Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политический синкретизм фернанду энрике кардозуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Первая половина 1990-х годов продемонстрировала определенный сдвиг политической оси влево. Сама эта ось делила Бразилию на две части: провинция голосовала в основном за правых, крупные индустриальные центры предпочитали левых. Это хорошо продемонстрировали губернаторские и парламентские выборы осени 1990 г. Но ни у правых, ни у левых не доставало сил победить в одиночку. Тем самым вырастало значение центристов. На выборах в октябре 1994 г. спор шел между Лулой (Партия трудящихся) и Фернанду Энрике Кардо-зу (лидер Партии бразильской социал-демократии), который в 1960-е годы считался леворадикальным политиком и мыслителем, но с тех пор перешел на весьма умеренные реформистские центристские позиции. Правые, не сумев вмешаться в борьбу за президентское кресло, выбирали из двух зол наименьшее. Победил Кардозу, которому удалось сформировать трехпартийную центристскую коалицию. Желание бразильцев добиться перемен сказались и на парламентских выборах 1994 г., в результате которых конгресс оказался более чем на две трети заполнен новыми людьми. Состав конгресса, в котором пропрезидентская коалиция не имела большинства и вынуждена была искать поддержки у ПБДД (в декабре 1994 г. было оформлено межпартийное соглашение), гарантировал правящие круги от возможного смещения власти влево. Программа Кардозу обещала социальные реформы, с одной стороны, и неолиберальные преобразования, включая широкую приватизацию - с другой. Он прибег к еще одной девальвации, заменив крузейро-реал просто реалом. Все-таки ему удалось снизить инфляцию (за первые три года его президентства она сократилась с 50% до 4,5%) и привлечь новые инвестиции в бразильскую экономику (только за год, с 1996 по 1997 г., они почти удвоились и достигли 17 млрд 31 Scott Mainwaring. Presidentialism in Brazil: The Impact of Strong Constitutional Powers, Weak Partisan 32 См.: ОкуневаЛ.С. Политическая мысль современной Бразилии: теория развития, модернизации, М., 1994. Ч. 1. С. 137. 75 Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации долл.), прежде всего в освоение обширных территорий Амазонии. Страна твердо входила в десятку самых мощных в экономическом отношении стран мира. Ускорился процесс индустриализации: в 1995 г. по сравнению с 1987 г. доля промышленности в ВВП выросла с 25 до 40% (при неизменной - в 10% - доли аграрного сектора). Еще более красноречивы цифры, характеризующие динамику изменений в структуре экспорта: за 25 лет (1970-1995) доля обрабатывающей промышленности в бразильском вывозе выросла с 20 до 60%. Сам же ВВП за это время более чем удвоился и достиг 806 млрд долл. Весьма внушительными темпами лы, бокситы, радиоактивные минералы и марганцевая руда (80% ее шло на экспорт). Оставаясь одним из главных должников в мире (третье место по размеру долга), Бразилия (точнее бразильские финансисты) в свою очередь ссужала финансовые средства другим странам и вкладывала капиталы за границей. В 1990-е годы укрепились позиции иностранных монополий в стране. Широкий отклик в обществе получило решение властей возбудить уголовное преследование лиц, причастных к политическим убийствам в годы правления военных, и выплатить компенсации семьям пострадавших. Но главной головной болью правительства и всей нации оставался огромный внешний долг, буквально высасывающий из страны живые соки. Важной внешнеполитической акцией правительства Кардозу явилось подписание им в 1997 г. Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако внутренняя политика Кардозу нашла и многочисленных критиков: профсоюзы сочли его мероприятия в социальной области неэффективными, защитники окружающей среды обвинили его в разрушении экологических условий существования индейцев сельвы, а националистически настроенные представители интеллигенции и идеологи левых сил стали называть его предателем национальных интересов33. К тому же попытка, начало которой было положено еще в 1980-е годы, найти частичное решение аграрного вопроса путем создания частнособственнических фермерских хозяйств в Амазонии натолкнулась на упорное сопротивление индейцев и метисов, усмотревших угрозу со стороны новых поселенцев традиционному занятию охотой. Острая проблема Амазонки получила в 90-е годы и международный резонанс. Мировая экологическая общественность стала бить тревогу в связи угрозами "легким планеты", как часто 33 Science Development and Environment in Brazil: Experiences and Options for the Future / Ed. Luis Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации называют амазонскую сельву. Бразилию стали обвинять в национальном эгоизме. "В истории с Амазонкой: не является ли давление извне давлением на национализм, который ведет к разграблению естественной окружающей среды?" -задается вопросом профессор свободного университета в Берлине Эль-мар Альтфатер. Споры по поводу решения экологических проблем подогрела и самая представительная международная экологическая конференция, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Бразилия при Кардозу не смогла преодолеть и такое наследие генеральского режима, как большие расходы на вооруженные силы и карательные органы. Страна располагает одной из самых крупных армий в Латинской Америке (свыше 300 тыс. человек) и еще большим по численности штатом сотрудников государственной безопасности. На выборах в октябре 1998 г. Кардозу, которому "подыграл" Национальный конгресс, за год до этого принявший закон о возможном повторном избрании президента, вновь победил Лулу с убедительным перевесом в 22% голосов. Решающую роль в повторном успехе Кардозу сыграли экономический подъем и снижение темпов инфляции. В том же году последовала новая девальвация реала. Чтобы предотвратить бегство капиталов из страны и поддержать деловую активность процентные ставки были подняты до 50%. В 2000 г. Бразилия сумела несколько сократить внешний долг (с 241,5 млрд долл. до 235 млрд долл.)34, но это не решало проблемы. Бразилия вступила в XXI в. как страна, обладающая признаками современного индустриально развитого государства: она входит в десятку стран мира с самым большим национальным доходом; доля промышленности в ВВП превосходит в 4 раза долю сельского хозяйства, хотя при этом Бразилия по объему экспорта сельскохозяйственной продукции уступает только США и Франции и производит столько продуктов, что ими можно прокормить все население страны. В то же время ей присущи признаки развивающейся страны "третьего мира": низкий прожиточной уровень основной массы населения; огромный разрыв в доходах; отчаянное положение с ростом населения - с 42 млн до 150 млн человек за последние полвека; слабая социальная защищенность трудящихся. Для современной Бразилии характерно сосуществование различных типов культур. Общая тенденция к расширению влияния стандартов современных североамериканской и европейской культур на бразильское общество дополняется сохранением местных культурно-исторических традиций. Особенно активно проявляют себя элементы афро-бразильской культуры, коренящиеся прежде всего в синкретических верованиях и переживших века языческих обрядах. В целом Бразилия во второй половине XX в. шла своими путями, никого не повторяя, ни за кем не выстраиваясь в ряд. Как в свое время заметил известный американский историк Джордан Янг: «Бразилия, со всеми ее слабыми и сильными сторонами, отчетливо продемонстрировала свою особую "походку", собственные политические формы поведения, собственный стиль решения экономических проблем и преодоления политических кризисов»35. Гигантская страна-материк обладает таким могучим потенциалом, что может сделать новый рывок и стать одним из мировых лидеров в XXI в., если выберет стратегию развития, способную высвободить колоссальную энергию всего бразильского народа. 34 Латинская Америка. 2001. № 4. С. 76. 35 Young Jordan М. Brazil: Emerging World Power. Malabar (Florida), 1982. P. 121. 77 Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму АРГЕНТИНА: Глава 2 ОТ ХУСТИСИАЛИЗМА К НЕОЛИБЕРАЛИЗМУ ПЕРОНИСТСКИЙ РЕЖИМ (1946-1955)
о времени прихода Х.Д. Перона к власти в Аргентине назрели важные пе ремены. Господствующая социально-экономическая структура изжила се бя. Монополия крупной частной собственности на землю и господство ино странного капитала в аграрно-сырьевом хозяйстве, призванном обслуживаті потребность внешнего рынка, не могли обеспечить интенсификацию капиталистического накопления, создать емкий рынок для развивающейся промышленности и прочную сырьевую базу. Развернувшаяся в 30-40-е годы импортзамещающая индустриализация и свя занные с ней социально-экономические перемены - превращение Аргентины і аграрно-индустриальную и урбанизированную страну - привели к существеннь» сдвигам в расстановке классовых сил. В социально-классовой структуре Аргенти ны на первый план выдвинулись промышленный пролетариат и буржуазия. Обозначившееся основное противоречие социально-экономического развития Аргентины - углублявшийся конфликт между потребностями развития капитализма и господствующей социально-экономической структурой - смягчалось, однако, благоприятной для страны конъюнктурой военных и первьн послевоенных лет. Война обогатила Аргентину. Из страны-должника она превратилась в страну-кредитора. Разоренная войной Европа нуждалась в аргентинском зерне и мясе. Выросшая за годы войны национальная промышленность не испытывала иностранной конкуренции. Казалось, что навсегда ушли в прошлое годы депрессии и снова вернулись старые золотые времена, когда в Европе в ходу была поговорка: "Богат как аргентинец". "Национальная революция". Перон пришел к власти при поддержке многоклассовой коалиции, в которой ведущую роль играли новые социальные силы выросшие в период импортзамещающей индустриализации - национальная промышленная буржуазия и рабочий класс. Тем самым был положен конец монополии олигархии на государственную власть. На смену либерально-олигархическому государству пришло национал-реформистское, или хустисиалистское1, с массовой опорой в рабочем классе. Обещанная Пероном "Новая Аргентина'' должна была основываться на социальной справедливости, политическом суверенитете и экономической независимости. В мире, разделенном на две социальные системы, Перон провозгласил третью позицию между индивидуализмом капитализма и коллективизмом социализма. Эта позиция утверждалась как "третий путь" развития Аргентины, не капиталистический и не социалистический, а национальный: в политике - уравновешивающий права индивида с правами общества; в общественных отношениях - утверждающий социальную справедливость; в экономике - создающий социальную экономику, ставя капитал на службу обществу2. 1 От исп. justicia - справедливость.
ХУАН и ЭВА ПЕРОН в домашней обстановке Главная роль в перонистской доктрине отводилась государству, которому придавался надклассовый характер. Выступая посредником между трудом и капиталом, оно должно было создать социально справедливое общество, свободное от анархии капитализма и централизации социализма, освободив человека от эксплуатации как государством, так и другим человеком3. Перон стремился создать "государство юридически организованной нации" с единой партией и централизованным партийным и государственным руководством. Перонисты никогда не рассматривали свою организацию как политическую партию, выражавшую интересы определенного класса, а утверждали общенациональный характер своего движения. В мае 1946 г. Перон распустил свою избирательную коалицию - Лабористскую (рабочую) партию, "Хунту обновления" Гражданского радикального союза (ГРС) и националистический "Освободительный альянс", включив их членов в Единую партию национальной революции, которая на учредительном съезде в декабре 1947 г. была переименована в перонистскую. Съезд принял программу и устав Перонистской партии. В программе она была определена как "национальное революционное движение, направляемое доктриной генерала Хуана Перона"4. По уставу руководящие органы партии - Национальный съезд и Высший совет - подчинялись ему как "верховному лидеру партии и государства"5. В ру- 3 Ibid. Р. 31. 4 Ibid. P. 106. 5 Ibid. P. XXXV. Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму ководстве преобладали выходцы из рядов радикалов, консерваторов, военных. Перонистская партия так и не стала действенной партийной организацией, оставаясь передаточным механизмом между лидером и низовыми организациями. В 1949 г. была создана женская перонистская партия. Этому предшествовала кампания за право голоса для женщин, развернутая женой президента Эвой Перон в печати и на радио. Важнейшей частью перонистского движения стали профсоюзы, объединенные во Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ), принявшую идеологическую платформу хустисиализма. Демократическая структура профсоюзов была заменена централизованной, при которой руководители всех звеньев, за исключением низшего, назначались в Министерстве труда. Аргентинские профсоюзы приобрели характер государственного института. Профсоюзное единство отраслевых федераций достигалось благодаря их признанию государством. Социальное законодательство и заключение коллективных договоров обеспечивали поголовное участие трудящихся в профсоюзах. Новая профбюрократия, отобранная и назначенная в Министерстве труда, обязанная своими постами Перону, а не профсоюзной массе, стала звеном госаппарата, которое управляло рабочим классом. По аналогичной с ВКТ схеме были созданы организация предпринимателей - Всеобщая экономическая конфедерация (ВЭК), Всеобщая конфедерация профессий и Всеобщая университетская конфедерация, объединившие средние слои и интеллигенцию. Созданные таким образом организации позволяли перонистам контролировать практически все слои населения. Для мобилизации народных масс широко использовался лозунг о "народном суверенитете". На проводившихся на Майской площади Буэнос-Айреса народных ассамблеях принимались программные документы перонизма и выдвигались официальные кандидаты на очередные выборы. Перонистская администрация взяла курс на ограничение деятельности политической оппозиции и неперонистской прессы. Принятые в 1946-1951 гг. законы лишали оппозицию свободы слова и возможности создавать предвыборные блоки; давали президенту право объявлять осадное положение в мирное время; объявляли уголовным преступлением "неуважение правительственного лица". Используя эти законы, перонистское правительство отобрало или скупило у либеральной оппозиции все радиостанции и органы печати, за исключением газеты "Ла Насьон"6. Большую роль в мобилизации народных масс в поддержку перонистского режима и в их воспитании в духе хустисиализма играла Эва Дуарте Перон. Ее брак с Пероном стал символом союза военного и "безрубашечницы" - представительницы народных низов. Внебрачная дочь сельского фермера и кухарки не только стала первой дамой республики, но и выступала как партийный функционер, деятель профсоюзов, лидер перонистской женской партии, совершала поездки по странам Европы с дипломатическими поручениями. По существу в Аргентине было два харизматических лидера, которые составляли единую команду и действовали по принципу "Перон управляет, Эва представляет". Перон брал на себя обязанности по руководству государством, а 6Очерки истории Аргентины. М., 1961. С. 492^‡95; Alexander RJ. Juan Domingo Peron: A history.
ЭВИТА среди шахтеров Эва занималась общественными делами, осуществляла контроль над деятельностью Министерства труда, ВКТ, перонистской женской партии и созданного ею "Фонда Эвы Перон". Очень быстро Эва обрела в глазах рабочих репутацию умелого и эффективного деятеля. Она превратилась в Эвиту - любимицу "безрубашечников". Так ее стали называть перонистские массы. Деятельность Эвиты не отдалила их от Перона. Наоборот, она укрепляла связывающие их с ним узы, будучи его женой и всегда действуя от его имени. Постоянно повторяя, что главной целью хустисиализма является ликвидация борьбы классов и ее замена их сотрудничеством, Эвита вместе с тем определяла свое место подле трудящихся, а не хозяев7. Вместе с культом Перона креп и культ Эвиты. Ее миссия сводилась к тому, чтобы беззаветно любить других, "сжигать свою жизнь во имя других". Уже при жизни перонисты называли ее символом социальной справедливости - хустисиализма. Социальная политика Перона основывалась на благоприятной экономической конъюнктуре. В условиях быстрого роста внутреннего и отчасти внешнего рынков для промышленности предприниматели старались избежать классовых конфликтов и шли навстречу требованиям рабочих. Социальная справедливость оказывалась не только политически необходимой, но и экономически оправданной, расширяя рынок потребления благодаря повышению зарплаты8. В период экономического подъема 1946-1948 гг. рабочий класс добился реальных уступок: поголовная синдикализация всех трудящихся; коллективные договоры в каждой отрасли; общенациональная система социального обеспечения для всех категорий рабочих; оплачиваемые отпуска; замораживание квартирной платы и цен на предметы первой необходимости. TPeron Е. La razon de mi vida. Buenos Aires, 1951. P. 96, 123. *Fuchs J. Argentina: su desarrollo capitalista. Buenos Aires, 1965. P. 261; Peralta Ramos M. Acumulaciуn 6 История Латинской Америки Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму Реальная зарплата выросла на 33%, а учитывая разные льготы - на 70%. Последние распространялись не только на рабочих, но и на всех малоимущих, принимая во внимание замораживание арендной платы, низкую стоимость жилья и помощь "Фонда Эвы Перон". Главный выигрыш получили малооплачиваемые слои. Если зарплата квалифицированного рабочего выросла на 27%, то неквалифицированного - на 39%. Рабочий класс в целом выиграл за счет средних слоев, так как доля рабочих в национальном доходе выросла с 40 до 50%. Некоторые группы буржуазии, в частности рантье, потеряли в доходах9. В этот период практически исчезла безработица. Рабочие не могли быть уволены без уважительной причины, которую в суде было трудно доказать. Ни один рабочий не мог лишиться работы за свою профсоюзную деятельность. Внутри предприятий власть хозяев была ограничена профсоюзными комиссиями, с которыми они должны были согласовывать все изменения на производстве, включая изменение квалификации рабочего, перевод его на другой разряд10. Решение основных проблем страны перонисты видели на путях достижения экономической независимости. 9 июля 1947 г., в годовщину независимости Аргентины, была принята Декларация экономической независимости, провозгласившая необходимость дополнить политическую независимость экономической11. Правительство Перона стало первым в истории Аргентины, провозгласившим политику индустриализации. Это нашло практическое воплощение в Первом пятилетнем плане (1947-1951). Его составной частью стал пакет законов, устанавливающих таможенную защиту национальной промышленности и ее льготное кредитование12. Помимо мер косвенного регулирования государство осуществляло непосредственное участие в экономическом развитии путем создания госсектора. В дополнение к государственной нефтяной компании "Ясимьентос Петролифе-рос Фискалес" (ЯПФ), "Гас дель Эстадо" и морскому торговому флоту госсектор стал включать: выкупленные у Англии и Франции железные дороги; телефонную сеть; речной флот; большинство водопроводных и электрических станций; авиационную компанию и конгломерат экспроприированных немецких предприятий, объединенных в Национальную дирекцию государственных промышленных предприятий (ДИНИЕ). Наряду с ними появился военно-промышленный комплекс - "Фабрикасьонес милитарес". Проведение активной экономической политики стало возможно с национализацией основных рычагов валютно-финансовой системы. Важнейшим шагом, направленным на обеспечение финансовой базы индустриализации, явилось введение монополии внешней торговли. Созданный в 1946 г. Аргентинский институт развития и обмена (ИАПИ) имел монопольное право покупки сельскохозяйственной продукции у производителей и ее перепродажи на внешнем рынке. Покупая по максимально низким и продавая по максимально высоким ценам, ИАПИ стал важным инструментом перекачивания доходов из аграрного сектора в промышленность. Полученные таким образом средства шли на импорт промышленного оборудования и расширение инфраструктуры. 9Blanksten G. Peroсs Argentina. N.J., 1953. P. 266; Diaz Alejandro C.F. Essays on the economic history of the Argentine Republic. New Haven, 1970. P. 124—125; Baily S. Labour, nationalism and politics in Argentina. Rutgers univ. press, 1967. P. 98-99. 10 Lewis P.H. The crisis of Argentine capitalism. Univ. of North Carolina Press, 1990. P. 165. 11 Doctrna peronista. P. 167. 82 12 Plan de gobiemo. 1947-1951. Buenoc Aires, 1946. T. 1. P. 362-367, 408—411, 418-*45. Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму Проводя политику финансирования промышленности за счет сельского хозяйства, правительство, несмотря на обещанную Пероном в период избирательной кампании аграрную реформу, не пошло на раздел латифундий и передачу земли тем, кто ее обрабатывает. Государство ограничилось вмешательством в арендные отношения в пользу арендатора. Снижение арендной платы и увеличение сроков аренды преследовали цель превратить постепенно арендаторов в собственников и содействовать созданию семейных хозяйств. Этому же должны были способствовать колонизация государственных земель и развитие кооперативного движения13. Происшедшие в стране изменения призвана была узаконить принятая в 1949 г. новая конституция. От своей предшественницы - либеральной Конституции 1853 г. - новый основной закон отличался социальной направленностью. Отныне собственность имела социальные обязательства (ст. 38), а трудящиеся -социальные права (ст. 37, п. 1-10). Естественные богатства провозглашались "неотъемлемой и неотчуждаемой собственностью Нации" (ст. 40). Конституционная реформа 1949 г. завершила создание хустисиалистского государства. Содержащееся в ней положение о переизбрании президента (ст. 78) призвано было увековечить перонистский режим14. Провозглашенная Пероном "третья позиция" в международных делах - не примыкать ни к СССР, ни к США, а в случае мирового конфликта находиться в западном лагере15 - означала попытку укрепить свои внешнеполитические позиции, лавируя между двумя социальными системами. В 1946 г. были установлены советско-аргентинские дипломатические отношения. Перонистское правительство начало развивать торговые связи с восточноевропейскими странами. С началом "холодной войны" Аргентина, в отличие от ряда других латиноамериканских стран, не пошла на разрыв отношений с СССР. Аргентина стремилась создать "третий" блок латиноамериканских стран в ОАГ. На панамериканских конференциях аргентинские представители выступали в защиту принципа невмешательства во внутренние дела, защищали двусторонние торговые договоры и протекционистские тарифы. В период перони-стского режима Аргентина так и не вступила в МВФ и МБР16. В проведении своей политики Перон столкнулся с сильным противодействием США. Маневрируя в духе "третьей позиции", Аргентина подписала военный Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) и Устав ОАГ (1948 г.), но откладывала год за годом их ратификацию. Пакт был ратифицирован лишь в 1950 г., а устав только после свержения Перона в 1956 г. Декларированная перонистским руководством "третья позиция" открывала возможность для сближения с государствами различных общественно-политических систем - как с социалистическими, стоящими на антиимпериалистических позициях, так и с правоавторитарными режимами. Аргентина поддерживала самые дружественные отношения с франксистской Испанией, заключив с ней серию торговых и финансовых соглашений17. После второй мировой войны в Аргентине нашли убежище многие нацистские преступники. 13 BoragniЕС. Arrendamientos rurales у aparserias. Buenos Aires, 1962. P. 191-192. 14 Constitution de la Nacion Argentina. Buenos Aires, 1973. P. 300-302, 305, 306, 316. 15 Архив внешней политики Российской Федерации (далее - АВП РФ). Ф. 158. Оп. 2. П. 5. Д. 94. 17 Rein R. The Franco-Peron alliance: Relations between Spain and Argentina. 1946-1955. Pittsburgh, 1993. Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму Кризис и военный переворот. Благополучие хустисиалистского государства покоилось на благоприятной конъюнктуре первых послевоенных лет. С окончанием бума в 1949 г. наметившийся экономический подъем сменился депрессией. Кризис был вызван целым комплексом причин, в том числе международного характера. Исключение Аргентины из "плана Маршалла" привело к ее вытеснению с европейских рынков. В Латинской Америке США преследовали цель разрушить аргентинскую торговлю с соседними странами, не позволить создать "Южный блок" как оппозицию Панамериканскому союзу. США ввели лицензии на экспорт в Аргентину средств производства, необходимых для выполнения первого пятилетнего плана18, который таким образом был обречен на неудачу. В то же время основной источник валютных поступлений - агроэкспортный сектор, которому отводилась роль главного финансиста промышленного развития, был не способен служить в качестве движущей силы индустриализации. Реакцией латифундистов на аграрную политику перонистского правительства стала не продажа и дробление своих владений, а невозобновление арендных договоров, отказ от сдачи земли арендаторам и превращение ее в естественные пастбища. К середине 50-х годов из производства было изъято около 4,5 млн га земли. Аргентинская доля в мировой торговле мясом упала с 40 до 19%, пшеницы - с 19 до 9%, льняного семени - с 68 до 44% и шерсти - с 12 до 10%19. Сокращение экспорта привело к острой нехватке иностранной валюты. С 1949 г. Аргентина вступила в полосу хронического кризиса платежного баланса. Это в свою очередь вызвало падение импорта и замедление процесса индустриализации. Серьезные трудности испытывала Аргентина в топливно-энергетической сфере. В 1955 г. она импортировала 90% угля и 60% нефти20. Угольный и нефтяной дефициты тормозили производство электроэнергии. Экономический кризис привел к существенным изменениям в правительственной политике. Новая экономическая стратегия воплотилась во Втором пятилетнем плане (1953-1957). План предусматривал 50%-ное увеличение пашни в течение пяти лет; приоритет в импорте сельскохозяйственной техники и удобрений. ИАПИ стал покупать сельскохозяйственную продукцию по ценам выше мировых. В области промышленного развития приоритет получила тяжелая промышленность, что закреплялось перераспределением кредитов в пользу производства средств производства, созданием условий для крупного бизнеса21. Исчерпание золотовалютных резервов поставило перонистское правительство перед дилеммой: открыть доступ в страну иностранному капиталу или попытаться продолжить процесс индустриализации собственными силами. Возобладало компромиссное решение проблемы, нашедшее отражение в законе об иностранных инвестициях 1953 г. Отход от экономического национализма проявился в заключении контрактов с фирмами ФИАТ, "Мерседес-Бенц" и "Кайзер" на строительство их филиалов в Кордове. Соглашение со "Стандарт ойл" о совместной разработке нефтяных земель в Патагонии вызвало бурю возмущения в стране и до свержения 18 Fodor I. Peron's politics for agricultural exports 1946-1948: Dogmatism or Commonsense? // Rock D. 19 Lewis P.H. Op. cit. P. 188. 20 Rock D. Op. cit. P. 311. 84 2i 2° plan Quinquenal. Buenos Aires, 1953. P. 10-14, 111-140, 199-234, 237-253. Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму Перона так и не было ратифицировано конгрессом. Позднее военное правительство его аннулировало22. Неотъемлемой частью кризиса стала инфляция. В 1949-1953 гг. реальная зарплата сократилась на 20%23. Под влиянием экономических трудностей внутри профсоюзов началось брожение. Несмотря на правительственный запрет, прошла серия забастовок с требованием повышения зарплаты. Стремясь сохранить поддержку профсоюзов, Перон в 1954 г. отменил введенное за два года до этого замораживание зарплаты. Рабочая политика лишала Перона поддержки промышленников. В условиях кризиса предприниматели ратовали за уменьшение зарплаты в целях сокращения издержек производства. Дальнейшую индустриализацию страны промышленная буржуазия видела на путях разрыва социального пакта с трудящимися. Экономические трудности и социальная напряженность сделали Перона более уязвимым со стороны политической оппозиции. В стремлении заставить ее замолчать власти широко применяли закон "О неуважении правительственного лица". Его жертвой стал лидер крупнейшей оппозиционной партии (ГРС) Р. Бальбин, проведший в заключении 10 месяцев. Наряду с репрессиями широко использовалась пропаганда идей хустисиализма, изучение которых стало обязательным в учебных заведениях. На невиданную прежде высоту был поднят культ Перона и Эвиты. К уже имеющимся титулам "Первого рабочего республики" и "Лидера" Перон стал "Освободителем республики", а Эвита - "Духовной водительницей аргентинской нации". В такой обстановке 11 ноября 1951 г. состоялись президентские и парламентские выборы. Формально в выборах помимо перонистской партии приняли участие ГРС (радикальная), демократическая (консервативная), прогрессивно-демократическая, социалистическая и коммунистическая партии. Но все оппозиционные партии были лишены доступа на радио, их печать и пропаганда преследовались. Победу одержала Перонистская партия, получившая все места в сенате и 135 мест из 149 в палате депутатов. Остальные 14 депутатских мест достались ГРС. Перон был переизбран на второй срок 64% голосов24. Большим ударом для Перона стала смерть его супруги Эвиты от злокачественной лейкемии в июле 1952 г. в возрасте 32 лет. Уход Эвиты вызвал изменения внутри перонистского руководства. Никто не заменил ее во главе Женской перонистской партии и "Фонда Эвы Перон". Перон постарался использовать ее смерть для демонстрации единства и поддержки режима народными массами, для которых "принцесса бедняков" была символом социальной справедливости. После кончины Эвиты ее культ принял новые формы. ВКТ обратилась к папе Пию XII с просьбой канонизировать Эвиту как святую, но получила отказ. Церковь не могла принять превращение перонизма в новое "учение", его приверженцев - в "верующих", а самого Перона - в "апостола". Хустисиалист-ское государство, создав свои массовые организации и гражданскую перонист-скую религию, подорвало духовную монополию аргентинской Католической церкви, что вызвало ее контрреакцию, поддержанную Ватиканом. В 1954 г. была образована Демохристианская партия и католические круги перешли в наступление с целью завоевать профсоюзные и женские перонистские организации. 22 Lewis PH. Op. cit. P. 205-206. 23 Baмly S. Op. cit. P. 142. 24 Очерки истории Аргентины. С. 500-501; Rock D. Op. cit. P. 305. 85 Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму Открытый конфликт церкви с режимом начался в Кордове - центре католицизма, где в конце 1954 г. произошли антиправительственные выступления. Очень скоро к католикам присоединились все оппозиционные перонизму силы. Перон не замедлил ответить на вызов. Были закрыты католические газеты, отменено религиозное обучение, прекращено субсидирование церковных школ. Конгресс принял закон о разводе, и была легализована проституция. Политическим партиям запретили проводить уличные мероприятия. В мае 1955 г. последовало решение о конституционной реформе в целях отделения церкви от государства. В атмосфере растущей политической напряженности активизировались оппозиционные режиму группы военных. Политика перонизации вооруженных сил имела лишь частичный успех. Наибольшей поддержкой Перон пользовался в армии, наименьшей - на флоте. Такая расстановка сил открыто проявилась во время событий 16 июня 1955 г. В этот день части ВМФ и морской авиации начали мятеж. Однако сухопутные войска остались верны правительству. Отсутствие поддержки со стороны основной массы вооруженных сил обрекло путч на поражение. Руководство ВКТ предложило правительству вооружить рабочих, сформировав из них милицию. Создание рабочей милиции стало бы серьезным противовесом армии, и она устами военного министра Ф. Лусеро решительно отвергла предложение ВКТ. После этого судьба Перона полностью оказалась в руках вооруженных сил, где к тому времени созрел новый заговор. 16 сентября 1955 г. против Перона выступили армейские части в Кордове во главе с генералом Э. Лонарди и военно-морской флот под командованием адмирала И. Рохаса. 21 сентября Перон передал власть военной хунте и покинул страну. Временным президентом стал Лонарди. Перонистское правительство не оказало сопротивления мятежникам, хотя имело для этого достаточно сил, так как большинство армии осталось верной режиму. Уже находясь в эмиграции, Перон признал, что имел полную возможность победить. Свою отставку он объяснил тем, что "боялся кровавой бойни наподобие гражданской войны в Испании"25. Позиция Перона вытекала из всей его предшествующей политики. Решительная борьба против путчистов привела бы к дальнейшей поляризации классовых сил в стране, к активизации борьбы рабочего класса, что противоречило всей политике и целям перонизма. БОРЬБА ВОКРУГ ВЫБОРА ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ (1955-1983) Стремление правящих кругов после свержения Перона решить стоящие перед страной проблемы за счет трудящихся и в союзе с иностранным капиталом вызвало обострение социально-экономических противоречий, нарастание классовой борьбы, политическую нестабильность и серию военных переворотов. Социально-экономическое развитие. Падение перонистского режима ознаменовалось новым направлением экономической политики. Вступление Аргентины в МВФ и МБРР в 1956 г. сопровождалось изменением приоритетов экономического развития в сторону более тесного сотрудничества с иностранным 86 25 Peron J.D. La fuerza es el derecho de las bestias. Mexico, 1956. P. 87. Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму капиталом и транснациональными компаниями (ТНК). Был аннул
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.247.59 (0.018 с.) |