Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От военного режима к представительной демократииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1983-2000) Радикалы у власти. Пришедшие к власти в результате всеобщих выборов в декабре 1983 г. гражданское правительство во главе с лидером ГРС президентом Р. Альфонсином под лозунгом "За новое свободное общество, национальный союз и социальную справедливость" получило тяжелое наследие. В экономике -огромный внешний долг и инфляция; в социальной сфере - падение жизненного уровня широких слоев населения; в политике - последствия "грязной войны", унесшей тысячи жизней и оставившей проблему "пропавших без вести", необходимость выявления и наказания виновных в развязывании массовых репрессий. Наибольших успехов правительство радикалов добилось в восстановлении демократии в стране и в решении некоторых внешнеполитических проблем. Легализация политических партий, профсоюзов, общественных организаций сопровождалась отменой репрессивного законодательства, соблюдением демократических свобод и действия конституции. Созданная Национальная комиссия по делам исчезнувших лиц во главе с известным писателем Э. Сабато опубликовала в декабре 1984 г. доклад "Никогда более", где было документально доказано участие более тысячи офицеров в массовых репрессиях. Под суд были отданы члены военных хунт во главе с бывшими президентами-генералами X. Виделой, Р. Виолой и Л. Гальтиери, которые были признаны виновниками репрессий и нарушений прав человека, получив длительные сроки тюремного заключения. В целях уменьшения экономического и политического веса вооруженных сил была проведена реорганизация военного руководства, сокращена численность армии и военного бюджета68. С именем Альфонсина связана активизация внешнеполитической деятельности Аргентины, укрепление ее международных позиций. В мае 1984 г. он стал одним из учредителей совместно с президентами и премьер-министрами 67 Бондарь А. С. Особенности перехода от военной диктатуры к демократии // Современная Аргентина... С. 14-15. 100 68 Аргентина после Мальвин. М, 1987. С. 59. Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму Швеции, Греции, Мексики, Индии и Танзании "Делийской шестерки", выступившей за ядерное разоружение и разрядку напряженности в мире; в сентябре 1985 г. - Группы поддержки Контадоры против военного вмешательства в дела Центральной Америки. В 1984 г. на основе взаимного компромисса был урегулирован многолетний пограничный конфликт с Чили в районе пролива Бигл около Огненной Земли. Соглашение с Бразилией в 1986 г. положило начало интеграции двух крупнейших южноамериканских стран. Предложение Аргентины решить спор о принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов на основе переговоров получило поддержку Движения неприсоединения и ООН. Первый визит президента Аргентины в СССР в октябре 1986 г. способствовал расширению торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества двух стран69. Социальную политику радикалы попытались строить на основе принципа "социального согласия" предпринимателей и профсоюзов при посредничестве государства. Однако "социальное соглашение" так и не было достигнуто. Правительство ГРС не смогло обрести поддержку большинства организованного рабочего класса и поглотить массовую базу хустисиализма в провозглашенном Альфонсином "третьем историческом движении"70 под эгидой радикалов. Внесенный в конгресс правительственный проект закона о профессиональных ассоциациях под лозунгом "демократизации" профсоюзов преследовал цель лишить их деятельность социальной и политической направленности, сохранить государственный контроль над их финансами. Встретивший сильнейшее противодействие ВКТ и парламентского хустисиалистского блока, имевшего большинство в сенате, законопроект не был принят. Поражение профсоюзной политики радикалов сопровождалось неудачами в экономической области. Под давлением МВФ, а также местной финансовой олигархии и крупного промышленного капитала - "Финансовой отчизны" и "капитанов промышленности", как их называют в Аргентине, правительство приняло в 1985 г. План экономической реформы, получивший название "План Аустраль". Основным содержанием его стали антиинфляционные мероприятия: замораживание цен, тарифов, зарплаты и денежная реформа. Последняя ввела новую денежную единицу - аустраль, равный 1000 старых песо. Был стабилизирован обменный курс и снижена денежная эмиссия. Первоначально "План Аустраль" имел успех. В первый год его осуществления инфляция практически была сведена к нулю, на 30% выросло промышленное производство и значительно увеличился ВВП71. Однако, встретив сильное противодействие как перонистов, так и части радикалов, правительство Альфонсина не осмелилось приступить к выполнению второй части плана-широкомасштабной приватизации. Опасаясь социального взрыва, радикалы не пошли на значительное сокращение субсидий госсектору. В то же время правительство рассматривало выплату долговых обязательств как фатальную необходимость, подчинявшую себе все другие стороны и аспекты экономической жизни страны. Такая политика, исходившая из взаимоисключающих целей, вела лишь к дальнейшему ухудшению финансово-экономического положения страны. В 1988 г. инфляция достигла 388%, а в 1989 г. превысила 4OOO%72. 69 Там же. С. 137-146. 70 Первое - иригойенизм; второе - перонизм. 71 Erro DJ. Resolving the Argentine paradox. L., 1993. P. 138. 72 Латинская Америка: Структурная перестройка хозяйства. М., 1994. С. 221. 101 Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму В стране шли всеобщие забастовки против социально-экономической политики правительства, которое также лишилось поддержки крупного и международного капитала. Не прекращалось брожение в вооруженных силах, недовольных судебными процессами против военных. Трижды в 1987-1988 гг. предпринимались попытки военных мятежей, заставившие Альфонсина прекратить судебные процессы. Ко времени проведения всеобщих выборов в мае 1989 г. правительство радикалов потеряло всякий авторитет, что привело к поражению ГРС на выборах. Президентом Аргентины стал перонист К.С. Менем (в 1995 г. переизбран на второй срок). Итоги выборов не принесли успокоения. Экономическое положение продолжало ухудшаться. По стране прокатилась волна продовольственных волнений. Толпы людей громили магазины и захватывали продукты. В результате столкновений полиции и войск с населением десятки человек были убиты и ранены. В сложившейся обстановке Альфонсин досрочно 8 июля 1989 г. (вместо 10 декабря) передал власть Менему. Утверждение неолиберальной модели. Деятельность перонистского правительства К. Менема (1989-1999) характеризовалась решительным отказом от традиционных постулатов перонизма при проведении как внутренней, так и внешней политики. На смену "третьей позиции" в международных делах пришло сближение со странами Запада. Аргентина покинула Движение неприсоединения, установила тесное сотрудничество с США, поддержав их политику в Ираке, Боснии. Не отказываясь в принципе от прав на Фолклендские (Мальвинские) острова, правительство Менема отложило решение этого вопроса на неопределенное будущее, восстановив дипломатические и торгово-экономические отношения с Великобританией. Менем продолжил начатый Альфонсином курс на интеграцию с соседними странами. В 1991 г. был создан Общий рынок Юга Америки (Меркосур) в составе Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая. Преследовалась цель постепенно отменить таможенные тарифы, ввести свободную торговлю, осуществить согласованную экономическую политику и совместные проекты развития. Благодаря образованию Меркосур крупнейшим торговым партнером Аргентины стала Бразилия, оттеснив США на второе место. Социально-экономический курс основывался не на принципах хустисиализма, а неолиберализма. Творцом новой политики стал министр экономики Д. Кавалло, который осуществил монетаристскую программу преобразований: разгосударствление собственности (демонтаж и приватизация созданного при Пероне госсектора); реструктуризация банковской системы, в том числе Центробанка; налоговая реформа; либерализация инвестиционной и внешнеторговой деятельности. Составной частью программы стал Закон о конвертируемости, одобренный Национальным конгрессом в августе 1991 г. и предусматривавший решение проблемы стабилизации национальной денежной единицы путем приравнивания песо (оно заменяло 10 тыс. прежних аустралей) по курсу к доллару США и его возможную девальвацию только на основании решения конгресса. Объем находящейся в обращении денежной массы определялся наличием золотовалютных резервов и дополнительная эмиссия могла осуществляться лишь при соответствующем увеличении резервов Центробанка. Последний получил статус автономного учреждения, и его главной задачей стало обеспечение устойчи-102 вости национальной денежной единицы, сохранение ее паритета по отношению Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму к доллару73. Практически в Аргентине вводилась двухмонетарная денежная система: параллельно с песо свободное хождение получал доллар США. За экономической реформой последовала политическая. В 1994 г. реформируется Конституция Аргентины. Срок президентских полномочий сокращался с 6 до 4 лет с правом повторного переизбрания. Это право распространялось на Менема, в 1995 г. переизбранного на новый срок. Расширялись полномочия Национального конгресса и вводилась должность главы кабинета министров, назначаемого президентом, но ответственного и перед конгрессом74. Политика Менема-Кавалло позво Латинской Америке. Контраст с 80-ми годами - "потерянным десятилетием" - был налицо. Если в 1981-1990 гг. средние темпы роста ВВП составляли отрицательную величину (-0,7%), а уровень инфляции превышал сотни процентов в год, то в 1991-1997 гг. упадок промышленного производства, дававший повод говорить о начавшейся "деиндустриализации" Аргентины, сменился среднегодовым ростом около 5%. По темпам роста ВВП Аргентина вышла на второе место после Чили. Была подавлена инфляция - в 1997 г. 0,3%, а валютные резервы в том же году составили 17,8 млрд долл.75 Неолиберальная модель не смогла, однако, создать условия для устойчивого роста, а принесли лишь среднесрочные позитивные результаты. Последние были достигнуты при помощи международного кредитования и усиления присутствия ТНК в обрабатывающей промышленности, что вело к росту финансовой и технологической зависимости Аргентины, ослабляло национальный экономический суверенитет. Торговый баланс, за редким исключением, сводился с крупным дефицитом, достигшим в 1998 г. 7,4 млрд долл. Одновременно росли платежи в счет прибылей иностранных компаний и процентов по внешней задолженности. Все это негативно сказывалось на платежном балансе, отрицательное сальдо которого выросло до 14,7 млрд долл. в 1998 г.76 Аргентина вынуждена была финансировать этот дефицит посредством продажи своих активов в рамках приватизации, Л Erro DJ. Op. cit. P. 200-217. 74 Del Bono ТА. La reforma constitucional de 1994. San Juan, 1994. P. 19, 21, 33. 75 Шереметьев И.К. Под знаком финансовой глобализации и неолиберальных реформ // Латин ™ Там же. С. 25. 103 Глава 4. Куба: революция и первый опыт социализма в Латинской Америке привлечения зарубежных инвестиций и при помощи внешних заимствований. Внешний долг вырос с 60 млрд долл. в 1990 г. до 140 млрд в 1999 г. и на его обслуживание требовалось 10-12 млрд долл.77 С исчерпанием к середине 1997 г. приватизации сократились источники финансирования платежного баланса. Кредитоспособность Аргентины пошатнулась. В таких условиях достаточно было внешнего толчка, чтобы "экономическое чудо" рухнуло, что и произошло, когда грянул азиатский кризис 1997 г., вызвавший цепную реакцию финансовых потрясений, охвативших и Аргентину. В 1998 г. резко замедлились темпы экономического роста, затем последовало его падение на 3,4% в 1999 г., и в 2000 г. рост сошел на нет. Впервые за многие годы образовавшуюся брешь в платежном балансе пришлось закрывать валютными резервами, которые в 1998 г. сократились на 2 млрд долл. Безработица достигла 15,1%78, а частичная безработица - 14,9%. Бедность охватила широкие слои населения. Только в Большом Буэнос-Айресе официальное число бедных составило к 2000 г. 3,5 млн человек79. Начавшийся в конце 1990-х годов экономический кризис завершился в декабре 2001 г. социальным взрывом и финансовым крахом. Попытка Аргентины порвать с "третьим миром" и перейти в "первый", взяв на вооружение либеральные методы управления экономикой, а в политической области - курс на выстраивание союзнических отношений с США и НАТО, завершилась провалом, страна оказалась отброшенной назад. КУБА: Глава 4 РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛИЗМА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.207 (0.009 с.) |