Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кризис и оппозиционные движенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(1956-1972) 50-60-е годы стали временем экономического застоя и кризиса. С 1956 по 1972 г. валовой внутренний продукт страны упал на 12%, а заработная плата за десятилетие с 1957 по 1967 г. сократилась на 40%13. Элементы стагнации стали проявляться в экономике Уругвая с 1955 г. Затем они переросли в полномасштабный кризис, потрясший экономику страны. ™D`EUaG. Op. cit. P. 29-33. ч Pendle G. Uruguay. L., 1985. P. 303. 12 McSherry S., Sardar S. The Economic and Political Structure of Uruguay: 1945-1973 // Economics. 1999. 20 Oct. Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем Насколько высокими были показатели экономического роста в предшествующий период, настолько глубокой оказалась пропасть кризиса, одного из самых острейших на континенте. С 1955 г. года ВВП в реальном исчислении не был превышен вплоть до 1966 г. Но небольшое превышение было весьма кратковременным, похожим на ремиссию перед окончательным крахом. Уже в 1967 г. ВВП вновь оказался ниже уровня 1955 г. В условиях постоянного роста населения (ежегодный прирост составлял в среднем 1,3%) кризис экономики оказал самое негативное воздействие на уровень реальных доходов. В 1970 г. ВВП в пересчете на душу населения сократился до уровня начала 50-х годов. Стагнация и кризис привели к серьезным структурным изменениям в экономике страны. В Уругвае принято деление экономики на три сектора - первый (продукция животноводства и связанных с ним отраслей экономики), второй (промышленность и строительство) и третий (торговля, банковская и финансовая сфера). До 1955 г. первый сектор возрастал ежегодно в среднем на 4%. Однако сокращение спроса на мировом рынке на продукцию животноводства и соответствующее падение цен привели к сокращению его доли в экономике страны с 18% в 1945 г. до 14% в 1970 г. Резко упала продукция второго сектора. За период 1957-1970 гг. среднее ежегодное падение обрабатывающей промышленности составило 0,9%, а строительства - 7%. Но несмотря на это доля второго сектора в ВВП возросла с 21% в 1945 г. до 29% в 1970 г., что свидетельствует о глубине кризиса первого, главного для экономики страны, сектора. Вслед за реальными секторами экономики кризис распространился и на третий сектор - торговую, банковскую и финансовую деятельность (несмотря на лихорадочный рост финансовых спекуляций и махинаций, связанных с кредитами МВФ и вовлечением страны в русло неолиберального "свободного рынка"). Третий сектор падал в период 1945-1970 гг. со средней скоростью 1,7% в год. И доля этого сектора в ВВП страны сократилась за тот же период с 61% в 1945 г. до 57%) в 1970 г.14 Безработица удвоилась - с 4% в период 1945-1955 гг. до средней цифры 9% в период 1955-1970 гг.15 Эти официальные цифры не дают истинного представления о масштабах безработицы (особенно в годы кризиса), так как в них не учитывались частично безработные, имеющие возможность устроиться на работу хотя бы на несколько часов в неделю, а также та многочисленная прослойка населения, которая отчаялась найти работу и перестала регистрироваться на бирже труда. Рост безработицы привел к резкому ухудшению общих показателей уровня жизни по стране, драматическому росту пропасти между богачами и бедняками; а вкупе с сокращением государственного сектора, социальных выплат и пособий, ростом иностранных предприятий в банковской сфере и покупкой иностранцами земельных владений и латифундий, резким скачком задолженности правительства по иностранным займам и кредитам он привел к обострению политических антагонизмов16. На завершающем этапе президентского срока А.Мартинеса Труэбы начались перебои в экономике страны. К окончанию Корейской войны наметился спад спроса на поставки шерсти из Уругвая (которая использовалась для зимней униформы американской армии). Соответственно понизились цены на экспорт- 14 McSherry S., Sardar S. Op. cit. 15 Finch M.H.J. Op. cit. P. 286. 392 16 Real de Azua С El impulso у su freno. Montevideo, 1964. P. 125-132. Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем ную сельскохозяйственную и животноводческую продукцию. Возросла безработица, начались забастовки и демонстрации протеста трудящихся. Финансовые средства, получаемые от экспорта продукции животноводства, постоянно сокращались, так как отрасль пребывала в состоянии стагнации с конца 20-х годов. Их не хватало на обеспечение развития жизненно важной для страны импортзамещающей промышленности17. С 1955 г. начался кризис в промышленности, сопровождавшийся ростом инфляции и цен. В то же время экономические трудности усугублялись сокращением экспорта шерсти в США и негативными последствиями торговой политики этой страны, установившей протекционистские барьеры для импорта сельскохозяйственной продукции и помогавшей своим фермерам реализовывать на внешнем рынке (в том числе и на рынке латиноамериканских стран) излишки сельскохозяйственной продукции по заниженным ценам. Правительство Уругвая было вынуждено прибегнуть к займам, затем девальвировать песо. Темпы инфляции выросли до 60% в год и выше, рушилась сфера услуг, закрывались промышленные предприятия18. В 1951 г., не без давления со стороны проамериканских кругов, вовлекшихся в антикоммунистическую истерию времен "холодной войны", был инициирован раскол во Всеобщем союзе трудящихся (ВСТ) (Union General de Trabajado-res), профсоюзном центре страны, созданном в 1942 г., и занимавшем четкие классовые позиции. Из него вышла умеренная фракция, создавшая Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ). Однако это не смогло остановить мощную волну забастовочного движения. В 1952 г. правительство пыталось подавить эту волну репрессивными законодательными мерами. Национальный совет правительства ввел систему чрезвычайных законов "по защите конституции", известных более как "чрезвычайные меры безопасности"19. Забастовки и акции протеста побудили правящие круги пойти на ряд уступок. В 1958 г. Генеральная ассамблея приняла закон о государственном страховании рабочих на период забастовок, а также закон о выплатах женщинам по уходу за ребенком. Студенческие и рабочие организации своей борьбой вынудили Генеральную ассамблею принять так называемый "Органический закон об университетах", согласно которому правительство признавало автономию Университета Республики, а также права университетского органа самоуправления, состоящего из профессорско-преподавательского состава и студентов, на руководство университетом20. Однако забастовочная борьба не стихала. На ее гребне в 1958 г. впервые после 94-летнего перерыва на президентских выборах победила Национальная партия. "Независимые националисты", которые образовали "Демократический союз Бланко" (ДСБ) (Union Blanca Democrбtica), согласились отдать свои голоса традиционной Национальной партии эрреристов (сторонников Луиса Альберто де Эрреры (1873-1959) - крайне правого деятеля, лидера Национальной партии). Таким образом восстановилось единство партии "Бланко", нарушенное в 1939 г., когда был принят закон, препятствовавший созданию политических избирательных коалиций, которые могли бы угрожать существующей двухпартийной системе. Именно тогда "независимым националистам" было разрешено 17 Finch M.HJ. Op. cit. P. 287-290. і» Buzetti J. Op. cit. P. 173-180. 19 Pintos F.R. Historia del movimiento obrero del Uruguay. Montevideo, 1960. P. 205-212. 20 Ibid. P. 212-215. 393 Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем участвовать в выборах в качестве самостоятельной партии, вне эрреристов из Национальной партии. Узаконенный тогда раскол в Национальной партии и существование двух независимых "бланкистских" партий продолжались вплоть до 1958 г.21 Помимо того Эррера объединил усилия с Нардоне и его объединением ФЛАД, которое трансформировалось из правого аграрного союза в политическое движение. Все эти объединительные шаги на правом фланге в условиях тяжелейшего экономического кризиса способствовали приходу к власти Национальной партии. Она победила и на следующих выборах. "Бланкос" не стали менять сложившуюся при "колорадос" систему "колехи-адо", поэтому в 1959-1966 гг. обязанности президента страны исполняли поочередно Мартин Эчегойен, Бенито Нардоне, Эдуардо Виктор Аэдо, Фаустино Ар-рисон, Даниэль Фернандес Креспо, Луис Джаннаттасио, Вашингтон Бельтран, Альберто Эбер. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПРАВЛЕНИЕ "БЛАНКО" (1959-1967) С марта 1959 по февраль 1967 г. в стране сменилось восемь правительств, сформированных Национальной партией (с каждым новым исполняющим обязанности президента страны в составе Национального совета правительства менялся и состав кабинета министров). Смерть Эрреры в 1959 г. усилила трения внутри партии "Бланко" и продемонстрировала шаткость тех предвыборных пактов, которые привели партию к победе. Экономический кризис и социальные волнения масс не стихали, а напротив, усилились с середины 50-х годов, и начало нового десятилетия было встречено уругвайцами в обстановке тревоги и мрачных предчувствий. Во время выборов 1962 г. инфляция достигла рекордного по тем временам 35%-ного уровня22. Партия "Колорадо" второй раз потерпела поражение, но на сей раз с гораздо меньшим отрывом (если в 1958 г. он составил 120 тыс. голосов, то теперь лишь 24 тыс.). В Национальной партии произошел раскол. ДСБ примкнул к одной из отколовшихся фракций эрреристов, так называемым "ортодоксам", во главе с Эдуардо Виктором Аэдо. Вторая фракция из числа эрреристов во главе с Мартином Эчегойеном продолжала поддерживать альянс с организацией ранчерос ФЛАД во главе с Нардоне. В то же время усилились расхождения и в партии "Колорадо", где наметился раскол между фракцией "Список 14" и движением "Единство и реформа". Важные изменения происходили и среди так называемых "малых" партий. Католики сформировали Христианско-демократическую партию (ХДП) (Partido Democrata Cristiano). Коммунисты вошли в коалицию с другими левыми партиями и сформировали "Левый фронт за победу" с весьма многозначительным сокращенным названием "Фидель" (Frente Izquierda de Liberdad - Fidel). А Социалистическая партия Уругвая установила связи с интеллигенцией, разочарованной положением в стране и в большинстве своем выходившей из традиционных партий "Колорадо" и "Бланко", и сформировала свою коалицию "Народный союз" (Union Popular)23. 21 Gonzales L. Political Structures and Democracy in Uruguay. Notre Dame, 1991. P. 45-48. 22 Faraone R. El Uruguay en que vivimos. 1900-1965. Montevideo, 1965. P. 235. 23 Uruguay, a country study: Federal Research. Division, Library of Congress / Ed. Rex A. Hudson and Sandra Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем Незначительный перевес, который правящая партия получила на выборах, а также внутрипартийные расколы усугубили обстановку неуверенности и политического ступора, которая проистекала из упорного нежелания консервативных кругов (прежде всего, латифундистов и ранчерос), составлявших стержень партии, проводить в обществе какие-либо преобразования в интересах обездоленного народа. В 1964 г. произошла некоторая перегруппировка политических сил внутри традиционных партий после смерти двух известных уругвайских политиков -Батлье Берреса и Нардоне. В том же году рабочее движение страны сформировало единый профсоюзный центр - Национальную конвенцию трудящихся (НКТ) (Convenciуn National de Trabajadores). Примерно в то же время на политической арене стала заметной новая организация, которой было суждено получить впоследствии всемирную известность. В 1962 г. юрист по образованию Рауль Антонасио Сендик создал вместе со своими товарищами радикальную социалистическую организацию Движение за национальное освобождение -Тупамарос (ДЗНОТ) (Movimiento de Liberacion Nacional-Tupamaros). Названное тупамарос в честь вождя индейцев Тупака Амару II, возглавившего восстание против испанского ига в Перу в 1780 г., оно ратовало за развертывание социалистической пропаганды и революционный переход к социализму24. С экономической точки зрения победа "бланкос" в 1958 г. дала значительные преимущества латифундистам и ранчерос. Их полная ориентация на внешний рынок, отсутствие заботы о национальной экономике (и даже об интенсивном развитии своей же собственной, животноводческой отрасли), эгоистическое радение только о кошельке и вкладах в иностранные банки определили характер экономической политики в годы правления Национальной партии. "Бланкос" с готовностью пошли на внедрение в стране неолиберальной модели "свободного рынка", направленной на уничтожение государственного сектора экономики, ускоренную "приватизацию", ликвидацию умеренного протекционизма, (характерного для политики "колорадос"), и фактическое уничтожение местной индустрии под ударами "свободной конкуренции" со стороны дешевых, субсидируемых правительством товаров из США. Кроме того, дополнительным ударом для национальной промышленности стала отмена дифференцированных обменных курсов валют, которые частично перераспределяли выручку от экспорта в целях стимулирования местной импортзамещающей промышленности. В 1960 г. "бланкос" подписали первое "соглашение о намерениях" с МВФ, и с этого момента на шее страны с каждым годом все туже стала затягиваться удавка внешних долгов, процентов, выплат по процентам и т.д. и т.п.25 В соответствии с указаниями МВФ правительство девальвировало песо, ввело унифицированный обменный курс, единый "свободный" обменный рынок валют, а также отменило все протекционистские меры и декларировало введение "свободного экспорта и импорта товаров и услуг". Все эти меры встречали полное одобрение со стороны крупных землевладельцев и ранчерос, однако рикошетом ударили и по ним после того, как кризисные явления в стране не только не снизились, но напротив, достигли максимальной остроты. За 1963-1967 гг. инфляция ежегодно росла в среднем на 50%, и в дополнение к ней масштабные финансовые аферы и спекуляции наряду с невозможностью платить по фанта- 24 Arras A. Collective Memory and Participation in Democracy: The case of the Tupamaros. Princeton, 1998. 25 Traversoni A. Historia del Uruguay у de America. Montevideo, 1965. P. 168-172. 395 Глава ІЗ. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем стически растущим долгам привели страну в 1965 г. к сильнейшему банковскому и финансовому кризису26. Яростная борьба стремительно нищавших "низов" привела к тому, что в том же 1965 г. в стране было введено временное чрезвычайное положение с приостановкой действия гражданских прав и свобод (в том числе права на собрания и манифестации). Правительство Уругвая слепо следовало всем указаниям, идущим от США и МВФ, не только по причине давления со стороны своих "спонсоров" из числа землевладельцев-латифундистов. Оно рассчитывало получить максимум выгод от широко разрекламированной программы "Союза ради прогресса", основного стратегического проекта администрации Дж.Ф. Кеннеди в отношениях со странами Латинской Америки, направленного (как утверждалось его создателями) на "развитие и модернизацию" латиноамериканских государств. Для получения дополнительных кредитов и финансовой "помощи" (которые использовались бы, как всегда, для финансовых афер и рассовывания по карманам высших чиновников) уругвайские власти были готовы исполнить любые прихоти "дяди Сэма". Они даже в соответствии с рекомендациями "Союза" подготовили десятилетний план развития страны. Но ни один из пунктов этого плана не был выполнен, как не были получены и вожделенные суммы от США. Но если Дж.Кеннеди в своей внешней политике по отношению к южным соседям полагался на посулы денежных подачек и приманку "латиноамериканской демократии", то после его гибели новый президент Л. Джонсон решил, что гораздо надежней использовать привычные средства - диктатуру лояльных США "сукиных сынов" и подавления силой оппозиционных движений. К середине 60-х годов, стремясь найти некое внеклассовое объяснение кризисных явлений в экономике, как "бланкос", так и "колорадос" обрушились с критикой на систему "колехиадо". На выборах 1966 г. проводилось голосование не только за кандидатов от партий, но и за принятие трех поправок к конституции страны. С этими принятыми поправками, одобренными обеими традиционными партиями, с 1967 г. вошла в силу новая конституция, согласно которой отменялась система коллективного высшего исполнительного органа власти, вводилась система президентского правления при увеличении полномочий президента. Срок президентского правления увеличивался до пяти лет. Помимо того, была отменена система соучастия ("три плюс два") при назначении советов государственных предприятий и коллегий министерств, а также созданы новые ведомства - Управление планирования и бюджета, Центральный банк Уругвая и Банк социального вспомоществования. Пожалуй, единственным положительным итогом правления "бланкос", да и то лишь возродившим реформу Батлье-и-Ордоньеса 50-летней давности, стало введение обязательного среднего образования27. Правление Национальной партии ухудшило положение в стране. В 1966 г. была ратифицирована новая конституция, которая свернула систему "колехиадо" и вернула страну к президентской системе. Выборы в этом году привели к власти представителей правого крыла партии "Колорадо". Президентом страны стал Оскар Даниэль Гестидо, после смерти которого 6 декабря 1967 г. этот пост занял вице-президент Хорхе Пачеко Ареко (1967-1972). Правительству партии Колорадо также не удалось снизить остроту экономического кризиса. 26 McSherry S., Sardar S. Op. cit. 396 27 Kaufman E. Uruguay in Transition. New Brunswick, 1979. P. 11-15. Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем Недовольство населения выражалось в росте забастовочной борьбы, демонстрациях, акциях протеста. Многие из них были организованы коммунистами во главе с Р. Арисменди. Избирательное законодательство 1939 г. запрещало левым партиям блокироваться на выборах, поэтому коммунисты и социалисты выступали на выборах независимо друг от друга, и эта ситуация сохранялась на всех выборах вплоть до 1971 г., когда был создан "Широкой фронт" с участием всех левых и оппозиционных сил. После четырех лет начальной организации, дискуссий и проведения первых акций "тупамарос" консолидировали свои ряды на I национальном съезде в 1965 г. В ДЗНОТ влились представители университетского студенчества, выходцы из среднего класса, и рабочая молодежь. Находясь под впечатлением победы социалистической революции на Кубе, они считали вооруженную борьбу против уругвайской буржуазии единственно возможным путем для достижения целей национального освобождения и социализма. В течение нескольких лет численность организации постоянно росла, и в 1966—1969 гг. ДЗНОТ консолидировало свои силы. На этом этапе "тупамарос" совершали вооруженные вылазки с пропагандистской целью в рамках тактики "городской партизанской войны". Многие из акций были весьма яркими и вызывали сочувствие у радикально настроенных уругвайцев. "Тупамарос" мастерски грабили банки и казино, захватили на некоторое время небольшой город и через местную радиостанцию передали в прямой эфир свой манифест, захватывали в качестве заложников государственных чиновников и иностранных (чаще всего американских) дипломатов28. Рост радикализации уругвайского общества вызывал растущую тревогу не только у местной элиты, но и у их североамериканских покровителей. ПАЧЕКИЗМ (1967-1972) Учитывая расширение масштабов социально-экономического кризиса, неудивительно, что партия "Колорадо" победила на выборах в ноябре 1966 г. В марте 1967 г. президентское кресло занял отставной генерал Оскар Гестидо, который занимал пост директора Государственной администрации железных дорог. Он получил на выборах поддержку главным образом от Союза Колорадо и бат-льистов (Union Colorada у Batllista), в который вошли члены "Списка 14" и другие представители правого крыла "Колорадо". С июня по ноябрь 1967 г. правительство при поддержке батльистов пыталось найти выход из создавшейся с 1959 г. тяжелейшей экономической ситуации на путях прежнего, традиционного для батльизма национально-ориентированного подхода с опорой на местные ресурсы и государственный сектор в экономике. Однако в ноябре этот прогрессивный курс был свернут, и на место министра экономики и финансов был назначен Сесар Чарлоне, разработавший и проводивший в жизнь в свое время антибатльистскую экономическую политику правительства Терры. Он сразу же пошел на поводу у МВФ, приняв к исполнению все его указания, вновь ввел унифицированные ставки обмена валют и девальвировал песо. Инфляция в 1967 г. превысила 100%, установив рекорд за всю предшествующую историю страны29. 28 Arras A. Op. cit. P. 13-20. » Morrison М. Uruguay. N.Y., 1992. Р. 48-49. Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем В декабре президент Гестидо внезапно умер, и его пост занял вице-президент Хорхе Пачеко Ареко (1967-1972). Доселе малоизвестный политик и бывший редактор газеты "Эль Диа", Пачеко оставил свой специфический след в истории Уругвая, благодаря чему возник даже особый термин пачекизм. В течение первой недели пребывания на высоком посту Пачеко подписал декрет о запрете деятельности Социалистической партии Уругвая, других левых партий и организаций, а также их органов печати, обвинив их в "подрыве конституционного порядка и призывах к вооруженной борьбе"30. Для проведения монетаристской реформы под эгидой МВФ, план которой был утвержден в 1968 г., Пачеко назначил Алехандро В.Вильегаса директором Управления по планированию и бюджету. Для сдерживания инфляции в июне 1968 г. Пачеко декретировал замораживание цен и заработной платы. Он создал также Комиссию по производительности труда, ценам и доходам (Comisiуn de Productividad, Precios e Ingresos) для поддержания фиксированных цен на основные продукты питания. В результате антинародных экономических мероприятий правительства реальная заработная плата по стране снизилась до рекордного за десятилетие уровня, а годовые темпы инфляции достигли к июню 1968 г. максимального уровня в 183%31. Созданная в то время коалиция профсоюзных организаций (НКТ), сопротивлялась экономической политике правительства. К массовому оппозиционному движению примкнули наряду с трудящимися, студенты и прогрессивная интеллигенция. Правительство все чаще прибегало к насильственному подавлению участившихся забастовок, маршей и демонстраций протеста, студенческих выступлений. Убийство полицейскими одного из студентов, Л. Арсе, во время студенческой акции протеста вызвало массовые выступления, которые парализовали столицу страны и обострили отношения между студенчеством и правительством. Те кратковременные меры безопасности (ограничение чрезвычайного положения), которые были предусмотрены конституцией для выхода из экстраординарных обстоятельств и применялись на короткие промежутки времени в 1952 и 1965 гг., при Пачеко действовали фактически непрерывно в течение всего срока его президентства. Президент оправдывал введение этих мер (как и такой оригинальной меры по подавлению забастовочной борьбы банковских и государственных служащих, как объявление этих категорий призванными на действительную воинскую службу) ростом вооруженного сопротивления городских подпольщиков - "тупамарос". К концу 60-х годов деятельность "тупамарос" -налеты на банки, иностранные компании и учреждения власти, похищения заложников, убийства наиболее одиозных фигур режима - получили известность не только в Уругвае, но и во всем мире. Генеральная ассамблея дважды проголосовала за введение режима полной приостановки всех гражданских и политических свобод в стране - первый раз на 20 дней после убийства "городскими партизанами" в августе 1970 г. офицера безопасности США Дана Митрионе, который обучал местных полицейских методам "выбивания" показаний из оппозиционеров путем применения самых варварских пыток. И второй раз - на 40 дней вслед за похищением британского посла Джеффри Джексона в январе 1971 г. которое также подготовили и осуществили "тупамарос". 9 сентября 1971 г., после сенсационного побега из самой зо Finch M.H.J. Uruguay. Oxford, 1989. P. 191. 398 зі McSherry S., Sardar S. Op. cit. Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем охраняемой тюрьмы (с издевательским названием "Либертад" - "Свобода") более 100 политзаключенных-"тупамарос" во главе с их лидером Р. Сендиком Пачеко дал распоряжение о привлечении вооруженных сил страны к антипартизанской борьбе. В ноябре 1971 г. в относительно спокойной обстановке ("тупамарос" объявили о перемирии на этот период) прошли общенациональные выборы. Они отразили углубляющийся раскол в уругвайском обществе. Пачеко старался провести через парламент принятие соответствующей поправки к конституции, которая давала бы ему возможность стать президентом на второй срок. Левые партии и организации смогли создать коалицию, в которую они привлекли часть сторонников из партии "Колорадо" (так называемый "Список 99"). Это новое общественное объединение было названо Широким фронтом (Frente Amplio). В Национальной партии фракция эрреристов избрала в качестве своего кандидата на пост президента сторонника "жесткой линии" генерала Марио Агеррон-до. Либералы из числа "колорадос" поддержали реформистскую программу нового движения "За отечество" ("Рог la Patria"), возглавляемого сенатором Уил-соном Феррейрой. Конституционная поправка, за принятие которой ратовал Пачеко, не прошла в парламенте, но на "самых грязных в истории страны" выборах победил ставленник Пачеко от партии "Колорадо" Хуан Мариа Бордаберри. Ему приписали победу с перевесом лишь в 10 тыс. голосов избирателей после весьма загадочного перерыва в подсчете бюллетеней. Весьма показательно, что даже по официальным документам этих подтасованных выборов наибольшее число голосов избирателей получил Феррейра - 26% по сравнению с 24% у Бордаберри (плюс 18% голосов, поданных за блок левых партий, Широкий фронт, которые они отдали Феррейре). Но по уругвайской конституции, голоса фракций, самостоятельно выдвигающих свои кандидатуры на пост президента, могут передаваться в пользу кандидата, получившего большинство голосов среди других фракций той же партии. Поэтому путем приписок победу отдали Бордаберри32. Выборы знаменовали полный отход от традиционного двухпартийного деления. На политической арене появились новые политические силы, вовлекшиеся в непримиримую борьбу по политическим, социальным, экономическим и идеологическим линиям. В начале 1972 г. экономическая и внутриполитическая ситуация вновь вышла из-под контроля правительства, слепо исполняющего приказания Вашингтона и его финансовых структур. И тогда в целях наведения "соответствующего порядка", было принято решение о передаче власти в руки военных. ВОЕННАЯ ДИКТАТУРА (1973-1984) Неспособность и нежелание как "Колорадо", так и "Бланко" реформировать экономику в интересах общества привели к радикализации "низов". Большинство оппозиционных партий и движений выступали против экономической политики правительства, направленной на рост пропасти между богатыми и бедными, на всемерное поощрение и поддержку олигархов, "элиты" общества. f» Bates P. Government & Politics of Uruguay. N.Y., 1984. P. 288-291. 399 Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем Правительство вместо проведения реформ в интересах обездоленных слоев общества усилило репрессии против оппозиции. Президент Пачеко Ареко фактически установил в стране чрезвычайное положение на весь срок правления, использовав статьи принятой в 1966 г. конституции. Движение "тупамарос" было самым жесточайшим образом подавлено к концу 1972 г., однако это не привело (и не могло привести) к смягчению экономического кризиса. Экономические тяготы продолжали плодить и множить ряды оппозиционеров-радикалов. И тогда правящие круги (при полной поддержке из США) произвели в 1973 г. государственный переворот, закрыв парламент и арестовав всех видных лидеров оппозиции. Власть фактически перешла в руки военной хунты33. В марте 1972 г. Бордаберри (1972-1976) приступил к исполнению обязанностей президента. Он пришел к власти от партии "Колорадо", но показателем практического отсутствия расхождений между ними и "бланкос" стало то, что Бордаберри был активным членом крайне правой даже в рамках Национальной партии организации ФЛАД во главе с Нардоне. Более того, он избирался в сенат от Национальной партии. Победа на президентских выборах с минимальным преимуществом заставила его искать поддержку среди правых фракций и движений. И он получил ее от эрреристской фракции Национальной партии (во главе с Марио Агеррондо), а внутри своей партии - от значительно поправевшей фракции "Единство и реформа" во главе с Хорхе Батлье Ибаньесом, сыном Луиса Батлье Берреса, который основал эту фракцию34. Бордаберри назначил одного из руководителей этой фракции, Хулио Мариа Сангинетти министром образования и культуры. Сангинетти провел реформу образования, объединив систему начального, среднего и профессионального обучения под эгидой Национального совета по образованию (Consejo Nacional de Educaciуn), а также установил обязательность проведения тайных выборов университетских органов самоуправления. Помимо того, фракция "Единство и реформа" стала инициатором экономической реформы, разработала пятилетний план развития страны, принятый правительством. Он, правда, мало чем отличался от стратегии других фракций как "Колорадо", так и "Бланко" в своей опоре на лозунг "свободного рынка", неолиберальные и монетаристские принципы, которые, по их пропагандистским утверждениям, должны были расширить влияние финансовых и коммерческих структур, а также привести к притоку иностранных займов и инвестиций35. Параллельно антинародному неолиберальному курсу, проводимому по указке США и международных финансовых структур, правительство оказывало максимальную бюджетную поддержку армии, в ущерб другим сферам (образованию, науке, здравоохранению, социальным выплатам и гарантиям). Сворачивались права и свободы граждан, правительство разработало законопроект по ликвидации ограниченной автономии университетского самоуправления, в то же время постоянно расширяя полномочия полиции и армии36. Когда "тупамарос" возобновили свою подпольную вооруженную борьбу после объявленного на шесть месяцев перемирия для проведения выборов с октября 1971 по апрель 1972 г., они столкнулись с невероятно расширенным репрес- 33 Gillespie C.G. Negotiating Democracy: Politicians & Generals in Uruguay. Cambridge. 1991. P. 33-40. 34 Felde A.Z. Proceso historico del Uruguay. L., 1987. P. 145-148. 35 Political Economy of Poverty, Equity, and Growth: Costa Rica and Uruguay / Ed. by Bensigon A., 400 36 Ibid. P. 41-43. Глава ІЗ. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем сивным аппаратом правительства, с хорошо экипированными, подготовленными и вооруженными до зубов вооруженными силами, получившими от администрации Бордаберри полный карт-бланш на использование любых самых зверских средств для подавления подпольщиков. В апреле 1972 г. после ряда кровопролитных столкновений между "тупама-рос" и карателями из вооруженных сил Бордаберри объявил в стране "состояние внутренней войны". Этот род чрезвычайного положения сопровождался полной ликвидацией прав и свобод граждан и был установлен на 30 дней. Но затем продлен Генеральной ассамблеей до 1973 г. 10 июля 1972 г. правительство ввело в действие драконовский Закон о государственной безопасности. К концу 1972 г. армия разгромила "тупамарос", а немногие из них оставшиеся в живых были либо брошены в тюрьмы строгого режима, либо в карцеры военных казарм, либо эмигрировали в другие страны. Однако военные, одержав решительную победу над подпольщиками, не остановились на достигнутом. Их вообще перестало устраивать гражданское правление, и они решили взять власть в Уругвае в свои руки. В феврале 1973 г. наметился конфликт между президентом, Генеральной ассамблеей и вооруженными силами. Высшие чины армии и ВВС в качестве предлога для перехода власти в свои руки выступили против кандидатуры, выдвинутой Бордаберри на пост министра обороны. 9 и 10 февраля генералы опубликовали два коммюнике, в которых изложили свой план проведения экономических, социальных и политических мероприятий в целях "вывода страны из кризиса". Лишь офицеры военно-морских сил некоторое время сохраняли верность президенту, но затем также присоединились к путчистам. Бордаберри заключил соглашение с военными, известное как "пакт Боиссо-Ланца", который гарантировал последним "совещательный голос" в решении общенациональных проблем, а также в принятии политических решений. Однако этот пакт был лишь маскировкой государственного переворота. Фактически верховная власть перешла в руки Национального совета безопасности (Consejo de Seguridad Nacional), созданного как "совещательный орган" при президенте. Его членами стали командующие армией, ВВС и ВМФ, еще один дополнительный высший офицер от вооруженных сил, а также министры обороны, внутренних дел и иностранных дел. Дополнительный член Совета от военных был нужен для перевеса голосов в пользу вооруженных сил при принятии решений37. Затем военные приложили максимум усилий для введения Закона о государственной безопасности. Однако этому воспротивилась Генеральная ассамблея, которая стала проводить в это время расследования фактов применения военными пыток в отношении захваченных ими членов оппозиционных движений и также других случаев превышения власти и полномочий. Эти слушания продолжались до 27 июня 1973 г. В этот день при поддержке вооруженных сил Бордаберри распустил парламент и заменил его безвластным Государственным советом. Кроме того он предоставил вооруженным силам и полиции широчайшие полномочия для совершения любых действий по поддержанию "общественного порядка". По существу это означало введение военной диктатуры38. Ее поддержала фракция пачекистов из "Колорадо" и эрреристы из партии "Бланко" во главе с Агеррондо. Но сопротивление "низов" не стихало. Нацио- Р Gillespie C.G. Op. cit. P. 42^8. 38 Davis W.C. Warnings from the Far South: Democracy VS. Dictatorship in Uruguay, Argentina and Chile. 26 История Латинской Америки Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем нальная конвенция трудящихся призвала рабочих захватывать предприятия и инициировала всеобщую забастовку, которая длилась почти две недели. Однако реакционные силы, консолидировавшись, распустили и объявили вне закона НКТ, Социалистическую и Коммунистическую партии, а также все существующие социалистические и марксистско-ленинские организации и группы. Кроме того на территорию университета были введены войска для подавления студенческих волнений39. "Доктрина национальной безопасности", которую выдвинули военные в качестве своей основной стратегии, представляла собой псевдонаучный анализ обстановки на основе геополитических выкладок. В ней говорилось, что суверенитет уже не может исходить от народа, но проистекает из "императива выживания и самосохранения государства". В целом ту же идеологию проповедовали бразильские генералы после прихода к власти в 1964 г. Стерж
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.215.202 (0.021 с.) |