Алматинский институт энергетики и связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алматинский институт энергетики и связи



РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

 

 

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

 

Кафедра Социальных Дисциплин

 

 

Самостоятельная Работа Студента

по дисциплине: «Политология»

 

 

Приняла:
преподаватель
Абдуллина З. А.
“30”декабря 2003г.
Выполнил:
Тоганбаев Д. С.
Специальность: 3703
Группа: ОиТЗИ-01-11
Номер зачетной книжки: 013018

 

 

Алматы 2003


Тема № 1. Политология как наука и учебная дисциплина

 

Задание № 1. Что такое политика

 

  1. Политика (от греч. polis – город – государство и прилагательного от него – politicos; все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр.) – организационная и регулятивно - контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурной, религиозной.

Политика – важнейший фактор естественно - исторического процесса в двух ее основных функциях: всеобщего организационного начала общества и в качестве его конкретной регулятивно – контрольной сферы или системы, направляющей жизнь, деятельность, отношение людей, общественных групп, классов, наций, народов и стран.

 

Политика – наука государственного управления, наука о целях государства и наилучших средствах их достижения, как искусство жить вместе, как борьба за власть и ее удержание. Отсюда можно сделать вывод, что при анализе политики, следует исходить из учета двух феноменов власти и государства.

 

Политика – всякая целенаправленная деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненнное определенной цели.

 

Обобщая уже сказанное, можно сделать вывод о том, что политика является следствием осознания и реализации таких интересов социальных групп (социальных, экономических, национальных, коммерческих), которые затрагивают интересы других общностей и требуют вмешательства государства и других органов публичной власти.

 

  1. Аристотель: политика – искусство управления государством: это «самая главная из наук и искусств», потому что она ставит своей целью исследовать и отыскать «наилучшие виды государственного устройства». Политика – высшая форма жизнедеятельности человека, поскольку через нее во взаимоотношениях между людьми утверждается справедливость и достигается благо каждого.

 

Макиавелли: Политика – «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти, удерживаться у власти и полезно использовать ее <...> Итак, политика есть обращение с властью, заданное обстоятельствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций». Основной задачей политики рассматривал рациональное обоснование методов и средств укрепления государства и власти в нем.

 

Маркс, Ленин: Политика – «участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства...», «самое существенное в политике – это устройство государственной власти». Политика – отношения, включающие согласие, подчинение, господство, конфликт и борьбу между классами, группами, людьми и государствами. Политика – это отражение социально – классового интереса, как сфера отношений больших социальных групп – классов, наций и т.д., каждая из которых преследует свои интересы.

 

Вебер: политика – «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

 

Задание № 2. Заполните следующие логические схемы

 

 

 

 

Тема № 2. Из истории политической мысли

 

Задание № 1. Уясните основные этапы развития мировой политической мысли и их характерные черты

 

Задание № 2. Изучите и уясните основные политические идеи выдающихся мыслителей в истории человечества

 

Конфуций (552/551 – 479 гг. до н.э.)

 

Патерналистская концепция управления государством

 

Патернализм (от лат. pater - отец) – доктрина и деятельность с позиции «отечественной» заботы по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.

 

Идея меритократии

 

Меритократия (от лат. meritus – достойная и греч. krutos - власть) – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди.

 

Платон (427 - 347 гг. до н.э.)

 

О роли закона

 

В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.

 

О законе

 

Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Но критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением. Отмечал, что политическое правление – это правление закона, а не людей. «Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам. В законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизменно имеются». По его мнению политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.

 

Цицерон (106 - 43 гн. до н.э.)

 

О законе

 

Цицерон – сторонник концепции естественного права в понимании закона. По его мнению «праведный закон – это разум в согласии с природой», т.е. нечто данное, а не навязанное. Основа закона лежит «в естественном нашем стремлении любить друг друга». Поэтому вполне естественен главный правовой принцип, выводимый Цицероном: «Под действие закона должны подпадать все». Истинный закон – один и тот же везде и всегда, действителен для всех народов и во все времена.

 

О наилучшей форме правления

 

Цицерон различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), подчеркивая, что «благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой - народы». Перечисленные достоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей. Римского мыслителя беспокоил вопрос о том, как сохранить баланс между большинством и меньшинством и гарантировать господство последних. В этом чувствовалось большое внимание Платона.

 

Августин (354 – 430 гг.)

 

Теория «двух градов»

 

Наиболее интересным элементом его учения изложенном в книге «о граде Божием», является понимание истории человечества как борьбы «двух градов», двух государств «града божьего», состоящего из праведников, божьих избранников, и светского государства «великой разбойничьей организации», в которой борются за материальные блага и притесняют праведников. Члены «града божьего» физически рассеяны между неправедными, но духовного едины, исповедуют ценности, принципиально отличные от тех, которыми живут их испорченные ближние. В конечном счете, полагал Августин, ход истории, направляемой волей Бога, приведет к победе «божьего государства над светским».

 

О законе

 

Аль-Фараби считал, что правитель добродетельного города должен не только умело внедрять законы, но уметь и повелевать. Сам должен уважать законы и действовать согласно им, не нарушая их, а «его управление должно быть правильным и правовым». Правитель – философ, также должен опираться на этические нормы Корана.

 

Об основе государства

 

Основу государства, по мнению его, составляет «союз» народа, богатства армии. Составляющие народа восходит к трем ветвям – богатые, середняки и бедные. Их интересы и потребности воедино скрепляются властью бека.

 

О законе

 

Предметом размышления философа является свод правил и повелений, необходимых беку для упрочнения своей власти. По его мнению, для этого бек должен укрепить силу закона над народом.

«Для блага закон, а не сила угодней Закон укрепляй – и все бедствия канут И поясом счастья, ты будешь затянут Законы вводящий! Карай справедливо! Законы крушащий – для смерти нажива Правитель, не пестуй порядок неправый. По смерти дурного покроется славой. Кто добрых держался законов и правил, Тот доброе имя надолго оставил»

 

О власти бека

 

Задача и цель власть бека состоит в подчинении бедняков середняками, а последних – богатым, а также в управлении народом. Главное внимание бека направлено на умение управлять и руководить тремя категориями людей: первые – сильные и мужественные; вторые – мудрые и почитаемые (ученые, мыслители), третьи – исполнители. Бек должен обращать внимание на различное социальное и имущественное положение каждой группы, сословия. Умение к каждому сословию найти способ управления и руководить ими – цель бека.

 

О качествах бека

 

Бек должен знать мотивы, потребности и интересы, которыми руководствуются люди в своем поведении. Быть проницательным и умным в распознании категории людей – одна из добродетелей хана. Основным принципом, на основе которого должен, по мысли Юсуфа Баласагуни, управлять счастливый и праведный государь, является принцип соблюдения твердых законов в союзе с разумом, счастьем и праведной жизнью.

 

О долге подданых

 

Абсолютным императивом политического строя, по мнению философа, является строгое подчинение народа воле хана и признание его полновластия.

 

Н. Макиавелли (1469 – 1527 гг.)

 

Макиавеллизм, его формула

 

Макиавеллизм – политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормами морали. Макиавелли, однако, не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Он не подчинял моральные нормы политическим, подчеркивая, что государь должен держать свое слово, жить, соблюдая христианские и человеческие нормы. Он не отрицал того, что благодаря религии люди становятся лучше и послушнее. Для него утверждение «цель оправдывает средства» не абсолютно. Единственная цель, которая, согласно Макиавелли, оправдывает безнравственные средства, - это создание и сохранение государства.

 

О наилучшей форме правления

 

Макиавелли считал, что республики предпочтительнее монархий, ибо первые предполагают широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Единовластие, по мнению Макиавелли, необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Республиканской моделью для него была Римская республика, которую он называл «смешанной» формой правления. В ней сочетались демократические, аристократические и монархические элементы власти, отчего «республика стала прочной и совершенной».

 

Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.)

 

О наилучшем форме правления

 

Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи политического учения Гоббса. Он создал свою теорию отчасти для того, чтобы оправдать реставрацию монархии в Англии. Признавая только три формы государства, Гоббс полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.

 

Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)

 

Идея народного суверенитета

 

Будучи разумными, люди пришли к выводу о необходимости отказаться от части своих прирожденных прав и заключить между сосбой общественный договор, т.е. создать гражданское общество. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав стало государство. Но оно должно быть организовано так, чтобы не посягать на естественные права. Таким образом, Локк впервые личность ставит выше общества и государства, он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личность создают общество, а общество – государство.

 

О разделении власти

 

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебная власть растворялась в исполнительной. Наиболее значительной Локк считал законодательную власть, которая должна «повелевать» другими властями. Но и она не беспредельна и не имеет неограниченных прав на жизнь и собственность граждан.

 

Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.)

 

Идея разделения власти

 

Теория разделения властей – еще одно достижение Монтескье. Эта теория происходит от старой идеи смешанного правления, которую вначале разрабатывали Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Впервые эта идея нашла свое воплощение в законодательном акте, в Англии. Анализируя британскую политическую систему, где в результате органического развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Так как политической властью, отмечал он всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.

 

О законе

 

Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли, а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.

 

О формуле свободы

 

Политическую свободу Монтескье определял так: «Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Политическая свобода, с точки зрения Монтескье, может быть только в таком государстве, где законы господствуют над волей правителей и где сущетсвует разделение властей.

 

Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778 г.)

 

Идея народного суверенитета

 

Он рассматривал ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как моральное и совокупное тело общественного человека, которое приобретает свое единство, общую идентичность, жизнь и волю в результате отчуждения своих прав членами создателями. Это тело имеет свою собственную волю, которую нельзя идентифицировать с эмпирической волей отдельного индивида. Передавая в общее достояние свою личность, «каждый член превращается в нераздельную часть целого».

 

Идея прямого народовластия

 

В рамках подлинного народовластия Руссо признавал лишь одну форму государства – республику. Вместе с тем он различал разные формы организации правительства: монархия, аристократия и демократия – в зависимости от числа участвующих в управлении лиц. По его мнению, при народовластии даже монархия становится республикой, ибо монарх, по сути дела, выполняет роль главы правительства.

 

И. Кант (1724 – 1804 гг.)

 

О правовом государстве

 

Акцентирование Кантом необходимости для государства опираться на право дает основание считать мыслителя одним из основателей концепции правового государства, хотя такого термина Кант не употреблял. Его заменяет термин «республиканское устройство» и «чистая республика».

 

О разделении власти

 

Кант углубляет теорию Монтескье о разделении власти в государстве, но не поддерживает идею последнего о равноправии властей. «В каждом государстве» - пишет философ, существуют три власти, т.е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая свое согласно закону) в лице судьи.

 

Идея вечного мира

 

Кант выдвинул проект установления «верного мира», которого можно достичь в отдаленном будущем путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По его убеждению, образование такой федерации в рамках мирового правового порядка в конце концов неминуемо. Залогом тому будет просвещение и добрая воля правителей, а также экономические потребности нации.

 

Т. Джефферсон (1743 – 1826 гг.)

 

Отношение к рабству

 

В своем проекте Декларации независимости Т. Джефферсон выступил и против рабства, жестокого обращения с рабами. Это сыграло исключительно важную роль в революцион. Борьбе за свержение колониального ига Англии.

 

Политический идеал

 

Политическим идеалом Джефферсона являлось федеральное устройство государства – демократическая республика фермеров. В ней народ участвует в управлении государством через своих представителей, все должностные лица избираются на определенный срок и подвергаются строгому контролю.

 

О свободе печати

 

«Свобода печати всегда была неотъемлемой частью свободной мысли».

 

Г. В. Ф. Гегель (1770 – 1831 гг.)

 

О лучшей форме правления

 

Для Гегеля совершенно безразлично, какая форма правления – монархическая, аристократическая или демократическая – считатется лучшей. Для него этот вопрос является совершенно праведным. Для всех этих форм нерасчлененность общественной структуры служило объединяющим началом. Поэтому форма правления по существу одна в своем субстанциональном единстве, различны лишь количественные характеристики (власть одного, меньшинства, большинства).

 

О разделении власти

 

Исходя из представления о государстве, как об индивидуально – органической целостности, Гегель, говоря о тех ветвях власти, называет не законодательную, исполнительную и судебную, а утверждал триединство законодатльной власти, правительства и власти государя.

 

К. Маркс (1818 – 1883 гг.)

 

В. И. Ленин (1870 – 1924 гг.)

 

О политике

 

Взгляды Ленина на политику можно условно разбить на три периода: дореволюционный, предреволюционный и послереволюционный. Дореволюционный период характеризуется ортодоксальным подходом марксиста к буржуазной политике капиталистического мира и царизму как наиболее реакционной форме буржуазного государства. Революционная деятельность предреволюционного периода заставляет Ленина сформулировать следующее государство революционного пролетариата может быть только его политической диктатурой.

 

О государстве

 

По Ленину государству присуща такая врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая черта, как классовость. И объясняется это несколькими причинами. Первая из них - воплощение в государстве анитагонизма классов; вторая – комплектование аппарата государства лицами из среды господствующего класса; третья – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам.

 

Определение класса

 

Классы – социальные группы, различающиеся по их закрепленному в законах отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда, по способам получения и размером той доли общественного богатства, которой они располагают, престижем и по доступу к власти.

 

Р. Михельс (1876 – 1936 гг.)

 

О невозможности демократии

 

Михельс сделал вывод, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она состоит из соперничества двух олигархических организаций.

 

О железном законе олигархии

 

Михельс сформулировал концепцию «железного закона олигархии», согласно которой смена одного господствующего слоя другим и производный от нее закон есть необходимая форма коллективной жизни. Сама олигархия есть порождение потребностей психологии масс и психологии организаций, также особенностей самих организаций. В условиях сложного взаимодействия технических свойств политической организации с психологическими свойствами организованных масс и политических лидеров происходит постепенный переход от «спонтанного лидерства» к «олигархическому руководству».

 

Г. Моска (1858 – 1941 гг.)

 

Теория элиты

 

Моска определял элиту как «класс, который правит», или как «класс людей, которые выполняют все политические функции», и монополизируют власть, тогда как другой класс состоит из тех, кем управляют и кого контролируют. При этом используются методы более или менее легальные. Моска рассмотрел три варианта движения элиты «увековечение» без обновления; «увековечение» с обновлением и чистое обновление. Наука об элитах, по мнению Моски, необходима для правящего класса в качестве основного инструмента по выработке «научной политики» с целью удержания своих позиций.

 

Об утопичности демократии

 

Либеральные демократы, на взгляд Моски, подвержены монипулированию: свободные выборы контролируются партийными элитами; на открытых экзаменах на официальные должности, согласно заведенному порядку, благоволят к правящему классу. Он управляет не только с помощью силы и манипуляций, но и посредством идеологической или политической доктрины. Благодаря универсальным иллюзиям, основаных на религиозных или на националистических чувствах, элите удается убедить население в моральной легитимности своего господства. Такую господствующую демократическую доктрину, как воля большинства, Моска называл обманом.

 

М. Вебер (1864 – 1920 гг.)

 

Отпределение политики

 

Вебер определял политику как «стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, быдь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает».

 

Теория бюрократии

 

Вебер ратовал за правовое государство, но обращал внимание на быструю бюрократизацию общественной жизни в правовых государствах XX века. А это ведет к конфликту между бюрократией и демократией. Он первым отметил политический парадокс демократизации: расширение процесса вовлечения масс в социально – политическую жизнь вело к значительному увеличению количества политических организаций, тирании бюрократии.

 

Д. Белл (р. 1919 г.)

 

О меритократии

 

Белл предал меритократии позитивное содержание и сконструировал социалогическую и политологическую концепцию, направленную против идеи социального равенства и призванную оправдать политические и экономические привилегии «новой интеллектуальной элиты», якобы вносящей непропорционально большой вклад в благосостояние всего общества.

 

С. Хантингтон (р. 1927 г.)

 

Задание № 3. Из истории политической мысли в Казахстане

 

«Жеті Жарғы» - важнейший документ политико – правовой мысли в Казахском ханстве, история принятия, основные идеи

 

В истории казахского права ханского периода (XX – XIX вв.) известен только один законодательный памятник – «Жеті Жарғы» («Семь Установлений»). Со ссылкой на кахахские предания творцом «Жеті Жарғы» принято называть хана Тауке. Он собрал для совета трех биев - Толе-бия из Улы Жуза, Казбек-бия из Орта Жуза, Айтеке-бия из Киши Жуза – и, обсудив с ними случавшиеся между казахами частые ссоры, составил и утвердил некоторые законоположения.

В «Уложении» хана Тауке нашли свое юридическое выражение те жизненные условия и конфликты казахского общества того времени, те социальные и правовые нормы, посредством которых каждый индивид общества включался в общественную структуру ханства. Совокупность этих условий и конфликтов, норм и обычаев, зафиксированная в «Жеті Жарғы» содержит нормы административного, уголовного и гражданского права, а также положения о налогах, религии и др., охвытывая таким образом, разные стороны жизни казахского общества. Из его устава ясно, что основная направленность «Уложения» Тауке соблюдение привилегий казахской феодальной верхушки, защита собственности и господствовавших в патриархальной семье порядков, поддержка мусульманской религии. Судя по тому, что в составлении (или принятии) «Жеті Жарғы» участвовали представители трех казахских жузов, можно заключить, что зафиксированная в нем совокупность правовых норм территориально действовала не только в отдельных жузах, но и в пределах всего Казахского ханства.

 

Ч. Валиханов (1835 – 1865 гг.)

 

Его общественно – политические взгляды отражены в работах «Очерки Джунгарии», «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи».

Заботясь о судьбе своего народа, Ч. Валиханов отвечает на вопрос «Что делать?», поставленный в то время демократической общественностью. Он считает, что путь казахского народа - это путь просвещения на основе приобщения к русской культуре и науке. Он пишет, что не принадлежит к последователям той узкой теории народности, которые думают, что народность должна развиваться сама из себя. Однако, в «Записке о судебной реформе» Ч. Валиханов отмечал, что обычное право казахов имеет более гуманных сторон, чем законодательство мусульманоское, китайское и русское. Он отстаивал светскую форму обучения и образования.

 

И. Алтынсарин (1841 – 1889 гг.)

 

Как учитель и затем инспектор казахских школ, И. Алтынсарин осуществлял просвещение казахского народа на казахском языке. Он писал, что в интересах развития казахской народности и в целях развития казахского народа следует обращаться к опыту русских педагогов.

Ибрай Алтынсарин известен также своей общественной деятельностью, которая была направлена на борьбу с родовыми распрями, взяточничеством.

 

Абай (1845 – 1904 гг.)

 

Общественно – политические взгляды Абая отразились в его поэзии, в «Назиданиях» и своде законоположений под названием (Бий ережелері). Основным содержанием поэзии Абая является жизнь казахского народа, его судьба. В стихах он осуждает и бичует пороки в жизни феодально – родовой и чиновничьей знати, призывает казахский народ к просвещению преодолению нищеты, невежества, рабской покорности, межродовой вражды и разобщенности. Люди, пораженные завистью, алчностью, порождают зло, несправедливость, к расцвету порока и безнравственности, к вражде между родами. В самом государстве царит преступность, оно не является отныне гарантом права, власть сама становится преступником. Размышляя над негативными сторонами общественной жизни, о проблеме управления, о статусе государства, права, Абай говорит о необходимости восстановления и определения модификации нравственно – правовых принципов Тауке-хана, Есима и Касым-хана.

 

Задание № 1. Политическая партия как общественная организация и элемент политической системы

 

a) Определение

 

Политическая партия (от лат. pars, parties – часть, группа) – существующая в течение продолжительного времени организация, объединяющая граждан одной политической ориентации, структурированная как на национальном, так и на местном уровнях, стремлящаяся к завоеванию и осуществлению власти и пытающаяся обепечить себе для этого народную поддержку.

 

b) Основные признаки партии:

1. носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека;

2. организованное объединение людей (достаточно длительное, добровольное, структурированное на разных уровнях политики – от местного до международного);

3. выражение и отстаивание в политике интересов определенных социальных групп общества.

 

c) Функции, выполняемые политическими партиями:

1. борьба за власть, ее использование или контроль над нею;

2. выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп;

3. активизация и интеграция больших социальных групп;

4. разработка партийной идеологии, ведение пропаганды и формирование общественного мнения;

5. политическое воспитание общества в целом или определенной его чести;

6. подготовка и выдвижение кадров для партии, государственных структур и различных общественных организаций.

 

Принятие в июле 2002 г. Закона «о политических партиях», несомненно, предопределило активизацию деятельности практически всех политических партий республики. Необходимо констатировать, что партийное строительство в Казахстане перешло на новый этап своего развития. В отличие от аналогичного закона 1996 г., нынешний устанавливает ряд новых требований, определяющих процесс образования и деятельности политических партий страны. Согласно новому закону, партия должна иметь в своем составе не менее 50 тыс. членов, а в каждом регионе – не менее 700, чтобы быть зарегистрированной. Исходя из этого, членство в партиях теперь должно быть только фиксированным. Кроме того, в случае двукратного неучастия партии в выборах депутатов мажилиса предполагается ее ликвидация. Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, этнической и религиозной принадлежности, а также деятельность в Казахстане политических партий других государств.

В течение определенного законом срока прохождения государственной перерегистрации действующие и образующиеся партии будут работать в режиме «предвыборного марафона». Он и определит дальнейшее существование политической организации. Новый закон становится для партий своего рода «экзаменом на зрелость». В контексте этого можно предположить изменение партийных ориентаций граждан, а также резкое изменение рейтингов отдельных политических партий.

Закон РК «о политических партиях» 1996 г. определяет правовые основы создания политических партий, их права и обязанности, гарантии деятельности, регулирует отношения политических партий с государствнными органами и другими организациями. Закон РК «о политических партиях» принят Парламентом РК 26 июня 2002 г. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 72 Конституции Глава Государства направил в конституционный совет обращение о проверке конституционности вышеупомянутого закона. Он не противоречит положениям и нормам Конституции. Кроме того, Закон дополняет право граждан Республики на свободу объединений исходя из признания существенного различия между политическими и иными видами общественных объединений.

 

Задание № 2. Заполните схему

 

Задание № 3. Заполните схему

 

 

Задание № 4. Политические партии в Казахстане

 

Задание № 2. Исторические формы демократии

 

Родовая

 

Некоторые ученые этнографы утверждают, что демократия – один из важнейших факторов антропогенеза, появления всего рода человеческого, поскольку она стимулировала развитие равноправного общения людей, их самосознания и свободного мышления, индивидуальной ответственности и личного достоинства. Всюду родовая демократия основывалась на кровно – родственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения, примитивном производстве. Она не знала четкого разделения управленческого и исполнительного труда, не имела специального аппарата управления и принуждения. Функции власти были ограничены. Власть советов и вождей (старейшин) держалась на моральном авторитете и поддержке соплеменников. Эта была достаточно примитивная, догосударственная демократия, или общинное самоуправление.

 

Античная

 

Античная демократия заботилась о создании благоприятных условий для участие граждан в управлении делами государства. Общественное мнение стимулировало политическую активность народа, оценивая участие в политике как единственное достойное занятие афинского гражданина. Эти факты позволяют характеризовать античную модель народовластия как демократию преимущественно социальную, т.е. не только провозглашающую равенство политических прав, и обеспечивающую более или менее равные социальные условия, необходимые для их фактического использования.

 

Либеральная

 

Либерализм впервые в истории социальной мысли отделил индивида от общества и государства, разграничил две автономные сферы государство и гражданское общество, ограничил конституционно и институционально сферу действия и полномочия государства в его взаимодействии с гражданским обществом и личностью, защитил автономию и права меньшинства по отношению к большинству, провозгласил политическое равенство всех граждан, наделил личность фундаментальными, неотъемлемыми правами и утвердил ее в качестве главного элемента политической системы.

 

Социалистическая

 

Теория «социалистической демократии» исходит из гомогенности и целости вначале рабочего класса, а после построения социализма и всего народа, из наличия у этих суверенов власти классового, а затем общенародного интереса. Особенности этой теории проявились прежде всего в полном отрицании частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности, в подмене народа рабочим классом, трудящимися, а также в идее ведущей роли авангарда рабочего класса и всего народа – коммунистической партии, призванной руководить процессом перехода к полной демократии, общественному самоуправлению.

 

Сословная

 

Представляла собой средневековые городские коммуны, самоуправляющиеся городские общины, свободные от подчинения власти феодала, управлявшиеся выборными органами власти. Эта была демократия для меньшинства, иногда для небольшой кучки знатных и богатых фамилий.

 

Задание № 3. Составьте логическую схему по современным концепциям демократии

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.15 с.)