Диктатура альфредо стресснера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диктатура альфредо стресснера



(1954-1989)

7 мая 1954 г. Ф. Чавес подписал отречение от должности и предложил А. Стресснера на пост временного президента. Но Руководящая хунта "Колора­до" не поддержала это предложение. 8 мая Конгресс принял отречение Ф. Чаве-са и назначил временным президентом председателя правящей партии, архите­ктора Т. Ромеро Перейру (май-июнь 1954 г.). Выборы нового президента были назначены на 11 июня 1954 г.

Но все же лидеры партии "Колорадо", осознающие недостаточность собст­венных сил для реорганизации политической власти и укрепления монополии партии на управление обществом, вынуждены были поддержать кандидатуру генерала Стресснера в качестве президента страны23. 20 мая было опубликова­но Обращение Руководящей хунты "Колорадо" (Т. Ромеро Перейра, Э. Закари-ас Арса и М. Вальенте Гомес) с рекомендацией голосовать за Стресснера24.

11 июня при участии единственного кандидата и под контролем армии со­стоялись выборы. В августе 1954 г. Стресснер занял пост президента страны25.

Приход к власти генерала стал результатом неспособности правящей пар­тии "Колорадо" разрешить затяжной политический кризис, характеризовав­шийся длительным периодом анархии в стране. Частые государственные пере-

20 Прямые инвестиции в Парагвае Аргентины, Великобритании и США в 1949 г. составляли 75%
всех иностранных инвестиций в этой стране (143,1 млн гуарани). 47,9 млн гуарани было вложе­
но Аргентиной, столько же Великобританией и 47,3 - США (Ibid. P. 129).

21 На внешнеполитические корни переворота указывают не только давние тесные связи А. Стресс­
нера с военными Бразилии, но и то, что незадолго до событий он посетил эту страну и был час­
тым гостем в посольстве Бразилии в Парагвае. Американцы также приметили генерала. В кон­
це мая 1953 г. он побывал в США и зоне Панамского канала "в целях укрепления дружбы и ме­
ждународной солидарности" (El Pais. 1954. 24 mayo).

22 Mexico: Secretarнa de Relaciones Exteriores (далее - SRE). Archivo de Concentraciуn. Ill / 510(89-6)
"954" / 4050-S. P. 1.

21 Los sistemas polнticos en America Latina. Mexico, 1989. P. 109.

24 La Tribuna. 1954. 20 mayo.

25 Альфредо Стресснер родился в 1912 г. в Энкарнасьоне в семье выходцев из Германии, образова­
ние получил в Военном колледже в Асунсьоне, в 1932 г. ему присвоено звание лейтенанта артил­
лерии. Участвовал в боливийско-парагвайской войне (1932-1935). Не геройствовал, но был дис­
циплинированным и исполнительным офицером. После войны продолжил военное образование
в Бразилии. Служил в Чако. С середины 40-х годов включился в политическую жизнь страны.
В 1948 г. получил звание полковника. В октябре 1951 г. в чине дивизионного генерала стал глав-

376 нокомандующим ВС Парагвая.


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия

вороты, являвшиеся начиная с 1947 г. «политической константой, посредством которой одна группа "Колорадо" вытесняла другую из правительственной сфе­ры с помощью военных руководителей»26, подтачивали основы самого сущест­вования олигархического порядка. Необходимость концентрации силы в руках исполнительной власти и строгой централизации руководства стала очевидной.

Политические руководители, участвовавшие в заговоре, надеялись занять при новом президенте ключевые посты в правительстве и сохранить руководст­во страной. Но события развивались по иному плану. Стресснер, понимая, что "традиционные каудильо" в условиях всеобъемлющего кризиса не смогут со­хранить порядок и стабильность, сконцентрировал политическую власть в сво­их руках, опираясь первоначально только на армию.

1954-1960 гг. стали периодом формирования и укрепления нового диктатор­ского режима.

Прежде всего Стресснер провел чистку в армии, убрав из нее всех, кто по­тенциально мог стать союзниками политических каудильо в их борьбе за власть, и предоставил привилегии своим верным сторонникам.

Одновременно с иерархической централизацией в армии Стресснер попы­тался превратить партию "Колорадо" в партию нового типа, соответствующую потребностям диктаторского государства. Он постарался укрепить союз с теми каудильо, которым была близка его схема власти, и нейтрализовать тех, кто стремился к созданию государственного управления, базирующегося на партий­ной системе с доминирующей ролью "Колорадо".

Противники политического проекта Стресснера еще сохраняли за собой Конгресс. Депутаты, в большинстве своем принадлежавшие к демократической группе "Колорадо", требовали отмены осадного положения, широкой полити­ческой амнистии, свободы прессы и собраний и т.п.

Деятельность такого Конгресса представлялась Стресснеру серьезным пре­пятствием для консолидации политической власти. К этой трудности добавля­лось сопротивление рабочих, входивших в Парагвайскую конфедерацию трудя­щихся (ПТК) (Confederacion Paraguaya de Trabajadores), политике правительства по ограничению заработной платы. Выступления и забастовки студентов увели­чивали напряженность. Эти конфликты находили отклик в Конгрессе в кон­фронтации между группой, более близкой к Стресснеру, и сторонниками "ин­ституционной нормализации". В ответ на репрессии против рабочих и студентов демократическая группа в парламенте объявила бессрочную сессию. Стресснер ответил на это роспуском данного состава Конгресса. Новый парламент, соста­вленный из сторонников президента, "превратился в декоративный законода­тельный орган". Так генералом была завершена централизация власти.

Структура руководящих органов армии была приспособлена Стресснером к осуществлению политической власти и выполнению функций административно­го управления. Милитаризации подвергся не только государственный аппарат, но и руководство партии "Колорадо", которое превратилось в статиста, действу­ющего лишь по указаниям Стресснера и его приближенных. "С формальной точ­ки зрения, Стресснер сохранил атрибуты буржуазной республики... Однако на практике он установил диктатуру, опирающуюся на тесный блок национального и иностранного, главным образом североамериканского, капитала"27.

26 Los sistemas polнticos en America Latina. P. 110.

27 Харитонов B.A. Парагвай: военно-полицейская диктатура и политическая борьба. М., 1970.

С. 18. 377


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия

Террор продолжал оставаться одним из главных методов стабилизации власти, особенно в начальный период. Декретом от 4 декабря 1954 г. запре­щалась деятельность всех политических партий, кроме "Колорадо", и прове­дение собраний и забастовок. Профсоюзные, крестьянские и студенческие организации были поставлены под строгий контроль правительственных чи­новников, а оппозиционные газеты и журналы закрыты. С 1954 г. до начала 1980-х годов через тюрьмы и лагеря прошли 360 тыс. парагвайцев (при чис­ленности населения немногим более 3 млн). "Закон о защите демократии" № 294 от 17 октября 1955 г. стал мощным оружием в борьбе с оппозицией28. Он имел заостренно антикоммунистический характер и в эпоху "холодной войны" был одобрительно встречен госдепартаментом США. В Парагвае, где компартия оставалась очень малочисленной, хотя и активной, антикомму­низм стал краеугольным камнем внутренней и внешней политики. Любой не­угодный режиму деятель объявлялся коммунистом. Периодические операции "прочесывания" целых кварталов и районов, массовые аресты так называе­мых "подрывных элементов", якобы связанных с "международным комму­низмом", насаждали в стране атмосферу страха. Более 1,5 млн парагвайцев были вынуждены эмигрировать. Постоянное осадное положение, продлевае­мое каждые 3 месяца, отменялось раз в 5 лет на день проведения очередных "выборов".

За короткий срок Стресснер создал в Парагвае диктаторский режим, по­литическая устойчивость которого базировалась на сплаве армии, полиции и партии "Колорадо". Указывая, что Стресснер полностью контролирует ситуацию в стране, посланник Мексики в Парагвае писал своему правительст­ву в декабре 1957 г.: "Но несмотря на представительство исключительно одной партии и полицейские методы, необходимо признать, что президент Стресснер проделал в своем правительстве отличную административную ра­боту"^.

Президент обязал всех военнослужащих вступить в партию и реорганизовал ее по строго иерархическому принципу. Имея ячейки в большинстве населен­ных пунктов (число членов партии доходило до 1 млн), она играла важнейшую роль в системе полицейского надзора. В ведении местных отделений "Колора­до" находился широкий круг вопросов, в том числе связанных с распределением должностей и материальных благ. Лояльность генералитета и офицеров Стресснер приобрел, включив их в нелегальную экономику (контрабандную торговлю, а затем и в наркобизнес).

При этом он, будучи главнокомандующим, установил единоличный конт­роль над вооруженными силами. Стресснер лично проводил все назначения и перемещения в армии - от младшего лейтенанта до начальника штаба. Кроме того, в личном распоряжении диктатора находился "батальон охраны", состояв­ший из специально отобранных секретной полицией людей. Подразделение чис­ленностью в 1,5 тыс. человек располагало примерно такой же огневой мощью, как вся остальная армия, и подчинялось только президенту. В его ведении нахо­дился также "полицейский батальон безопасности" (400 человек), созданный по образу и подобию "батальона охраны", и секретная полиция (100 человек). Все эти формирования общей численностью 2 тыс. человек представляли собой

28 Granma. 1984. 17 mayo; El Pais. 1955. 25 oct. 378 29 Mexico. SRE. Archivo de Concentration. Ш/510 (89-0) 57/4050-S. P. 11.


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия

личную гвардию Стресснера, которую он мог бы использовать в случае беспо­рядков в армии30.

В 1954 г. с США было подписано соглашение о военном и экономическом сотрудничестве. Они получили право строить военные базы на парагвайской территории. 15 ноября 1955 г. вступило в силу соглашение "О гарантиях амери­канским частным инвестициям в Парагвае". Тогда же от экспортно-импортного банка США была получена ссуда в 700 тыс. долл. для реконструкции асунсьон-ского аэропорта. Американским компаниям были предоставлены концессии на добычу урана и разработку нефтяных месторождений. В частности, 6 тыс. га парагвайской территории получила "Пуре ойл компани". Финансовая помощь Парагваю к 1970 г. достигла 146 млн долл. Большая часть помощи направлялась через международные организации, контролируемые США31. Так, с 1961 по 1979 г. Парагвай получил 311 млн долл. от МАВР и 175 млн - от МБРР. Эти деньги направлялись главным образом в развитие инфраструктуры и в меньшей степени - в сельское хозяйство. Строительство дорог и телефонных линий явля­лось приоритетным направлением деятельности правительства Стресснера в области экономики. В этом были заинтересованы из стратегических соображе­ний и США, например в завершении парагвайского участка Трансконтинен­тального шоссе, а также в строительстве аэродромов в Чако.

Другим важным направлением Стресснер считал строительство жилья, а третьим - развитие сельского хозяйства. За счет аграрной политики режим надеялся отчасти расширить свою социальную базу. В программе деятельности правительства, опубликованной в 1963 г., ставилась задача увеличить производ­ство пшеницы в целях полного удовлетворения потребностей страны. В рамках работы Института аграрной реформы шло освоение новых земель и распреде­ление земельной собственности. За 8 лет (1954-1962) сельским жителям было предоставлено более 26 тыс. титулов на землю общей площадью 677 450 га. От МАБР поступил кредит в 3 млн долл. (по линии программ "Союза ради про­гресса") "для улучшения положения мелких производителей", а также кредит для колонизации в районе Альта-Парана (100 тыс. га)32. С конца 60-х годов го­сударство усилило внимание к развитию энергетики.

В середине 1960-х годов Парагвай получал в среднем 20-30 млн долл. ино­странных инвестиций в год. Однако иностранная помощь иногда сопровожда­лась критикой диктатора за нарушение "прав человека". Поэтому в начале 60-х годов Стресснер начал заботиться о "демократическом фасаде" режима -в парламент была допущена оппозиция (Либеральная и Либерально-радикаль­ная партии).

Были также несколько сокращены расходы на армию и полицию (с 45% бюджета в 1955 г. до 31-35% в 60-е годы)33.

Создав в первые годы своего правления атмосферу ужаса крупномасштаб­ными террористическими акциями, впоследствии диктатор мог ограничиться точечными ударами по районам повстанческих выступлений и конкретным группам оппозиции. Контроль над страной он по-прежнему осуществлял через

30 Оборотова МЛ. Кризис диктатуры Стресснера // Латинская Америка. 1986. № 10. С. 35; Los sis-
temas polнticos en America Latina. Mexico, 1989. P. 111-112.

31 La Tribuna. 1955. 29 oct.; Латинская Америка. 1986. № 10. С. 39.

32 Programa del Gobierno del Gral. de Ejйrcito Alfredo Stroessner, Candidate del Partido Colorado a la
Presidencia de la Repъblica. Asuncion, 1963. P. 17, 29.

33 Lewis P.H. Paraguay under Stroessner. Chapel Hill, 1980. P. 114. 379


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия


партию "Колорадо". Выдвижение кан­дидатов на выборные должности в об­щественных организациях от ПКТ до женских и спортивных клубов прохо­дило только по рекомендации партии. Она пронизывала своими щупальцами всю жизнь страны, сама оставаясь лишь инструментом в руках диктатора и по существу не являясь правящей.

АЛЬФРЕДО СТРЕССНЕР Карикатура из журнала "Боэмия" (22 сентября 1972 г.)

В 1967 г. была принята новая кон­ституция, согласно которой Конгресс состоял не из одной палаты, как ранее, а из сената (30 человек) и палаты депу­татов. Количество депутатов было уве­личено с 40 до 60 человек. Выборы проводились по мажоритарной систе­ме, партия, набравшая большинство голосов избирателей, получала две трети мест, а оставшиеся места распре­делялись между остальными партиями пропорционально числу полученных голосов. В конституции сохранились статьи о 5-летнем президентском сроке и о повторном переизбрании президен­та еще только на один срок. Но соглас­но статье 236 первый президентский срок Стресснера исчислялся... с августа 1968 г., президент являлся одновременно главнокомандующим вооруженными силами и руководителем кабинета министров.

Конституционная поправка 1977 г. предоставила "законное" обоснование периодическим фарсам "переизбрания" Стресснера президентом пожизненно.

Фиктивная стресснеровская демократия могла удовлетворить североамери­канских покровителей диктатора, но не парагвайцев. В конце 60-х годов в стра­не усиливаются антидиктаторские выступления. С требованием прекращения репрессий и проведения преобразований в первую очередь в аграрном секторе выступила даже католическая церковь34. Коммунисты обратились с призывом ко всем оппозиционным силам объединиться в национальный фронт борьбы с диктатурой. Дальнейшее развитие антидиктаторского движения было приоста­новлено сокрушительными ударами по оппозиции в связи с раскрытием загово­ра против Стресснера в 1974 г. и вступлением Парагвая в полосу экономическо­го роста. На рубеже 60—70-х годов по приросту ВВП Парагвай уступал в регио­не только Мексике.

Экономическое процветание пришло в Парагвай благодаря его исключи­тельным гидроресурсам, давно привлекавшим внимание соседних Аргентины и



34 К демонстрациям 1968-1969 гг. студентов Национального университета присоединились студен­ты и преподаватели Католического университета и организация "Молодые католики". Католи­ческая газета "Комунидад" опубликовала ряд резких статей с критикой режима. Полиция отве­тила налетами на редакцию, террором против студентов, преследованием и депортациями свя­щенников. Возмущенный разгулом насилия архиепископ Асунсьона Мена Порта отлучил от церкви начальника полиции Бритеса и министра иностранных дел Сабино Монтанаро (Ibid. Р. 191-193).


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия

Бразилии. Первый большой гидроэнергетический проект был осуществлен со­вместно с Аргентиной35.

В 1973 г. Парагвай и Бразилия подписали соглашение о строительстве на пограничной реке Парана крупнейшей в мире ГЭС "Итайпу" (проектная мощ­ность 12,6 млн кВт). 90% финансирования проекта взяла на себя Бразилия, а Па­рагвай обязался выплатить свою долю будущими поставками электроэнергии36. Строительство двух гидростанций меньшей мощности велось совместно с Ар­гентиной. "Ясирета-Апипе" имеет мощность в 3,7 млн кВт, ГЭС "Акарай" -2 млн. Осуществление таких крупномасштабных проектов вызвало бурное раз­витие промышленности, в первую очередь отраслей, связанных со строительст­вом и производством стройматериалов. Экономическая жизнь активизирова­лась. Была расширена электрификация не только городов, но и сельских рай­онов. Произошел взлет цен на землю по всей стране. В Парагвай хлынул мощ­ный поток иностранного капитала и не только в строительство, но также в тек­стильную, сахарную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную про­мышленность. Это способствовало росту сельскохозяйственного производства и обеспечило практически полную занятость населения37.

Заговорили о "парагвайском экономическом чуде". В 70-е годы темпы роста ВВП составляли 8,3% (при 4,2% в год в 60-е), а в 1976-1981 гг. превышали 10%38.

Иностранные фирмы привлекали в Парагвай относительная стабильность режима, дешевизна рабочих рук и сырья и то, что законы страны позволяли вы­возить 100% полученных прибылей и через 8 лет изымать вложенные средства. К началу 80-х годов иностранный капитал контролировал 80% промышленных предприятий, 90 - банковской сферы, 80% внешнеторговых компаний и практи­чески все природные ресурсы страны39.

Однако бум, вызванный строительством "Итайпу", весьма скоро закончил­ся, что совпало к тому же с мировым экономическим кризисом начала 80-х годов. Падение производства в промышленном секторе в 1980 г. составило 12%, в 1981 г. - 10%40. Последовала серия банкротств предприятий металлооб­рабатывающей, текстильной и деревообрабатывающей промышленности. Спад был вызван преимущественно воздействием внешних факторов - сокращением туризма, составлявшего важную статью валютных доходов, девальвацией валю­ты в Аргентине и Бразилии, возросшим контрабандным ввозом товаров из со­седних стран. В 1982 г. платежный баланс Парагвая имел отрицательное сальдо в 10 млн долл. (против положительного в 45 млн в 1981). Внешний долг достиг 1,2 млрд долл. ВВП страны сократился на 2% в 1982 и на 3,7% в 1983 г. Безра­ботица охватила 45% трудоспособного населения41.

Ухудшение экономического положения повлекло за собой серьезные соци­ально-политические последствия. Сокращение из-за кризиса внешней торговли сильно ударило по владельцам промышленных предприятий, крупных ското­водческих хозяйств и мелким фермерам, производившим продукцию на экс-

35 В 1969 г. была открыта первая очередь (90 тыс. кВт) ГЭС "Акарай".

36 Официальное открытие ГЭС "Итайпу" состоялось в 1982 г., однако фактически введена в экс­
плуатацию она была позже.

37 В 1977-1978 гг. только 4% взрослого населения не имели работы (Lewis Р.Н. Paraguay under
Stroessner. P. 166).

38 Латинская Америка. 1986. № 10. С. 40.

39 Там же.

40 Романова З.И. Тернистый путь парагвайской экономики // Латинская Америка. 1998. № 7. С. 33.

*' Латинская Америка. 1986. № 10. С. 41. 381


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия

ГЭС "Итайпу"

порт. Возросло недовольство в городах и в сельской местности. Кроме того, экономический бум 70-х годов, когда быстро делались огромные состояния, породил новый слой предпринимателей, менее зависимых от режима Стрессне-ра, который стал для них препятствием, мешающим - из-за бюрократизма гос­аппарата и чудовищной коррупции чиновников всех уровней - развитию их биз­неса. Социальная база диктатуры начала постепенно сужаться, оппозиционное движение, наоборот, нарастать.

В начале 1984 г. впервые за многие годы в Асунсьоне прошли массовые ми­тинги и демонстрации, организованные оппозицией. На них выдвигались требо­вания отмены осадного положения, прекращения репрессий и освобождения политических заключенных, восстановления демократических свобод и прав граждан, принятия срочных мер в целях оздоровления экономики и, наконец отставки самого диктатора и его реакционного правительства. Число участни­ков выступлений доходило порой до 10 тыс. человек 42.

Опасаясь углубления политического кризиса, США стали оказывать "мяг­кое давление" на правительство Стресснера и искать новых союзников в Параг­вае. В конце 1985 г. посол США встретился с представителями буржуазной оппозиции.

В начале 1986 г. коалиция партий "Национальное согласие"43 при поддерж­ке католической церкви выступила с предложением начать общенациональный диалог о путях мирного перехода к демократии.

42 Проблемы мира и социализма. 1984. № 6. С. 73.

43 Коалиция была создана в 1978 г. четырьмя оппозиционными партиями - Революционной фебре-
ристской, Подлинной либерально-радикальной, Христианско-демократической и Народным
движением "Колорадо" (МОПОКО), отколовшимся от официальной партии в 1959 г., чтобы

382 мирным путем содействовать установлению демократического строя.


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия

25 января полиция напала на участников митинга, организованного Народ­ным движением "Колорадо". Многие были жестоко избиты или ранены. Удар был нанесен с таким расчетом, чтобы устрашить не только оппозицию, но и критически настроенных членов самой партии "Колорадо", выступавших за воссоединение с МОПОКО и проведение умеренных реформ.

Диктатора также беспокоило то, что в партии началась дискуссия о возмож­ном другом кандидате в президенты на выборах 1988 г. Сложились две группи­ровки - традиционалисты и активисты. Первые, потомки основателей "Ко­лорадо", имеющие значительное влияние в руководящих органах партии и в правительстве, выступили за выдвижение гражданского деятеля. Одним из кан­дидатов называли Луиса Марию Арганью, председателя Верховного суда, в про­шлом члена Международного суда в Гааге. Активисты, вступившие в партию после прихода Стресснера к власти и многим ему обязанные, предлагали в каче­стве преемника сына диктатора подполковника Густаво Стресснера, за спиной которого стоял личный секретарь президента М. Абдо Бенитес. Эта группиров­ка контролировала большинство низовых ячеек партии. Но Г. Стресснер не пользовался поддержкой высшего командования вооруженных сил44.

Весной 1986 г. посол США неоднократно встречался с руководителями "На­ционального согласия", а также с выступающими за обновление режима члена­ми партии "Колорадо". США готовы были поддержать любую буржуазную оп­позицию, лишь бы не допустить доминирования радикалов в антидиктаторском движении.

Именно в это время Парагвайская коммунистическая партия вновь призва­ла к образованию широкого антидиктаторского фронта, который "создал бы условия для свержения диктатуры с использованием всех необходимых средств и сформировал бы временное правительство патриотического и демократиче­ского единства"45.

В марте - мае 1986 г. в ряде городов страны состоялись массовые демонст­рации (до 5 тыс. человек) и митинги протеста, организованные различными оппозиционными силами. На них выдвигались как экономические требова­ния, так и главным образом политические лозунги "Положим конец диктатуре в Парагвае!", "Демократия - да, диктатура - нет!".

Ответ правительства был прежним - репрессии. Престарелый диктатор оказался неспособным проявить гибкость. Обстановка в стране продолжала обостряться. Усилились разногласия в правящей верхушке.

В 1989 г. в Парагвае произошел военный переворот, власть захватил коман­дующий 1-м армейским корпусом, второй после Стресснера человек в ВС, гене­рал Андрее Родригес46. Диктатор был выслан из страны. Переворот носил пре­вентивный характер и был призван не допустить перехода управления в руки реальной оппозиции.

44 Lewis И.P. Paragiay under Stroessner. P. 124.

45 Известия. 1986. 6 марта.

46 Андрее Родригес считался одним из самых богатых офицеров парагвайской армии. По некото­
рым сведениям, он лично контролировал деятельность крупных контрабандистов на границе ме­
жду Парагваем, Аргентиной и Бразилией. Кроме того, он являлся владельцем холодильного
комбината "Сан-Антонио", трех поместий в Чако, одним из главных акционеров пивной фирмы
"Асунсьон" с капиталом в 6 млн долл. (Латинская Америка. 1986. № 10. С. 34). 383


Глава 12. Парагвай: военные диктатуры и попытки преодоления их наследия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.136 (0.042 с.)