части.

С момента прихода к власти Народного единства ключевым стал вопрос о роли армии: сохранят ли военные верность конституции в случае внесения в нее изменений или прибегнут к силе для защиты существующего буржуазно­го строя? Чили выделялась среди большинства стран Латинской Америки сво­ими демократическими традициями, преемственностью исторического разви­тия страны, стабильностью ее политической системы, вследствие чего армия никогда не была активным действующим лицом политики. В XX в. чилийские военные находились у власти лишь в 1925—1932 гг., вмешательство военных в политику в тот период носило ярко выраженный антиолигархический харак­тер, будучи направлено на модернизацию государства и экономики, способст­вовало вовлечению во власть средних слоев. В последующий период воору­женные силы Чили действовали в рамках демократических институтов, чи­лийское офицерство в большинстве своем принадлежало к среднему классу, разделяя его менталитет и социально-экономические интересы, единствен­ным выражением недовольства со стороны армии были требования повыше­ния зарплаты55.

52Отражение этой забастовки в чилийской прессе см.: Gonzalez Pino М., Fontaine Talavera A. Los mil dias de Allende. Santiago, 1998. Vol. 1. Capнtulo 5.

S3 Archivos secretos. Documentos desclasificados de la CIA. Santiago, 1999. P. 196.

и Генерал Бачелет был арестован после переворота и умер от разрыва сердца под пытками. Его дочь, член руководства СПЧ Мишель Бачелет, в 2000 г. стала первой в Чили и Латинской Аме­рике женщиной-министром обороны и внесла большой вклад в демократизацию чилийских во­оруженных сил.

"Наиболее известным из них было выступление в октябре 1969 г. в полку "Такна" под руководст­
вом генерала Р. Вио с требованием повышения зарплаты и погашения задолженности по зарпла­
те военным. Требования были удовлетворены, но мятежные подразделения расформированы. 201


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

Во время выборов 1970 г. в чилийских вооруженных силах господствовала так называемая "доктрина Шнейдера"56, провозглашавшая невмешательство военных в политику, уважение конституции и демократических институтов. В тот момент даже аналитики ЦРУ, готовившие вмешательство в Чили, сдела­ли вывод о невозможности использования чилийской армии для совершения пе­реворота с целью воспрепятствовать приходу левых к власти. Однако по мере того, как проводимые Народным единством реформы стали затрагивать инте­ресы не только крупных предпринимателей и иностранного капитала, но также и средних слоев, недовольство последних нашло свое отражение и в среде воен­ных. Важную роль в изменении позиции армии сыграл внешнеполитический фактор, идеологическое влияние США, где проходили подготовку чилийские офицеры. Они воспитывались в духе доктрины национальной безопасности, по которой латиноамериканские военные должны были защищать "западные цен­ности" от коммунистической угрозы, в том числе и в лице "внутреннего вра­га"57. Другим серьезным фактором политического давления на армию было общее усиление оппозиции Народному единству в стране, особенно сдвиг вправо ХДП.

После включения генералов в кабинет в 1972 г. возникло еще одно проти­воречие: в то время как умеренное крыло Народного единства, коммунисты и С. Альенде апеллировали к традиционному конституционализму военных, их участие в правительстве неизбежно означало втягивание армии в текущую по­литику. Кроме того, свою работу непосредственно в армейских рядах вели соци­алисты и миристы, а также крайне правые чилийские группировки ("Патриа и либертад"). Леваки делали ставку на раскол армии и переход ее на сторону на­рода и революции, правые же призывали военных "воспрепятствовать установ­лению в Чили марксистской диктатуры"58.

В итоге сторонники верности конституции внутри чилийских вооружен­ных сил остались в меньшинстве, ибо на деле эта позиция постепенно превра­щалась в участие в политике на стороне левого правительства, что противо­речило настроениям большинства офицерства. Поляризация внутри армии стала очевидной после демонстрации, которую устроили жены армейских офицеров в июле 1973 г. у дома главнокомандующего К. Пратса, ставшей формой выражения неподчинения офицерства главнокомандующему. Пос­ледний был вынужден подать в отставку, надеясь тем самым предотвратить раскол внутри вооруженных сил59, и место Пратса занял генерал А. Пиночет, также считавшийся сторонником конституционалистской линии в вооружен­ных силах. Вскоре все ключевые посты армейской иерархии перешли к сто­ронникам отстранения Альенде от власти путем переворота, и первым делом они начали устранять своих противников внутри армии. Чилийская армия не только не раскололась, но объединилась вокруг заговорщиков при молчали­вом одобрении правой и демохристианской политической оппозиции, а также большинства предпринимательских, гремиальных и профессиональных орга­низаций страны.

56 По имени убитого главнокомандующего армией генерала Р. Шнейдера (см. выше).

57 Razeto L. Clases sociales, crisis del estado у militarismo en America Latina. Chile-America, Roma, 1977,
N 37-38. P. 89.

58 Fuenнes M. Memorias secretas de Patria у Libertad у algunas confesiones sobre la Guerra Frнa en Chile.
Santiago, 1999. P. 75.

59 Генерал Пратс был убит в результате покушения, организованного политической полицией Пи-
202 ночета ДИНА в Буэнос-Айресе в 1974 г.


Глава 6. Чили: альтернативы национальной истории

На парламентских выборах в марте 1973 г. Народное единство получило 43,4% голосов60 - меньше, чем на предыдущих муниципальных, но больше, чем на президентских выборах. Это делало невозможным его отстранение от власти конституционным путем, так как для этого оппозиции требовалось обеспечить две трети голосов при голосовании в конгрессе. Проанализировав ситуацию, группа антикоммунистически настроенных высших офицеров чилийского фло­та и армии приняла решение о начале подготовки государственного переворо­та. Среди армейских заговорщиков ключевыми фигурами являлись генералы А. Бонилья и Арельяно Старк, близкие по своим позициям к христианской де­мократии. Главнокомандующий армией А. Пиночет присоединился к сторонни­кам переворота перед самым его началом, но после быстрой победы возглавил военную хунту, отодвинув в сторону или физически уничтожив своих бывших соратников, ставших соперниками во власти. Так, вскоре после переворота ге­нерал Бонилья погиб в автокатастрофе при невыясненных обстоятельствах, а Арельяно Старк был отправлен с карательной миссией по территории Чили, причем информация об этой экспедиции быстро просочилась в прессу из прави­тельственных источников61.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.042 с.)