Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российско-кубинские отношенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(1991-2000) На протяжении трех десятилетий СССР и Куба активно взаимодействовали в политической, экономической, торговой, научной, культурной и военной сферах. Естественно, что для Кубы, подвергающейся всесторонней блокаде со стороны США, эти отношения были чрезвычайно важными и во многом опреде- 132 102 Ibid. Глава 4. Куба: революция и первый опыт социализма в Латинской Америке лившими характер созидания нового общества. Большое значение они имели и для Советского Союза. В этой связи хотелось бы особо подчеркнуть, что слишком упрощают этот аспект те исследователи, которые исходят только из анализа важности геополитического положения Кубы в противоборстве США и СССР в годы "холодной войны". Безусловно, этот фактор был существенен, однако, на мой взгляд, еще более значимыми являлись и являются торгово-экономические связи с этой карибской страной, которые имеют почти двухвековую историю. Разве не может не вызывать удивления тот факт, что еще в 1830 г. поставки кубинских товаров (сахар, кофе, табак) в Россию составляли 6,3% от всего экспорта Кубы? В 80-е годы XX в. СССР ежегодно покупал за рубежом примерно 4,2 млн т сахара, из них 3,9 млн т поставляла Куба.
4 апреля 1989 г. во время визита М.С. Горбачева на Кубу был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между двумя странами сроком на 25 лет. "Его действие, - говорилось в статье 13, - будет автоматически продлеваться на пятилетние периоды, если ни одна из Высоких Договаривающихся Сторон, не заявит о своем желании денонсировать его..." В 1990 г. издательства "Прогресс" (Москва) и "Хосе Марти" (Гавана) издали на русском и испанском языках книгу "СССР - Куба", в которой есть раздел "Договор о дружбе 1989 года: взгляд в будущее". В то время абсолютному большинству кубинцев и советских людей даже трудно было предположить, что всего через два-три года этот "взгляд" вдруг станет настороженным, а порой и полувраждебным со стороны новых правителей России. Тем не менее политика сближения с Вашингтоном требовала от Ельцина и его окружения резкого сокращения многосторонних связей с Кубой. Этот курс и претворялся в жизнь на протяжении первой половины 90-х годов. В 1989 г. объем кубинского импорта из СССР составлял 8 млрд 139 млн долл., в 1992 г. - 2 млрд 236 млн, а в 1994 г. - всего лишь 549 млн долл. Огромный перечень из 700 важнейших для кубинской экономики товаров, закупавшихся на советском рынке, сократился до 1 - нефти, которая теперь обменивалась на сахар из расчета 1 млн т сахара примерно на 1,8 млн т нефти. К тому же ее объемы были резко сокращены и явно не удовлетворяли потребности Кубы. Впрочем, не хватало не только нефти. Сориентированная за 30 лет блокады на советский рынок, кубинская экономика вдруг оказалась без энергетических ресурсов, оборудования для промышленных предприятий, транспортных средств, удобрений, основных предметов потребления, многих видов продовольствия и медикамен- Глава 4. Куба: революция и первый опыт социализма в Латинской Америке тов. На Острове Свободы начался так называемый "особый период", характеризующийся режимом строжайшей экономии и поисками выхода из создавшегося положения. Наиболее трудными были 1991-1993 гг., когда ВВП упал на 34%. Это была естественная реакция кубинской экономики на потерю более 80% (вместе со странами СЭВ) внешнего рынка, основной массы инвестиций и кредитов. Кубинское правительство предприняло целый ряд мер, посредством которых постепенно удалось оздоровить экономику страны. Главные из них: развитие туризма, создание совместных с зарубежным капиталом компаний и свободных зон торговли, привлечение иностранных инвестиций. Характерно, что последние согласно законам и постановлениям, принятым в 90-е годы на Кубе, могут вкладываться в любые сферы, кроме обороны, образования и средств массовой информации. В 90-е годы, когда все эти новые (даже туризм, учитывая масштабы привлечения иностранного капитала) методы модернизации и адаптации кубинской экономики к условиям "особого периода" начали внедряться, Россия оказалась неготовой и по экономическим, и по политическим причинам отстаивать свои интересы на Кубе. Достаточно сказать, что в конце XX в. более 40 стран инвестировали свои средства в экономику Кубы. Некогда привычные лидирующие позиции СССР теперь занимают Канада, Испания, Италия, Франция, Голландия, Мексика, Великобритания. В настоящее время иностранные инвестиции имеют место в 34 отраслях кубинской экономики, прежде всего в нефтедобывающей и горнодобывающей промышленности, туризме и области телекоммуникаций. Доля участия российского капитала пока еще явно недостаточна, хотя, например, разведка, выявление промышленных запасов и добыча нефти развивалась и развивается во многом благодаря активному участию в этой сфере российских геологов и нефтяников. В последние годы XX в. удельный вес России во внешней торговле Кубы колеблется в пределах 10-12% (в 1989 г. - 72%). Основой российского экспорта на Кубу оставалась нефть, которая составляла 15% импорта этого товара Кубой (1989 г. - 100%). Кроме нефти продолжается экспорт из России запасных частей к машинам и оборудованию, шин, металлопроката и т.д. В то же время основным экспортным продуктом Кубы в Россию продолжают оставаться сахар-сырец (примерно 1,5 млн т в конце XX в.), а также табачные изделия, цитрусовые, медицинские реактивы. Торговые операции с Кубой осуществляют более 40 российских фирм, часть экспорта на Кубу идет через посредников из третьих стран, в основном через канадские, испанские и панамские фирмы. По общему объему внешней торговли с Кубой Россия занимает третье место (после Испании и Канады). Безусловно, новый этап в отношениях между Россией и Кубой открыл официальный визит на Остров Свободы президента Российской Федерации В.В. Путина, состоявшийся 13-16 декабря 2000 г. Как остроумно заметил один из отечественных журналистов, "Россия и Куба - как бывшие супруги, которые встретились через 10 лет после развода. Когда-то была страсть, долго жили вместе и в общем многое пережили, но потом разошлись. Точнее, если продолжить эту линию, один другого бросил". Цель своего визита президент России обозначил в краткой, но довольно емкой фразе: "Нам нужно ясно и точно понять, что является перспективным в наших отношениях, что можно считать проблемами 134 вчерашнего дня. Нужно выбрать наиболее эффективные и интересные точки Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности икосновения и не только наиболее интересные конкретные проекты, но и явления двустороннего сотрудничества"103. Пока эти точки соприкоснове-проекты и направления двустороннего сотрудничества изучаются экспер-[ обеих стран, однако лидеры России и Кубы в какой-то степени уже опрели свои приоритеты в двусторонних связях. мo итогам визита были подписаны: Совместное заявление, Договор о пра-й помощи, соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотруд-:стве между министерствами здравоохранения и в области атомной энерге-[, о сотрудничестве двух стран на период 2001-2005 гг. Кубе был предостав-кредит в 50 млн долл. Были подняты и обстоятельно обсуждены вопросы о)щи со стороны России в продолжении строительства ряда крупных хозяй-нных объектов на Кубе, которое было заморожено в связи с отсутствием ансирования. Прежде всего, речь шла о никелевом комбинате "Лас Камали-:" и строительстве АЭС в Харагуа. В вопросе о внешнем долге Кубы России, >рый составляет около 20 млрд долл., стороны не пришли к единому реше-. Куба стремится к списанию 70% долга, в то время как Россия намеревает-кгулировать эту проблему в рамках Парижского клуба, т.е. на сугубо праг-гческой основе. Видимо, главным итогом этого визита явилось все же не ъко подписание различных документов, сколько сложившееся у руководст-оссии убеждение в значимости Кубы как стратегического партнера. ИТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА - РЕГИОН Глава 5 РЕВОЛЮЦИЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ГВАТЕМАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1944-1954 ГОДОВ И "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА" В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКЕ ватемальская революция 1944—1954 гг. явилась результатом назревших социально-экономических и политических противоречий между латифундией и проимпериалисгической буржуазией, с одной стороны, и национальной жуазией, средними городскими слоями, рабочим классом и крестьянством -іугой. Реакционный диктаторский режим X. Убико, тормозивший экономимое развитие страны, превратился в политический анахронизм и утратил держку даже своих бывших сторонников. Начавшись со студенческих демонстраций в столице, движение против дик-/ры приобрело всеобщий характер и вынудило X. Убико в июне 1944 г. пе-ать власть военной хунте во главе с полковником Понсе Вайдесом. Первые мероприятия хунты показали, что ее основной задачей было сохранение в рикосновенности социально-экономических основ диктатуры. Революционный подъем в стране продолжал нарастать, и 20 октября 1944 г. ыхнуло вооруженное восстание. Власть перешла к военно-гражданской рево-пюнной хунте, в состав которой вошли два офицера (Ф. Арана и X. Арбенс) и.-.ЛаринЕ.А. Российско-кубинские отношения (1991-2000 гг.) //Internationale Politik. 2001. N 9.
ХУАНХ. АРЕВАЛО и ХАКОБО АРБЕНС (в центре) и представитель буржуазно-либеральных кругов X. Ториэльо. Революционн хунта объявила о подготовке к всеобщим демократическим выборам. В силу объективных социальных и экономических причин движущими сил ми Гватемальской революции являлись национальная буржуазия и средние елі населения при активной поддержке сравнительно немногочисленного пролет риата и крестьянства1. Главными задачами революции в Гватемале были: восстановление дем кратических прав и свобод; осуществление программы экономических рефор направленных на развитие современного промышленного производства; пров дение аграрной реформы в целях перераспределения земель и модернизаці сельского хозяйства; реорганизация государственного аппарата; реформы в о ласти просвещения и культуры; проведение независимой внешней политики. Направленная в первую очередь против феодально-олигархической пол тическои и экономической системы в стране, революция, таким образом, бьи по своему характеру общедемократической. Однако по мере углубления дем кратических преобразований на первый план выдвинулись ее антифеодальны антиимпериалистический и общенациональный аспекты2. В гватемальской революции четко выделяются два этапа, связанные с де тельностью правительства Х.Х. Аревало (1945-1951) и X. Арбенса (1951-195z Правительство Х.Х. Аревало проводило свою внутреннюю и внешнюю п литику на основе принятой в марте 1945 г. новой конституции страны. Конст 1 См.: Альварадо У. Раздумья. М., 1979. С. 46. 136 2 См.: Там же. Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности туция закрепила буржуазно-демократические свободы и провозгласила ряд прогрессивных социально-экономических принципов, направленных на развитие национальной экономики и улучшение положения народных масс. Так, статьи 91 и 92 осуждали систему латифундизма и предусматривали возможность экспроприации частной земельной собственности в интересах государства. Тем самым создавалась юридическая основа для проведения впоследствии аграрной реформы. Уже летом 1944 г. в Гватемале возникли многочисленные мелкобуржуазные партии и организации, а также профсоюзы. 1 октября 1944 г. была создана Конфедерация трудящихся Гватемалы (КТГ), объединившая 50 тыс. рабочих и ремесленников. В начале 1945 г. в столице открылась профсоюзная школа "Кларидад", в которой политэмигранты из Сальвадора, Мексики, Чили развернули социалистическую пропаганду среди участников гватемальского профсоюзного движения. 15 августа 1945 г. в столице состоялся I Национальный конгресс профсоюзного единства, заявивший о присоединении к Конфедерации трудящихся Латинской Америки (КТЛА) и Всемирной федерации профсоюзов (ВФП). Несмотря на многочисленные трудности, обусловленные, с одной стороны, непоследовательной политикой правительства Аревало, стремившегося удержать рабочее движение в рамках буржуазного "порядка", а с другой - отсутствием достаточного опыта профсоюзной борьбы, рабочий класс Гватемалы добился в эти годы ощутимых успехов. В 1947 г. был принят новый Трудовой кодекс, а через год введена система социального страхования. В 1949 г. правительство Аревало приняло закон, согласно которому эксплуатировать гватемальские нефтяные месторождения могли только национальные компании. Для осуществления новой энергетической политики был создан Государственный институт нефти. В профсоюзном движении Гватемалы набирали силу объединительные тенденции. В октябре 1951 г. был создан единый профцентр гватемальских трудящихся - Всеобщая конфедерация трудящихся Гватемалы (ВКТГ), в которую вошли 175 тыс. человек3. Генеральным секретарем ВКТГ был избран Виктор Мануэль Гуттиерес. Одновременно укреплялась созданная в июне 1950 г. Национальная крестьянская конфедерация Гватемалы (НККГ), объединившая около 200 тыс. крестьян и имевшая 345 организаций по стране4. В ходе упорной забастовочной борьбы в 1949-1951 гг. профсоюзы железнодорожников, рабочих банановых плантаций, докеров, служащих, крестьян добились значительного увеличения заработной платы, улучшения условий труда. В стране происходила консолидация левых сил. Еще в сентябре 1947 г. внутри мелкобуржуазной Партии революционного действия (ПРД) возникает Демократический авангард Гватемалы, развернувший работу по созданию марксистской партии. Несмотря на преследования со стороны правительства Аревало, в сентябре 1949 г. был созван учредительный съезд компартии. Его работа про-I ходила в условиях подполья и завершилась в декабре 1949 г. созданием Комму-I нистической партии Гватемалы (КПГ). В июне 1950 г. вышел в свет первый I номер еженедельника КПГ "Октубре", а 1 сентября того же года открылась I партийная школа имени Хакобо Санчеса. Правительство Аревало, пытаясь по- I 3 См.: Профсоюзы Центральной Америки. М., 1966. С. 30. ■ 4 Pearson N. Guatemala: The Peasant Union Movement, 1944—1954 // Landsberger H.A. (ed) Latin American Peasant Movements. Ithaca, 1969. P. 350. 137 Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности мешать процессу воссоздания компартии, отдало распоряжение о закрьг еженедельника "Октубре" и партийной школы. Свыше 50 коммунистов бь брошены в тюрьму или высланы из страны. Правительство Х.Х. Аревало в своей практической деятельности опирал на реформистскую теорию так называемого "духовного социализма", прич ливое сочетание философского мистицизма с прагматическими рассужденш в духе концепции "Нового курса" Ф.Д. Рузвельта5. Во внешнеполитической с< ре правительство Аревало разорвало отношения с франкистской Испанией диктаторскими режимами А. Сомосы в Никарагуа, Л. Трухильо в Доминик ской Республике и П. Хименеса в Венесуэле. В апреле 1945 г. Гватемала ус новила дипломатические отношения с СССР. В качестве посла в Москву б направлен видный гватемальский общественный деятель и писатель Луис К доса-и-Арагон. В 1946 г. правительство Гватемалы, выступая с популярным в Централы Америке лозунгом унионизма, подписало с Сальвадором договор, положивп начало Организации Центральноамериканских государств (ОЦАГ). Вмест тем Гватемала осудила интервенционистский характер договора Рио-де-Жан ро (1947) и отказалась подписать его. Исследователи Гватемальской революции сходятся во мнении, что пра тельство Аревало являлось в целом буржуазно-реформистским, а не революцд но-демократическим, и его реформы не затрагивали основ социально-зконої ческой структуры страны, а лишь модернизировали ее. На первом этапе ре люции влияние латифундизма и американских монополий практически не бь ограничено. К 1950 г. 516 крупнейших помещичьих хозяйств по-прежнему в дели 40,8% обрабатываемой земли. Правительству Аревало были свойственны также нерешительность в бо бе с реакцией, стремление к политическому компромиссу с ней, антикоммуни Все это серьезно тормозило революционный процесс, препятствовало соз нию единого фронта левых сил, который мог бы стать не только политичесі опорой самого правительства, но и надежным гарантом успеха демократи ских реформ. Значение такого фронта возрастало в условиях усиливавши напряженности в отношениях между правительством Аревало и силами ре ции и империализма. Предметом острой конфронтации стал Трудовой кодекс. Им устанавли лись 8-часовой рабочий день, минимум заработной платы, в нем содержал] статьи об улучшении условий труда. По словам известного американского ж налиста К. Билса, кодекс "был довольно умеренным и не выходил за paw борьбы за традиционные свободы"6. Однако он не отвечал интересам аме] канских компаний, привыкших эксплуатировать гватемальцев по своим соб венным законам, поэтому правительство Аревало быстро лишилось симпат представителей крупного американского капитала. Система социального ст ховання, введенная гватемальским правительством, тоже не устраивала аме] канские компании, ибо только одна "Юнайтед фрут комани" (ЮФКО) теряла этом 200 тыс. долл. ежегодно7. В 1948 г. послом в Гватемалу был назначен Ричард Паттерсон - челов близкий к президенту США Г. Трумэну. Свою основную задачу новый по( 5 Arevalo J.J. Escritos Polнticos. Guatemala City, 1945. P. 199. 6 Beals C. Latin America: World in Revolution. N.Y., 1963. P. 366. Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности ел исключительно в защите интересов ЮФКО. Деспотичный и бесцеремон-ш, Паттерсон не гнушался ничем, чтобы дискредитировать внутреннюю и ешнюю политику правительства Аревало. Так, добиваясь отмены нового гва-мальского закона о нефти, американский посол пытался подкупить самого зидента, предложив ему в обмен на право постоянного бурения скважин аме-иканцами взятку в размере 10% от будущих прибылей8. В своей враждебной деятельности против правительства Аревало Паттер-н сделал ставку на реакционные круги армии, на честолюбие и антикоммуни-еские убеждения командующего ею полковника Ф. Араны. За годы рево-ции гватемальская армия, в сущности, осталась незатронутой реформами. есмотря на наличие левого крыла среди офицеров (к которому, в частности, имыкал военный министр в правительстве Аревало полковник X. Арбенс), ышшство из них стояли в стороне от политики и придерживались узкокасто-, зачастую реакционных и антикоммунистических взглядов. "Автономное", I не подконтрольное правительству и конгрессу, положение вооруженных.закрепленное в Конституции 1945 г., предоставляло удобную возможность использования их в различных антиправительственных авантюрах. Паттерсон не случайно остановился на кандидатуре Араны. Активно высту-против демократизации армии, Ф. Арана стал главным инициатором вклю-ния в конституцию 1945 г. статей о пресловутой "автономии" вооруженных І В 1947 г. Арана добивался закрытия профсоюзной школы "Кларидад" и сылки из страны ряда профсоюзных деятелей. Он поддерживал тесные связи ериканскими торговыми и военными кругами и даже вел (без ведома прави-ьства) переговоры с представителями американских компаний о предостав-Еении им на льготных условиях лесных концессий в департаменте Петен9. І Антидемократическую позицию занял Арана и в вопросе о возможности ■юружения рабочих и студентов в целях защиты революции. Следует отметить, ■то к концу президентства Аревало в Гватемале резко активизировались реак-■онные политические группировки, пытавшиеся путем военного путча не пристать на будущих президентских выборах победы сторонников продолжения ■углубления процесса демократизации страны. В августе 1948 г. после раскры-очередного антиправительственного заговора руководители профсоюзов и енты потребовали от правительства и командования армии оружие, но, по етельству американского историка Р. Шнейдера, "получили твердый отказ стороны полковника Араны"10. Подобные действия командующего армией могли не насторожить демократическую общественность, руководство рабо-и крестьянских организаций. Они не без основания видели в Аране возмож-го претендента в будущие диктаторы. Уже к концу 1948 г. Арана фактически стал лидером консервативно-реак- онных сил, которые рассчитывали выдвинуть его кандидатуру на президент- х выборах 1950 г. Однако он решил нанести упреждающий удар правитель- у. Совместно с группой правых офицеров и политиков, представителей ковной олигархии - сторонников архиепископа М. Росселя Арельяно - и при ержке латифундистов и посольства США Арана разработал план государ- нного переворота. Мятеж вспыхнул 18 июля 1949 г. Однако в самом его •.Blaster С. The Hovering Giant. Pittsburg, 1976. P. 59, 64-65. .■.Леонов Н. С. Некоторые проблемы политической истории Центральной Америки. М., 1972. 2O` iderR. Communism in Guatemala. 1944-1954. N. Y., 1958. P. 28. Ў39 Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности начале в результате покушения, обстоятельства которого не прояснены до си пор, полковник Арана был убит11. Министр обороны X. Арбенс организовал сопротивление мятежникам, затем с помощью верных правительству воинских частей, полиции, а такж добровольческих отрядов рабочих, студентов, служащих вынудил их сложит оружие. Правительство Аревало располагало данными о непосредственном участю посла США Р. Паттерсона в подготовке и осуществлении антиправительствен ного заговора. Так, было известно, что он лично присутствовал на секретны; заседаниях мятежников12. В 1950 г. правительство Гватемалы потребовало не медленного удаления Паттерсона из страны, что вызвало крайнее недовольство администрации Г. Трумэна. Отношения между двумя странами заметно ухудшились. После провала миссии Паттерсона Соединенные Штаты фактически начали блокаду Гватемалы. На 80% был сокращен импорт в США гватемальских бананов, прекращена продажа оружия, приостановлена выдача кредитов и займов13. В конгрессе США возникла сильная антигватемальская группировка, тесно связанная с ЮФКО. В нее входили сенаторы Л. Хилл, Г.К. Лодж, К. Поппер, А. Уайли, члены палаты представителей К. Гертер, М. Мэнсфилд, Д. Маккор-мик. В 1949-1954 гг. они неоднократно публично выступали с нападками на гватемальское правительство и в защиту привилегий ЮФКО14. В конечном счете "Юнайтед фрут" удалось придать политике США по отношению к Гватемале нужное для себя направление, а с приходом в Белый дом в 1953 г. республиканской администрации Д. Эйзенхауэра заручиться безоговорочной поддержкой ею своих действий против революционного правительства X. Арбенса. Это и неудивительно, поскольку многие ведущие деятели администрации Д. Эйзенхауэра были непосредственно связаны с ЮФКО. Госсекретарь США Дж.Ф. Даллес, например, являлся членом адвокатской конторы "Салливэн эпд Кромвелл", которая вела дела "Юнайтед фрут". Он был одним из авторов договора между ЮФКО и правительством Убико в 1936 г. Помощник Дж.Ф. Даллеса по межамериканским делам Дж.М. Кэбот и его двоюродный брат, представитель США в ООН Г. Кэбот Лодж являлись акционерами ЮФКО. Тесные контакты с руководством компании поддерживали военный министр Р. Стивене, министр торговли С. Уикс и др.15 В ноябре 1950 г. в Гватемале состоялись президентские выборы. Реакционные силы внутри страны и американские компании делали ставку на И. Фуэн-теса, но он потерпел серьезное поражение. 65% всех голосов избирателей получил полковник Хакобо Арбенс, выступивший с программой дальнейшего углубления демократических реформ, начатых правительством Аревало. X. Арбенс являлся кандидатом широкой коалиции демократических сил, включавшей мелкую и среднюю национальную буржуазию, промышленных и сельскохозяйственных рабочих, крестьян, интеллигенцию и студенчество, а также часть офицерства гватемальской армии. Цель своего правительства X. Арбенс видел в том, чтобы превратить Гватемалу из зависимой страны с полуколони- 11 Gleijeses P. Shattered Hope: The Guatemalan Revolution and the United States. 1944-1954. Princeton. 12 См.: Ториэльо Г. Гватемала: революция и контрреволюция. М., 1983. С. 142. 13 См.: Walton R. The United States and Latin America. N.Y., 1972. P. 124. 14 См.: Маккен Т. Американская компания: Трагедия "Юнайтед фрут". М., 1979. С. 76-86. Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности "ьнои экономикой в экономически независимое государство, ликвидировать ережитки феодальных отношений в сельском хозяйстве и ограничить господ- ^o ЮФКО и других американских компаний в экономике и социально-полити- еской жизни страны, способствовать подъему жизненного уровня широких на- ■дных масс16. Хотя правительство Арбенса не пошло на национализацию всего имущест- американских компаний, грабивших страну, оно разработало ряд проектов, правленных на отстранение американских монополий от национальной эко- омики. Так, строительство шоссейных дорог к Атлантическому побережью одрывало монополию "Интернейшнл Рейлуэйз оф Сентрал Америка" (ИРСА), цествлявшей основные перевозки по железным дорогам страны. Стро- ельство национального порта в Санто-Томасе давало Гватемале собственный од к морю и возможность контролировать свою внешнюю торговлю. Тем їм можно было покончить с американским контролем над крупнейшим ортом страны в Пуэрто-Барриосе. Пуск гидроэлектростанции в Хируне (мощ- остью в 45 тыс. квт) нанес бы сильный удар по влиянию американской "Бонд Шер", являвшейся основным производителем и поставщиком электроэнер- в стране. Важнейшим мероприятием правительства Арбенса и всей революции в це-ом явилось провозглашение и осуществление аграрной реформы. По закону 'аграрной реформе от 17 июня 1952 г. ("декрет 900") подлежали экспроприа-за выкуп все необрабатываемые участки земли площадью свыше 90 га, при-адлежавшие частным лицам или компаниям. Эти земли распределялись между естьянами из расчета от 3 до 7 га на семью. Все виды отработок отменялись -стьянам предоставлялась помощь орудиями, домашним скотом, семенами, а неполных два года проведения реформы правительство Арбенса распредели-среди крестьян 603 615 га земли, в том числе 169 тыс. га - принадлежавшей КО. Землю получили примерно 100 тыс. крестьянских семей. Созданный в нтябре 1952 г. Национальный аграрный банк менее чем за два года своей де-ельности предоставил крестьянам кредиты на сумму в 20 млн. долл.17 Аграрная реформа 1952 г. была направлена на ликвидацию полуфеодаль-IX отношений в гватемальской деревне, на ускорение экономического разви-I страны путем расширения внутреннего рынка и включения в хозяйствен-ш оборот необрабатываемых земель. Она, несомненно, являлась важным ре-люционным актом и могла решающим образом повлиять на дальнейшее разве демократического процесса и судьбу Гватемальской революции. При всем этом аграрная реформа не покушалась на сам принцип частной бственности на землю, а национализация земли производилась, как отмеча-"ь выше, за выкуп. Это правило распространялось и на "Юнайтед фрут", корой принадлежало более 230 тыс. га (6,8% всех земельных площадей страны), % из которых не обрабатывались. В марте 1953 г. была экспроприирована собственность "Юнайтед фрут" в ионе Тикисате (Тихоокеанское побережье) в размере 83 тыс. га. Компании Выла предложена компенсация, в два раза превышавшая цену, по которой она впила эти земли у правительства Гватемалы. В феврале 1954 г. были экспро- ВСм.: Альварадо У. Указ. соч.. С. 49. ■Подробнее см.: Whetten N. Guatemala: The Land and the People. N.Y., 1963; Monteforte Toledo M. ■Guatemala: Monografнa Sociolуgica. Mexico. 1959: Торизльо Г. Указ. соч. С. 19-35; Ковалев ЕВ. Аг-Ирарные реформы в странах Латинской Америки. М., 1973; Страны Центральной Америки: Тен-■денции экономического и социально-политического развития. М., 1986. С. 54-55. Глава 5. Центральная Америка - регион революций и политической нестабильности приированы еще 70,3 тыс. га в Бананере (Атлантическое побережье) - зел которые были просто подарены ЮФКО диктаторскими правительстве Тем не менее и здесь правительство Гватемалы предложило выплатить к пенсацию. Законность и правомерность действий правительства Арбенса не подле ли сомнению. Однако руководство ЮФКО, госдепартамент США встретили рарную реформу в Гватемале резко враждебно. Уже через три недели по первой экспроприации земель ЮФКО, 25 марта 1953 г. госдепартамент С] заявил протест правительству Гватемалы, взяв под защиту интересы компаї В апреле 1954 г. он в ультимативной форме потребовал от правительства, бенса компенсацию за причиненный ущерб в размере 15 855 тыс. долл., чт 26 раз (!) превышало объявленную стоимость земли. Абсурдность и провока онный характер этих требований были убедительно раскрыты правительсп Арбенса в специальном документе18. В США развернулась мощная антигватемальская компания, организатс которой пытались доказать не только "прокоммунистический" характер агр ной реформы, но и то, что вся Гватемала при Арбенсе превратилась в "марк стский оплот в Западном полушарии". "Юнайтед фрут" боялась не только потерять свои привилегии в Гватема Ее, как и госдепартамент США, не устраивало то, что политика правительс Арбенса могла создать прецедент, который повлек бы за собой ослабление зиций американских монополий во всей огромной "банановой империи", bkj чавшей в себя, помимо Гватемалы, Гондурас, Коста-Рику, Никарагуа, Пана Эквадор, Колумбию, Кубу, Гаити, Доминиканскую Республику и Ямай Начавшаяся в мае 1954 г. в соседнем Гондурасе на плантациях ЮФКО крупн шая в истории этой страны забастовка подтвердила опасения противников Г темальской революции. На действия правительства США в отношении Гватемалы в огромной с пени повлияла общая атмосфера "холодной войны", напряженной междунар ной обстановки того времени. Госсекретарь США Дж.Ф. Даллес стреми. одержать "показательную победу над коммунизмом". И если, как пин К. Блейжир, «освобождение Восточной Европы, к которому он призывал, бь слишком опасным мероприятием, то "освобождение" Гватемалы от мифи ского коммунистического гнета было делом несравненно более легким»19. Необходимо учитывать, что в этот исторический период стратегические і зиции США в Латинской Америке были достаточно прочными, а общее сооті шение сил складывалось не в пользу антиимпериалистического движения континенте. Этим и объясняется отчасти та сравнительная легкость, с котор ЮФКО, госдепартаменту и ЦРУ удалось разработать и осуществить свой пл подавления Гватемальской революции. План проводился в жизнь по нескольким направлениям. Пропаганда СИ через дипломатические каналы, радио, телевидение, прессу развернула бесп] цедентную антикоммунистическую кампанию. Цель этой шумихи состоял, том, чтобы запугать и расколоть демократические силы внутри самой Гватеь лы и за ее пределами, дезориентировать общественное мнение и тем самым) шить Гватемальскую революцию широкой и эффективной поддержки. Нел лый вклад в разжигание враждебной кампании внесла верхушка гватемальск 18 См.: Ториэльо Г. Указ. соч. С. 31-34, 24. 142 19 Blaster С. Op. cit. P. 163. Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности католической церкви во главе с архиепископом М. Росселем Арельяно - яростным противником правительства X. Арбенса. Добиваясь дипломатической изоляции Гватемалы, США пытались создать под своей эгидой антигватемальский блок внутри ОАГ. В отличие от прошлых лет, когда США в случае угрозы своим интересам в той или иной стране без колебаний посылали туда морскую пехоту, на этот раз было решено расправиться с Гватемалой руками самих центральноамериканцев. Для этой цели реакционные правительства Гондураса и Никарагуа получили от США значительную финансовую и военную помощь. Они присоединились к антигватемальской кампании и в апреле 1953 г. спровоцировали выход Гватемалы из ОЦАГ. Сотрудники американского посольства и военной миссии вели подрывную работу среди офицерской верхушки гватемальской армии, искусно играя на реакционных взглядах многих офицеров. Их недовольство внутренней и внешней политикой правительства Арбенса было вызвано опасениями утратить привилегии и нежеланием вступить в конфликт со столь могущественной триадой, как ЮФКО-госдепартамент-ЦРУ. Эта работа особенно активизировалась с прибытием в Гватемалу в октябре 1953 г. нового американского посла Д. Пери-фуа, который фактически стал во главе группы реакционно настроенных офицеров. Наконец, Соединенные Штаты оказали всемерную помощь в снаряжении и обучении контрреволюционной армии наемников, которая базировалась в Гондурасе. Наемниками командовал бывший военный атташе Гватемалы в США полковник Кастильо Армас. Эта помощь обошлась Соединенным Штатам в 5 млн долл. и включала поставку стрелкового оружия, боеприпасов, взрывчатки, радиоаппаратуры, обмундирования, палаток, грузовиков и т.д. Армас получил в свое распоряжение также самолеты (истребители Р-47 и бомбардировщики Б-26), которые обслуживались американскими летчиками и механиками. В Гондурасе и Никарагуа открыто шла вербовка наемников, которым платили по 300 долл. в месяц. Боевой подготовкой их руководил полковник спецвойск США К. Студер. В установленное время отряды К. Армаса были сосредоточены в гондурасском поселке Копан (на границе с Гватемалой), где ожидали сигнала к вторжению. В ходе подготовки вооруженной интервенции против Гватемалы США игнорировали все попытки правительства X. Арбенса разрешить назревающий конфликт мирным путем и достичь договоренности по всем спорным проблемам. Напротив, заявления высокопоставленных лиц американской администрации становились все более угрожающими. "Общественное мнение в Соединенных Штатах, - говорил в январе 1954 г. Д. Перифуа, - может подтолкнуть нас к принятию незамедлительных мер, чтобы предохранить Гватемалу от попадания в сети международного коммунизма. Мы не можем допустить, чтобы советские республики обосновались между Техасом и Панамским каналом"20. Юридические основания для интервенции против Гватемалы США получили на X Межамериканской конференции в Каракасе (март 1954 г.), куда Соединенные Штаты и латиноамериканские страны прибыли с различными целями: первые - для организации совместных действий против революционной Гватемалы, вторые - для получения дополнительной экономической помощи. Гватемальская делегация, которую возглавлял министр иностранных дел Г. Ториэльо, использовала трибуну в Каракасе для разоблачения готовящегося империали- 20 Time. 1954. 11 en. P. 27. 143 Глава 5. Центральная Америка -регион революций и политической нестабильности стического заговора против небольшой страны, осмелившейся проводить Ў висимую политику21. "Никогда еще США не подвергались такой резкой кр ке со стороны латиноамериканцев", - писал известный в США специалис Латинской Америке Д. Марте, отмечая далее, что "смелая речь Г. TopH3J была встречена овацией"22. Однако, несмотря на активное противодействие Гватемалы, американ делегация во главе с
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.211.135 (0.019 с.) |