Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Первый опыт гражданского правления в независимом суринамеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1975-1980) Государственную власть в стране оспаривали два политических блока, возглавляемых крупной буржуазией. Оставаясь в своей основе классовым, партийное разграничение в значительной мере отражало дифференцию электората по этническим и религиозным признакам. Вплоть до военного переворота в феврале 1980 г. бразды правления находились в руках правительства, сформированного из представителей партий, входивших в блок Национальное партийное объединение (НПО). Главная сила объединения - Национальная партия Суринама (НПС) во главе с ее лидером, премьер-министром Хенком Арроном выражала интересы протестантской городской креольской буржуазии и была тесно связана с иностранным капиталом. Националистическая республиканская партия (НРП) - другая партия НПО, основана в 1961г., опиралась на поддержку средней и мелкой креольской буржуазии. Постепенно приобретала многонациональный характер. Прогрессивная суринамская народная партия (ПСНП), основанная в 1946 г., выражала интересы креольской буржуазии (католического вероисповедания). В НПО входила также Объединенная индонезийская аграрная партия (ОИАП). Легальную оппозицию составляли: Прогрессивная партия реформ (ППР) во главе с Джагерадом Лахмоном, выражала интересы крупной индийской буржуазии и опиралась на поддержку широких слоев индийского крестьянства; Индонезийская крестьянская партия (ИКП) и Прогрессивная бушменская партия (ПБП), выступавшие в блоке с ППР - главной силой оппозиции. Левые партии и организации были малочисленны и расколоты, не располагали серьезным общественно-политическим влиянием и не были представлены в парламенте. Национальное партийное объединение пыталось найти решение стоявших перед страной проблем. В 1976—1978 гг. правительство НПО значительно увеличило ассигнования на социальные нужды. У голландской компании были выкуплены тростниковая плантация и сахарный завод. На международной арене в рамках провозглашенной X. Арроном национальной политики неприсоединения были осуществлены важные мероприятия по диверсификации внешнеполитических и внешнеэкономических связей Суринама. В декабре 1975 г. Суринам стал членом ООН, в июне 1977 г. страна вступила в ОАГ, а в 1978 г. стала членом МВФ, ЛАЭС и присоединилась к Ломей-ской конвенции. В ноябре 1975 г. Суринам установил дипломатические отношения с СССР, а затем и с большинством других стран социализма. Суринам заключил ряд довольно выгодных торговых соглашений с латиноамериканскими странами. На практике, однако, не произошло существенного ослабления ассиметрич-ной зависимости от мировых центров капиталистического мира. Как и ранее, внешнеторговый оборот преимущественно приходился на страны Общего рынка (40%) и США (40%). Правительство НПО под давлением Голландии и США значительную часть полученных в виде помощи средств13 направляло на созда- 13 Преподаватель социологии из университета Утрехта (Голландия) Франк Бовенкерк полагает, Глава 19. Суринам: обретение независимости ниє новых горнодобывающих центров и рисоводческих хозяйств. Так, согласно проекту "Каболебо" должны были быть освоены новые богатые месторождения бокситов на западе Суринама. Здесь началось строительство железной дороги, возводились рабочие поселки, строились новые гидроэлектростанции. Но суринамская буржуазия не получила от государства выгодных заказов. Последние были отданы на откуп нидерландским и американским компаниям. В министерствах процветала коррупция и представители местного делового мира не могли соперничать со своими более богатыми иностранными конкурентами. Даже те заказы, что удавалось получить, надо было "пробивать" (и часто безуспешно) на всех ступенях бюрократической лестницы. Итак, практически все выгодные сферы приложения капитала были распределены между иностранными компаниями. На долю местных предпринимателей пришлась незначительная часть той щедрой помощи со стороны бывшей метрополии, которой они надеялись располагать. Но даже в традиционных сферах деятельности национальная буржуазия не имела возможности для расширения производства. Дело в том, что с провозглашением независимости эмиграция отнюдь не прекратилась. К 1980 г. Суринам покинули свыше 180 тыс. человек -около половины населения страны, что лишило ее наиболее квалифицированной рабочей силы и вызвало тем самым серьезные трудности в экономике14. Причины массовой эмиграции в Голландию были очевидны. Уровень безработицы в Суринаме в 1975-1976 гг. был в 3 раза выше, чем в бывшей метрополии, в то время как заработная плата в среднем в 3—4 раза ниже. Система социального страхования в Суринаме не предусматривала пособий по безработице. Медицинская помощь для трудящихся существовала только на бумаге. Следует учитывать и то, что суринамцы могли до 1980 г. иметь двойное (суринамское и нидерландское) гражданство и в силу этого, а также знания местного языка пользовались при найме в Нидерландах существенными преимуществами перед gasterbeiders ("приезжими рабочими") из Турции, Марокко, Италии и других стран. К тому же в 1974—1980 гг. часть компрадорской индийской и яванской буржуазии ратовала за эмиграцию из Суринама, "захваченного" креолами, и активно пропагандировала свои позиции среди соответствующих этнических групп. Эмиграция ударила по мелким и средним фирмам, так как оставшиеся за высокую плату предпочитали работать на предприятиях иностранного капитала и госсектора. С целью избежать растущего недовольства местной буржуазии и хоть каким-то образом возместить нехватку рабочих рук правительство разрешило въезд в страну иностранным рабочим. К 1980 г. 40 тыс. человек, в основном из соседней Гайаны, прибыли в Суринам15. Приток дешевой, но малоквалифицированной рабочей силы не мог существенным образом повлиять на положение вещей в производственной сфере. Правительство пыталось поставить себе в заслугу ускорение ежегодных темпов роста валового национального продукта после провозглашения независимости: 1970-1974 гг. -3%; 1974—1978 гг. - 5,7% (средние показатели). Но рост приходился в основном на отрасли, работавшие на экспорт и находившиеся в руках иностранного капи- 14 Caribbean Review. 1980. N 2. P. 60. О причинах и социально-политических последствиях эмигра 15 Le Monde. 1980. 27 fйvr. 481 31 История Латинской Америки Глава 19. Суринам: обретение независимости тала. В других сферах общественного производства наблюдался угрожающий спад. Недовольство национальной буржуазии политикой правительства Хенка Аррона стало очевидным в 1977 г., когда кабинет покинула буржуазно-националистическая НРП во главе с адвокатом Эдди Брумой. НРП являлась единственным крупным политическим представителем интересов национальной буржуазии. Показателем отсутствия единства среди последней послужил раскол НРП в январе 1979 г. В результате раскола ее левый центр во главе с профсоюзным лидером Фредом Дерби вышел из партии и стал искать пути к сотрудничеству с прогрессивными партиями и организациями. Но не разногласия в буржуазных кругах представляли главную угрозу режиму. В стране наблюдался быстрый рост народного движения. Ведущей его силой являлся рабочий класс, организованный в профсоюзы. Главной проблемой в 1974-1975 гг. все профсоюзы считали рост безработицы. Правительство Хенка Аррона мало что сделало для сокращения числа безработных. Те проекты, которые рассматривались как приоритетные для национальной экономики, не сулили долговременного роста занятости. Наоборот, с окончанием строительства железной дороги и ряда других объектов по проекту "Каболебо" тысячи людей лишились постоянного заработка16. Если в 1975-1978 гг. безработица сокращалась, то с 1979 г. она вновь начала расти. И это несмотря на то, что почти половина населения покинула страну. Рабочий класс, демократические силы все лучше понимали, кто является истинным виновником народных бед, и на политику властей отвечали массовыми протестами. Так, в конце 1979 г. Конфедерация государственных служащих организовала забастовку с требованием компенсации последствий инфляции. За период 1972-1978 гг. цены выросли на 111%, тогда как заработная плата в госсекторе только на 63%17. Прошли стачки докеров, рыбаков, работников отелей и ресторанов. Страну могла парализовать намечаемая забастовка горняков. Антиправительственные стачки, манифестации, митинги протеста, организованные по инициативе профсоюзов, грозили перерасти в общенациональные выступления трудящихся против прогнившего режима. К выступлениям рабочего класса и служащих присоединялись крестьяне. Особую активность проявили сельские организации в защите своих земель от посягательств транснациональных корпораций. Индейцы, мароны, креолы организовали в 1978—1979 гг. совместные демонстрации и сбор подписей под петициями, требующими остановить насильственное изгнание людей с родных мест. Большой общественный резонанс имел трехдневный марш протеста крестьян из Альбины в Парамарибо. Кампании протеста достигли кульминационной точки во время пикетирования мальчиками из деревни Апуеры бульдозеров, присланных для сноса домов индейцев. В конечном счете бульдозеры победили. Но то была пиррова победа. Заснятая корреспондентами сцена уничтожения деревни обошла все столичные газеты и вызвала бурю возмущения. Левые политические партии, профсоюзы и другие массовые организации осудили акцию властей. Начался сбор средств в фонд помощи пострадавшим от насильственного переселения. В 1979 г. молодежные организации начали кампанию за получение избирательных прав молодежью начиная с 18 лет (согласно конституции избиратель- 16 Caribbean Review. 1982. N 1. P. 36. 17 De Wake Tijd. 1980. 2 mai. Глава 19. Суринам: обретение независимости ные права предоставлялись с 21 года). Женщины, лишенные по закону права участвовать в коммерческих сделках, вступать в договорные отношения как юридически ответственные лица без согласия своих родителей или мужей, все активнее выступали за равноправие в различных сферах общественной жизни. Если вначале протесты ограничивались отдельными критическими статьями в газетах и журналах, то с 1978 г. начались массовые демонстрации с требованием немедленной эмансипации. С осуждением несправедливой социальной политики властей выступили различные творческие союзы, а также объединение пенсионеров. Режим Хенка Аррона за свою открыто проимпериалисгическую, антинациональную политику подвергся критике даже со стороны консервативного Комитета христианских церквей Суринама18. В католических кругах набирало силу прогрессивное течение рядовых священников за "христианский социализм". В июле 1979 г. священники организовали демонстрацию под демократическими лозунгами. Между тем правительство все чаще проявляло признаки разложения и коррупции, демонстрировало полную неспособность справиться со стоявшими перед страной проблемами. В 1976 г. парламенту был представлен на рассмотрение проект о передаче свободных земель в руки 11,5 тыс. мелких фермеров. Обсуждение закончилось "неожиданным" решением передать землю 14 крупным землевладельцам. Деградация системы "парламентарной демократии" особенно явственно проявилась в так называемом деле Корндийка, когда смерть в 1979 г. одного из членов парламента от правящего блока вызвала правительственный кризис. Оппозиция отказалась проголосовать по принятой в подобных случаях традиции за избрание членом высшего законодательного органа кандидата от НПО Корндийка и потребовала проведения досрочных парламентских выборов. Только спустя три месяца был достигнут компромисс: НПО согласилось на досрочные выборы в марте 1980 г., а оппозиция обязалась более не препятствовать избранию Корндийка членом парламента. Однако компромиссы исчерпали себя, ибо страна становилась неуправляемой. В новогоднем послании к нации (декабрь 1979 г.) председатель парламента Э. Вэйнтуин отмечал: "Оглядываясь назад, в год 1979, мы должны признать, что он не приблизил нас к национальному единству... Массовая эмиграция из страны, рост преступности на улицах, безработица, трудности в развитии и управлении стали доминировать"19. Суринам вступил в период общенационального кризиса. Компрадорская буржуазия уже успела показать свою неспособность управлять страной, но добровольно власть уступать не собиралась. Национальная буржуазия была экономически не развита и политически слаба. Главная ее представительная сила, Националистическая республиканская партия, испытывала последствия глубокого раскола в своих рядах. Напуганное размахом классовой борьбы в стране, руководство НРП заявило о намерении выступить на мартовских выборах в блоке с консервативной ППР. Средние слои не были должным образом организованы, не имели собственной политической программы и поэтому также не могли претендовать на ведущую роль в социальных преобразованиях. 18 Crisis in the Caribbean. P. 180. 19 Caribbean Review. 1980. N 2. P. 5. Глава 19. Суринам: обретение независимости Рабочий класс Суринама, несмотря на рост его организованности и сознательности, еще не имел революционной партии авангардного типа и находился под сильным воздействием реформизма и (в меньшей мере) левацких воззрений. Профсоюзы Суринама были не настолько политизированы и объединены, чтобы стать главной силой социальных перемен, как это случилось в Боливийской революции 1953 г., когда именно благодаря решающему участию горняков была разгромлена армия, незаконно узурпировавшая власть20. В результате суринамские военные организовали и возглавили восстание в условиях политической нестабильности и острого кризиса всей социальной системы, когда в стране возникло известное равновесие классовых сил. Именно в такие исторические моменты один из самых сильных институтов государственной власти - армия - может встать над классами, которым он раньше служил и иногда даже действовать вопреки интересам этих классов, как это произошло в Суринаме с приходом к власти военных в феврале 1980 г. Политическая эволюция суринамской армии происходила постепенно. После 25 ноября 1975 г. старая колониальная армия была заменена национальными вооруженными силами численностью в 1000 человек (не считая полиции). По указанию Хенка Аррона и командующего вооруженными силами полковника И. Элстака в армии была введена суровая дисциплина. Высшие командные чины позволяли себе, однако, жить в роскоши и вести светский образ жизни. Недовольство военных особенно сильно проявилось среди сержантского состава, насчитывавшего 200 человек. Сержантов не удовлетворяли маленькие размеры жалованья, низкие шансы продвижения по службе, плохие отношения с офицерами. И, наконец, они выступали за образование союза военнослужащих, наподобие существующих в голландской армии. В 1977 г. нелегально был создан Союз сержантов, который развернул широкую пропаганду своих взглядов на демократизацию армии среди военнослужащих. За ведение "подрывной работы" в войсках лидеры союза были арестованы, на что 100 сержантов ответили организацией сидячей забастовки протеста у стен парламента. Полковник Элстак и стоящее за ним правительство были вынуждены отступить и освободить заключенных. Осенью 1979 г. была образована представительная комиссия для разбора жалоб солдат и сержантов. Однако ее доклад, представленный правительству в январе 1980 г., так и не был опубликован. Согласно проникшим в печать сведениям в нем содержалась резкая критика армейской верхушки, осуждалась практика применения огульных наказаний и средневековая манера командования И. Элстака. Еще раньше, разуверившись в справедливости "сверху", солдаты и сержанты объединились в единую организацию - Союз военнослужащих (Bond van mil-itair kader - Бомика). 25 января 1980 г. от имени союза правительству была направлена телеграмма, в которой содержалось требование отставки полковника И. Элстака и его адъютанта Р. Эсседа за "провоцирование антиправительственных актов накануне проведения парламентских выборов"21. Авторы телеграммы имели в виду отказ военного руководства предать гласности уже упоминавшийся отчет комиссии по разбору жалоб солдат и офицеров и пойти на прямые переговоры с Бомика. 20 Parlamento Nacional. CLI Legislature, periodo ordinario de 1962. La Paz, 1962. Т. 1. P. 95. 484 21 Crisis in the Caribbean. P. 183. Глава 19. Суринам: обретение независимости В ответ на телеграмму премьер-министр Хенк Аррон направил в казармы полицию, которая арестовала руководителей Союза военнослужащих - сержантов Б. Ситала, Л. Нида и Ч. Абрахамса. Часть активистов Бомика смогла избежать ареста и ушла в подполье. Убежище военным предоставили профсоюзы и другие массовые организации. Профсоюзы поддержали требование о признании Бомика в качестве полноправного представителя солдат и сержантов. Был организован сбор средств в фонд помощи союзу. По призыву профсоюзов и молодежных организаций тысячи людей собрались у стен тюрьмы, где содержались арестованные сержанты, с требованием их немедленного освобождения. На этот раз правительство уступать не собиралось. По-видимому, власти провоцировали новые волнения, надеясь на их подавлении заработать себе политический капитал к парламентским выборам у сторонников жесткой линии. Некоторые сержанты обратились за советом к лидерам небольшой левоцентристской Народной партии (НП), которым они доверяли. Но в ответ их призвали ждать итогов выборов. В случае проведения в парламент своих представителей НП обещала бороться за официальное признание Союза военнослужащих22. А в это время Б. Ситал, Л. Нид и Ч. Абрахаме подвергались пыткам в тюрьме, остававшихся на свободе активистов Бомика преследовали по всей стране. Другие левые партии занимали выжидательную позицию, да и не могли при всем желании оказать большую, чем НП, помощь преследуемым патриотам. Выход из сложной ситуации, на первый взгляд неожиданно, предложила буржуазно-националистическая НРП. Партия Э. Брумы довольно отчетливо представляла как потенциальные возможности, так и опасности, связанные с победой Бомика. Военные могли положить конец всевластию империализма и компрадорской буржуазии в Суринаме. Но они же могли пойти и дальше влево. О возможности подобной эволюции свидетельствовал выпущенный в одной из профсоюзных типографий меморандум Бомика, в котором речь шла о необходимости превращения национальных вооруженных сил из репрессивного орудия в руках империализма в так называемую "армию развития", играющую активную роль в общественно-политической жизни. Заигрывая с неискушенными в политике военными, апеллируя к их законному недовольству репрессивными акциями властей и участвуя в формировании идейных воззрений лидеров Бомика, НРП надеялась подчинить возможное выступление военных своим классовым целям. Однако преобладающего влияния на Бомика буржуазная оппозиция добиться не смогла. Националистические силы рассчитывали не только на Союз военнослужащих. По приведенным в статье прогрессивного суринамского исследователя С. Хиры данным, еще в 1976 г. буржуазные круги мечтали о создании "сильного правительства, отвечающего традициям Южной Америки"23. Практическая подготовка переворота, увенчавшегося успехом 25 февраля 1980 г., началась в 1978 г. Будущий глава военного руководства Суринама Дези Боутерсе в автобиографическом интервью как-то заметил, что планы переворота были разработаны в сотрудничестве с Центральным разведывательным управлением Суринама и некоторыми не названными им политическими деятелями24, по-видимому, лидерами фракции Э. Брумы в НРП. 22 Ibid. Р. 184. 23 Ibidem. 24bid. P. 185. 485 Глава 19. Суринам: обретение независимости Д. Боутерсе не был вовлечен в деятельность Бомика, хотя был в курсе всех начинаний этой организации. И когда для Бомика не осталось легальных возможностей отстаивания своих прав, небольшая группа Д. Боутерсе при посредничестве НРП предложила свою программу действий. По нашему мнению, это вовсе не означает, что до и после переворота Д. Боутерсе являлся сторонником буржуазных кругов, как склонен считать С. Хира. Не имея в отличие от руководителей Бомика до переворота сколь-нибудь серьезных связей с левыми партиями и идя на соглашение с НРП, группа Д. Боутерсе никогда не отождествляла свою линию с планами той или иной буржуазной партии, что впрочем не помешало последующей интеграции части военных радикалов в правящую элиту страны. Со своей стороны НРП, не рассчитывая парламентским путем прийти к власти в условиях возможного социального взрыва и не доверяя "марксистам" из Бомика, сделала ставку на выступление сержантов под руководством Д. Боутерсе. Но без поддержки Бомика, а тем самым и большей части армии переворот не мог быть успешным. Поэтому Д. Боутерсе и пошел на согласование своих позиций с Союзом военнослужащих. Только после этого наступила пора решительных действий. В понедельник, 25 февраля 1980 г. в 2 часа утра группа из 16 военнослужащих под командованием старшего сержанта Д. Боутерсе захватила на главной военно-морской базе патрульный катер "S-402". На борту катера отряд по реке Суринам достиг столицы, расположенной в 2 км от базы. В то же время группа из 9 человек, захватив склад с оружием и снабдив им еще 100 участников операции, заняла помещение Генерального штаба, почти не встретив отпора. Премьер-министр X. Аррон, полковник И. Элстак с несколькими офицерами и отряд полицейских заняли оборону в здании полицейского управления. Однако к утру сопротивление защитников существующего режима было сломлено. X. Аррон -арестован, а затем выслан из страны. В своеобразных условиях Суринама в обстановке нестабильного классового равновесия на руководящую роль в революционном процессе выдвинулись прогрессивные круги вооруженных сил. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ СТРАНЫ В ПОИСКАХ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ (1980-1991) Вскоре после выступления 25 февраля 1980 г. был образован Национальный военный совет (НВС). Он представлял сержантский и рядовой состав армии. Прогрессивным военным удалось не только отстранить от руководства армией реакционный штаб во главе с полковником И. Элстаком, но и привлечь на свою сторону рабочий класс, широкие мелкобуржуазные слои города и деревни, заручиться поддержкой части буржуазии, заинтересованной в ликвидации экономической отсталости, ослаблении зависимости от иностранного капитала. По закону об аграрной реформе в 1981-1985 гг. 8 тыс. суринамских крестьян получили землю. При этом делался упор на развитие кооперативного сектора НВС было организовано пенсионное обеспечение по старости и инвалидности. Медицинская помощь стала предоставляться за минимальную плату. После переворота по предложению Д. Боутерсе его сторонники создали 486 движение 25 февраля. До ноябрьских выборов 1987 г. это движение имело наи- Глава 19. Суринам: обретение независимости большее представительство в парламенте, что гарантировало проведение прогрессивных реформ. Во внешней политике руководство страны придерживалось принципов неприсоединения и развития отношений со всеми странами, в том числе с социалистическими. Так, в декабре 1984 г. в Парамарибо была подписана программа научного и культурного сотрудничества между СССР и Суринамом. Империалистические круги и суринамская реакция, тесно взаимодействуя друг с другом, выступили против военного режима. Нидерланды отказались от оказания обещанной ранее внушительной (4 млрд долл.) финансовой помощи молодой южноамериканской республике. На территории Нидерландов при поддержке властей развернули активную деятельность различные право-эмигрантские организации. С января 1983 г. большинство из них объединились в рамках Совета освобожденного Суринама. С лета 1986 г. в восточных районах страны на границе с Французской Гвианой развернули повстанческие действия группы реакционеров во главе с бывшим суринамским военнослужащим Ронни Брунсвийком. До того как стать лидером "повстанческой армии", он успел испытать себя в вооруженном ограблении банков, за что был выдворен из рядов вооруженных сил и отдан под суд. Брунсвийк, видимо, так и не вышел бы на политическую авансцену, если бы не заручился всесторонней поддержкой Совета освобожденного Суринама, а также империалистических кругов. По сообщению американского журнала "Ньюсуик", еще в 1981 г. ЦРУ подготовило план свержения Национального военного совета. Он предусматривал сколачивание хорошо вооруженной группы из суринамских эмигрантов, которая должна была проникнуть в Парамарибо и "помочь восстановлению демократии". На суринамские операции только в 1981-1982 гг. ЦРУ было выделено 12 млн долл.25 И подрывные действия групп Р. Брун-свийка в 1986—1987 гг. были лишь продолжением целой цепи военно-политических акций США и Нидерландов по дестабилизации режима в Суринаме. В конце 1986 г. резко осложнились отношения Суринама и с Францией. Сури-намское руководство было вынуждено выразить озабоченность по поводу переброски французских войск во Французскую Гвиану с Мартиники и Гваделупы и обратилось в ООН с просьбой о созыве Совета Безопасности в связи с опасностью вооруженного вторжения в страну наемников с территории Французской Гвианы. Воспользовавшись осложнением внутриполитической обстановки в Суринаме, нерешенностью ряда важных экономических проблем, легальная буржуазная оппозиция потребовала скорейшего проведения парламентских выборов и передачи власти гражданскому правительству. Уставший от военных действий, роста цен и безработицы избиратель качнулся вправо, поверив заманчивым посулам буржуазных партий, которые на время отложили в сторону давние взаимные претензии и создали центристскую коалицию под названием Фронт за демократию и развитие26. Эта коалиция получила на выборах 25 ноября 1987 г. более 87% голосов. Новое правительство возглавил один из лидеров Фронта, уже бывший до февральских событий 1980 г. премьер-министром Хенк Аррон. И Newsweek. 1983. 13 June. P. 19. 26 В коалицию вошли Национальная партия Суринама, Прогрессивная партия реформ и Объединенная индонезийская аграрная партия, опиравшиеся соответственно на креольскую, индийскую и яванскую этнические общины страны. Глава 19. Суринам: обретение независимости Итоги выборов нельзя назвать однозначным вотумом недоверия военным властям и созданной незадолго до выборов на базе Движения 25 февраля Национальной демократической партии. Необходимо учитывать, что еще с конца 1985 г. ведущие буржуазные партии (за исключением правоэмигрантских группировок) по взаимной договоренности с военными на постоянной основе участвовали в процессе государственного руководства. В результате, умело используя рычаги государственной власти, средства массовой информации, свой немалый опыт политических кампаний, а также незрелость общественного сознания, отсутствие должного единства и решительности в левом лагере, буржуазные партии смогли побудить избирателя голосовать в их пользу. Слабость военного руководства Суринама объективно проистекала из колебаний средних слоев в ходе демократических преобразований. Почти каждый явный шаг влево НВС сопровождался расколом в суринамской армии и очередной попыткой государственного переворота. На ходе политического развития Суринама сказались особенности формирования национального военного руководства. Выступление 25 февраля возглавили сержанты. В армии действовала авторитетная демократическая организация - Бомика, объединившая значительную часть солдатского и сержантского состава. Старый корпоративный дух колониальной армии лишился своей питательной среды после ликвидации реакционного штаба полковника Элстака. Деятели НВС, выйдя из армейских низов, часто опирались на них в борьбе с реакцией, которая в свою очередь испытывала трудности в привлечении политизированных вооруженных сил на свою сторону. Совсем иначе проходило формирование прогрессивных военных правительств в 1960-70-е годы в Перу, Панаме, Боливии, Эквадоре и Гондурасе. "Революции сверху" здесь возглавили представители немногочисленного левого крыла старшего офицерского состава и генералитета. Влиятельных демократических союзов создано не было. Солдаты и унтер-офицеры самостоятельной роли в преобразованиях практически не играли. Большая часть офицеров придерживалась буржуазных взглядов, что самым негативным образом повлияло на динамику и практические результаты революционных процессов. Ограничиваясь самым беглым сравнением НВС Суринама с военным руководством других латиноамериканских стран, нельзя не прийти к выводу о существенных различиях между ними. Но в главном, а именно в антиимпериалистической, прогрессивной направленности военных режимов есть много общего. Опыт исторического развития Суринама вновь подтверждает необходимость дальнейшего углубленного исследования проблемы генезиса прогрессивных военных режимов, определения степени позитивного участия военных в государственном руководстве в условиях развития "революции сверху". В самом общем плане, на наш взгляд, степень позитивной роли прогрессивных военных в руководстве страной определяется практической возможностью гражданских левых организаций заменить представителей вооруженных сил в отправлении государственных функций. Чем активнее содействуют представители вооруженных сил трансформации военного режима в режим социальный (по мере развития революции), тем выше их прогрессивная историческая роль в судьбах своей страны. Важно не только проведение национализации, аграрной реформы и других общественных преобразований, но и параллельно этим мерам (а лучше и с определенным опережением) организованное и сознательное включение народных масс в револю-488 ционный процесс. Глава 19. Суринам: обретение независимости Военные прогрессивные режимы терпели поражения, а вместе с ними и революционно-демократические движения потому, что проявляли на решающих этапах революционного процесса неспособность к корреляции социально-экономических преобразований и политической активности масс. Разумеется, свою крайне негативную роль сыграло бюрократическое перерождение Советского Союза и других восточноевропейских стран, что заблокировало эффективную помощь извне военным и гражданским демократам в Суринаме и, наоборот, стимулировало давление и открытое вмешательство со стороны правящих элит Западного мира. Все это со всей очевидностью проявилось в декабре 1990 г., когда военные во главе с Д. Боутерсе, опираясь на рост массового недовольства политикой президента Р. Шанкара и главы правительства X. Аррона, осуществили государственный переворот. США, Нидерланды, Франция немедля приняли жесткие меры экономического и политического давления на Суринам, в то время как идущий к своему краху Советский Союз был озабочен исключительно собственными проблемами и помощью НАТО в успешном завершении "бархатных революций" в Восточной Европе. В мае 1991 г. под давлением "мирового сообщества" военный режим пошел на проведение всеобщих выборов, победу на которых одержала коалиция Новый фронт за демократию в составе Национальной партии Суринама, Прогрессивной партии реформ и других более мелких организаций. НОВЫЙ ЭТАП "НЕСТАБИЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ" (1991-2000) В 1991 г. президентом страны был избран член НПС Р. Венетиан, а сформированное правительство возглавил член ППР Ж. Ажодиа. Программа радикальных рыночных реформ, предложенная новым кабинетом, изначально не вызвала восторга у населения. Последствия ее реализации были столь удручающими, что в 1994 г. власти дали обратный ход процессу либерализации рынка. Р. Венетиан, стремясь стабилизировать валюту, ограничить инфляцию, достигшую 240% и прекратить выступления студентов, требующих снижения цен, пообещал продолжить субсидирование правительством основных видов продовольствия и топлива, введение контроля над ценами и возврат к официальному обменному курсу валют. Венетиан заявил, что решил приостановить реформы "в интересах народа". Он заявил, что был вынужден предпринять этот шаг, поскольку бывший колониальный правитель Суринама - Нидерланды не предоставили обещанной помощи, необходимой для поддержания программ перехода к рынку. Специфический суринамский национализм в сочетании с недовольством Голландии местной коррупцией помешал сотрудничеству с бывшей метрополией. Венетиан, бывший школьный учитель, обвинил голландских потребителей в том, что Суринам оказался в черном списке латиноамериканских стран, виновных в распространении наркотиков. Причины слабой эффективности в борьбе с наркомафией имели глубокие социальные корни. В середине 1990-х годов безработными в Суринаме были 20% трудоспособного населения. Росту всякого рода преступности способствует ярко выраженная религиозная клановость при разросшемся до неимоверных размеров государственном аппарате. Достаточно сказать, что на 11 жителей, 489 Глава 19. Суринам: обретение независимости включая детей, там приходится 1 чиновник. Именно эта паразитирующая каста и создала отлаженную сеть наркомафии. К этому следует добавить, что во время получения в 1975 г. Суринамом независимости в бывшую метрополию -Нидерланды эмигрировали около 300 тыс. суринамцев. Из их числа образовалась "европейская часть кокаиновой цепочки"27. Р. Венетиан и правительство страны решили, пытаясь скрыть свою беспомощность перед наркомафией, отыграться на своих еще влиятельных оппонентах. Арестовать Дези Боутерсе не посмели, а вот его сына Дино обвинили в наркобизнесе, и он оказался на несколько месяцев в тюрьме. "Наркомафия проникла в армию и полицию... очень глубоко, - заявил министр юстиции Гирья-синг. - Взять настоящих боссов очень трудно". На встрече с прессой министр не указал, сколь высок уровень коррупции, но признал, что некоторые чины армии и полиции были среди 117 человек, арестованных в 1994 г. по обвинениям, связанным с торговлей наркотиками. Но кто из военных и полицейских чинов мог более эффективно покровительствовать наркодельцам - ставленники гражданского правительства или лишь отчасти сохранившие свои позиции в армии сторонники Д. Боутерсе? Выборы 1996 г. продемонстрировали поддержку населением военно-гражданской оппозиции режиму в лице Национально-демократической партии. На выборах 1987 г. только что созданная НДП не имела успеха, но после нового военного переворота в декабре 1990 г. кабинет министров возглавил член руководства партии Ж. Вейденбос (фактический лидер - Д. Боутерсе). На выборах 1991 г. партия получила уже 12 депутатских мест в Национальной ассамблее (из 51). И, наконец, во время выборов 1996 г. часть вооруженных сил, центристских и левоцентристских сил поддержали Ж. Вейденбоса, который был избран президентом страны, и представительство НДП в Национальной ассамблее увеличилось до 16 депутатов. НДП пользовались поддержкой большей части армии; политическая программа партии предусматривала борьбу за национальную консолидацию общества на основе сбалансированной рыночной экономики и социальной справедливости. Партия в начале своей истории, отстаивая интересы в основном креольского населения Суринама, со вр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.151 (0.015 с.) |