Теория столкновения цивилизаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория столкновения цивилизаций



 

Его новая «цивилизационная модель» внесла определенную новизну в представления политологов о международных взаимодействиях и стала предметом оживленной дискуссии. Эта новая модель была предложена в работе «Столкновение цивилизаций?» (1993). Хантингтон полагает, что в новой фазе мировой политики основным источником конфликтов будет не идеология или экономика, а сфера культуры. Главные конфликты будут разворачиваться между государствами, нациями, принадлежащими к разным цивилизациям. «Линии разлома между цивилизациями – это и есть линии будущих фронтов», - утверждает ученый. Хантингтон говорит о взаимоотношения около десяти крупных цивилизаций. Это – западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно – славянская, латиноамериканская и африканская.

 

Концепция «трех волн демократии»

 

Согласно Хантингтону, инициаторами демократических преобразований могли быть следующие факторы: затруднительное положение авторитарных режимов, меняющаяся роль католической церкви, влияние соединенных Штатов, Европейского сообщества и Советского Союза; феномен «снежного кома» - изменения в одной стране стимулируют изменения в другой. Третья волна демократизации значительно отличается от двух предшествующих. За двумя первыми волнами следовала обратная: некоторые страны вернулись назад к авторитарному правлению. Он неоднократно повторяет: «Замены более жестоки, нежели трансформации».

 

Задание № 3. Из истории политической мысли в Казахстане

 

«Жеті Жарғы» - важнейший документ политико – правовой мысли в Казахском ханстве, история принятия, основные идеи

 

В истории казахского права ханского периода (XX – XIX вв.) известен только один законодательный памятник – «Жеті Жарғы» («Семь Установлений»). Со ссылкой на кахахские предания творцом «Жеті Жарғы» принято называть хана Тауке. Он собрал для совета трех биев - Толе-бия из Улы Жуза, Казбек-бия из Орта Жуза, Айтеке-бия из Киши Жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения.

В «Уложении» хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы, посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства. Совокупность этих условий и конфликтов, норм и обычаев, зафиксированная в «Жеті Жарғы» содержит нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, религии и др., охвытывая таким образом, разные стороны жизни казахского общества. Из его устава ясно, что основная направленность «Уложения» Тауке соблюдение привилегий казахской феодальной верхушки, защита собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии. Судя по тому, что в составлении (или принятии) «Жеті Жарғы» участвовали представители трех казахских жузов, можно заключить, что зафиксированная в нем совокупность правовых норм территориально действовала не только в отдельных жузах, но и в пределах всего Казахского ханства.

 

Политологические идеи казахских просветителей

 

Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.)

 

Его общественно – политические взгляды отражены в работах «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи».

Заботясь о судьбе своего народа, Ч. Валиханов отвечает на вопрос «Что делать?», поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казахского народа - это путь просвещения на основе приобщения к русской культуре и науке. Он пишет, что не принадлежит к последователям той узкой теории народности, которые думают, что народность должна развиваться сама из себя. Однако, в «Записке о судебной реформе» Ч. Валиханов отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманоское, китайское и русское. Он отстаивал светскую форму обучения и образования.

 

И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.)

 

Как учитель и затем инспектор казахских школ, И. Алтынсарин осуществлял просвещение казахского народа на казахском языке. Он писал, что в интересах развития казахской народности и в целях развития казахского народа следует обращаться к опыту русских педагогов.

Ибрай Алтынсарин известен также своей общественной деятельностью, которая была направлена на борьбу с родовыми распрями, взяточничеством.

 

Абай (1845 – 1904 гг.)

 

Общественно – политические взгляды Абая отразились в его поэзии, в «Назиданиях» и своде законоположений под названием (Бий ережелері). Основным содержанием поэзии Абая является жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он осуждает и бичует пороки в жизни феодально – родовой и чиновничьей знати, призывает казахский народ к просвещению преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, к расцвету порока и безнравственности, к вражде между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определения модификации нравственно – правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

 

Политические идеи деятелей партии «Алаш» (по программе партии)

 

Поиск путей государственного развития республики вызвал интерес к идеям национально – государственного строительства, которые нашли отражение во взглядах деятелей Алаш-Орды: ученого и публициста А. Букейханова, писателя и публициста А. Байтурсынова, историка М. Тынышпаева. Они выступали за автомное государственное образование; за установление парламентско – президентской республики, гражданского равноправия всех народов, проживающих в Казахстане; за закрепление основ всеобщего избирательного права. Их идеи отражены в программе Алаш-Орды, где записано: «Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия – народная власть, федерация – союз мелких государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автомное и управляется само собой на одинаковых правах и интересах... автономия киргиз слагается из областей и входит в Российскую федерацию наравне с другими народностями».

 

Тема № 5. Политические партии и партийные системы

 

Задание № 1. Политическая партия как общественная организация и элемент политической системы

 

a) Определение

 

Политическая партия (от лат. pars, parties – часть, группа) – существующая в течение продолжительного времени организация, объединяющая граждан одной политической ориентации, структурированная как на национальном, так и на местном уровнях, стремлящаяся к завоеванию и осуществлению власти и пытающаяся обепечить себе для этого народную поддержку.

 

b) Основные признаки партии:

1. носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека;

2. организованное объединение людей (достаточно длительное, добровольное, структурированное на разных уровнях политики – от местного до международного);

3. выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества.

 

c) Функции, выполняемые политическими партиями:

1. борьба за власть, ее использование или контроль над нею;

2. выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп;

3. активизация и интеграция больших социальных групп;

4. разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

5. политическое воспитание общества в целом или определенной его чести;

6. подготовка и выдвижение кадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций.

 

Принятие в июле 2002 г. Закона «о политических партиях», несомненно, предопределило активизацию деятельности практически всех политических партий республики. Необходимо констатировать, что партийное строительство в Казахстане перешло на новый этап своего развития. В отличие от аналогичного закона 1996 г., нынешний устанавливает ряд новых требований, определяющих процесс образования и деятельности политических партий страны. Согласно новому закону, партия должна иметь в своем составе не менее 50 тыс. членов, а в каждом регионе – не менее 700, чтобы быть зарегистрированной. Исходя из этого, членство в партиях теперь должно быть только фиксированным. Кроме того, в случае двукратного неучастия партии в выборах депутатов мажилиса предполагается ее ликвидация. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, этнической и религиозной принадлежности, а также деятельность в Казахстане политических партий других государств.

В течение определенного законом срока прохождения государственной перерегистрации действующие и образующиеся партии будут работать в режиме «предвыборного марафона». Он и определит дальнейшее существование политической организации. Новый закон становится для партий своего рода «экзаменом на зрелость». В контексте этого можно предположить изменение партийных ориентаций граждан, а также резкое изменение рейтингов отдельных политических партий.

Закон РК «о политических партиях» 1996 г. определяет правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, регулирует отношения политических партий с государствнными органами и другими организациями. Закон РК «о политических партиях» принят Парламентом РК 26 июня 2002 г. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 72 Конституции Глава Государства направил в конституционный совет обращение о проверке конституционности вышеупомянутого закона. Он не противоречит положениям и нормам Конституции. Кроме того, Закон дополняет право граждан Республики на свободу объединений исходя из признания существенного различия между политическими и иными видами общественных объединений.

 

Задание № 2. Заполните схему

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.013 с.)