Тема № 9. Политология международных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 9. Политология международных отношений



 

Задание № 1.

 

  1. «Международные отношения» - это отношения государств, межгосударственных субъектов, различных организаций и движений, включая политические и экономические, которые в целом определяют направления региональной и мировой политики. Мировое сообщество, как общность государств, является объединением различных структур постиндустриального, индустриального, развивающегося характера.
  2. «Мировая политика» - является ядром международных отношений.

Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений затрагивающих жизнь мирового сообщества. Основными субъектами мировой политики являются государства и группы государств.

 

Задание № 2. Концепции международных отношений, наиболее распространенные в своевременной политологии (XX век)

 

Марксистко – ленинская концепция

 

Является аксиоматичным положение об их объетивной общественной природе. Марксистский анализ глубинных причин и мотивов внешней политики ориентирует науку на исследование материальных интересов господствующих классов, сферы социально – экономических отношений в целом.

 

Концепция «политического реализма»

 

Сторонники убеждают в необходимости и возможности покончить с мировыми войнами и вооруженными конфликтами между государствами путем правового регулирования демократизации международных отношений, распространения норм нравственности и справедливости. Увеличение числа и роли международных отношений, способствующих расширению сотрудничества и обмена.

 

Концепция «исторического реализма»

 

Сторонники в качестве основных понятий международных отношений выдвигали понятия «сила», «баланс сил» и «конфликт». В большей мере это относится к англо – американской традиции разработок теории международных отношений. Если вначале своего развития в концепциях реализма отмечалось комплексность понятия «силы», включающей, помимо военной составляющей, экономический, политический, идеологический и другие компоненты, то постепенно, по мере интенсификации «холодной волны», внимание реалистов все больше стало концентрировать на военном измерении международных отношений.

 

Модернистские теории

 

Созданы в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения с моделями международных отношений. Формирование данных теории происходило под сильным влиянием колличественных методов исследований. Представители данного течения концентрировали свои усилия на сборе фактических данных и создании таких моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.

Если реалисты рассматривали государства, как цельные единицы, определяющие свой курс на основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства, как системы, подверженные влиянию извне и изнутри.

 

Задание № 3. Глобализация как тенденция современного развития. В чем ее смысл?

 

Глобализация заключается в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национального государства, активизации деятельности транснациональных негосударственных образований. На этой основе фомируется все более взаимозависимый и целостный мир, взаимодействия в нем приняли системный характер, когда мало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.

В международной области эта тенденция стремительно реализуется в форме правоопасного роста международного сотрудничества, влияния международных институтов – политических, экономических, гуманитарных, а также создания по своей сути над национальных органов.

 

Задание № 4. Охарактеризуйте цели (задачи) следующих международных политических организаций

 

ООН – Организация Объединенных Наций

 

Универсальная международная организация, образованная для поддержания мира, международной безопасности и развития сотрудничества между государствами.

 

ЮНЕСКО (UNESCO)

 

Организация, занимающаяся вопросами культуры, науки и образования.

Содействует осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия.

 

НАТО – Организация Северо – Атлантического Договора

 

Наряду с обязательством военной помощи в случае нападения извне на одну или несколько стран – участниц НАТО ставила своей целью более тесное политическое, социальное, экономическое и культурное сотрудничество.

 

ДКБ – Договор о Коллективной Безопасности

 

Цели: борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и миграции, урегулирование ситуации в Афганистане и ее помощи, создание зоны свободной торговли...

 

ШОС – Шанхайская Организация Сотрудничества

 

Создана для борьбы с общими для всех угрозами, обеспечение мира.

 

АСЕАН – Ассоциация Государств Юго – Восточной Азии

 

Целями АСЕАН провозглашены развитие экономических, социальных и культурных связей стран – членов, содействие установлению мира и стабильности в Юго – Восточной Азии. С сер. 80-х гг. предпринимаются шаги по созданию в регионе зоны мира и нейтралитета, а также безъядерной зоны – экономическое, социальное и политическое сотрудничество.

 

СНГ – Сотружество Независимых Государств

 

Предусматривает сферы совместной деятельности государств: обеспечение прав и свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании общего экономического пространства, в развитии систем транспорта и связи, охрана здоровья населения и окружающей среды, вопросы социальной и иммиграционной политики, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в оборонной политике и охране внешних границ.

 

Евраз ЭС – Евразийское Экономическое Сообщество

 

Цель: создание единого экономического пространства путем повышения уровня экономического развития его участников.

 

СВМДА – Совещание по Взаимодействию и Мерам Доверия в Азии

 

Приоритетной задачей их деятельности является формирование системы азиатской безопасности по аналогии с ОБСЕ, ибо Центральная Азия – один из потенциально конфликтогенных регионов.

 

ОБСЕ – Организация по Безопасности и Сотрудничеству в Европе

 

Она способствует развитию демократии в регионе через создание демократических институтов, успешно работает в укреплении верховенства закона в республиках. ОБСЕ занимается с государственными структурами и гражданским обществом.

 

Задание № 5. Внешняя политика РК: принципы и основные направления

 

Основополагающими принципами деятельности Республики Казахстан согласно Конституции РК являются:

· общественное согласие и политическая стабильность;

· экономическое развитие на благо всего народа;

· казахстанский патриотизм;

· решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами;

· голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

 

Основные направления внешней политики РК, определены президентом Н. А. Назарбаевым

 

  1. СНГ.

 

21 декабря 1991 г. руководители Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины подписали Протокол о создании Содружества Независимых Государств.

Осн. цель – обеспечение интеграции постсоветстких республик с целью совместного решения политических, экономических и социальных проблем на взаимовыгодных условиях.

 

  1. АТР – страны Азиатско – Тихоокеанского региона: Китай, Корея, Япония, Тайвань, Сингапур...

 

Это направление «... имеет большое значение как регион передовых технологий, источник кредитов с возможностью крупномасштабных инвестиций, в перспективе – как рынок сбыта нашей продукции и привлечения рабочей силы для реализации ряда проектов в Казахстане».

 

  1. Азиатское направление.

 

«Основное внимание – Турции как потенциальному рынку сбыта и одному из примеров развития рыночной экономики. Сотрудничество со странами Арабского Востока и Средней Азии для привлечения инвестиций в экономику».

 

  1. Европейское направление.

 

Европейский Союз (Великобритания, Федеративная Республика Германии, Королевство Норвегии, Италия, Австрия, Швейцария, Испания...), как один из центров политического и экономического притяжения, стал самым крупным торгово – экономическим партнером Казахстана.

 

  1. Американское направление.

 

Сотрудничество с США имеет важное значение для республики, т.к. у США колоссальные финансовые и другие экономические ресурсы, контроль над транснациональными корпорациями, МВФ, Всемирным банком, другими международными финансовыми институтами, сетью современных средств связи и информации, включая Интернет, политическое доминирование в ООН, ОБСЕ и др. универсальных организациях, подавляющая военная мощь, неоспоримые достижения общественного устройства, высокий уровень социальной и экономической жизни.

 

Дополнительный вопрос

 

Тоталитаризм

 

Плюсы: высокая способность мобилизации ресурсов и концентрация средств для достижения ограниченных целей (победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества...).

 

Признаки:

  1. единственная массовая партия;
  2. монопольно существующая, признанная всеми идеология;
  3. монополия на средства массовой информации;
  4. монополия на средства вооруженной борьбы;
  5. террористический контроль со стороны политической полиции;
  6. централизованная система контроля и управления экономикой;
  7. абсолютная концентрация власти в руках вождя, опирающегося на властвующую партию.

 

Минусы:

  1. общество – самоед, не способное к эффективному созиданию, решительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения;
  2. закрытое общество, не приспособленное к своевременному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

 

Авторитаризм

 

Плюсы: сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников; отсутствие огромного регрессивного аппарата.

 

Признаки:

  1. небольшое число власти;
  2. неограниченность, ее неподконтрольность гражданам;
  3. опора на силу (реальную или потенциальную);
  4. монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции;
  5. отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику.

 

Минусы: полная зависимость политики от позиции главы гос-ва или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политические выражения общественных интересов, необязательность четко разработанной единой идеологии.

 

Демократия

 

Плюсы: достаточно эффективна в высокоорганизованных, плюралистических обществах.

 

Признаки:

  1. законность;
  2. избрание представительных органов государственной власти и мест. Самоуправления путем всеобщих равных прямых выборов при таином голосовании;
  3. наличие у парламента исключительного права издавать общегосударственные законы;
  4. разделение власти (законодательная, исполнительная и судебная);
  5. многопартийность;
  6. принятие политических решений большинством при уважении интересов и прав меньшинства.

 

Минусы: уязвима в изменяющихся условиях; менее всего подходит для радикального решения стратегических проблем, поскольку требует постоянного согласования интересов, проработки различных общественных альтернатив, толерантности и т.д.

 

Политическая культура

 

Термин политическая культура (в дальнейшем ПК) впервые введен в оборот в трудах немецкого философа-просветителя XVIII в. И. Гердера. В XX в. его широко употребляли такие политические деятели как В. И. Ленин, Р. Люксембург, А. Грамши. Например, В. И. Ленин писал о задаче воспитания высокой политической культуры у трудящихся масс.

ПК, как особая категория, вошла в современную политологию и стала исследоваться в 50-х годах нашего века.

Феномен ПК относится и к сфере политики, и к сфере культуры, или можно сказать по-другому принадлежит одновременно к двум системам – к системе политических отношений и к системе духовной культуры в целом.

Носителями ПК могут быть отдельные люди, социальные группы, партии, политические движения, а также все общество.

Как элемент культуры общества вообще ПК имеет отношение к формированию и реализации всеобщих сущностных сил человека; ибо, осуществляя политическую деятельность, человек не только участвует в развитии и изменении политической действительности, создании новых политических реальностей, но развивается и изменяется и сам как личность, у него возникают новые потребности, развиваются новые способности, обогащаются знания, навыки и умения.

Как элемент политической системы ПК характеризует субъект политических отношений, его политическую активность и зрелость, его способности и умения, его настроение, позиции и ориентации, которые обуславливают качественные особенности его политической деятельности.

ПК – это определенный способ (манера, образец, стереотип) деятельности личности или социальной группы в сфере политических отношений, который отражает достигнутый уровень их политической социализации и политической зрелости, особенности и характер их мировоззренческих и ценностных ориентаций и идеалов.

ПК – способна оказывать заметное влияние на ход политического процесса: на восприятие населением внутренней и внешней политики властей, на оценку политических систем и режимов, правящих партий и отдельных политических лидеров, на определение людьми своего места и политической борьбы.

ПК – сфера и условие политической свободы человека. Без развитой ПК он не может свободно ориентироваться в политическом пространстве, правильно оценивать программы и платформы, выдвигаемые различными политическими силами и вполне осознанно определить свои политические цели.

ПК – это составная часть политического сознания, одна из его форм. Но ПК не совпадает полностью с логическим сознанием, это не все политическое сознание, включающее в себе политические теории, идеологию, философию и т.д. ПК отражает наиболее устойчивые, внетренние значимые для человека идеальные побуждения, а именно его ценностные и мировоззренческие ориентиры.

Первый структурный элемент ПК состоит из когнитивного, т.е. познавательного блока. Знания приобретаются субъектом в процессе политической социализации – изучения обществоведения и конституции страны в школе, политологии в вузе, самостоятельного осмысления происходящих в обществе политических процессов.

Но ПК – не просто совокупность исключительно субъективных ценностных ориентиров, она (ПК) включает в себя и другой структурный элемент – поведенческий блок. Специфика ПК связана именно с воплощением ценостных ориетаций в типичных для человека поступках.

Поведенческий блок включает в себя нормы политической деятельности.

Особое место среди поведенческих элементов занимают социальные чувства.

ПК – важная характеристика не только субъекта политики – личности, партии или социальной общности, но и функционирования всей политической системы общества.

ПК – совокупность знаний, традиций и образцов поведения. В ее содержание и структуру входят элементы политического сознания субъекта в виде устойчивых ценностных ориентаций (выработанных на основе знания и представлений о политической системе) и элементы политического поведения в виде устойчивых образцов установок и отношений к политической системе, а также традиций и норм, сложившихся в процессе политической практики в рамках функционирования данной политической системы.

На формирование ПК влияют различные факторы – государство, общественно-политические организации, религия, средства массовой информации и т.п.

ПК в обществе способна выполнять различные функции:

  1. регулятивная функция. Развитая политическая культура выступает средством регулирования и направления политической деятельности в обществе; она способствует нахождению оптимальных путей для предотвращения или разрешения политических конфликтов с наименьшими затратами социальной энергии, без борьбы на уничтожение противоборствующих сил;
  2. коммуникативная функция. Развитая политическая культура работает на сплочение общества, на объединение людей с общими целями и интересами, способствует выработке умения вести политический диалог и формы цивилизованного общения между различными политическими силами;
  3. функция передачи социального опята. По меткому выражению Л. Н. Коган, ПК можно назвать «политической памятью» общества, так как, аккумулируя в себе традиции и опыт предшествующих поколеий, она способствует передаче их новым поколениям. Но одно серьезное политическое движение, ни одна партия не может не учитывать политический опыт истории без риска совершить ошибки, которые можно было бы избежать при достаточном знакомстве и историей;
  4. аксиологическая (ценостная) функция позволяет личности, группе, организации свободно ориентироваться в ценностнях политической жизни, осмысленно ориентироваться на те из них, которые в наибольшей степени отвечают его интересам и потребностям. У человека с развитой ПК меньше шансов ошибиться в оценке политических событий и явлений.

 

В современной политологии наиболее известной, распространенной является типология, предложенная американскими исследователями Г. Олмондом и С. Верба. В ней за основу взят тип ориентации субъекта политического процесса на специализированные политические объекты – элементы политической системы. В соответствии с таким подходом выделяются три основных типа ПК:

  1. патриархальный тип существует в обществах, в которых либо не сформировались, либо только формируются политические системы как таковые. Политические ориентации членов такого общества неотделимы от религиозных, социальных и экономических ориентаций;
  2. подданический тип отличается сильной позитивной ориентацией на политическую систему, но слабой степенью участия в ее деятельности. Этот тип ПК сформировался в условиях феодальной политической системы. Здесь член общества чувствует себя не свободным, полноправным гражданином, а прежде всего подданным, поэтому главная его ориентация – это подчинение власть-имущим;
  3. активистский тип - это высший и самый развитый тип ПК («политическая культура участия»). Здесь члены общества ориентированы на активную роль в политической системе, вне зависимости от позитивного или негативного отношения к отдельным элементам или к системе в целом.

ПК общества не простая сумма ПК его членов. В ней можно выделить так называемые политические субкультуры (ПСК), т.е. ориентации отдельных социальных, демократических и других групп, которые могут значительно отличаться от ориентаций большинства людей в рамках данной ПК.

Наличие субкультур приводит к неизбежной фрагментарности ПК общества, которая в свою очередь при определенных условиях может стать источником дестабилизации общественно – политической жизни. Поэтому трезвые политики, стоящие у власти, не могут не учитывать этот момент.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.045 с.)