Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 2. Из истории политической мыслиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание № 1. Уясните основные этапы развития мировой политической мысли и их характерные черты
История развития политической мысли
Задание № 2. Изучите и уясните основные политические идеи выдающихся мыслителей в истории человечества
Конфуций (552/551 – 479 гг. до н.э.)
Об идеальном правлении и его принципах
Добродетельный правитель преследует общую пользу, а не собственную выгоду. Конфуций считается основоположником социо – этико – политического учения и патриархальной теории государства. Они включают культ жестокой этики, культ предков и уважение старших, культ мудрости и учености; идею о небесном происхождении власти; идею социальной справедливости, воплощенную в бюрократической системе управления и иерархическом делении общества; принцип меритократии (власти достойных) в сочетании с хорошо продуманной системой конкурсных экзаменов на административные чины и должности. Основу стабильности общества Конфуций видел в четкой организации общественной деятельности и поэтому призывал восстановить сложившиеся обычаи и ритуалы.
Патерналистская концепция управления государством
Патернализм (от лат. pater - отец) – доктрина и деятельность с позиции «отечественной» заботы по отношению к слоям и группам, менее защищенным в социальном и экономическом отношениях.
Идея меритократии
Меритократия (от лат. meritus – достойная и греч. krutos - власть) – форма правления, в основу которой положен принцип индивидуальной заслуги. При такой форме власти к управлению обществом приходят наиболее достойные, компетентные, талантливые люди.
Платон (427 - 347 гг. до н.э.)
Об идеальном и отрицательном государстве и их признаках
В своей работе «Государство» Платон описывает основные черты организации идеального государственного объединения, отличая, что оно создается для общей пользы. По мнению Платона, государство устроено справедливо тогда, когда каждому гражданину будет отведено особое заниятие, соответствующее его натуре. Трем началам человеческой души – разумному, яростному и вожделяющему аналогичны в государстве три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, которым соответствуют три сословия – правителей, воинов и производителей. Справедливость заключается в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Отстаивая иерархию в государстве, Платон в то же время выступает против бедности и богатства, выдвигает план упразднения частной собственности. Он регламинтирует все стороны частной жизни, призывает к единству и коллективизму. Большое внимание Платон уделяет формам управления, выделяя правильные и непрвильные. К правильным формам относит монархию, аристократию и демократию на основе законов; к неправильным – тиранию, олигархию, демократию без законов. Идеальное государство у Платона – это аристократия, т.е. правление лучших, благородных. Демократия это, по его мнению, особенно в период упадка государства, приводит к тирании.
О роли закона
В «Законах» Платон различает два вида государственного устройства: первый – где над всем стоят правители, второй – где и правителям предписаны законы.
Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)
Человек как политическое животное
Представляются интересными воззрение Аристотеля относительно природы государства и человека. В сущности, он явился основоположником неисторического взгляда на эту проблему. Государство, считает Аристотель, сущетсвует по природе и по природе предшествует каждому человеку. Точно так же и каждый человек, по его мнению, «по природе своей есть существо политическое и, следовательно, его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому». Политика, уточняет Аристотель не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа. Тот же, кто в силу природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, является либо животным, либо божеством.
О политике (определение, цель)
Методом политики как науки у Аристотеля является анализ, ибо «исследование каждого объекта должно начинать прежде всего с рассмотрения мельчайших частей, его составляющих». Применительно к политике это означает анализ государства, выяснение из каких элементов оно состоит. Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную.
О государстве; о правильных и неправильных формах государственного усправления; о лучшией форме правления
Также как и Платон, Аристотель считал, что государство создается для благой жизни. Но главное в государстве – это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. В зависимости от целей, которые ставят правители государства, Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным – такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным он относил следующие государственные формы:
Столько же у него неправильных государственных форм:
Последние развиваются из соответствующих правильных форм, когда цель общего блага подменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Самой правильной он считал политию, где правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства, по убеждению мыслителя, соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их недостатков и крайностей. Полития – это средняя форма государства и средний элемент в ней доминирует во всем. Аристотель отмечал, «что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
О законе
Аристотель, как и Платон, представлял государство как некое целое. Но критиковал платоновскую попытку сделать его чрезмерно единым и выступал в защиту прав индивида, частной собственности и семьи. Много внимания он уделял вопросам права, считал его, как и закон, политическим явлением. Отмечал, что политическое правление – это правление закона, а не людей. «Правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам. В законе их нет, а во всякой человеческой душе они неизменно имеются». По его мнению политика имеет своей задачей выработку законов, основанных на справедливости, соответствующих правильным формам государственного устройства.
Цицерон (106 - 43 гн. до н.э.)
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.006 с.) |