Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Российско-латиноамериканские отношения на современном этапе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С распадом СССР и возникновением в качестве его правопреемника и продолжателя новой России резко снизилась активность, сузилась структура наших взаимоотношений со странами Латинской Америки, в разы сократился товарооборот, достигший пика в 1985 г. - 10 млрд 193,3 млн руб.3 В основном это явилось следствием территориального уменьшения, тотального ослабления финансово-экономического, военного и политического потенциала России, развала госорганизаций, занимавшихся внешними связями, при переходе к рыночной экономике, а частично и следствием трудностей, переживаемых в тот период рядом латиноамериканских государств. Понадобились огромные усилия и время, чтобы постепенно начать реанимирование российско-латиноамериканских отношений, придать ускорение их развитию, причем на совершенно иной, деидеологизированной основе, лишенной классовых подходов и пристрастий, ненужного соперничества с США в регионе. Этот эволюционный процесс можно разделить на два этапа: с 1991 до конца 1995 г. и с 1996 г. до наших дней. На первом - во внешней политике России не уделялось должного внимания Латинской Америке, что объясняется в первую очередь прозападными взглядами и подходами тогдашнего политического руководства и лично министра иностранных дел А.В. Козырева. Именно в ту пору РФ потеряла многих прежних латиноамериканских партнеров, фактически ушла с Кубы, бросив сотни недостроенных объектов и оборудование на многие миллионы рублей, оказалась в известной изоляции в этом регионе. Тем не менее, несмотря на столь резкий спад во взаимоотношениях, интерес к России отнюдь не исчезал со стороны латиноамериканских государств. Они были готовы продолжать сотрудничество по многим направлениям, взаимодействовать на международной арене. В Москву совершили визиты президент Чили П. Эйлвин (1993), только что избранный президент Бразилии Ф.Э. Кардозо (1994), министры иностранных дел Аргентины, Бразилии, Колумбии, Панамы (1994), Кубы (1995). Латиноамериканцы резонно видели в РФ неотъемлемый компонент поддержания международной стабильности и баланса сил в мире, необходимый противовес гегемонистским устремлениям США в регионе. Однако 3 Внешняя торговля СССР в 1985 г.: Статист, сб. М., 1986. С. 14. Фактически объемы внешней тор Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века в те годы Россия, обремененная внутренними проблемами, подавала в ответ слабые сигналы, не осуществила ни одного визита на том же уровне. И хотя в тот период были формально установлены дипломатические отношения с Гондурасом, Панамой, Парагваем, Сальвадором и рядом островных карибских государств и Россия получила статус наблюдателя в ОАГ, тенденцию к общему сужению российско-латиноамериканских связей это не меняло. Более того, по финансовым соображениям были закрыты наши генконсульства в городах Моа, Сьенфуэгосе (Куба) и Веракрусе (Мексика), посольство в Суринаме, в целом сокращено число российских дипломатов в Латинской Америке. Перелом наметился в начале 1996 г. К тому времени у нас наступила определенная политическая и экономическая стабилизация, укрепилось положение РФ в мире и одновременно в ее руководящих и общественных кругах произошло осознание пагубности ориентации внешней политики только на Запад, что, в частности, вело к сужению политических горизонтов России, ее оттеснению в международных делах на второй план. Приход в этих условиях к руководству МИД РФ опытнейшего политика, академика Е.М. Примакова был естественным ответом на создавшуюся ситуацию и стал предвестником грядущих перемен. В свою очередь, к середине 90-х годов большинство латиноамериканских стран завершило переход от преобладающих авторитарно-олигархических режимов, военных диктатур право- и левоцентристского толка к различным формам конституционно-представительной демократии и от этатизированной, протекционистской, полузакрытой хозяйственной модели к либеральной рыночной системе, что открыло дополнительные возможности для расширения российско-латиноамериканского сотрудничества в различных областях. В основу нового внешнеполитического курса России легла концепция многополярного, взаимозависимого мира: отход от блокового противостояния, установления разделительных линий, деления стран на главные и второстепенные, отрицание гегемонии и диктата в международных отношениях какой-либо державы, согласованность действий мирового сообщества, широкое сотрудничество его членов, укрепление авторитета и влияние ООН4. Уже на своей первой пресс-конференции в новом качестве Е.М. Примаков подчеркнул "необходимость диверсификации внешних связей России", заявил, что ее политика на международной арене как великого государства "должна работать по всем азимутам"5. В мае 1996 г. министр осуществил первый за десять лет официальный визит в регион в качестве руководителя МИД (в 1986 г. там побывал министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе), посетив Мексику, Кубу и Венесуэлу, а в ноябре 1997 г. - Бразилию, Аргентину, Колумбию, где имел также встречу с министром иностранных дел Панамы, и Коста-Рику, где провел отдельную широкоформатную беседу со своими коллегами из Гондураса и Никарагуа и заместителями глав внешнеполитических ведомств Гватемалы, Доминиканской Республики и Сальвадора. В выступлениях в ходе обеих поездок Е.М. Примаков неоднократно заявлял о том важном значении, которое придает Россия отношениям с Латинской Америкой6, и это нашло живой отклик в латиноамериканских общественно-политических и деловых кругах. Крупнейшая аргентинская газета •Л а КОН' гоп "сх< pew свя: мек име важ еле, тьи ВЬІІ ВЫ сов чес ШЄІ вГі вок Об< бин не н Лат Прі жде чес
4 Дипломатический вестник МИД России. 1996. № 2. С. 3. 5 Там же. * См.: Там же. 1997. № 11. С. 28-50. Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века "Ла Насьон" писала: "Нельзя не видеть позитивную роль РФ в формировании на континенте полюса политического и экономического влияния в структуре многополярного мира"7. Столичная колумбийская газета "Эль Тьемпо" отмечала "сходство позиций России и Латинской Америки по большинству вопросов современности", подчеркивая "взаимовыгодность диверсификации двусторонних связей"8. В результате поездки Е.М. Примакова было подписано 17 различных документов. Одни из них предусматривали укрепление и усовершенствование уже имевшегося сотрудничества, другие - затрагивали нетрадиционные и жизненно важные интересы государств (борьбу с незаконным оборотом наркотиков, исследование и использование космического пространства в мирных целях), третьи - выводили российско-латиноамериканские отношения на качественно новый уровень, нацеленный на XXI в. и открывающий долгосрочные перспективы двустороннего сотрудничества (декларации о принципах взаимоотношений, совместное заявление о создании российско-бразильской комиссии по сотрудничеству высокого уровня)9. При Е.М. Примакове началось восстановление российско-кубинских отношений на основе подлинного равенства и взаимной выгоды. На переговорах в Гаване особое внимание было уделено рассмотрению вопроса об обстановке вокруг Кубы, в том числе в связи с принятым в США законом Хелмса-Бэртона. Обе стороны пришли к выводу, что снижение напряженности в американо-кубинских отношениях отвечало бы интересам укрепления стабильности в регионе и в мире в целом. Характеризуя решительный поворот в нашей внешней политике в сторону Латинской Америки, правительственный орган России указывал: "Евгений Примаков исправляет ошибки Андрея Козырева"10. Дополнительной правовой основой нашей политики в регионе стала утвержденная в 1998 г. Б.Н. Ельциным Программа дальнейшего развития сотрудничества с государствами Латинской Америки. Знаковыми событиями в двустороннем плане явились визиты в РФ президента Аргентины К. Менема (1998), проявившего готовность к достижению широкомасштабных договоренностей, и вице-президента Бразилии М. Масие-ла (1999) в целях проведения первого заседания Межправительственной комиссии высокого уровня, раскрывшего горизонты диверсификации взаимных связей. Ныне отношения со странами Латинской Америки представляют собой важное самостоятельное и весьма перспективное направление многовекторной и многоуровневой международной деятельности РФ, осуществляемой в соответствии с одобренной В.В. Путиным новой редакцией Концепции внешней политики России11 и "на основе четкого определения национальных приоритетов, прагматизма и экономической эффективности"12, нацеленной на "формирова- 7 La Nacion. 1997. 25 nov. 8 El Tiempo. 1997. 28 nov. 9 Такого рода комиссии были учреждены с Украиной, КНР и Францией, а также с США (называ ю Российская газета. 1997. 20 дек. 11 Российская газета. 2000. 11 июля. 12 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации М., 2001. С. 40. 559 Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века ние нового демократического мироустройства... упрочение международной | безопасности и стабильности... обеспечение достойного места России в мире"13. Курс на поступательное сближение с государствами данного континента обу Объективно регион представляет собой один из центров формирующегося І тї дународного права - близко российской идеи многополярности. Государства | кі региона решительно выступают против попыток одностороннего применения силы в обход ООН под предлогом "гуманитарной интервенции". Растет удельный вес стран региона в мировой экономике. Сегодня Латин ряду основных показателей вплотную приблизились к индустриально развитым. Г Повышается роль и расширяется участие стран региона в мировой полити- н ке. Им принадлежит 33 голоса в ООН. Отдельные государства или их объеди- к нения - источники многих полезных инициатив, затрагивающих интересы меж Для РФ также представляет интерес опыт Латинской Америки в проведе- и| нии рыночных реформ, демократических преобразований, урегулирования ті региональных и внутренних конфликтов, в создании эффективных интегра- (; ционных объединений и механизмов их регулирования. го Отсюда - обоюдная готовность к развитию отношений как в двустороннем, д.) так и в многостороннем форматах, что особенно проявилось в последние годы. Правда, здесь необходимо учитывать и другое. Вторгаясь в так называемую зону американских интересов, Россия, с одной стороны, не может допустить новой конфронтации с США, а с другой - должна четко и последовательно отстаивать свои позиции, пресекать попытки ограничить ее присутствие в регионе. Россия поддерживает дипломатические отношения с 28 из 33 суверенных латиноамериканских государств (кроме Багамских островов, Гренады, Сент-Винсента и Гренадин, Сент-Китса и Невиса, Сент-Люсии). При всей важности опоры на отдельные наиболее крупные и развитые страны проводится целенаправленная политика по упрочению дружественных связей со всеми государствами континента. Динамично развивается политический диалог, растут уровень и интенсивность российско-латиноамериканских межгосударственных контактов. 13 Иванов И.С. Российская дипломатия: история и современность: Материалы научно-практической конференции, посвященной 450-летию создания Посольского приказа. 29 октября 1999 года. М., 2001. С. 16. Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века Особое значение в этом плане имеет "президентская дипломатия". Первый в истории России визит на высшем уровне в Латинскую Америку В.В. Путина (Куба, декабрь 2000 г.) позволил не только снять накопившиеся негативные наслоения в российско-кубинском сотрудничестве, но и подтвердить серьезность нашей политики в отношении региона в целом. Встречи в ходе саммита тысячелетия в Нью-Йорке и форумов транстихоокеанского объединения АТЭС в Брунее и Шанхае в 2000-2001 гг. с президентами Мексики (Э. Седильо и В. Фоксом), Венесуэлы (У. Чавесом), Перу (А. Толедо), Чили (Р. Лагосом), лидером Кубы (Ф. Кастро) сблизили наши позиции с латиноамериканцами по наиболее важным международным проблемам. В результате официального визита У. Чавеса в Москву в мае и его рабочей поездки в октябре 2001 г. взят курс на формирование отношений стратегического партнерства с Венесуэлой. Дальнейшей активизации разностороннего сотрудничества содействовал состоявшийся в январе 2002 г. визит президента Бразилии Ф.Э. Кардозо в Россию. За протокольные рамки вышла практика взаимного направления обмена посланий на высшем уровне. Только в 2001 г. В.В. Путин обменялся - в отдельных случаях неоднократно - мнениями по крупным вопросам мировой политики с президентами Бразилии, Венесуэлы, Мексики, Колумбии, Уругвая, лидером Кубы, обратился к участникам саммитов Группы Рио, МЕРКОСУР, Ибероамериканского форума, Ассоциации карибских государств (АКГ). Входят в практику телефонные контакты руководителей наших стран. Впервые в истории российско-латиноамериканских отношений совершил поездку в регион - в Бразилию и Венесуэлу (декабрь 2001 г.) - Председатель Правительства РФ М.М. Касьянов, в ходе которой, в частности, было проведено второе заседание Российско-Бразильской комиссии по сотрудничеству высокого уровня и создана аналогичная комиссия с Венесуэлой. Углублению политического диалога способствуют регулярные встречи, в том числе и в ходе сессий ГА ООН, министров иностранных дел в двустороннем и многостороннем форматах, обмен посланиями. В 1998-2001 гг. Россию посетили руководители внешнеполитических ведомств Кубы (трижды), Колумбии (дважды), Мексики, Аргентины, Гватемалы, Перу, Ямайки, Уругвая. Дважды побывал на Кубе министр иностранных дел РФ И.С. Иванов. Новыми темами для обмена мнениями стали ситуация на мировом рынке нефти и анализ социальных проблем глобализации. Двусторонние политические контакты подкрепляются многосторонним диалогом - между Россией и объединениями латиноамериканских стран: Группой Рио и ее координационной "тройкой" (ежегодно меняющимися предыдущим, действующим и следующим председателями), МЕРКОСУР, Андского сообщества (АС), Латиноамериканской ассоциации интеграции (ЛАИ), Центральноамериканской группой, АКГ, Ибероамериканским форумом, АТЭС. Продолжается линия на укрепление статуса РФ как постоянного наблюдателя при ОАГ. Россия совместно с группой латиноамериканских государств и через ООН активно содействовала прекращению вооруженной борьбы и установлению мира в Гватемале, Никарагуа, Сальвадоре. В составе восьми наиболее развитых государств мира она решительно выступила на стороне правительства Перу в период захвата и удержания террористами резиденции японского посла в Лиме вместе с заложниками (17 декабря 1996 г. - 22 апреля 1997 гг.). РФ продолжает прилагать миротворческие усилия в Гаити, оказывать, в том числе в рамках "восьмерки", необходимую политико-дипломатическую поддержку процессу мирного урегулирования внутреннего вооруженного конфликта в Колумбии, 561 36 История Латинской Америки Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века скорейшего выхода из острейшего финансово-экономического кризиса, поразившего в 2002 г. Аргентину и Уругвай. На плановой основе проводятся межмидовские политконсультации, которые охватывают широкий круг стран и тем. Использование разнообразных механизмов политдиалога позволяет добиваться более действенной поддержки наших позиций в ООН и на других международных форумах со стороны латиноамериканских государств, взаимопонимания по другим непростым вопросам. Так, при голосовании на 55-й сессии ГА ООН 15 латиноамериканских стран высказались за российский проект резолюции в пользу сохранения Договора 1972 г. по ПРО в качестве краеугольного камня стратегической стабильности в мире. Соответствующие шаги с российской стороны позволили самортизировать негативно-эмоциональную реакцию кубинского руководства на закрытие там радиоэлектронного центра, не допустить паузы в наших отношениях. Наряду с этим расширяются связи по линии отраслевых министерств, других центральных государственных органов. Новый элемент в работе на латиноамериканском направлении - активизирующиеся контакты по линии спецслужб, судебных властей, правоохранительных органов, в особенности в рамках совместной борьбы с международным терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, "отмыванием" денег, полученных незаконным путем. Происходит постоянное обновление и расширение договорно-правовой базы отношений. За период 1992-2001 гг. подписано более 150 (причем, основная их часть - свыше 120 - за последние 6 лет) двусторонних межгосударственных и межправительственных документов, а с 14 странами - договоры и декларации "нового поколения": о принципах взаимодействия, взаимном поощрении и защите капиталовложений, избежании двойного налогообложения, сотрудничестве в области космоса и мирного использования ядерной энергии, оказание правовой помощи, выдаче преступников, а также десятки межведомственных соглашений. Заметно активизировались двусторонние межпарламентские связи, позволяющие обмениваться опытом законотворческой и законодательной деятельности, ускорять процедуры ратификации двусторонних договоров и соглашений, решение практических вопросов сотрудничества. Делегации Совета Федерации в 1994 г. посетили Аргентину, Бразилию, Венесуэлу, Чили и Эквадор, в 2000 г. - Аргентину и Бразилию. Депутаты Государственной Думы в 1996 г. выезжали на Кубу, в Никарагуа и Венесуэлу, в 1999 г. - в Перу и Колумбию, в 2000 г. - Гватемалу, Коста-Рику, Мексику, Боливию и Парагвай. В свою очередь, в России побывали парламентарии Чили (1995), Венесуэлы (1995 и 1996), Перу (1996 и 1998), Парагвая (1997), Боливии (1999), Бразилии, Коста-Рики и Кубы (2000), Мексики (2001). Налаживаются контакты с Латиноамериканским, Андским и Центральноамериканским парламентами, с недавно созданной общеконтинентальной организацией - Межпарламентским форумом Америк. В ряде латиноамериканских государств созданы и действуют депутатские группы дружбы. Есть они и в Федеральном Собрании РФ для непосредственных контактов с латиноамериканскими парламентариями. Достигнутый уровень политического взаимодействия, однако, пока не достаточно подкрепляется торгово-экономическим, инвестиционным и научно-техническим сотрудничеством (см. табл.). В последние годы совокупный объем 562 товарооборота России со странами региона колеблется вокруг 3-4 млрд долл., Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века Таблица Объем внешней торговли Российской Федерации со странами Латинской Америки (в млн долл.)
Рассчитано на основе данных Государственного торгового комитета Российской Федерации (без учета оффшорных зон). причем подавляющее большинство операций осуществляется по линии частно-коммерческих структур. В 2000 и 2001 гг. он превысил 5 млрд. Ведущими нашими партнерами остаются Бразилия, Куба, Мексика, Эквадор и Аргентина. В то же время вследствие либерализации нашей торговли все еще высокую долю составляют реэкспортные операции через оффшорные зоны Виргинских, Бермудских, Багамских, Каймановых и некоторых других островов, что затушевывает реальные показатели товарооборота, искусственно увеличивая их в отдельные годы до полутора-двух раз. Главные трудности и проблемы в этой области - отсутствие эффективного финансового механизма взаиморасчетов, обоюдных гарантий инвестиций, ограниченный объем государственного кредитования внешнеэкономической деятельности, узость номенклатуры экспорта, традиционно базирующегося на сырье и полуфабрикатах, а также экспорта, состоящего в основном из сельскохозяйственной продукции, продолжающаяся в ряде латиноамериканских стран практика дискриминации российских товаров под предлогом антидемпинга. Коммерческие сделки все еще реализуются, как правило, не напрямую, а через посредников или третьи страны. Не в полную силу задействован механизм межправительственных комиссий по сотрудничеству. Тем не менее налицо все более активное проникновение на латиноамериканский рынок российских крупных частных фирм машинно-технического профиля, передовых высоких технологий. На базе местных производств налажена сборка автомобилей "Лада" в Колумбии и Эквадоре. На тех же условиях готовится выпуск машины "Нива" в Уругвае. В соответствии с федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"14, Москве, Татарстану, Саратовской области, Санкт-Петербургу, Калининграду, Удмур- 14 См: Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических Глава 23. СССР, Россия и страны Латинской Америки во второй половине XX века тии, Волгоградской, Владимирской областям удается осуществлять взаимовыгодную кооперацию с партнерами в Латинской Америке, чему способствует в том числе и концепция "открытого регионализма". Открываются перспективы для активизации военно-технического сотрудничества. В ряде латиноамериканских государств подошли сроки модернизации вооружений и военной техники, и их политическое руководство не прочь диверсифицировать источники поступления оружия. Номенклатура предлагаемых российской стороной товаров, - естественно, лишь оборонительного характера, чтобы не нарушать баланс сил в регионе, - вызывает интерес не только у традиционных партнеров (Куба, Перу, Никарагуа), но и в таких странах, как Венесуэла, Мексика, Бразилия, Колумбия, Аргентина, Уругвай, которые еще недавно ориентировались исключительно на военную продукцию США и Западной Европы. Оживляются обмены в области культуры и образования. В 2000-2001 гг. в России с успехом прошли первые два фестиваля ибероамериканской культуры. Открыта школа Большого театра в бразильском городе Жоэнвиле. Организована выставка картин "Российский авангард" в Буэнос-Айресе. В Южной Америке с гастролями побывал театр "Ленком". Растет приток студентов из стран региона для обучения и стажировки в наших вузах по государственной линии. В 2001 г. впервые предложены кандидаты в аспирантуру по линии ОАГ. Идет процесс восстановления в латиноамериканских государствах (Венесуэла, Мексика) ассоциаций выпускников российских (советских) вузов, призванных стать важным каналом информационно-разъяснительной и культурной работы. В условиях ограниченного государственного финансирования культурных связей одним из рычагов их развития становится спонсорская поддержка со стороны коммерческих структур, действующих на рынках России и Латинской Америки. Таким образом, "преодолев в начале 90-х годов непростой, порой болезненный, этап трансформации, российско-латиноамериканские отношения выходят сейчас на качественно новую ступень развития, основанного на конструктивном сотрудничестве и взаимной выгоде"15. По духу и содержанию они все более становятся зрелыми и доверительными, а в отдельных случаях тяготеют к долгосрочному стратегическому партнерству, приобретая не свойственные советскому периоду формы и черты. Это, прежде всего, относится к утверждению принципов многосторонней дипломатии, примата права, уважения центральной роли ООН в мировых делах, взаимодействия в борьбе с причинами, а не внешними проявлениями актуальных международных проблем, рыночным характером торгово-экономических связей. Появляются значительные возможности для активного взаимодействия с государствами региона в решении задач формирования глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам. Иванов И.С. Новая российская дипломатия: Десять лет внешней политики страны. М., 2001. С. 178. Библиография Латинская Америка в новой глобальной расстановке сил. М., 1996. Латинская Америка 80-х годов: Тенденции общественного развития. М., 1989. Латинская Америка и Карибы: Политические институты и процессы. М., 2000. Латинская Америка: Новые реалии 90-х годов. М., 1992. Латинская Америка: политические партии и социальные движения. М., 1993. Латинская Америка: структурная перестройка хозяйства. М., 1994. Латинская Америка: что принесли неолиберальные преобразования. М., 1997. Латинская Америка: экономический кризис 80-х годов и его последствия. М., 1987. Леворадикальные движения в странах Латинской Америки. М., 1981. Лидеры современной социал-демократии. М., 1991. Лэнггут Дж. Скрытый террор. М., 1984. Маккен Т. Американская компания: Трагедия "Юнайтед фрут". М., 1970. Мир в XX веке. М., 2001. Национализм в Латинской Америке: Идеологические и политические течения. М., 1976. Национально-освободительное движение в Латинской Америке. М., 1961. Политические партии и движения в Латинской Америке. М., 1993. Политическая система общества в Латинской Америке. М., 1982. Пролетариат и революционный процесс в Латинской Америке. М., 1985. Страны Латинской Америки в современных международных отношениях. М., 1967. Страны Латинской Америки и Карибского бассейна: основные показатели социально-экономического развития и сотрудничество с Российской Федерацией. М., 2001. Строганов А.И. Латинская Америка в XX веке. М., 2002. Строганов AM. Новейшая история стран Латинской Америки. М., 1995. Тарасов К. Тайная война империализма США в Латинской Америке. М., 1972. Универсальные ценности и цивилизационная специфика Латинской Америки. М., 1995. Уоддис Д. Новые теории революции. М., 1975. Шульговский А.Ф. Армия и политика в Латинской Америке. М., 1979. Экономика Латинской Америки. М., 1965. America Latina en el siglo XX. Barcelona, 1966. America Latina en sus ideas. Mexico, 1986. America Latina: historia de medio seglo. Mexico, 1982. Vol. 1. America Latina: realidad econуmica у social. La Habana, 1968. L'Amerique Latine: Vingt - cinq ans de boule- versements, 1963-1988. P., 1991. America Latina у los problemas sociales de nue- stro tiempo. Lima, 1973. Baily N. Latin America in World Politics. New Jersey, 1967. Beals C. Latin America: World in Revolution. N.Y., 1963. Blaster C. The Hovering Giant: U.S. Responses to Revolutionary Change in Latin America. 1910-1985. Pittsburg, 1985. The Breakdown of Democratic Regimes. L., 1978. Bulmer-Thomas V. The Economic History of Latin America since Independence. Cambridge, 1994. Campesinado e indigenismo en America Latina. Lirus, 1978. The Caribbean its Political Problems. Gainesville. 1956. Cardoso E., Helwege A. Latin America's Economy: Diversity, Trends and Conflicts. L., 1995. Carmangnani M., Casetta G. America Latina: la grande transformazione, 1945-1985. Torino, 1989. Colin R. Caribbean Power. L., 1963. Connel-Smith G. El sistema interamericano. Mexico, 1971. Debray R. Ensayos sobre America Latina. Mexico, 1969. De Conde AA. History of American Foreign Policy. N.Y., 1963. Devlin R. Debt and Crisis in Latin America: the Supply Side of the Story. Princeton, 1989. Fals Borda Orlando. Las revoluciones inconclu- sas en America Latina (1809-1968). Mexico, 1970. Gonzбles Casanova P. Los militares у la polнtica en America Latina. Mexico, 1989. Historia de America Latina: hechos, documentos, polйmica. Madrid, 1978. T. 1-4. La Historia General de la Iglesia en America Latina. N.Y., 1973. Vol. Ш. Historia polнtica de los campesнnos latinoamйri- canos. Mexico, 1984-1985. Vols 1-3. Historia у futuro de la economнa latinoamericana. Mexico, 1967. Historia у sociedad en el mundo de habla espaсola. Mexico, 1970. Hodges D.C. The Latin American Revolution: Politics and Strategy from Арго-marxism to Guevarism. N.Y., 1974. iberoamйrica hoy. Mexico, 1991. Библиография
Ideas and Ideologies in Twentieth Century Latin America. Cambrige, 1996. Identidades andinas у lуgicas del campesinado. Ginebra, 1986. Ideology and Social Change in Latin America. N.Y., 1977. Latin America: Economic Imperialism and the State. L., 1985. Latin America in the 1940's: War and Postwar Transitions. Univ. of California press, 1994. The Latin American Left: From the Fall of Allende to perestroika. San Francisco; L., 1993. The Latin American Military Institution. N.Y., 1986. Latin American Peasant Movements. Ithaca, 1969. Latin American Perspectives. L., 1996. Vols 1-23. Latin America: the Struggle with Dependency and Beyond. N.Y., 1974. Lewis PM. The Governments of Argentina, Brasil and Mexico. N.Y., 1975. Marxism in Latin America. Philadelphia, 1978. Naciones, gentes, territorios: Ensayos de historia e historiografia comparada de America Latina у el Caribe. Medellнn, 2000. A New Inter-American Policy of the Eighties: Prepared by the Committee of Santa-Fe. Wash., 1980. Petras J.F. Politics and Social Structure in Latin America. N.Y., 1970. Philip G. The Military in South American Politics. L., 1985. Pierre-Charles G. El Caribe a la hora de Cuba. La Habana, 1981. Puig J.C. Integraciуn latinoamericana у regimen internacional. Caracas, 1987. Recent Soviet Scholarship on Latin America. S.I., 1988. Regional Integration in Latin America and the Caribbean: The Political Economy of Open Regionalism. L., 2001. Rippy F. Latin America: A Modern History. University of Michigan Press, 1968. Roig AA. Teorнa у crнtica del pernsamiento lati- noamericano. Mexico, 1981. Rubin B. Modern Dictators: a History of Tyranny in the Third World. L., 1987. Ruiz Garcia E. America Latina hoy: Anatomia de una revoluciуn. Madrid, 1977. Salazar Mallen R. El pensamiento politico en America. Mexico, 1973. Vols 1, 2. Sandoval Rodrнques I. Las crisis polнticas lati- noamericanas у el militarismo. Mexico, 1976. Selbin E. Modem Latin American Revolutions. Boulder etc.; Westview press, 1993. Skidmore Т.Е. Historia contemporбnea de America Latina: America Latina en el siglo XX. Barcelona, 1996. Social movements in Latin America: The Experience of Peasants, Workers, Women, the Urban Poor and the Middle Sectors. N.Y.; L., 1994. Soviet Historians on Latin America: Recent scholarly contributions. Wisconsin, 1978. The State in Caribbean Society. Kingston, 1986. Sunkel O. El subdesarrollo latinoamericano у la teorнa del desarrollo. Mexico, 1973. Terms of conflict: Ideology in Latin America Politics. Philadelphia, 1977. Woodward R.L. Jr. Central America, a Nation Divided. N.Y.; Oxford, 1985. Wynia G.W. The Politics of Latin America Development. Cambridge, 1978. Глава 1 Советско-мексиканские отношения (1917-1980): Сб. документов. М., 1981. Anuario estadнstico de los Estados Unidos Mexi-canos: (Secretarнa de industria у comercio). 1966-1969. Mexico, 1969. Compendio estadнstico: (Estados Unidos mexi-canos). Mexico, 1947-1948. Lombardo Toledano Vicente. Escritos sobre el movimiento obrero. Mexico, 1975. Statistics on the Mexican economy. Mexico, 1977. Tena R.F. Leyes fundamentales de Mexico. 1808-1983. Mexico, 1983. Wilkie J.W., Mourуn de Wilkie E. Mexico visto en el siglo XX: Entrevistas con Vicente Lombardo Toledano I. Mexico, 1982. Боровков AM., Шереметьев И.К. Мексика на новом повороте экономического и политического развития. М., 1999. Буэндия Мануэль. Ультраправые в Мексике. М., 1987. Визгунова ЮМ. Рабочий класс в освободительном движении Мексики. 60-80-е годы. М., 1989. Культура Мексики. М., 1980. Лаптев Е.Г. Мексика на рубеже двух веков. М., 1990. Мексика: капитализм и общество: Противоречия развития. М., 1990. Мексика: Политика, экономика, культура / Ред. А.Ф. Шульговский. М., 1968. Мексика: тенденции экономического и социально-политического развития. М., 1983. Очерки новой и новейшей истории Мексики. М., 1960. Шереметьев И.К. Латиноамериканский опыт разгосударствления и приватизации. М., 1993.
Библиография Aguilar Mora M. La crisis de la izquierda en Mexico: orнgenes у desarrollo. Mexico, 1978. Araira L. Historia del movimiento obrero mexicano. Mexico, 1965. T. 1-4. Basaсer M. La lucha por la hegemonia en Mexico. 1968-1980. 3-aed. Mexico, 1983. Basurto J. Del avilacamachismo al alemanismo (1940-1952). Mexico, 1984. Beniter F. Los indios de Mexico. Mexico, 1967. Boils G. Los militares у la polнtica en Mexico. 1915-1974. Mexico, 1975. The Border that Joins. Mexican Migrants and U.S. Responsibility. N.Y., 1983. El campesinado en Mexico: Dos perspectivas de anбlisis. Mexico, 1983. Carrion J. Aguilar. La burguesнa, la oligarquнa у el estado. 4-а ed.Mйxico, 1977. Casanova P.G. El Estado у los partidos polнticos en Mexico. Mexico, 1983. Castillo H., Paoli FJ. El poder robado. Mexico, 1980. Ceceсa Josй Luis. Mexico en la уrbita imperial: Las empresas transnacionales. Mexico, 1981. 50 aсos del PRI. Mexico, 1980. Concheiro E., Gutierrez A., Fragosa J.M. El poder de la gran burguesнa. Mexico, 1979. Cуrdovo A. La polнtica de masas у el future de la izquierda en Mexico. Mexico, 1979. Chiapas: El alzamiento. Mexico, 1994. Las derrotas obreras. 1946-1952. Mexico, 1984. Diaz-Polanco Hector. Formaciуn regional у burquesнa agraria en Mexico. Mexico, 1982. Dias Soto у Gama A. La cuestiуn agraria en Mexico. Mexico, 1959. Diccionario biogrбfico del gobierio mexicano. Mexico, 1987. Fuentes Diaz V. Los partidos polнticos en Mexico. Mexico, 1969. Estructura agraria у desarrollo agrнcola en Mexico: Estudio sobre las relaciones entre la tenencia у uso de la tierra у el desarrollo agri-cola de Mexico. Mexico, 1974. Ensayos sobre las clases sociales en Mexico. Mexico, 1978. Fuйntes Diaz V. Los partidos polнticos en Mexico. Mexico, 1969. Furtase R.K. El partido de la revoluciуn у la esta- bilidad polнtica en Mexico. Mexico, 1978. Garcйs Contreras G. Mexico: 50 aсos de politica internacional. Mexico, 1982. Garcia Сами G. El pensamiento de la reacciуn mexicana: Historia documantal. 1810-1962. Mexico, 1965. Garrido LJi. Partido de la Revoluciуn Institu- cionalizada. Mexico, 1982. Guteiman M. Capitalismo у reforma agraria en Mexico. Mexico, 1977. Historia del comunismo en Mexico. Mexico; Barcelona; Buenos Aires, 1985. Historia de la revoluciуn mexicana. Mexico, 1979-1984. T. 20-23. Historia documental de la Confederaciуn de tra- bajadores de Mexico (CTM): Partido revolu- cionario institucional. Mexico, 1981. Historia documental del Partido de Revoluciуn. Mexico, 1981. Historia general de Mexico. Mexico, 1977. Hodges D., Gandy R. Mexico 1910-1982: Reform or Re volition? L., 1983. Huerta G.A. Economнa mexicana mбs allб del milagro. Mexico, 1987. Iglesias S. Sindicalismo у socialismo en Mexico. Mexico, 1970. Lajous A. Los orнgenes del partido unico en Mexico. Mexico, 1981. Lombardo Toledano V. La izquierda en la historia de Mexico. Mexico, 1963. Lombardo Toledano V. ї Moscъ о Pekin?: La via mexicana hacia el socialismo. Mexico, 1975. Mexico en cifras 1970-1980. Mexico, 1981. Markiewiecz D. Ejido organization in Mexico. 1934-1976. Los Angeles, 1980. Mexico and the United States. Printice-Hall, 1981. Millon R.P. Mexican Marxist: Vicente Lombardo Toledano. Chapel Hill, 1966. Moguel J. Los caminos de la izquierda. Mexico, 1987. Moreno D. Los partidos polнticos del Mexico con- temporбneo. 1916-1977. Mexico, 1977. Мого J.M.de. Ladrones en el gobierno. Mexico: la corrupciуn. Mexico, 1981. El movimiento obrero у sindical. 1974. Mexico, 1975. Neymet Marcela de. Cronologнa del Partido Comunista Mexicano. Mexico, 1981. El obrero mexicano. Mexico, 1984—1986. T 1-5. Los partidos politicos en Mexico. Mexico, 1975. Perspectives for the development of indian people of Mexico. Mexico, 1992. Las relaciones Mйxico-Estados Unidos. Mexico, 1981. Sepulveda В., Chumacero A. La inversion extran- jera en Mexico. Mexico, 1973. Siller Rodriguez R. La crisis del Partido Revo- lucionario Institucional. Mexico, 1976. Vellinga M. Industrialization, burguesнa, у clase en Mexico. El caso de Monterrey. Mexico, 1981. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.133 (0.02 с.) |