Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация форм правления, о лучшей из нихСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ибн-Хальдун выделял три разновидности форм правления – «естественную» монархию, «политическую» монархию и халифат. Сущностью первой из них, по его мнению, является управление подданными, исходя лишь из корыстных личных побуждений правителя, его субъективных оценок и прихотей. В отличие от данной формы, для «политической» монархии характерно такое правление, которое основывается на рациональных «разумных» критериях, проведение политики защиты «земных» интересов и противодействия всему тому, что наносит «вред» подданым естественно, Ибн-Хальдун отдавал предпочтение халифату, сочетающему в своей форме как религиозные, так и земные ценности.
Н. Макиавелли (1469 – 1527 гг.)
Новое понимание политики и политической науки
От положил начало обоснованию политической науки, свободной от влияния теологии и религии. По мнению мыслителя, политическая наука призвана объяснить политические процессы, исходя их эмпирического, фактологического опыта. Политическая наука призвана прежде всего выявить действие различных политических актов, расстановку сил, непосредственно участвующих в политической жизни, анализировать норму и патологию в формах государственного устройства, а также определить влияние различных факторов на политику. По мнению Макиавелли, факторы и масштабы влияния на политику могут быть различными от экономических до социальных, от этнических до политических.
Макиавеллизм, его формула
Макиавеллизм – политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежение нормами морали. Макиавелли, однако, не проповедовал политическую безнравственность и насилие. Он не подчинял моральные нормы политическим, подчеркивая, что государь должен держать свое слово, жить, соблюдая христианские и человеческие нормы. Он не отрицал того, что благодаря религии люди становятся лучше и послушнее. Для него утверждение «цель оправдывает средства» не абсолютно. Единственная цель, которая, согласно Макиавелли, оправдывает безнравственные средства, - это создание и сохранение государства.
О наилучшей форме правления
Макиавелли считал, что республики предпочтительнее монархий, ибо первые предполагают широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Единовластие, по мнению Макиавелли, необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Республиканской моделью для него была Римская республика, которую он называл «смешанной» формой правления. В ней сочетались демократические, аристократические и монархические элементы власти, отчего «республика стала прочной и совершенной».
Т. Гоббс (1588 – 1679 гг.)
О государстве и государственной власти. Идея общественного договора
В своей известной книге «Левиафан» Гоббс описывает хаос естественного догосударственного общества, в котором постоянной была «война всех против всех». Но естественные законы гласят, что следует искать мира, и в этих целях нужно отказаться от права на все; люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Отказываясь от своих естественных прав, они согласились передать их государству, сущность которого Гоббс определял, как «единое лицо», ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, подчинившись ему в обмен на закон, добровольно, таким образом ограничив свою свободу. Сильное государство по Гоббсу – средство избавления от человеческих недостатков.
О наилучшем форме правления
Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи политического учения Гоббса. Он создал свою теорию отчасти для того, чтобы оправдать реставрацию монархии в Англии. Признавая только три формы государства, Гоббс полагал, что монархия – самая лучшая форма власти, но в то же время он отрицал теорию божественного происхождения королевской власти.
Дж. Локк (1632 – 1704 гг.)
Основы идеологии либерализма
Свою общественно-политическую концепцию Дж. Локк излагает в работе «Два трактата о правлении», исходя из идеи естественного состояния. Таковым считается «состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имущетсвом и личностью»; «состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными»; право на собственность.
Идея народного суверенитета
Будучи разумными, люди пришли к выводу о необходимости отказаться от части своих прирожденных прав и заключить между сосбой общественный договор, т.е. создать гражданское общество. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав стало государство. Но оно должно быть организовано так, чтобы не посягать на естественные права. Таким образом, Локк впервые личность ставит выше общества и государства, он указывает, что государство не должно быть могущественнее личности, ибо личность создают общество, а общество – государство.
О праве народа на смену провителей
Поскольку общество и государство не одно и то же, то падение государства не означает падения общества. Общество может создать другую, разумную власть, если нынешняя его не удовлетворяет.
О разделении власти
Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебная власть растворялась в исполнительной. Наиболее значительной Локк считал законодательную власть, которая должна «повелевать» другими властями. Но и она не беспредельна и не имеет неограниченных прав на жизнь и собственность граждан.
Ш. Л. Монтескье (1689 – 1755 гг.)
Идея разделения власти
Теория разделения властей – еще одно достижение Монтескье. Эта теория происходит от старой идеи смешанного правления, которую вначале разрабатывали Аристотель и Цицерон, а затем Аквинат и Локк. Впервые эта идея нашла свое воплощение в законодательном акте, в Англии. Анализируя британскую политическую систему, где в результате органического развития был создан механизм разделения властей, Монтескье теоретически осмыслил его. Так как политической властью, отмечал он всегда злоупотребляют, что вытекает из природы человека, верховенство права может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
О законе
Закон, говоря вообще, есть человеческий разум, поскольку он управляет всеми народами земли, а политические и гражданские законы каждого народа должны быть не более как частными случаями приложения этого разума.
О формуле свободы
Политическую свободу Монтескье определял так: «Свобода есть право делать то, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане». Политическая свобода, с точки зрения Монтескье, может быть только в таком государстве, где законы господствуют над волей правителей и где сущетсвует разделение властей.
О типах правления и лучшей из них
Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления («душа», «пружина» государства). Он различал три типа правления: республику, монархию и деспотию. Демократическая республика – это классическая модель демократии: прямая демократия, подчинение меньшинства большинству, небольшая территория. Столкнувшись с конфликтом между требованиями его собственной социальной теории демократии и развитием общества, Монтескье отказался от классической модели демократии в пользу монархии. Это должно быть смешанное правление, в котором, кроме монарха, участвуют посредники: дворяне, духовенство и магистратура, усмиряющие минутную и капризную волю данного человека. Скорее, такая форма правления напоминала аристократическую демократию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.95.167 (0.006 с.) |