Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Из истории политической мысли

Поиск

 

Задание № 1. Уясните основные этапы развития мировой политической мысли и их характерные черты

 

История развития политической мысли

Основные этапы Особенности и характерные черты Ведущие представители
Древний Восток (Индия и Китай) Политическая наука не является самостоятельной областью знания Хаммурапи, Конфуций
Античный мир Политическая мысль была неотъемлемой частью античной философии Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель
Европейское и восточное средневековье Священная книга Коран содержит не только основные положения веры, но и морально – политические и юридические нормы. Так же в Европейской книге Священного Писания встречаются различные подходы к государственной власти Абу-Наср аль-Фараби, Абу-аль-Али-аль-Мамри, Ибн Сина, Аврелий Августин, Фома Аквинский
Эпоха Возрождения Выдвинута идея объективной исторической необходимости и закономерности. Политика основывается не на христианских догматах, но на практике, на опыте. Государство основывается на господстве и подчинении, на власти. Созданы: теория народного суверенитета, теория правового государства и теория разделения власти Николло Макиавелли, Жан Боден
Новое время Эпоха становления капитализма, оформления его политической системы. Центральные ключевые концепции: естественных прав и общественного договора. Гуго Гроций, Бенедикт Спиноза, Томас Гоббс, Джон Локк
XX – XXI век «Политическая наука» получает признание и распространение. Появляется множество политический течений, теорий, строев. Политика охватывает многие сферы жизни общества К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер, Ницше

 

Задание № 2. Изучите и уясните основные политические идеи выдающихся мыслителей в истории человечества

 

Конфуций (552/551 – 479 гг. до н.э.)

 

Об идеальном правлении и его принципах

 

Добродетельный правитель преследует общую пользу, а не собственную выгоду. Конфуций считается основоположником социо – этико – политического учения и патриархальной теории государства. Они включают культ жестокой этики, культ предков и уважение старших, культ мудрости и учености; идею о небесном происхождении власти; идею социальной справедливости, воплощенную в бюрократической системе управления и иерархическом делении общества; принцип меритократии (власти достойных) в сочетании с хорошо продуманной системой конкурсных экзаменов на административные чины и должности. Основу стабильности общества Конфуций видел в четкой организации общественной деятельности и поэтому призывал восстановить сложившиеся обычаи и ритуалы.

 

Патерналистская концепция управления государством

 

Патернализм (от лат. pater - отец) – доктрина и деятельность с позиции «отечественной» заботы по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.

 

Идея меритократии

 

Меритократия (от лат. meritus – достойная и греч. krutos - власть) – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди.

 

Платон (427 - 347 гг. до н.э.)

 

Об идеальном и отрицательном государстве и их признаках

 

В своей работе «Государство» Платон описывает основные черты организации идеального государственного объединения, отличая, что оно создается для общей пользы. По мнению Платона, государство устроено справедливо тогда, когда каждому гражданину будет отведено особое заниятие, соответствующее его натуре. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделяющему аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, которым соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Отстаивая иерархию в государстве, Платон в то же время выступает против бедности и богатства, выдвигает план упразднения частной собственности. Он регламинтирует все стороны частной жизни, призывает к единству и коллективизму.

Большое внимание Платон уделяет формам управления, выделяя правильные и непрвильные. К правильным формам относит монархию, аристократию и демократию на основе законов; к неправильным – тиранию, олигархию, демократию без законов.

Идеальное государство у Платона – это аристократия, т.е. правление лучших, благородных. Демократия это, по его мнению, особенно в период упадка государства, приводит к тирании.

 

О роли закона

 

В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.

 

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)

 

Человек как политическое животное

 

Представляются интересными воззрение Аристотеля относительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, сущетсвует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Точно так же и каждый человек, по его мнению, «по природе своей есть существо политическое и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому». Политика, уточняет Аристотель не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, является либо животным, либо божеством.

 

О политике (определение, цель)

 

Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо «исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих». Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение из каких элементов оно состоит.

Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную.

 

О государстве; о правильных и неправильных формах государственного усправления; о лучшией форме правления

 

Также как и Платон, Аристотель считал, что государство создается для благой жизни. Но главное в государстве – это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы:

  1. монархию (правление одного);
  2. аристократию (правление немногих);
  3. политию (правление многих).

Столько же у него неправильных государственных форм:

  1. тирания;
  2. олигархия;
  3. демократия.

Последние развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей.

Самой правильной он считал политию, где правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей.

Полития – это средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем. Аристотель отмечал, «что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

 

О законе

 

Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Но критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением. Отмечал, что политическое правление – это правление закона, а не людей. «Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам. В законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизменно имеются». По его мнению политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.

 

Цицерон (106 - 43 гн. до н.э.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.006 с.)