Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От триумвирата к единоличной диктатуреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1948-1958) Свержение 24 ноября 1948 г. легитимного правительства, возглавлявшегося всемирно известным писателем Р. Гальегосом, знаменовало конец демократического эксперимента, проводимого партией Демократическое действие при поддержке молодых армейских офицеров, отстранивших от власти в октябре 1945 г. президента И. Медину Ангариту. Переворот, таким образом, бумерангом ударил по бывшим союзникам и надолго загнал АД в подполье. К власти пришла военная хунта во главе с подполковником К. Дельгадо Чальбо. В ее состав вошли также М. Перес Хименес и Л.Ф. Льовера Пайс. Хунта распустила Национальный конгресс, аннулировала Конституцию 1947 г., отменила демократические свободы, запретила Демократическое действие и компартию. Их лидеры вынуждены были уйти в подполье либо эмигрировать. Другие партии продолжали легальную деятельность в ограниченных масштабах. 7 Ibid. P. 9-11. 8 Cardenas RJ. El combate politico. Solo para lideres nuevos. Caracas, 1965. P. 21. Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии Новые власти провозгласили необходимым демонтаж институтов, созданных в период "трехлетия", принятие нового Основного закона, а в ближайшей перспективе проведение выборов в органы законодательной и исполнительной власти. Первоначальный этап деятельности хунты завершился драматически, загадочным убийством 13 ноября 1950 г. К. Дельгадо Чальбо, придерживавшегося умеренных взглядов и выступавшего за установление представительной демократии. Иные взгляды исповедовали два других члена триумвирата, ратовавшие за диктаторский режим. Спустя много лет вдова Дельгадо Чальбо прямо обвинила Переса Хименеса в причастности к гибели ее мужа. До поры до времени Перес Хименес предпочитал оставаться в тени. Должность главы хунты занял адвокат Г. Суарес Фламерич, фактически ставший марионеткой в руках Переса Хименеса. В инаугурационной речи он заявил: "Хунта вступила в последнюю фазу своей деятельности, кульминацией которой станут выборы"10. Выборы в Конституционную ассамблею были назначены на 30 ноября 1952 г. Подготовка к ним проходила в обстановке непрекращающегося террора по отношению ко всем оппозиционным силам. Жестокие репрессии обрушились на профсоюзы, молодежные организации. Большой резонанс в стране и за рубежом получили волнения среди студенчества осенью 1951 г. В октябре студенты Центрального университета Венесуэлы объявили забастовку. Она распространилась на другие высшие учебные заведения. Ответом стал декрет об отмене университетской автономии. Советы, состоявшие из деканов факультетов, представителей преподавателей и студентов, были ликвидированы. Руководители студенческих организаций были брошены в концлагерь. Многие лидеры находившейся в подполье АД призывали бойкотировать выборы, УРД и КОПЕИ отвергли такую постановку вопроса и приняли решение об участии в них. Такая тактика оказалась верной. Вопреки прогнозам выборы завершились блестящим успехом легальных оппозиционных партий. УРД получил 1 млн 198 тыс. голосов, КОПЕИ - 403 тыс. голосов. А сколоченный наспех проправительственный Независимый избирательный фронт (ФЕИ) располагал поддержкой лишь 306 тыс. избирателей11. Казалось бы, режим потерпел сокрушительное поражение. Однако 2 декабря по радио выступил М. Перес Хименес, заявивший, что хунта сложила с себя полномочия и передала власть армии, которая назначила его временным президентом12. Итак, в результате нового военного переворота М. Перес Хименес достиг своей цели - узурпации власти, установления диктаторского режима. Но для придания видимости законности он решил сохранить декорум в виде Национальной ассамблеи, призванной выработать новую конституцию и в соответствии с ней избрать президента. 3 декабря Высший избирательный совет выпустил новый избирательный бюллетень, возвещавший победу официалистской партии. Согласно "уточненным" данным ФЕИ получил наибольшее по сравнению с другими партиями число голосов - 788 086, УРД - 652 823, КОПЕИ -300 949, прочие организации - 62 481. В соответствии с этим ФЕИ получал 60 мест в Национальной ассамблее, УРД - 29, КОПЕИ - 14, прочие - 2 места13. 10 Демушкина Е.В. Венесуэла после второй мировой войны. 1945-1958. М., 1969. С. 116. 11 Veloz Mancera A. Op. cit. P. 12. 12 The Caribbean its Political Problems. Gainesville, 1956. P. 144. 13 Демушкина Е.В. Указ соч. С. 137-136. 325 Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии Беззастенчивая фальсификация временным президентом сроком на пять лет. 11 апреля была принята новая конституция. Она подвела институциональную базу под диктаторский режим, придав ему сомнительную легитимность. Идеологическим обрамлением режима служила теория "демократического цезаризма" или "необходимого жандарма", сконструированная еще в годы диктатуры Х.В. Гомеса Лауреано Вальенильей Лансом Старшим16. В основе этой концепции лежал тезис о неполноценности отдельных народов (к ним автор относил и венесуэльцев) и их неспособности к самоуправлению. Отсюда вытекала историческая неизбежность появления сильного правителя (цезаря). Он оказывается единственным, кто в состоянии возбудить чувство уважения к иерархии, преодолеть анархию, установить мир и порядок, необходимый для общественного прогресса. Ланс утверждал, что цезарь, тесно связанный с народом, но возвышающийся над ним в силу присущих ему особых качеств, является олицетворением и защитником национального суверенитета. В нем гармонически сочетаются демократия и автократия, отсюда "демократический цезаризм". При отсутствии цезаря, продолжал он, народ, находящийся во власти низменных инстинктов, не способен раскрыть дремлющий в нем стихийный принцип социального эгалитаризма. Тогда на передний план выступают политические партии, представляющие "эгоистические интересы" ограниченных групп, а вследствие борьбы за власть между ними наступает хаос и анархия. Ланс выдвинул тезис о том, что "каудиль-изм в Латинской Америке представляет собой социальную необходимость". Ка-удильо - "необходимые жандармы", они и есть "выражение воли народа" и их историческая функция состоит в "осуществлении социальной демократии". Подлаживая историю страны применительно к своей концепции, Ланс выдавал Симона Боливара за основоположника теории "демократического цезаризма" и даже вывел так называемый закон боливаризма: "Исторический опыт всех, или почти всех, испаноамериканских республик свидетельствует, что соци- 14 Venezuela moderna: Medio siglo de historia. 1926-1976. Caracas. 1976. P. 170-171. 15 Rivera Oviedo J.E. Historia e ideologнa de los demуcratas crististianos venezolanos. Caracas, 1969. 16 Vallenilla Lanz L. Cesarismo democrбtico. Estudios sobre las bases sociolуgicas de la constituciуn efecti- Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии альный порядок, политическая стабильность, прогресс и экономическое процветание могут быть гарантированы только длительным пребыванием у власти влиятельной личности, сознающей нужды своего народа, устанавливающей мир во всеобщем согласии, личности, которую воля большинства ставит выше принципа сменяемости руководства". Блестящее доказательство этого положения, по мнению Ланса, представляло собой правление Гомеса, которое он объявил воплощением "демократического цезаризма"17. Свое второе рождение теория Вальенильи Ланса получила с установлением диктатуры Переса Хименеса. Ее неистовым приверженцем выступил Л. Валье-нилья Ланс Младший. Он занимал пост министра внутренних дел в правительстве Переса Хименеса, сосредоточив в своих руках рычаги управления пропагандистской машины. Вслед за отцом сын утверждал, что в такой стране, как Венесуэла, "абсурдно пытаться установить демократию, ибо она неприменима к темпераменту латиноамериканцев". Он объявил реакционными все политические партии, обвиняя их в создании политического хаоса и экономического упадка, доказывая их нежизнеспособность и всячески превозносил Переса Хименеса за то, что он "освободил страну от политических бедствий, установил режим мира и социальной безопасности"18. Важной датой в истории антидиктаторского движения стало 11 июня 1957 г. В этот день впервые сели за один стол представители УРД и компартии. Они договорились о совместной работе по организации движения сопротивления. 13 июня к ним присоединился представитель КОПЕИ. А на следующий день было принято решение о создании органа руководства борьбой с диктатурой -Патриотической хунты. 9 августа в ее состав вошел посланец АД. Неделей раньше тиражом в 35 тыс. экземпляров был распространен манифест, отредактированный председателем хунты Ф. Охедой. В нем говорилось: "Патриотическая хунта создана под знаком единства для борьбы за уважение священных прав и свобод, декларированных конституцией, для борьбы против продления полномочий Переса Хименеса, за право избирать в органы власти, за президента, уважающего нацию". В документе содержался призыв использовать намечавшиеся выборы для установления конституционного демократического режима, говорилось о готовности поддержать любого кандидата, который будет стремиться к достижению указанных целей19. Предполагалось, что в складывавшихся условиях, в момент отсутствия в стране X. Вильяльбы, пользовавшегося огромным авторитетом, в качестве оптимального кандидата оппозиционных сил мог бы выступить Р. Кальдера. Однако перспектива конкурировать с фигурой, набиравшей с каждым днем все больший вес, не устраивала диктатора. И он пошел на очередной маневр. В нарушение статьи 104 действовавшей конституции, предусматривавшей всеобщие прямые выборы главы государства20, принимается решение о проведении референдума с целью пролонгировать пребывание у власти Переса Хименеса. 17 Подробнее см.: Шульговский А.Ф. Теория "демократического цезаризма" и венесуэльская действительность: (Социологические заметки) // Венесуэла. Экономика, политика, культура. С. 109-140; Демушкина Е.В. Указ соч. С. 144-150. аДемушкина Е.В. Указ соч. С. 146. "Testimonio de la revoluciуn en Venezuela. Caracas, 1958. P. 72-73. 20 Конституция Республики Венесуэла // Конституции государств американского континента. М., Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии Как и ожидалось, "народное волеизъявление", осуществленное 15 декабря 1957 г. под неусыпным контролем чиновников и полиции, завершилось "триумфом" диктатора. За продление его полномочий на период 1958-1963 гг. высказались свыше 2 млн 370 тыс. избирателей, против - 384,2 тыс.21 К этому времени Перес Хименес избавился еще от одного из грозных оппонентов - Р. Кальдеры. 21 августа 1957 г. его задержали и бросили в застенки службы безопасности. Арест лидера КОПЕИ вызвал огромное возмущение в стране и протесты в мире. Папа Пий XII обратился с требованием освободить Кальдеру. 24 декабря последовало распоряжение о его немедленной высылке22. Фарс, названный референдумом, придал дополнительный импульс деятельности Патриотической хунты, пользовавшейся поддержкой большинства профсоюзов, студенческих и других организаций. На предприятиях, в учебных заведениях и в армии имелись низовые комитеты. 21 января 1958 г. по призыву Патриотической хунты в Каракасе началась всеобщая политическая забастовка, переросшая в народное вооруженное восстание, поддержанное армией и флотом. 23 января диктатура пала. Перес Хименес бежал. Власть перешла к временной правительственной хунте во главе с вице-адмиралом В.Ларрасабалем. Она восстановила демократические свободы, легализировала партии и объявила амнистию политическим заключенным. Эмигранты стали возвращаться из-за рубежа. Справедливости ради следует сказать и о том, что в годы диктатуры в столице и ряде других городов осуществлялась широкомасштабная программа общественных работ. Она преследовала двоякую цель. Во-первых, дать средства существования многочисленным маргинальным слоям, эмигрировавшим из сельской местности и испытывавшим трудности с адаптацией в городских условиях. А, во-вторых, возвеличить диктатора, сделать фасад режима привлекательным. Даже самые суровые критики признают, что Каракас во многом преобразился, приобрел ультрасовременный облик, были проложены скоростные магистрали, широкие проспекты, в центре выросли устремленные в небо башни, возводились шикарные дворцы, офицерские клубы. Эти сооружения и по сей день украшают город. Маркое Перес Хименес родился в 1914 г. С 20 лет на военной службе. В 1945-1946 гг. - начальник штаба армии, в 1946-1948 гг. - начальник Генерального штаба. Активный участник свержения правительств И. Медины Ангариты (октябрь 1945 г.) и Р. Гальегоса (1948 г.). В 1948-1952 гг. - член военной хунты и министр обороны, в 1952-1953 гг. - временный президент, а в 1953-1958 гг. -президент Венесуэлы. После свержения в январе 1958 г. бежал за границу. Под давлением общественности по требованию венесуэльского правительства был возвращен в страну, осужден за расхищение государственных средств, отбывал тюремное заключение. С 1968 г. - в эмиграции, в Испании. Скончался в возрасте 88 лет. СИСТЕМА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ Сразу же после падения авторитарного режима в стране развернулась острая идейная борьба вокруг альтернатив развития. На повестку дня встал вопрос о перспективах социально-политического устройства. Коммунисты и революционные демократы выступали за коренную перестройку общественной системы, 21 Venezuela modema. Op. cit. P. 187. 328 22 Rivera Oviedo J.E. Op. cit. P. 96-97. Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии за демократию социалистического типа. Большинство руководителей других партий ратовали за осуществление постепенных, эволюционных преобразований, за внедрение системы представительной демократии. Эта борьба завершилась победой сторонников второго варианта, что и предопределило дальнейший ход событий. Практически весь 1958 год прошел под знаком подготовки и проведения президентских и парламентских выборов, состоявшихся 7 декабря. Наряду с этим шла интенсивная деятельность по разработке двух ключевых документов, составивших иституциональную базу будущего демократического строя. Речь идет о так называемом "Пакте Пунто-Фихо" и Пакте о перемирии. Первый был подписан 31 октября 1958 г. лидерами трех ведущих демократически ориентированных партий - социал-демократической (Демократическое действие - АД), социал-христианской (КОПЕИ) и либеральной (Республи-канско-демократический союз - УРД). В пакте определялись контуры государственного устройства в постдиктаторский период и оговаривались принципы взаимоотношений между партиями, выступавшими гарантами демократического строя23. Инициативу подписания такого документа выдвинул Р. Бетанкур -основатель АД. Другой основополагающий документ - Пакт о перемирии - был заключен между руководством предпринимательских организаций и лидерами профсоюзов. В соответствии с ним стороны брали на себя обязательства решать трудовые споры посредством переговоров и заключения коллективных соглашений, предотвращая перерастание конфликтов в забастовки. Забегая вперед, скажем, что он сыграл роль стабилизирующего фактора в динамике социальных отношений и во многом предопределил специфику общественного климата в стране на длительный период. Замысел Пакта о перемирии также принадлежал партии Демократическое действие. Еще в 1948 г. руководство находящейся под ее контролем Конфедерации трудящихся Венесуэлы (КТВ) предложило Федерации торговых и промышленных палат и ассоциаций план "сохранения социального мира". Его главная задача сводилась к тому, чтобы "создать специальный смешанный орган для разрешения конфликтов, возникающих между хозяевами и трудящимися, и гарантировать тем самым социальный мир"24. Этот проект встретил благожелательный отклик в предпринимательских кругах, однако не был реализован в связи с переворотом. После падения диктатуры АД вновь предприняло попытку вернуться к осуществлению задуманной идеи. Первые контакты между предпринимателями и профсоюзами состоялись уже в феврале 1958 г. В окончательной редакции "Пакт о перемирии" был подписан в апреле. В нем говорилось, что в случае возникновения трудовых конфликтов рекомендуется не доводить дело до забастовки, а прибегать к посредничеству арбитражных комиссий, которые должны состоять из представителей профсоюзов, предпринимателей и государства. Последний считался нейтральным, но его голос в итоге оказывался решающим. Выборы, прошедшие при высокой активности населения (к урнам явились 93% избирателей), ознаменовались победой Демократического действия, завоевавшего в двухпалатном Национальном конгрессе 105 из 184 мест. А кандидат от АД Р. Бетанкур, заручившись поддержкой 49,2% электората, стал легитим- 23 CalderaR. Los Causahabientes: De Carabobo a Punto-Fijo. Caracas, 1999. P. 141-148. 24 Betancourt R. Venezuela: politica у petrуleo. Mexico; Buenos Aires, 1956. P. 302. 329 Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии ным президентом страны на период 1959-1963 гг.25 В соответствии с Пактом Пунто-Фихо было сформировано трехпартийное правительство при главенствующей роли АД, чьи представители заняли ключевые посты. Наиболее сложными и болезненными в развитии системы представительной демократии оказались этапы ее становления и распада. Своеобразие политической ситуации в конце 50-х — начале 60-х годов состояло в том, что новая власть сразу же оказалось под ударами с двух сторон. Правые, включая сторонников бывшего диктатора, не оставляли надежд на возврат к недавнему прошлому и чрезвычайно активно плели сеть интриг и заговоров в целях свержения правительства. По подсчетам английского историка Р. Колина, с февраля 1959 до середины 1962 г. имело место 17 попыток переворота26, а 24 июля 1960 г. на Бетанкура было совершено покушение, едва не стоившее ему жизни. Одновременно левые силы во всех без исключения партиях, профсоюзах и других массовых организациях настойчиво ставили вопрос о том, чтобы правительство не медлило с осуществлением назревших социально-экономических реформ. В апреле 1960 г. на этой почве в партии Демократическое действие произошел раскол - из нее вышла группа молодежи, создавшая Левое революционное движение (МИР)27. В сентябре 1960 г. возник серьезный правительственный кризис. Это произошло после того, как один из лидеров Республиканско-демократического союза, министр иностранных дел И.Л. Аркайа отказался выполнить инструкции и подписать декларацию, обвиняющую Кубу в агрессии против других латиноамериканских стран28. Аркайа подал в отставку, которую немедленно принял президент. Вслед за этим в знак протеста против подобной акции в ноябре 1960 г. УРД заявил о выходе из коалиции29. В сложившейся обстановке для лидеров АД особую значимость приобретал долгосрочный стратегический союз с христианскими демократами. Хотя в обеих партиях были не только сторонники, но и противники такого союза, тем не менее умудренные опытом первые лица обеих партий Р. Бетанкур и Р. Кальдера, понимавшие важность альянса, как станового хребта демократии, настояли на своем. Тем временем развернулась вооруженная борьба в городе и в деревне, охватившая и отдельные воинские гарнизоны. В этих условиях властям удалось мобилизовать на защиту режима как политические, так и военно-административные ресурсы. В стране прошли мощные манифестации организованных в профсоюзы трудящихся в поддержку правительственного курса. В свою очередь, нацеливая армию на подавление повстанческих очагов, власти ориентировали ее на борьбу не только с внутренним врагом, но и с внешней агрессией. Поскольку Куба оказывала инсургентам не только моральную, но и значительную материальную помощь, то ее действия интерпретировались как угроза национальной безопасности. Это в значительной степени предопределило успех операции. Параллельно полным ходом шел процесс разработки новой конституции, которая была принята Национальным конгрессом 23 января 1961 г., в ознаме- 25 Venezuela: Election Factbook. December 1963. Institute for the comparative study of political sistems. 26 Colin R. Caribbean power. L., 1963. P. 214-215. 27 Moleiro M. El MIR de Venezuela. La Habana, 1967. P. 141. 28 Ball MM. OAS in transition. Durham, 1969. P. 460-461. 29 Alexander R. The Venezuelan democratic revolution: A profile of the regime of Romulo Betancourt. New Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии нование третьей годовщины падения диктаторского режима. По меркам того времени это был весьма прогрессивный Основной закон. Он предусматривал четкое разделение властей, их периодическую сменяемость, предоставлял гражданам широкие права, гарантировал личную и общественную свободу. Конституция содержала положение о том, что президент имеет право выдвигаться вторично лишь спустя десять лет по истечении срока полномочий. Вводя подобное ограничение, законодатель полагал, что это поможет предотвратить рецидивы авторитаризма30. Это положение отражало прорыв в общественном сознании, юридически закрепив подобную норму в соответствующей статье Основного закона31. Не умаляя значения этого документа первостепенной важности, подчеркнем в то же время, что он носил вторичный, подчиненный характер по отношению к упомянутым выше двум документам. Так обозначился их примат над конституцией. Поворотным пунктом на пути консолидации демократического режима стали вторые по счету президентские и парламентские выборы. Они прошли в декабре 1963 г. Несмотря на призывы КПВ и МИР к их бойкоту, число уклонившихся от голосования, а также тех, чьи бюллетени оказались недействительными, составило менее 10% граждан, имевших право голоса32. Таким образом, процент пришедших к урнам оказался ненамного ниже, чем в 1958 г. В этой связи следует обратить внимание на принципиально важное обстоятельство. Сам факт проведения выборов строго по графику, оговоренному законом, и отсутствие у правящей верхушки искушения перенести либо вовсе отменить их ввиду крайне неблагоприятной обстановки, свидетельствовали о твердом намерении следовать демократическим правилам игры и положить конец традициям авторитаризма. Выборы вновь принесли победу АД, ее кандидат Р. Леони получил 952,5 тыс. голосов (32,8%), за ним следовали Р. Кальдера - 589,1 тыс. (20,2%) и X. Вильяль-ба-510,1 тыс. (17,5%)33. Выборы продемонстрировали, что большинство избирателей высказались в пользу демократической системы. Свыше половины (53%) отдало предпочтение кандидатам, выдвинутым правительственными партиями. В марте 1964 г. произошло знаковое событие - ненасильственная смена первых лиц во властной иерархии. Впервые с момента завоевания независимости всенародно избранный президент вручил полномочия своему законному преемнику. Это был своеобразный "звездный час" Р. Бетанкура. Ромуло Бетанкур родился в 1908 г. в семье выходцев с Канарских островов. Окончил юридическую школу при Центральном университете Венесуэлы, участвовал в движении 1928 г. против диктатуры Х.В. Гомеса. В молодости состоял в компартии, позднее создал Национал-демократическую партию. В 1941 г. ее умеренное крыло трансформировалось в национал-реформистскую партию Демократическое действие. Сторонник установления в стране системы представительной демократии западноевропейского образца. Однако революционное нетерпение подтолкнуло его к использованию насильственных методов в целях осуществления демократического проекта. Альянс, сформированный Бетанку- 30 Конституция Республики Венесуэла // Конституции стран, развивающихся по капиталистическо 31 Конституция Республики Венесуэла. М., 1975. С. 46. 32 Veloz Mancera A. Op. cit. P. 34. 33 Ibid. P. 69. 331 Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии ром в октябре 1945 г. с молодыми армейскими офицерами, ударил по нему бумерангом в ноябре 1948 г., когда бывшие союзники свергли легитимное правительство, возглавлявшееся его единомышленником. 10 лет провел в эмиграции. По возвращении много усилий приложил для претворения в жизнь планов создания системы представительной демократии.
Идеологически Р. Бетанкур сформировался под сильным воздействием разработанных В. Айя де ла Торре идей автохтонности, ратовавшего за особый путь развития Латинской Америки. Рьяный антикоммунист, реципиент американской программы "Союз ради прогресса", направленной на поддержку демократических режимов, близкий друг Дж. Кеннеди. Инициатор исключения Кубы из Организации американских государств. Проявлял склонность к жестким, порой авторитарным, методам действий в отношении не только противников, но и бывших единомышленников. После передачи президентских полномочий в марте 1964 г. отошел от активной политической деятельности, долгое время жил в Швейцарии, занимался литературной работой, писал мемуары, скончался и похоронен в Каракасе. Первое десятилетие функционирования демократической системы завершилось передачей президентских полномочий от одной партии (АД) к другой (КОПЕИ). Такое случилось впервые в политической жизни страны. Как справедливо подчеркивал известный публицист, издатель и государственный деятель Р.Х. Веласкес, "смена правительства не означала ни политической, ни военной, ни семейной катастрофы, которыми всегда сопровождались подобные эпизоды в нашей истории"34. В феврале 1968 г. к президентским обязанностям приступил исторический лидер Социал-христианской партии Р. Кальдера. На этом посту спустя пять лет его сменил представитель более молодого поколения руководителей АД К.А. Перес. В это десятилетие Венесуэла совершила мощный прорыв в самых различных направлениях, особенно в экономической и социальной областях. Осуществлялись широкомасштабные индустриальные проекты, строились крупные нефтехимические комплексы и металлургические заводы, возводились гигантские электростанции и другие гидротехнические сооружения, прежде всего в богатом минеральными ресурсами районе Гвианы. Именно тогда Венесуэла осуществила ряд важнейших мер по укреплению суверенитета. Сначала государство поставило под свой полный контроль добычу газа, а позднее национализировало нефтяную и горнорудную отрасли. Это 332 34 Venezuela moderna. P. 342. Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии явилось выдающимся событием для всей Латинской Америки, имело широкий резонанс в мире. В итоге к концу 70-х - началу 80-х годов Венесуэла стала страной с самым сильным государственным сектором на континенте. В 1997 г. на долю государства приходилось 65% основных производственных фондов, на предприятиях госсектора было занято 23% рабочей силы, производилось 40% валового национального продукта35. Говоря об изменениях, которые претерпело государство в этот период, известный венесуэльский исследователь А.Бревер Кариас отмечал: "Хотя оно не единственный собственник средств производства, тем не менее главный их владелец, если его рассматривать в ряду других собственников. И с этой точки зрения оно главный вкладчик, первый финансист и самый главный работодатель"36. На эти годы пришелся своеобразный пик системы представительной демократии. Была достигнута максимальная степень консенсуса между различными политическими и социальными силами, установлены конструктивные отношения между основными группами давления, в первую очередь предпринимателями и профсоюзами. Социальный пакт практически функционировал без сбоев. В течение 20 лет (с 1959 по 1978 г.) число нелегальных забастовок свелось к минимуму, составив 85. Трудовые споры разрешались, как правило, посредством заключения коллективных договоров, за это время было подписано около 25 тыс. соглашений37. Это был период, когда, выражаясь словами видного социолога Х.А. Сильвы Мичелены, удавалось от "жирного государственного пирога отрезать буржуазии такой кусок, который она хочет, и в то же время давать всё большие порции другим социальным слоям"38, в том числе, разумеется, и средним, количественный состав которых значительно возрос, границы заметно расширились, преимущественно за счет университетской профессуры, высококвалифицированных управленцев, государственных служащих, лиц свободных профессий, творческой интеллигенции, владельцев производственных мастерских, мелких предприятий торговли, сферы обслуживания и т.п. Все это объективно способствовало превращению данной страты в одну из главных опор режима. В этот период произошла существенная трансформация партийно-политической структуры. Если до 1968 г. включительно доминантой в ее развитии являлась многопартийность, то позднее верх взяла другая тенденция - к складыванию двухпартийной системы, т.е. способность только двух партий (партий статуса), при формальном сохранении многопартийности, на осуществление и формирование как законодательной, так и исполнительной власти. Об этом свидетельствовали результаты выборов 1973 и 1978 гг. В обеих избирательных кампаниях принимали участие более 20 партий и группировок, но на долю АД и КОПЕИ пришлось свыше 85% голосов39. В Национальном конгрессе созыва 1978 г. эти партии располагали абсолютным большинством мест: 42 из 44 -в верхней палате и 172 из 199 - в нижней40. ¤Larrazabal R. Monopolios nacionales. Valencia, 1978. P. 15-16; Venezuela 1979: Examen у future Caracas, 1980. P. 156. ѕResumen (Caracas). 1978. N 245. P. 21. 37 Венесуэла: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1984. С. 190. 38 El Nacional. 1979. 3 aq. Suplemento especial. Ш. Р. 13. «Keesings Contemporary Archives. (L.), 1979. Vol. 25. N 14. P. 29538. 333 Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии После 1968 г. ни одна из других партий не могла составить реальной конкуренции АД и КОПЕИ. Борьба шла только между ними. В 1973 г. кандидат АД, победивший на выборах, получил 48,8% голосов, а представитель КОПЕИ Л. Фернандес - 36,7%. В 1978 г. партии поменялись местами. За кандидата КОПЕИ Л. Эрреру Кампинса, ставшего главой государства, отдали голоса 46,6% избирателей, а за претендента от АД Л. Пиньеруа Ордаса - 43,3%41. Такое положение сохранялось вплоть до 1993 г. Гипертрофированно разросшаяся бюрократия не только поглощала колоссальные материальные ресурсы, но и превращалась в тормоз развития, преследуя в первую очередь собственные корпоративные интересы. О темпах и динамике разбухания управленческого аппарата красноречиво свидетельствуют следующие цифры: 1973 г. - 200 тыс., в 1978 г. - 700 тыс., в 1983 г. - 1,2 млн., в 1985 г. - 1,3 млн, т.е. шестикратное увеличение за 12 лет42. Следствием этого стал расцвет коррупции, проникшей во все поры властного механизма и поразившей его сверху донизу. Достаточно указать, что, по данным авторитетных международных исследовательских центров, Венесуэла по масштабам мздоимства занимала "почетное" место среди наиболее "передовых" стран после Индонезии, Китая и Пакистана43. Параллельно с коррупцией пышным цветом расцвел и другой общественный порок - клиентелизм, при котором (и это, кстати говоря, типично для многих латиноамериканских стран) главными критериями при выдвижении на высокие и ключевые должности, как правило, являются не профессионализм и квалификация, а кумовство и протекционизм. Вследствие истощения финансовых ресурсов патерналистское государство оказалось уже не в силах проводить столь всеохватывающую, как раньше, социальную политику. Особенно болезненно это сказалось на положении самых незащищенных слоев. Согласно официальной статистике с 1984 по 1988 г. почти на 1 млн увеличилось число семей, чьи доходы опустились ниже прожиточного минимума. На долю 20% состоятельных слоев населения приходилось 60% всех доходов, а на 20% самых бедных - всего 7%44. Отлаженный механизм двухпартийной модели начал давать сбои. В общественных кругах нарастала обеспокоенность засильем политических партий. Это относилось к партиям "статуса" - АД и КОПЕИ, - а в первую очередь к их элите, присвоившей себе монопольное право выражать интересы всех без исключения слоев и групп и говорить от их имени. Особенно острой критике подвергалась система формирования депутатского корпуса высшего законодательного органа - Национального конгресса, когда избиратели лишались возможности контролировать своих избранников, поскольку последние шли анонимно, по партийным спискам, рождавшимся в результате закулисных сделок и интриг, вдали от посторонних глаз. Одним из признаков недовольства правящими партиями явилось поведение электората. Он все чаще голосовал ногами. Неуклонно росла кривая абсентеизма на общенациональных выборах. В 1978 г. она составляла12,43% (на девять пунктов превысив показатель 1973 г.), в 1983 г. - 12,25, а в 1988 г. - уже l8,O9%45. 4' El Universal. 1973. 21 die; Resumen. 1978. N 268. P. 13. 42 Venezuela. Hacia el 2000 (Desafios у opciones). Caracas, 1987. P. 248. 43 Back to the Ballot Box: Evaluating Venezuelas 1995 state and local elections. Woodrow Wilson International 44 El Pais (Madrid). 1989. 8 mar. 334 45 Problemes d'Amerique Latine (Paris). 1998. Avril-juin. P. 21. Глава 10. Венесуэла: становление и кризис стабильной демократии В указанные годы произошли и значительные подвижки во внешнеполитической сфере. В 1970 г. были восстановлены дипломатические отношения с Советским Союзом, прерванные в 1952 г., а в 1974 г. восстановлены дипломатические отношения с Кубой, разорванные в 1961 г. Венесуэла сумела преодолеть изоляцию на международной, особенно на латиноамериканской, арене, взяв на вооружение концепцию идеологического и политического плюрализма. Она пришла на смену "доктрине Бетанкура", не признававшей режимов де-факто, установившихся в результате государственных переворотов. Однако "эра процветания и всеобщего благополучия" завершалась, наметились признаки застоя, стагнации, а затем социально-экономического и политического кризиса. Постепенно иссякал приток поступлений от продажи нефти. Неуклонно нарастала внешняя задолженность. За период с 1973 по 1982 г. она увеличилась с 3,1 млрд до 35,5 млрд долл. Паллиативные меры, принимавшиеся в 80-е годы, в период президентства Л. Эрреры Кампинса (КОПЕИ) и X. Лусинчи (АД) не давали ощутимых результатов. На повестку дня вставал вопрос о кардинальных переменах. Однако их необходимость еще не ощущалась всем правящим классом. А у тех, кто отдавал себе в этом отчет, недоставало политической воли и решимости, сказывались инерционные настроения. Неспособность верхов рационально распорядиться колоссальными природными ресурсами, огромным притоком нефтедолларов, их разбазаривание, особенно на импорт предметов роскоши, о
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.193.221 (0.014 с.) |