От военного режима к представительной демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От военного режима к представительной демократии



(1983-2000)

Радикалы у власти. Пришедшие к власти в результате всеобщих выборов в де­кабре 1983 г. гражданское правительство во главе с лидером ГРС президентом Р. Альфонсином под лозунгом "За новое свободное общество, национальный союз и социальную справедливость" получило тяжелое наследие. В экономике -огромный внешний долг и инфляция; в социальной сфере - падение жизненно­го уровня широких слоев населения; в политике - последствия "грязной войны", унесшей тысячи жизней и оставившей проблему "пропавших без вести", необ­ходимость выявления и наказания виновных в развязывании массовых реп­рессий.

Наибольших успехов правительство радикалов добилось в восстановлении демократии в стране и в решении некоторых внешнеполитических проблем. Легализация политических партий, профсоюзов, общественных организаций сопровождалась отменой репрессивного законодательства, соблюдением демо­кратических свобод и действия конституции. Созданная Национальная комис­сия по делам исчезнувших лиц во главе с известным писателем Э. Сабато опуб­ликовала в декабре 1984 г. доклад "Никогда более", где было документально доказано участие более тысячи офицеров в массовых репрессиях. Под суд были отданы члены военных хунт во главе с бывшими президентами-генералами X. Виделой, Р. Виолой и Л. Гальтиери, которые были признаны виновниками репрессий и нарушений прав человека, получив длительные сроки тюремного заключения. В целях уменьшения экономического и политического веса воору­женных сил была проведена реорганизация военного руководства, сокращена численность армии и военного бюджета68.

С именем Альфонсина связана активизация внешнеполитической деятель­ности Аргентины, укрепление ее международных позиций. В мае 1984 г. он стал одним из учредителей совместно с президентами и премьер-министрами

67 Бондарь А. С. Особенности перехода от военной диктатуры к демократии // Современная Арген­тина... С. 14-15. 100 68 Аргентина после Мальвин. М, 1987. С. 59.


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

Швеции, Греции, Мексики, Индии и Танзании "Делийской шестерки", выступив­шей за ядерное разоружение и разрядку напряженности в мире; в сентябре 1985 г. - Группы поддержки Контадоры против военного вмешательства в дела Центральной Америки. В 1984 г. на основе взаимного компромисса был урегу­лирован многолетний пограничный конфликт с Чили в районе пролива Бигл около Огненной Земли. Соглашение с Бразилией в 1986 г. положило начало ин­теграции двух крупнейших южноамериканских стран. Предложение Аргентины решить спор о принадлежности Фолклендских (Мальвинских) островов на осно­ве переговоров получило поддержку Движения неприсоединения и ООН. Пер­вый визит президента Аргентины в СССР в октябре 1986 г. способствовал рас­ширению торгово-экономического, научного и культурного сотрудничества двух стран69.

Социальную политику радикалы попытались строить на основе принципа "социального согласия" предпринимателей и профсоюзов при посредничестве государства. Однако "социальное соглашение" так и не было достигнуто. Пра­вительство ГРС не смогло обрести поддержку большинства организованного рабочего класса и поглотить массовую базу хустисиализма в провозглашенном Альфонсином "третьем историческом движении"70 под эгидой радикалов. Вне­сенный в конгресс правительственный проект закона о профессиональных ас­социациях под лозунгом "демократизации" профсоюзов преследовал цель лишить их деятельность социальной и политической направленности, сохранить государственный контроль над их финансами. Встретивший сильнейшее проти­водействие ВКТ и парламентского хустисиалистского блока, имевшего боль­шинство в сенате, законопроект не был принят.

Поражение профсоюзной политики радикалов сопровождалось неудачами в экономической области. Под давлением МВФ, а также местной финансовой олигархии и крупного промышленного капитала - "Финансовой отчизны" и "капитанов промышленности", как их называют в Аргентине, правительство приняло в 1985 г. План экономической реформы, получивший название "План Аустраль". Основным содержанием его стали антиинфляционные мероприятия: замораживание цен, тарифов, зарплаты и денежная реформа. Последняя ввела новую денежную единицу - аустраль, равный 1000 старых песо. Был стабилизи­рован обменный курс и снижена денежная эмиссия.

Первоначально "План Аустраль" имел успех. В первый год его осуществ­ления инфляция практически была сведена к нулю, на 30% выросло промыш­ленное производство и значительно увеличился ВВП71. Однако, встретив сильное противодействие как перонистов, так и части радикалов, правитель­ство Альфонсина не осмелилось приступить к выполнению второй части пла­на-широкомасштабной приватизации. Опасаясь социального взрыва, радика­лы не пошли на значительное сокращение субсидий госсектору. В то же время правительство рассматривало выплату долговых обязательств как фа­тальную необходимость, подчинявшую себе все другие стороны и аспекты экономической жизни страны. Такая политика, исходившая из взаимоисклю­чающих целей, вела лишь к дальнейшему ухудшению финансово-экономиче­ского положения страны. В 1988 г. инфляция достигла 388%, а в 1989 г. превы­сила 4OOO%72.

69 Там же. С. 137-146.

70 Первое - иригойенизм; второе - перонизм.

71 Erro DJ. Resolving the Argentine paradox. L., 1993. P. 138.

72 Латинская Америка: Структурная перестройка хозяйства. М., 1994. С. 221. 101


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму

В стране шли всеобщие забастовки против социально-экономической поли­тики правительства, которое также лишилось поддержки крупного и междуна­родного капитала. Не прекращалось брожение в вооруженных силах, недоволь­ных судебными процессами против военных. Трижды в 1987-1988 гг. предпри­нимались попытки военных мятежей, заставившие Альфонсина прекратить су­дебные процессы.

Ко времени проведения всеобщих выборов в мае 1989 г. правительство ра­дикалов потеряло всякий авторитет, что привело к поражению ГРС на выборах. Президентом Аргентины стал перонист К.С. Менем (в 1995 г. переизбран на второй срок). Итоги выборов не принесли успокоения. Экономическое положе­ние продолжало ухудшаться. По стране прокатилась волна продовольственных волнений. Толпы людей громили магазины и захватывали продукты. В резуль­тате столкновений полиции и войск с населением десятки человек были убиты и ранены. В сложившейся обстановке Альфонсин досрочно 8 июля 1989 г. (вме­сто 10 декабря) передал власть Менему.

Утверждение неолиберальной модели. Деятельность перонистского прави­тельства К. Менема (1989-1999) характеризовалась решительным отказом от традиционных постулатов перонизма при проведении как внутренней, так и внешней политики.

На смену "третьей позиции" в международных делах пришло сближение со странами Запада. Аргентина покинула Движение неприсоединения, установила тесное сотрудничество с США, поддержав их политику в Ираке, Боснии. Не от­казываясь в принципе от прав на Фолклендские (Мальвинские) острова, прави­тельство Менема отложило решение этого вопроса на неопределенное буду­щее, восстановив дипломатические и торгово-экономические отношения с Ве­ликобританией.

Менем продолжил начатый Альфонсином курс на интеграцию с соседними странами. В 1991 г. был создан Общий рынок Юга Америки (Меркосур) в соста­ве Аргентины, Бразилии, Уругвая и Парагвая. Преследовалась цель постепен­но отменить таможенные тарифы, ввести свободную торговлю, осуществить согласованную экономическую политику и совместные проекты развития. Бла­годаря образованию Меркосур крупнейшим торговым партнером Аргентины стала Бразилия, оттеснив США на второе место.

Социально-экономический курс основывался не на принципах хусти­сиализма, а неолиберализма. Творцом новой политики стал министр экономики Д. Кавалло, который осуществил монетаристскую программу преобразований: разгосударствление собственности (демонтаж и приватизация созданного при Пероне госсектора); реструктуризация банковской системы, в том числе Цент­робанка; налоговая реформа; либерализация инвестиционной и внешнеторго­вой деятельности.

Составной частью программы стал Закон о конвертируемости, одобренный Национальным конгрессом в августе 1991 г. и предусматривавший решение про­блемы стабилизации национальной денежной единицы путем приравнивания песо (оно заменяло 10 тыс. прежних аустралей) по курсу к доллару США и его возможную девальвацию только на основании решения конгресса. Объем находящейся в обращении денежной массы определялся наличием золотова­лютных резервов и дополнительная эмиссия могла осуществляться лишь при соответствующем увеличении резервов Центробанка. Последний получил ста­тус автономного учреждения, и его главной задачей стало обеспечение устойчи-102 вости национальной денежной единицы, сохранение ее паритета по отношению


Глава 3. Аргентина: от хустисиализма к неолиберализму


к доллару73. Практически в Аргентине вводилась двухмонетарная денежная система: параллельно с песо свободное хождение получал доллар США.

За экономической реформой пос­ледовала политическая. В 1994 г. ре­формируется Конституция Аргенти­ны. Срок президентских полномочий сокращался с 6 до 4 лет с правом по­вторного переизбрания. Это право рас­пространялось на Менема, в 1995 г. пе­реизбранного на новый срок. Расширя­лись полномочия Национального кон­гресса и вводилась должность главы кабинета министров, назначаемого президентом, но ответственного и пе­ред конгрессом74.

Политика Менема-Кавалло позво­
лила Аргентине преодолеть финансо­
вый кризис и продолжительный спад
производства, характерные для 80-х
годов. Это было названо еще одним
"экономическим чудом" (после Чили)
неолиберальных рыночных реформ в КАРЛОС С. МЕНЕМ

Латинской Америке. Контраст с 80-ми годами - "потерянным десятилетием" -

был налицо. Если в 1981-1990 гг. средние темпы роста ВВП составляли отрица­тельную величину (-0,7%), а уровень инфляции превышал сотни процентов в год, то в 1991-1997 гг. упадок промышленного производства, дававший повод говорить о начавшейся "деиндустриализации" Аргентины, сменился среднего­довым ростом около 5%. По темпам роста ВВП Аргентина вышла на второе место после Чили. Была подавлена инфляция - в 1997 г. 0,3%, а валютные ре­зервы в том же году составили 17,8 млрд долл.75

Неолиберальная модель не смогла, однако, создать условия для устойчиво­го роста, а принесли лишь среднесрочные позитивные результаты. Последние были достигнуты при помощи международного кредитования и усиления при­сутствия ТНК в обрабатывающей промышленности, что вело к росту финансо­вой и технологической зависимости Аргентины, ослабляло национальный эко­номический суверенитет.

Торговый баланс, за редким исключением, сводился с крупным дефицитом, достигшим в 1998 г. 7,4 млрд долл. Одновременно росли платежи в счет прибы­лей иностранных компаний и процентов по внешней задолженности. Все это не­гативно сказывалось на платежном балансе, отрицательное сальдо которого выросло до 14,7 млрд долл. в 1998 г.76 Аргентина вынуждена была финансиро­вать этот дефицит посредством продажи своих активов в рамках приватизации,

Л Erro DJ. Op. cit. P. 200-217.

74 Del Bono ТА. La reforma constitucional de 1994. San Juan, 1994. P. 19, 21, 33.

75 Шереметьев И.К. Под знаком финансовой глобализации и неолиберальных реформ // Латин­
ская Америка. 2001. № 12. С. 23.

™ Там же. С. 25. 103


Глава 4. Куба: революция и первый опыт социализма в Латинской Америке

привлечения зарубежных инвестиций и при помощи внешних заимствований. Внешний долг вырос с 60 млрд долл. в 1990 г. до 140 млрд в 1999 г. и на его об­служивание требовалось 10-12 млрд долл.77

С исчерпанием к середине 1997 г. приватизации сократились источники фи­нансирования платежного баланса. Кредитоспособность Аргентины пошатну­лась. В таких условиях достаточно было внешнего толчка, чтобы "экономиче­ское чудо" рухнуло, что и произошло, когда грянул азиатский кризис 1997 г., вызвавший цепную реакцию финансовых потрясений, охвативших и Аргентину. В 1998 г. резко замедлились темпы экономического роста, затем последовало его падение на 3,4% в 1999 г., и в 2000 г. рост сошел на нет. Впервые за многие годы образовавшуюся брешь в платежном балансе пришлось закрывать валют­ными резервами, которые в 1998 г. сократились на 2 млрд долл. Безработица до­стигла 15,1%78, а частичная безработица - 14,9%. Бедность охватила широкие слои населения. Только в Большом Буэнос-Айресе официальное число бедных составило к 2000 г. 3,5 млн человек79.

Начавшийся в конце 1990-х годов экономический кризис завершился в дека­бре 2001 г. социальным взрывом и финансовым крахом.

Попытка Аргентины порвать с "третьим миром" и перейти в "первый", взяв на вооружение либеральные методы управления экономикой, а в политической области - курс на выстраивание союзнических отношений с США и НАТО, за­вершилась провалом, страна оказалась отброшенной назад.

КУБА: Глава 4

РЕВОЛЮЦИЯ И ПЕРВЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛИЗМА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.67 (0.012 с.)