Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический бум и необатльизм

Поиск

(1945-1955)

В 40-е годы, особенно после создания "советов по заработной плате", наметил­ся рост реальных доходов трудящихся, повышение уровня жизни, развитие вну­треннего рынка страны. Период динамичного экономического роста продол­жался с 1945 по 1955 г., когда стоимостные показатели промышленного произ­водства за десятилетие выросли в два раза. Подъем охватил и сферу сельского хозяйства. Параллельно экономическому подъему расширялось социальное законодательство, улучшилась система пенсионного обеспечения. Курортная зона вокруг Монтевидео росла за счет продажи прибрежных участков на аукци­онах по правительственному плану развития туристического бизнеса. Пунта-дель-Эсте стал всемирно известным курортом, куда съезжались для отдыха и развлечений богачи со всего света. Золотые резервы в Государственном банке достигли рекордного уровня. В 1950 г., когда команда Уругвая завоевала во вто­рой раз золотые медали на чемпионате мира по футболу, страну уже привычно называли "латиноамериканской Швейцарией"3.

Батльизм вернулся с приходом к власти в 1947 г. президента от партии "Колорадо" Томаса Берреты, победившего на выборах 1946 г. Беррета внезап­но умер через шесть месяцев после занятия своего поста, и его преемником со 2 августа 1947 г. стал вице-президент Луис Батлье Беррес, племянник Хосе Батлье-и-Ордоньеса. Он возглавил прогрессивную фракцию батльистов, став­шую известной под названием "Единство и реформа" (Unidad у Reforma), или "Список 15", так как под этим номером фракция выступала на всех последую­щих выборах. Постепенно Батлье Беррес дистанцировался от своих двоюрод­ных братьев, сыновей Батлье-и-Ордоньеса, Лоренцо и Сесара, также известных уругвайских политиков, которые стали проповедовать со страниц батльистской газеты "Эль Диа" консервативные взгляды и создали свою фракцию в партии "Колорадо" - так называемый "Список 14".

Батлье Беррес начал выпускать с 1948 г. свою газету "Аксьон", купил ра­диостанцию и стал центром притяжения для прогрессивных молодых полити­ков. Его умеренно-либеральные идеологические и политические взгляды, на­правленные на реформы и прогрессивное развитие страны, получили извест­ность под названием необатльизм. Он выступал как против коммунизма, так и против авторитарного популизма в других латиноамериканских странах, напри­мер политики Хуана Доминго Перона в соседней Аргентине. Идеология Батлье Берреса состояла в создании некоего "многоклассового" движения, которое бы

2 D`Elia G. El Uruguay neo-Batllista. 1946-1958. Montevideo, 1991. P. 14-26. 388 3 См.: Pendle G. Uruguay: South America's First Welfare State. Oxford, 1952.


Глава ІЗ. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем

проводило в жизнь принципы компромисса и примирения. Он был уверен, что историческая роль государства состоит в поддержании "классового мира", кор­ректировке путем соответствующих реформ "несправедливых различий" меж­ду классами, которые создаются внутри социально-экономической сферы. В от­личие от перонизма необатльизму были присущи понимание и уважение к авто­номии и самостоятельности рабочего движения, принципы социального парт­нерства и сотрудничества, отрицание принципов корпоративизма, характерных для мексиканской модели государственного управления4.

Батлье Беррес являлся энтузиастом развития импортзамещающей промыш­ленности (ИЗП) как основы развития национальной экономики, а также расши­рения сельскохозяйственной сферы и поощрения экспорта продукции животно­водства. Он проводил довольно смелые государственные меры в русле этой по­литики, поощрял протекционизм, невзирая на окрики Международного валют­ного фонда (МВФ), призывавшего к "режиму ограничения". Президент оказы­вал поддержку сельскому хозяйству и промышленности, давая указания о вы­делении кредитов и субсидий, а также о контроле над валютными курсами, что привело к конфликту власти с латифундистами. Дело в том, что с целью аккумуляции средств, необходимых для развития промышленности, закупки сырья и оборудования, правительство дало указание Государственному банку, осуществлявшему контроль над покупкой иностранной валюты, платить ранче-рос по заниженному курсу за иностранную валюту, вырученную от экспортных поставок продукции животноводства.

Эта разница в курсе песо помогла стимулировать развитие обрабатываю­щей промышленности, более 90% продукции которой потреблялось на местном рынке. Но государство не забывало и о сельском хозяйстве, поддерживая высо­кую прибыльность его производства и стимулируя закупки техники для агро­промышленного комплекса. Правительство поощряло развитие тех новых от­раслей сельского хозяйства, которые давали бы сырье для местной промышлен­ности, а излишки производства можно было бы экспортировать. Однако глав­ный традиционный экспортный товар страны - мясо, мясопродукты и другая продукция животноводства, не росли. Поголовье скота снизилось по сравнению с 20-ми годами5.

Согласно соглашениям с Англией, заключенным еще до Батлье Берреса, правительство Уругвая должно было приобрести британские предприятия, что­бы погасить задолженность по кредитам. Таким образом роль государственно­го сектора в экономике еще более возросла с приобретением этих предприятий, в число которых входили трамвайные линии Монтевидео, железные дороги и система водоснабжения. Еще одним потенциально важным шагом в социаль­но-экономической сфере стало создание в 1948 г. Национального института по землепользованию. Он должен был стимулировать проведение земельной реформы, более справедливое распределение земельных наделов, урегулирова­ние споров по границам земельных участков и собственности на поголовье ско­та. Ему было предоставлено право покупать и даже экспроприировать земель­ные владения. Однако работа института фактически блокировалась отсутстви­ем финансирования на проведение реформы, и в итоге она так и заглохла, едва начавшись. Единственным реальным средством поддержки уругвайских "низов" стали государственные субсидии на производство основных продуктов питания,

4 Pivel Devoto J.E. Historia de la Repъblica Oriental del Uruguay. Montevideo, 1956. P. 186-195.

5 Finch M.HJ. A Political Economy of Uruguay since 1870. L., 1981. P. 256-268. 389


Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем

и в 1947 г. был создан Национальный совет по субсидиям, который установил контроль над ценами на эти продукты6.

У традиционных буржуазных партий "Колорадо" и "Бланко" (Националь­ная партия) сохранялись различия в политических платформах и электорате (за "Колорадо" по-прежнему голосовали представители средних городских сло­ев, тогда как за "Бланко" отдавали голоса высшие слои, землевладельцы, пред­ставители ранчерос, аграрии), хотя они не были принципиальными. Согласно закону о политических партиях каждая фракция в "традиционных" партиях име­ла право выставить своего кандидата на президентских выборах. Затем канди­дат, получивший наибольшее число голосов из тех, которые были отданы за его партию, автоматически приплюсовывал к ним голоса, отданные за других кан­дидатов от фракций, входящих в его партию. И после этого окончательно опре­делялся победитель на выборах. Аккумуляция голосов, отданных за партийные фракции ("сублемы"), гарантировала в условиях организационного раскола сре­ди "бланкос" победу представителям "Колорадо". За эти две основные партии в конце 40-х - начале 50-х годов отдавали свои голоса более 90% уругвайских из­бирателей7.

Отсутствие существенных антагонизмов между партиями, а также острая межфракционная борьба в партии "Колорадо" побудили Батлье Берреса искать союзников в Национальной партии и правых фракциях "Колорадо". Он нашел точки так называемого "патриотического совпадения" с Л.А. де Эррерой и пре­доставил некоторые посты в правительстве ведущим фигурам терризма (сто­ронникам Габриэля Терры, представителя крайне правых кругов "Колорадо", президента страны в 1931-1938 гг.), которые рассматривались ранее как "враги либерализма" внутри собственной партии8.

Консервативные круги, в особенности землевладельцы, резко отрицатель­но отнеслись к растущему государственному вмешательству в экономику, рас­ширению социального законодательства и политике перераспределения прибы­лей в пользу промышленного сектора за счет сферы сельского хозяйства. В 1950 г. Бенито Нардоне, известный радиожурналист, критиковавший прави­тельство с правых позиций, при поддержке Хуана Доминго Бордаберри, одного из директоров Аграрной федерации, создал Федеральную лигу аграрных дейст­вий (ФЛАД) (Liga Federal de Acciуn Rural). Созданная таким образом аграрная фракция претендовала на объединение мелких и средних землевладельцев, осо­бенно производителей шерсти, вне их партийной принадлежности. Нардоне вы­двинул свою идеологическую платформу, которая ратовала за "свободную ры­ночную экономику" и приватизацию в противовес политике Батлье Берреса, опиравшейся на государственный сектор в экономике9.

Фракция "Единство и реформа" победила на выборах 1950 г. Ее кандидат на пост президента батльист Андрее Мартинес Труэба (1951-1953) не замедлил ввести конституционную поправку, одобренную парламентом, которая вопло­щала в жизнь мечты Батлье-и-Ордоньеса о коллективном высшем органе ис­полнительной власти - "колехиадо". Его поддержал лидер Национальной пар­тии Эррера, который стремился путем поддержки популярного шага руководст­ва страны усилить как свои личные, так и партийные позиции "Бланко", а так­же нащупать почву под ногами после неудачной попытки государственного

6 Ibid.

7 Bates P. Government & Politics of Uruguay. N.Y., 1984. P. 203-207.

8 Finch MM J. Op.cit. P. 270-272.

390 9 Buzetti J. Historia econуmica у financiera del Uruguay. Montevideo, 1969. P. 155-160.


Глава 13. Уругвай: демократия, не выдержавшая испытания временем

переворота 1942 г. Президента поддержали также представители правых фрак­ций "Колорадо", которые боялись повторного прихода к исполнительной вла­сти Батлье Берреса. Новая конституция была одобрена на референдуме 1951 г. и вошла в силу с 1952 г. Согласно новому основному закону страны "колехиадо" получил название Национальный Совет правительства (Consejo Nacional de Gobierno), состоявший из девяти членов, шесть из которых представляли веду­щую фракцию партии, победившей на выборах, а трое - партию, занявшую на выборах второе место. Из последних двое должны были представлять ведущую фракцию, и один - вторую по численности полученных на выборах голосов.

Исполняющий обязанности президента страны избирался из числа шести членов "колехиадо" от партии, победившей на выборах, при условии ежегодной ротации10.

Соответственно с 1 марта (традиционная дата вступления президента в должность по уругвайской конституции) 1953 по 1 марта 1954 г. обязанности президента исполнял Луис Батлье Беррес, затем шли Альберто Зубириа, Арту-ро Лезама, Карлос А.Фишер.

Конституция предусматривала также соучастие двух партий в государствен­ных предприятиях и министерствах, используя схему "три плюс два" (трое членов соответствующего совета предприятия или коллегии министерства назначаются от партии, победившей на выборах, а двое - от партии, занявшей второе место)11.

В период 1947-1955 гг. Уругвай наслаждался беспрецедентным в истории страны процветанием, и установление коллегиального, на швейцарский манер, органа исполнительной власти укрепило имидж страны как "латиноамерикан­ской Швейцарии". Но экономическое развитие, основанное на монокультурном экспорте продукции животноводства, зависело от мировых цен на мясо и шерсть. Эти цены были столь высокими в десятилетие после окончания второй мировой войны, что в 1956 г. ВВП Уругвая не только достиг рекордной отметки в исто­рии страны, но в пересчете на душу населения опередил все страны Латинской Америки. Рост экспорта, связанный прежде всего с поставками в США продук­ции животноводства в годы Корейской войны (1950-1953), позволил использо­вать часть выручки для интенсивного развития местной промышленности. Сред­ний ежегодный рост продукции обрабатывающей промышленности достиг в де­сятилетие с 1945 по 1956 г. астрономической для всего региона цифры 6%12.

Однако к середине 50-х годов, когда после Корейской войны цены на шерсть на мировых рынках пошли вниз, "процветанию" наступил конец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.008 с.)