Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Боливия в 90-е годы: новая либеральная революцияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
14 июля 1985 г. состоялись всеобщие выборы. Относительное большинство 28,56% получил Бансер (АДН), за ним шел В. Пас (МНР) - 26,47%, и мирист X. Пас Самора - 8,84%. Левым досталось не более 2,2%. Однако в Конгрессе у МНР было больше мест, чем у АДН. В. Пас склонил партию Силеса и миристов к поддержке более близкой им МНР, нежели крайне правой АДН130. Впервые за всю историю Боливии Конгресс избрал президентом вышедшего на второе место по числу голосов кандидата. 6 августа 1985 г. В. Пас в четвертый раз вступил в должность президента республики. 29 августа 1985 г. был опубликован исторический декрет 21060, объявивший о введении "новой экономической политики" (нэп). Речь шла о кардинальном реформировании боливийского общества на принципах неолиберализма. Идейными отцами нэпа были профессор Гарварда Джефри Сакс и один из лидеров МНР, председатель сената Гонсало Санчес де Лосада, в августе 1985 г. возглавивший комиссию по экономическому реформированию. Первоначально Дж. Сакс предложил свою программу АДН, но после избрания В. Паса МНР полностью приняла ее131. Декрет вводил свободный режим внешней торговли, снижал пошлины и сборы, снимал все социальные ограничения трудового законодательства, полностью замораживал государственные расходы, ограничивал дефицит бюджета, который отныне практически полностью финансировался за счет продажи газа в Аргентину и Бразилию132. Социальные издержки декрета были огромны. Только за первый год его действия зарплата сократилась фактически вдвое, около 10% занятых в госсекторе потеряли работу. Только в сельской местности без работы остались 25 ты. учителей133. Как и следовало ожидать, нэп вызвал ожесточенное сопротивление '»Ibid. P. 176. 130 Trigo O'Connor d'Arlach Е. Conversaciones on Victor Paz Estenssoro. La Paz, 1999. P. 153. 131 Впоследствии эту программу практически полностью приняли К.С. Менем в Аргентине 132 ЯПФБ давала в 1983 г. 12,7% поступлений в бюджет, а в 1986 г. эта цифра уже составляла 56,7% >33 Ibid. P. 212. 295 Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития со стороны профсоюзов. После опубликования декрета Лечин назвал его "пи-ночетасо" и призвал ко всеобщей забастовке. Правительство просило перемирие на год, а забастовка была объявлена незаконной. 10 сентября власти заявили, что пойдут на переговоры с КОБ только после окончания забастовки. Военные решительно поддержали В. Паса, а крестьянские организации остались нейтральными. К 16 сентября забастовка стала разваливаться, заработали банки, учреждения, школы. Чувствуя усталость населения, Лечин предпринял неофициальные контакты с МНР, что было расценено как слабость. Ответом было требование о капитуляции134. Для радикализации движения протеста КОБ призвал к массовым голодовкам протеста. 19 сентября было объявлено осадное положение, профлидеры, в том числе и Лечин, были арестованы и депортированы в удаленные районы страны. КОБ ушел в подполье, а забастовка прекратилась. Только горняки продолжали стачку, но теперь главным требованием являлось освобождение рабочих лидеров и отмена осадного положения. Марш 10 тыс. шахтеров на Ла-Пас был остановлен армией135. Конфликт завершился фактической капитуляцией КОБ, прекратившей забастовку 2 октября 1985 г. В октябре 1985 г. катастрофически упали цены на олово136. Правительство объявило о массовых увольнениях в КОМИБОЛ. Фактически речь шла о ликвидации оловодобывающих рудников. В течение года после октября 1985 г. было уволено 21 000 из 27.000 рабочих КОМИБОЛ. Это стало концом КОМИБОЛ. Но также это был и конец организованного рабочего движения, ударным отрядом которого всегда являлись горняки. В ноябре профсоюзы уже соглашались на все уступки, в том числе на отмену всех льгот, воскресных дней, лишь бы остановить закрытие шахт137. С ноября 1985 г. правительство могло игнорировать как КОБ, так и все рабочие профсоюзы. Одна из задач неолиберальной революции - разрушение профсоюзного движения и двоевластия с КОБ -была выполнена. В. Пас, да и все последующие правительства неуклонно проводили политику на углубление реформ неолиберального толка. В первые годы была достигнута финансовая стабилизация, обуздана инфляция. В отличие от Силеса В. Пас не собирался полностью платить внешние долги. Частные банки получали выплаты крайне малыми порциями. Часть долга боливийское правительство скупило по дешевке, так как боливийские бумаги стоили на рынке 8-10% номинала138. Финансовые рынки отреагировали позитивно на изменения в Боливии, и правительство сумело этим воспользоваться. Боливия добилась частичного списания внешнего долга в 1988 г. и в 1992 г., а затем и по программе НІРС ("Бедные страны с высокой задолжностью") в 1998 г. Начиная с 1985 г. все правительства проводили активную и очень инициативную политику либерализации экономики и реформирования политической системы, что сделало из Боливии одну из динамично развивающихся стран континента. В 1986 г. была проведена реформа внешней торговли: установлена •34 Lazarte RJ. Op. cit. P. 153. 135 La lucha del sindicalismo revolucionario. 1984—1987: De de traiciуn udepista a la dominaciуn oligбrquica. 136 Олово заменили продукты новых технологий, его потребление в мире резко сократилось. 296 138 Trigo O'Connor d'Arlach E. Op. cit. P. 157. Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития единая импортная пошлина в 20%. В марте 1986 г. - успешная налоговая реформа, ставшая рубежом, с которого начались позитивные сдвиги в частном секторе. В 1986-1988 гг. была проведена децентрализация крупных государственных компаний, в том числе и КОМИБОЛ. Это был первый шаг к приватизации. Правительство Г. Санчеса де Лосада (1993-1997) под видом "капитализации" фактически осуществило приватизацию госпредприятий: было проведено акционирование, причем вырученный от продажи акций капитал, а также государственная их доля передавались в Пенсионный фонд. Гражданам же выдавались пенсионные боны (bonasol), которые обеспечили каждому боливийцу старше 21 года пожизненную ренту по старости в будущем. Таким образом, Г. Сан-чес де Лосада избавил государство от груза пенсионного обеспечения и ввел накопительную систему пенсий. КОМИБОЛ распродала свои шахты и стала лишь координатором добычи. Национальная авиакомпания ЛАБ, телефоны, связь, железные дороги были полностью приватизированы. Началась распродажа ЯПФБ. В период с 1986 по 1998 г. в горнорудную отрасль было вложено 615 млн долл. частного капитала, что позволило ее диверсифицировать и модернизировать. Если в 1980 г. 71% производства отрасли составляли олово, вольфрам и алюминий, то в 1998 г. 81% - цинк, золото и серебро. В 1980 г. КОМИБОЛ давала 63% всего горнорудного производства, а в 1998 г. 94% производилось в частном секторе139. В нефтяной отрасли приватизация шла медленнее. В 1997 г. на месте государственной монополии ЯПФБ появились три частные компании. К 1997 г. в частных руках практически находилась вся экономика: крупнейшие предприятия, инфраструктура, связь, транспорт, водоснабжение, газ, нефть, горнорудная промышленность. Нелиберализованной осталась только земля. Радикальные, но постепенные реформы имели весьма позитивные результаты. В первые годы нэпа продолжался спад - около 3%, затем в конце 80-х начался медленный рост — 2—3% в год. Дефицит валюты во многом был решен за счет так называемого "долларового окна" для наркодолларов, что значительно укрепило банки140. Инфляция упала с 10% в год в 1987 г. до 7% в 1996 г. Начиная с 1986 г. происходило оживление промышленности. В 90-е годы экономический рост составил около 4,5% в год. ВВП в долларовом выражении вырос с 4306 млн в 1987 г. до 7193 млн в 1996 г., т.е. практически вдвое. Резко вырос уровень сбора налогов - до 17,5% от ВВП в 1988 г., в том числе за счет внутренних сборов 6,3%141. Внешний долг Боливии сократился в абсолютных и относительных цифрах: если в 1987 г. он составлял 99,61% ВВП, то в 1996 г. — 6O,7%W2. Социальные последствия были тяжелы для большинства населения страны. На треть сократилось душевое потребление продовольствие143. Безработица достигла 11-15%. В 1988 г. только треть боливийцев получали более 100 долл. в месяц, в то время как 25% имели зарплату ниже 20 долл.144 Несмотря на столь і» Bolivia en el siglo XX. P. 237. `*єDunkerleyJ. Op. cit. P. 213. i41 Ibid. P. 188. i«Bolivia en el siglo XX. P. 188. 143 Латинская Америка 80-х годов. Андские страны: актуальные проблемы и тенденции развития. М., 1988. С. 178. Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития тяжелые социальные последствия, правительство В. Паса было одним из самых эффективных и сильных за последние годы. Неолиберальная политика сплотила правящий класс, консолидировала ведущие политические силы, его представляющие. Впервые за многие годы между различными партиями был достигнут консенсус по большинству социально-экономических и политических вопросов. В 1985 г. МНР в целях поддержки своих реформ заключила союз с АДН, подписав "Пакт о демократии". Правительство и его союзники обвиняли в кризисе и инфляции времен УДП рабочее движение, КОБ, левых. Им удалось с помощью телевидения, прессы повернуть общественное мнение против КОБ и левых партий, маргина-лизировав их в политической жизни страны. Несмотря на очевидное недовольство населения экономическим положением, левым так и не удалось добиться каких-либо успехов на выборах 1989 г. Левые в сумме получили только около 10% голосов. Первым по числу поданных за него голосов стал кандидат от МНР, вдохновитель нэпа, Г. Санчес де Лосада (23,07%), затем шел Бансер (22,07%) и потом уже мирист X. Пас Самора (19,64%). МИР фактически была единственной оппозиционной нэпу партией. МИР представлялся левой социал-демократической альтернативой МНР и АДН. Она шла в союзе с проалбан-ской компартией. Однако перед лицом победы МНР X. Пас Самора пошел на союз с правой АДН, в результате чего стал избранным президентом Боливии. Он не стал развивать реформы, начатые В. Пасом, но и не выполнил своего главного обещания - отменить декрет 21060. В целом все параметры нэпа сохранились. Главным политическим явлением выборов конца 80-х годов стало возникновение неопопулистских движений. Оппозиционные настроения выразились в успехе новых популистских партий "Совесть родины" (Conciencia de la Patria) (КОНДЕПА) и Гражданский союз солидарности (Union Cнvica de Solidaridad) (УСС). Эти движения получили самую мощную поддержку в крупных городах, особенно в Ла-Пасе. Важным фактором в росте их популярности явилось переселение тысяч семей шахтеров из горнорудных поселков после закрытия шахт КОМИБОЛ в крупные города, что привело, например, к резкому росту бедных маргинализированных пригородов, таких как Эль-Альто в Ла-Пасе. На первых после 1949 г. муниципальных выборах в 1987 г. в Ла-Пасе победил лидер КОНДЕПА Карл ос Паленке. Однако провинция и деревня голосовали традиционно, суммарно снизив впечатляющий результат КОНДЕПА. Отсутствие какой-либо программы превратили эту партию в персонаж многочисленных фарсов: ее депутаты откровенно торгуют своими голосами, примыкая то к одной, то к другой группировке145. Надо признать, что демонстративная беспринципность ее лидеров мало влияет на ее популярность, что, очевидно, является признаком общего кризиса партийной и парламентской системы в Боливии. В 1993 г. на выборах вновь победила МНР. Президентом стал Г. Санчес де Лосада, один из творцов нэпа, крупнейший предприниматель (владелец горнорудной компании "Комсур"), многие годы проживший в США. МНР пришла к власти в коалиции с левыми партиями "МИР-Свободная Боливия", катариста-ми из МРТКЛ и популистами из УСС. Впервые вице-президентом стал индеец В.У. Карденас, один из основателей и идеологов катаристского движения. МНР 298 i«Ibid. P. 240-241. Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития вновь стояла во главе широкой левоцентристской реформистской коалиции, и благодаря этому ей удалось в 1993-1997 гг. провести, пожалуй, самые радикальные после 1952 г. политические и социально-экономические преобразования. Именно при Г. Санчесе де Лосаде МНР окончательно распростилась со своим историческим и идеологическим грузом, с национал-реформизмом. Движение к партии реформ нового типа, начатое во время последнего президентства В. Паса, завершилось Г. Санчесом де Лосадой. МНР стала партией модернизации, обеспечив себе, тем самым, политическое долголетие. Помимо приватизации ("капитализации"), пенсионной и образовательной реформ, Г. Санчес де Посада предпринял масштабные политическое преобразования государственного устройства, разрушив 200-летнюю традицию централи-стского унитарного государства, в чем его предшественники видели гарантию целостности Боливии. В 1994 г. была проведена реформа конституции. Продлен срок президентских полномочий до 5 лет, изменена система формирования Конгресса: вместо партийно-представительной перешли к смешанной - половина депутатов избиралась по партийным спискам, а половина по одномандатным округам. Было резко сокращено количество центральных министерств и ведомств: к 1997 г. их всего осталось 10. Поистине революционным шагом явилась реформа внутреннего управления. В 1994 г. был принят "закон народного участия", в основе которого лежала децентрализация управления и финансирования. В 1995 г. был принят закон об административной децентрализации. Муниципалитеты стали главными получателями и распределителями финансовых ресурсов. Широкую автономию получили все муниципальные образования, но особенно это почувствовали сельские муниципалитеты, составлявшие большинство, что обеспечило высокую степень автономии индейских общин и вообще означало огромный прогресс в движении к самоуправлению индейских народов. С 1994 г. сельские муниципалитеты стали получать на 500% больше финансовых ресурсов146. Заслуга Санчеса де Лосады состоит в том, что он смог дополнить неолиберальные экономические реформы либеральными политическими преобразованиями, реально укрепившими гражданское общество в Боливии. В результате этих реформ произошел демонтаж корпоративно-патерналистского государства, созданного революцией 1952-1953 гг. и партией МНР, в котором ведущую роль играли корпорации: КОБ, крестьянские каудильо, военные, бюрократия МНР. На смену ему пришло государство, строящееся на формально демократических принципах, где главную роль стали играть политические партии и их союзы, значение которых выросло с проведением регулярных и относительно честных выборов. В 1997 г. на выборах победил Бансер (умер в 2001 г.), ставший демократом и ревнителем формального выполнения конституции. С приходом к власти АДН сделало главный упор на опережающие темпы роста, особенно с опорой на восточные департаменты страны. Лозунгом Бансера была ликвидация бедности через обеспечение высоких, не менее 7% в год, темпов экономического роста. Однако с конца 90-х годов вновь упали цены на сырье, и латиноамериканские экономики вошли в полосу депрессии. Боливийской экономике удалось сохранить рост вплоть до начала широкомасштабного кризиса в Аргентине, главном потребителе боливийского газа. 146 Bolivia en el siglo XX. P. 87. Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития В конце века одной из главных проблем оставалась наркоторговля. В период УДП единственной процветающей отраслью экономики была наркоторговля. За 1982-1985 гг. площади под кокой удвоились. В результате Боливия вышла на второе место по производству коки в мире, поставляя 15% всего кокаина, потребляемого в США. Кока давала 20% всего производства сельского хозяйства. Наркодоллары служили серьезной подпоркой экономике в трудные годы, однако влияние наркокартелей содержало огромную опасность самому существованию не только демократии, но и боливийского государства как такового. Это прекрасно понимал В. Пас, который пошел на максимальное сотрудничество с США в этом вопросе, вплоть до допущения американских военных | на территорию Боливии. Миссия США в Боливии по борьбе с наркотиками была второй по величине в Латинской Америке. В 1990 г. Боливия подписала Венскую конвенцию ООН и согласилась на экстрадицию США наркоторговцев. При X. Пасе Саморе правительство столкнулось с сопротивлением не только наркобаронов, но и крестьянских профсоюзов из районов выращивания коки. До 1989 г. коку легально можно было выращивать везде, после - только в Юнгасе. Многие уволенные шахтеры переселились в Юнгас, где занялись выращиванием коки. Там образовались мощные боевые профсоюзы, ставшие самым радикальным отрядом рабочего движения в Боливии. В выращивании коки занято 240 тыс. человек, из них в производстве кокаина 45 тыс. На действия властей крестьянские профсоюзы отвечают блокадами дорог, маршами протеста, голодовками, при этом всегда используется безусловно демагогическое оправдание - тысячелетнее потребление коки индейцами кечуа и аймара147. В июле-ноябре 1990 г. крестьянские профсоюзы провели блокады дорог, парализовав департаменты Ла-Пас и Кочабамба, и заявили об образовании военных комитетов для защиты от репрессий армии. Вполне реальной становилась опасность "колумбизации" страны, разрастание неконтролируемого насилия. Правительство пошло на уступки и в августе 1990 г. подписало соглашение с профсоюзами, пообещав воспрепятствовать милитаризации борьбы с наркоторговлей148. После всех безуспешных попыток боливийской дипломатии найти взаимоприемлемое решение проблемы коки правительство Г. Санчеса де Лосады (1993-1997) разработало новый план - "Нулевой вариант", суть которого состояла в экономическом, а не военном решении проблемы149. В основе - краткосрочная "шоковая" программа: национализация, передача государству всей земли в районе выращивания коки, с последующим устройством там либо экологического природного национального парка, либо промышленной зоны. Крестьяне в этом случае переселялись и получали наделы в других районах страны, где кока не растет. Стоимость этого проекта достигала 1 млрд долл., причем США должны были повысить квоты Боливии в экспорте сахара, хлопка, сои, чтобы обеспечить сбыт для новых аграрных районов. США остались равнодушны и к этому плану, а Г. Санчес де Лосада под угрозой десертификации Боливии был вынужден согласиться на использование военных150. С приходом АДН к власти Бансер выдвинул очередной план "За достоинство", предполагавший уничтожение 38 000 га плантаций коки. Боливия соглаша- 147 La lucha del sindicalismo revolucionario. 1984-1987. P. 57. 148 United States and Latin America: the new agenda. L., 1999. P. 192-193. 149 Одним из авторов этой инициативы был Дж.Сакс. Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития лась оплатить 15% от необходимых 952 млн долл. В середине декабря 1997 г. как жест доброй воли правительство уничтожило 7000 га. Однако вместо поддержки Вашингтон, к удивлению, сократил на 70% финансирование Боливии, что было результатом бюрократической волокиты и борьбы между ведомствами в США151. В марте-апреле 1999 г. производители коки, крестьянские профсоюзы провели мощные акции протеста: блокады дорог в Ла-Пасе и Кочабам-бе. По всему видно, что проблема еще очень далека от своего разрешения. Эскалация военного конфликта в районе производства коки может привести к усилению нестабильности, росту насилия и терроризма, чего пока в Боливии, в отличие от Колумбии и Перу, не наблюдалось152. В ходе неолиберальных реформ единственной сферой ими не затронутой остается аграрная. В результате аграрных преобразований 50-х годов образовались два региона: Альтиплано и долины центра и юга страны с преобладанием мелкотоварного крестьянского хозяйства и мощный агробизнес на востоке, в районе тропических равнин. В результате поощрения сельскохозяйственного развития восточных районов страны площадь обрабатываемых земель увеличилась с 58 252 га в 1950 г. до миллиона га в 90-е годы153. На востоке стали преобладать фермерские и крупные хозяйства, производящие в год продукцию в стоимостном выражении в среднем на сумму в 4725 долл. США в расчете на одно хозяйство154. Именно эти хозяйства в 1980 г. экспортировали сельскохозяйственной продукции на сумму 145 млн долл., что составило 11,3% стоимости всего экспорта Боливии. В 1986 г. доля агробизнеса в экспорте поднялась до 16%, а к концу 90-х годов — до 400 млн долл. в год, что составило треть всего экспорта155. Одной из стратегических целей всех неолиберальных правительств начиная с 1985 г. являлось изменение экономической структуры страны, а именно, стремление построить народное хозяйство вокруг новых отраслей. Вместо горнорудной экспортной специализации ориентироваться на газодобычу, деревообработку и на поощрение сельскохозяйственного предпринимательства156. Усилилась специализация хозяйств по выращиванию технических культур, таких как соя, хлопок, подсолнечник. Экспорт древесины давал в конце 90-х около 80 млн долл. в год, т.е. 6% всего экспорта. В поисках альтернативных источников экспорта в условиях полного краха горнорудной промышленности в 80-е годы боливийское правительство стимулировало добычу в тропических районах страны дикого каштана, известного в мире как бразильский орех (Bertholletia excelsa). Экспорт этой культуры давал порядка 30 млн долл. в год (на Боливию приходится 70% мировых запасов бразильского ореха)157. і" Ibid. P. 198-200. 152 США мало принимают во внимание интересы стабильности и безопасности Боливии, все более прессингуя военное решение. Образец американского подхода показал депутат конгресса США Дан Бутрон, который предложил послать самолеты с гербицидами и решить проблему в один день. На возражения, что это нарушает суверенитет Перу и Боливии, он ответил: "Они что, будут сбивать наши самолеты? Нет, конечно!" (United States and Latin America: the new agenda. P. 201). из Bolivia en el siglo XX. P. 280-281. [Ў*Zeba!los H. Argicultura у desarrollo econуmico. La Paz, 1988. P. 133. "5 Ibid. P. 318.; Bolivia en el siglo XX. P. 282. «Perspective (La Paz). 1985. Die. N 13. P. 26-27. '" Bolivia en el siglo XX. P. 283. 301 Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития 90-е годы привнесли серьезные качественные изменения в политику государства в отношении индейских народов. После принятия в 1994 г. фундаментального для дальнейшего политического развития страны "закона народного участия", суть которого заключалась в децентрализации, муниципализации власти в стране, возникла принципиально иная ситуация в индейском вопросе. Эти новшества позволяли крестьянским и общинным организациям оказывать серьезное влияние на распределение финансовых ресурсов, ибо принятие решений было перенесено на места. Этим законом община была признана юридическим лицом, ей был предоставлен статус муниципального образования. В октябре 1996 г. был принят закон о Национальном институте по аграрной реформе, который окрестили второй аграрной реформой в Боливии. Согласно этому закону признана неотчуждаемой и неделимой мелкая крестьянская земельная собственность, крестьяне-индейцы были освобождены от налогов, но главное, земли общин были окончательно признаны неотчуждаемыми, неделимыми и коллективными. Этот закон, по мнению экономистов, ставит серьезные препятствия на пути развития рынка земельной собственности в традиционных районах, делает невозможной капитализацию сельского хозяйства на Альтиплано и в долинах, консервирует статус-кво. И вместе с тем он обеспечивает выживание кечуа и аймара как самобытных крестьянских народов. Индейские организации оказывают все большее влияние на политическую жизнь страны. Да и общество повернулось лицом к индейцу. Новая конституция страны (1994 г.) в 1-й статье определяет, что Боливия является "многонациональным и плюрокультурным" обществом. Статья 171 той же конституции признает полное внутреннее самоуправление общины. В 1990 г. Боливия одна из первых ратифицировала соглашение 169 Международной организации труда о туземных народах, которое заключает в себе международные гарантии сохранения самобытной культуры и образа жизни индейских народов. В условиях глобализации экономики, духовной жизни, информационного пространства растет обеспокоенность боливийского общества за судьбы малых народов, за сохранение самобытных и древних культур. Производной этого процесса может быть и их органическая интеграция в общество XXI в., и маргинализация, создание своеобразных резерваций. Боливия во второй половине XX в. прошла трудный путь поиска национального пути общественного развития, способного обеспечить достойное существование своих граждан. При несомненных достижениях Боливия в конце XX в. оставалась отсталой и зависимой страной с очень хрупкой социальной организацией. Главной проблемой сегодняшней Боливии, как и 50 лет назад, остается социальная справедливость158. Этой стране еще предстоит преодолеть бедность и отсталость, перед ней по-прежнему стоит задача социальной интеграции нации. Будет уместно вспомнить горькие слова Р. Савалета Меркадо: " Боливия - это родина социальной несправедливости, и если бы не ее народные массы, было бы лучше, чтобы Боливии не было вовсе" (Bolivia, hoy. P. 39^40). Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война КОЛУМБИЯ: Глава 9 ПЕРМАНЕНТНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА "ЭРА НАСИЛИЯ" (1946-1962)
кономическая жизнь Колумбии, как и всей Латинской Америки, в период с окончания второй мировой войны до начала 70-х годов характеризовалась в целом положительными показателями. Понимая жизненную необходимость экономической самостоятельности и самообеспечения, правительство страны старалось играть активную роль в этом процессе, иногда добиваясь внушительных успехов. Хотя экономические характеристики Колумбии в течение большей части этого периода были в целом ниже, чем в других латиноамериканских странах, послевоенные годы можно назвать относительным "периодом процветания". К концу войны транспортная инфраструктура уже была достаточно развита, чтобы обеспечить экономическую интеграцию всех регионов страны, и правительство создало достаточно развитую бюрократическую структуру для развития более структурированной экономики. Понимая необходимость создания гарантий от воздействий конъюнктуры мирового рынка и достижения цели сбалансированной, зрелой экономики, правительство поощряло развитие импорт-замещающей промышленности (ИЗП) и расширения номенклатуры экспортной продукции. Хотя в долгосрочной перспективе существовали многочисленные проблемы, тем не менее данная экономическая политика позволила Колумбии добиться положительных показателей в послевоенные десятилетия. В среднем ежегодный прирост ВВП в конце 40-x-50-x годы составил 4,6% '. Это довольно внушительные показатели, хотя они и ниже, чем в целом по Латинской Америке за тот же период. Ясно, что при поощрении ИЗП промышленность росла быстрее сельского хозяйства, и ее доля в ВВП увеличилась с 17,2% в 1950 г. до 22,1% в конце 60-х годов2. Наряду с ростом промышленности в стране наблюдался и устойчивый рост сельского хозяйства. Как отмечает Р. Торп, "хотя доля сельского хозяйства в ВВП упала, как и повсеместно на континенте, его отрасли, не связанные с экспортным производством кофе, стабильно росли на 4% в год3. При этом рост производительности труда позволил сократить рабочую силу, занятую в сельском хозяйстве, с 60% в конце 40-х годов до 39% в 60-е годы4. Достаточно сбалансированный рост экономики позволил стране избежать в 50-е годы как инфляции, так и финансового кризиса5. "Двигателем" промышленного роста стал кофе. Исследователи указывают, что "связь между кофе и промышленным развитием была гармоничной и есте- 4мethell Leslie. Latin America: Economy and Society Since 1930. Cambridge, 1998. P. 178. 2 Ibid. P. 187 3 Thorp Rosemary. Progress, Poverty, and Exclusion: An Economic History of Latin America in the 20th * Bethell L.Op. cit. P. 317. 5 Thorp R. Op. cit. P. 182. 303 Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война ственной: сбор урожая на кофейных плантациях сопровождался ростом предприятий по его переработке, ростом связанных с ним производств, а прибыль от реализации вкладывалась в развитие инфраструктуры"6. Быстрый рост кофейной индустрии стал "базой для национальной экономической интеграции после второй мировой войны"7. Более того, с ростом индустриализации в стране росла транспортная сеть, развитие которой финансировалось, прямо или косвенно, за счет кофейной индустрии8. До начала 60-х годов рост промышленности сопровождался диверсификацией производства, поощрением нетрадиционной экспортной продукции, поэтому постепенно кофе перестал играть определяющую монокультурную роль во внешней торговле страны, хотя до сих пор составляет важнейшую статью экспорта9. Несмотря на экономический кризис начала 60-х годов, после того как в конце 50-х годов были отменены протекционистские торговые барьеры, защищавшие местную промышленность, в целом экономическая ситуация была еще относительно благоприятной. Этому прежде всего способствовали достаточно высокие цены на кофе и другие вывозимые из Колумбии товары. Несмотря на достаточно благополучные экономические характеристики, период 1945-1962 гг. характеризовался кровопролитными гражданскими столкновениями, и получил название "Эра насилия". Уход в отставку под нажимом США президента от Либеральной партии Альфонсо Лопеса Пумарехо во время его второго президентского срока (1942-1945) создал в стране обстановку политического кризиса. Дело в том, что в период правления Либеральной партии была проведена серия реформ под общим названием "Революция на марше". Реформы, носившие во многом демагогический и декларативный характер, тем не менее дали некоторые положительные результаты. Например, на ход земельной реформы большое влияние оказал лозунг левых либералов "Собственники земли должны ее обрабатывать"10. Правительство в ряде случаев поддержало тех крестьян-скваттеров, которые захватывали пустоши, принадлежавшие крупным землевладельцам, не имевшим желания их обрабатывать. К западу от Боготы в зоне выращивания кофе в районе Кундинамарка тысячи крестьянских семей получили землю в собственность на основании того, что они ее эффективно обрабатывали. В ходе выборов 1946 г. от либералов были выдвинуты одновременно два кандидата - Г. Турбай и X. Элиесер Гайтан, что раскололо голоса избирателей и позволило кандидату от Консервативной партии Мариано Оспине Пересу занять пост президента страны. Оспина начал резко сворачивать реформы своего предшественника, что вызвало волну протестов в стране. Как считают большинство исследователей, именно приход к власти Мариано Оспины Переса (а не последующие кровавые события 1948 г.) "открыл новую мрачную страницу в истории Колумбии"11. По словам известного историка-латиноамериканиста Г. Херринга, "Колумбия была вовлечена в состояние гра- ў> Ibid. 7 Hanratty Dennis, Meditz Sandra. Colombia: A Country Study. URL: http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/cotoc.html 8 Ibid. 9 Thorp R. Op. cit. P. 182. 10 См.: Ильина Н.Г. Колумбия: реформы вместо революции // История Латинской Америки. 1918-1945. М., 1999. С. 353-362. 304 и Latin American Politics and Development. L., 1979. P. 257. Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война жданской войны практически с того момента, как он (Перес. -Авт.) занял пост президента"12. В течение 1946 г. волна забастовок захлестнула страну. Трудящиеся выступили против олигархов - собственников речных пароходств р. Магдалены, владельцев шоссейных и железных дорог, иностранных компаний, захвативших в свои руки нефтедобывающие предприятия. Консервативное правительство прибегло к фашистским методам подавления борьбы трудящихся, к использованию армии для проведения жестоких и кровопролитных репрессий. Когда водители грузовиков в Кали собрались выйти на забастовку, правительство опубликовало декрет о наведении "общественного порядка". В нем олигархия возопила: "Ситуация, сложившаяся в стране, угрожает вылиться в коренную ломку всей социальной инфраструктуры, и это ясно всем истинным патриотам, охваченным ныне чувством тревоги и смятения. Перед нами - зловещий заговор против конституционного порядка в Колумбии!"13. Пиком забастовочной борьбы стала всеобщая забастовка 15 ноября 1946 г. В движении трудящихся большую роль играли коммунисты (Коммунистическая партия Колумбии - КПК) и левые социалисты из Социал-демократической партии Колумбии (СДП). На значительную роль последней указывали шефу ФБР США Гуверу его агенты в Колумбии. Самое большое количество донесений в период конца 1945-1946 гг., рассекреченных в конце 90-х годов и касающихся Латинской Америки, посвящено угрозе социальной революции в Колумбии. 8 ноября 1945 г. в послании Конгрессу США под названием "В ожидании колумбийской революции" Гувер ссылался на то, что его источники говорят о подготовке в ближайшее время государственного переворота в Колумбии. Причем подготовка идет и со стороны либералов, и со стороны "коммунистов из СДП". «Мы выяснили из конфиденциальных источников, - пишет всесильный шеф ФБР, - что СДП готовит специальные пропагандистские "ночные группы", которые будут работать с полицией Боготы и пожарными частями. Лидеры СДП говорят, что 90% полиции и армии симпатизируют независимому кандидату на пост президента Хорхе Элиесеру Гайтану. Коммунисты ожидают революции со дня на день. Они находятся в тесном контакте с гайтанистами из парламента. Документы и протоколы их заседаний не хранятся в их штаб-квартирах, а каждый день отвозятся в секретное место. Официальные местные и районные организации преобразуются по принципу боевых групп, "пятерок"»14. В последующих документах из его архива вполне в параноидальном русле "холодной войны" страхи перед возможной "революцией" нагнетаются до предела. В донесении от 13 декабря того же года говорится, что самую серьезную опасность представляет X. Гайтан: "Он и его лейтенанты готовы осуществить революцию в случае поражения на президентских выборах мая 1946 г."15 США самым пристальным образом наблюдали за положением дел в Колумбии, ибо имели там значительные экономические и политические интересы. Около 85% колумбийского кофе поставлялось в США. Второй по объему экспортный товар, бананы, также затрагивал непосредственные интересы могущественной "Юнайтед фрут компани". Не говоря уже о стратегических запа- `2Herring Hubert. A History of Latin America. N.Y., 1961. P. 517.»ElTiempo. 1946. 15 ag. 14 Archivos Secretos // El Tiempo. 2000. 15 die. 15 Ibid. 305 20 История Латинской Америки Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война сах нефти, на которую наложили свою мощную длань "Стандард ойл" и прочие североамериканские монстры. Однако кофе в тот период играл в колумбийской экономике центральную роль. Он обеспечивал в 1946 г. 80% валютной выручки страны, но колумбийские рабочие получали ничтожную часть, лишь 5% от продажной стоимости на главном рынке сбыта - в США. В результате влачили голодное существование на эту мизерную заработную плату более миллиона сборщиков кофе, среди которых большую часть составляли женщины и дети. Гангрена нищеты и голода
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.221 (0.023 с.) |