Сандинистская революция в Никарагуа и поиски региональной модели демократии в 80-е годы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сандинистская революция в Никарагуа и поиски региональной модели демократии в 80-е годы



Никарагуанская революция развивалась под воздействием двух важнейших вза­имосвязанных факторов - глубокого социально-экономического и политиче­ского кризиса внутри страны и ослабления империалистической контрреволю­ционной системы в Центральной Америке вследствие изменения подходов к ла­тиноамериканской политике США, проводимой администрацией Дж. Картера (1976-1980).

В 60-70-е годы экономика стран Центральной Америки вступила на путь субрегиональной интеграции при непосредственном и возрастающем участии ТНК. При определенном росте промышленного производства, развитии инфра­структуры основными признаками интеграционного процесса являлись экс­портно-импортный характер экономики, быстрый рост внешней задолженно­сти, ускоренное проникновение ТНК в основные отрасли обрабатывающей промышленности центральноамериканских стран59.

Однако к концу 70-х годов экономика большинства стран субрегиона всту­пает в полосу затяжного спада. Чем были обусловлены спад и как следствие его - глубокий социально-экономический кризис, охвативший центральноаме­риканские страны? Отвечая на этот вопрос применительно к Никарагуа, Ю.Н. Королев писал: «Нет сомнения, что в Никарагуа (так же, как до этого в 70-х годах - с поправкой на национальную специфику - в Чили, Португалии и Гре­ции) подошел к своему логическому завершению экономический проект ТНК. Пе­рестроив на собственный лад "передовые отрасли" экономики и интегрировав их в транснациональную систему, ТНК обескровили национальную экономику, оста­вив вне "регулирования" весь домонополистический сектор хозяйства»60.

Социально-экономический кризис подвел никарагуанское общество на ру­беже 70-80-х годов к необходимости политических преобразований. Основным препятствием для этого было безраздельное господство А. Сомосы и его клана в экономической и политической жизни страны.


•`"Cm.: Латинская Америка. 1984. № 6. С. 12. *• См.: Там же. С. 13.



Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

В руках Сомосы и его многочисленного семейства было сосредоточено 3W всего национального богатства страны, тогда как на долю 50% всех никарагуан цев приходилось менее 15% национального дохода. Сомоса владел 10% все: плодородных земель страны. Их общая площадь равнялась 8260 кв. милям (тер ритория, почти равная соседнему Сальвадору). Семейству Сомосы принадлежа ли кофейные плантации, значительная часть предприятий обрабатьівающеі промышленности, пароходная и авиационная компании, 50% всех акций компа ний, созданных американцами. В поместьях и на предприятиях диктатора быга заняты 100 тыс. рабочих, крестьян и служащих, а общая стоимость имуществг Сомосы оценивалась в 500 млн долл.61

В последние годы диктатуры Сомосы в Никарагуа оперировали 78 ино­странных компаний, в том числе 67 - американских. В 1976 г. общая сумма ин­вестиций США в никарагуанскую экономику достигла 160 млн долл. и состави­ла 80% всех иностранных капиталовложений62. Американские компании конт­ролировали 90% экспорта никарагуанской древесины, горнодобывающей в рыбной промышленности, 50% всей торговли страны, 40% обрабатывающей промышленности и т.д. В целом клан Сомосы и американские монополии кон­тролировали 80% экономики страны63.

На протяжении четырех десятилетий отношения членов династии Сомосы с правящими кругами США оставались самыми доверительными, а готовность прийти в случае необходимости на помощь друг другу - взаимной. Аргентин­ский историк Э. Кроули писал, что в 1959 г. Луис Сомоса "послал полковника своей национальной гвардии с 200 тыс. долл. для поддержки кандидатуры Л. Джонсона на предстоящих президентских выборах в США, а его младший брат Анастасио позднее субсидировал избирательную кампанию Р. Никсона че­рез их общего друга Вебе Ребосо"64

А. Сомоса, управлявший страной с 1967 г., прошел военную подготовку в Уэст-Пойнте - одном из самых привилегированных в США военных училищ. Соединенные Штаты обучили и вооружили военную опору режима Сомосы -Национальную гвардию численностью 7500 человек. В 1972 г. госдепартамент США дал А. Сомосе следующую характеристику: "Честный солдат, всемирно известный дипломат, выдающийся государственный деятель, воплощение луч­ших человеческих качеств"65.

Тем не менее в критический для Сомосы момент Соединенные Штаты от­межевались от своего верного слуги и союзника и Центральной Америке и тем самым в какой-то мере способствовали его падению. Чтобы понять, почему это произошло, необходимо вкратце остановиться на некоторых особенностях ла­тиноамериканской (и центральноамериканской) политики администрации пре­зидента Дж. Картера.

Оценивая основное содержание этой политики, следует отметить наличие двухпартийного подхода Вашингтона к планированию и проведению латиноаме­риканского курса. Следовательно, политика демократов в конкретных ее прояв­лениях была простым продолжением политики республиканцев. Тем не менее Дж. Картер придерживался (по крайней мере, в первый период пребывания в Бе­лом доме) определенных традиций политики демократической партии - традиций более взвешенной и гибкой политики "доброго соседа" и "Союза ради прогресса".

61 См.: Dunkerley J. Op. cit. P. 232, 234-236; - Латинская Америка. 1979. № 3.

62 См.: Латинская Америка. 1980. № 1. С. 26.

63 См.: Коваль Б.И. Латинская Америка: революция и современность. М., 1981. С. 150.
** Crawley Е. Dictators Never Die. L., 1979. P. 140.

160 65 Цих по: Идейное наследие Сандино. С. 199.


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

Накануне выборов Дж. Картер неоднократно критиковал республиканцев за ренебрежительное отношение" к латиноамериканским странам, за поддержку ктаторских режимов и обещал расширить кампанию в "защиту прав человека" і этот регион. Признавая возросшее значение для США отношений со страна-; Центральной Америки и Карибского бассейна, Дж. Картер сформулировал. основных принципов политики своего правительства в субрегионе: "Значи-льная помощь экономическому развитию, твердая приверженность демократии: правам человека, признание идеологического плюрализма, уважение нацио-ьного суверенитета, решительная поддержка регионального сотрудничества и вной роли карибских государств на международной арене"66. Несомненно, администрация Картера учла рекомендации, содержавшиеся в окладах специальной комиссии по межамериканским делам (1-й и 2-й доклады комиссии Линовица") и направленные на выработку новых методов "втягива-' латиноамериканских государств в орбиту политических и стратегических тересов США при помощи некоторых уступок со стороны Вашингтона67. Крупными актами политики правительства Дж. Картера в субрегионе яви­всь подписание 7 сентября 1977 г. нового договора о Панамском канале ("пакт Горрихоса-Картера"), и его ратификация 17 июня 1978 г.68

Позиция, занятая правительством Картера в вопросе о "правах человека",

: только вызвала негативное отношение определенных кругов в самих Соеди-

енных Штатах, где появились опасения утратить политическое влияние в Цен-

ральной Америке, но и породила своеобразный "правый национализм" со сто-

наиболее реакционных режимов, например, гватемальского. Правитель-

во генерала Лаугеруды Гарсия "осудило" американскую администрацию за

•"вмешательство во внутренние дела Гватемалы" и демонстративно отказалось

Вт военной помощи.

Испытывая нарастающее давление со стороны наиболее консервативно-ре­акционных группировок внутри страны, администрация Картера постепенно от-f казалась от декларативных акций в "защиту демократии и прав человека". Ее {латиноамериканская политика (как и вся внешняя политика США) утратила, цельность и последовательность, круто эволюционировала вправо и к концу (президентства Дж. Картера свелась к очередному наступлению против "под­рывного влияния коммунизма" в регионе.

Даже в самый разгар кампании в "защиту прав человека" администрация

Картера, критикуя центральноамериканские диктатуры, выступала главным

[образом против чрезмерно жестоких, репрессивных форм правления. Пожалуй,

идеальной формой правления для картеровской администрации в Центральной

Америке, в том числе и в Никарагуа, была бы так называемая диктабланда69.


І^Цит. по: Глинкин А.Н.. Мартынов Б.Ф., Яковлев П.П. Указ. соч. С. 118. См.: Там же. С. 70-74, 95-102.

8 См.: Лазарев М.И..Лунин Б.Н. Договор Торрихоса-Картера: важный шаг на длинном пути //Ла­тинская Америка. 1978. № 2; Иванов Ю.А. Две трети плюс один голос в пользу здравого смыс­ла //США. Экономика. Политика. Идеология, 1978. № 9.

'Диктабланда (dictablund) - "мягкая диктатура". В испанском журнале "Камбио-16" было дано сле­дующее определение: "Между диктатурой и демократией есть переходное состояние, именуемое ди-ггабландой. При режиме диктабланды гражданам не предоставлена полнота гражданских прав и свобод, но они не отняты совсем; нет свободы печати, но отсутствует и предварительная цензура; граждане не являются источниками власти и порядка управления, но они и не заключенные; поли­тические течения не уничтожаются немедленно по возникновении, а их членов не отправляют в концлагеря, но не признается абсолютное право граждан организовываться, как они хотят, и изби­рать то правительство, которое им нравится" (цит. по: Латинская Америка. 1982. № 3. С. 69).



11 История Латинской Америки


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

Но в Никарагуа Сомоса, заливший к этому времени кровью свою страну, фигурой слишком одиозной.

К 1977 г. обстановка в Никарагуа продолжала накаляться. Недовольстве жимом Сомосы проникло во все слои никарагуанского общества. Нарасп стачечное движение. Активизировался буржуазно-либеральный блок Демо тический союз освобождения (ДСО) во главе с известным журналис П.Х. Чаморро. Усиливалась международная изоляция диктатуры.

В этих условиях, пытаясь заручиться поддержкой администрации Карт Сомоса маневрировал, стремился расколоть оппозицию. Так, в 1977 г. он от нил введенные в 1974 г. военное положение и цензуру, немедленно получив мен 2,5 млн долл. срочной военной помощи от США.

Сандинистское движение переживало сложные времена. После гибел 1976 г. К.Ф. Амадора перестало существовать единое Национальное рукової во СФНО. Поиски правильной тактики борьбы привели к выделению вну СФНО трех самостоятельных течений ("тенденций") - "продолжительной родной войны", "пролетариос" и "терсеристов". Однако разногласия между і мя течениями не носили принципиального характера и не привели к окон тельному расколу СФНО: все "тенденции" оставались в рамках фронта и ко динировали свои действия. Тем не менее проблема единства сандинистов, в левых антидиктаторских сил стала в условиях нарастающей вооруженной бо бы ключевым вопросом.

Теоретическое сплочение всех "тенденций" произошло на основе "Воєн политической платформы СФНО", опубликованной в мае 1977 г. В этом до менте давалось определение характера революции в Никарагуа (как сандини ской, народной), ее движущих сил (промышленный и сельскохозяйственн пролетариат при поддержке крестьянства и мелкой буржуазии); была сфорі лирована программа революционно-демократического правительства70.

Действуя на основе принципов, заложенных в этом документе, сандинис выковали в ходе боев с Национальной гвардией Сомосы и практическое един во, явившееся залогом их победы. В стране продолжался процесс консолидаи антидиктаторских сил, ускоренный боевыми операциями сандинистов в сєнті ре 1977 г. и восстанием в январе-феврале 1978 г.

В октябре 1977 г. возникла "группа 12-ти" - влиятельная политическ группировка, включавшая прогрессивную интеллигенцию и духовенство. О заявила о невозможности урегулирования кризиса в стране без участия СФН В апреле-мае 1978 г. был образован Широкий оппозиционный фронт (ШО< объединивший главным образом буржуазно-реформистские круги, выстуш шие за устранение самого Сомосы, но за сохранение существовавшей социаі но-экономической структуры в стране ("сомосизм без Сомосы"). Эта групг ровка пользовалась доверием и среди представителей администрации Дж. Ка тера.

В июле 1978 г. возник еще один политический блок - Движение объедине ного народа (ДОН), который главной своей задачей считал сплочение всех р волюционных сил и мобилизацию народных масс на борьбу с диктатурой.

Вооруженная борьба никарагуанского народа прошла через несколько эт пов71. После дерзкой операции по захвату Национального дворца (22 авгус

70 См: Леворадикальные движения в странах Латинской Америки. М., 1981. С. 40-44, 53-56.

71 Подробнее об этом см. интервью одного из лидеров СФНО, У. Ортеги, чилийской журналист
162 М. Харнекер (Bohemia. 1979. № 52. Р. 4-19).


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

1978 г.) в стране началась всеобщая стачка, переросшая в вооруженное восста-іе. Однако отсутствие достаточной координации в операциях сандинистов, аспыление их сил, нехватка современного оружия и отсутствие четкого плана осстания позволили Сомосе в конце сентября овладеть положением и потопить осстание в крови. 5 тыс. убитых, 7 тыс. раненых - таков кровавый итог войны иктатора против собственного народа.

В октябре 1978 г. США предложили Сомосе провести в Никарагуа плебис-т по вопросу о его пребывании на посту президента, однако Сомоса отверг то предложение. Соединенные Штаты отозвали своего посла из Манагуа и екратили прямые военные поставки в Никарагуа. В то же время Вашингтон е возражал против предоставления Международным банком реконструкции и азвития (МБРР), в котором США играют ведущую роль, займа режиму Сомо-ы в размере 40 млн долл.

Между тем в стране происходила перегруппировка сил. В январе 1979 г. был

здан Национальный патриотический фронт (НПФ), куда кроме ДОН вошли и

олитические группировки, недовольные соглашательской линией ШОФ. Чис-

енность боевых отрядов сандинистов выросла до 5—7 тыс. человек. 7 марта

едставители всех трех "тенденций" подписали соглашение о единстве дейст-

ий и образовали Объединенное национальное руководство СФНО.

В мае 1979 г. на территории Коста-Рики начал работу Совет национального

зрождения Никарагуа в составе представителей СФНО, "группы 12-ти" и

ОФ. В этом же месяце завершилась подготовка к решающему наступлению

ндинистов (операция "Финал").

4 июня в стране началась общенациональная забастовка, и одновременно

развернулось наступление сандинистских вооруженных сил. Уже через три

вня 25 городов и населенных пунктов оказались в руках восставших72. 16 ию-

■ябыло создано Временное правительство с участием СФНО, ДОН, "группы

12-ти".

21 июня 1979 г. госсекретарь США С. Вэнс на совещании министров ино­странных дел стран - членов ОАГ, в большинстве своем осудивших преступле­ния режима Сомосы, высказался за отставку никарагуанского диктатора. В то ке время американский посол по особым поручениям в Коста-Рике У. Боудлер юытался добиться расширения состава Совета национального возрождения Ни­карагуа за счет включения в него угодных США лиц. В Манагуа новый амери­канский посол Л. Пезулло стремился за спиной Сомосы достичь договоренности Е СФНО о возможном сохранении Национальной гвардии и одновременно заиг­рывал с молодыми офицерами-гвардейцами Сомосы, убеждая их отказаться от оддержки шефа. В Конгрессе США требовали немедленного вооруженного мешательства в дела Никарагуа сторонники Сомосы - бывший президент США Р. Никсон, член палаты представителей Д. Мэрфи и др.

Однако все маневры американской дипломатии окончились провалом. 6 июля 1979 г. А. Сомоса покинул страну, отправившись в США, а через три ія, 19 июля, отряды сандинистов вошли в Манагуа. Победа досталась дорогой еной: погибли 50 тыс. человек, 600 тыс. никарагуанцов лишились крова, эко-омика страны была отброшена на 17 лет назад. Начался новый этап в истории карагуанского народа. Правительство Национального возрождения во главе Руководящим советом приступило к осуществлению программы демократиза­ции общественно-политической жизни и восстановления экономики страны.

РСм.: Игнатьев ОК. Штурм Тнскапы. М., 1979. С. 77-78.


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

Падение диктаторского режима и победа сандинистов вызвали новую волну критики центральноамериканской политики администрации Картера справа. Сторонники жесткого подхода в Конгрессе и Пентагоне подталкивали админи­страцию к открытому военному вмешательству в дела Никарагуа. Хотя прези­дент Дж. Картер не решился пойти на это, проявив здравый смысл и считаясь с международной кампанией солидарности с Никарагуанской революцией, в дальнейшем его политика в отношении Никарагуа представляла собой симбиоз "мягких" и "жестких" методов.

С одной стороны, правительство США признало революционное прави­тельство Никарагуа и осенью 1979 г. увеличило экономическую помощь этой стране до 75 млн долл., с другой - уже в конце мая 1979 г. в Вашингтоне была создана специальная оперативная группа по Карибскому бассейну во главе с опытным американским дипломатом Ф. Хабибом, разрабатывались планы рас­ширения американского военного присутствия в субрегионе, использования в критических ситуациях "сил быстрого развертывания". В 1980 г. были проведе­ны крупные военные маневры "Блэк фьюри" и "Солид шилд" с участием 20 тыс. солдат и офицеров, 42 кораблей ВМС и 350 боевых самолетов ВВС США73.

Революция вовлекла в политическую жизнь страны самые широкие слои народа, что выразилось в создании массовых революционных организаций -Сандинистского профцентра трудящихся (более 160 тыс. человек), Ассоциации сельских трудящихся (более 80 тыс. человек), Союза сандинистской молодежи (15 тыс. человек), комитетов сандинистской защиты (КЗС), в которые входили сотни тысяч никарагуанцев. 22 августа 1979 г. было объявлено о создании Сан­динистской народной армии (СНА).

На основе национализированной собственности Сомосы в экономике Ника­рагуа был создан мощный государственный сектор, охватывающий половину всех промышленных предприятий страны и более 40% обрабатываемых земель. Во владение крестьянам и кооперативам было передано около 200 тыс. га зем­ли. Правительство Национального возрождения построило в деревне 7 тыс. до­мов для крестьян74.

Большое внимание сандинистское правительство уделяло вопросам здраво­охранения и образования. За пять революционных лет было построено 9 круп­ных больниц и 348 медпунктов. Детская смертность сократилась с 200 человек на тысячу родившихся до 80 человек, а средняя продолжительность жизни уве­личилась с 45 до 58 лет. Всенародный размах приобрела кампания по ликвида­ции неграмотности. Уже в 1981 г. ею было охвачено 40% населения страны, а число неграмотных сократилось с 50 до 12%75.

На внешнеполитической арене революционная Никарагуа выступала с по­зиций неприсоединения, против усиления гонки вооружения, за ослабление ме­ждународной напряженности, в том числе и в центральноамериканском субре­гионе. Заметно вырос международный авторитет Никарагуа, укрепились ее связи со многими государствами, в том числе с Советским Союзом, Кубой, другими социалистическими странами.

Планы дестабилизации сандинистского режима были разработаны еще до прихода к власти в США администрации Р. Рейгана, летом 1980 г. В январе 1981 г. началась активная обработка американского общественного мнения в

73 См.: Глинкин А.Н. Мартынов Б.Ф., Яковлев П.П. Указ. соч. С. 149.

74 Подробнее см.: Страны Центральной Америки: Тенденции экономического и социально-поли­
тического развития. С. 218-256: Bulmer-Thomas V. Op. cit. P. 232-224.

164 75 Booth J A., Walker Th. Understanding Central America. Boulder, 1993. P. 236, 160.


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности


антисандинистском духе, вылившаяся в настоящую пропагандистскую и пси­хологическую войну против Никара­гуанской революции. В американской печати замелькали сообщения о "пар­тизанских отрядах, переходящих из Никарагуа и Сальвадор (?!) и снабжен­ных кубинским оружием".

Правительство США начало при­
бегать и к экономическим санкциям
против Никарагуа. В феврале 1981 г.
был наложен запрет на поставку в Ни­
карагуа 10 тыс. т пшеницы, а в апреле
того же года прекращена финансовая
помощь. Осенью 1981 г. Соединенные
Штаты пытались блокировать предос­
тавление Никарагуа займов через
Межамериканский банк развития
(МАБР) и МБРР. В 1983 г. США объ- ЭРНЕСТО КАРДЕНАЛЬ - известный поэт,
явили о сокращении на 90% своих за- борец против диктатуры Самосы

купок сахара в Никарагуа. Этот пере- -------------------------------------------

чень можно было бы продолжать.

Экономические меры давления на Никарагуанскую революцию сочетались с политическими. Так, в августе 1981 г. помощник госсекретаря США по межаме­риканским делам Т. Эндерс на переговорах с членами сандинистского прави­тельства пытался связать вопрос о возобновлении американской экономиче­ской помощи с выполнением ряда политических условий, неприемлемых для Никарагуа.

Как и в случаях с Гватемалой в 1954 г. и Кубой в 1961-1962 гг., администра­ция США пыталась изолировать Никарагуанскую революцию и уничтожить ее с помощью своих латиноамериканских союзников. Бывший госсекретарь США А. Хейг, выступая на XI сессии ОАГ в декабре 1981 г., определил Никарагуа как "основной источник нестабильности и угрозы миру в Центральной Америке". Ударным кулаком против Никарагуа было призвано стать созданное под эгидой Вашингтона в январе 1982 г. так называемое Центральноамериканское демо­кратическое сообщество (ЦАДС). В него вошли Сальвадор, Гондурас, Коста-Рика, а позднее и Гватемала. Новый военно-политический блок должен заме­нить Центральноамериканский совет обороны (ЦАСО), развалившийся после свержения диктаторского режима Сомосы.

В принятой на встрече министров иностранных дел стран - членов ЦАДС в январе 1982 г. совместной декларации было заявлено о намерении противосто­ять "марксистскому заговору", о "сотрудничестве ради общей безопасности", о "необходимости борьбы с внутренней и внешней агрессией с помощью органов межамериканской юридической защиты" и т.д.

Готовясь к открытому военному вторжению в Никарагуа, администрация Р. Рейгана фактически начала необъявленную войну в Центральной Америке. Самолеты и корабли США непрерывно вторгались в воздушное пространство и территориальные воды страны. Весной 1984 г., нарушая все международные нормы, США провели минирование никарагуанских портов. Территория сосед­него Гондураса была превращена в плацдарм для будущей интервенции против 165


Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности

Никарагуа, туда под видом маневров были введены тысячи американских coj дат и доставлено большое количество боевой техники.

Огромную поддержку Соединенные Штаты оказывали в подготовке и оси; щении отрядов интервентов из числа бывших национальных гвардейцев Соме сы и противников сандинистов.

Уже в ноябре 1981 г. администрация Р. Рейгана выделила для этих целе 19 млн долл. Около 15 тыс. контрреволюционеров ("контрас") совершали н«прерывные вооруженные налеты с территории Гондураса и Коста-Рики на прі граничные районы Никарагуа, стремясь создать там опорные пункты.

Только за четыре месяца 1984 г. было совершено 390 нарушений воздушно го пространства Никарагуа (в том числе более 40 раз военными самолетам США), 158 нападений с территории Гондураса, 180 нападений с территори Коста-Рики. Корабли ВМС США 83 раза вторгались в территориальные водь Никарагуа76.

С марта 1982 по июнь 1984 г. Соединенные Штаты истратили на подрывньк операции против Никарагуа 73 млн долл. В 1984 г. президент Р. Рейган потре бовал у Конгресса выделения еще 21 млн долл. в качестве помощи контррево люционным группировкам77.

В речи, посвященной 5-й годовщине победы Сандинистской революции Д. Ортега подчеркнул, что за 3,5 года этой необъявленной войны Вашингтоне против суверенного государства погибли 7500 никарагуанских патриотов. Эко] номике страны нанесен ущерб в 128 млн долл.78

Эскалация агрессивных действий против республики вынудила правительст­во Никарагуа ввести в стране с 15 марта 1982 г. чрезвычайное положение. Ру­ководство СФНО неоднократно обращало внимание на факт агрессии со сторо­ны США и обсуждало вопрос о незамедлительном ее прекращении в Совете Безопасности ООН и других международных организаций.

Администрация Р. Рейгана стремилась скоординировать усилия двух круп­ных контрреволюционных организаций - "Демократические силы" и "Демокра­тический революционный альянс", чтобы нанести одновременный удар с терри­тории Гондураса и Коста-Рики, захватить часть никарагуанской территории, провозгласить там власть контрреволюционного "временного правительства", которое незамедлительно обратилось бы за военной помощью к Соединенным Штатам. Большие надежды возлагали в Вашингтоне и на активизацию внутри Никарагуа оппозиционных сил - легально действующих буржуазных партий, верхушки католической церкви и т.д., что ослабило бы позиции СФНО.

4 ноября 1984 г. в Никарагуа прошли первые в истории страны всеобщие де­мократические выборы. Все попытки внутренних и внешних врагов революции сорвать выборы оказались тщетными. Президентом страны был избран Дани­эль Ортега, вице-президентом - Серхио Рамирес, получившие 67% голосов из­бирателей79. Итоги выборов наглядно свидетельствовали об упрочении народ­ной власти, о дальнейшем углублении демократического процесса. Новым под­тверждением этого явилось вступление Д. Ортеги в должность президента 10 января 1985 г. и созыв Национальной ассамблеи, где были представлены семь основных политических партий страны, включая и оппозиционные. Ассамблея

76 См.: Dunkerley J. Op. cit. P. 316-317.

77 LaFeber W. Op. cit. P. 305-310.

78 См.: Granma. 1984. 21 Jul. 166 79 Dunkerley J. Op. cit. P. 279.


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности



 


Никарагуанская делегация в Горках Ленинских, 1984 г. (3-й справа в первом ряду

ДАНИЭЛЬ ОРТЕГА)


развернула работу над проектом новой демократической конституции Никара­гуа. Критика агрессивной политики США большинством латиноамериканских го­сударств и даже союзниками Соединенных Штатов по НАТО (примером может служить скандал, связанный с поставками американского оружия Ирану и исполь­зование полученных средств для финансирования военных операций никарагуан­ских "контрас" - так называемый "ирангейт") вынуждала администрацию Р. Рей­гана маневрировать, демонстрировать время от времени показное миролюбие. Так, летом 1984 г. в Мансанильо (Мексика) начались американо-никарагуанские переговоры, вскоре, однако, в одностороннем порядке прерванные США.



Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

ВИОЛЕТТА ЧАМОРРО

Наряду с непрекращающимся внешним давлением со стороны США и изн; рительной войной с "контрас" (за годы гражданской войны 1980-1988 гг. в стр; не погибли свыше 43 тыс. никарагуанцев) значительное влияние на ход Никар; гуанской революции оказали и внутренние факторы, прежде всего общее уху; шение экономической ситуации и ошибки, допущенные сандинистским рук< водством. К концу 80-х годов в стране явно наблюдался общий спад поддержи революционных преобразований. По словам бельгийского политолога Ф. Ут! ра, «удушающее влияние американского эмбарго, милитаризация страны, дш ление со стороны мировой экономики привели к введению режима строгих о] раничений. Аграрная реформа облагодетельствовала безземельных крестьяі но не учла интересы значительной части мелких землевладельцев, которы превратились в социальную базу "контрас"»80.

Используя усталость и разочарование в характере политики правительств сандинистов среди значительной части населения страны, оппозиция выступил с лозунгом прекращения войны, отмены американского эмбарго и проведени экономической политики, направленной на процветание всех слоев обществ! Следует учесть и ослабление внешнеполитической и экономической поддержк со стороны Советского Союза, переживавшего немалые экономические и полі тические трудности в тот период.

С февраля 1987 г. начался усиленный поиск выхода из никарагуанского крі зиса в контексте укрепления общей стабильности в регионе. Президентом Коста

168 80 Утар Ф. Никарагуа - упущенная возможность // Латинская Америка. 2002. № 6. С. 43.


Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности

Рики О. Ариасом был выдвинут план урегулирования вооруженного конфлик­та в Центральной Америке, предусматривавший прекращение военных дейст­вий в субрегионе, начало переговорного процесса между сандинистами и "конт­рас", подготовку планов развития экономического восстановления стран - уча­стников конфликта81.

План Ариаса получил в целом поддержку (хотя и неоднозначную) и со сто­роны центральноамериканцев, и со стороны администрации США. Разработка плана мирного урегулирования велась как в рамках инициативы коста-рикан­ского президента, так и в формате "плана Эскипулас", подписанного в августе 1987 г. президентами пяти центральноамериканских стран. В августе 1987 г. план Ариаса приняли сандинисты. Администрация Р. Рейгана сменила в этот момент тактику. Пришедшая ей на смену команда Дж. Буша (Старшего), с одной стороны, оказала некоторый нажим на "контрас", стремясь продемонстриро­вать свое желание способствовать скорейшему урегулированию конфликта, с другой - продолжала экономический бойкот сандинистского правительства, об­виняя его в вооруженной поддержке партизан Сальвадора.

В то же время значительно сократилась экономическая и военная помощь Никарагуа со стороны стран бывшего социалистического лагеря и в первую очередь из СССР. Все это способствовало ослаблению позиций сандинистов внутри страны. В результате сандинисты потерпели неожиданное политическое поражение на всеобщих выборах в феврале 1990 г. и согласились демократиче­ским путем передать власть кандидату оппозиции Виолетте Чаморро, получив­шей 55% голосов избирателей (лидер сандинистов Д. Ортега получил 41%)82.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.055 с.)