Политический синкретизм фернанду энрике кардозу 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический синкретизм фернанду энрике кардозу



Первая половина 1990-х годов продемонстрировала определенный сдвиг поли­тической оси влево. Сама эта ось делила Бразилию на две части: провинция го­лосовала в основном за правых, крупные индустриальные центры предпочита­ли левых. Это хорошо продемонстрировали губернаторские и парламентские выборы осени 1990 г. Но ни у правых, ни у левых не доставало сил победить в одиночку. Тем самым вырастало значение центристов. На выборах в октябре 1994 г. спор шел между Лулой (Партия трудящихся) и Фернанду Энрике Кардо-зу (лидер Партии бразильской социал-демократии), который в 1960-е годы счи­тался леворадикальным политиком и мыслителем, но с тех пор перешел на весьма умеренные реформистские центристские позиции. Правые, не сумев вмешаться в борьбу за президентское кресло, выбирали из двух зол наимень­шее. Победил Кардозу, которому удалось сформировать трехпартийную цент­ристскую коалицию. Желание бразильцев добиться перемен сказались и на пар­ламентских выборах 1994 г., в результате которых конгресс оказался более чем на две трети заполнен новыми людьми. Состав конгресса, в котором пропрези­дентская коалиция не имела большинства и вынуждена была искать поддержки у ПБДД (в декабре 1994 г. было оформлено межпартийное соглашение), гаран­тировал правящие круги от возможного смещения власти влево.

Программа Кардозу обещала социальные реформы, с одной стороны, и нео­либеральные преобразования, включая широкую приватизацию - с другой. Он прибег к еще одной девальвации, заменив крузейро-реал просто реалом. Все-та­ки ему удалось снизить инфляцию (за первые три года его президентства она со­кратилась с 50% до 4,5%) и привлечь новые инвестиции в бразильскую эконо­мику (только за год, с 1996 по 1997 г., они почти удвоились и достигли 17 млрд

31 Scott Mainwaring. Presidentialism in Brazil: The Impact of Strong Constitutional Powers, Weak Partisan
Powers, and Robust Federalism // The Latin American Program. Working paper. № 225. The Wilson
Center. Wash., 1996. P. 56.

32 См.: ОкуневаЛ.С. Политическая мысль современной Бразилии: теория развития, модернизации,
демократии // Феномен поставторитарного развития: опыт Бразилии и его значение для России.

М., 1994. Ч. 1. С. 137. 75


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации


 
 

долл.), прежде всего в освоение об­ширных территорий Амазонии. Стра­на твердо входила в десятку самых мощных в экономическом отношении стран мира. Ускорился процесс инду­стриализации: в 1995 г. по сравнению с 1987 г. доля промышленности в ВВП выросла с 25 до 40% (при неизмен­ной - в 10% - доли аграрного сектора). Еще более красноречивы цифры, ха­рактеризующие динамику изменений в структуре экспорта: за 25 лет (1970-1995) доля обрабатывающей промышленности в бразильском вы­возе выросла с 20 до 60%. Сам же ВВП за это время более чем удвоился и достиг 806 млрд долл.

Весьма внушительными темпами
развивалась горнодобывающая про­
мышленность, в первую очередь полу­
чение такого важного стратегическо-
ФЕРНАНДУ ЭНРИКЕ КАРДОЗУ го сырья, как золото, цветные метал-

лы, бокситы, радиоактивные минера­лы и марганцевая руда (80% ее шло на экспорт). Оставаясь одним из главных должников в мире (третье место по раз­меру долга), Бразилия (точнее бразильские финансисты) в свою очередь ссужа­ла финансовые средства другим странам и вкладывала капиталы за границей. В 1990-е годы укрепились позиции иностранных монополий в стране.

Широкий отклик в обществе получило решение властей возбудить уголов­ное преследование лиц, причастных к политическим убийствам в годы правле­ния военных, и выплатить компенсации семьям пострадавших. Но главной го­ловной болью правительства и всей нации оставался огромный внешний долг, буквально высасывающий из страны живые соки. Важной внешнеполитиче­ской акцией правительства Кардозу явилось подписание им в 1997 г. Договора о нераспространении ядерного оружия.

Однако внутренняя политика Кардозу нашла и многочисленных критиков: профсоюзы сочли его мероприятия в социальной области неэффективными, за­щитники окружающей среды обвинили его в разрушении экологических усло­вий существования индейцев сельвы, а националистически настроенные пред­ставители интеллигенции и идеологи левых сил стали называть его предателем национальных интересов33. К тому же попытка, начало которой было положе­но еще в 1980-е годы, найти частичное решение аграрного вопроса путем созда­ния частнособственнических фермерских хозяйств в Амазонии натолкнулась на упорное сопротивление индейцев и метисов, усмотревших угрозу со стороны новых поселенцев традиционному занятию охотой. Острая проблема Амазонки получила в 90-е годы и международный резонанс. Мировая экологическая об­щественность стала бить тревогу в связи угрозами "легким планеты", как часто

33 Science Development and Environment in Brazil: Experiences and Options for the Future / Ed. Luis
76 E. Aragon... Stockholm, 1995. P. 193.


Глава 2. Бразилия: трудные пути модернизации

называют амазонскую сельву. Бразилию стали обвинять в национальном эгоиз­ме. "В истории с Амазонкой: не является ли давление извне давлением на наци­онализм, который ведет к разграблению естественной окружающей среды?" -задается вопросом профессор свободного университета в Берлине Эль-мар Альтфатер. Споры по поводу решения экологических проблем подогрела и самая представительная международная экологическая конференция, состояв­шаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

Бразилия при Кардозу не смогла преодолеть и такое наследие генеральско­го режима, как большие расходы на вооруженные силы и карательные органы. Страна располагает одной из самых крупных армий в Латинской Америке (свы­ше 300 тыс. человек) и еще большим по численности штатом сотрудников госу­дарственной безопасности.

На выборах в октябре 1998 г. Кардозу, которому "подыграл" Националь­ный конгресс, за год до этого принявший закон о возможном повторном избра­нии президента, вновь победил Лулу с убедительным перевесом в 22% голосов. Решающую роль в повторном успехе Кардозу сыграли экономический подъем и снижение темпов инфляции.

В том же году последовала новая девальвация реала. Чтобы предотвратить бегство капиталов из страны и поддержать деловую активность процентные ставки были подняты до 50%. В 2000 г. Бразилия сумела несколько сократить внешний долг (с 241,5 млрд долл. до 235 млрд долл.)34, но это не решало про­блемы.

Бразилия вступила в XXI в. как страна, обладающая признаками современ­ного индустриально развитого государства: она входит в десятку стран мира с самым большим национальным доходом; доля промышленности в ВВП превос­ходит в 4 раза долю сельского хозяйства, хотя при этом Бразилия по объему экспорта сельскохозяйственной продукции уступает только США и Франции и производит столько продуктов, что ими можно прокормить все население стра­ны. В то же время ей присущи признаки развивающейся страны "третьего ми­ра": низкий прожиточной уровень основной массы населения; огромный разрыв в доходах; отчаянное положение с ростом населения - с 42 млн до 150 млн чело­век за последние полвека; слабая социальная защищенность трудящихся.

Для современной Бразилии характерно сосуществование различных типов культур. Общая тенденция к расширению влияния стандартов современных се­вероамериканской и европейской культур на бразильское общество дополняет­ся сохранением местных культурно-исторических традиций. Особенно активно проявляют себя элементы афро-бразильской культуры, коренящиеся прежде всего в синкретических верованиях и переживших века языческих обрядах.

В целом Бразилия во второй половине XX в. шла своими путями, никого не повторяя, ни за кем не выстраиваясь в ряд. Как в свое время заметил известный американский историк Джордан Янг: «Бразилия, со всеми ее слабыми и сильны­ми сторонами, отчетливо продемонстрировала свою особую "походку", собст­венные политические формы поведения, собственный стиль решения экономи­ческих проблем и преодоления политических кризисов»35. Гигантская страна-материк обладает таким могучим потенциалом, что может сделать новый рывок и стать одним из мировых лидеров в XXI в., если выберет стратегию развития, способную высвободить колоссальную энергию всего бразильского народа.

34 Латинская Америка. 2001. № 4. С. 76.

35 Young Jordan М. Brazil: Emerging World Power. Malabar (Florida), 1982. P. 121. 77


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

АРГЕНТИНА: Глава 2

ОТ ХУСТИСИАЛИЗМА К НЕОЛИБЕРАЛИЗМУ

ПЕРОНИСТСКИЙ РЕЖИМ

(1946-1955)

К

о времени прихода Х.Д. Перона к власти в Аргентине назрели важные пе ремены. Господствующая социально-экономическая структура изжила се бя. Монополия крупной частной собственности на землю и господство ино странного капитала в аграрно-сырьевом хозяйстве, призванном обслуживаті потребность внешнего рынка, не могли обеспечить интенсификацию капитали­стического накопления, создать емкий рынок для развивающейся промышлен­ности и прочную сырьевую базу.

Развернувшаяся в 30-40-е годы импортзамещающая индустриализация и свя занные с ней социально-экономические перемены - превращение Аргентины і аграрно-индустриальную и урбанизированную страну - привели к существеннь» сдвигам в расстановке классовых сил. В социально-классовой структуре Аргенти ны на первый план выдвинулись промышленный пролетариат и буржуазия.

Обозначившееся основное противоречие социально-экономического разви­тия Аргентины - углублявшийся конфликт между потребностями развития капитализма и господствующей социально-экономической структурой - смяг­чалось, однако, благоприятной для страны конъюнктурой военных и первьн послевоенных лет.

Война обогатила Аргентину. Из страны-должника она превратилась в стра­ну-кредитора. Разоренная войной Европа нуждалась в аргентинском зерне и мя­се. Выросшая за годы войны национальная промышленность не испытывала иностранной конкуренции. Казалось, что навсегда ушли в прошлое годы де­прессии и снова вернулись старые золотые времена, когда в Европе в ходу бы­ла поговорка: "Богат как аргентинец".

"Национальная революция". Перон пришел к власти при поддержке много­классовой коалиции, в которой ведущую роль играли новые социальные силы выросшие в период импортзамещающей индустриализации - национальная про­мышленная буржуазия и рабочий класс. Тем самым был положен конец моно­полии олигархии на государственную власть. На смену либерально-олигархиче­скому государству пришло национал-реформистское, или хустисиалистское1, с массовой опорой в рабочем классе. Обещанная Пероном "Новая Аргентина'' должна была основываться на социальной справедливости, политическом суве­ренитете и экономической независимости.

В мире, разделенном на две социальные системы, Перон провозгласил тре­тью позицию между индивидуализмом капитализма и коллективизмом социа­лизма. Эта позиция утверждалась как "третий путь" развития Аргентины, не капиталистический и не социалистический, а национальный: в политике - урав­новешивающий права индивида с правами общества; в общественных отноше­ниях - утверждающий социальную справедливость; в экономике - создающий социальную экономику, ставя капитал на службу обществу2.

1 От исп. justicia - справедливость.
78 2 Doctrina peronista. Buenos Aires, 1950. P. 10, 11, 28.


 
 

Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

ХУАН и ЭВА ПЕРОН в домашней обстановке

Главная роль в перонистской доктрине отводилась государству, которому придавался надклассовый характер. Выступая посредником между трудом и ка­питалом, оно должно было создать социально справедливое общество, свобод­ное от анархии капитализма и централизации социализма, освободив человека от эксплуатации как государством, так и другим человеком3.

Перон стремился создать "государство юридически организованной нации" с единой партией и централизованным партийным и государственным руковод­ством. Перонисты никогда не рассматривали свою организацию как политиче­скую партию, выражавшую интересы определенного класса, а утверждали об­щенациональный характер своего движения. В мае 1946 г. Перон распустил свою избирательную коалицию - Лабористскую (рабочую) партию, "Хунту об­новления" Гражданского радикального союза (ГРС) и националистический "Освободительный альянс", включив их членов в Единую партию националь­ной революции, которая на учредительном съезде в декабре 1947 г. была пере­именована в перонистскую.

Съезд принял программу и устав Перонистской партии. В программе она была определена как "национальное революционное движение, направляемое доктриной генерала Хуана Перона"4.

По уставу руководящие органы партии - Национальный съезд и Высший совет - подчинялись ему как "верховному лидеру партии и государства"5. В ру-

3 Ibid. Р. 31.

4 Ibid. P. 106.

5 Ibid. P. XXXV.


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

ководстве преобладали выходцы из рядов радикалов, консерваторов, военных. Перонистская партия так и не стала действенной партийной организацией, оста­ваясь передаточным механизмом между лидером и низовыми организациями.

В 1949 г. была создана женская перонистская партия. Этому предшествова­ла кампания за право голоса для женщин, развернутая женой президента Эвой Перон в печати и на радио.

Важнейшей частью перонистского движения стали профсоюзы, объединен­ные во Всеобщую конфедерацию труда (ВКТ), принявшую идеологическую платформу хустисиализма. Демократическая структура профсоюзов была заме­нена централизованной, при которой руководители всех звеньев, за исключени­ем низшего, назначались в Министерстве труда.

Аргентинские профсоюзы приобрели характер государственного институ­та. Профсоюзное единство отраслевых федераций достигалось благодаря их признанию государством. Социальное законодательство и заключение коллек­тивных договоров обеспечивали поголовное участие трудящихся в профсоюзах. Новая профбюрократия, отобранная и назначенная в Министерстве труда, обя­занная своими постами Перону, а не профсоюзной массе, стала звеном госаппа­рата, которое управляло рабочим классом.

По аналогичной с ВКТ схеме были созданы организация предпринимате­лей - Всеобщая экономическая конфедерация (ВЭК), Всеобщая конфедерация профессий и Всеобщая университетская конфедерация, объединившие средние слои и интеллигенцию.

Созданные таким образом организации позволяли перонистам контролиро­вать практически все слои населения. Для мобилизации народных масс широко использовался лозунг о "народном суверенитете". На проводившихся на Май­ской площади Буэнос-Айреса народных ассамблеях принимались программные документы перонизма и выдвигались официальные кандидаты на очередные выборы.

Перонистская администрация взяла курс на ограничение деятельности по­литической оппозиции и неперонистской прессы. Принятые в 1946-1951 гг. за­коны лишали оппозицию свободы слова и возможности создавать предвыбор­ные блоки; давали президенту право объявлять осадное положение в мирное время; объявляли уголовным преступлением "неуважение правительственного лица". Используя эти законы, перонистское правительство отобрало или скупи­ло у либеральной оппозиции все радиостанции и органы печати, за исключени­ем газеты "Ла Насьон"6.

Большую роль в мобилизации народных масс в поддержку перонистского режима и в их воспитании в духе хустисиализма играла Эва Дуарте Перон. Ее брак с Пероном стал символом союза военного и "безрубашечницы" - пред­ставительницы народных низов. Внебрачная дочь сельского фермера и кухарки не только стала первой дамой республики, но и выступала как партийный функ­ционер, деятель профсоюзов, лидер перонистской женской партии, совершала поездки по странам Европы с дипломатическими поручениями.

По существу в Аргентине было два харизматических лидера, которые со­ставляли единую команду и действовали по принципу "Перон управляет, Эва представляет". Перон брал на себя обязанности по руководству государством, а

6Очерки истории Аргентины. М., 1961. С. 492^‡95; Alexander RJ. Juan Domingo Peron: A history.
Westview Press, 1979. P. 54—59; HaЎperin Donghi T. Historia argentina: La democracia de masas. Buenos
Aires, 1972. P. 59-60; Luna F. De Peron a Lanusse. 1943-1973. Buenos Aires, 1973. P. 52; Rock D.
80 Argentina 1516-1982: From Spanish Colonization to the Fulklands War. Berkly, 1985. P. 305.


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

ЭВИТА среди шахтеров

Эва занималась общественными делами, осуществляла контроль над деятельно­стью Министерства труда, ВКТ, перонистской женской партии и созданного ею "Фонда Эвы Перон".

Очень быстро Эва обрела в глазах рабочих репутацию умелого и эффектив­ного деятеля. Она превратилась в Эвиту - любимицу "безрубашечников". Так ее стали называть перонистские массы. Деятельность Эвиты не отдалила их от Перона. Наоборот, она укрепляла связывающие их с ним узы, будучи его же­ной и всегда действуя от его имени. Постоянно повторяя, что главной целью ху­стисиализма является ликвидация борьбы классов и ее замена их сотрудничест­вом, Эвита вместе с тем определяла свое место подле трудящихся, а не хозяев7.

Вместе с культом Перона креп и культ Эвиты. Ее миссия сводилась к тому, чтобы беззаветно любить других, "сжигать свою жизнь во имя других". Уже при жизни перонисты называли ее символом социальной справедливости - хустиси­ализма.

Социальная политика Перона основывалась на благоприятной экономиче­ской конъюнктуре. В условиях быстрого роста внутреннего и отчасти внеш­него рынков для промышленности предприниматели старались избежать классовых конфликтов и шли навстречу требованиям рабочих. Социальная справедливость оказывалась не только политически необходимой, но и эконо­мически оправданной, расширяя рынок потребления благодаря повышению зарплаты8.

В период экономического подъема 1946-1948 гг. рабочий класс добился ре­альных уступок: поголовная синдикализация всех трудящихся; коллективные договоры в каждой отрасли; общенациональная система социального обеспече­ния для всех категорий рабочих; оплачиваемые отпуска; замораживание квар­тирной платы и цен на предметы первой необходимости.

TPeron Е. La razon de mi vida. Buenos Aires, 1951. P. 96, 123.

*Fuchs J. Argentina: su desarrollo capitalista. Buenos Aires, 1965. P. 261; Peralta Ramos M. Acumulaciуn
de capital у crisis poh'tica en la Argentina (1930-1974). Mexico, 1978. P. 80. 81

6 История Латинской Америки


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

Реальная зарплата выросла на 33%, а учитывая разные льготы - на 70%. Последние распространялись не только на рабочих, но и на всех малоимущих, принимая во внимание замораживание арендной платы, низкую стоимость жи­лья и помощь "Фонда Эвы Перон". Главный выигрыш получили малооплачива­емые слои. Если зарплата квалифицированного рабочего выросла на 27%, то неквалифицированного - на 39%. Рабочий класс в целом выиграл за счет сред­них слоев, так как доля рабочих в национальном доходе выросла с 40 до 50%. Некоторые группы буржуазии, в частности рантье, потеряли в доходах9.

В этот период практически исчезла безработица. Рабочие не могли быть уволены без уважительной причины, которую в суде было трудно доказать. Ни один рабочий не мог лишиться работы за свою профсоюзную деятельность. Внутри предприятий власть хозяев была ограничена профсоюзными комиссия­ми, с которыми они должны были согласовывать все изменения на производст­ве, включая изменение квалификации рабочего, перевод его на другой разряд10.

Решение основных проблем страны перонисты видели на путях достижения экономической независимости. 9 июля 1947 г., в годовщину независимости Ар­гентины, была принята Декларация экономической независимости, провозгла­сившая необходимость дополнить политическую независимость экономиче­ской11.

Правительство Перона стало первым в истории Аргентины, провозгласив­шим политику индустриализации. Это нашло практическое воплощение в Пер­вом пятилетнем плане (1947-1951). Его составной частью стал пакет законов, устанавливающих таможенную защиту национальной промышленности и ее льготное кредитование12.

Помимо мер косвенного регулирования государство осуществляло непо­средственное участие в экономическом развитии путем создания госсектора. В дополнение к государственной нефтяной компании "Ясимьентос Петролифе-рос Фискалес" (ЯПФ), "Гас дель Эстадо" и морскому торговому флоту госсектор стал включать: выкупленные у Англии и Франции железные дороги; телефон­ную сеть; речной флот; большинство водопроводных и электрических станций; авиационную компанию и конгломерат экспроприированных немецких пред­приятий, объединенных в Национальную дирекцию государственных промыш­ленных предприятий (ДИНИЕ). Наряду с ними появился военно-промышлен­ный комплекс - "Фабрикасьонес милитарес".

Проведение активной экономической политики стало возможно с национали­зацией основных рычагов валютно-финансовой системы. Важнейшим шагом, на­правленным на обеспечение финансовой базы индустриализации, явилось введе­ние монополии внешней торговли. Созданный в 1946 г. Аргентинский институт развития и обмена (ИАПИ) имел монопольное право покупки сельскохозяйствен­ной продукции у производителей и ее перепродажи на внешнем рынке.

Покупая по максимально низким и продавая по максимально высоким це­нам, ИАПИ стал важным инструментом перекачивания доходов из аграрного сектора в промышленность. Полученные таким образом средства шли на им­порт промышленного оборудования и расширение инфраструктуры.

9Blanksten G. Peroсs Argentina. N.J., 1953. P. 266; Diaz Alejandro C.F. Essays on the economic history of the Argentine Republic. New Haven, 1970. P. 124—125; Baily S. Labour, nationalism and politics in Argentina. Rutgers univ. press, 1967. P. 98-99.

10 Lewis P.H. The crisis of Argentine capitalism. Univ. of North Carolina Press, 1990. P. 165.

11 Doctrna peronista. P. 167.

82 12 Plan de gobiemo. 1947-1951. Buenoc Aires, 1946. T. 1. P. 362-367, 408—411, 418-*45.


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

Проводя политику финансирования промышленности за счет сельского хо­зяйства, правительство, несмотря на обещанную Пероном в период избиратель­ной кампании аграрную реформу, не пошло на раздел латифундий и передачу земли тем, кто ее обрабатывает. Государство ограничилось вмешательством в арендные отношения в пользу арендатора. Снижение арендной платы и увели­чение сроков аренды преследовали цель превратить постепенно арендаторов в собственников и содействовать созданию семейных хозяйств. Этому же должны были способствовать колонизация государственных земель и развитие коопе­ративного движения13.

Происшедшие в стране изменения призвана была узаконить принятая в 1949 г. новая конституция. От своей предшественницы - либеральной Консти­туции 1853 г. - новый основной закон отличался социальной направленностью. Отныне собственность имела социальные обязательства (ст. 38), а трудящиеся -социальные права (ст. 37, п. 1-10). Естественные богатства провозглашались "неотъемлемой и неотчуждаемой собственностью Нации" (ст. 40).

Конституционная реформа 1949 г. завершила создание хустисиалистского государства. Содержащееся в ней положение о переизбрании президента (ст. 78) призвано было увековечить перонистский режим14.

Провозглашенная Пероном "третья позиция" в международных делах - не примыкать ни к СССР, ни к США, а в случае мирового конфликта находиться в западном лагере15 - означала попытку укрепить свои внешнеполитические по­зиции, лавируя между двумя социальными системами.

В 1946 г. были установлены советско-аргентинские дипломатические отно­шения. Перонистское правительство начало развивать торговые связи с восточ­ноевропейскими странами. С началом "холодной войны" Аргентина, в отличие от ряда других латиноамериканских стран, не пошла на разрыв отношений с СССР.

Аргентина стремилась создать "третий" блок латиноамериканских стран в ОАГ. На панамериканских конференциях аргентинские представители высту­пали в защиту принципа невмешательства во внутренние дела, защищали дву­сторонние торговые договоры и протекционистские тарифы. В период перони-стского режима Аргентина так и не вступила в МВФ и МБР16.

В проведении своей политики Перон столкнулся с сильным противодействи­ем США. Маневрируя в духе "третьей позиции", Аргентина подписала военный Пакт Рио-де-Жанейро (1947 г.) и Устав ОАГ (1948 г.), но откладывала год за го­дом их ратификацию. Пакт был ратифицирован лишь в 1950 г., а устав только после свержения Перона в 1956 г.

Декларированная перонистским руководством "третья позиция" открывала возможность для сближения с государствами различных общественно-полити­ческих систем - как с социалистическими, стоящими на антиимпериалистиче­ских позициях, так и с правоавторитарными режимами. Аргентина поддержива­ла самые дружественные отношения с франксистской Испанией, заключив с ней серию торговых и финансовых соглашений17. После второй мировой войны в Аргентине нашли убежище многие нацистские преступники.

13 BoragniЕС. Arrendamientos rurales у aparserias. Buenos Aires, 1962. P. 191-192.

14 Constitution de la Nacion Argentina. Buenos Aires, 1973. P. 300-302, 305, 306, 316.

15 Архив внешней политики Российской Федерации (далее - АВП РФ). Ф. 158. Оп. 2. П. 5. Д. 94.
"Тамже. Д. 39,41,27.

17 Rein R. The Franco-Peron alliance: Relations between Spain and Argentina. 1946-1955. Pittsburgh, 1993.
P. 70-78. 83


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

Кризис и военный переворот. Благополучие хустисиалистского государства покоилось на благоприятной конъюнктуре первых послевоенных лет. С окон­чанием бума в 1949 г. наметившийся экономический подъем сменился депресси­ей. Кризис был вызван целым комплексом причин, в том числе международно­го характера.

Исключение Аргентины из "плана Маршалла" привело к ее вытеснению с европейских рынков. В Латинской Америке США преследовали цель разру­шить аргентинскую торговлю с соседними странами, не позволить создать "Южный блок" как оппозицию Панамериканскому союзу. США ввели лицен­зии на экспорт в Аргентину средств производства, необходимых для выполне­ния первого пятилетнего плана18, который таким образом был обречен на не­удачу.

В то же время основной источник валютных поступлений - агроэкспортный сектор, которому отводилась роль главного финансиста промышленного разви­тия, был не способен служить в качестве движущей силы индустриализации. Реакцией латифундистов на аграрную политику перонистского правительства стала не продажа и дробление своих владений, а невозобновление арендных до­говоров, отказ от сдачи земли арендаторам и превращение ее в естественные пастбища. К середине 50-х годов из производства было изъято около 4,5 млн га земли. Аргентинская доля в мировой торговле мясом упала с 40 до 19%, пшени­цы - с 19 до 9%, льняного семени - с 68 до 44% и шерсти - с 12 до 10%19.

Сокращение экспорта привело к острой нехватке иностранной валюты. С 1949 г. Аргентина вступила в полосу хронического кризиса платежного ба­ланса. Это в свою очередь вызвало падение импорта и замедление процесса ин­дустриализации.

Серьезные трудности испытывала Аргентина в топливно-энергетической сфере. В 1955 г. она импортировала 90% угля и 60% нефти20. Угольный и нефтя­ной дефициты тормозили производство электроэнергии.

Экономический кризис привел к существенным изменениям в правительст­венной политике. Новая экономическая стратегия воплотилась во Втором пяти­летнем плане (1953-1957). План предусматривал 50%-ное увеличение пашни в течение пяти лет; приоритет в импорте сельскохозяйственной техники и удоб­рений. ИАПИ стал покупать сельскохозяйственную продукцию по ценам выше мировых. В области промышленного развития приоритет получила тяжелая промышленность, что закреплялось перераспределением кредитов в пользу производства средств производства, созданием условий для крупного бизнеса21.

Исчерпание золотовалютных резервов поставило перонистское правитель­ство перед дилеммой: открыть доступ в страну иностранному капиталу или по­пытаться продолжить процесс индустриализации собственными силами. Возоб­ладало компромиссное решение проблемы, нашедшее отражение в законе об иностранных инвестициях 1953 г.

Отход от экономического национализма проявился в заключении контрак­тов с фирмами ФИАТ, "Мерседес-Бенц" и "Кайзер" на строительство их фили­алов в Кордове. Соглашение со "Стандарт ойл" о совместной разработке неф­тяных земель в Патагонии вызвало бурю возмущения в стране и до свержения

18 Fodor I. Peron's politics for agricultural exports 1946-1948: Dogmatism or Commonsense? // Rock D.
(ed.). Argentina in the Twentieth century. Pittsburgh, 1975. P. 159.

19 Lewis P.H. Op. cit. P. 188.

20 Rock D. Op. cit. P. 311.

84 2i 2° plan Quinquenal. Buenos Aires, 1953. P. 10-14, 111-140, 199-234, 237-253.


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

Перона так и не было ратифицировано конгрессом. Позднее военное прави­тельство его аннулировало22.

Неотъемлемой частью кризиса стала инфляция. В 1949-1953 гг. реальная зарплата сократилась на 20%23. Под влиянием экономических трудностей внут­ри профсоюзов началось брожение. Несмотря на правительственный запрет, прошла серия забастовок с требованием повышения зарплаты. Стремясь сохра­нить поддержку профсоюзов, Перон в 1954 г. отменил введенное за два года до этого замораживание зарплаты.

Рабочая политика лишала Перона поддержки промышленников. В условиях кризиса предприниматели ратовали за уменьшение зарплаты в целях сокращения издержек производства. Дальнейшую индустриализацию страны промышленная буржуазия видела на путях разрыва социального пакта с трудящимися.

Экономические трудности и социальная напряженность сделали Перона бо­лее уязвимым со стороны политической оппозиции. В стремлении заставить ее замолчать власти широко применяли закон "О неуважении правительственного лица". Его жертвой стал лидер крупнейшей оппозиционной партии (ГРС) Р. Бальбин, проведший в заключении 10 месяцев.

Наряду с репрессиями широко использовалась пропаганда идей хустисиа­лизма, изучение которых стало обязательным в учебных заведениях. На неви­данную прежде высоту был поднят культ Перона и Эвиты. К уже имеющимся титулам "Первого рабочего республики" и "Лидера" Перон стал "Освободите­лем республики", а Эвита - "Духовной водительницей аргентинской нации".

В такой обстановке 11 ноября 1951 г. состоялись президентские и парла­ментские выборы. Формально в выборах помимо перонистской партии приняли участие ГРС (радикальная), демократическая (консервативная), прогрессивно-демократическая, социалистическая и коммунистическая партии. Но все оппо­зиционные партии были лишены доступа на радио, их печать и пропаганда пре­следовались. Победу одержала Перонистская партия, получившая все места в сенате и 135 мест из 149 в палате депутатов. Остальные 14 депутатских мест до­стались ГРС. Перон был переизбран на второй срок 64% голосов24.

Большим ударом для Перона стала смерть его супруги Эвиты от злокачест­венной лейкемии в июле 1952 г. в возрасте 32 лет. Уход Эвиты вызвал измене­ния внутри перонистского руководства. Никто не заменил ее во главе Женской перонистской партии и "Фонда Эвы Перон". Перон постарался использовать ее смерть для демонстрации единства и поддержки режима народными массами, для которых "принцесса бедняков" была символом социальной справедливости. После кончины Эвиты ее культ принял новые формы. ВКТ обратилась к папе Пию XII с просьбой канонизировать Эвиту как святую, но получила отказ.

Церковь не могла принять превращение перонизма в новое "учение", его приверженцев - в "верующих", а самого Перона - в "апостола". Хустисиалист-ское государство, создав свои массовые организации и гражданскую перонист-скую религию, подорвало духовную монополию аргентинской Католической церкви, что вызвало ее контрреакцию, поддержанную Ватиканом. В 1954 г. была образована Демохристианская партия и католические круги перешли в наступление с целью завоевать профсоюзные и женские перонистские орга­низации.

22 Lewis PH. Op. cit. P. 205-206.

23 Baмly S. Op. cit. P. 142.

24 Очерки истории Аргентины. С. 500-501; Rock D. Op. cit. P. 305. 85


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

Открытый конфликт церкви с режимом начался в Кордове - центре като­лицизма, где в конце 1954 г. произошли антиправительственные выступления. Очень скоро к католикам присоединились все оппозиционные перонизму силы.

Перон не замедлил ответить на вызов. Были закрыты католические газеты, отменено религиозное обучение, прекращено субсидирование церковных школ. Конгресс принял закон о разводе, и была легализована проституция. Политиче­ским партиям запретили проводить уличные мероприятия. В мае 1955 г. после­довало решение о конституционной реформе в целях отделения церкви от госу­дарства.

В атмосфере растущей политической напряженности активизировались оп­позиционные режиму группы военных. Политика перонизации вооруженных сил имела лишь частичный успех. Наибольшей поддержкой Перон пользовался в армии, наименьшей - на флоте. Такая расстановка сил открыто проявилась во время событий 16 июня 1955 г.

В этот день части ВМФ и морской авиации начали мятеж. Однако сухопут­ные войска остались верны правительству. Отсутствие поддержки со стороны основной массы вооруженных сил обрекло путч на поражение.

Руководство ВКТ предложило правительству вооружить рабочих, сформи­ровав из них милицию. Создание рабочей милиции стало бы серьезным проти­вовесом армии, и она устами военного министра Ф. Лусеро решительно отверг­ла предложение ВКТ. После этого судьба Перона полностью оказалась в руках вооруженных сил, где к тому времени созрел новый заговор.

16 сентября 1955 г. против Перона выступили армейские части в Кордове во главе с генералом Э. Лонарди и военно-морской флот под командованием адми­рала И. Рохаса. 21 сентября Перон передал власть военной хунте и покинул страну. Временным президентом стал Лонарди.

Перонистское правительство не оказало сопротивления мятежникам, хотя имело для этого достаточно сил, так как большинство армии осталось верной режиму. Уже находясь в эмиграции, Перон признал, что имел полную возмож­ность победить. Свою отставку он объяснил тем, что "боялся кровавой бойни наподобие гражданской войны в Испании"25.

Позиция Перона вытекала из всей его предшествующей политики. Реши­тельная борьба против путчистов привела бы к дальнейшей поляризации клас­совых сил в стране, к активизации борьбы рабочего класса, что противоречило всей политике и целям перонизма.

БОРЬБА ВОКРУГ ВЫБОРА ПУТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ - КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ

(1955-1983)

Стремление правящих кругов после свержения Перона решить стоящие перед страной проблемы за счет трудящихся и в союзе с иностранным капиталом вы­звало обострение социально-экономических противоречий, нарастание классо­вой борьбы, политическую нестабильность и серию военных переворотов.

Социально-экономическое развитие. Падение перонистского режима озна­меновалось новым направлением экономической политики. Вступление Арген­тины в МВФ и МБРР в 1956 г. сопровождалось изменением приоритетов эконо­мического развития в сторону более тесного сотрудничества с иностранным

86 25 Peron J.D. La fuerza es el derecho de las bestias. Mexico, 1956. P. 87.


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 581; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.106 с.)