Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономический бум и необатльизмСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(1945-1955) В 40-е годы, особенно после создания "советов по заработной плате", наметился рост реальных доходов трудящихся, повышение уровня жизни, развитие внутреннего рынка страны. Период динамичного экономического роста продолжался с 1945 по 1955 г., когда стоимостные показатели промышленного производства за десятилетие выросли в два раза. Подъем охватил и сферу сельского хозяйства. Параллельно экономическому подъему расширялось социальное законодательство, улучшилась система пенсионного обеспечения. Курортная зона вокруг Монтевидео росла за счет продажи прибрежных участков на аукционах по правительственному плану развития туристического бизнеса. Пунта-дель-Эсте стал всемирно известным курортом, куда съезжались для отдыха и развлечений богачи со всего света. Золотые резервы в Государственном банке достигли рекордного уровня. В 1950 г., когда команда Уругвая завоевала во второй раз золотые медали на чемпионате мира по футболу, страну уже привычно называли "латиноамериканской Швейцарией"3. Батльизм вернулся с приходом к власти в 1947 г. президента от партии "Колорадо" Томаса Берреты, победившего на выборах 1946 г. Беррета внезапно умер через шесть месяцев после занятия своего поста, и его преемником со 2 августа 1947 г. стал вице-президент Луис Батлье Беррес, племянник Хосе Батлье-и-Ордоньеса. Он возглавил прогрессивную фракцию батльистов, ставшую известной под названием "Единство и реформа" (Unidad у Reforma), или "Список 15", так как под этим номером фракция выступала на всех последующих выборах. Постепенно Батлье Беррес дистанцировался от своих двоюродных братьев, сыновей Батлье-и-Ордоньеса, Лоренцо и Сесара, также известных уругвайских политиков, которые стали проповедовать со страниц батльистской газеты "Эль Диа" консервативные взгляды и создали свою фракцию в партии "Колорадо" - так называемый "Список 14". Батлье Беррес начал выпускать с 1948 г. свою газету "Аксьон", купил радиостанцию и стал центром притяжения для прогрессивных молодых политиков. Его умеренно-либеральные идеологические и политические взгляды, направленные на реформы и прогрессивное развитие страны, получили известность под названием необатльизм. Он выступал как против коммунизма, так и против авторитарного популизма в других латиноамериканских странах, например политики Хуана Доминго Перона в соседней Аргентине. Идеология Батлье Берреса состояла в создании некоего "многоклассового" движения, которое бы 2 D`Elia G. El Uruguay neo-Batllista. 1946-1958. Montevideo, 1991. P. 14-26. 388 3 См.: Pendle G. Uruguay: South America's First Welfare State. Oxford, 1952. Глава ІЗ. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем проводило в жизнь принципы компромисса и примирения. Он был уверен, что историческая роль государства состоит в поддержании "классового мира", корректировке путем соответствующих реформ "несправедливых различий" между классами, которые создаются внутри социально-экономической сферы. В отличие от перонизма необатльизму были присущи понимание и уважение к автономии и самостоятельности рабочего движения, принципы социального партнерства и сотрудничества, отрицание принципов корпоративизма, характерных для мексиканской модели государственного управления4. Батлье Беррес являлся энтузиастом развития импортзамещающей промышленности (ИЗП) как основы развития национальной экономики, а также расширения сельскохозяйственной сферы и поощрения экспорта продукции животноводства. Он проводил довольно смелые государственные меры в русле этой политики, поощрял протекционизм, невзирая на окрики Международного валютного фонда (МВФ), призывавшего к "режиму ограничения". Президент оказывал поддержку сельскому хозяйству и промышленности, давая указания о выделении кредитов и субсидий, а также о контроле над валютными курсами, что привело к конфликту власти с латифундистами. Дело в том, что с целью аккумуляции средств, необходимых для развития промышленности, закупки сырья и оборудования, правительство дало указание Государственному банку, осуществлявшему контроль над покупкой иностранной валюты, платить ранче-рос по заниженному курсу за иностранную валюту, вырученную от экспортных поставок продукции животноводства. Эта разница в курсе песо помогла стимулировать развитие обрабатывающей промышленности, более 90% продукции которой потреблялось на местном рынке. Но государство не забывало и о сельском хозяйстве, поддерживая высокую прибыльность его производства и стимулируя закупки техники для агропромышленного комплекса. Правительство поощряло развитие тех новых отраслей сельского хозяйства, которые давали бы сырье для местной промышленности, а излишки производства можно было бы экспортировать. Однако главный традиционный экспортный товар страны - мясо, мясопродукты и другая продукция животноводства, не росли. Поголовье скота снизилось по сравнению с 20-ми годами5. Согласно соглашениям с Англией, заключенным еще до Батлье Берреса, правительство Уругвая должно было приобрести британские предприятия, чтобы погасить задолженность по кредитам. Таким образом роль государственного сектора в экономике еще более возросла с приобретением этих предприятий, в число которых входили трамвайные линии Монтевидео, железные дороги и система водоснабжения. Еще одним потенциально важным шагом в социально-экономической сфере стало создание в 1948 г. Национального института по землепользованию. Он должен был стимулировать проведение земельной реформы, более справедливое распределение земельных наделов, урегулирование споров по границам земельных участков и собственности на поголовье скота. Ему было предоставлено право покупать и даже экспроприировать земельные владения. Однако работа института фактически блокировалась отсутствием финансирования на проведение реформы, и в итоге она так и заглохла, едва начавшись. Единственным реальным средством поддержки уругвайских "низов" стали государственные субсидии на производство основных продуктов питания, 4 Pivel Devoto J.E. Historia de la Repъblica Oriental del Uruguay. Montevideo, 1956. P. 186-195. 5 Finch M.HJ. A Political Economy of Uruguay since 1870. L., 1981. P. 256-268. 389 Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем и в 1947 г. был создан Национальный совет по субсидиям, который установил контроль над ценами на эти продукты6. У традиционных буржуазных партий "Колорадо" и "Бланко" (Национальная партия) сохранялись различия в политических платформах и электорате (за "Колорадо" по-прежнему голосовали представители средних городских слоев, тогда как за "Бланко" отдавали голоса высшие слои, землевладельцы, представители ранчерос, аграрии), хотя они не были принципиальными. Согласно закону о политических партиях каждая фракция в "традиционных" партиях имела право выставить своего кандидата на президентских выборах. Затем кандидат, получивший наибольшее число голосов из тех, которые были отданы за его партию, автоматически приплюсовывал к ним голоса, отданные за других кандидатов от фракций, входящих в его партию. И после этого окончательно определялся победитель на выборах. Аккумуляция голосов, отданных за партийные фракции ("сублемы"), гарантировала в условиях организационного раскола среди "бланкос" победу представителям "Колорадо". За эти две основные партии в конце 40-х - начале 50-х годов отдавали свои голоса более 90% уругвайских избирателей7. Отсутствие существенных антагонизмов между партиями, а также острая межфракционная борьба в партии "Колорадо" побудили Батлье Берреса искать союзников в Национальной партии и правых фракциях "Колорадо". Он нашел точки так называемого "патриотического совпадения" с Л.А. де Эррерой и предоставил некоторые посты в правительстве ведущим фигурам терризма (сторонникам Габриэля Терры, представителя крайне правых кругов "Колорадо", президента страны в 1931-1938 гг.), которые рассматривались ранее как "враги либерализма" внутри собственной партии8. Консервативные круги, в особенности землевладельцы, резко отрицательно отнеслись к растущему государственному вмешательству в экономику, расширению социального законодательства и политике перераспределения прибылей в пользу промышленного сектора за счет сферы сельского хозяйства. В 1950 г. Бенито Нардоне, известный радиожурналист, критиковавший правительство с правых позиций, при поддержке Хуана Доминго Бордаберри, одного из директоров Аграрной федерации, создал Федеральную лигу аграрных действий (ФЛАД) (Liga Federal de Acciуn Rural). Созданная таким образом аграрная фракция претендовала на объединение мелких и средних землевладельцев, особенно производителей шерсти, вне их партийной принадлежности. Нардоне выдвинул свою идеологическую платформу, которая ратовала за "свободную рыночную экономику" и приватизацию в противовес политике Батлье Берреса, опиравшейся на государственный сектор в экономике9. Фракция "Единство и реформа" победила на выборах 1950 г. Ее кандидат на пост президента батльист Андрее Мартинес Труэба (1951-1953) не замедлил ввести конституционную поправку, одобренную парламентом, которая воплощала в жизнь мечты Батлье-и-Ордоньеса о коллективном высшем органе исполнительной власти - "колехиадо". Его поддержал лидер Национальной партии Эррера, который стремился путем поддержки популярного шага руководства страны усилить как свои личные, так и партийные позиции "Бланко", а также нащупать почву под ногами после неудачной попытки государственного 6 Ibid. 7 Bates P. Government & Politics of Uruguay. N.Y., 1984. P. 203-207. 8 Finch MM J. Op.cit. P. 270-272. 390 9 Buzetti J. Historia econуmica у financiera del Uruguay. Montevideo, 1969. P. 155-160. Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем переворота 1942 г. Президента поддержали также представители правых фракций "Колорадо", которые боялись повторного прихода к исполнительной власти Батлье Берреса. Новая конституция была одобрена на референдуме 1951 г. и вошла в силу с 1952 г. Согласно новому основному закону страны "колехиадо" получил название Национальный Совет правительства (Consejo Nacional de Gobierno), состоявший из девяти членов, шесть из которых представляли ведущую фракцию партии, победившей на выборах, а трое - партию, занявшую на выборах второе место. Из последних двое должны были представлять ведущую фракцию, и один - вторую по численности полученных на выборах голосов. Исполняющий обязанности президента страны избирался из числа шести членов "колехиадо" от партии, победившей на выборах, при условии ежегодной ротации10. Соответственно с 1 марта (традиционная дата вступления президента в должность по уругвайской конституции) 1953 по 1 марта 1954 г. обязанности президента исполнял Луис Батлье Беррес, затем шли Альберто Зубириа, Арту-ро Лезама, Карлос А.Фишер. Конституция предусматривала также соучастие двух партий в государственных предприятиях и министерствах, используя схему "три плюс два" (трое членов соответствующего совета предприятия или коллегии министерства назначаются от партии, победившей на выборах, а двое - от партии, занявшей второе место)11. В период 1947-1955 гг. Уругвай наслаждался беспрецедентным в истории страны процветанием, и установление коллегиального, на швейцарский манер, органа исполнительной власти укрепило имидж страны как "латиноамериканской Швейцарии". Но экономическое развитие, основанное на монокультурном экспорте продукции животноводства, зависело от мировых цен на мясо и шерсть. Эти цены были столь высокими в десятилетие после окончания второй мировой войны, что в 1956 г. ВВП Уругвая не только достиг рекордной отметки в истории страны, но в пересчете на душу населения опередил все страны Латинской Америки. Рост экспорта, связанный прежде всего с поставками в США продукции животноводства в годы Корейской войны (1950-1953), позволил использовать часть выручки для интенсивного развития местной промышленности. Средний ежегодный рост продукции обрабатывающей промышленности достиг в десятилетие с 1945 по 1956 г. астрономической для всего региона цифры 6%12. Однако к середине 50-х годов, когда после Корейской войны цены на шерсть на мировых рынках пошли вниз, "процветанию" наступил конец.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.008 с.) |