Вопрос 36 Гражданская война и военная интервенция в России, причины и последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 36 Гражданская война и военная интервенция в России, причины и последствия.



 

Предпосылки и причины гражданской войны

После Октябрьской революции сложилась напряжённая социал-политическая ситуация, Приступая к грандиозному преобразованию России, большевики нуждались в спокойствии на внешних границах. 26 октября (8 ноября) был принят Декрет о мире.

Внутренняя обстановка в России была не менее напряжённой. Уже 30 октября (12 ноября) был введен 8-часовой рабочий день, страхование на случай болезни или безработицы, бесплатное здравоохранение и обучение. Была повышена заработная плата, увеличена пенсия по инвалидности. В декабре1917 г. был введен Кодекс законов о труде.

Декретом от 10 ноября (22ноября) было ликвидировано сословное деление общества. Вводилось единое для всего населения России наименование - гражданин Российской республики. Были приняты решения об уравнении в правах мужчин и женщин в области семейного права, в политическом отношении.

20 января 1918 г. был издан декрет об отделении школы от церкви, а церкви от государства.

Вместе с Декретом о мире 26 октября (8ноября) принимается Декрет о земле «Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа».

Сложная палитра сил наблюдалась и среди политических партий России. Партий было много, и каждая из них выражала интересы каких-либо слоев населения, вела их за собой, различны были формы и методы борьбы. В этих условиях правящей большевистской партии приходилось неоднократно менять свою линию поведения по отношению к ним.

Разгон Учредительного собрания, заключение Брестского мира, экономические и социально-политические мероприятия Советского правительства восстановили против него дворян, буржуазию, состоятельную интеллигенцию, духовенство, офицерство. Несоответствие целей по преобразованию общества с методами их достижения оттолкнули от большевиков демократическую интеллигенцию, казачество, кулаков и середняков. Таким образом, внутренняя политика большевистского руководства явилась одной из причин возникновения гражданской войны.

С другой стороны крайнее обострение классовой борьбы между угнетёнными и угнетателями, огромный запас ненависти к помещикам, буржуазии, генералитету, а также изнурительная империалистическая война были причинами развязывания гражданской войны.

Участники гражданской войны - белые и красные.

Гражданская война - это вооружённое столкновение различных политических сил, социальных и этнических групп, отдельных личностей, отстаивающих свои требования.

После Октября 1917 в России существовали три крупные силы, разделявшиеся по отношению к новой власти. Советскую власть активно поддерживали большая часть промышленного и сельского пролетариата, городская и сельская беднота (мелкие ремесленники, мелкие торговые служащие и т.д.), некоторая часть офицерства и интеллигенции.

В составе сил, активно ей противостоящих, находились: крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, значительная часть офицерства, чины бывшей полиции и жандармерии, часть интеллигенции.

Самая многочисленная группа - это колеблющаяся часть, а часто и просто пассивно наблюдавшая за развивающимися событиями. Она искала возможности обойтись без классовой борьбы, но непрерывно вовлекалась в неё активными действиями первых двух сил. Это городская и деревенская мелкая буржуазия, крестьянство, пролетарские слои, желавшие «гражданского мира», часть офицерства и значительное количество высококвалифицированной интеллигенции.

На фоне всего этого выделялись две наиболее организованные и непримиримо враждебные силы, ведущие борьбу на взаимоуничтожение, - белые и красные.

Однако первоначально военные действия носили локальный характер и имели цель воспрепятствовать установлению большевистской власти на местах: контрпереворот меньшевиков и правых эсеров 29 октября (10 ноября) в Петрограде, поход 3-го конного корпуса генерала П.Н.Краснова 27 -30 октября (8-11 ноября) на Петроград, установление советской власти в Москве.

Интервенция - вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другого суверенного государства.

Цена гражданской войны.

Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Безудержным грабежом интервенты и белогвардейцы совершенно разорили крестьянство. Только в Иркутской губернии они уничтожили и захватили во время карательных операций 250 тысяч пудов хлеба,9300 голов крупного рогатого скота, разрушили 730 зданий. Интервенты приложили все усилия к тому, чтобы овладеть русским золотым запасом, захваченными белогвардейцами в Казани и вывезенным им в Омск. Из этого запаса колчаковцы передали Англии 2883 пуда, Японии - 2672 пуда, США - 2118 пудов, Франции-1225 пудов золота. Ущерб, нанесенный только хозяйству Сибири, составил 542 млн. 360 тыс. золотых рублей. Общий материальный ущерб превысил 50 миллиардов золотых рублей. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система страны.

Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, стали её невинными жертвами. В боях, от голода, болезней, террора погибло более 13 миллионов человек, 2 миллиона человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические потери имели глубокие социокультурные последствия, долгое время сказывавшиеся в истории советской страны.

Причины победы большевиков.

Поражение антисоветских сил и победа большевиков обусловлено рядом причин:

- попытка реставрации помещичьего землевладения оттолкнула крестьян от белого движения;

- население национальных окраин поддержало большевиков, поверив декларации «о правах наций на самоопределение» и другим обращениям к нерусским народам;

- большевики сумели создать массовую дисциплинированную армию на основе всеобщей воинской повинности, мобилизовать все ресурсы страны, превратив её в единый военный лагерь;

- белое движение было разобщено, противники большевиков действовали несогласованно, несмотря на координирующие усилия Антанты. Лидеры белого движения не желали сотрудничать с либералами и социалистами;

- большевики получили международную поддержку со стороны коммунистических партий и групп, рабочих организаций, профсоюзов многих стран. Международная рабочая солидарность с русской революцией ослабила силу военного натиска Антанты.

 

 

Вопрос №37. Теория и практика национальной политики большевиков. Образование СССР.

1. Предпосылки образования СССР

1.2. Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

1.2. Политические. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

1.3. Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возрослопосле окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик.

2. Этапы образования СССР

2.1. Военно-политический союз. Война и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. Летом 1919 г. сложился военно-политический союз советских республик. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Военно-политическое единство советских республик сыграло огромную роль в разгроме объединенных сил интервенции.

2.2. Организационно-экономический союз. В 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В феврале 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, также призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана. В августе 1921 г. в РСФСР был создан Федеральный комитет по земельным делам, регулировавший развитие сельскохозяйственного производства и землепользования в масштабах всей страны. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР).

2.3. Дипломатический союз подписан между теми же государствами

Формы объединения республик

3.1. Создание автономий. Практика федерирования первых лет Советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. Однако в стремлении республик к укреплению своих суверенных прав ряд партийных работников, в том числе наркомнац И.В. Сталин, видели главную преграду на пути к единству. Создание независимых национальных республик они считали решением чисто временных, политических задач. Поэтому во избежание националистических тенденций ставилась задача создания возможно более крупных территориальных объединений.

3.2 Формы автономий. В 1918 - 1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней: 1) республиканскую - 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.) 2) областную автономию получили 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономная Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

3.3. Договорные отношения между республиками. Теоретически независимые советские республики вступали с РСФСР в договорные отношения. В 1918 г. Совнарком признал независимость Эстляндской Советской Республики, Советской Республики Латвии, Литовской Советской Республики, в 1920 г. - Белорусской Советской Республики, Азербайджанской ССР, Армянской ССР; в 1921 г. - Грузинской ССР. В 1920 г.-1921 гг., после поражения национальных правительств и завершения процесса советизации национальных окраин, заключаются двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. Два последних объединительных договора не включали объединение деятельности наркоматов иностранных дел.

3. 4. Дискуссия в РКП(б) по вопросам государственного объединения. Федерация рассматривалась большевиками как переходный этап в преддверии мировой революции, как обязательный шаг на пути к союзу и преодолению национальных различий. Проект, разработанный Сталиным летом 1922 г., и известный как план автономизации, предусматривал вхождение независимых республик в Российскую Федерацию на правах автономий. Председатель Совнаркома Украины Х.Г. Раковский отрицательно отнесся к сталинскому проекту. Полностью его отвергли представители Компартии Грузии. В.И. Ленин также осудил поспешные действия Сталина и выступил против чрезмерного централизма, за необходимость укрепления суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как обязательного условия сплочения народов. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик.

Образование Союза ССР и национально-государственное строительство

4.1. Подготовительная работа к I съезду Советов СССР. Указания В.И. Ленина были учтены комиссией ЦК. Постановлением Пленума ЦК РКП(б) о форме объединения независимых советских республик (от 6 октября 1922 г.) признавалась необходимость заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза. К 30 ноября комиссия ЦК РКП(б) разработала Основные пункты Конституции СССР, которые были разосланы в компартии республик для обсуждения. 18 декабря 1922 г. Пленум ЦК РКП(б) обсудил проект Договора об образовании Союза ССР и предложил созвать съезд Советов СССР.

4.2. Первый Всесоюзный съезд Советов. I съезд Советов СССР открылся 30 декабря 1922 г. В нем приняли участие 2215 делегатов. Численный состав делегаций от республик определялся пропорционально количеству населения в них. Самой многочисленной была российская делегация - 1727 человек. С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР. Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, право свободного выхода, компетенцию высших органов государственной власти. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) - верховный орган власти в период между съездами.

4.3. Конституция СССР 1924 г. В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти объявлялся Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Создавалось три вида комиссариатов (союзные - иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщений, связи); унифицированные (на союзном и республиканском уровне); республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование). ОГПУ получил статус союзного комиссариата. Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету. Провозглашая федеративный принцип устройства государства, Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, поскольку, например, лишь декларировала и не оговаривала механизм выхода из состава СССР, поощряла вмешательство центра в дела республик (ст. 13-29 Главы IV) и т.д.

4. 5. Национально-государственное строительство. Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабия и Северная Буковина).

5. Значение образования СССР

5.1. Выравнивание уровней отсталых народов. Образование СССР объединило усилия народов по восстановлению и развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов, достижения фактического равенства между ними. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказскую республику переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда выделялись ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты других республик делались большие налоговые отчисления.

5.2. Социально-культурное значение. Имелись определенные позитивные результаты национальной политики Советского правительства в области культуры, образования, системы здравоохранения в республиках. В 20 - 30-е гг. создаются национальные школы, театры, широко издаются газеты, литература на языках народов СССР. Некоторые народы впервые получают разработанную учеными письменность. Решались вопросы здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и только 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). Союз народов СССР явился одним из источников победы над фашизмом в 1941-1945 гг.

Вывод. Образование многонационального союзного государства отвечало многим культурным и историческим традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. Создание СССР способствовало также укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии государственности, которое после 1936 г. осуществлялось уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.068 с.)