Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Колониализм уходит в прошлое, Зависимость остаетсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1950-1975) После окончания второй мировой войны последовал период длительного экономического застоя, сменившегося в 50-е годы ускоренным развитием отраслей промышленности, ориентированных на внешние рынки: горнодобывающей и горноперерабатывающей. Иностранные компании построили новые предприятия по обжигу, дроблению и сушке бокситов, а в 60-е годы ввели мощности по выпуску глинозема и алюминия. 1 См.: Lamm С. The American Take-Over: Industrial Emergence and ALCOA's Expansion in Gayana and Suriname (With Special Reference to Suriname 1914-1921). Den Haag, 1983; The Caribbean and West 476 Indies Cronicle. 1982. N 1566(a). P. 27. Глава 19. Суринам: обретение независимости Важные изменения происходили в сельском хозяйстве, где мелкотоварное производство уступало место крупным механизированным хозяйствам, также работавшим на экспорт. Колониальными властями была создана Организация по механизации сельского хозяйства (Stiching machinale landbouw) (СМЛ), которая ставила своей задачей обеспечить быстрый рост производства новой экспортной культуры - риса на основе использования последних достижений науки и техники. Были выведены высокопродуктивные сорта риса. Для ухода за рисовыми плантациями широко применялись удобрения, использовалась разнообразная сельскохозяйственная техника, включая авиацию. Центром своей деятельности СМЛ избрала западный район Суринама - Никери, благоприятный по климатическим условиям для выращивания риса. В первой половине 70-х годов производство риса достигло в стоимостном выражении 70% валовой продукции сельского хозяйства и обеспечивало 95% экспортных поступлений отрасли2. Таким образом, сельское хозяйство Суринама в результате многолетней целенаправленной политики колониальных властей приобрело ярко выраженный монокультурный характер. В сельском хозяйстве использовалось лишь 0,9% земель, пригодных для обработки, главным образом в нижнем течении рек. Свободные земли не осваивались, ибо не представляли интереса для крупных производителей риса - голландских компаний и суринамских предпринимателей. Страна, продавая рис, испытывала острый недостаток практически во всех прочих основных продуктах питания3. Зависимость от метрополии и других развитых капиталистических государств характеризовала не только сельское хозяйство, но и всю национальную экономику. В заключительном отчете двусторонней суринамско-нидерландской комиссии, созданной в 1974 г. для определения пути экономического развития Суринама констатировалось: "Большая часть жизненно важных сфер экономики Суринама, включая горнодобывающую промышленность, банковское дело, страхование, и значительная часть обрабатывающей промышленности контролируются иностранными компаниями. Крупные иностранные компании производят от 40 до 50% всего внутреннего продукта, обеспечивая занятостью 14-15% рабочей силы и 95% экспортных поступлений... Ежегодная утечка капиталов за границу превысила 75 млн суринамских гульденов"4. В период 1954-1975 гг. Суринам получил экономическую "помощь" на сумму 298 млн суринамских гульденов. За это же время иностранные компании перевели на свои счета прибыли в размере 806 млн гульденов. Между 1971 и 1976 гг. заработная плата иностранных консультантов и экспертов увеличилась до 7% общего фонда заработной платы рабочих и служащих страны5. Монополистический капитал стремился поставить аппарат местного управления под свой контроль. Так, в 1965 г. Голландское правительство назначило губернатором Суринама президента СУРАЛКО6, что говорило о громадном политиче- 2 Economic Memorandum on Suriname. 1980. 30 May; Document of World Bank. Wash., 1980. P. 8. 'Financial Times.1975. 25 Nov. 4 Surinaams-Nederlands Commissie: Rapport van de Surinaams-Nederlandse Commissie van deskundigen 5 Hira S. Class Formation and Class Struggle in Suriname: The Background and Development of the Coup 6 Comercio Exterior. 1976. N 1. P. 43. 477 Глава 19. Суринам: обретение независимости ском влиянии этой дочерней североамериканской компании. Планы экономического развития Суринама также разрабатывались при активном участии специалистов из США7. Делая богатых более богатыми, кризис зависимого капиталистического развития имел тяжелые последствия для широких социальных слоев. Безработица в 1973-1975 гг. выросла в 1,6 раза. Ежегодные темпы инфляции измерялись двузначными цифрами. Из-за снижения реального уровня жизни только в 1974—1975 гг. в Нидерланды выехало 40 тыс. человек, т.е. 12% всего населения страны8. Многие мелкие фермеры не выдерживали конкуренции с крупными капиталистическими хозяйствами и разорялись. Часть из них устремилась в поисках лучшей доли в города. Другие пытались найти хотя бы сезонную работу в сельской местности. Причиной роста безработицы явилась также насильственная миграция тысяч индейцев и маронов. Люди лишались родной земли из-за роста лесозаготовок, освоения новых бокситовых месторождений, а также затопления обширных площадей после введения в строй действующих мощных гидроэлектростанций. Высокопроизводительные горнодобывающая и горноперера-батывающая отрасли промышленности, рисоводческие хозяйства не требовали большого количества наемной рабочей силы. Другие отрасли народного хозяйства не могли обеспечить занятостью всех желающих. В 1974-1975 гг. свыше 30% экономически активного населения было охвачено безработицей. Социальные противоречия в Суринаме часто выступали в форме этнических конфликтов. Население страны было представлено следующими этническими группами: индийцы - 36%; креолы (африканского происхождения) - 30; индонезийцы (главным образом яванцы) - 17; негры - 10; индейцы - 3; китайцы - 2; европейцы - 2%. Хотя официальным языком в Суринаме является голландский, но каждая этническая группа предпочитала свое родное наречие, и этот пестрый микрокосм изъяснялся на "таки-таки" - местном жаргоне, включавшем самые разнообразные лингвистические элементы, которые в свое время прижились в примитивном и искаженном виде в английском языке. Этот жаргон соответствовал этническому калейдоскопу, где можно было встретить яванок в саронге и индианок в сари, христианские церкви, синагоги, мечети и индуистские храмы. Колониальные власти издавна поощряли национальную обособленность и, более того, враждебность различных этнических групп. Это замедлило процесс формирования единой суринамской нации, который не закончен до сих пор. И все же период общественного развития в послевоенное время привел к слому многих национальных перегородок, создал объективные условия для развертывания борьбы суринамского народа за независимость и социальный прогресс. Так, например, издавна занимавшиеся сельскохозяйственным трудом яванцы в результате обезземеливания были вынуждены в поисках работы идти в города, где судьба их была различна. Часть из них пополняли ряды традиционно креольского пролетариата, другие вливались в многочисленные маргинальные слои городского населения. Немногие "удачливые" пробивались на верх аппарата административного управления. Последний, являвшийся в течение десятилетий исключительной привилегией белых, становился все более многонациональным. 7 См., например: Surinam: Recomendations for a Ten Year Development Program. Baltimor, 1954. 478 8 Economic Memorandum on Suriname. Глава 19. Суринам: обретение независимости Процессы национальной ассимиляции проходили в условиях капитализма и поэтому отличались внутренней противоречивостью и остротой. Так, разногласия между индийцами и креолами вылились в кровавое столкновение в мае 1975 г., когда была отдана на разграбление целая улица в Парамарибо, населенная преимущественно индийцами9. Несмотря на известную неразвитость общественного сознания, к 1975 г. большинство местного населения выступало за самоопределение Суринама и образование независимого государства. Народные массы надеялись на реальное улучшение своего благосостояния, на получение демократических прав и свобод, которых они были лишены в период колониализма. Национальная буржуазия стремилась получить прямой доступ к власти и затем потребовать от западных компаний перераспределения прибылей от эксплуатации природных богатств в свою пользу. Империалистические круги, опираясь на молчаливую поддержку компрадорской буржуазии, всячески оттягивали провозглашение независимости. Но подъем освободительной борьбы сделал это невозможным. В результате массовой политической стачки рабочих и служащих в феврале 1973 г. вынуждено было подать в отставку проимпериалистическое правительство во главе с Ж. Сиднеем10. Кабинет министров возглавил бывший банковский служащий, член парламента колонии с 1963 г. Хенк Аррон. Он начал переговоры с метрополией, закончившиеся 25 ноября 1975 г. признанием независимости страны. Буржуазные круги Суринама главные надежды на будущее связывали с притоком новых капиталов в страну и обещанной внушительной экономической помощью со стороны Нидерландов. Согласно статье 1 соглашения "О развитии сотрудничества между Республикой Суринам и Королевством Нидерландов" обе стороны обязывались "сотрудничать в тех областях, в которых экономики двух стран могли дополнять и стимулировать развитие друг друга", таким образом, чтобы сократить разницу в уровнях жизни, содействовать экономическому прогрессу и достижению самообеспечения Республики Суринам11. Статья 5 соглашения предусматривала предоставление 3,5 млрд голландских гульденов в течение 10-15 лет для реализации программ экономического развития Суринама12. Однако в тексте соглашения ни слова не говорилось о передаче (хотя бы в перспективе) национальных богатств страны в руки суринамского народа. Молодое государство ожидало однобокое, в интересах империализма развитие экспортных отраслей экономики. Всем остальным сферам общественного производства по-прежнему грозил застой. Финансовая и материально-техническая помощь, предоставляемая Суринаму, должна была помочь компрадорской буржуазии удержать страну в орбите империалистического влияния. В силу указанных обстоятельств соглашение между двумя странами вызвало справедливую критику со стороны демократических партий и организаций. После провозглашения независимости началось постепенное размежевание сил, прежде объединенных требованием предоставления независимости. 9 Le Monde. 1975. 26 no v. ю Caribbean Review. 1980. N 2. P. 5. 11 Agreement on Development Cooperation between the Republic of Suriname and the Kingdom of the 12 Ibid. P. 20. 479 Глава 19. Суринам: обретение независимости
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.137 (0.007 с.) |