Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институционно-политическая система и Проблемы ее модернизации↑ Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Сформировавшаяся в 50-60-е годы мексиканская политическая система представляла собой тандем Институционно-революционной партии (ПРИ) в качестве государственной партии и двух квазиоппозиционных партий - Социалистической народной партии (ППС) и Подлинной партии мексиканской революции (ПАРМ), фактически находившейся с ней в союзе. Ему противостояла правая "лояльная" оппозиция в лице Партии национального действия (ПАН). Целям сохранения незыблемости данной системы служил специальный орган - Федеральная избирательная комиссия (ФИК), ответственный за организацию, осуществление и контроль над выборами. В состав ФИК входили восемь человек: министр внутренних дел, по одному представителю нижней и верхней палаты конгресса, четыре представителя официально зарегистрированных партий (по одному от каждой) и нотариус, который вел работу секретаря комиссии. Таким образом четыре из восьми членов комиссии принадлежали к ПРИ: министр внутренних дел, который помимо того, что занимал пост председателя комиссии, имел право решающего голоса в случае равенства, а также депутат, сенатор и представитель собственно ПРИ. Из оставшихся четырех членов двое (от ППС и ПАРМ) были союзниками ПРИ. Единственным оппозиционным членом комиссии являлся делегат от ПАН. Господствующие позиции ПРИ во всех эшелонах партийной и избирательной системы позволяли ей по своему усмотрению манипулировать результатами народного волеизъявления. В тех же случаях, когда оппозиционные партии (прежде всего ПАН и реже ППС) приводили примеры откровенной фальсификации итогов выборов, срабатывала машина голосования ФИК. Все это вкупе с отсутствием партий, способных стать реальной альтернативой власти, превращало выборы в чисто бюрократические игры, не оказывавшие влияния на правительственную политику, обесценивало политические права граждан. Таким образом, существовавшая в Мексике в 1946-1976 гг. партийная и избирательная система во многих отношениях напоминала фарс. С одной стороны, имелись мелкие оппозиционные партии, у которых не было ни малейших шансов прийти к власти и которые занимались тем, что оспаривали друг у друга то небольшое пространство (муниципалитеты и другие органы местного самоуправления), которое государственная партия оставила им для придания некоего смысла избирательной борьбе. С другой стороны, сама избирательная борьба утратила какое-либо значение для выявления победителя (он был известен заранее), превратившись в своего рода ритуал, который тем не менее неукоснительно соблюдался. Поэтому ни сами политические организации, ни избиратели не воспринимали избирательный процесс как серьезный фактор национальной политики, отдавая себе отчет в том, что ключевым элементом мексиканской политической системы, ее впечатляющей по сравнению с другими странами стабильности является сросшаяся с государственным аппаратом официальная партия. Однако к концу 70-х годов стабильность мексиканской политической системы оказалась под угрозой. Катализатором общественного недовольства существующим положением и одновременно ярким проявлением кризиса мексиканского режима стало студенческое и народное движение 1968-1971 гг. Начавшись в университетах, где его основной костяк составили студенты и преподаватели, оно вышло за рамки высших учебных заведений, захватив интеллигенцию, 33 3 История Латинской Америки
Демонстрация в Мехико 13 августа 1968 г. средние слои населения, различные категории трудящихся. Хотя и в прошлом государство нередко оказывалось в критических ситуациях, ему всякий раз уда валось локализовать недовольство и протесты со стороны профессиональных или социальных групп. Применяя различный арсенал мер - от прямого подавления до поиска и нахождения компромисса, правительство умело тушило очаги занимающегося пожара, не допуская возгорания всего дома. Но в 1968 г. оно оказалось бессильным предотвратить взрыв народного возмущения, даже пойдя на крайние меры и устроив кровавое побоище на Тлателолко. Расправа над безоружными студентами не только не принесла ожидаемого правительством эффекта, но, напротив, сыграла роль детонатора. Сооружавшееся на протяжении 40 лет государственное строение запылало со всех сторон. Страна оказалась вовлеченной в непрерывную череду студенческих конфликтов и волнений в штатах Морелос, Пуэбла, Нуэво-Леон, Синалоа, Веракрус, в Федеральном округе и др. В Герреро, Халиско, а также в столице возникли партизанское движение (герилья) и террористические организации; независимые профсоюзы развернули по всей стране борьбу в знак солидарности с политическими требованиями студентов, а крестьяне и индейские общины начали явочным порядком занимать пустующие земли; широкий размах приняли захваты муниципалитетов и правительственных зданий на 34 местах. Глава І. Мексика: метаморфозы национал-реформизма Другим важным показателем износа и кризиса мексиканской политической системы стала тенденция к усилению электорального абсентеизма, в особенности на выборах президента республики. Хотя кандидаты правительственной партии неизменно и с подавляющим преимуществом побеждали на всех выборах с 1929 г.34, за победными реляциями, поступавшими в ФИК с избирательных округов, скрывался факт массового уклонения граждан от участия в выборах. Так, на выборах президента в 1970 г. из 24 550 тыс. человек, имевших право голоса, зарегистрировалось 21 650 тыс., или 88%, участие в голосовании приняли лишь 14 млн (57%). Из тех, кто пришел к урнам, 1,5% неправильно (сознательно или несознательно) оформили свои бюллетени, в результате чего они были признаны недействительными; 14% отдали свои голоса кандидату ПАН. Иначе говоря, хотя формально Л. Эчеверриа получил 86% голосов избирателей, по существу ему удалось заручиться поддержкой только 48% потенциального электората. Следовательно, в 1970 г. ПРИ фактически уже являлась партией меньшинства35. Попытки администрации Л. Эчеверриа с помощью неопопулистской политики вдохнуть жизнь в переживающую глубокий кризис политическую систему особым успехом не увенчались. И это при том, что в целях восстановления утраченной идеологической гегемонии правительство приложило немало усилий по сближению с интеллигенцией и студентами, значительно увеличив расходы на высшее образование, удовлетворило некоторые наиболее неотложные нужды средних слоев и организованных рабочих, поощряло демократические тенденции в профсоюзном движении. В области экономики оно установило контроль над иностранными инвестициями, одновременно увеличив объем государственных капиталовложений и расходов на социальные программы, хотя не сумело воспрепятствовать росту внешней задолженности и инфляции. На международной арене президент Эчеверриа зарекомендовал себя последовательным сторонником поддержания прочных экономических и культурных связей с Кубой, а также с правительством Народного единства в Чили, а после поражения последнего не только разорвал отношения с режимом Пиночета, но и предоставил политическое убежище многим чилийским эмигрантам. И все же, как показали итоги выборов 1976 г., преодолеть политическую пассивность населения, обусловленную разочарованием масс в существующей избирательной и партийной системе, полностью не удалось. Несмотря на то что темпы роста электорального абсентеизма несколько замедлились, он все же оставался достаточно высоким для того, чтобы можно было всерьез говорить о выходе режима из кризиса. Понимая это, победитель избирательной кампании 1976 г. Лопес Портильо выступил с инициативой политической реформы, при-, званной существенно изменить облик мексиканской партийной системы. Согласно этой реформе, провозглашенной Л. Портильо в 1977 г. и начавшей проводиться в жизнь на следующий год с принятием Федерального закона 0 политических организациях и избирательных процессах (ЛОППЕ), все пар Ю*TaK, процент голосов, отданных за О. Рубио в 1929 г., составил 99,5; за Л. Карденаса (1934 г.) -I 98.2; А. Камачо (1940 г.) - 93,9; М. Алемана (1946 г.) - 77,9; Р. Кортинеса (1952 г.) - 74,3; Л. Ма- 1 теоса (1958 г.) - 90,4; Д. Ордаса (1964 г.) - 88,8; Л. Эчеверриа (1970 г.) - 86 (Casanova Р. С Op. cit. ■ Ibid. Р. 71. 35 Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма статус, должны были представить в Федеральную избирательную комиссию прошение о регистрации, а также основные партийные документы (декларацию принципов, программу действий, устав и т.д.) на предмет их рассмотрения с точки зрения соответствия Основному закону страны. После этого ФИК должна принять решение об условной (временной) регистрации данной партии или организации до ближайших федеральных выборов, по итогам которых они либо получают окончательную регистрацию (в случае, если соберут не менее 1,5% голосов избирателей), либо утрачивают ее до следующих выборов, когда вся указанная выше процедура повторяется. Именно так обстояло дело с регистрацией Мексиканской компартии (МКП), Социалистической партии трудящихся (ПСТ) и Мексиканской демократической партии (ПДМ), которым 3 мая 1978 г. ФИК официально разрешила участвовать в избирательной кампании 1979 г. В результате на федеральных выборах впервые за многие годы участвовали не четыре партии, а семь. К ПРИ, ПАН, ППС и ПАРМ присоединились МКП (выступавшая в коалиции с Партией мексиканского народа (ППМ), Революционной социалистической партией (ПСР) и Движением социалистического единства и действия - МАУС), а также ПСТ и ПДМ. И хотя, как и в прежние годы, победу одержала ПРИ, а ПАН заняла традиционное второе место, Мексиканская компартия, в первый раз легально участвовавшая в избирательной борьбе, стала третьей политической силой страны. За нее и ее союзников было подано 703 тыс. голосов (4,86%), что дало ей право на окончательную регистрацию. Особенно весомым был ее успех в крупных городах и прежде всего в Федеральном округе, где она получила 13,5% голосов избирателей)36. В итоге в нижней палате Национального конгресса впервые появилась коммунистическая фракция, состоявшая из 18 депутатов. Политическая реформа 1977-1978 гг. явилась своего рода кульминацией в серии избирательных реформ, последовательно осуществлявшихся правительствами Л. Эчеверриа и Л. Портильо с целью приспособить национальную политическую систему к новым социальным и культурным реалиям. Будучи по существу ответом на плюрализм мексиканского общества, четко обозначившийся в 70-е годы, она отнюдь не случайно сфокусировалась на двух наиболее острых проблемах политической жизни страны - несовершенстве партийной и избирательной систем и сумела в определенной, хотя и далеко не завершенной форме найти их временное и частичное решение. В то же время, признав право оппозиционных партий, прежде находившихся в подполье, на легальное существование и согласившись с расширением их представительства в законодательных органах, ПРИ и сама должна была измениться. Этого требовали новые правила игры, устанавливаемые на поприще избирательной борьбы, где, пожалуй, впервые за свою историю ей предстояло столкнуться с растущей конкуренцией как справа, так и слева. Опасения ПРИ, связанные с некоторым усилением конкуренции со стороны других политических сил, были отнюдь не беспочвенны. Уже в первые годы после вступления в силу политической реформы (1978-1981) она потеряла 43 муниципалитета, а к 1983 г. еще 30 в северных штатах страны, где посты председателей перешли в руки ПАН37. Последняя, пройдя через полосу разброда и шатаний, к концу 70-х годов значительно укрепила свои позиции. Выдвинув требования административной честности, улучшения качества жизни мексиканских 36 Historia del comunisrao en Mexico. Mexico; Barcelona; Buenos Aires, 1985. P. 387. 36 37 Sociologies 1989. N 11. P. 78. Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма граждан, создания муниципалитетов, учитывающих народные нужды, панисты расширили свое влияние в различных слоях населения Мексики. Заметно выросла и численность партии: со 100 тыс. в 1954 г. до 150 тыс. в 1985 г. Параллельно процессу перегруппировки сил в центре и на правом фланге политической борьбы важные подвижки произошли и в лагере левых. Успех избирательного блока четырех левых партий (МКП, ППМ, ПСР и МАУС) способствовал укреплению идеи органического слияния их в единую организацию социалистического характера. Знаменательной вехой на пути к осуществлению этого проекта стал XIX съезд МКП в марте 1981 г. Официально провозглашенный на нем отказ партии от концепции диктатуры пролетариата, вместо которой выдвигалась задача борьбы за установление "демократической рабочей власти", от употребления в партийных документах терминов ленинизм и марксизм-ленинизм (при сохранении термина научный социализм), признание наличия в стране благоприятных условий для широкой конвергенции всех демократических сил способствовали сближению позиций сторонников единства. Вскоре после съезда о намерении объединиться с МКП заявила Мексиканская партия трудящихся (ПМТ). XX съезд МКП (октябрь, ноябрь 1981 г.), а также съезды ППМ, ПСР, МАУС и Движения народного действия (МАП) одобрили идею единства. В результате в стране возникла новая партия - Объединенная социалистическая партия Мексики (ОСПМ), которая в марте 1982 г. провела свой I съезд. Создание единой партии левых сил, поставившей в центр своей стратегии и тактики проблему демократизации мексиканского общества, отказавшейся от классового принципа при формировании членской массы и заменившей производственный принцип партийного строительства на территориальный, внушало большие надежды. Многие полагали, что наконец-то в Мексике появилась истинная левая партия, которая сможет сыграть важную роль в деле модернизации существующей политической системы. Как успех следует расценивать и итоги ее участия в избирательной кампании 1982 г., позволившие ОСПМ закрепиться на 3-м месте после ПРИ (74% голосов избирателей) и ПАН (14%). И хотя процент мексиканских граждан, проголосовавших за нее, оказался чуть ниже уровня предыдущих выборов (4,37%), в абсолютном выражении ОСПМ получила почти на 300 тыс. голосов больше38. К сожалению, в дальнейшем ОСПМ не сумела приспособиться к новым условиям, возникшим в результате вступления страны в полосу сильнейшего кризиса. Последовавший за этим глубокий раскол в ее рядах привел к выходу из партии четвертой части ее членов и значительному сокращению ее электората на федеральных выборах 1985 г., где она смогла завоевать лишь 3,24% голосов39. Таким образом в результате политической реформы 1978 г. в Мексике сложилась своеобразная конфигурация политических сил: в центре располагалась ПРИ, справа от нее ПАРМ, ПАН, ПДМ, слева - ППС, ПСТ, ОСПМ, троцкистская революционная партия трудящихся (ПРТ) и ПМТ. При этом три правые партии собирали примерно в два раза больше голосов, чем пять левых. Однако именно в официальной партии сфокусировались основные противоречия, связанные с переходом Мексики на рельсы свободной рыночной экономики, включением в международное разделение труда, с либерализацией торговли. Прямым следствием этого явилось возникновение в лоне ПРИ левой группы, которая постепенно трансформировалась в организованное диссидентское 38 Латинская Америка. 1983. № 1. С. 96. " MoguelJ. Los caminos de la izquierda. Mexico. 1987. P. 70. Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма движение, получившее название Демократическое течение (ДТ). Возглавили его видные деятели приистской партии Куаутемок Карденас (сын Л. Кардена-са), бывший до этого губернатором штата Мичоакан, и Порфирио Муньос Ле-до, длительное время исполнявший обязанности представителя Мексики в ООН, а также занимавший посты министра образования и труда. Намереваясь поначалу действовать в рамках ПРИ, члены ДТ требовали независимости партии по отношению к правительству, которое, по их мнению, проводило политику, противоречащую идеологическим целям и принципам Мексиканской революции. Прямым отрицанием проекта Мексиканской революции, по словам К. Карденаса, стала политика денационализации, ущемление интересов эхидо, удары по рабочему движению, полное подчинение МВФ, неограниченная свобода для иностранного капитала. Все это вкупе с торговой либерализацией поставило в невыгодное положение национальную экономику, привело в состояние кризиса тысячи мексиканских предприятий, вызвало безработицу. Поэтому, отдавая себе отчет в том, что преемственность или пересмотр неолиберального курса во многом будут зависеть от личности кандидата в президенты на очередной срок, ДТ попыталось добиться выдвижения собственного кандидата. Потерпев в этом неудачу, сторонники Демократического течения вынуждены были в марте 1987 г. порвать с Институционно-революционной партией и вместе с ППС, ПАРМ, а также Партией карденистского фронта национальной реконструкции (ПФКРН), преемницей ПСТ, также несогласных с неолиберальным курсом правительства, образовать Национальный демократический фронт (ФДН), который выдвинул К. Карденаса кандидатом на высший государственный пост в стране. Так произошел самый крупный за последние 35 лет раскол в рядах ПРИ. Одновременно с переменами в правящей партии важные события произошли на левом фланге политической борьбы. В феврале 1987 г. в газете "Аси эс" было опубликовано сообщение о начале дискуссии в ОСПМ по вопросу ее объединения с четырьмя другими левыми партиями. В ходе дискуссии ее участники пришли к единодушному выводу, что поскольку каждая из упомянутых партий, действуя самостоятельно, не способна стать альтернативой власти, а следовательно, "распыленность левых является фактором, оказывающим негативное воздействие на политическую ситуацию в стране"40, их объединение в рамках одной организации могло бы иметь большое значение для противостояния кризису, переживаемому Мексикой, а также для становления моноцелевого революционного авангарда. После того как съезды всех партий-участников Соглашения о слиянии одобрили эту идею, в конце марта 1987 г. создание новой партии, получившей название Мексиканской социалистической партии (МСП), стало фактом. В ноябре того же года состоялся I съезд МСП, на котором ее генеральным секретарем был избран Хильбер-то Ринкон Гайардо. Таким образом, в преддверии федеральных выборов 1988 г. на левом фланге политической борьбы появились две организации: Мексиканская социалистическая партия и созданный в январе1988 г. по инициативе Демократического течения Национальный демократический фронт, каждая из которых выступила со своим кандидатом в президенты. И хотя между избирательными платформами кандидатов - К. Карденаса и Э. Кастильо - имелись определенные различия, они все же не были столь глубокими, чтобы не попытаться сблизить позиции 40 Asi es. 1987. 6 febr. Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма обоих претендентов и тем самым избежать конкуренции между силами, главной целью которых являлось нанесение поражения ПРИ и ПАН. В результате 5 июня 1988 г., т.е. за месяц до выборов, МСП объявила о своем присоединении к ФДН и отказе Э. Ка-стильо баллотироваться на пост президента. Это укрепило оппозиционный народный блок, а также позиции по существу единственного теперь кандидата левых - Куаутемока Кар-денаса. На состоявшихся 6 июля 1988 г. в утьер дель Ринкон (ПАН), а также Гу- ------------------------------------------- мерсиндо Маганья (ПДМ) и Росарио Ибарра (ПРТ). При этом наиболее высоко, по общему мнению, оценивались шансы первых трех кандидатов. Выборам предшествовала бурная избирательная кампания. Но, несмотря на это, 52,6% мексиканцев, имеющих право голоса, не приняли в них участия, в очередной раз продемонстрировав свое неверие в возможность каких-либо радикальных изменений в политической системе страны. Однако итоги голосования, оказавшиеся для многих неожиданностью, показали опрометчивость подобных суждений. Хотя прогнозы, предрекавшие победу ПРИ и ее кандидата при любом исходе голосования, в определенной мере оправдались41, выборы 6 июля стали важной вехой на пути создания в Мексике плюралистического соревновательного демократического режима. К. Салинасу де Гортари к моменту избрания его президентом Мексики исполнилось 40 лет. До него на этом посту с 1910 г. побывало 14 человек, не считая военных, и он был самым молодым из них по возрасту. Новый президент вступил в ПРИ в 1966 г. и, быстро продвигаясь по партийной и служебной лестнице, занял в правительстве М. де ла Мадрида один из ключевых постов - министра программирования и бюджета. Именно его по праву считают архитектором новой экономической политики, нашедшей выражение в первом Плане национального развития, с помощью которого администрация М. де ла Мадрида стремилась ликвидировать последствия кризиса 1981—1983 гг. 41 Согласно официальным данным, опубликованным ФИК с задержкой на три недели, победителем Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма Занявший второе место лидер Демократического течения К. Карденас по лучил невиданное для кандидата оппозиции число голосов. Он опередил К. Са линаса де Гортари в 3Д избирательных округов, в том числе в Федеральном, і четырех штатах, набрав там, по подсчетам левых сил, 40,4% голосов протш 36,5%, отданных за кандидата правительственной партии42. Последний имеї преимущество в южных, наиболее отсталых районах Мексики, прежде всего і сельских муниципиях, где, по официальным данным, за него проголосовалс 62,8% избирателей, а также в небольших городах и поселках. Что касается кандидата ПАН М. Клоутьера, лидера неопанистского течения в партии, то в ходе предвыборной кампании он был настроен весьма решительно, готовясь дать бой потенциальному фавориту. Однако оптимистические ожидания ПАН были похоронены возникновением оппозиционного полюса, нашедшего воплощение в популярной фигуре Куаутемока Карденаса. Итоги выборов подтвердили опасения сторонников ПАН, вызвав, правда ненадолго, разочарование и растерянность в ее рядах. Результаты выборов в Национальный конгресс, как и ожидалось, в общем и целом отразили ту же расстановку сил, что и при избрании президента. ПРИ получила 52,2% голосов избирателей и 261 депутатское место в нижней палате; ФДН - 27,6% (138 мест), ПАН - 20,2% (101 место). Вместе с тем главный итог выборов 6 июля в парламент состоял в том, что ПРИ утратила квалифицированное большинство (т.е. 2/3) в нижней палате, опираясь на которое она в прежние времена беспрепятственно добивалась принятия любых угодных исполнительной власти поправок к конституции и других актов, предусматривающих изменение текста Основного закона. Конечно, сохранение приистами простого большинства в палате депутатов оставляло им возможность проводить выгодную партии политику, однако навязывать свой диктат ПРИ была уже не в состоянии. Характерно, что не кто иной, как сам новоиспеченный президент К. Са-линас, уже через несколько дней после выборов 6 июля признал, что эпоха фактической монополии одной партии на власть в Мексике завершилась, и заявил о необходимости демократизации всей партийно-государственной системы, начав с изменения избирательной процедуры. В целом же итоги выборов 6 июля 1988 г. получили неоднозначную оценку мексиканской общественности, хотя определенное состояние эйфории было свойственно практически всем политическим силам страны, расположенным слева, а отчасти и справа от центра. Многим казалось, что пришел конец не только гегемонии ПРИ, но и вообще приизму, в связи с чем день 6 июля называли "могильщиком" старой политической системы, "отправной точкой перехода к демократии"43. Наглядным подтверждением сказанному является оценка выборов на VI пленуме Национального совета Мексиканской социалистической партии, который состоялся в конце 1988 г. Неверно интерпретируя последствия 6 июля, левые считали, что произошли необратимые изменения в политической системе, характеризующиеся распадом режима государственной партии. Также они были убеждены в том, что голоса, отданные за Карденаса в этот день, отныне и навсегда останутся достоянием левых сил на всех последующих выборах. Тем самым они явно переоценили прочность ФДН, полагая, что в его лице демократические круги обрели устойчивое избирательное течение. Между тем вера левых «El Nacional. 1990. 5 abr. P. 10; La Unidad. 1988. 1 ag. P. 12. 43 Memoria (Mexico). 1989. N 24. P. 165. Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма в то, что в стране уже сформировалось новое избирательное большинство, которое тем скорее нанесет окончательное поражение не имеющему законной силы режиму, чем быстрее будет создана политическая организация, способная его возглавить, обусловили возникновение Партии демократической революции (ПРД). С момента своего возникновения - в течение 1989 г. - ПРД и в идеологическом, и в организационном отношениях представляла собой проект, не имевший национальных и международных прецедентов. С одной стороны, она замысли-валась как крупный политический фронт, в состав которого входят революционные националисты и социалисты, христиане и экологисты, левые радикалы (троцкисты, маоисты), бывшие члены ПРИ и т.д., а с другой - как структура, порывающая с традиционной схемой ФДН, так как, хотя и складывается на основе общей программы и целей, не признает автономию входящих в нее партий и организаций. В то же время наличие разнообразных точек зрения относительно путей развития Мексики в такой гетерогенной партии, как ПРД, изначально предполагало, что важнейшей неотъемлемой чертой новой партии должен стать идеологический плюрализм, выражающийся в существовании в ее лоне как различных течений социализма, так и националистических, демократических, либеральных, христианских, коммунистических, карденистских и даже анархистских тенденций. Вместе с тем, подтвердив законность наличия разнообразных течений мысли в партии, К. Карденас категорически высказался против их трансформации в автономные структуры со своим аппаратом и другими атрибутами, провозгласив, что в основу строительства ПРД должен быть положен принцип: платформы - да; фракции - нет44. Реальная практика формирования ПРД, однако, далеко не всегда соответствовала намеченным целям. Итак, вопреки ожиданиям некоторых руководителей левых сил, правительство Салинаса де Гортари избежало изоляции, на которую те рассчитывали. Массовые протесты вскоре сошли на нет, жизнь вошла в обычную колею, а начавшиеся выборы в местные органы власти вкупе с неизбывными социально-экономическими проблемами населения отодвинули на второй план все остальное. Да и деструктивная стратегия, взятая на вооружение ПРД в первый год ее существования, не принесла ожидаемых результатов. Надежды на то, что она станет накопителем голосов, отданных 6 июля 1988 г. за К. Карденаса, не оправдались. Распад ФДН, в свою очередь, не позволил создать устойчивое левое избирательное движение. Отсутствие органического единства рядов новой партии, неразработанность программных установок, отказ от диалога с правительством, который позволил бы продвинуться в направлении демократической реформы, вновь вывели на авансцену две основные партии мексиканской политической системы - ПРИ и ПАН. Одержав победу на выборах в местные органы власти в семи штатах страны в конце 1988 г., ПРИ еще больше развила свой успех в 1989 г. Так, из 1409 постов народного избрания, оспаривавшихся различными партиями в 14 штатах, она завоевала 1388 (87%)45. В целом итоги избирательных баталий, развернувшихся в стране с конца 1988 г. до середины 1991 г., были действительно весьма благоприятными для Институционно-революционной партии, которую после 6 июля 1988 г. многие 44 6 de julio. 1989. 18 oct. «ElNational. 1989. 14 die. Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма считали в исторической перспективе обреченной. Причин этого явления несколько. Помимо уже упоминавшегося фактора роста престижа главы исполнительной власти К. Салинаса де Гортари, немаловажное значение имело падение влияния левой оппозиции, обусловленное расколом Национально-демократического фронта, организационными неурядицами в Партии демократической революции и ее негибкой позицией. Вместе с тем, хотя вопрос о необходимости модернизации Институционно-революционной партии назрел уже давно, лишь после июля 1988 г. ее наиболее дальновидным руководителям стало очевидно, что откладывание его решения чревато не только прогрессирующим падением влияния ПРИ в обществе и угрозой серьезного поражения на предстоящих летом 1991 г. парламентских выборах, но и утратой ее роли ключевой фигуры мексиканской политической системы, которую она играла свыше 60 лет. Не менявшаяся с 1946 г. внутренняя структура, методы функционирования, цели и задачи ПРИ вступили в противоречие с пробивающими себе дорогу процессами обновления мексиканского общества, политизацией масс, появлением на политической арене новых социальных сил и движений. Иначе говоря, образовался разрыв в темпах развития гражданского общества, с одной стороны, и государственной партией - с другой. Конкретным, осязаемым проявлением увеличивающейся бреши между ними стало усиление критики в адрес ПРИ со стороны самых различных кругов мексиканской общественности, появление диссидентского течения в лоне самой партии, сокращение не только числа поданных за нее голосов (с 90,2% на выборах 1961 г. и 70% в 1982 г. до 51,1% в 1988 г.), но и соответствующего представительства в палате депутатов Национального конгресса (со 172 из 178 в 1961 г. до 261 из 500 в 1988 r.)*>. Выход из создавшейся ситуации новое руководство партии, которое возглавил молодой и энергичный сенатор председатель Национального исполкома ПРИ Луис Дональдо Колосио, видело в "восстановлении автономии и независимости" партии от правительства. "Общество не просит, - говорил Колосио, -чтобы ПРИ противопоставила себя правительству. Оно хочет, чтобы наша партия перестала быть декоративной, отказалась от позиции созерцателя". Председатель ПРИ пообещал внести коррективы в принципы, на основе которых формируются отношения его партии с правительством, обеспечить ее независимую роль в центре и на местах47. 25 ноября 1989 г. Колосио, выступив с докладом на заседании Национального совета ПРИ, предпринял критический анализ положения в партии и изложил суть основных направлений ее предстоящей реформы. Для этого он призвал сконцентрировать силы для решения четырех главных задач: 1) разработать независимую политическую линию ПРИ как партии, находящейся у власти ("Общество хочет знать позицию партии по всем вопросам и проблемам"); 2) стать подлинным органом политического представительства основных социальных классов и групп; 3) преодолеть инерцию членов партии и организации в целом, восстановить ее способность к мобилизации масс; 46 Valdes L. Tres tipologias de los setenta: el sistema de partidos en Mexico, sus cambios recientes // 47 6 de julio. 1989. 29 nov.; Qunce ideas para la modernizacion partidista. Compilaciуn elaborada por el нnsti- Глава 1. Мексика: метаморфозы национал-реформизма 4) очистить образ партии от всего того, что привнесла в него порочная практика навязывания себя обществу, партийных манипуляций, делячества и коррупции. Реализация этих предложений требовала глубокой модификации политической культуры приистов, т.е. упразднения целого комплекса традиций, привычек, правил деятельности партии, которые за десятилетия ее гегемонии укоренились как в сознании ее функционеров, так и в способах и методах осуществления ею своей политики в массах. Добиться этого было отнюдь не легко, хотя в ПРИ, конечно, имелось немало сторонников ее обновления. Но и число тех, кто сопротивлялся разрыву с традиционной схемой функционирования партии, также было весьма значительно. Речь шла в первую очередь о руководителях рабочего и крестьянского секторов, лидерах корпораций (прежде всего, Конфедерации трудящихся Мексики - КТМ). Наряду с ними в роли противников модернизации ПРИ выступали силы, опиравшиеся на местные структуры власти в деревне, многие губернаторы, контролировавшие положение в своих штатах, а также консервативная партократия. Итоги XIV Национальной ассамблеи ПРИ, состоявшейся 1-3 сентября 1990 г., в целом можно охарактеризовать как копромисс между указанными партийными течениями. И хотя авторитет Салинаса де Гортари, конечно, повлиял как на ход дискуссии, так и на итоговые документы, но даже ему не удалось обеспечить стопроцентную поддержку своей политике модернизации страны и плану реформы партии. Правда, многие предложения президента страны, касавшиеся обновления внутрипартийной жизни, получили поддержку большинства делегатов. Речь шла о предоставлении большей автономии организациям, входящим в ПРИ, о децентрализации деятельности партии, демократизации внутренних выборов. Вместе с тем ряд решений ассамблеи представлял собой явную уступку консервативным силам. Так, наряду с установлением территориального принципа формирования партии были сохранены старые корпоративные структуры, осталось в силе и положение о коллективном членстве в партии, хотя и дополненное "индивидуальным и добровольным". И все же, несмотря на относительно скромные результаты XIV Национальной ассамблеи ПРИ, определенные шаги в направлении модернизации и демократизации Институционно-революционной партии были сделаны. Это показывало, что процесс перемен в столь важном институте мексиканской политической системы, каковым являлась ПРИ, начался. Параллельно с важными сдвигами в ПРИ существенные перемены в 1989-1990 гг. происходили в двух других крупнейших партиях оппозиции - ПАН и ПРД. При этом, если на левом фланге имело место определенное размежевание между приверженцами левоцентристского курса и сторонниками социалистического выбора, то в центре и правее от него наблюдалось, напротив, сближение позиций. Это в значительной мере изменило ставшую уже привычной расстановку политических сил Мексики, когда на разных полюсах располагались ПАН и ПРД, а между ними, посередине - ПРИ. Экономическая программа последней, которую отстаивал в своей предвыборной кампании Салинас де Гортари, хотя и давала повод кандидату ПАН М. Клоутьеру пожаловаться, что она списана с программы его партии, в стратегическом плане обусловила совместные действия обеих партий по ряду важных вопросов общественной жизни. Совпадение позиций ПРИ и ПАН в подходах к проблемам экономической модернизации, схожесть их представлений о темпах, методах и принципах политики разгосударствления и приватизации оказали большое воздействие на
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 634; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.209.130 (0.023 с.) |