Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поиски региональной модели демократии в 1980-90-е годыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В конце 70-х - начале 80-х годов ситуация в Центральной Америке складывалась под воздействием двух факторов. Во-первых, здесь невиданной остроты достиг структурный кризис социально-экономической и политической систем государственного управления. Главными препятствиями на пути развития производительных сил в Гватемале, Сальвадоре, Гондурасе по-прежнему являлись аграрная проблема (суть которой - в сохранении системы латифундизма и в то же время в усиливающемся проникновении транснационального капитала в сельское хозяйство) и растущая экономическая, прежде всего финансовая, зависимость от иностранного капитала. К 1980 г. прямые частные инвестиции США в Центральной Америке и Карибском бассейне составляли 11 946 млн долл.83 Усиливались позиции ТНК. Наиболее крупные из них - "Юнантед Бренде", ЭССО, АЛКОА, "Рейнольде энд Кайзер" - получили в 1980 г. прибыль в размере 23% от вложенного капитала84. В 1976-1982 гг. под эгидой ТНК в Центральной Америке действовали 614 предприятий, 504 из них принадлежали американцам. Компании США владели 86% 81 План Ариаса предусматривал проведение амнистии и продолжение диалога между противоборствующими сторонами, прекращение огня и выборы в Центральноамериканский парламент под международным контролем {Arias OS. El Future de la Democracia en Centroamerica // Pensamiento Centroamericano. 1987. Jul.-Sept. P. 63-66). ®Booth J., Walker Th. Op. cit. P. 81-82. 83 См.: Гриневич Э.А., Гвоздарев Б.И. Вашингтон против Гаваны. М., 1982. С. 193. м См.: Granma. 1982. 11 mar. 169 Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности всех предприятий обрабатывающей промышленности в Никарагуа, 29,5% -Сальвадоре, 62,4% - в Гватемале, 84,5% - в Коста-Рике и 83% - в Гондурасе Во-вторых, конец 70-х годов ознаменовался рядом серьезных поражен империализма во внешнеполитической сфере (революции в Эфиопии, Анго./ Афганистане). Свержение диктаторского режима Э. Гейри на Гренаде, револі ция в Никарагуа, предоставление независимости народу Белиза, активизац революционно-демократического движения на Гаити и в Пуэрто-Рико, нові подъем революционной борьбы в Сальвадоре и Гватемале свидетельствова; что центр тяжести латиноамериканской революции переместился в район Це тральной Америки и Карибского бассейна. Успехи национально-освободительного и антидиктаторского движения п колебали внутри США позиции сторонников реформистского, либерально подхода к внешнеполитическим проблемам, привели к ужесточению полити США в целом, и прежде всего - в отношении стран Центральной Америки.
Республиканская администрация Р. Рейгана свою основную задачу виде не только в предотвращении "распространения коммунизма" в Центральн Америке, но и в глобализации субрегионального конфликта. Выступая в февр ле 1982 г. в штаб-квартире ОАГ, президент Рейган подчеркнул "колоссальн стратегическое значение Центральной Америки" и объявил ее "первостепе ным участком борьбы с коммунизмом"86. Новая американская администрац сделала ставку на военно-политическое сотрудничество с наиболее жестким реакционными режимами в Центральной Америке. Основные контуры новой политики Белого дома, в которой явственно он щаются мотивы латиноамериканской политики администрации Д. Эйзенхауэ начала 50-х годов, были очерчены еще до избрания Р. Рейгана на пост президе та. В мае 1980 г. опубликован специальный доклад под названием "Новая ме: американская политика на 80-е годы" - так называемый "документ Саш Фе"87. Его авторы оценивали политику администрации Дж. Картера в Це* ральной Америке как "оборонительную", а Соединенным Штатам, по их мі нию, необходима наступательная тактика, особенно в районе Карибского б; сейна. В докладе утверждалось, что подписание в 1977 г. нового договора о Пана ском канале привело к ослаблению позиций США в целом. Поэтому догов следует отменить, а канал объявить международной зоной и поставить под ко троль Межамериканского совета обороны. В "документе Санта-Фе" президенту США рекомендовалось создать "реї ональные военные союзы, направленные против экспансии Москвы", в кризі ных районах мира, в первую очередь в Южной и Центральной Америке. Прі навалось также необходимым создать в Южной Атлантике пакт по образ НАТО (так называемый САТО), куда наряду с латиноамериканскими союзника] США должна была войти и расистская ЮАР. В документе говорилось, ч США "не потерпят советских сателлитов в своем полушарии" (имелись в ви Гренада и Никарагуа), а Гавана "должна заплатить за то, что встала на служ Москве".
Таким образом, "документ Санта-Фе" явился манифестом нового этапа» сткой политики США в Латинской Америке, в основе которой заложено стре 85 См.: Латинская Америка. 1984. № 4. С. 13. 86Gramna 1982. И mar. 170 87 См.: A New Inter-American Policy for the Eighties. Prepared by the Committee of Santa-Fe. Wash., 19 Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности ление разгромить левые движения, обеспечить политическую, экономическую и военную гегемонию США в регионе путем активного использования военной силы в сочетании с дипломатическим и экономическим давлением и раздуванием антикоммунистической истерии. Практические действия по выполнению рекомендаций "документа Санта-Фе" придали центральноамериканской политике Рейгана характер политики государственного терроризма. Об этом свидетельствуют усиление экономической блокады Кубы, вооруженное вторжение на Гренаду в октябре 1983 г., необъявленная война против народа Никарагуа, поддержка сил реакции в гражданской войне в Сальвадоре, "особые" отношения с гватемальским военным режимом, фактическая оккупация территории Гондураса, возраставшее давление на Панаму и Коста-Рику. В дальнейшем, при попытках замаскировать сущность внешней политики Рейгана, придав ей более респектабельный вид (выдвижение идеи проведения выборов в Сальвадоре и Гватемале, провозглашение ""карибской инициативы", создание двухпартийной комиссии по Центральной Америке во главе с Г. Киссинджером и т.д.), ее основные цели и методы оставались неизменными. Так, в документе "Американская политика в Центральной Америке и на Кубе в период по 1984 г. включительно", разработанном Советом национальной безопасности США в 1982 г., говорилось: "В долгосрочной перспективе мы должны создать стабильные с политической точки зрения правительства, способные воспротивиться советско-кубинскому влиянию"88. В борьбе против революционного движения в Центральной Америке на современном этапе Вашингтон пытается извлечь опыт из провала своей политики в Никарагуа. Этим объясняется и появление широко разрекламированной "карибской инициативы". Ее содержание было изложено Рейганом в речи в штаб-квартире ОАГ 24 февраля 1982 г. В рамках этого "мини-плана Маршала" США выделили в 1982 г. странам Карибского бассейна 350 млн долл. в виде экономической помощи. В 1984 г. последняя достигла 787 млн долл., вдвое превысив объем американской помощи странам субрегиона в последний год президентства Дж. Картера (324 млн долл.) Выделяемые средства предназначались для развития экономики, основанной на безраздельном господстве системы частного предпринимательства. "Кроме того, - отмечал А.Н. Глинкин, - предоставление американской помощи осуществляется на крайне жестких условиях и только после подписания соглашения с США о налогообложении и договора о гарантиях американских капиталовложений"89. Если учесть, что страны субрегиона нуждались в срочной экономической помощи в размере от 2 до 4 млрд долл., а Соединенным Штатам инвестиции за рубежом давали в тот период ежедневно свыше 100 млн долл., это означало, что за 3,5 дня они получали в виде прибылей столько же, сколько выделили в виде помощи всей Центральной Америке в 1982 г. Дискриминационный характер "карибской инициативы" проявился в том, что она не распространялась на Кубу, а теоретическая возможность подключения к плану Гренады и Никарагуа оговаривалась условием их "переориентации" в своей внешней и внутренней политике.
Полигоном для испытания центральноамериканской доктрины Р. Рейгана был выбран Сальвадор. 88 Цит. по: США: Экономика. Политика. Идеология. 1984. № 6. С. 23 89 Там же. Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности С конца 70-х годов экономика этой самой маленькой и самой перенаселенно! страны в Центральной Америке (площадь Сальвадора 21 тыс. кв. км, а население 5 млн человек) вступила в фазу очередного затяжного экономического кризиса Рост цен, падение производства, ухудшение условий жизни широких слоев трудящихся усугублялись сохранением архаичной социально-экономической структуры. Национальное богатство страны контролировалось 14 олигархическим! семьями. 2% латифундистов владели 56,5% земли, в то время как 91% сальвадорских крестьян - только 22% земельных угодий. Всего лишь 16% самодеятельного населения имели постоянную работу в течение года. 500 тыс. семей оставалисі без крова, 60% сельского и 40% городского населения были неграмотны. В стране нарастал экономический кризис. В период между 1978 и 1984 гг ВВП Сальвадора сократился почти на четверть, производство основных сельскохозяйственных культур уменьшилось на 15%, объем госбюджета сократился на 15,5%, в то время как военные расходы возросли на 133,5%, а стоимость жизни - вдвое90. Под влиянием Сандинистской революции в Сальвадоре также начинается подъем демократического движения. Несмотря на террор со стороны властей, активизировались профсоюзы, общественные и студенческие организации, а также военно-политические революционные группировки НСО, РНА, РПТЦА, развернувшие боевые действия по всей стране. В Сальвадоре появились и признаки кризиса верхов. Серьезную тревогу в связи с неожиданным для многих центральноамериканских военных разгромом отборной Национальной гвардии Сомосы испытывали и широкие круги сальвадорской армии. В целях предотвращения развития событий в Сальвадоре по "никарагуанскому образцу" группа молодых реформистски настроенных офицеров во главе с полковником А. Махано свергла 15 октября 1979 г. правительство генерала Ромеро и провозгласила курс на "демократизацию и реформы", впрочем весьма умеренные. Однако уже через несколько месяцев правые круги армии, возглавляемые министром национальной обороны Х.Г. Гарсия, добились нейтрализации и устранения наиболее активных реформистов и поставили у власти в марте 1980 г. военно-гражданскую хунту во главе с лидером Христианско-демократической партии (ХДП) X. Наполеоном Дуарте.
Правительство Дуарте, на словах выступая за экономическую и социальную модернизацию Сальвадора (было объявлено даже о начале проведения аграрной реформы), на деле блокировалось с ультраправыми, стремясь, прежде всего, подавить революционное движение в стране. Хунта развернула широкую кампанию политических репрессий, граничащую с геноцидом. С 1979 г. до середины 1984 г. сальвадорская реакция уничтожила более 50 тыс. человек, т.е. 1% населения страны. Стремясь нейтрализовать действия партизан, правительственные войска не останавливались перед массовыми убийствами ни в чем не повинных людей. Тысячи сальвадорцев - рабочих, служащих, студентов, общественных и религиозных деятелей (среди них архиепископ Сан-Сальвадора О. Арнульфо Ромеро) - стали жертвами полувоенных террористических организаций ОРДЕН, "эскадроны смерти", "бригада им. Эрнандеса Мартинеса" и др. Тем не менее реакционным силам не удалось установить полный контроль над страной и предотвратить укрепление единства оппозиционных сил. В дека- 172 "є См.: Bohemia. 1980. N 16. Р. 77; Латинская Америка. 1984. № 1. С. 13-14; DunkerleyJ. Op. cit. P. 409. Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности бре 1979 г. было подписано соглашение о единстве действий трех организаций -Народных сил освобождения им. Фарабундо Марти (НСО), Национального сопротивления (НС) и компартии Сальвадора (КПС). В октябре 1980 г. было объявлено о создании Фронта национального освобождения им. Фарабундо Марти (ФНОФМ), состоящего из регулярных воинских частей, партизанских отрядов и народной милиции. Незадолго до этого, в апреле 1980 г. возникла широкая политическая коалиция патриотических сил Сальвадора - Революционный демократический фронт (РДФ), куда вошли левые христианские демократы, социал-демократы, коммунисты, представители студенческих организаций, профсоюзов, церкви. Пытаясь обезглавить демократическое движение, сальвадорская реакция пошла на чудовищное преступление, похитив и зверски расправившись с семью руководителями РДФ. В стране началась гражданская война. Только в 1981 г. партизаны отразили 40 крупных наступлений войск реакционной хунты. Бои велись в 13 департаментах страны из 14 и не принесли карателям сколько-нибудь заметных успехов91. Администрация Р. Рейгана оказывала огромную помощь реакционным режимам в Сальвадоре. Если в последний год пребывания у власти администрации Дж. Картера экономическая помощь хунте составила 72 млн долл., то в первый же год пребывания в Белом доме Р. Рейгана она достигла 174 млн долл. Вашингтон затратил в 70-80-е годы на милитаризацию этой страны свыше 2 млрд долл.92 Крупные партии современного оружия и военной техники направлялись непрерывным потоком. Именно американские военные поставки помогли хунте отразить в январе 1981 г. наступление патриотов. Десятки американских военных советников принимали участие в планировании боевых операций против партизан и мирного населения. В военно-тренировочных лагерях США в Форт-Брагге (штат Северная Каролина) и Форт-Беннинг (штат Джорджия) прошли специальную подготовку 1500 солдат и офицеров сальвадорской армии, составивших костяк ударных батальонов "Атлакатль", "Рамон Бельосо" и "Ато-наль", которые прославились жестокими расправами с беззащитным населением. С 1983 г. началась переподготовка 11 батальонов сальвадорской армии и в лагерях на территории Гондураса. К концу 1983 г. численность армии была увеличена до 34 тыс. человек. Насильственной мобилизации подлежали даже подростки 14-15 лет93.
Следует подчеркнуть, что политика администрации Рейгана в отношении сальвадорского народа отличалась двуличностью и неприкрытым лицемерием. С одной стороны, американское правительство стремилось возложить всю ответственность за насилие в Сальвадоре на ФНОФМ и РДФ, доказать, что патриотические силы действуют "по прямым указаниям и инструкциям внешнего марксистского источника", т.е. правительств Кубы и Никарагуа. В феврале 1981 г. госдепартамент США издал "Белую книгу" о положении в Сальвадоре, в которой утверждалось, что оружие сальвадорским повстанцам транспортируется через Никарагуа. Издание "Белой книги" преследовало двойную цель: во-первых, оправдать вмешательство самих США в дела Сальвадора, во-вторых, подготовить общественное мнение в Соединенных Штатах и в латиноамерикан- '| Dunkerley J. Op. cit. P. 386-390. KLaFeber W. Op. cit. P. 315-316. 93 См.: Латинская Америка. 1984. № 1. С. 16. Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности ских странах к возможности и необходимости интервенции против Никараї Напомним, что аналогичную "Белую книгу" госдепартамент издал в 1954 і накануне американской интервенции в Гватемалу. С другой стороны, правящие круги США фактически покрывали преступ ния и массовые убийства, совершаемые сальвадорской реакцией, стремясь пр ставить дело так, что с помощью США в Сальвадоре якобы начался проц восстановления демократических свобод. Нарастающая во всем мире критика американской политики в Сальвадо рост оппозиционных настроений среди американской общественности и в К грессе, где все более сильное противодействие встречали планы открытого енного вторжения США в Сальвадор и его "вьетнамизации", вынудили адми страцию Рейгана и на этот раз маневрировать. На первый план выдвигае идея проведения в Сальвадоре "демократических выборов" в Учредительн ассамблею при условии капитуляции и разоружения вооруженных < ФНОФМ. Выступая в поддержку выборов, Вашингтон рассчитывал на приход к в сти "законным путем" правительства христианских демократов во главі X. Наполеоном Дуарте. Тем самым администрация Рейгана отвергала возмс ность урегулирования кризиса в Сальвадоре на основе переговоров с участі: ФНОФМ и РДФ. Однако расчеты американских стратегов не оправдались. I беду на выборах в конце марта 1982 г. неожиданно для них одержал блок кр не правых партий, "собравший" путем подтасовок и политического насилия і избирателями 60% голосов. В мае 1982 г. председателем Учредительной ассамблеи был избран лщ фашистского Националистического республиканского союза (АРЕНА) Роб то Д' Обюссон, которого даже бывший посол США в Сальвадоре Т. Уайт на; вал "патологическим убийцей", а временным президентом страны - предста тель финансовой олигархии А. Маганья. Одной из первых акций нового правительства стала организация круга карательной экспедиции против партизан, контролировавших департам< Морасан, которая после двухнедельных ожесточенных боев закончил, провалом. Революционные силы Сальвадора осудили фарс с выборами и заявили о: мерении продолжать вооруженную борьбу до окончательной победы. Пред. жения ФНОФМ и РДФ по мирному урегулированию кризиса в Сальвадс были оглашены от имени этих организаций делегацией Никарагуа XXXIV сессии ООН (октябрь 1981 г.) и получили широкий отклик у мирої общественности. Условием проведения подлинно демократических выборо стране сальвадорские патриоты считали прекращение вооруженного вмеї тельства США в Сальвадоре, поскольку оно противоречит интересам обоих родов и угрожает миру и безопасности в Центральной Америке. В феврале 1984 г. сальвадорские революционные организации предложи провести прямые переговоры без предварительных условий между ФНОФ РДФ, с одной стороны, и Соединенными Штатами, правительством, арш Сальвадора - с другой. Целью переговоров являлось бы создание временж правительства на широкой основе. Однако вашингтонская администрация і вергла все эти предложения, продолжая эскалацию вмешательства в Сальва) ре в целях укрепления позиций своего ставленника X. Наполеона Дуарте. В марте 1984 г. в Сальвадоре в условиях непрекращающегося террора и ] 174 прессий были проведены президентские выборы, в которые США вложи Глава 5. центральная Америка -регион революций и политической нестабильности 10,5 млн долл. Ввиду отсутствия победителей в первом туре был назначен второй тур, в котором X. Наполеон Дуарте получил 55% голосов, а Д'Обюссон -примерно 45%. Всего лишь за полтора месяца деятельности избранного "демократическим путем" нового правительства Дуарте в стране погибло более 200 человек94. Оценивая итоги выборов, председатель РДФ Гильермо Унго заявил: "Суть проблемы очень проста: под прикрытием лозунга о поддержке законно избранного правительства президент Рейган вынашивает интервенционистские планы и, прежде всего, хочет протащить через Конгресс решение о предоставлении Сальвадору военной помощи в размере 400 млн долл. в 1984-1985 гг. Именно поэтому выборы служат целям войны, а не мира. Эта затея с выборами носит антинародный характер, поскольку служит не интересам сальвадорского народа, а политическим и электоральным амбициям самого президента Рейгана"95. В Гватемале возможность политического маневра для подобных группировок была сведена к минимуму. Они поставлены перед выбором: или же целиком поддержать реакционную внутреннюю политику военно-предпринимательского клана и латифундистов, или стать мишенью для широких и целенаправленных репрессий. Сотни убитых активистов Партии национального обновления (ПНО) и Социал-демократической партии Гватемалы (СДПГ) являются свидетельством того, что любой гватемалец, выступающий за проведение даже скромных реформ, автоматически включается в число "марксистов" и, следовательно, подлежит уничтожению. Известно, что господствующая в стране католическая церковь, в отличие от никарагуанской (в период борьбы с Сомосой) и сальвадорской, считалась одной из самых консервативных в Латинской Америке. Церковная верхушка во главе с архиепископом М. Касарьего в последние годы оказывала активную поддержку диктаторским режимам. Известно, однако, что только в 1980-1982 гг. было убито 12 священников, 190 миссионеров, 76 активистов ХДП96. Репрессии против церкви привели к ее размежеванию, активизации борьбы рядовых священников за демократические перемены. Вскоре после визита в страну папы Иоанна Павла II в марте 1983 г. гватемальский епископат выступил с посланием, в котором отмечалось ухудшение социально-экономического положения в стране и резко осуждался террор со стороны вооруженных сил. Столь четкое размежевание классовых сил в Гватемале затрудняло маневрирование администрации Рейгана, стремившейся так же, как и в Сальвадоре, стабилизировать политические позиции гватемальской ХДП и других сил, не запятнавших себя откровенными преступлениями. Заметное влияние на революционный процесс в Гватемале продолжает оказывать ее этническое своеобразие. Более 60% населения страны принадлежит к различным этническим группам (их около 20) индейцев майя-киче. Потеряв земли, полученные в ходе аграрной реформы 1952-1954 гг., индейцы оказались вытесненными в непроходимую сельву на севере страны. Однако в 70-е годы там были открыты богатые месторождения нефти и никеля, которые привлекли пристальное внимание транснациональных корпораций. В результате 2 млн индейцев были вновь согнаны с земель и оттеснены в малоплодородные горные районы. Эта бесчеловечная политика вызвала возмущение доведенных до отча- `»DunkerleyJ. Op. cit. P. 4O8^tO9. 95 См.: Латинская Америка. 1984. № 8. С. 112. * См.: Там же. 1982. № 7. С. 40 Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности яния индейцев. Некогда политически пассивное, разобщенное и этнически изолированное индейское население в конце 70-х - начале 80-х годов вступило на путь активной революционной борьбы97. Вовлечение индейцев в борьбу в огромной степени способствовало появлению в Гватемале новых военно-политических революционных организаций -Партизанской армии бедных (ПАБ) в 1972 г. и Организации вооруженного народа (ОВН) в 1970 г. Индейцы составляют в них около половины общего числа бойцов. "Наша позиция ясна, - заявил в интервью американским журналистам руководитель ОВН Хоакин Вентура. - Мы подтверждаем решимость народа продолжать борьбу за основные права человека - право на жизнь, на труд, на медицинское обслуживание, на человеческое достоинство и образование"98. Активизировали свои боевые действия и ПВС, возглавляемые сподвижником Л. Турсиоса Лимы П. Монсанто, а также партизанские отряды ШТ. Преодолевая отжившие левосектантские установки, они все больший упор делали на вовлечение в вооруженную и политическую борьбу широких народных масс, включая индейцев. Рассматривая Гватемалу в качестве опорного пункта в борьбе с революционным движением в субрегионе, США на протяжении 30 лет оказывали ей большую военную и экономическую помощь и снисходительно относились к любым нарушениям демократических прав в этой стране. Умело используя благосклонность Вашингтона, гватемальские диктаторы осмеливались иногда даже ссориться со своими американскими покровителями. В 1977 г. правительство Э. Лаугеруды Гарсия, как отмечалось выше, отказалось от американской военной помощи. Тем не менее военные поставки из Соединенных Штатов не были прекращены. Как отмечала кубинская газета "Гранма", «они продолжались по частным коммерческим каналам. С помощью этого механизма США предоставили гватемальской армии 18 млн долл., а также 100 "джипов" и 50 грузовиков». "Нью-Йорк тайме" также признала, что запрещение Конгресса продавать оружие гватемальскому режиму оказалось фикцией99. «Гватемальское правительство, - отмечала она, - приобрело 15 гражданских вертолетов компании "Белл", установило на них пулеметы и использовало против партизан»100. Американское оружие поступало бесперебойно в Гватемалу и через посредников. Так, Израиль, который сам является крупным поставщиком оружия в Центральную Америку, перепродал гватемальской диктатуре крупные партии стрелкового оружия, самолеты и боеприпасы. "Ссора" продолжалась недолго. Уже в 1980 г. США предоставили гватемальскому режиму военную помощь в размере 17 млн долл., в 1981 г. - 19,5 млн долл.101 Стремление администрации Рейгана предотвратить изоляцию и крушение реакционного режима в Гватемале, расколоть оппозицию прослеживается в реакции правящих кругов США на итоги очередных президентских выборов в марте 1982 г. Как и планировалось, победителем оказался очередной генерал, бывший министр обороны А. Гевара. Гватемальский народ бойкотировал очередной фарс - 70% избирателей не явились к урнам102. 97 Об участии индейского населения в политической борьбе в Гватемале см.: Grandin G. The Blood 98 Подробнее см.: Bohemia, 1980. N 12. P. 64-69; Латинская Америка. 1982. № 7. 99 The New York Times. 1982. 29 mar.; Granma. 1982. 13 febr. і01 См.: Dunkerley J. Op. cit. P. 493. 176 102 Ibid. P. 495. Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности Обстановка в стране накалилась до такой степени, что Вашингтон был вынужден санкционировать государственный переворот. 23 марта 1983 г. военная хунта во главе с генералом Э. Риосом Монттом аннулировала результаты выборов, распустила Конгресс. Э. Риос Монтт вскоре специальным декретом возложил на себя "на неопределенное время" функции президента103. Поддержав переворот 23 марта, администрация Рейгана рассчитывала, что Риосу Монтту удастся, во-первых, примирить соперничающие группировки внутри правящих классов (военных, латифундистов и агроэкспортную буржуазию с окрепшей промышленной и финансовой буржуазией) и, во-вторых, нейтрализовать быстро нарастающее в стране повстанческое движение. Однако и здесь Вашингтону не удалось в полной мере добиться намеченного. Пообещав следовать "путем демократии и мира", новый диктатор вскоре обратился за очередной военной помощью к США и развязал новую волну террора против гражданского населения. Всего за два месяца пребывания у власти вновь сформированного правительства список жертв политического террора превысил 6 тыс. человек. Маневры администрации Рейгана и гватемальской реакции не ввели в заблуждение патриотов. В стране произошло политическое и военное объединение всех основных революционных организаций - ПВС, ПАБ, ОВН, ГПТ (одной из фракций партии под названием "Руководящее ядро") в рамках блока "Куат-рипартита". Бои шли в 15 департаментах страны из 22. 6 тыс. партизан успешно сражались против 15-тысячной регулярной армии, в том числе и специальных противопартизанских частей - "кабилес", и 10 тыс. полицейских104. В январе 1982 г. блок "К'уатрипартита" объявил о создании широкой народной организации Национальное революционное единство Гватемалы (НРЕГ) и выступил с совместным обращением к гватемальскому народу и международной общественности. Программа реформ, изложенная в этом документе, отвечала чаяниям самых широких слоев гватемальского народа - от крестьян-индейцев до патриотически-настроенной мелкой буржуазии. К лету 1983 г. положение правительства Риоса Монтта стало еще более неустойчивым. Реакционная верхушка армии выражала недовольство его игрой в демократию, хотя она была демагогической. Администрация Рейгана в свою очередь была раздражена "недостаточно активной" деятельностью Гватемалы в рамках ЦАДС - этого ударного кулака в борьбе против Никарагуа и партизан Сальвадора. 8 августа 1983 г. в результате очередного переворота к власти в Гватемале пришел бывший министр обороны в правительстве Риоса Монтта генерал Мехиа Викторес, немедленно заявивший о полной поддержке политики США в Центральной Америке. Через год на проведенных согласно рейганов-ской "рецептуре" выборах в Учредительную ассамблею победу одержал блок крайне правых партий. Налицо, таким образом, было стремление сохранить в Гватемале отлаженный механизм передачи власти в рамках блока реакционного генералитета и проамериканской агроэкспортной буржуазии. Кризис военно-диктаторских режимов в Сальвадоре и Гватемале, провал попыток с помощью избирательных фарсов сбить волну вооруженной борьбы побуждали администрацию Рейгана уделять пристальное внимание тем странам, где революционная борьба еще не достигла столь высокого накала. Так, большие надежды она связывала с Гондурасом. го Ibid. їм См.: The New York Times. 1982. 29 mar. 177 112 История ЛатинскоП Америки Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности Современный Гондурас продолжает оставаться одной из самых бедных стран Латинской Америки. По уровню экономического развития ниже его находится только Гаити. В начале 80-х годов в Гондурасе, как и во всей Центральной Америке, начался экономический кризис. В 1982 г. в стране закрылись свыше 100 предприятий, а остальные были загружены только на 50%. Из 1166,5 тыс. человек самодеятельного населения 240 тыс. были безработными полностью, а 400 тыс. - частично. В стране с населением в 3,8 млн человек около 500 тыс. детей страдали от голода105. По степени политической нестабильности Гондурас побил все рекорды даже по латиноамериканским меркам. С 1821 г., т.е. с момента провозглашения независимости, в Гондурасе произошло 262 (!) государственных переворота, сменились 156 правительств и 13 конституций106. В конце 70-х годов военные объявили о начале поэтапной передачи власти в Гондурасе гражданскому правительству. Этот процесс завершился всеобщими выборами в ноябре 1981 г., когда победу одержала либеральная партия, а ее лидер Р. Суоса Кордова был избран президентом страны. Политика администрации Рейгана в Гондурасе не отличалась особым разнообразием приемов. Оказывая экономическую поддержку режиму Р. Суосы Кордовы (в 1983 г. было предоставлено 80 млн долл.), США одновременно стремились установить тесные отношения с реакционным крылом гондурасской армии и его лидером генералом Г. Альваресом Мартинесом. Целевая установка гондурасской стратегии Вашингтона сводилась к использованию территории этой страны и ее армии в борьбе против партизан Сальвадора, к нагнетанию напряженности на границе с Никарагуа, подключению Гондураса к активным действиям в рамках ЦАДС против Гренады и Кубы. Администрация Рейгана начала с резкого увеличения военной помощи Гондурасу: с 3 млн долл. в 1980 г. до 50 млн долл. в 1982 г., что превышало весь объем американской военной помощи Гондурасу за последние 20 лет. В 1984 г. Пентагон запросил на милитаризацию Гондураса 211,3 млн долл., что равнялось почти половине годового бюджета центральноамериканской страны107. В марте 1982 г. в Гондурас прибыли около 100 американских военных советников, которые начали подготовку парашютно-десантных подразделений гондурасской армии. За четыре года (1980-1984) численность армии увеличилась в полтора раза (с 14 тыс. до 22 тыс. человек)108. В июне 1982 г. 2 тыс. гондурасских солдат приняли непосредственное участие в операциях против сальвадорских партизан. В июле 1982 г., во время визита Р. Суосы Кордовы в Вашингтон между Гондурасом и США было подписано соглашение, разрешающее Соединенным Штатам "в случае необходимости" использовать гондурасские военные аэродромы. Для их модернизации Конгресс США спешно выделил 21 млн долл.109 При содействии генерала Г. Альвареса Мартинеса США добились также разрешения базировать на территории Гондураса основные силы никарагуанских "контрас". Затем были созданы военно-тренировочные центры для специальной подготовки солдат и офицеров центральноамериканских армий. В крупнейшем из них, Пуэрто-Кастильо, в 1984 г. с помощью 120 американских воен- 105 См.: Известия. 1982. 20 февр.; LaFeber W. Op. cit. P. 264; DunkerleyJ. Op. cit. P. 555. 106 См.: Латинская Америка. 1982. № 7. С. 52. 107 См.: Granma. 1982. 14 jul. 178 "» Ibid. 1982. 14 Jul. Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности ных советников начали боевую подготовку 11 сальвадорских и 6 гондурасских батальонов общей численностью 6,5 тыс. человек110. В 1982-1984 гг. на территории Гондураса или с участием его вооруженных сил прошла серия крупных военных маневров - "Биг пайн-1", "Биг пайн-2", "Гренадеро-1", под прикрытием которых США разместили в Центральной Америке на длительный срок 16,5 тыс. морских пехотинцев, а вблизи ее берегов -19 кораблей ВМС, в том числе 2 авианосца и 1 линкор111. Эти военные провокации во взрывоопасном районе наглядно продемонстрировали авантюризм и безрассудный характер центральноамериканской политики администрации Рейгана. Превращение Гондураса в своеобразный "центральноамериканский Израиль" проходит для Вашингтона не всегда гладко. Администрации Рейгана при-юсь столкнуться с сопротивлением определенной части гондурасской буржуин и армии, недовольных фактической оккупацией страны американцами. Отражением обострившихся разногласий в правящих кругах Гондураса явились отставка и высылка из страны в марте 1984 г. генерала Г. Альвареса Мар-тинеса. Соединенным Штатам приходится учитывать и наличие нерешенных пробей в отношении границ между Гондурасом и Сальвадором, которые остались времени "футбольной войны" 1969 г. Так, летом 1983 г., воспользовавшись трудным положением сальвадорского военного режима, правительство Р. Суо-I Кордовы направило ему ультиматум с требованием удовлетворить погра-ые претензии Гондураса. Но основным препятствием на пути планов рейгановской администрации и ндурасской реакции являлась, несомненно, позиция народных масс. Срыв пла-ов по использованию территории Гондураса и его национальной армии для подавления Сандинистской революции и освободительного движения в Сальвадоре и Гватемале левые силы этой страны неразрывно связывали с борьбой за демократизацию, за углубление аграрных преобразований, начатых правитель-ами "военных реформистов". Таким образом, в условиях подъема революционного движения в Централь-ой Америке, обострения здесь социально-экономических и политических про-иворечий США оказались перед выбором двух возможных вариантов своей субрегиональной политики. Один из них предусматривал увеличение военной помощи реакционным режимам в Сальвадоре и Гватемале в целях разгрома там евых сил, наращивание в Центральной Америке своего военного присутствия, одготовку прямой агрессии против революционной Никарагуа, милитариза-ю Гондураса и т.д. Другой - отказ от силового решения центральноамерикан-ких проблем, реалистическую оценку сложившегося соотношения сил, признание еобходимости проведения глубоких социально-экономических преобразова-" и политической либерализации, наконец, поддержку политического урегу-ования конфликта путем переговоров, что означало бы признание законно-участия в этом процессе левых сил. Приведенные выше факты показывают, что администрация Рейгана пошла о первому пути, хотя и пыталась время от времени корректировать свой курс сторону "респек
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.35.234 (0.022 с.) |