Сравните различное понимание демократии у различных мыслителей и политических деятелей



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравните различное понимание демократии у различных мыслителей и политических деятелей



 

Линкольн: «Демократия – народное правление, осуществляемое народом и для народа».

У. Черчиль: «Демократия – самая плохая форма правления, если не считать все остальные, которые время от времени подвергаются проверке».

Маркс, Ленин: Демократия здесь рассматривается премущественно в контексте общедемократической стадии борьбы пролетариата и возглавляемых им отрядов трудящихся за свои права против капитала и обслуживающих капитал государства – «организованного капиталистом». Иначе говоря, демократии отводится видное место и непреходящее значение.

Перикл: «Называется этот строй демократическим потому, что он зиждется не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех».

 

Заполните схему о различном понимании демократии в современной политической науке

 

Демократия как:

  1. форма государственного правления: демократия – форма правления, противопостовляемая аристократии или олигархии, где верховное власть принадлежит собранию всех граждан без исключения. Народ поручает осуществление власти своим избранным уполномоченным.
  2. норма общественно – политической жизни. Демократия как принцип организации и деятельности политических и общественных организаций – явление высокоорганизованного гражданского общества. В историческом плане она может применятся в отношении партий и движений буржуазного и социалистического общества. Особого внимания требует классификация обществественных организаций: профсоюзов, женских, молодежных, антивоенных и др. Здесь объективно не может быть однозначного критерия их демократичности.
  3. политический режим. Ныне более точной признана формулировка французского политолога Х. – Л. Кермонна: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период». С точки зрения политического режима политическая организация общества может быть демократической или авторитарной. В современных условиях демократический режим имеет вид либо парламентской и президентской республики, либо конституционной монархии.
  4. мировоззрение и политическая ценность. Демократия как политическое мировоззрение – это отражение в сознании граждан самого содержания демократии, прежде всего идей свободы и равенства прав. Таким образом, свобода и гражданское равенство - основные ценности демократии.

 

Перечислите основные принципы демократии в ее современном понимании

 

  • выборная представительная система образования органов управления;
  • принцип подчинения меньшинства большинству;
  • декларирование прав и свобод граждан;
  • принцип равенства;
  • признание народа источником власти;
  • принцип гласности.

 

Задание № 2. Исторические формы демократии

 

Родовая

 

Некоторые ученые этнографы утверждают, что демократия – один из важнейших факторов антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Всюду родовая демократия основывалась на кровно – родственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительного труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Эта была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.

 

Античная

 

Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участие граждан в управлении делами государства. Общественное мнение стимулировало политическую активность народа, оценивая участие в политике как единственное достойное занятие афинского гражданина. Эти факты позволяют характеризовать античную модель народовластия как демократию преимущественно социальную, т.е. не только провозглашающую равенство политических прав, и обеспечивающую более или менее равные социальные условия, необходимые для их фактического использования.

 

Либеральная

 

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.

 

Социалистическая

 

Теория «социалистической демократии» исходит из гомогенности и целости вначале рабочего класса, а после построения социализма и всего народа, из наличия у этих суверенов власти классового, а затем общенародного интереса. Особенности этой теории проявились прежде всего в полном отрицании частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, в подмене народа рабочим классом, трудящимися, а также в идее ведущей роли авангарда рабочего класса и всего народа – коммунистической партии, призванной руководить процессом перехода к полной демократии, общественному самоуправлению.

 

Сословная

 

Представляла собой средневековые городские коммуны, самоуправляющиеся городские общины, свободные от подчинения власти феодала, управлявшиеся выборными органами власти. Эта была демократия для меньшинства, иногда для небольшой кучки знатных и богатых фамилий.

 

Задание № 3. Составьте логическую схему по современным концепциям демократии

 

Концепция Основные черты
Плюралистическая Теоретики плюралистической демократии исходят из того, что ни личность, ни народ не являются движущими силами политики в демографических государствах. Главная роль в политике играют группы. Плюралисты считают, что дейтсвуют в качестве сдерживающего фактора друг для друга, группы интересов делают демократию действенной. По их мнению, именно подобное поведение групп интересов гарантирует жизненность демократического политического процесса
Элитарная Последователи считают: следует идти не от идеала демократии, наоборот, нормой может считаться лишь то, что проверено на практике. Гоподствующая элита, избранная на определеннный срок, принимает функции политического представительства интересов большинства населения, лишенного на этот же срок возможности действовать. Требования демократии определяют метод формирования институтов власти
Партисипаторная Они ставят задачу достижения более действенной свободы и равенства, требуя расширения политического участия, особенно для низших слоев, повышения их общего культурного и образовательного уровня, приобщения к основам политической культуры для принятия самостоятельных решений
Социалистическая Они трактуют демократию как форму классового господства. В рамках данной концепции развивались две традиции – ортодоксальная и реформистская. Парадокс демократии в ортодоксальной интерпретации состоит в том, что, с одной сороны, только социалистическая демократия устанавливает власть народа, а с другой – при коммунизме демократия как принцип существования государства вообще отмирает вместе с государством. Социал – реформисты не понимают демократию как определенную форму компромисса, соглашения разнородных социальных сил. При этом цели общества изменяются по мере изменения условий жизни личности

 

Задание № 4. Кратко охарактеризуйте следующие исторические политико – правовые документы с точки зрения их значения для развития прав и свобод человека

 

«Великая хартия вольностей»

(Англия)

 

Дата принятия – 1215 г.

Эта хартия была еще далека от демократии и ограничивала права монарха в пользу аристократии. Однако в ней провозглашалось и право гражданина на личную свободу и безопасность – «ни один свободный человек не должен быть арестован, заключен под стражу, лишен собственности, унижен, изгнан или наказан каким-либо другим способом иначе, как по закону».

 

Биль о правах

(США)

 

Первые десять поправок и дополений к Конституции 1787 г., предложены Конгрессом и ратифицированные законодательными собраниями штатов. Принят в 1789 г., вступил в силу в 1791 г. Провозглашая свободу слова, печати, собраний, религиозного исповедания, неприкосновенность личности, жилища...

 

Биль о правах (Хабеус корпус)

(Англия)

 

Принят в 1689 г. Вильгельмом III Оранским и утвержден парламентом. Состоит из 13 статей. В частности, увязывал повышение налогов и издание законов с обязательным их согласованием в парламенте и гарантировал право каждого гражданина на петицию, а также парламентское право на свободу слова и производства дел. Заложил основы английской конституционной монархии.

 

«Всеобщая Декларация прав человека» ОНН

 

Дата принятия – 1948 г.

Закрепленные в ней права и свободы можно разделить на 4 группы:

  1. элементарные права и свободы. Сюда относятся права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, свободу от рабства, запрет пыток или жестокого бесчеловечного обращения и наказания, равенство всех людей перед законом и равную защиту закона, ряд прав, касающихся процедурных гарантий правосудия, право на защиту от проивольного вмешательства в личную и семейную жизнь и от посягательства на честь и репутацию, неприкосновенность жилища, тайна переписки;
  2. гражданские права. В Декларации провозглашаются право личности не признание ее правосубъектности, свобода передвижения и выбора место жительства, право на убежище, право на гражданство, право вступать в брак и создавать семью, право владеть имуществом;
  3. политические права и свободы. Декларация устанавливает: свободу мысли, совести и религии, свободу убеждений и выражения их, свободу мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении своей страной;
  4. экономические, социальные и культурные права: право на труд и свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, право на объединения в профессиональные союзы, право на отдых и досуг, право на определенный жизненный уровень, право на образование.

 

Декларация прав человека и гражданина

(Франция)

 

Дата принятия – 1789 г.

Текст декларации состоял из краткого введения и 17 статей, в которой были изложены политические основы нового буржуазного строя.

В введении к декларацию утверждалось, что «единственные причины общественных бедствий и разложения правительства» заключаютсяся в забвении «естественном, неотчуждаемом и священных» прав человека, сохранение которых составляет цель человеческого общества. Декларация излагала «права человека и гражданина». Первая статья указывала: «люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»; «естественными, неотчуждаемыми» правами человека провозглашались «свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению»; устанавливала, что все граждане, в соответствии со своими «добродетелями и талантами», должны иметь доступ ко всем знаниям и должностям, что нации в целом принадлежит верховная власть и т.п. 17 статья утверждала, что «собственность есть нерушимое и священное право».

 

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ООН)

 

Дата принятия – 1966 г.

В договоре нашли признание право на труд и свободный выбор занятия; на справедливую заработную плату; на создание профессиональных союзов и вступление в них; на социальное обеспечение; на достаточный жизненный уровень; на свободу от голода; на здоровье и образование.

 

Международный пакт о гражданских и политических правах (ООН)

 

Дата принятия – 1966 г.

В пакте признается право каждого человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; на свободу от рабства; на защиту от рабства, на защиту от произвольного рабства; на справедливый суд; на признание его правосубъектности перед лицом закона; на свободу от ретроактивного применения уголовного законодательства; на свободу мысли, совести и религии; на свободу мнений и выражения своего мнения; на свободу передвижения, включая право на эмиграцию; на мирные собрания и свободу ассоциаций.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.217.174 (0.02 с.)