Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боливия в 90-е годы: новая либеральная революция

Поиск

14 июля 1985 г. состоялись всеобщие выборы. Относительное большинство 28,56% получил Бансер (АДН), за ним шел В. Пас (МНР) - 26,47%, и мирист X. Пас Самора - 8,84%. Левым досталось не более 2,2%. Однако в Конгрессе у МНР было больше мест, чем у АДН. В. Пас склонил партию Силеса и миристов к поддержке более близкой им МНР, нежели крайне правой АДН130. Впервые за всю историю Боливии Конгресс избрал президентом вышедшего на второе место по числу голосов кандидата. 6 августа 1985 г. В. Пас в четвертый раз всту­пил в должность президента республики.

29 августа 1985 г. был опубликован исторический декрет 21060, объявив­ший о введении "новой экономической политики" (нэп). Речь шла о кардиналь­ном реформировании боливийского общества на принципах неолиберализма. Идейными отцами нэпа были профессор Гарварда Джефри Сакс и один из ли­деров МНР, председатель сената Гонсало Санчес де Лосада, в августе 1985 г. возглавивший комиссию по экономическому реформированию. Первоначально Дж. Сакс предложил свою программу АДН, но после избрания В. Паса МНР полностью приняла ее131. Декрет вводил свободный режим внешней торговли, снижал пошлины и сборы, снимал все социальные ограничения трудового зако­нодательства, полностью замораживал государственные расходы, ограничивал дефицит бюджета, который отныне практически полностью финансировался за счет продажи газа в Аргентину и Бразилию132.

Социальные издержки декрета были огромны. Только за первый год его действия зарплата сократилась фактически вдвое, около 10% занятых в госсек­торе потеряли работу. Только в сельской местности без работы остались 25 ты. учителей133. Как и следовало ожидать, нэп вызвал ожесточенное сопротивление

'»Ibid. P. 176.

130 Trigo O'Connor d'Arlach Е. Conversaciones on Victor Paz Estenssoro. La Paz, 1999. P. 153.

131 Впоследствии эту программу практически полностью приняли К.С. Менем в Аргентине
и К.А. Перес в Венесуэле.

132 ЯПФБ давала в 1983 г. 12,7% поступлений в бюджет, а в 1986 г. эта цифра уже составляла 56,7%
(DunkerleyJ. Op. cit. P. 213).

>33 Ibid. P. 212. 295


Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития

со стороны профсоюзов. После опубликования декрета Лечин назвал его "пи-ночетасо" и призвал ко всеобщей забастовке. Правительство просило переми­рие на год, а забастовка была объявлена незаконной. 10 сентября власти заяви­ли, что пойдут на переговоры с КОБ только после окончания забастовки. Воен­ные решительно поддержали В. Паса, а крестьянские организации остались нейтральными. К 16 сентября забастовка стала разваливаться, заработали бан­ки, учреждения, школы. Чувствуя усталость населения, Лечин предпринял неофициальные контакты с МНР, что было расценено как слабость. Ответом было требование о капитуляции134.

Для радикализации движения протеста КОБ призвал к массовым голодов­кам протеста. 19 сентября было объявлено осадное положение, профлидеры, в том числе и Лечин, были арестованы и депортированы в удаленные районы страны. КОБ ушел в подполье, а забастовка прекратилась. Только горняки про­должали стачку, но теперь главным требованием являлось освобождение рабо­чих лидеров и отмена осадного положения. Марш 10 тыс. шахтеров на Ла-Пас был остановлен армией135. Конфликт завершился фактической капитуляцией КОБ, прекратившей забастовку 2 октября 1985 г.

В октябре 1985 г. катастрофически упали цены на олово136. Правительство объявило о массовых увольнениях в КОМИБОЛ. Фактически речь шла о лик­видации оловодобывающих рудников. В течение года после октября 1985 г. бы­ло уволено 21 000 из 27.000 рабочих КОМИБОЛ. Это стало концом КОМИБОЛ. Но также это был и конец организованного рабочего движения, ударным отря­дом которого всегда являлись горняки. В ноябре профсоюзы уже соглашались на все уступки, в том числе на отмену всех льгот, воскресных дней, лишь бы ос­тановить закрытие шахт137. С ноября 1985 г. правительство могло игнорировать как КОБ, так и все рабочие профсоюзы. Одна из задач неолибераль­ной революции - разрушение профсоюзного движения и двоевластия с КОБ -была выполнена.

В. Пас, да и все последующие правительства неуклонно проводили полити­ку на углубление реформ неолиберального толка. В первые годы была достиг­нута финансовая стабилизация, обуздана инфляция. В отличие от Силеса В. Пас не собирался полностью платить внешние долги. Частные банки получали вы­платы крайне малыми порциями. Часть долга боливийское правительство ску­пило по дешевке, так как боливийские бумаги стоили на рынке 8-10% номина­ла138. Финансовые рынки отреагировали позитивно на изменения в Боливии, и правительство сумело этим воспользоваться. Боливия добилась частичного списания внешнего долга в 1988 г. и в 1992 г., а затем и по программе НІРС ("Бедные страны с высокой задолжностью") в 1998 г.

Начиная с 1985 г. все правительства проводили активную и очень инициа­тивную политику либерализации экономики и реформирования политической системы, что сделало из Боливии одну из динамично развивающихся стран кон­тинента. В 1986 г. была проведена реформа внешней торговли: установлена

•34 Lazarte RJ. Op. cit. P. 153.

135 La lucha del sindicalismo revolucionario. 1984—1987: De de traiciуn udepista a la dominaciуn oligбrquica.
Informe del CEN de la COB. Santa Cruz, 1987. P. 48-^19.

136 Олово заменили продукты новых технологий, его потребление в мире резко сократилось.
'" Lazarte RJ. Op. cit. P. 171.

296 138 Trigo O'Connor d'Arlach E. Op. cit. P. 157.


Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития

единая импортная пошлина в 20%. В марте 1986 г. - успешная налоговая ре­форма, ставшая рубежом, с которого начались позитивные сдвиги в частном секторе. В 1986-1988 гг. была проведена децентрализация крупных государст­венных компаний, в том числе и КОМИБОЛ. Это был первый шаг к прива­тизации.

Правительство Г. Санчеса де Лосада (1993-1997) под видом "капитализа­ции" фактически осуществило приватизацию госпредприятий: было проведено акционирование, причем вырученный от продажи акций капитал, а также госу­дарственная их доля передавались в Пенсионный фонд. Гражданам же выдава­лись пенсионные боны (bonasol), которые обеспечили каждому боливийцу стар­ше 21 года пожизненную ренту по старости в будущем. Таким образом, Г. Сан-чес де Лосада избавил государство от груза пенсионного обеспечения и ввел на­копительную систему пенсий. КОМИБОЛ распродала свои шахты и стала лишь координатором добычи. Национальная авиакомпания ЛАБ, телефоны, связь, железные дороги были полностью приватизированы. Началась распродажа ЯПФБ.

В период с 1986 по 1998 г. в горнорудную отрасль было вложено 615 млн долл. частного капитала, что позволило ее диверсифицировать и модер­низировать. Если в 1980 г. 71% производства отрасли составляли олово, вольф­рам и алюминий, то в 1998 г. 81% - цинк, золото и серебро. В 1980 г. КОМИБОЛ давала 63% всего горнорудного производства, а в 1998 г. 94% производилось в частном секторе139. В нефтяной отрасли приватизация шла медленнее. В 1997 г. на месте государственной монополии ЯПФБ появились три частные компании. К 1997 г. в частных руках практически находилась вся экономика: крупнейшие предприятия, инфраструктура, связь, транспорт, водоснабжение, газ, нефть, горнорудная промышленность. Нелиберализованной осталась толь­ко земля.

Радикальные, но постепенные реформы имели весьма позитивные резуль­таты. В первые годы нэпа продолжался спад - около 3%, затем в конце 80-х начался медленный рост — 2—3% в год. Дефицит валюты во многом был решен за счет так называемого "долларового окна" для наркодолларов, что значи­тельно укрепило банки140. Инфляция упала с 10% в год в 1987 г. до 7% в 1996 г. Начиная с 1986 г. происходило оживление промышленности. В 90-е годы эко­номический рост составил около 4,5% в год. ВВП в долларовом выражении вы­рос с 4306 млн в 1987 г. до 7193 млн в 1996 г., т.е. практически вдвое. Резко вы­рос уровень сбора налогов - до 17,5% от ВВП в 1988 г., в том числе за счет вну­тренних сборов 6,3%141. Внешний долг Боливии сократился в абсолютных и относительных цифрах: если в 1987 г. он составлял 99,61% ВВП, то в 1996 г. — 6O,7%W2.

Социальные последствия были тяжелы для большинства населения страны. На треть сократилось душевое потребление продовольствие143. Безработица достигла 11-15%. В 1988 г. только треть боливийцев получали более 100 долл. в месяц, в то время как 25% имели зарплату ниже 20 долл.144 Несмотря на столь

і» Bolivia en el siglo XX. P. 237.

`*єDunkerleyJ. Op. cit. P. 213.

i41 Ibid. P. 188.

i«Bolivia en el siglo XX. P. 188.

143 Латинская Америка 80-х годов. Андские страны: актуальные проблемы и тенденции развития.

М., 1988. С. 178.
Dunkerley J. Op. cit. P. 250. 297


Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития

тяжелые социальные последствия, правительство В. Паса было одним из самых эффективных и сильных за последние годы.

Неолиберальная политика сплотила правящий класс, консолидировала ве­дущие политические силы, его представляющие. Впервые за многие годы меж­ду различными партиями был достигнут консенсус по большинству социально-экономических и политических вопросов. В 1985 г. МНР в целях поддержки сво­их реформ заключила союз с АДН, подписав "Пакт о демократии".

Правительство и его союзники обвиняли в кризисе и инфляции времен УДП рабочее движение, КОБ, левых. Им удалось с помощью телевидения, прессы повернуть общественное мнение против КОБ и левых партий, маргина-лизировав их в политической жизни страны. Несмотря на очевидное недоволь­ство населения экономическим положением, левым так и не удалось добиться каких-либо успехов на выборах 1989 г. Левые в сумме получили только около 10% голосов. Первым по числу поданных за него голосов стал кандидат от МНР, вдохновитель нэпа, Г. Санчес де Лосада (23,07%), затем шел Бансер (22,07%) и потом уже мирист X. Пас Самора (19,64%). МИР фактически была единственной оппозиционной нэпу партией. МИР представлялся левой социал-демократической альтернативой МНР и АДН. Она шла в союзе с проалбан-ской компартией. Однако перед лицом победы МНР X. Пас Самора пошел на союз с правой АДН, в результате чего стал избранным президентом Боливии. Он не стал развивать реформы, начатые В. Пасом, но и не выполнил своего главного обещания - отменить декрет 21060. В целом все параметры нэпа со­хранились.

Главным политическим явлением выборов конца 80-х годов стало возник­новение неопопулистских движений. Оппозиционные настроения выразились в успехе новых популистских партий "Совесть родины" (Conciencia de la Patria) (КОНДЕПА) и Гражданский союз солидарности (Union Cнvica de Solidaridad) (УСС). Эти движения получили самую мощную поддержку в крупных городах, особенно в Ла-Пасе. Важным фактором в росте их популярности явилось переселение тысяч семей шахтеров из горнорудных поселков после закры­тия шахт КОМИБОЛ в крупные города, что привело, например, к резкому росту бедных маргинализированных пригородов, таких как Эль-Альто в Ла-Пасе.

На первых после 1949 г. муниципальных выборах в 1987 г. в Ла-Пасе побе­дил лидер КОНДЕПА Карл ос Паленке. Однако провинция и деревня голосо­вали традиционно, суммарно снизив впечатляющий результат КОНДЕПА. От­сутствие какой-либо программы превратили эту партию в персонаж многочис­ленных фарсов: ее депутаты откровенно торгуют своими голосами, примыкая то к одной, то к другой группировке145. Надо признать, что демонстративная беспринципность ее лидеров мало влияет на ее популярность, что, очевидно, является признаком общего кризиса партийной и парламентской системы в Боливии.

В 1993 г. на выборах вновь победила МНР. Президентом стал Г. Санчес де Лосада, один из творцов нэпа, крупнейший предприниматель (владелец горно­рудной компании "Комсур"), многие годы проживший в США. МНР пришла к власти в коалиции с левыми партиями "МИР-Свободная Боливия", катариста-ми из МРТКЛ и популистами из УСС. Впервые вице-президентом стал индеец В.У. Карденас, один из основателей и идеологов катаристского движения. МНР

298 i«Ibid. P. 240-241.


Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития

вновь стояла во главе широкой левоцентристской реформистской коалиции, и благодаря этому ей удалось в 1993-1997 гг. провести, пожалуй, самые ради­кальные после 1952 г. политические и социально-экономические преобра­зования.

Именно при Г. Санчесе де Лосаде МНР окончательно распростилась со сво­им историческим и идеологическим грузом, с национал-реформизмом. Движе­ние к партии реформ нового типа, начатое во время последнего президентства В. Паса, завершилось Г. Санчесом де Лосадой. МНР стала партией модерниза­ции, обеспечив себе, тем самым, политическое долголетие.

Помимо приватизации ("капитализации"), пенсионной и образовательной реформ, Г. Санчес де Посада предпринял масштабные политическое преобразо­вания государственного устройства, разрушив 200-летнюю традицию централи-стского унитарного государства, в чем его предшественники видели гарантию целостности Боливии. В 1994 г. была проведена реформа конституции. Продлен срок президентских полномочий до 5 лет, изменена система формирования Кон­гресса: вместо партийно-представительной перешли к смешанной - половина депутатов избиралась по партийным спискам, а половина по одномандатным ок­ругам. Было резко сокращено количество центральных министерств и ве­домств: к 1997 г. их всего осталось 10. Поистине революционным шагом явилась реформа внутреннего управления. В 1994 г. был принят "закон народного уча­стия", в основе которого лежала децентрализация управления и финансирова­ния. В 1995 г. был принят закон об административной децентрализации. Муни­ципалитеты стали главными получателями и распределителями финансовых ре­сурсов. Широкую автономию получили все муниципальные образования, но особенно это почувствовали сельские муниципалитеты, составлявшие боль­шинство, что обеспечило высокую степень автономии индейских общин и вооб­ще означало огромный прогресс в движении к самоуправлению индейских народов. С 1994 г. сельские муниципалитеты стали получать на 500% больше финансовых ресурсов146.

Заслуга Санчеса де Лосады состоит в том, что он смог дополнить неолибе­ральные экономические реформы либеральными политическими преобразова­ниями, реально укрепившими гражданское общество в Боливии. В результате этих реформ произошел демонтаж корпоративно-патерналистского государст­ва, созданного революцией 1952-1953 гг. и партией МНР, в котором ведущую роль играли корпорации: КОБ, крестьянские каудильо, военные, бюрократия МНР. На смену ему пришло государство, строящееся на формально демокра­тических принципах, где главную роль стали играть политические партии и их союзы, значение которых выросло с проведением регулярных и относительно честных выборов.

В 1997 г. на выборах победил Бансер (умер в 2001 г.), ставший демократом и ревнителем формального выполнения конституции. С приходом к власти АДН сделало главный упор на опережающие темпы роста, особенно с опорой на восточные департаменты страны. Лозунгом Бансера была ликвидация бед­ности через обеспечение высоких, не менее 7% в год, темпов экономического роста. Однако с конца 90-х годов вновь упали цены на сырье, и латиноамерикан­ские экономики вошли в полосу депрессии. Боливийской экономике удалось сохранить рост вплоть до начала широкомасштабного кризиса в Аргентине, главном потребителе боливийского газа.


146 Bolivia en el siglo XX. P. 87.



Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития

В конце века одной из главных проблем оставалась наркоторговля. В пери­од УДП единственной процветающей отраслью экономики была наркоторгов­ля. За 1982-1985 гг. площади под кокой удвоились. В результате Боливия вы­шла на второе место по производству коки в мире, поставляя 15% всего кокаи­на, потребляемого в США. Кока давала 20% всего производства сельского хозяйства. Наркодоллары служили серьезной подпоркой экономике в трудные годы, однако влияние наркокартелей содержало огромную опасность самому существованию не только демократии, но и боливийского государства как тако­вого. Это прекрасно понимал В. Пас, который пошел на максимальное сотруд­ничество с США в этом вопросе, вплоть до допущения американских военных | на территорию Боливии. Миссия США в Боливии по борьбе с наркотиками была второй по величине в Латинской Америке.

В 1990 г. Боливия подписала Венскую конвенцию ООН и согласилась на эк­страдицию США наркоторговцев. При X. Пасе Саморе правительство столкну­лось с сопротивлением не только наркобаронов, но и крестьянских профсоюзов из районов выращивания коки. До 1989 г. коку легально можно было выращи­вать везде, после - только в Юнгасе. Многие уволенные шахтеры переселились в Юнгас, где занялись выращиванием коки. Там образовались мощные боевые профсоюзы, ставшие самым радикальным отрядом рабочего движения в Боли­вии. В выращивании коки занято 240 тыс. человек, из них в производстве кока­ина 45 тыс. На действия властей крестьянские профсоюзы отвечают блокадами дорог, маршами протеста, голодовками, при этом всегда используется безуслов­но демагогическое оправдание - тысячелетнее потребление коки индейцами ке­чуа и аймара147. В июле-ноябре 1990 г. крестьянские профсоюзы провели бло­кады дорог, парализовав департаменты Ла-Пас и Кочабамба, и заявили об об­разовании военных комитетов для защиты от репрессий армии. Вполне реаль­ной становилась опасность "колумбизации" страны, разрастание неконтролиру­емого насилия. Правительство пошло на уступки и в августе 1990 г. подписало соглашение с профсоюзами, пообещав воспрепятствовать милитаризации борь­бы с наркоторговлей148.

После всех безуспешных попыток боливийской дипломатии найти взаимо­приемлемое решение проблемы коки правительство Г. Санчеса де Лосады (1993-1997) разработало новый план - "Нулевой вариант", суть которого состо­яла в экономическом, а не военном решении проблемы149. В основе - кратко­срочная "шоковая" программа: национализация, передача государству всей зем­ли в районе выращивания коки, с последующим устройством там либо экологи­ческого природного национального парка, либо промышленной зоны. Крестья­не в этом случае переселялись и получали наделы в других районах страны, где кока не растет. Стоимость этого проекта достигала 1 млрд долл., причем США должны были повысить квоты Боливии в экспорте сахара, хлопка, сои, чтобы обеспечить сбыт для новых аграрных районов. США остались равнодушны и к этому плану, а Г. Санчес де Лосада под угрозой десертификации Боливии был вынужден согласиться на использование военных150.

С приходом АДН к власти Бансер выдвинул очередной план "За достоинст­во", предполагавший уничтожение 38 000 га плантаций коки. Боливия соглаша-

147 La lucha del sindicalismo revolucionario. 1984-1987. P. 57.

148 United States and Latin America: the new agenda. L., 1999. P. 192-193.

149 Одним из авторов этой инициативы был Дж.Сакс.
300 15° United States and Latin America: the new agenda. P. 196.


Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития

лась оплатить 15% от необходимых 952 млн долл. В середине декабря 1997 г. как жест доброй воли правительство уничтожило 7000 га. Однако вместо под­держки Вашингтон, к удивлению, сократил на 70% финансирование Боливии, что было результатом бюрократической волокиты и борьбы между ведомства­ми в США151. В марте-апреле 1999 г. производители коки, крестьянские проф­союзы провели мощные акции протеста: блокады дорог в Ла-Пасе и Кочабам-бе. По всему видно, что проблема еще очень далека от своего разрешения. Эскалация военного конфликта в районе производства коки может привести к усилению нестабильности, росту насилия и терроризма, чего пока в Боливии, в отличие от Колумбии и Перу, не наблюдалось152.

В ходе неолиберальных реформ единственной сферой ими не затронутой остается аграрная. В результате аграрных преобразований 50-х годов образо­вались два региона: Альтиплано и долины центра и юга страны с преобладани­ем мелкотоварного крестьянского хозяйства и мощный агробизнес на востоке, в районе тропических равнин. В результате поощрения сельскохозяйственного развития восточных районов страны площадь обрабатываемых земель увели­чилась с 58 252 га в 1950 г. до миллиона га в 90-е годы153. На востоке стали пре­обладать фермерские и крупные хозяйства, производящие в год продукцию в стоимостном выражении в среднем на сумму в 4725 долл. США в расчете на одно хозяйство154. Именно эти хозяйства в 1980 г. экспортировали сельскохо­зяйственной продукции на сумму 145 млн долл., что составило 11,3% стоимости всего экспорта Боливии. В 1986 г. доля агробизнеса в экспорте поднялась до 16%, а к концу 90-х годов — до 400 млн долл. в год, что составило треть всего экспорта155.

Одной из стратегических целей всех неолиберальных правительств начи­ная с 1985 г. являлось изменение экономической структуры страны, а именно, стремление построить народное хозяйство вокруг новых отраслей. Вместо горнорудной экспортной специализации ориентироваться на газодобычу, де­ревообработку и на поощрение сельскохозяйственного предпринимательст­ва156. Усилилась специализация хозяйств по выращиванию технических куль­тур, таких как соя, хлопок, подсолнечник. Экспорт древесины давал в конце 90-х около 80 млн долл. в год, т.е. 6% всего экспорта. В поисках альтерна­тивных источников экспорта в условиях полного краха горнорудной промыш­ленности в 80-е годы боливийское правительство стимулировало добычу в тропических районах страны дикого каштана, известного в мире как бра­зильский орех (Bertholletia excelsa). Экспорт этой культуры давал порядка 30 млн долл. в год (на Боливию приходится 70% мировых запасов бразильско­го ореха)157.

і" Ibid. P. 198-200.

152 США мало принимают во внимание интересы стабильности и безопасности Боливии, все более прессингуя военное решение. Образец американского подхода показал депутат конгресса США Дан Бутрон, который предложил послать самолеты с гербицидами и решить проблему в один день. На возражения, что это нарушает суверенитет Перу и Боливии, он ответил: "Они что, будут сбивать наши самолеты? Нет, конечно!" (United States and Latin America: the new agenda. P. 201).

из Bolivia en el siglo XX. P. 280-281.

[Ў*Zeba!los H. Argicultura у desarrollo econуmico. La Paz, 1988. P. 133.

"5 Ibid. P. 318.; Bolivia en el siglo XX. P. 282.

«Perspective (La Paz). 1985. Die. N 13. P. 26-27.

'" Bolivia en el siglo XX. P. 283. 301


Глава 8. Боливия: революция и новые импульсы национального развития

90-е годы привнесли серьезные качественные изменения в политику госу­дарства в отношении индейских народов. После принятия в 1994 г. фундамен­тального для дальнейшего политического развития страны "закона народного участия", суть которого заключалась в децентрализации, муниципализации власти в стране, возникла принципиально иная ситуация в индейском вопросе. Эти новшества позволяли крестьянским и общинным организациям оказывать серьезное влияние на распределение финансовых ресурсов, ибо принятие решений было перенесено на места. Этим законом община была признана юридическим лицом, ей был предоставлен статус муниципального образова­ния. В октябре 1996 г. был принят закон о Национальном институте по аграр­ной реформе, который окрестили второй аграрной реформой в Боливии. Со­гласно этому закону признана неотчуждаемой и неделимой мелкая крестьян­ская земельная собственность, крестьяне-индейцы были освобождены от на­логов, но главное, земли общин были окончательно признаны неотчуждаемы­ми, неделимыми и коллективными. Этот закон, по мнению экономистов, ста­вит серьезные препятствия на пути развития рынка земельной собственности в традиционных районах, делает невозможной капитализацию сельского хо­зяйства на Альтиплано и в долинах, консервирует статус-кво. И вместе с тем он обеспечивает выживание кечуа и аймара как самобытных крестьянских народов.

Индейские организации оказывают все большее влияние на политическую жизнь страны. Да и общество повернулось лицом к индейцу. Новая конституция страны (1994 г.) в 1-й статье определяет, что Боливия является "многонацио­нальным и плюрокультурным" обществом. Статья 171 той же конституции при­знает полное внутреннее самоуправление общины. В 1990 г. Боливия одна из первых ратифицировала соглашение 169 Международной организации труда о туземных народах, которое заключает в себе международные гарантии сохра­нения самобытной культуры и образа жизни индейских народов. В условиях глобализации экономики, духовной жизни, информационного пространства рас­тет обеспокоенность боливийского общества за судьбы малых народов, за со­хранение самобытных и древних культур. Производной этого процесса может быть и их органическая интеграция в общество XXI в., и маргинализация, созда­ние своеобразных резерваций.

Боливия во второй половине XX в. прошла трудный путь поиска националь­ного пути общественного развития, способного обеспечить достойное сущест­вование своих граждан. При несомненных достижениях Боливия в конце XX в. оставалась отсталой и зависимой страной с очень хрупкой социальной органи­зацией. Главной проблемой сегодняшней Боливии, как и 50 лет назад, остает­ся социальная справедливость158. Этой стране еще предстоит преодолеть бед­ность и отсталость, перед ней по-прежнему стоит задача социальной интеграции нации.



Будет уместно вспомнить горькие слова Р. Савалета Меркадо: " Боливия - это родина социаль­ной несправедливости, и если бы не ее народные массы, было бы лучше, чтобы Боливии не бы­ло вовсе" (Bolivia, hoy. P. 39^40).


Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война

КОЛУМБИЯ: Глава 9

ПЕРМАНЕНТНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

"ЭРА НАСИЛИЯ" (1946-1962)

Э

кономическая жизнь Колумбии, как и всей Латинской Америки, в период с окончания второй мировой войны до начала 70-х годов характеризовалась в целом положительными показателями. Понимая жизненную необходимость экономической самостоятельности и самообеспечения, правительство страны старалось играть активную роль в этом процессе, иногда добиваясь внушитель­ных успехов. Хотя экономические характеристики Колумбии в течение боль­шей части этого периода были в целом ниже, чем в других латиноамериканских странах, послевоенные годы можно назвать относительным "периодом процве­тания".

К концу войны транспортная инфраструктура уже была достаточно разви­та, чтобы обеспечить экономическую интеграцию всех регионов страны, и пра­вительство создало достаточно развитую бюрократическую структуру для раз­вития более структурированной экономики. Понимая необходимость создания гарантий от воздействий конъюнктуры мирового рынка и достижения цели сба­лансированной, зрелой экономики, правительство поощряло развитие импорт-замещающей промышленности (ИЗП) и расширения номенклатуры экспорт­ной продукции.

Хотя в долгосрочной перспективе существовали многочисленные пробле­мы, тем не менее данная экономическая политика позволила Колумбии добить­ся положительных показателей в послевоенные десятилетия.

В среднем ежегодный прирост ВВП в конце 40-x-50-x годы составил 4,6% '. Это довольно внушительные показатели, хотя они и ниже, чем в целом по Ла­тинской Америке за тот же период. Ясно, что при поощрении ИЗП промышлен­ность росла быстрее сельского хозяйства, и ее доля в ВВП увеличилась с 17,2% в 1950 г. до 22,1% в конце 60-х годов2. Наряду с ростом промышленности в стра­не наблюдался и устойчивый рост сельского хозяйства. Как отмечает Р. Торп, "хотя доля сельского хозяйства в ВВП упала, как и повсеместно на континенте, его отрасли, не связанные с экспортным производством кофе, стабильно росли на 4% в год3. При этом рост производительности труда позволил сократить рабочую силу, занятую в сельском хозяйстве, с 60% в конце 40-х годов до 39% в 60-е годы4.

Достаточно сбалансированный рост экономики позволил стране избежать в 50-е годы как инфляции, так и финансового кризиса5.

"Двигателем" промышленного роста стал кофе. Исследователи указывают, что "связь между кофе и промышленным развитием была гармоничной и есте-

4мethell Leslie. Latin America: Economy and Society Since 1930. Cambridge, 1998. P. 178.

2 Ibid. P. 187

3 Thorp Rosemary. Progress, Poverty, and Exclusion: An Economic History of Latin America in the 20th
Century. N.Y., 1998. P. 182.

* Bethell L.Op. cit. P. 317.

5 Thorp R. Op. cit. P. 182. 303


Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война

ственной: сбор урожая на кофейных плантациях сопровождался ростом пред­приятий по его переработке, ростом связанных с ним производств, а прибыль от реализации вкладывалась в развитие инфраструктуры"6. Быстрый рост кофейной индустрии стал "базой для национальной экономической интеграции после второй мировой войны"7. Более того, с ростом индустриализации в стра­не росла транспортная сеть, развитие которой финансировалось, прямо или косвенно, за счет кофейной индустрии8.

До начала 60-х годов рост промышленности сопровождался диверсификаци­ей производства, поощрением нетрадиционной экспортной продукции, поэто­му постепенно кофе перестал играть определяющую монокультурную роль во внешней торговле страны, хотя до сих пор составляет важнейшую статью экспорта9.

Несмотря на экономический кризис начала 60-х годов, после того как в кон­це 50-х годов были отменены протекционистские торговые барьеры, защищав­шие местную промышленность, в целом экономическая ситуация была еще относительно благоприятной. Этому прежде всего способствовали достаточно высокие цены на кофе и другие вывозимые из Колумбии товары.

Несмотря на достаточно благополучные экономические характеристики, период 1945-1962 гг. характеризовался кровопролитными гражданскими столк­новениями, и получил название "Эра насилия".

Уход в отставку под нажимом США президента от Либеральной партии Альфонсо Лопеса Пумарехо во время его второго президентского срока (1942-1945) создал в стране обстановку политического кризиса. Дело в том, что в период правления Либеральной партии была проведена серия реформ под общим названием "Революция на марше". Реформы, носившие во многом демагогический и декларативный характер, тем не менее дали некоторые по­ложительные результаты. Например, на ход земельной реформы большое влияние оказал лозунг левых либералов "Собственники земли должны ее об­рабатывать"10. Правительство в ряде случаев поддержало тех крестьян-скват­теров, которые захватывали пустоши, принадлежавшие крупным земле­владельцам, не имевшим желания их обрабатывать. К западу от Боготы в зоне выращивания кофе в районе Кундинамарка тысячи крестьянских семей полу­чили землю в собственность на основании того, что они ее эффективно обра­батывали.

В ходе выборов 1946 г. от либералов были выдвинуты одновременно два кандидата - Г. Турбай и X. Элиесер Гайтан, что раскололо голоса избирателей и позволило кандидату от Консервативной партии Мариано Оспине Пересу за­нять пост президента страны. Оспина начал резко сворачивать реформы своего предшественника, что вызвало волну протестов в стране.

Как считают большинство исследователей, именно приход к власти Мариа­но Оспины Переса (а не последующие кровавые события 1948 г.) "открыл но­вую мрачную страницу в истории Колумбии"11. По словам известного историка-латиноамериканиста Г. Херринга, "Колумбия была вовлечена в состояние гра-

ў> Ibid.

7 Hanratty Dennis, Meditz Sandra. Colombia: A Country Study. URL: http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/cotoc.html

8 Ibid.

9 Thorp R. Op. cit. P. 182.

10 См.: Ильина Н.Г. Колумбия: реформы вместо революции // История Латинской Америки. 1918-1945. М., 1999. С. 353-362. 304 и Latin American Politics and Development. L., 1979. P. 257.


Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война

жданской войны практически с того момента, как он (Перес. -Авт.) занял пост президента"12.

В течение 1946 г. волна забастовок захлестнула страну. Трудящиеся высту­пили против олигархов - собственников речных пароходств р. Магдалены, вла­дельцев шоссейных и железных дорог, иностранных компаний, захвативших в свои руки нефтедобывающие предприятия. Консервативное правительство прибегло к фашистским методам подавления борьбы трудящихся, к использова­нию армии для проведения жестоких и кровопролитных репрессий. Когда води­тели грузовиков в Кали собрались выйти на забастовку, правительство опубли­ковало декрет о наведении "общественного порядка". В нем олигархия возопи­ла: "Ситуация, сложившаяся в стране, угрожает вылиться в коренную ломку всей социальной инфраструктуры, и это ясно всем истинным патриотам, охва­ченным ныне чувством тревоги и смятения. Перед нами - зловещий заговор против конституционного порядка в Колумбии!"13. Пиком забастовочной борь­бы стала всеобщая забастовка 15 ноября 1946 г.

В движении трудящихся большую роль играли коммунисты (Коммунисти­ческая партия Колумбии - КПК) и левые социалисты из Социал-демократиче­ской партии Колумбии (СДП). На значительную роль последней указывали шефу ФБР США Гуверу его агенты в Колумбии. Самое большое количество донесений в период конца 1945-1946 гг., рассекреченных в конце 90-х годов и касающихся Латинской Америки, посвящено угрозе социальной революции в Колумбии. 8 ноября 1945 г. в послании Конгрессу США под названием "В ожи­дании колумбийской революции" Гувер ссылался на то, что его источники гово­рят о подготовке в ближайшее время государственного переворота в Колумбии. Причем подготовка идет и со стороны либералов, и со стороны "коммунистов из СДП".

«Мы выяснили из конфиденциальных источников, - пишет всесильный шеф ФБР, - что СДП готовит специальные пропагандистские "ночные группы", которые будут работать с полицией Боготы и пожарными частями. Лидеры СДП говорят, что 90% полиции и армии симпатизируют независимому кандидату на пост президента Хорхе Элиесеру Гайтану. Коммунисты ожидают революции со дня на день. Они находятся в тесном контакте с гайтанистами из парламента. Документы и протоколы их заседаний не хранятся в их штаб-квартирах, а каж­дый день отвозятся в секретное место. Официальные местные и районные ор­ганизации преобразуются по принципу боевых групп, "пятерок"»14. В последу­ющих документах из его архива вполне в параноидальном русле "холодной вой­ны" страхи перед возможной "революцией" нагнетаются до предела. В донесе­нии от 13 декабря того же года говорится, что самую серьезную опасность пред­ставляет X. Гайтан: "Он и его лейтенанты готовы осуществить революцию в случае поражения на президентских выборах мая 1946 г."15

США самым пристальным образом наблюдали за положением дел в Колум­бии, ибо имели там значительные экономические и политические интересы. Около 85% колумбийского кофе поставлялось в США. Второй по объему экспортный товар, бананы, также затрагивал непосредственные интересы мо­гущественной "Юнайтед фрут компани". Не говоря уже о стратегических запа-

`2Herring Hubert. A History of Latin America. N.Y., 1961. P. 517.»ElTiempo. 1946. 15 ag.

14 Archivos Secretos // El Tiempo. 2000. 15 die.

15 Ibid. 305

20 История Латинской Америки


Глава 9. Колумбия: перманентная гражданская война

сах нефти, на которую наложили свою мощную длань "Стандард ойл" и прочие североамериканские монстры. Однако кофе в тот период играл в колумбийской экономике центральную роль. Он обеспечивал в 1946 г. 80% валютной выруч­ки страны, но колумбийские рабочие получали ничтожную часть, лишь 5% от продажной стоимости на главном рынке сбыта - в США. В результате влачили голодное существование на эту мизерную заработную плату более миллиона сборщиков кофе, среди которых большую часть составляли женщины и дети. Гангрена нищеты и голода



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.221 (0.023 с.)