ТОП 10:

Вопрос №48. СССР в 70-80-е годы XX в. Нарастание кризисных явлений в обществе.



 

70-е гг. Советская экономика всё больше отставала от экономики развитых стран по техническому и технологическому уровню, показателям эффективности, и, что более важно, СССР утрачивал преимущества в темпах экономического роста. Весь период с 1961-1985 гг. сопровождался непрерывным падением темпов экономического развития. К середине 80-х гг. Кризис советской системы приобретает открытый характер.

На рубеже 70-80-х гг. в мире начался новый этап научно-технической революции, получивший название “микроэлектронная революция”. С этого времени уровень развития той или иной страны определяется уже не количеством выплавленной стали, добытого угля, а использованием информационных технологий. По этому показателю СССР отставал не только от ведущих западных стран, но и от новых индустриальных стран (Южной Кореи, Тайваня) на десятилетия. Советская экономика, лишённая внутренних стимулов роста, продолжала развиваться экстенсивно, в её основе по-прежнему находились устаревшие отрасли тяжёлой индустрии, которые требовали колоссальных сырьевых ресурсов. Советский сырьевой сектор работал с постоянными перегрузками. Чтобы покупать новейшие технологии и продовольствие, СССР вынужден был всё больше сырья поставлять на экспорт. Видимость благополучия народного хозяйства, сохранявшаяся в 70-е гг., обеспечивалась за счёт “нефтяного допинга”. Именно экспорт нефти, цены на которую на мировом рынке выросли за эти годы почти в 20 раз, позволял стране относительно безбедно существовать, “решая” продовольственную, космическую и другие “комплексные” программы. В 70-е гг. экономика страны была предельно милитаризирована. Наиболее современные производства высокой технологии работали главным образом по военным заказам. Третья часть всех занятых в добывающих и обрабатывающих отраслях работала непосредственно на военные нужды. Военная экономика, по существу, разоряла страну.

В начале 80-х гг. из-за начавшегося падения цен на мировом рынке иссякает поток нефтяных денег в страну, вслед за этим прекращается основанный на нефтедоходах экономический рост. Отражением общего экономического неблагополучия становиться лавинообразное наращивание внешнего долга СССР. Обслуживание взятых за рубежом кредитов шло за счёт получения новых.

Нарастание кризисных явлений в экономике разрушает основы внутренней социальной стабильности советского общества. К концу 80-х прекращается рост жизненного уровня. Одновременно слабеет трудовая дисциплина, пьянство и алкоголизм охватывают всё более широкие слои населения. Всё отчётливей обнаруживает себя коррупция и разложение в партийно-государственном аппарате. Демагогия, щедрые раздачи орденов и самонаграждения престарелых руководителей вызывали в народе глухое недовольство. В общественном сознании именно разрыв в уровне потребления с Западом становится главным критерием сравнения эффективности двух общественных систем и главным направлением критики советских порядков.

В конце 70-х гг. дискомфорт в той или иной мере ощущали все слои советского общества особенно интеллигенция, давно жаждавшая подлинной демократии и свободы. Начиная с 60-х гг. различные варианты реформирования общества и государства обсуждались и в научных, и в диссидентских кругах. Однако в конечном итоге целостной программы реформ к середине 80-х гг. так и не было создано. Главная особенность почти всех предлагаемых проектов реформирования – микроэкономический характер реформ, т.е. их реализация на уровне предприятий и работников. При таком подходе сохранялись принципиальные основы советской экономической системы: Госплан, Госснаб и другие директивные органы. В концепциях также не был решён принципиальнейший вопрос о реформировании собственности.

К моменту прихода М.С. Горбачёва к власти в силу закрытости советской системы большая часть населения страны находилась в плену старых представлений и привычек. Диссидентское движение переживало тяжелейший идейный и организационный кризис. В этих условиях реальные преобразования в обществе могли начаться только по инициативе “верха” и под его руководством.

К началу 80-х гг. часть высшего советского руководства осознавала необходимость срочного принятия мер для улучшения экономической и социальной ситуации. Смерть в ноябре 1982 г. Л.И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю.В. Андропова пробудил в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему. Он принял ряд мер по наведению элементарного порядка и производственной дисциплины, стимулировал расследования уголовных дел, связанных с коррупцией. Однако попытки Андропова придать эффективность бюрократической системе без структурных изменений только с помощью организационно-административных мер не могли вывести страну из кризисного состояния.

Растущая социальная апатия, отсутствие значительных социальных групп, прямо заинтересованных в реформах, изначально обрекли на неуспех консервативный, нерыночный вариант модернизации страны. По-прежнему продолжалось участие СССР в войне в Афганистане, усилилась борьба с инакомыслием. Были восстановлены органы безопасности на железнодорожном, морском и воздушном транспорте, а также в армии и ВМФ. Вновь стали просматриваться письма граждан, почта различных организаций. После смерти в феврале 1984 г. Ю.В.Андропова консервативные силы в руководстве страны выдвинули на должность Генерального секретаря ЦК КПСС престарелого К.У. Черненко. Год его правления был возвратом в брежневскую эпоху, в “застой”.

 

Вопрос № 49. Политика перестройки, замыслы и результаты.

 

В перестройке можно выделить три крупных этапа:

1)1985 – 1986 гг.,

2)1987 – 1988 гг.

3)1989 – 1991 гг.
В структуре и механизме функционирования высших и местных органов государственной власти — Советов — в1985—1988 гг. изменений практически не произошло. По-прежнему формально высшим органом власти был двухпалатный Верховный Совет СССР, регулярно собиравшийся на свои сессии, на которых он утверждал решения партии и правительства. С 1985 по 1988 г. Председателем Президиума Верховного Совета был А. А. Громыко. В октябре 1988 г. председателем был избран М. С. Горбачев, а его первым заместителем — А. И. Лукьянов.
На местах власть по-прежнему юридически принадлежала Советам различных уровней, выбранных на основе “нерушимого блока коммунистов и беспартийных”. Исполнительная власть принадлежала исполкомам Советов (на уровне республик — Советам Министров), которые были чисто бюрократическими органами. Формально они были подотчетны Советам, реально же подчинялись лишь вышестоящим инстанциям. Деятельность их также контролировалась комитетами партии различного уровня. Изменилась в этой системе лишь терминология: модно стало говорить о борьбе с бюрократизмом, о демократизации и гласности.
Поистине революционные преобразования в организации государственной власти в стране начались лишь после 1988 г. В декабре 1988 г. 12-я внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла закон “Об изменениях и дополнениях Конституции (Основному Закону) СССР”, содержанием которого было изменение избирательной системы в СССР, принципов выборности народных депутатов СССР и принципов, функционирования государственных органов. На основе этих изменений весной 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, а весной 1990 г. народных депутатов союзных, автономных республик и местных Советов. Депутаты избирались сроком на 5 лет.
С 1989 г. изменилась сама структура выборов в органы власти. Прежде всего был отменен “нерушимый блок коммунистов и беспартийных” при одном кандидате на одно депутатское место. Теперь выборы стали альтернативными и состязательными. Это означало, что на одно депутатское место претендовало несколько кандидатов.
Однако кроме выборов по территориальным округам в 1989 г. были проведены выборы от так называемых общественных организаций — от КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС, Союза журналистов. Академии наук и целого ряда других. Это привело к тому, что большая часть руководящей партийно-бюрократический номенклатуры без труда вновь попала в состав депутатского корпуса страны. В некоторых территориальных округах было по одному кандидату, и, как правило, выдвигались по-прежнему секретари райкомов, горкомов и обкомов, в других местах на одно место было три, четыре и более кандидатов. Позиции кандидатов во многом совпадали. Как консерваторы, так и демократы, обещали скорейшее повышение жизненного уровня и решение местных и общегосударственных проблем — одни на основе сохранения принципов социализма, другие на основе перехода к рыночным отношениям.
Всего народными депутатами СССР были избраны 2250 человек: из них рабочих и колхозников менее 24%, интеллигенции более 27%. Представительство профессиональных партийных работников и военнослужащих осталось практически без изменений.
На l Съезде народных депутатов (май —июнь 1989 г.) М. С. Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. Его заместителем —А. И. Лукьянов. На нем же были выбраны депутаты Верховного Совета (всего 542 человека), постоянно действующего законодательного и контролирующего органа государственной власти, образован ряд комиссий: мандатная, конституционная и др. Съезд утвердил Председателя Совета Министров СССР (Н. И. Рыжков), Председателя Комитета народного контроля (В. Г. Колбин), Председателя Верховного Суда СССР (Е. А. Смоленцев), Генерального прокурора СССР (А. Я. Сухарев), Главного государственного арбитра СССР (Ю. Г. Матвеев).
Съезд рассмотрел вопросы об основных направлениях внешней и внутренней политики СССР, о программе предстоящей деятельности правительства и принял соответствующие постановления. // Съезд народных депутатов СССР состоялся12—24 декабря 1989 т. На нем были приняты постановления о работе Верховного Совета, был сформирован Совет Министров СССР, избраны и утверждены члены различных комиссий и комитетов. На II съезде были заслушаны отчеты о выполнении экономических и социальных программ, госбюджета СССР, рассмотрены программы на следующий год. Были внесены поправки в Конституцию СССР по вопросам деятельности съезда, изменения избирательной системы и Конституционном надзоре. В последующем съезды народных депутатов собирались не реже чем 2 раза в год (в 1990 г. съездов было три). В марте 1990 г. на внеочередном Съезде народных депутатов СССР Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран А. И. Лукьянов, должность первого заместителя была упразднена. Основные законодательные акты принимались Верховным Советом СССР.
Согласно регламенту, утвержденному на I Съезде народных депутатов, Верховный Совет ежегодно созывался Председателем Верховного Совета на две очередные сессии продолжительностью 3—4 месяца. Также собирались внеочередные сессии. Первая сессия Верховного Совета состоялась 7 июня — 4 августа 1989 г. В последующие годы Верховный Совет работал практически непрерывно, за исключением коротких каникул. В промежутке между сессиями работал Президиум ВС Совета и постоянные комиссии палат и комитетов.
Несколько иная ситуация имела место в Верховных Советах РСФСР и других республик, в местных Советах. В ряде Верховных Советов союзных и автономных республик в 1990 г. к власти пришли оппозиционные КПСС силы, в том числе и националистические. Большинство республик провозгласили суверенитет, а отдельные заявили о стремлении приобрести независимость в ближайшем будущем. Наиболее интенсивно этот процесс шел в республиках Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония) и Закавказья (Армения и Грузия), а также в Молдавии. В том же направлении, хотя и значительно медленнее, развивались события на Украине, в Белоруссии и РСФСР.
После выборов марта — мая 1990 г. в Верховных Советах Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии стабильное большинство получили националистические силы. В среднеазиатских республиках и Азербайджане — силы, поддерживающие КПСС. На Украине, в Белоруссии и РСФСР друг другу противостояли близкие по численности блоки коммунистов и “демократов”.
В РСФСР было выбрано 1068 депутатов. На I Съезде народных депутатов РСФСР(май—июнь 1990 г.) Председателем Верховного Совета был избран Б. Н. Ельцин, его первым заместителем — Р. И. Хасбулатов, Председателем Совета Министров назначен И. С. Силаев. Были выбраны постоянные комиссии, во многом аналогичные союзным, утверждены министры и председатели комитетов. На съезде 12 июня была принята Декларация о государственном суверенитете, принято решение о выработке программы выхода из кризиса. Как и Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР созывался на две очередные сессии два раза в род,которые также продолжались 3—4 месяца. В марте—апреле 1991 г. была созвана чрезвычайная сессия Верховного Совета РСФСР, на которой было принято решение о введении поста президента РСФСР и проведении президентских выборов в июне 1991 г. До этого срока Б. Н. Ельцин получил дополнительные права и полномочия.
В некоторых местных Советах власть также перешла к силам, оппозиционным КПСС. Наиболее наглядно это проявилось в Москве и Ленинграде, где к власти пришло широкое, но достаточно аморфное движение “Демократическая Россия”. В Москве председателем городского Совета стал Г. X. Попов, а в Ленинграде — А. А. Собчак. Демократы победили в большинстве районных Советов. Но несмотря на широкие обещания, новые составы Советов не смогли найти решения старых проблем.
Отличительной чертой функционирования новой власти стала так называемая “война суверенитетов” как на республиканском уровне, так и на местном. Каждый Совет стремился стать высшим законодательным и исполнительным органом, сконцентрировать в своих руках максимум полномочий, игнорируя во многих случаях соподчиненность. Функционирование государственных выборных органов в 1990—1991 гг. со всей очевидностью показало, что советская система в том виде, в каком она существовала, не приспособлена для успешного выполнения задач исполнительной и законодательной власти.
Исполнительная власть в СССР не претерпела таких серьезных изменений, как законодательная. Наиболее существенным изменением было введение в СССР института президентства.14 марта 1990 г. первым президентом СССР стал М. С. Горбачев, выбранный на специально собранном для этой цели чрезвычайном Съезде народных депутатов СССР. При президенте СССР были созданы совещательные органы: Совет Федерации и Президентский совет. Президент получил право издавать указы и постановления, которые имели законодательную силу. В феврале 1991 г. был введен пост вице-президента СССР. Вице-президентом был выбран Г. И. Янаев.
Другое серьезное изменение было внесено в работу Совета Министров. В феврале 1991 г. он был переименован в Кабинет министров, и за этим изменением названия стояла серьезная новация. Если ранее Совет Министров был подотчетен Верховному Совету СССР, то теперь Кабинет министров стал подчиняться непосредственно президенту. Хотя премьер-министр и должен был отчитываться и утверждаться в Верховном Совете, но практически он находился в подчинении исключительно президента. Первым премьер-министром Кабинета министров стал министр финансов В. С. Павлов.
Кабинет министров действовал почти так же, как и бывший Совет Министров. Разница заключалась в том, что было сокращено количество министерств и центральных ведомств до 55, тогда как в начале перестройки их насчитывалось 125 при определенном сокращении всего бюрократического персонала.

Основные итоги:

Переход к рыночной экономике.

Попытки реформировать политическую систему.

Складывание многопартийной системы.

Обострение национального вопроса.

Внешняя политика. Август 1991 г. Распад СССР.

 

 

Вопрос №50 – события 1991, распад СССР, образование СНГ и выбор Россией нового исторического пути.

Распад СССР (1991 - 1992 гг.)

Одним из наиболее отчетливых проявлений общего кризиса в стране стал кризис национально-государственных отношений. Будучи многонациональным объединением, Советское государство имело немало проблем в этой сфере - и доставшихся ему в наследство еще от Российской империи, и тех, что возникли уже после 1917 г. До тех пор, пока власть была сильна, эти проблемы находились в приглушенном состоянии, лишь изредка выплескиваясь на поверхность. Однако в условиях ослабления власти они стали нарастать, постепенно захватывая все новые и новые области: и экономику, и социальные отношения, и политику. Росту межнациональных противоречий способствовала и неразбериха в национально-государственном устройстве: сформировавшись как унитарное государство, СССР в конституции сохранил внешние черты федерации и конфедерации. Если ранее никакие формальные законоположения в реальности не имели значения, то теперь они стали той базой, отталкиваясь от которой силы, выступающие против союза, стали требовать серьезных изменений в положении различных национальностей. Особенно часто они ссылались на закрепленное в Конституции СССР право наций на самоопределении.
Первый конфликт на национальной почве случился еще в 1986 г. в Алма-Ате, затем разгорелся территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха (с 1988г.), а с 1989 г. они стали вспыхивать практически повсюду: на Украине и Кавказе, в Молдавии и Прибалтике, внутри российских земель. Рост центробежных тенденций в СССР имел вполне серьезные причины, однако советское руководство, как и в других своих политических действиях, показало полную неспособность справиться с ними. Не понимая реальных истоков межнациональных противоречий, оно видело причины напряженности в этих районах в ошибках социально-экономического характера, допущенных местными властями. Естественно, и рецепты разрешения проблем казались на первых порах весьма простыми: составление программы исправления недостатков, дополнительное финансирование, да смена кадров. Однако отказ рассматривать национальные противоречия как серьезнейшую проблему на деле лишь еще больше запутывал вопрос и, скорее, способствовал обострению борьбы, чем наоборот.
К тому же характерной чертой СССР являлась неравномерность развития политического сознания в различных республиках. Если одни проявляли высокую степень лояльности к центру, то другие старались от них дистанцироваться. Это, в свою очередь, определяло отношение центра к республикам: тогда как республики Прибалтики, Закавказья и Россия подвергались жесткому давлению со стороны центра, то Средняя Азия, Украина, напротив, получали от него постоянную поддержку.
Но, пожалуй, самым существенным во взаимоотношениях между центром и местами вопросом был вопрос о темпах и характере реформ. Прибалтика и Россия настаивали на ускорении преобразований, видя в них возможность улучшить положение в республиках. Нерешительность же и непоследовательность центральных властей постепенно формировали стремление ослабить воздействие его политики на места с тем, чтобы получить возможность самостоятельного осуществления реформ. Необходимо также добавить, что ослабление власти центра породило соблазн в среде местных руководителей увеличить собственную власть. Таким образом, нарастающее противоборство союзного центра и республик стало не только борьбой за реформы, но и борьбой центральной и местных элит за власть. Тем самым, произошло временное совпадение интересов общественности, активно требовавшей ускорения реформ, и республиканской политической элиты, желавшей укрепить свою власть, а при благоприятном развитии событий и перехватить ее у центра. Роль локомотива в борьбе с союзным центром взяло на себя российской руководство. Сформирование единого фронта республик вызвало сплочение сил консерваторов, которые попытались перейти в наступление при негласной поддержке умеренных, видевших и для себя опасность в усилении республиканских центров. Однако предпринятые ими силовые действия в Риге и Вильнюсе в январе 1991 г. успеха не принесли. Более того, они вызвали ответное объединение радикалов и умеренных в российских политических кругах и переход их в контрнаступление. Упорная политическая борьба февраля - апреля 1991 г. (общероссийская шахтерская забастовка с политическими требованиями в поддержку российского руководства, мартовский референдум по вопросу о сохранении СССР, сказавший "да" союзу) завершилась созданием нового союза, на этот раз, между республиками и умеренными центра во главе с М.С. Горбачевым. Это соглашение стало началом нового этапа взаимодействий центра и республик, суть которого заключалась в поисках формулы новой системы отношений между ними, выразившихся в выработке проекта нового союзного договора. После длительных переговоров к августу предполагаемое объединение приобрело ярко выраженные конфедеративные черты.
Такое решение вызвало активное недовольство со стороны консерваторов, в среде которых возникла идея организации заговора как против новой модели Союза, так и против реформ вообще.

Попыткой осуществления замыслов стал путч 19 - 22 августа 1991 г. Быстрый крах консервативной попытки сохранения СССР, свидетельствовавший о слабости центра, не только сорвал создание нового объединения, но и привел к неконтролируемому распаду СССР, завершившемуся известным "беловежским соглашением" президентов России, Украины и Белоруссии о ликвидации СССР и создании особого межгосударственного альянса - Содружества Независимых Государств. Нередко причины распада СССР рассматриваются как явление случайное, объяснимое "происками империализма" или злой волей республиканских лидеров. С другой стороны, сами участники соглашения видят в этом акте единственно возможный выход из тупика. Видимо, все же, при всей закономерности процесса, сами формы перехода на новый уровень взаимоотношений между центром и местами могли быть в значительно большей степени постепенными и намного менее разрушительными. Однако августовский путч оставил мало шансов для подобного развития событий.
Таким образом, в 1991 г. закончилась история советской государственности. Однако это не стало концом государственности российской. Напротив, она вступила в совершенно новый этап. Фактически, поражение путчистов означало неудачу консервативного варианта реформ, расчистив, одновременно, дорогу радикальной модели преобразований. Попытки возобновить Ноогоревский процесс - 8 республик решились подписать новый союзный договор республик. Процесс затягивается4) 8 декабря - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) : СССР прекращает существование, Россия, Украина и Белоруссия объединяются в СНГ. 5) 21 декабря Алма-Атинская встреча лидеров 9 республик - Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. До конца 1991 к СНГ присоединились Молдова и Азербайджан, всего в СНГ 11 государств (15 минут 3 прибалтийские республики)6) Горбачев сложил свои полномочия.7) 26 декабря Совет республик и Верховный Совет (одной из палат) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.З. СНГ: перспективы развития1) За период существования СНГ подписано несколько сот документов. Вначале они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена и так далее. Затем был подписан Договор о коллективной безопасности стран челнов СНГ (подписали только 6 из 11 стран) . Руководители страны проводят регулярные встречи. Но интеграционный процесс сталкивается с определенными трудностями. 2) Основные проблемы СНГ.а) проблема экономического собза: в 1993 распалась единая рублевая зона. Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России 9 млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи.б) Проблема новых границв) Проблема соотечественников за рубежомг) проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах (Таджикистан, Молдова)д) гуманитарные проблемы (языковые и другие)е) российско-украинские отношения: проблема ядерного оружия, Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя, долгов и т д)3) Перспективы СНГ: " Тенденция к существенной углублению интеграции государств-членов СНГ при полном уважении суверенитета, принципов доброворльности и взаимной выгоды, уверенно преобладает теперь над тенденцией к "разбеганию" (Послание президента РФ к Федеральному собранию, РГ, 27.09.96)4) Последние шаги по укреплению СНГ- Договор между Белоруссией, Казахстаном, Киргизии и РФ об углублении интеграции в экономической и гуманитраной областях (29 марта 199-?)(глава межгосударственного совета "четверки" - Лукашенко) - Договор между Белоруссий и Россией от 2 апреля 1996(об образовании сообщества суверенных республик)...

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.012 с.)