Первый опыт гражданского правления в независимом суринаме 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Первый опыт гражданского правления в независимом суринаме



(1975-1980)

Государственную власть в стране оспаривали два политических блока, возглав­ляемых крупной буржуазией. Оставаясь в своей основе классовым, партийное разграничение в значительной мере отражало дифференцию электората по эт­ническим и религиозным признакам. Вплоть до военного переворота в феврале 1980 г. бразды правления находились в руках правительства, сформированного из представителей партий, входивших в блок Национальное партийное объеди­нение (НПО). Главная сила объединения - Национальная партия Суринама (НПС) во главе с ее лидером, премьер-министром Хенком Арроном выражала интересы протестантской городской креольской буржуазии и была тесно связа­на с иностранным капиталом.

Националистическая республиканская партия (НРП) - другая партия НПО, основана в 1961г., опиралась на поддержку средней и мелкой креольской буржу­азии. Постепенно приобретала многонациональный характер.

Прогрессивная суринамская народная партия (ПСНП), основанная в 1946 г., выражала интересы креольской буржуазии (католического вероисповедания). В НПО входила также Объединенная индонезийская аграрная партия (ОИАП).

Легальную оппозицию составляли: Прогрессивная партия реформ (ППР) во главе с Джагерадом Лахмоном, выражала интересы крупной индийской буржуазии и опиралась на поддержку широких слоев индийского крестьянства; Индонезийская крестьянская партия (ИКП) и Прогрессивная бушменская пар­тия (ПБП), выступавшие в блоке с ППР - главной силой оппозиции.

Левые партии и организации были малочисленны и расколоты, не распола­гали серьезным общественно-политическим влиянием и не были представлены в парламенте.

Национальное партийное объединение пыталось найти решение стоявших перед страной проблем. В 1976—1978 гг. правительство НПО значительно уве­личило ассигнования на социальные нужды. У голландской компании были вы­куплены тростниковая плантация и сахарный завод.

На международной арене в рамках провозглашенной X. Арроном нацио­нальной политики неприсоединения были осуществлены важные мероприятия по диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей Сури­нама. В декабре 1975 г. Суринам стал членом ООН, в июне 1977 г. страна всту­пила в ОАГ, а в 1978 г. стала членом МВФ, ЛАЭС и присоединилась к Ломей-ской конвенции. В ноябре 1975 г. Суринам установил дипломатические отноше­ния с СССР, а затем и с большинством других стран социализма. Суринам за­ключил ряд довольно выгодных торговых соглашений с латиноамериканскими странами.

На практике, однако, не произошло существенного ослабления ассиметрич-ной зависимости от мировых центров капиталистического мира. Как и ранее, внешнеторговый оборот преимущественно приходился на страны Общего рын­ка (40%) и США (40%). Правительство НПО под давлением Голландии и США значительную часть полученных в виде помощи средств13 направляло на созда-

13 Преподаватель социологии из университета Утрехта (Голландия) Франк Бовенкерк полагает,
что Суринам явился самым крупным получателем иностранной помощи в капиталистическом
480 мире после Израиля из расчета на душу населения (Caribbean Review. 1982. N 1. P. 36).


Глава 19. Суринам: обретение независимости

ниє новых горнодобывающих центров и рисоводческих хозяйств. Так, согласно проекту "Каболебо" должны были быть освоены новые богатые месторожде­ния бокситов на западе Суринама. Здесь началось строительство железной дороги, возводились рабочие поселки, строились новые гидроэлектростанции. Но суринамская буржуазия не получила от государства выгодных заказов. Последние были отданы на откуп нидерландским и американским компаниям. В министерствах процветала коррупция и представители местного делового мира не могли соперничать со своими более богатыми иностранными конкурен­тами. Даже те заказы, что удавалось получить, надо было "пробивать" (и часто безуспешно) на всех ступенях бюрократической лестницы.

Итак, практически все выгодные сферы приложения капитала были рас­пределены между иностранными компаниями. На долю местных предпринима­телей пришлась незначительная часть той щедрой помощи со стороны бывшей метрополии, которой они надеялись располагать. Но даже в традиционных сфе­рах деятельности национальная буржуазия не имела возможности для расшире­ния производства. Дело в том, что с провозглашением независимости эмиграция отнюдь не прекратилась. К 1980 г. Суринам покинули свыше 180 тыс. человек -около половины населения страны, что лишило ее наиболее квалифицирован­ной рабочей силы и вызвало тем самым серьезные трудности в экономике14.

Причины массовой эмиграции в Голландию были очевидны. Уровень безра­ботицы в Суринаме в 1975-1976 гг. был в 3 раза выше, чем в бывшей метропо­лии, в то время как заработная плата в среднем в 3—4 раза ниже. Система соци­ального страхования в Суринаме не предусматривала пособий по безработице. Медицинская помощь для трудящихся существовала только на бумаге. Следует учитывать и то, что суринамцы могли до 1980 г. иметь двойное (суринамское и нидерландское) гражданство и в силу этого, а также знания местного языка пользовались при найме в Нидерландах существенными преимуществами перед gasterbeiders ("приезжими рабочими") из Турции, Марокко, Италии и других стран. К тому же в 1974—1980 гг. часть компрадорской индийской и яванской буржуазии ратовала за эмиграцию из Суринама, "захваченного" креолами, и активно пропагандировала свои позиции среди соответствующих этнических групп.

Эмиграция ударила по мелким и средним фирмам, так как оставшиеся за высокую плату предпочитали работать на предприятиях иностранного капита­ла и госсектора. С целью избежать растущего недовольства местной буржуа­зии и хоть каким-то образом возместить нехватку рабочих рук правительство разрешило въезд в страну иностранным рабочим. К 1980 г. 40 тыс. человек, в основном из соседней Гайаны, прибыли в Суринам15. Приток дешевой, но малоквалифицированной рабочей силы не мог существенным образом по­влиять на положение вещей в производственной сфере. Правительство пыта­лось поставить себе в заслугу ускорение ежегодных темпов роста валового национального продукта после провозглашения независимости: 1970-1974 гг. -3%; 1974—1978 гг. - 5,7% (средние показатели). Но рост приходился в основном на отрасли, работавшие на экспорт и находившиеся в руках иностранного капи-

14 Caribbean Review. 1980. N 2. P. 60. О причинах и социально-политических последствиях эмигра­
ции см. подробнее: Bovenkerk F. Caribbean Migration to the Netherlands. From the Elite to the Working
Class // Caribbean Review. 1982. N 1. P. 54—57: Derveld F.E.R. Politics and Surinam Migration. Cronin-
gen, 1980.

15 Le Monde. 1980. 27 fйvr. 481

31 История Латинской Америки


Глава 19. Суринам: обретение независимости

тала. В других сферах общественного производства наблюдался угрожаю­щий спад.

Недовольство национальной буржуазии политикой правительства Хенка Аррона стало очевидным в 1977 г., когда кабинет покинула буржуазно-нацио­налистическая НРП во главе с адвокатом Эдди Брумой. НРП являлась единст­венным крупным политическим представителем интересов национальной бур­жуазии. Показателем отсутствия единства среди последней послужил раскол НРП в январе 1979 г. В результате раскола ее левый центр во главе с профсо­юзным лидером Фредом Дерби вышел из партии и стал искать пути к сотрудни­честву с прогрессивными партиями и организациями.

Но не разногласия в буржуазных кругах представляли главную угрозу режи­му. В стране наблюдался быстрый рост народного движения. Ведущей его силой являлся рабочий класс, организованный в профсоюзы.

Главной проблемой в 1974-1975 гг. все профсоюзы считали рост безработи­цы. Правительство Хенка Аррона мало что сделало для сокращения числа без­работных. Те проекты, которые рассматривались как приоритетные для нацио­нальной экономики, не сулили долговременного роста занятости. Наоборот, с окончанием строительства железной дороги и ряда других объектов по проек­ту "Каболебо" тысячи людей лишились постоянного заработка16. Если в 1975-1978 гг. безработица сокращалась, то с 1979 г. она вновь начала расти. И это не­смотря на то, что почти половина населения покинула страну.

Рабочий класс, демократические силы все лучше понимали, кто является ис­тинным виновником народных бед, и на политику властей отвечали массовыми протестами. Так, в конце 1979 г. Конфедерация государственных служащих организовала забастовку с требованием компенсации последствий инфляции. За период 1972-1978 гг. цены выросли на 111%, тогда как заработная плата в госсекторе только на 63%17. Прошли стачки докеров, рыбаков, работников отелей и ресторанов. Страну могла парализовать намечаемая забастовка горня­ков. Антиправительственные стачки, манифестации, митинги протеста, органи­зованные по инициативе профсоюзов, грозили перерасти в общенациональные выступления трудящихся против прогнившего режима.

К выступлениям рабочего класса и служащих присоединялись крестьяне. Особую активность проявили сельские организации в защите своих земель от посягательств транснациональных корпораций. Индейцы, мароны, креолы ор­ганизовали в 1978—1979 гг. совместные демонстрации и сбор подписей под пети­циями, требующими остановить насильственное изгнание людей с родных мест. Большой общественный резонанс имел трехдневный марш протеста крестьян из Альбины в Парамарибо. Кампании протеста достигли кульминационной точки во время пикетирования мальчиками из деревни Апуеры бульдозеров, присланных для сноса домов индейцев. В конечном счете бульдозеры победили. Но то была пиррова победа. Заснятая корреспондентами сцена уничтожения де­ревни обошла все столичные газеты и вызвала бурю возмущения. Левые поли­тические партии, профсоюзы и другие массовые организации осудили акцию властей. Начался сбор средств в фонд помощи пострадавшим от насильственно­го переселения.

В 1979 г. молодежные организации начали кампанию за получение избира­тельных прав молодежью начиная с 18 лет (согласно конституции избиратель-



16 Caribbean Review. 1982. N 1. P. 36.

17 De Wake Tijd. 1980. 2 mai.


Глава 19. Суринам: обретение независимости

ные права предоставлялись с 21 года). Женщины, лишенные по закону права участвовать в коммерческих сделках, вступать в договорные отношения как юридически ответственные лица без согласия своих родителей или мужей, все активнее выступали за равноправие в различных сферах общественной жизни. Если вначале протесты ограничивались отдельными критическими статьями в газетах и журналах, то с 1978 г. начались массовые демонстрации с требовани­ем немедленной эмансипации. С осуждением несправедливой социальной поли­тики властей выступили различные творческие союзы, а также объединение пенсионеров.

Режим Хенка Аррона за свою открыто проимпериалисгическую, антинаци­ональную политику подвергся критике даже со стороны консервативного Комитета христианских церквей Суринама18. В католических кругах набирало силу прогрессивное течение рядовых священников за "христианский социа­лизм". В июле 1979 г. священники организовали демонстрацию под демократи­ческими лозунгами.

Между тем правительство все чаще проявляло признаки разложения и кор­рупции, демонстрировало полную неспособность справиться со стоявшими перед страной проблемами. В 1976 г. парламенту был представлен на рассмот­рение проект о передаче свободных земель в руки 11,5 тыс. мелких фермеров. Обсуждение закончилось "неожиданным" решением передать землю 14 круп­ным землевладельцам.

Деградация системы "парламентарной демократии" особенно явственно проявилась в так называемом деле Корндийка, когда смерть в 1979 г. одного из членов парламента от правящего блока вызвала правительственный кризис. Оппозиция отказалась проголосовать по принятой в подобных случаях тради­ции за избрание членом высшего законодательного органа кандидата от НПО Корндийка и потребовала проведения досрочных парламентских выборов. Только спустя три месяца был достигнут компромисс: НПО согласилось на до­срочные выборы в марте 1980 г., а оппозиция обязалась более не препятство­вать избранию Корндийка членом парламента.

Однако компромиссы исчерпали себя, ибо страна становилась неуправляе­мой. В новогоднем послании к нации (декабрь 1979 г.) председатель парламента Э. Вэйнтуин отмечал: "Оглядываясь назад, в год 1979, мы должны признать, что он не приблизил нас к национальному единству... Массовая эмиграция из страны, рост преступности на улицах, безработица, трудности в развитии и управлении стали доминировать"19. Суринам вступил в период общенацио­нального кризиса.

Компрадорская буржуазия уже успела показать свою неспособность управ­лять страной, но добровольно власть уступать не собиралась. Национальная буржуазия была экономически не развита и политически слаба. Главная ее представительная сила, Националистическая республиканская партия, испыты­вала последствия глубокого раскола в своих рядах. Напуганное размахом клас­совой борьбы в стране, руководство НРП заявило о намерении выступить на мартовских выборах в блоке с консервативной ППР.

Средние слои не были должным образом организованы, не имели собствен­ной политической программы и поэтому также не могли претендовать на веду­щую роль в социальных преобразованиях.

18 Crisis in the Caribbean. P. 180.

19 Caribbean Review. 1980. N 2. P. 5.


Глава 19. Суринам: обретение независимости

Рабочий класс Суринама, несмотря на рост его организованности и созна­тельности, еще не имел революционной партии авангардного типа и находился под сильным воздействием реформизма и (в меньшей мере) левацких воззрений. Профсоюзы Суринама были не настолько политизированы и объединены, что­бы стать главной силой социальных перемен, как это случилось в Боливийской революции 1953 г., когда именно благодаря решающему участию горняков была разгромлена армия, незаконно узурпировавшая власть20.

В результате суринамские военные организовали и возглавили восстание в условиях политической нестабильности и острого кризиса всей социальной системы, когда в стране возникло известное равновесие классовых сил. Именно в такие исторические моменты один из самых сильных институтов государст­венной власти - армия - может встать над классами, которым он раньше служил и иногда даже действовать вопреки интересам этих классов, как это произошло в Суринаме с приходом к власти военных в феврале 1980 г.

Политическая эволюция суринамской армии происходила постепен­но. После 25 ноября 1975 г. старая колониальная армия была заменена нацио­нальными вооруженными силами численностью в 1000 человек (не считая полиции).

По указанию Хенка Аррона и командующего вооруженными силами пол­ковника И. Элстака в армии была введена суровая дисциплина. Высшие команд­ные чины позволяли себе, однако, жить в роскоши и вести светский образ жиз­ни. Недовольство военных особенно сильно проявилось среди сержантского со­става, насчитывавшего 200 человек. Сержантов не удовлетворяли маленькие размеры жалованья, низкие шансы продвижения по службе, плохие отношения с офицерами. И, наконец, они выступали за образование союза военнослужа­щих, наподобие существующих в голландской армии. В 1977 г. нелегально был создан Союз сержантов, который развернул широкую пропаганду своих взгля­дов на демократизацию армии среди военнослужащих. За ведение "подрывной работы" в войсках лидеры союза были арестованы, на что 100 сержантов отве­тили организацией сидячей забастовки протеста у стен парламента. Полковник Элстак и стоящее за ним правительство были вынуждены отступить и освобо­дить заключенных.

Осенью 1979 г. была образована представительная комиссия для разбора жалоб солдат и сержантов. Однако ее доклад, представленный правительству в январе 1980 г., так и не был опубликован. Согласно проникшим в печать све­дениям в нем содержалась резкая критика армейской верхушки, осуждалась практика применения огульных наказаний и средневековая манера командова­ния И. Элстака.

Еще раньше, разуверившись в справедливости "сверху", солдаты и сержан­ты объединились в единую организацию - Союз военнослужащих (Bond van mil-itair kader - Бомика). 25 января 1980 г. от имени союза правительству была на­правлена телеграмма, в которой содержалось требование отставки полковника И. Элстака и его адъютанта Р. Эсседа за "провоцирование антиправительствен­ных актов накануне проведения парламентских выборов"21. Авторы телеграм­мы имели в виду отказ военного руководства предать гласности уже упоминав­шийся отчет комиссии по разбору жалоб солдат и офицеров и пойти на прямые переговоры с Бомика.

20 Parlamento Nacional. CLI Legislature, periodo ordinario de 1962. La Paz, 1962. Т. 1. P. 95. 484 21 Crisis in the Caribbean. P. 183.


Глава 19. Суринам: обретение независимости

В ответ на телеграмму премьер-министр Хенк Аррон направил в казармы полицию, которая арестовала руководителей Союза военнослужащих - сержан­тов Б. Ситала, Л. Нида и Ч. Абрахамса. Часть активистов Бомика смогла избе­жать ареста и ушла в подполье. Убежище военным предоставили профсоюзы и другие массовые организации. Профсоюзы поддержали требование о призна­нии Бомика в качестве полноправного представителя солдат и сержантов. Был организован сбор средств в фонд помощи союзу. По призыву профсоюзов и мо­лодежных организаций тысячи людей собрались у стен тюрьмы, где содержа­лись арестованные сержанты, с требованием их немедленного освобождения. На этот раз правительство уступать не собиралось. По-видимому, власти прово­цировали новые волнения, надеясь на их подавлении заработать себе политиче­ский капитал к парламентским выборам у сторонников жесткой линии.

Некоторые сержанты обратились за советом к лидерам небольшой лево­центристской Народной партии (НП), которым они доверяли. Но в ответ их призвали ждать итогов выборов. В случае проведения в парламент своих пред­ставителей НП обещала бороться за официальное признание Союза военнослу­жащих22. А в это время Б. Ситал, Л. Нид и Ч. Абрахаме подвергались пыткам в тюрьме, остававшихся на свободе активистов Бомика преследовали по всей стране. Другие левые партии занимали выжидательную позицию, да и не могли при всем желании оказать большую, чем НП, помощь преследуемым патриотам.

Выход из сложной ситуации, на первый взгляд неожиданно, предложила буржуазно-националистическая НРП. Партия Э. Брумы довольно отчетливо представляла как потенциальные возможности, так и опасности, связанные с победой Бомика. Военные могли положить конец всевластию империализма и компрадорской буржуазии в Суринаме. Но они же могли пойти и дальше влево. О возможности подобной эволюции свидетельствовал выпущенный в од­ной из профсоюзных типографий меморандум Бомика, в котором речь шла о необходимости превращения национальных вооруженных сил из репрессивного орудия в руках империализма в так называемую "армию развития", играющую активную роль в общественно-политической жизни. Заигрывая с неискушенны­ми в политике военными, апеллируя к их законному недовольству репрессив­ными акциями властей и участвуя в формировании идейных воззрений лидеров Бомика, НРП надеялась подчинить возможное выступление военных своим классовым целям. Однако преобладающего влияния на Бомика буржуазная оп­позиция добиться не смогла.

Националистические силы рассчитывали не только на Союз военнослужа­щих. По приведенным в статье прогрессивного суринамского исследователя С. Хиры данным, еще в 1976 г. буржуазные круги мечтали о создании "сильно­го правительства, отвечающего традициям Южной Америки"23.

Практическая подготовка переворота, увенчавшегося успехом 25 февраля 1980 г., началась в 1978 г. Будущий глава военного руководства Суринама Дези Боутерсе в автобиографическом интервью как-то заметил, что планы перево­рота были разработаны в сотрудничестве с Центральным разведывательным управлением Суринама и некоторыми не названными им политическими деяте­лями24, по-видимому, лидерами фракции Э. Брумы в НРП.

22 Ibid. Р. 184.

23 Ibidem.

24bid. P. 185. 485


Глава 19. Суринам: обретение независимости

Д. Боутерсе не был вовлечен в деятельность Бомика, хотя был в курсе всех начинаний этой организации. И когда для Бомика не осталось легальных воз­можностей отстаивания своих прав, небольшая группа Д. Боутерсе при посред­ничестве НРП предложила свою программу действий.

По нашему мнению, это вовсе не означает, что до и после переворота Д. Бо­утерсе являлся сторонником буржуазных кругов, как склонен считать С. Хира. Не имея в отличие от руководителей Бомика до переворота сколь-нибудь серь­езных связей с левыми партиями и идя на соглашение с НРП, группа Д. Боутер­се никогда не отождествляла свою линию с планами той или иной буржуазной партии, что впрочем не помешало последующей интеграции части военных радикалов в правящую элиту страны.

Со своей стороны НРП, не рассчитывая парламентским путем прийти к власти в условиях возможного социального взрыва и не доверяя "марксистам" из Бомика, сделала ставку на выступление сержантов под руководством Д. Бо­утерсе. Но без поддержки Бомика, а тем самым и большей части армии перево­рот не мог быть успешным. Поэтому Д. Боутерсе и пошел на согласование сво­их позиций с Союзом военнослужащих. Только после этого наступила пора ре­шительных действий.

В понедельник, 25 февраля 1980 г. в 2 часа утра группа из 16 военнослужа­щих под командованием старшего сержанта Д. Боутерсе захватила на главной военно-морской базе патрульный катер "S-402". На борту катера отряд по реке Суринам достиг столицы, расположенной в 2 км от базы. В то же время группа из 9 человек, захватив склад с оружием и снабдив им еще 100 участников опера­ции, заняла помещение Генерального штаба, почти не встретив отпора. Премь­ер-министр X. Аррон, полковник И. Элстак с несколькими офицерами и отряд полицейских заняли оборону в здании полицейского управления. Однако к утру сопротивление защитников существующего режима было сломлено. X. Аррон -арестован, а затем выслан из страны.

В своеобразных условиях Суринама в обстановке нестабильного классового равновесия на руководящую роль в революционном процессе выдвинулись про­грессивные круги вооруженных сил.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СТРАНЫ В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

(1980-1991)

Вскоре после выступления 25 февраля 1980 г. был образован Национальный во­енный совет (НВС). Он представлял сержантский и рядовой состав армии. Про­грессивным военным удалось не только отстранить от руководства армией ре­акционный штаб во главе с полковником И. Элстаком, но и привлечь на свою сторону рабочий класс, широкие мелкобуржуазные слои города и деревни, за­ручиться поддержкой части буржуазии, заинтересованной в ликвидации эконо­мической отсталости, ослаблении зависимости от иностранного капитала.

По закону об аграрной реформе в 1981-1985 гг. 8 тыс. суринамских кресть­ян получили землю. При этом делался упор на развитие кооперативного секто­ра НВС было организовано пенсионное обеспечение по старости и инвалид­ности. Медицинская помощь стала предоставляться за минимальную плату.

После переворота по предложению Д. Боутерсе его сторонники создали 486 движение 25 февраля. До ноябрьских выборов 1987 г. это движение имело наи-


Глава 19. Суринам: обретение независимости

большее представительство в парламенте, что гарантировало проведение про­грессивных реформ.

Во внешней политике руководство страны придерживалось принципов не­присоединения и развития отношений со всеми странами, в том числе с социали­стическими. Так, в декабре 1984 г. в Парамарибо была подписана программа научного и культурного сотрудничества между СССР и Суринамом.

Империалистические круги и суринамская реакция, тесно взаимодействуя друг с другом, выступили против военного режима. Нидерланды отказались от оказания обещанной ранее внушительной (4 млрд долл.) финансовой помо­щи молодой южноамериканской республике. На территории Нидерландов при поддержке властей развернули активную деятельность различные право-эмигрантские организации. С января 1983 г. большинство из них объедини­лись в рамках Совета освобожденного Суринама. С лета 1986 г. в восточных районах страны на границе с Французской Гвианой развернули повстанческие действия группы реакционеров во главе с бывшим суринамским военнослу­жащим Ронни Брунсвийком. До того как стать лидером "повстанческой ар­мии", он успел испытать себя в вооруженном ограблении банков, за что был выдворен из рядов вооруженных сил и отдан под суд. Брунсвийк, видимо, так и не вышел бы на политическую авансцену, если бы не заручился всесторон­ней поддержкой Совета освобожденного Суринама, а также империалистиче­ских кругов. По сообщению американского журнала "Ньюсуик", еще в 1981 г. ЦРУ подготовило план свержения Национального военного совета. Он пред­усматривал сколачивание хорошо вооруженной группы из суринамских эми­грантов, которая должна была проникнуть в Парамарибо и "помочь восста­новлению демократии". На суринамские операции только в 1981-1982 гг. ЦРУ было выделено 12 млн долл.25 И подрывные действия групп Р. Брун-свийка в 1986—1987 гг. были лишь продолжением целой цепи военно-полити­ческих акций США и Нидерландов по дестабилизации режима в Суринаме. В конце 1986 г. резко осложнились отношения Суринама и с Францией. Сури-намское руководство было вынуждено выразить озабоченность по поводу пе­реброски французских войск во Французскую Гвиану с Мартиники и Гваделу­пы и обратилось в ООН с просьбой о созыве Совета Безопасности в связи с опасностью вооруженного вторжения в страну наемников с территории Французской Гвианы.

Воспользовавшись осложнением внутриполитической обстановки в Сури­наме, нерешенностью ряда важных экономических проблем, легальная буржу­азная оппозиция потребовала скорейшего проведения парламентских выборов и передачи власти гражданскому правительству.

Уставший от военных действий, роста цен и безработицы избиратель кач­нулся вправо, поверив заманчивым посулам буржуазных партий, которые на время отложили в сторону давние взаимные претензии и создали центристскую коалицию под названием Фронт за демократию и развитие26. Эта коалиция по­лучила на выборах 25 ноября 1987 г. более 87% голосов. Новое правительство возглавил один из лидеров Фронта, уже бывший до февральских событий 1980 г. премьер-министром Хенк Аррон.

И Newsweek. 1983. 13 June. P. 19.

26 В коалицию вошли Национальная партия Суринама, Прогрессивная партия реформ и Объеди­ненная индонезийская аграрная партия, опиравшиеся соответственно на креольскую, индийскую и яванскую этнические общины страны.


Глава 19. Суринам: обретение независимости

Итоги выборов нельзя назвать однозначным вотумом недоверия военным властям и созданной незадолго до выборов на базе Движения 25 февраля Наци­ональной демократической партии. Необходимо учитывать, что еще с конца 1985 г. ведущие буржуазные партии (за исключением правоэмигрантских груп­пировок) по взаимной договоренности с военными на постоянной основе участ­вовали в процессе государственного руководства. В результате, умело исполь­зуя рычаги государственной власти, средства массовой информации, свой нема­лый опыт политических кампаний, а также незрелость общественного созна­ния, отсутствие должного единства и решительности в левом лагере, буржуаз­ные партии смогли побудить избирателя голосовать в их пользу.

Слабость военного руководства Суринама объективно проистекала из коле­баний средних слоев в ходе демократических преобразований. Почти каждый явный шаг влево НВС сопровождался расколом в суринамской армии и очеред­ной попыткой государственного переворота.

На ходе политического развития Суринама сказались особенности форми­рования национального военного руководства. Выступление 25 февраля возгла­вили сержанты. В армии действовала авторитетная демократическая организа­ция - Бомика, объединившая значительную часть солдатского и сержантского состава. Старый корпоративный дух колониальной армии лишился своей пита­тельной среды после ликвидации реакционного штаба полковника Элстака. Деятели НВС, выйдя из армейских низов, часто опирались на них в борьбе с ре­акцией, которая в свою очередь испытывала трудности в привлечении полити­зированных вооруженных сил на свою сторону.

Совсем иначе проходило формирование прогрессивных военных прави­тельств в 1960-70-е годы в Перу, Панаме, Боливии, Эквадоре и Гондурасе. "Революции сверху" здесь возглавили представители немногочисленного лево­го крыла старшего офицерского состава и генералитета. Влиятельных демо­кратических союзов создано не было. Солдаты и унтер-офицеры самостоятель­ной роли в преобразованиях практически не играли. Большая часть офицеров придерживалась буржуазных взглядов, что самым негативным образом повлия­ло на динамику и практические результаты революционных процессов.

Ограничиваясь самым беглым сравнением НВС Суринама с военным руко­водством других латиноамериканских стран, нельзя не прийти к выводу о суще­ственных различиях между ними. Но в главном, а именно в антиимпериалисти­ческой, прогрессивной направленности военных режимов есть много общего.

Опыт исторического развития Суринама вновь подтверждает необходи­мость дальнейшего углубленного исследования проблемы генезиса прогрессив­ных военных режимов, определения степени позитивного участия военных в го­сударственном руководстве в условиях развития "революции сверху". В самом общем плане, на наш взгляд, степень позитивной роли прогрессивных военных в руководстве страной определяется практической возможностью гражданских левых организаций заменить представителей вооруженных сил в отправлении государственных функций.

Чем активнее содействуют представители вооруженных сил трансформа­ции военного режима в режим социальный (по мере развития революции), тем выше их прогрессивная историческая роль в судьбах своей страны. Важно не только проведение национализации, аграрной реформы и других общественных преобразований, но и параллельно этим мерам (а лучше и с определенным опе­режением) организованное и сознательное включение народных масс в револю-488 ционный процесс.


Глава 19. Суринам: обретение независимости

Военные прогрессивные режимы терпели поражения, а вместе с ними и ре­волюционно-демократические движения потому, что проявляли на решающих этапах революционного процесса неспособность к корреляции социально-эко­номических преобразований и политической активности масс. Разумеется, свою крайне негативную роль сыграло бюрократическое перерождение Советского Союза и других восточноевропейских стран, что заблокировало эффективную помощь извне военным и гражданским демократам в Суринаме и, наоборот, стимулировало давление и открытое вмешательство со стороны правящих элит Западного мира.

Все это со всей очевидностью проявилось в декабре 1990 г., когда военные во главе с Д. Боутерсе, опираясь на рост массового недовольства политикой президента Р. Шанкара и главы правительства X. Аррона, осуществили государ­ственный переворот. США, Нидерланды, Франция немедля приняли жесткие меры экономического и политического давления на Суринам, в то время как идущий к своему краху Советский Союз был озабочен исключительно собст­венными проблемами и помощью НАТО в успешном завершении "бархатных революций" в Восточной Европе.

В мае 1991 г. под давлением "мирового сообщества" военный режим пошел на проведение всеобщих выборов, победу на которых одержала коалиция Но­вый фронт за демократию в составе Национальной партии Суринама, Прогрес­сивной партии реформ и других более мелких организаций.

НОВЫЙ ЭТАП "НЕСТАБИЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ"

(1991-2000)

В 1991 г. президентом страны был избран член НПС Р. Венетиан, а сформиро­ванное правительство возглавил член ППР Ж. Ажодиа.

Программа радикальных рыночных реформ, предложенная новым кабине­том, изначально не вызвала восторга у населения. Последствия ее реализации были столь удручающими, что в 1994 г. власти дали обратный ход процессу ли­берализации рынка. Р. Венетиан, стремясь стабилизировать валюту, ограни­чить инфляцию, достигшую 240% и прекратить выступления студентов, требу­ющих снижения цен, пообещал продолжить субсидирование правительством ос­новных видов продовольствия и топлива, введение контроля над ценами и воз­врат к официальному обменному курсу валют.

Венетиан заявил, что решил приостановить реформы "в интересах народа". Он заявил, что был вынужден предпринять этот шаг, поскольку бывший коло­ниальный правитель Суринама - Нидерланды не предоставили обещанной по­мощи, необходимой для поддержания программ перехода к рынку. Специфиче­ский суринамский национализм в сочетании с недовольством Голландии мест­ной коррупцией помешал сотрудничеству с бывшей метрополией. Венетиан, бывший школьный учитель, обвинил голландских потребителей в том, что Су­ринам оказался в черном списке латиноамериканских стран, виновных в распро­странении наркотиков.

Причины слабой эффективности в борьбе с наркомафией имели глубокие социальные корни. В середине 1990-х годов безработными в Суринаме были 20% трудоспособного населения. Росту всякого рода преступности способствует ярко выраженная религиозная клановость при разросшемся до неимоверных размеров государственном аппарате. Достаточно сказать, что на 11 жителей, 489


Глава 19. Суринам: обретение независимости

включая детей, там приходится 1 чиновник. Именно эта паразитирующая каста и создала отлаженную сеть наркомафии. К этому следует добавить, что во вре­мя получения в 1975 г. Суринамом независимости в бывшую метрополию -Нидерланды эмигрировали около 300 тыс. суринамцев. Из их числа образова­лась "европейская часть кокаиновой цепочки"27.

Р. Венетиан и правительство страны решили, пытаясь скрыть свою беспо­мощность перед наркомафией, отыграться на своих еще влиятельных оппонен­тах. Арестовать Дези Боутерсе не посмели, а вот его сына Дино обвинили в нар­кобизнесе, и он оказался на несколько месяцев в тюрьме. "Наркомафия прони­кла в армию и полицию... очень глубоко, - заявил министр юстиции Гирья-синг. - Взять настоящих боссов очень трудно".

На встрече с прессой министр не указал, сколь высок уровень коррупции, но признал, что некоторые чины армии и полиции были среди 117 человек, арестованных в 1994 г. по обвинениям, связанным с торговлей наркотиками. Но кто из военных и полицейских чинов мог более эффективно покровительст­вовать наркодельцам - ставленники гражданского правительства или лишь от­части сохранившие свои позиции в армии сторонники Д. Боутерсе?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.052 с.)